Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К НЕПРЕРЫВНОМУ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ'

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К НЕПРЕРЫВНОМУ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-экологическое образование / непрерывное социально-экологическое образование / педагогические условия / профессиональная подготовка / учитель / socio-ecological education / continuous socio-ecological education / pedagogical conditions / professional training / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. А. Ниязова

В статье обозначена актуальность непрерывного социально-экологического образования в интересах устойчивого развития, а также раскрыта специфика процесса профессиональной подготовки учителя к непрерывному социально-экологическому образованию через разработку модели непрерывной подготовки будущего учителя и содержательно-процессуальной модели профессиональной подготовки будущего учителя к непрерывному социально-экологическому образованию. Представлены педагогические условия и дано описание их внедрения в образовательный процесс по подготовке будущего учителя к реализации непрерывного социально-экологического образования обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF THE FUTURE TEACHER'S PROFESSIONAL TRAINING FOR CONTINUOUS SOCIO-ECOLOGICAL EDUCATION

The article identifies the relevance of continuous socio-environmental education in the interests of sustainable development, and also reveals the specifics of the process of teacher training for continuous socio-environmental education through the development of models of continuous training of future teachers and a structural and content model of professional training of future teachers for continuous socio-environmental education. Pedagogical conditions are presented and a description of their implementation in the educational process for preparing future teachers for the implementation of continuous socio-ecological education of students is given.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К НЕПРЕРЫВНОМУ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ»

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К НЕПРЕРЫВНОМУ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

А. А. Ниязова, к. пед. н., доцент

Сургутский государственный педагогический университет, Сургут, Россия

THE SPECIFICS OF THE FUTURE TEACHER'S PROFESSIONAL TRAINING FOR CONTINUOUS SOCIO-ECOLOGICAL EDUCATION

A. A. Niyazova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia

В статье обозначена актуальность непрерывного социально-экологического образования в интересах устойчивого развития, а также раскрыта специфика процесса профессиональной подготовки учителя к непрерывному социально-экологическому образованию через разработку модели непрерывной подготовки будущего учителя и содержательно-процессуальной модели профессиональной подготовки будущего учителя к непрерывному социально-экологическому образованию. Представлены педагогические условия и дано описание их внедрения в образовательный процесс по подготовке будущего учителя к реализации непрерывного социально-экологического образования обучающихся.

Ключевые слова: социально-экологическое образование, непрерывное социально-экологическое образование, педагогические условия, профессиональная подготовка, учитель.

The article identifies the relevance of continuous socio-environmental education in the interests of sustainable development, and also reveals the specifics of the process of teacher training for continuous socio-environmental education through the development of models of continuous training of future teachers and a structural and content model of professional training of future teachers for continuous socio-environmental education. Pedagogical conditions are presented and a description of their implementation in the educational process for preparing future teachers for the implementation of continuous socio-ecological education of students is given.

Keywords: socio-ecological education, continuous socio-ecological education, pedagogical conditions, professional training, teacher.

Экологическая ситуация XXI в. отличается остротой, противоречивостью, возрастающими кризисами не только в социоприродной среде, но и кризисным состоянием самого человека, обусловленным веками сложившимся образом его жизни, потребностями, действиями и поведением. В связи с чем возникает необходимость в преобразовании личности, переориентации ее на социально-экологическое взаимодействие в системе «человек-природа-общество». В качестве стратегического решения социально-экологических проблем в названной системе определена Концепция устойчивого развития (1987, 1992), где важнейшим механизмом обеспечения устойчивого развития, как природы, так и общества определено образование в интересах их устойчивого развития [7]. В «Стратегии ЕАК ООН для образования устойчивого развития» (2005), основная цель которой — содействие устойчивому развитию и включение образования как базы для устойчивого развития природы и общества в систему формального и

неформального образования, принципиально важным является концептуальное, содержательное и организационное расширение социально-экологического образования, направленного на формирование экологической культуры и развитие социально-экологической образованности личности.

Современная социокультурная и экологическая ситуации существенно изменили роль учителя в преодолении экологического кризиса и содержание его деятельности, выводя его за пределы узкопрофессиональной предметной подготовки и повышая меру ответственности за результаты социально-экологического образования обучающихся, что порождает потребность в становлении новой профессиональной системы подготовки будущих учителей, где ключевую роль играет непрерывное социально-экологическое образование. Непрерывность социально-экологического образования выражена и в использовании возможностей неформального образования в формальном [4].

Непрерывное социально-экологическое образование — это образование, связанное с овладением разносторонними знаниями о социоприродной среде, приобретением умений и опыта решения социально-экологических проблем, предвидением возможных негативных последствий и их предупреждением, а также потребностью в: постоянном взаимодействии с природой, обществом, другими людьми и самим собой, природообразующей деятельностью; участии личности в природоохранном движении, бережном отношении к природе, заботе о ее сохранении и гражданской ответственности за ее состояние.

Актуальность непрерывности социально-экологического образования, подчеркнута в законодательных документах: «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» [1], Указ Президента РФ «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» [6], Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [5], которые ориентируют систему образования на формирование нового типа личности в параметрах рационального взаимодействия в системе «человек — природа — общество».

Подготовка подрастающего поколения к взаимодействию в социоприродной среде носит целенаправленный характер, что отражено в Концепции экологического образования в системе общего образования, которая представляет собой систему взглядов на совершенствование экологического образования по формированию экологической культуры обучающихся с учетом его уровней: дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Обобщая вышесказанное, отметим, что под непрерывностью социально-экологического образования понимается взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития личности на протяжении всей жизни. Проведенный анализ исследований показал, что результатами непрерывного экологического и социально-экологического образования определены экологическая культура, экологическое сознание, экологическая компетентность, экологическая направленность, экологическое сознание и т. д. [2, 3, 7, 8]

Исходя из ФГОС общего образования каждого из уровней нами выделены составляющие социально-экологического образования, которые необходимо учитывать в процессе подготовки будущего учителя к непрерывному социально-экологическому образованию. С целью поэтапного профессионального становления и качественных изменений в структуре личности будущего учителя нами разработана модель непрерывной профессиональной подготовки будущего учителя к социально-экологическому образованию, — как организационно открытая структура, выстроенная на основе взаимосвязи следующей уровней образования: общее образование (дошкольное образование,

начальное, основное, среднее); высшее образование (бакалавриат, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации) и дополнительное профессиональное образование с учетом его видов (формальное, неформальное, информальное).

На каждом из перечисленных уровней определены содержание, формы, методы и результат социально-экологического образования, с которыми будущий учитель знакомится в процессе получения педагогического образования.

Основным результатом профессиональной подготовки будущего учителя к непрерывному социально-экологическому образованию нами определена социально-экологическая образованность. Анализ понятия «экологическая образованность» показала ограниченность его использования в психолого-педагогических исследованиях. В условиях реализации Концепции устойчивого развития усилена его социальная составляющая, которая выражена в понятии «социально-экологическая образованность».

Социально-экологическая образованность — это ведущее качество, единство компонентов (мотивацион-но-ценностный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный), обуславливающих готовность будущего учителя к непрерывному социально-экологическому образованию с учетом: 1) понимания значимости знаний и умений социально-экологической направленности; 2) осознания смысла, ценностей отношений в системе «человек-природа-общество»; 3) проектирования индивидуально-образовательной траектории развития личности.

С целью эффективной профессиональной подготовки будущего учителя нами разработана содержательно-процессуальная модель подготовки будущего учителя. В профессиональной подготовке будущего учителя важными являются педагогические условия, которые направлены на развитие социально-экологической образованности будущего учителя как результата его готовности к реализации непрерывного социально-экологического образования.

Анализ понятия «педагогические условия» показал, что в научной литературе оно рассматривается как обстановка, ситуация, характеристика среды, обеспечивающие взаимодействие компонентов профессиональной подготовки, позволяющие преподавателю эффективно организовывать образовательный процесс, а студенту — получать образование и формировать необходимые компетенции [8, 9]. Под педагогическими условиями в рамках данного исследования мы понимаем совокупность содержания, технологий, методов, организационных форм, среды (социоэкоори-ентированной, информационно-образовательной, цифровой и т. д.), используемых в профессиональной подготовке будущего учителя к непрерывному социально-экологическому образованию.

В процессе опроса ППС и практикующих педагогов нами выделены следующие условия:

Формальное, неформальное и информальное образование в профессиональной подготовке будущего учителя

Формальное образование

Неформальное образование

Информальное образование

Реализация ФГОС направления «Педагогическое образование» и наполнение учебного плана дисциплинами социально-экологической направленности: «Социальная экология», ДВ: «Экологическая педагогика», «Основы экологического воспитания»; дополнение содержания психолого-педагогических дисциплин темами, отражающими социально-экологическую информацию.

Ведущие педагогические (Школа вожатых, Школа «Юный эколог» и т. д.) и социальные практики (эко-волонтерство, акции и т. д.), а также в тренинги, экологические проекты, научно-практические конференции и т. д.

Самообразование, совершенствование личности в области социальной экологии, экологии региона, (посещение мероприятий социально-экологической направленности: музея природы, театральных постановок, выставок фото, картин по экологическим проблемам и т. д.).

1. Создание социоэкоориентированной образовательной среды на основе взаимосвязи ресурсов, процессов, внутренних и внешних факторов ее развития.

2. Интеграция формального, неформального и информального образования, гуманитарного и естественно-научного знания для результативной деятельности будущего учителя в реализации непрерывного социально-экологического образования.

3. Внедрение информационно-коммуникационных, цифровых и интерактивных технологий в образовательный процесс вуза, в том числе в социально-экологическое образование.

4. Развитие инициативности и субъектности через включение будущего учителя в педагогические и социально-экологические практики с увеличением применения приемов мотивирования и тактик поддержки.

Организованная экспериментальная работа по профессиональной подготовке будущего учителя в период с 2017—2022 гг. показала эффективность выше обозначенных условий.

При реализации первого условия, акценты были сделаны на внешние и внутренние связи вуза. Актуальными связями стало взаимодействие вуза с образовательными организациями, которые принима-

ли активное участие в практической подготовке будущего учителя, а практикующие педагоги выступили наставниками студентов в период прохождения различных видов практик.

Второе условие, связанное с интеграцией формального, неформального и информального образования, обеспечивало линейную непрерывность, переходя из одной вида образования в другой. Представим составляющие формального, неформального и инфор-мального образования, использованные в профессиональной подготовке учителя к непрерывному социально-экологическому образованию (см. таблица).

Реализация третьего условия было связано с внедрением различных технологий в образовательный процесс вуза, в том числе в социально-экологическое образование, а именно:

• образовательных: проблемного, контекстного обучения, кейс-стади, обучения в сотрудничестве и т.д.;

• информационно-коммуникационных, обеспечивающих создание экологических игр, квестов, кроссвордов с использованием анимационных эффектов и интерактивной доски и т.д.

• цифровых, способствовавших внедрению разработанных электронных учебников с использованием

Сравнительные результаты социально-экологической образованности будущего учителя (констатирующий и контрольный этапы, %).

а — констатирующий этап; Ъ — контрольный этап.

системы Moodle (например, электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Социальная экология»), LearningApps.org, обучение в онлайн режиме с использованием платформ: Zoom, Microsoft Teams и т. д.

Реализация четвертого условия, связанного с развитием инициативности и субъектности будущего учителя было организовано через различные тренинги на развитие коммуникативных и организаторских способностей, через эковолонтерство и школу вожатых, школу юного эколога, где непосредственно принимали участие не только студенты-будущие педагоги, но и сами обучающиеся.

Анализ полученных результатов исследования, представленных на рисунке, показала положительную динамику в развитии социально-экологической образованности, что доказывает эффективность реализованных педагогических условий в профессиональной подготовке учителя к непрерывному социально-экологическому образованию обучающихся.

Литература

1. Государственная программа «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г.»: утв. Президентом Российской Федерации от 30 апреля 2012 года). Текст: электронный // КонсультантПлюс — надежная правовая поддержка: официальный сайт компании «КонсультантПлюс». URL: https://client.con-sultant.ru/site/list/?id=1013750736 (дата обращения 03.10.22).

2. Гагарин А. В. Экологическая компетентность личности: психолого-акмео-логическое исследование. Москва. 2011; 160 с.

3. Тришаева Ю. М. Компетентностный подход в экологическом образовании студентов педагогического вуза. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2009; 1: 21—26.

4. Макарский А.. М.. Неформальное экологическое образование и вопросы устойчивого развития. Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2007; 5: 226—229. URL: https://cyberleninka.ra/article/n/neformalnoe-ekologicheskoe-obrazovanie-i-voprosy-ustoychivogo-razvitiya (дата обращения: 09.10.2022).

5. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. КонсультантПлюс — надежная правовая поддержка: офици-

Так, по мотивационно-ценностному компоненту прирост респондентов с высоким уровнем составил 23,9% (с 33,3 до 57,2%), по когнитивному компоненту — 26,3% (с 20 до 46,3%), по деятельностному компоненту — 20% (с 28,8 до 48,8%) и рефлексивно-регулятивному — 35,5% (с 13,3 до 48,8%).

Таким образом, профессиональная подготовка будущего учителя к непрерывному социально-экологическому образованию имеет определенную специфику, выраженную в системности деятельности вуза, которые отражены в модели непрерывной профессиональной подготовки и содержательной процессуальной модели, где ключевую роль играет внедрение педагогических условий, обеспечивающих развитие социально-экологической образованности в процессе интеграции формального, неформального и инфор-мального образования.

альный сайт компании «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 03.10.2022).

6. О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента Российской Федерации от 19.04.2017 № 176. Текст: электронный // КонсультантПлюс — надежная правовая поддержка: официальный сайт компании «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215668/71330e43fc48 d840d45e7c44eb8e184f03207692/ (дата обращения: 05.10.2022).

7. Степанов С. А. Экологическое образование для устойчивого развития как важное направление модернизации высшей школы России: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.01, М. 2011; 57 с.

8. Удовыченко О. Д.. Педагогические условия формирования экологической культуры студентов географических специальностей: дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. Ставрополь, 2005; 183 с.

9. Шилова В. С. ИКТ в подготовке будущего учителя к социально-экологическому образованию школьников. Социально-экологическое образование учащейся молодежи: проблемы и перспективы: юбилейный сб. науч. ст. / отв. ред. В. С. Шилова. Ульяновск 2020; 86—88. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=42421734 (дата обращения: 07.10.2022). Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.