ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
ART 201046 2020, № 06 (июнь) УДК 378.147
Социально-экологический подход в профессиональной подготовке будущего педагога
Ниязова Амина Абтрахмановна1
Сургутский государственный педагогический университет, Сургут, Россия
Аннотация. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена требованиями к личности современного педагога в целях реализации социально-экологического образования обучающихся в условиях экологического кризиса и устойчивого развития общества. Значимость профессиональной подготовки будущего педагога к реализации задач социально-экологического образования и педагогической деятельности в данной области подчеркнута в Экологической доктрине, Концепции устойчивого развития, Концепции непрерывного экологического образования и т. д. Цель исследования - определение значимости социально-экологического подхода в профессиональной подготовке будущего педагога к социально-экологическому образованию обучающихся. В статье представлены ведущие способы изучения феномена социально-экологического подхода, а также взгляд автора на социально-экологический подход как теоретико-методологический, определяющий содержательно-процессуальную составляющую профессиональной подготовки будущего педагога к социально-экологическому образованию обучающихся. Социально-экологический подход в образовании сочетает в себе социальный и экологический подходы, что интегрирует науки и позволяет более целостно изучать определенные проблемы, например развитие социально-экологической образованности, формирование экологической культуры, социально-экологическое взаимодействие личности в социоприродной среде и т. д. Согласно зарубежным исследованиям, социально-экологический подход включает четыре компонента: население, среду, технологию и организацию, которые нашли отражение в педагогической системе непрерывного социально-экологического образования в вузе, включающего субъектов образовательного процесса, экологосообразную образовательную среду, технологии, формы, методы социально-экологического образования, процесс проектирования и организации профессиональной подготовки к предстоящей деятельности по социально-экологическому образованию обучающихся. В основе социально-экологического подхода лежит принцип междисциплинарности, способствующий взаимодействию двух или более научных дисциплин, каждая из которых выступает самостоятельной, с одной стороны, и предполагает объединение усилий в решении и исследовании определенных проблем - с другой. Такой междисциплинарной наукой выступает социальная экология. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты, а также учебное пособие «Социальная экология» могут быть использованы в процессе проектирования содержания социально-экологического образования в вузе и при формировании социально-экологических знаний будущего педагога.
Ключевые слова: подход, методологический подход, социально-экологический подход, социально-экологическое образование, профессиональная подготовка, будущий педагог.
Поступила в редакцию Received 28.04.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 25.05.20
Принята к публикации Accepted for publication 25.05.20 Опубликована Published 29.06.20
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Ниязова Амина Абтрахмановна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогического и специального образования БУ «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургут, Россия
Введение
В условиях экологического кризиса и устойчивого развития общества актуальной становится система профессиональной подготовки будущего педагога, направленная на формирование и развитие у него социально-экологической образованности, включающей в себя гуманистическую и социально-экологическую направленность, социально-экологическую компетентность и рефлексивность. Одним из важных системообразующих факторов такого обновления «является формирование нового взгляда на социально-экологическое образование, основанного на соотнесении социально-экономического благополучия с культурно-образовательными традициями и ответственным отношением к природной среде» [1]. О значимости профессиональной деятельности педагога в области социально-экологического образования говорится в Экологической доктрине России [2], которая определяет необходимость создания системы непрерывного социально-экологического образования будущего педагога в вузе, построенной на основе теоретическо-методологических подходов научного знания, экологического и социально-экологического образования, одним из которых выступает недостаточно изученный подход - социально-экологический.
Исходя из вышеизложенного, целью исследования выступило определение значимости социально-экологического подхода в профессиональной подготовке будущего педагога к социально-экологическому образованию обучающихся.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Современное социально-экологическое образование в вузе - это управляемый и целостный педагогический процесс по профессиональной подготовке будущего педагога к реализации задач обучения и воспитания детей и обучающихся, определенных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования в соответствии с программами формирования экологической культуры и социализации. Процесс профессиональной подготовки будущего педагога к социально-экологическому образованию характеризуется фундаментальностью и «строится на основе теоретико-методологических подходов, определяющих систему принципов и методов изучения, проектирования и организации образовательного процесса» [3].
Представление о методологическом подходе может быть дополнено характеристиками уровней методологического знания, а именно: философского, общенаучного, конкретно-научного (педагогического) и технологического. Отметим, что каждый методологический подход отражает в себе все названные уровни методологического знания, поэтому в нем могут существовать разные теории, взгляды, положения, имеющие одну и ту же концептуальную основу исследования.
Проведенный теоретический анализ литературы позволил выделить теоретико-методологические подходы, лежащие в основе социально-экологического образования, среди которых можно назвать:
- коэволюционный, который обозначен Н. Н. Моисеевым как стратегия взаимодействия природы и общества, И. П. Гетмановым - как освоение совместного существования человека и природы [4, 5];
- системный, который составляет основу педагогического процесса и предполагает учет закономерных связей внутри системы. Согласно исследованию А. В. Борис-кина, системный подход позволяет проектировать содержание социально-экологического образования обучающихся и формировать, по мнению А. Д. Урсула, культуру устойчивого развития общества [6, 7];
- аксиологический, где, согласно исследованиям Б. А. Артеменко, Е. Б. Быстрай, отношения в социоприродной среде выступают как экологические ценности, а «человек - как неотъемлемая часть жизненной экзистенции» [8];
- средовой, в его содержании О. Г. Роговая определяет образовательную и экологическую среду, которая определена нами как одно из условий развития социально-экологической образованности будущего педагога [9];
- деятельностный, определяющий процесс деятельности человека как фактор его развития; в частности, О. Г. Трегубова выделяет ее как основу организации процесса обучения и воспитания обучающихся в области экологического образования [10] и т. д.
Однако большое количество авторов обращаются к подходам, которые взаимодополняют друг друга и усиливают как содержание, так и процесс организации социально-экологического образования, выделяя в нем определенные связи и отношения. Таким подходами явились: системно-деятельностный подход, который, по мнению исследователя К. Ш. Бакировой, направлен на описание условий и механизмов профессиональной подготовки будущего педагога [11]; системно-синергетический, рассматриваемый В. А. Игнатовой как научная методология в формировании образовательного пространства, направленного на формирование экологически культурной личности будущего педагога [12]; личностно-деятельностный подход, согласно С. А. Степанову, необходимый для обоснования содержания обучения и способов взаимодействия преподавателей и студентов [13] и т. д.
Для нашего исследования актуальным является социально-экологический подход, который раскрывает не только систему проектирования и организации социально-экологического образования будущего педагога в вузе, но и содержательно-процессуальную составляющую профессиональной подготовки будущего педагога.
Обратимся к анализу феномена «социально-экологическое», который в педагогической науке является новым, но достаточно часто используемым в понятиях: социально-экологическое воспитание, социально-экологическое развитие, социально-экологическая направленность, социально-экологическая компетентность, социально-экологическое образование, социально-экологический подход и др. Как видим, все вышеназванные понятия включают в себя две составляющие: социальную и экологическую.
Обратимся к каждой из составляющих отдельно. В процессе анализа литературы мы обнаружили использование данного понятия в различных науках: истории, социологии, психологии, педагогике, социальной педагогике. Социальный подход - это подход, способствующий анализу условий формирования и жизнедеятельности личности, направленных на достижение результатов, выступающих ведущим фактором развития коллектива и личности в коллективе [14]. Только коллектив, разделяющий общее видение, цели и стремления, способен решить стоящие перед ним задачи, в частности, в профессиональной подготовке будущего педагога к социально-экологическому образованию обучающихся.
Экологический подход (Есо^ка1 АрргоаЛ) разработан в США в конце 60-х годов ХХ столетия Дж. Гибсоном, который рассматривает его как направление, взаимодополняющее «субъект» и «окружающий мир», которые немыслимы друг без друга. Иначе данное явление он назвал так: «экологический мир, где взаимодействие в системе "человек - окружающая среда" построено на основе взаимодействия, где человек формирует соответствующими способами» социально-экологические отношения [15]. В вышесказанном мы находим социальную составляющую экологического подхода, ведь человеку присущи отношения в различных рассматриваемых нами системах: «человек - природа», «человек - природа - общество», «человек - человек».
Взаимодополняющий потенциал социального и экологического подходов рассмотрен в философии, социологии, культурологии, психологии, педагогике, экологии и т. д., которые раскрывают значение экологического процесса для социальных (гуманитарных) наук. Отметим, что результатом методологических поисков во взаимодействии наук выступила экологизация [16].
Социально-экологический подход, выступающий одним из теоретико-методологических подходов нашего исследования, является недостаточно раскрытым и изученным, в связи с чем для понимания значимости социально-экологического подхода в профессиональной подготовке будущего педагога обратимся к истории возникновения и раскрытию его содержания.
Социально-экологический подход выделен исследователями Чикагской социологической школы Р. Парком, Э. Бэрджессом, Р. Маккензи и сформирован в науке в 60-70-е годы ХХ века [17, 18]. Изучение социально-экологического подхода позволило выделить его методологические особенности, включающие:
- исследование проблем человеческой популяции на основе закономерностей макроуровня, раскрывающих систему отношений «человек - природа - общество». О социально-экологическом развитии личности в зависимости от уровней среды мы говорится в исследовании, где рассматривается не только система отношений, но и процесс социально-экологического взаимодействия;
- категориальный аппарат социологии и экологии, что позволило выделить новые понятия и по-новому описывать, объяснять различные социально-экологические феномены (социально-экологическое отношение, социально-экологическое взаимодействие, социально-экологическое образование, социально-экологическое воспитание и т. д.);
- ориентацию на изучение функциональных связей в экосистеме человека (социальной, психологической, образовательной) [19].
Из вышесказанного следует, что социально-экологическое образование сосредоточено на важных аспектах: изучении процессов, протекающих в экосистемах, особенностях воздействия человека на окружающую природную среду, выявлении особенностей взаимодействия в системе «человек - природа - общество», формировании заботы о природе и ее охране, тогда как объектом внимания образования в интересах устойчивого развития выступает использование природных ресурсов и их возобнов-ляемость, обеспечивающие устойчивое развитие человеческого общества [20].
Таким образом, социально-экологический подход дает основу для развития социально-экологического образования в контексте устойчивого развития и связано с экологическими знаниями, которые приобретают все большую значимость и лежат в основе социальной стороны жизни каждого человека, связанной с процессами взаимодействия в различных системах: «человек - природа», «природа - общество», «человек - общество», «человек - человек» и т. д.
Данный подход наиболее ярко отражает сущность социально-экологического образования, связанного с концепцией «экологического сообщества» А. Хоули и теоретической моделью «экологического комплекса» О. Дункана и Л. Шноре, которые выделяют в ней четыре основных компонента: население (популяция) (Population), cреда (Environment), технология (средства взаимодействия со средой и культура в целом) (Technology) и организация (Organization) (POET)» [21].
Согласно исследованиям ряда авторов, социально-экологический подход включает четыре компонента: население, среду, технологию и организацию, которые
нашли отражение в педагогической системе непрерывного социально-экологического образования в вузе, включающего следующие его составляющие: субъекты образовательного процесса, экологосообразная образовательная среда, технологии, формы, методы социально-экологического образования, процесс проектирования и организации профессиональной подготовки будущего педагога в вузе к социально-экологическому образованию будущего педагога.
Методологическая база исследования
В рамках нашего исследования в качестве основного результата выступает социально-экологическая образованность будущего педагога, которая рассматривается нами как качество развивающейся личности, обладающей системой научных знаний о природе, фундаментальных проблемах взаимодействия общества и природы, эколого-педа-гогических знаний, необходимых для организации социально-экологического образования обучающихся. В данном аспекте ключевую роль играют социально-экологические знания, в связи с чем важным моментом в исследовании стало использование социально-экологического подхода в системе непрерывного социально-экологического образования будущего педагога, компонентами которой явились:
1. Субъекты образовательного процесса (преподаватели, педагоги-наставники, студенты, обучающиеся и т. д.). - «носители активности», направленной на развитие самого себя и активности в деятельности, в частности педагогической [22]. Преподаватели вуза - это субъекты развития социально-экологической образованности будущих педагогов, которые приняли активное участие в проектировании и реализации содержания социально-экологического образования в рамках преподаваемых учебных дисциплин; педагоги-наставники сопровождали будущих педагогов в период прохождения различных видов практик; студенты - будущие педагоги - включены в образовательный процесс вуза, направленный на повышение уровня социально-экологической образованности, в частности социально-экологических знаний.
2. Экологосообразная образовательная среда - это «постоянно расширяющаяся сфера профессионально-экологической деятельности субъекта образовательной среды как формирующейся личности» [23]; «система факторов и условий, влияющих на формирование и развитие экологической культуры, экологической компетентности личности, с одной стороны, и влияния личности на окружающую среду, с другой стороны» [24]. Экологосообразная образовательная среда включает как внутреннюю, так и внешнюю среду вуза, которые активно взаимодействуют друг с другом. Важнейшим элементом внутренней среды вуза является его организационная культура «как особый образ действий и поведений, основанный на признаваемых всеми его членами нормах, ценностях, идеалах, традициях и обычаях, выступает в качестве главного механизма эффективного управления вузом и раскрытия потенциала ППС и студентов» [25]. Внутренняя среда вуза представлена ресурсами (материальными, кадровыми, информационными, инновационными), образовательным процессом, где и применяется социально-экологический подход. Внешняя среда вуза представлена Министерством просвещения, Департаментом и комитетами образования, определяющими требования к профессиональной подготовке будущего педагога, и образовательными организациями, в частности школами, выступившими базами практик.
3. Технологии, формы, методы социально-экологического образования, которые обозначены в совокупности как способы развития социально-экологической образован-
ности будущего педагога в процессе непрерывного социально-экологического образования. В процессе формирования социально-экологических знаний нами были использованы: технологии модульного, контекстного, проблемного обучения, обучения в сотрудничестве и т. д.; методы - диалогические, интерактивные, эвристические, игровые методы, кейс-метод и т. д.; формы - дискуссии, дебаты, диалог, тренинги, краткосрочные курсы, конференции, проектная и научно-исследовательская деятельность, эковолонтерство и т. д.
4. Процесс проектирования и организации профессиональной подготовки будущего педагога в вузе к социально-экологическому образованию будущего педагога. Использование социально-экологического подхода в организации социально-экологического образования направлено на обеспечение функционирования системы, в частности педагогической системы непрерывного социально-экологического образования будущего педагога в вузе. Данная педагогическая система выступает как «совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного, педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами» [26]. В рамках социально-экологического образования такими заданными качествами личности будущего педагога выступают профессиональная и социально-экологическая направленность, высокий уровень профессиональных и социально-экологических знаний, исследовательские, проектировочные, коммуникативные умения и т. д.
Рассмотренные выше компоненты социально-экологического образования позволили определить организационно-педагогические условия нашей экспериментальной работы, направленные на развитие социально-экологической образованности будущего педагога, среди которых нами обозначены: внедрение смешанной модели социально-экологического образования, включающего изучение основной учебной дисциплины «Социальная экология» и экологизацию учебных дисциплин и дисциплин по выбору через включение тем социально-экологической направленности; использование образовательных и воспитательных технологий, а именно технологии проблемного, контекстного, модульного обучения, обучения в сотрудничестве и т. д., а также интерактивные формы и методы обучения и воспитания.
В исследуемом нами когнитивно-деятельностном компоненте социально-экологической образованности основным показателем выступают социально-экологические знания, сформированные с учетом принципа междисциплинарности. Междис-циплинарность - это термин, выражающий интегративный характер современного этапа научного познания [27]; «вид знания, включающий методологию и терминологию более чем одной научной дисциплины для рассмотрения определенной темы, проблемы или явления. Междисциплинарность ведет к взаимодействию, в котором раскрывается отношение между системами дисциплинарного знания в процессе интеграции и дифференциации наук» [28].
Экспериментальное исследование включало несколько этапов: констатирующий, формирующий и контрольный. Основным методом исследования уровня социально-экологических знаний стало тестирование. Для обработки полученных результатов была использована формула расчета методики А. В. Усовой «Коэффициент уровня экологических знаний». В исследовании приняло участие 285 студентов направления «Педагогическое образование» Тобольского педагогического института им. Д. И. Менделеева (филиал ТюмГУ), БУ «Сургутский государственный педагогический университет», ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет».
Тестирование включало вопросы социально-экологической направленности, связанные с социально-экологическими знаниями, включающими в себя знания: о закономерностях развития природы и общества, законах социальной экологии, социально-экологических проблемах глобального и локального уровней и их влиянии на социально-демографическую ситуацию, об экологическом кризисе и способах его предотвращения, о направлениях и формах экологической политики и экологического права, влиянии целесообразности социально-экологических норм и правил, обеспечивающих безопасность жизни человека и его экологическую деятельность, формах и стратегиях социально-экологического взаимодействия в системе «человек -природа - общество» и т. д.
Для будущего педагога определенное значение имеют психолого-педагогические знания о содержании и формах социально-экологического образования, о компонентах экологической культуры и путях ее формирования, а также знания о современных путях и способах решения социально-экологических проблем. Вышесказанное подчеркивает значимость использования на занятиях различных экологических задач, решение которых способствует не только закреплению знаний, но и формированию аналитических умений, заданий по разработке социально-экологических проектов, направленных на развитие проектировочных умений и т. д. В связи с этим в тестовые задания были включены кейсы, направленные на выявление умения применять социально-экологические знания в решении педагогических и социально-экологических задач, ценностного отношения к природе, осмысления личностью социально-экологических проблем и готовности к экологосообразной деятельности и т. д.
Полученные результаты констатирующего этапа позволили выявить ряд проблем, а именно недостаточность социально-экологических знаний, необходимых для решения педагогических и социально-экологических задач, проектирования содержания социально-экологического образования будущих педагогов.
Формирование социально-экологических знаний на формирующем этапе исследования осуществлялось посредством экологизации, то есть включения тем социально-экологической направленности в содержание учебных дисциплин («Педагогика», «Психология», «Безопасность жизнедеятельности», «Естественнонаучная картина мира», «Основы вожатского дела» и т. д.), вариативных учебных дисциплин («Социальная экология», «Взаимодействие субъектов образовательного процесса») и курсов по выбору («Экологическая педагогика», «Социально-экологическое взаимодействие»). Одной из основных дисциплин, формирующих социально-экологические знания, является социальная экология, отражающая взаимодействие и инверсионную зависимость социологии и экологии [29]. Социальная экология - это «знание, сочетающее в себе естественно-научный и гуманитарный профили, обогащающие познавательный потенциал междисциплинарных исследований и позволяющие исследовать новые типы отношений в обществе: "личность - окружающая среда", "личность - природа", "социальная группа - окружающая среда", "социальный институт - окружающая среда", "общество - окружающая среда"» [30].
В процессе исследования нами реализован электронный учебник «Социальная экология» (автор А. А. Ниязова) в системе управления обучением "МооШе", который имеет Свидетельство о регистрации электронного ресурса № 19126 Объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование» (ОФЕРНиО). Лекционный материал включает несколько разделов: «Концептуальные основы курса социальной экологии», «Глобальные социально-экологические проблемы и пути их решения»,
«Экологическая политика и экологическое право», Социально-демографическая политика», «Экологическое образование и экологическая культура», «Социально-экологическое взаимодействие». Практические занятия включают в себя обсуждение теоретических вопросов, выполнение заданий практического характера, связанных с составлением экологического паспорта организации, проектированием программ по формированию экологической культуры, составлением кластеров, решением социально-экологических задач и т. д. В процессе изучения социальной экологии используются технологии проблемного, контекстного обучения, интерактивные формы и методы обучения и т. д.
Принципиальным отличием электронного учебника «Социальная экология» явилось использование следующих форм: работа по e-mail, телевидеоконференция, форум, ICQ-консультации, работа с интернет-ресурсами, виртуальный класс с использованием чатов и видеоконференций и т. д. Преимуществом данной системы является индивидуальность: каждый студент, готовясь к занятиям и выполняя самостоятельную работу, затрачивает определенное количество времени, которое фиксируется системой, что облегчает преподавателю процесс контроля.
На контрольном этапе проведено вторичное тестирование и составлен сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования.
Результаты исследования
В рамках нашего исследования социально-экологический подход был направлен на развитие социально-экологической образованности будущих педагогов, один из компонентов которой - когнитивно-деятельностный, где социально-экологические знания являются системообразующим фактором готовности будущего педагога к реализации социально-экологического образования обучающихся. Данный компонент включает в себя степень полноты и системности социально-экологических знаний и умение будущего педагога применять данные знания в решении педагогических и социально-экологических задач. Обобщенные результаты представлены в таблице.
Результаты исследования уровня социально-экологических знаний (констатирующий и контрольный этапы, %)
Уровни Группа Количество респондентов (%)
Констатирующий этап Контрольный этап
Высокий уровень 13,3 38,6
Средний уровень 43,9 52,6
Низкий уровень 42,8 8,8
Проанализируем полученные результаты исследования. Из представленной таблицы видно, что прирост респондентов с высоким уровнем социально-экологических знаний составил 25,2% (с 13,3% до 38,6%), для которых характерны полные, глубокие и систематизированные знания о законах социальной экологии, социально-экологических проблемах и их влиянии на социально-демографическую ситуацию, об экологическом кризисе и способах его предотвращения, о направлениях и формах экологической политики и экологического права, влиянии целесообразности социально-экологических норм и правил, обеспечивающих безопасность жизни человека и его экологическую деятельность. Данная категория будущих педагогов готова к ре-
ализации задач социально-экологического образования обучающихся, так как характеризуется наличием аналитических и проектировочных умений, умений решать социально-экологические задачи и определять модели, направления и содержание социально-экологического образования обучающихся. Следует отметить и то, что будущие педагоги способны к проявлению творчества при решении социально-экологических задач в педагогических и жизненных ситуациях, проектировании социально-экологического образования обучающихся.
Прирост респондентов со средним уровнем составил 8,7% (с 43,9% до 52,6%), для них характерны устойчивые социально-экологические знания о законах социальной экологии, методологическом обеспечении социальной экологии как науки, социально-экологических проблемах и путях их решения, экологических нормах и правилах, обеспечивающих социально-экологическую безопасность человека и природы. Но вместе с тем следует отметить недостаточность знаний в области социально-экологического взаимодействия в системе «человек - природа». В целом у будущих педагогов сформированы и систематизированы знания по организации социально-экологического образования обучающихся, связанных с выбором его модели, направлений, форм и методов, умениями и навыками по решению социально-экологических задач и проектированию деятельности обучающихся в области социально-экологического образования.
Низкий уровень социально-экологических знаний характерен для 8,8% респондентов, он уменьшился на 34% (с 42,8% до 8,8%) в сравнении с показателями констатирующего этапа исследования. Для респондентов с низким уровнем социально-экологических знаний характерны: слабый уровень социально-экологических знаний и представлений о законах социальной экологии, о методологическом обеспечении социальной экологии как науки, о социально-экологических проблемах и путях ее решения, о целесообразности экологических норм и правил, обеспечивающих социально-экологическую безопасность и т. д. Недостаточность знаний о способах организации социально-экологической деятельности, о сущности отношений в системе «человек - природа» затрудняет и процесс формирования и развития аналитических и проектировочных умений, необходимых для реализации задач социально-экологического образования обучающихся. Наглядно результаты представим на диаграмме.
60 -52,6
50
40 -
30 -
20 -1
10 I 0
38,6 43,9
42,8
8,8
■
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
■ Констатирующий этап ■ Контрольный этап
Результаты исследования социально-экологических знаний (констатирующий и контрольный этапы, %)
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют об эффективности реализации условий, направленных на формирование социально-экологических знаний с использованием социально-экологического подхода, а именно: внедрение смешанной модели социально-экологического образования, включающего изучение ос-
новной учебной дисциплины «Социальная экология» и экологизацию учебных дисциплин и дисциплин по выбору; использование образовательных технологий проблемного, контекстного, модульного обучения, обучения в сотрудничестве и т. д., а также интерактивные формы и методы обучения и воспитания.
Заключение
Таким образом, теоретический анализ литературы по изучаемой нами проблеме позволил определить социально-экологический подход одним из теоретико-методологических подходов, используемых в профессиональной подготовке будущего педагога к социально-экологическому образованию обучающихся. Выделенные компоненты экологической системы нашли отражение в компонентах педагогической системы непрерывного социально-экологического образования в вузе, включающего субъектов образовательного процесса, экологосообразную образовательную среду, технологии, формы, методы социально-экологического образования, процесс проектирования и организации профессиональной подготовки будущего педагога в вузе к социально-экологическому образованию обучающихся. Главный принцип междисциплинарности социально-экологического подхода положен в основу экологизации учебных дисциплин и построения дисциплины «Социальная экология», изучение которых будущими педагогами способствовало повышению социально-экологических знаний, являющихся одним из показателей когнитивно-деятельностного компонента социально-экологической образованности будущего педагога. В целом социально-экологический подход можно рассматривать как один из ключевых подходов в профессиональной подготовке будущего педагога к социально-экологическому образованию обучающихся.
Ссылки на источники
1. Шаронова Е. Г. Готовность педагогов к организации социально-экологического воспитания школьников // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 3. - С. 90.
2. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р Об Экологической доктрине Российской Федерации. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92097/e3391990ed7407a80c 0ba78adcf86882bd1b1eff/
3. Щур Л. М. Философско-психологические детерминанты личностно-ориентированного подхода в образовании // Вестник Мозырского государственного педагогического университета им. И. П. Шамякина. - 2012. -№ 4 (37). - С. 108-112.
4. Моисеев Н. Н. Коэволюция природы и общества. Пути ноосферогенеза // Экология и жизнь. - 1997. - № 23. - URL: http://www.ecolife.ru/jornal/echo/1997-2-1.shtml.
5. Гетманов И. П. Принципы коэволюции: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - Ростов н/Д., 2005. - 49 с.
6. Борискин А. Ф. Проектирование содержания и реализация методического обеспечения экологического образования школьников в естествознании: дис. ... пед. наук. - Екатеринбург, 2002. - 174 с.
7. Урсул А. Д. Проблема государственности в перспективе перехода к устойчивому развитию // Социально-политический журнал (социально-гуманитарные знания). - 1997. - № 2. - С. 34-36.
8. Артеменко Б. А., Быстрай Е. Б. Теоретико-методологические основы экологического образования детей дошкольного возраста // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. -№ 3. - С. 9-14.
9. Роговая О. Г. Формирование образовательной среды как фактор повышения качества эколого-педагогиче-ского образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2006. - № 7. - С. 35-45.
10. Трегубова О. Г. Воспитание экологической культуры у подростков в условиях образовательной среды школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Пермь, 2015. - 23 с.
11. Бакирова К. Ш. Теоретико-методологические основы формирования экологической культуры студентов педагогического вуза: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - Алматы, 2010. - URL: http://avtoreferat.seluk.ru/at-pedagogika/100680-1-teoretiko-metodologicheskie-osnovi-formirovaniya-ekologicheskoy-kulturi-studentov-pedagogicheskogo-vuza.php.
12. Игнатова В. А. Интегрированные учебные курсы как средство формирования экологической культуры учащихся: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - Тюмень, 1999. - 388 с.
13. Степанов С. А. Экологическое образование для устойчивого развития как важное направление модернизации высшей школы России: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - М., 2011. - 56 с.
14. Чуйкова Л. Ю. Экологический подход к изучению социальной системы // Естественные науки. - 2017. - № 3 (60). - С. 41-46.
15. Zmeev S. Y. Adult Educators' Training as a Factor of the Development of Adult Education and Social Change. (Abstracts) // Adult Education and Social Change. Final Papers. European Research Seminar 7-11 August 1994, Lahti. -Helsinki: ESREA, 1994. - 2 p.
16. Реймерс Н. Ф. Экологизация. Введение в экологическую проблематику. - М.: Российский открытый университет, 1992. - 121 с.
17. Новгородцева А. Н. Социальная экология: учеб.-метод. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 76 с.
18. 2018. Environmental education and K-12 student outcomes: a review and analysis of research / N. M. Ardoin, A. W. Bowers, N. W. Roth, N. Holthuis // J. Environ. Educ. - 2018. - 49. - Р. 1-17. - URL: https://doi.org/10.1080/00958964.2017.136155.
19. Halting biodiversity loss: how social - ecological biodiversity research makes a difference / M. Mebring, B. Bernard, D. Hammel, S. Lyr, A. Lux // International Journal of Biodiversity Science, Ecosystem Services and Management. -2017. - Р. 172-180.
20. Лукашевич О. Д. Концепция образования для устойчивого развития (ОУР) как методическая основа реализации непрерывного экологического образования в системе «школа-вуз» // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы: материалы Межрегион. науч.-практ. конф. г. Томск, 2-3 ноября 2006 г. / под ред. О. И. Кобзарь, Т. В. Хахалкиной. - Томск, 2006. - 234 c.
21. Marcinkowski T., Reid A. Reviews of research on the attitude-behavior re-lationship and their implications for future environmental education research // Environ. Educ. Res. - 2019. - 25. - Р. 459-471. - URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/13504622.2019.1634237.
22. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред А. С. Обухова. - М.: Юрайт, 2016. - 422 с.
23. Закирова Л. А. Система профессионально-экологического образования будущего учителя технологии и предпринимательства: дис. ... д-ра психол. наук: 13.00.08. - Челябинск, 2010. - 372 с.
24. Роговая О. Г. Становление эколого-педагогической компетентности специалиста в области образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. - СПб., 2007. - 36 с.
25. Катанаев И. И., Лига М. Б., Цикалюк Е. В. Организационная культура вуза: методика исследования // Вестник ЧитГУ. - 2012. - № 5. - С. 94.
26. Шаймарданов Р. Х., Хузиахметов А. Н. Педагогические технологии: учеб. пособие для студ. пед. специальностей. - Второе доп. издание. - М.: Дрофа, 2004. - 240 с.
27. Рефалюк Е. Е. Международная интеграция: методологические проблемы исследования // Журнал российского права. - 2014. - № 3. - С. 42-52.
28. Лысак И. В. Междисциплинарность: преимущества и проблемы применения // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25376.
29. Смольников Н. С. О социальной экологии // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. - 2012. - № 3. - С. 36-43.
30. Моисеева Н. А., Сороковикова В. И. Русский национальный характер в социально-экологическом исследовании исторического процесса // Право и практика. - 2017. - № 2. - С. 3.
Amina A. Niyazova,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of Pedagogical and Special Education Chair, Surgut State
Pedagogical University, Surgut, Russia
Socio-ecological approach in the professional training of future teachers
Abstract. The relevance of the studied problem is determined by the requirements to the personality of a modern teacher for the implementation of socio-ecological education of students in the conditions of environmental crisis and sustainable development of society. The importance of professional training of future teachers in order to implement the tasks of socio-environmental education and pedagogical activity in this area is emphasized in the Environmental doctrine, the Concept of sustainable development, the Concept of continuous environmental education, etc. The purpose of the research is to determine the significance of the socio-ecological approach in the professional training of future teachers for the socio-ecological education of students. The article presents the leading approaches to the study of the phenomenon of socio-ecological approach, as well as the author's view of the socio-ecological approach as a theoretical and methodological one that determines the content and process component of the professional training of future teachers for socio-ecological education of students. The socio-ecological approach in education combines social
and ecological approaches, which integrates the sciences and allows for a more holistic study of certain problems, such as the development of socio-ecological education, formation of environmental culture, socio-ecological interaction of the individual in a socio-natural environment, etc. According to foreign studies, the socio-ecological approach involves 4 components: population, environment, technology and organization, which is reflected in the pedagogical system of continuous ecological education in the University, including subjects of the educational process ecologically sound educational environment, technology, forms, methods of socio-ecological education, process of design and organization of professional training for the upcoming activities on social-ecological education of students. The socio-ecological approach is based on the interdisciplinary principle, which promotes the interaction of two or more scientific disciplines, each of them acting independently, but involves combining efforts in solving and studying certain problems. This interdisciplinary science is social ecology. The practical significance of the research is that the results obtained, as well as the textbook "Social ecology" can be used in the process of designing the content of socio-environmental education in higher education and in the development of socio-environmental education of future teachers.
Key words: approach, methodological approach, socio-ecological approach, socio-ecological education, professional
training, future teacher.
References
1. Sharonova, E. G. (2011). "Gotovnost' pedagogov k organizacii social'no-e'kologicheskogo vospitaniya shkol'nikov", Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, № 3, p. 90 (in Russian).
2. Rasporyazhenie Pravitel'stva RFot 31.08.2002 № 1225-r Ob E'kologicheskoj doktrine Rossijskoj Federacii. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92097/e3391990ed7407a80c 0ba78adcf86882bd1b1eff/ (in Russian).
3. Shhur, L. M. (2012). "Filosofsko-psixologicheskie determinanty' lichnostno-orientirovannogo podxoda v obra-zovanii", Vestnik Mozy'rskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. P. Shamyakina, № 4 (37), pp. 108-112 (in Russian)..
4. Moiseev, N. N. (1997). "Koe'volyuciya prirody' i obshhestva. Puti noosferogeneza", E'kologiya i zhizn', № 2-3. Available at: http://www.ecolife.ru/jornal/echo/1997-2-1.shtml (in Russian).
5. Getmanov, I. P. (2005). Principy' koe'volyucii: avtoref. dis.... d-rafilos. nauk, Rostov n/D., 49 p. (in Russian).
6. Boriskin, A. F. (2002). Proektirovanie soderzhaniya i realizaciya metodicheskogo obespecheniya e'kologicheskogo obrazovaniya shkol'nikov v estestvoznanii: dis.... ped. nauk, Ekaterinburg, 174 p. (in Russian).
7. Ursul, A. D. (1997). "Problema gosudarstvennosti v perspektive perexoda k ustojchivomu razvitiyu", Social'no-politicheskijzhurnal (social'no-gumanitarny'e znaniya), № 2, pp. 34-36 (in Russian).
8. Artemenko, B. A. & By'straj, E. B. (2017). "Teoretiko-metodologicheskie osnovy' e'kologicheskogo obrazovaniya detej doshkol'nogo vozrasta", Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, № 3, pp. 9-14 (in Russian).
9. Rogovaya, O. G. (2006). "Formirovanie obrazovatel'noj sredy' kak faktor povy'sheniya kachestva e'kologo-peda-gogicheskogo obrazovaniya", Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Ger-cena, № 7, pp. 35-45 (in Russian).
10. Tregubova, O. G. (2015). Vospitanie e'kologicheskoj kul'tury' u podrostkov v usloviyax obrazovatel'noj sredy' shko-ly': avtoref. dis.... kand. ped. nauk: 13.00.01, Perm , 23 p. (in Russian).
11. Bakirova, K. Sh. (2010). Teoretiko-metodologicheskie osnovy'formirovaniya e'kologicheskoj kul'tury' studentovpedagogicheskogo vuza: avtoref. dis. ... d -ra ped. nauk: 13.00.01, Almaty . Available at: http://avtoreferat.se-luk.ru/at-pedagogika/100680-1-teoretiko-metodologicheskie-osnovi-formirovaniya-ekologicheskoy-kulturi-stu-dentov-pedagogicheskogo-vuza.php (in Russian).
12. Ignatova, V. A. (1999). Integrirovanny'e uchebny'e kursy' kak sredstvo formirovaniya e'kologicheskoj kul'tury' uchashhixsya: dis.... d-ra ped. nauk: 13.00.01, Tyumen , 388 p. (in Russian).
13. Stepanov, S. A. (2011). E'kologicheskoe obrazovanie dlya ustojchivogo razvitiya kak vazhnoe napravlenie modern-izacii vy'sshej shkoly' Rossii: avtoref. dis.... d-ra ped. nauk: 13.00.01, Moscow, 56 p. (in Russian).
14. Chujkova, L. Yu. (2017). "E'kologicheskij podxod k izucheniyu social'noj sistemy ", Estestvenny'e nauki, № 3 (60), pp. 41-46 (in Russian).
15. Zmeev, S. Y. (1994). "Adult Educators' Training as a Factor of the Development of Adult Education and Social Change. (Abstracts)", Adult Education and Social Change. Final Papers. European Research Seminar 7-11 August 1994, Lah-ti, ESREA, Helsinki, 2 p. (in English).
16. Rejmers, N. F. (1992). E'kologizaciya. Vvedenie v e'kologicheskuyu problematiku, Rossijskij otkry ty j universitet, Moscow, 121 p. (in Russian).
17. Novgorodceva, A. N. (2015). Social'naya e'kologiya: ucheb.-metod. posobie, Izd-vo Ural. un-ta, Ekaterinburg, 76 p. (in Russian).
18. Ardoin, N. M. et al. (2018). "2018. Environmental education and K-12 student outcomes: a review and analysis of research", J. Environ. Educ, 49, pp. 1-17. Available at: https://doi.org/10.1080/00958964.2017.136155 (in English).
19. Mebring, M. et al. (2017). "Halting biodiversity loss: how social - ecological biodiversity research makes a difference", International Journal of Biodiversity Science, Ecosystem Services and Management, pp. 172-180 (in English).
20. Lukashevich, O. D. (2006). "Koncepciya obrazovaniya dlya ustojchivogo razvitiya (OUR) kak metodicheskaya osnova realizacii neprery'vnogo e'kologicheskogo obrazovaniya v sisteme "shkola-vuz", Neprery'vnoe e'kologicheskoe obrazovanie: problemy', opy't, perspektivy': materialy' Mezhregion. nauch.-prakt. konf. g. Tomsk, 2-3 noyabrya 2006 g., Tomsk, 234 p. (in Russian).
21. Marcinkowski, T. & Reid, A. (2019). "Reviews of research on the attitude-behavior relationship and their implications for future environmental education research", Environ. Educ. Res, 25, pp. 459-471. Available at: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/13504622.2019.1634237 (in English).
22. Obuxov, A. S. (ed.) (2016). Psixologo-pedagogicheskoe vzaimodejstvie uchastnikov obrazovatel'nogo processa: uchebnik ipraktikum dlya akademicheskogo bakalavriata, Yurajt, Moscow, 422 p. (in Russian).
23. Zakirova, L. A. (2010). Sistema professional'no-e'kologicheskogo obrazovaniya budushhego uchitelya texnologii i predprinimatel'stva: dis. ... d-ra psixol. nauk: 13.00.08, Chelyabinsk, 372 p. (in Russian).
24. Rogovaya, O. G. (2007). Stanovlenie e'kologo-pedagogicheskoj kompetentnosti specialista v oblasti obrazovaniya: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.08, Rossijskij gosudarstvenny j pedagogicheskij universitet im. A. I. Gercena, St. Petersburg, 36 p. (in Russian).
25. Katanaev, I. I., Liga, M. B. & Cikalyuk, E. V. (2012). "Organizacionnaya kul'tura vuza: metodika issledovaniya", Vest-nik ChitGU, № 5, p. 94 (in Russian).
26. Shajmardanov, R. X. & Xuziaxmetov, A. N. (2004). Pedagogicheskie texnologii: ucheb. posobie dlya stud. ped. spe-cial'nostej, vtoroe dop. izdanie, Drofa, Moscow, 240 p. (in Russian).
27. Refalyuk, E. E. (2014). "Mezhdunarodnaya integraciya: metodologicheskie problemy' issledovaniya", Zhurnal ros-sijskogo prava, № 3, pp. 42-52 (in Russian).
28. Ly'sak, I. V. (2016). "Mezhdisciplinarnost': preimushhestva i problemy' primeneniya", Sovremenny'e problemy' nauki i obrazovaniya, № 5. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25376 (in Russian).
29. Smol'nikov, N. S. (2012). "O social'noj e'kologii", Vestnik Permskogo nacional'nogo issledovatel'skogo politexnich-eskogo universiteta, pp. 36-43 (in Russian).
30. Moiseeva, N. A. & Sorokovikova, V. I. (2017). "Russkij nacional'ny'j xarakter v social'no-e'kologicheskom issledova-nii istoricheskogo processa", Pravo i praktika, № 2, p. 3 (in Russian).
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
www.e-koncept.ru
Библиографическое описание статьи:
Ниязова А. А. Социально-экологический подход в профессиональной подготовке будущего педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. -№ 06 (июнь). - С. 70-82. - URL: http://e-koncept.ru/2020/201046.htm.
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11046
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2020 © Ниязова А. А., 2020
9772304120203