Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ В КГУ ИМ. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО'

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ В КГУ ИМ. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическое образование / принципы экологического образования / новая модель обучения / «Биокванториум» / «БиоАналитика» / environmental education at university / principles of environmental education / a new model of education / “Biokvantorium” / “BioAnalytics”

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.В. Ивченко, Л.П. Лисовская

В статье выделены тенденции экологического образования на современном этапе развития общества, проведен анализ основных дидактических принципов непрерывного экологического образования с учетом различных направлений подготовки студентов — бакалавров. Раскрыты понятия «экологическая компетентность», «экологическая культура». Существенное внимание уделено результатам анкетирования студентов 2 курса различных направлений (профилей) с целью выяснения заинтересованности и значимости формирования системы экологического образования и экологической компетентности будущих учителей. Раскрываются возможности различных форм экологического образования на всех реализуемых уровнях (дошкольное, школьное, высшее, послевузовское магистерское образование). Предлагается система «непрерывного экологического образования»: «экологическое обучение — экологическая грамотность — экологическое мышление — экологическое поведение и природоохранная деятельность — экологическая компетентность — экологическая культура» с учетом взаимосвязанных дидактических принципов, самостоятельно выбранных студентами в анкетах. Обсуждаются возможности новой модели подготовки бакалавров педагогического образования. Описывается сотрудничество с фирмой «БиоАналитика» и действующая в Калужской области система внешкольных дополнительных учреждений естественнонаучного образования: эколого-биологический центр, технопарк «Кванториум», созданный на базе Детско-юношеского центра космического образования «Галактика» и «Биокванториум», организованный с КГУ им. К.Э. Циолковского,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т.В. Ивченко, Л.П. Лисовская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING FUTURE TEACHERS FOR ENVIRONMENTAL EDUCATION AND UPBRINGING OF SCHOOLCHILDREN AT K.E. TSIOLKOVSKY KALUGA STATE UNIVERSITY

The article highlights the trends of environmental education at the present stage of society development and analyzes the main didactic principles of continuous environmental education taking into account different areas of training bachelors. The concepts of “ecological competence”, “ecological culture” are identified. Essential attention is given to the results of questioning the second year students of various directions (profiles) for the purpose of finding out the interest and importance of formation of ecological education system and ecological competence of the future teachers. Possibilities of different forms of ecological education at all realized levels (preschool, secondary school, high school, higher school, postgraduate master's education) are considered. The system of “continuous ecological education” is offered: “ecological training — ecological literacy — ecological thinking — ecological behavior and nature protection activity — ecological competence — ecological culture” taking into account interconnected didactic principles independently chosen by the students in questionnaires. Possibilities of the new model of preparation of bachelors of pedagogical education are discussed. The article describes the cooperation with BioAnalytics and the system of extracurricular additional institutions of natural science education operating in the Kaluga Region: ecological-biological center, “Quantorium” technopark created on the basis of “Galaxy” Children and Youth Space Education Center and “BioQuantorium” organized with K.E. Tsiolkovsky KSU.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ В КГУ ИМ. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО»

УДК 371.398

DOI: 10.24412/1728-323X-2022-4-75-80

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ В КГУ ИМ. К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

Т. В. Ивченко, кандидат педагогических наук, доцент, Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского, t.v.i50@mail.ru, г. Калуга, Россия,

Л. П. Лисовская, кандидат педагогических наук, доцент, Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского, lisovskaya_lp@mail.ru, г. Калуга, Россия

Аннотация. В статье выделены тенденции экологического образования на современном этапе развития общества, проведен анализ основных дидактических принципов непрерывного экологического образования с учетом различных направлений подготовки студентов — бакалавров. Раскрыты понятия «экологическая компетентность», «экологическая культура». Существенное внимание уделено результатам анкетирования студентов 2 курса различных направлений (профилей) с целью выяснения заинтересованности и значимости формирования системы экологического образования и экологической компетентности будущих учителей. Раскрываются возможности различных форм экологического образования на всех реализуемых уровнях (дошкольное, школьное, высшее, послевузовское магистерское образование). Предлагается система «непрерывного экологического образования»: «экологическое обучение — экологическая грамотность — экологическое мышление — экологическое поведение и природоохранная деятельность — экологическая компетентность — экологическая культура» с учетом взаимосвязанных дидактических принципов, самостоятельно выбранных студентами в анкетах. Обсуждаются возможности новой модели подготовки бакалавров педагогического образования. Описывается сотрудничество с фирмой «БиоАналитика» и действующая в Калужской области система внешкольных дополнительных учреждений естественнонаучного образования: эколого-биологический центр, технопарк «Кванториум», созданный на базе Детско-юношеского центра космического образования «Галактика» и «Биокванториум», организованный с КГУ им. К. Э. Циолковского,

Abstract. The article highlights the trends of environmental education at the present stage of society development and analyzes the main didactic principles of continuous environmental education taking into account different areas of training bachelors. The concepts of "ecological competence", "ecological culture" are identified. Essential attention is given to the results of questioning the second year students of various directions (profiles) for the purpose of finding-out the interest and importance of formation of ecological education system and ecological competence of the future teachers. Possibilities of different forms of ecological education at all realized levels (preschool, secondary school, high school, higher school, postgraduate master's education) are considered. The system of "continuous ecological education" is offered: "ecological training — ecological literacy — ecological thinking — ecological behavior and nature protection activity — ecological competence — ecological culture" taking into account interconnected didactic principles independently chosen by the students in questionnaires. Possibilities of the new model of preparation of bachelors of pedagogical education are discussed. The article describes the cooperation with BioAnalytics and the system of extracurricular additional institutions of natural science education operating in the Kaluga Region: ecological-biological center, "Quantorium" technopark created on the basis of "Galaxy" Children and Youth Space Education Center and "BioQuantorium" organized with K. E. Tsiolkovsky KSU.

Ключевые слова: экологическое образование, принципы экологического образования, новая модель обучения, «Биокванториум», «БиоАналитика».

Keywords: environmental education at university, principles of environmental education, a new model of education, "Biokvantorium", "BioAnalytics".

Экологическими знаниями, подобно арифметике и родному языку, должны обладать все, независимо от специальности и характера работы,

места обитания и национальности.

Н. Н. Моисеев

Эволюция человечества и эволюция природы неразрывно связаны. С самого раннего детства каждому современному человеку, живущему в условиях стремительно развивающегося научно-технического прогресса, знакомы словосочетания: «чистое небо», «родные просторы», «лесные богатства», «животный и растительный мир», «природные ресурсы», «среда обитания», «экологические условия», «охрана окружающей среды». Но, как известно, невозможно только формальными теоретическими знаниями помочь подрастающему поколению осознать, насколько качество жизни, его личное благополучие, ощущение внутреннего комфорта и экологической безопас-

ности связаны с пониманием важнейших законов природы.

В Федеральном законе «О государственной политике в области экологического образования и воспитания» (1998, 2021) экологическое образование трактуется как непрерывный процесс обучения, воспитания и самообразования, направленный на формирование ценностных ори-ентаций личности, поведенческих норм и специальных знаний по сохранению окружающей среды и природопользованию, реализуемых в творческой, активной, экологически грамотной деятельности. С каждым новым годом мировое сообщество приходит к пониманию того, что од-

ной из главных причин развивающегося экологического кризиса является низкий уровень экологической культуры. Экологическая культура, по мнению Н. Д. Андреевой, предполагает умение по достоинству оценить каждый компонент природы и становится необходимым условием экологической безопасности, сохранения развития современной цивилизации [2, 7].

Тенденции экологического образования на современном этапе развития общества четко выделены в Федеральных законах «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012), «Об охране окружающей среды» (№ 7-ФЗ от 10.01.2002), дополнены статьей 72.1 «Экология в системе образования», а также в Постановлении Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» (2014) [3, 5].

Экологическая грамотность, экологическое поведение, ответственное отношение к окружающей среде и природным богатствам — важнейшие компетенции современного человека на основе мотивации и конкретных действий. В настоящее время в системе экологического образования существуют четыре уровня подготовки:

1. Дошкольное, направленное на воспитание эстетического восприятия окружающей природы и бережного отношения к ней.

2. Школьное, позволяющее сформировать общие знания о природных явлениях и понимание естественных природных процессов. Согласно введенным ФГОС с 2021 года, в основной и средней школе экологическое образование реализуется как экологическая составляющая базовых учебных предметов, углубленного обучения в естественнонаучном профиле (11 класс) и как одно из направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания в компонентах учебного плана, а также во внеурочной деятельности дополнительного экологического образования.

3. Высшее общее — преподавание дисциплины «Экология» в соответствии с федеральными образовательными стандартами всех направлений высшего образования; специальное высшее — подготовка в вузах по направлению «Экология и природопользование».

4. Послевузовское магистерское экологическое образование по дополнительным образовательным программам.

Указанные уровни предполагают систему поэтапного «непрерывного экологического образования» на основе образовательных принци-

пов преемственности, системности, интеграции, краеведческого подхода и формирование логической последовательности «экологическое обучение — экологическая грамотность — экологическая образованность — экологическое мышление (просвещение) — экологическое поведение и природоохранная деятельность — экологическая компетентность — экологическая культура». Экологическая компетентность в системе непрерывного педагогического образования понимается как интегративное качество личности, осуществляющей целесообразную экологическую деятельность, создавая при этом условия для экологического воспитания и просвещения, профессионального саморазвития субъектов педагогического процесса [6, 7].

Для выяснения отношения студентов различных направлений (профилей) к вопросам непрерывного экологического образования в высшей школе авторами была разработана анкета «Экологическое образование в вузе». Проведено выборочное анкетирование среди бакалавров направления «Педагогическое образование» второго года обучения КГУ им. К. Э. Циолковского в период за февраль—март 2022 года. Было опрошено 188 студентов 2 курса институтов естество -знания, педагогики, психологии, истории и права, инженерно-технического. Исследование проводилось с целью сбора и изучения первичной информации о готовности будущих педагогов к осуществлению экологического образования в процессе профессиональной деятельности, а также с целью выявления личной позиции анкетируемых к данной проблеме.

На вопросы «Остается ли экологическое образование школьников и студентов актуальной проблемой?» большинство отвечают положительно — 84 %. Самое большое число ответов (57 %) приходится на формулировку «плохая экологи -ческая обстановка». Далее следуют (24 % и 19 % соответственно) «наше будущее зависит от уровня экологического образования и экологической культуры» и «человек загрязняет природу и нарушает равновесие в ней» (рис. 1).

В небольшое число групп ответов (16 %) вошли «хотелось бы больше реальных д ействий» и «за экологией — будущее планеты». Таким образом, экологическое образование школьников и студентов осознается будущими педагогами как важнейшая проблема современности.

Следующий вопрос, на который отвечали студенты: «Какие дидактические принципы были основополагающими в процессе Вашего обучения?». Опрашиваемые студенты могли указать в ответе не более четырех, по их мнению, главных

Почему экологическое образование школьников и студентов является актуальной проблемой сегодняшнего дня?

Плохая экологическая обстановка

Наше будущее зависит от уровня экологического образования и экологической культуры

Человек загрязняет природу и нарушает равновесие с ней

Рис. 1. Диаграмма актуальности экологического образования

принципов. Как показало распределение ответов, в меньшей мере в процессе обучения реализуются принципы интеграции, учета возрастных особенностей обучающихся.

В анкете будущим учителям также был предложен вопрос «Реализовывалось ли экологическое обучение и воспитание в процессе получения Вами образования в вузе?», при этом студентам необходимо было конкретизировать свой профиль подготовки. Анализ ответов показал, что большая часть студентов, положительно ответивших на этот вопрос, обучалась в Институте естествознания направления подготовки «Педагогическое образование», профили «Биология и география», «Биология и экология», Институте педагогики профиль «Педагогика и методика начального образования и информатика», Инженерно-технологическом институте, профиль «Физика и математика», направления «Архитектура» профиль «Архитектурное проектирование», направления «Экономика», профиль «Цифровая экономика». Это объясняется высокой мотивацией к освоению экологических знаний и получению профессионального экологического образования согласно основной образовательной программы.

В предстоящей профессиональной деятельности большинство анкетируемых студентов (58 %) планируют осуществлять экологическое обучение и воспитание подрастающего поколения, 23 % затрудняются ответить на поставленный вопрос, 19 % ответили отрицательно (рис. 2). Полученные данные свидетельствуют о понимании значимости данного аспекта непрерывного экологического образования и преобладающей положительной мотивации. В частности, из 58 % студентов 47 % — будущие учителя биологии, экологии, химии, физики, математики, началь-

ного образования. Многие студенты планируют получать второе высшее образование или еще не определились с трудоустройством, чем объясняется 23 % затруднительных ответов.

При описании принципов эколого-педагоги-ческой деятельности (не более 4-х), принцип экологического обучения и воспитания выбрали 37 % и принцип непрерывности экологического образования — 31 % будущих учителей биологии и экологии, в сумме 68 % бакалавров направления «Педагогическое образование», в частности, профиля «Биология и география», «Биология и экология» — 35 %, «Физика и математика» — 11 %, «Педагогика и методика начального образования и информатика» — 10 %, «История и иностранный язык» — 7 %, «Иностранные языки (немецкий и английский языки) — 5 % (рис. 3).

В следующую группу принципов, необходимых при выборе форм и методов экологического образования, вошли: краеведческий, наглядности, связь теоретических экологических знаний с практикой. Их назвали 32 % будущих педагогов. Менее популярными оказались классические

Планируете ли Вы осуществлять экологическое обучение и воспитание подрастающего поколения?

Планируют Затрудняюсь ответить Не планируют Рис. 2. Диаграмма планирования экологического обучения

Распределение профилей

Биология и география, Биология и экология Физика и математика

Педагогика и методика начального образования

и информатика

История и иностранный язык

Иностранные языки (немецкий и английский языки) Рис. 3. Распределение профилей

Принципы при отборе методов экологического обучения и воспитания

О Доступность □ Научность п Наглядность о Связь обучения с жизнью

Рис. 4. Принципы отбора методов экологического образования

принципы дидактики: системности, интеграции, учета возрастных особенностей.

Перечисляя принципы отбора, студенты называли в основном принципы экологического образования и воспитания, что свидетельствует о значимости экологической подготовки будущих учителей биологии, экологии, химии, физики, математики, истории, начального обучения и их заинтересованности в формировании экологической культуры (рис. 4).

Результаты показывают, что студенты-бакалавры указанных профилей в качестве основных принципов непрерывного экологического образования выбрали следующие: системности, преемственности; интеграции экологического содержания, наглядности. Для реализации педагогической деятельности и создания экологических моделей студенты выделили следующие принципы экологического обучения и воспитания школьников:

— принцип экологизации образования — процесс, направленный на выбор содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания согласно целей, задач и экологических проблем современности, идей устойчивого развития;

— принцип фундаментальности системы экологических знаний об истории становлении науки «Экология», актуальных проблемах, структуре, методах;

— принцип аксиологического компонента содержания, обеспечивающих возможности ценностного и активного восприятия окружающего мира. Идея целостности, системности и единства природы определяет включение таких элементов содержания, как «целостность природы — объективная реальность», «биосфера — глобальная эко-

система, обеспечивающая жизнь на Земле», «биоразнообразие — условие устойчивости биосферы», «природа как часть самого человека», «человек как часть природы» и другие;

— принцип культуросообразности предполагает учет национально-культурных традиций народов, природных и социально-экономических условий жизни людей и должен отражаться в экологическом содержании;

— принцип связи теории с практикой обеспечивает переход от теоретических знаний к активной природоохранной, профориентационной деятельности;

— принцип краеведческой деятельности — акцентирует педагога на изучение объектов, типичных для данной местности родного края [1—3].

Анализируя результаты исследования и ответов студентов, можно сделать вывод, что у бакалавров различных профилей подготовки направления «Педагогическое образование» присутствует мотивация к реализации непрерывного эко логического образования в дальнейшей профессиональной деятельности. Методическая база применения профессиональных знаний и умений, необходимых в педагогической деятельности, пока не сформирована, т. к. согласно учебному плану, студенты только начали изучать экологические дисциплины и только с 3 курса запланировано изучение курсов «Общая экология» (6 семестр), «Методика обучения биологии и экологии» (7, 8, 9, 10 семестры), «Урбоэкология» (9 семестр), «Краеведение и география Калужской области» (10 семестр). Студенты других вышеперечисленных профилей, кроме бакалавров профилей «Физика и математика», «Педагогика и методика начального образования и информатика», обладают более низким уровнем экологических знаний, но интересуются вопросами и проблемами экологии.

На реализацию описанных принципов экологического образования и воспитания в рамках будущей профессиональной деятельности бакалавров направления «Педагогическое образование» направлена система экологической подготовки в КГУ им. К. Э. Циолковского, которая с 2022/23 учебного года претерпевает существенные изменения в связи с введением Учебного плана (УП) по новой системе обучения «2 + 2 + 2». В отличие от традиционного изучения экологического содержания в Институте естествознания, в других институтах КГУ им. К. Э. Циолковского вопросы экологии изучались на занятиях факультативных курсов. С 2022/23 учебного года студенты всех профилей осваивают новую обязательную дисциплину «Экология в современном

мире». Особо следует отметить, что для реализации государственной политики в области непрерывного экологического образования и воспитания данную дисциплину необходимо включить в перечень обязательных предметов. В модуль профильной направленности включена дисциплина «Общая экология», дисциплины по выбору — «Урбоэкология», «Биоиндикация», углубленно изучаемые бакалаврами Института естествознания. На всех уровнях экологического образования, изучая дисциплины указанных модулей, предполагается использование современных пед-технологий (блочно-модульного обучения, индивидуально-групповой познавательной деятельности обучающихся, педагогических мастерских, кейс-метода, теории решения изобретательских задач и др.). В процессе профессиональной подготовки будущих учителей экологии на лекционных и практических занятиях дисциплин «Методика обучения экологии», «Методика обучения биологии», «История биологии», в ходе аудиторных занятий и педагогических практик на 2, 4, 5 курсах внимание студентов акцентировалось на значимости экологического образования. Студенты бакалавры, будучи в роли тьюторов, помогали обучающимся в работе над индивидуальными учебно-исследовательскими экологическими проектами, активно участвовали в организации и проведении экскурсий для школьников в Областной эколого-биологический центр. Будущие учителя разрабатывали и проводили воспитательные мероприятия с использованием технологии проблемного обучения, тематические вечера «Экология микроорганизмов: от увлечений к познанию», брейн-ринг «Урбоэкология на службе человечества», конкурсы «Юные экологи: зеленый патруль», «Спасем планету!», интегрированные квесты «Ученые-экологи в лицах», «Биоэкология и биохимия вокруг нас», «Загадки прошло -го: история экологии как науки», круглые столы и диспуты «Прикладная экология 21-го века для человека», «Проблемы социальной экологии».

Кроме того, преподаватели Института естествознания традиционно участвуют в качестве экспертов в городских и областных научно-практических конференциях учащихся «Старт в науку», «Молодость — науке!» им. А. Л. Чижевского, организации и проведении областного и региональ-

ного туров всероссийских экологических олимпиад. С 2018/19 учебного года возрождено волонтерское экологическое движение. Студенты принимают участие в ежегодной Международной экологической акции «Марш парков», в работе волонтерского экологического отряда, активно сотрудничая с ФГБУ «Национальный парк «Угра».

Эффективности экологического образования студентов и школьников способствует действующая в Калужской области система различных дополнительных образовательных учреждений. Их деятельность подробно анализируется региональным Министерством природных ресурсов и экологии в ежегодном Докладе о состоянии природных ресурсов и охране окружающей среды на территории Калужской области: Областной эко-лого-биологический центр, МБОУ ДО «Детско-юношеский центр космического образования «Галактика», «Центр дополнительного образования детей «Радуга», «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги [4].

В 2018 году был открыт детский технопарк «Кванториум» на базе Детско-юношеского центра космического образования «Галактика» города Калуги. Основными образовательными направлениями его работы стали естественнонаучные и технические, например: биохимия, медицина, экология, 1Т-квантум, аэроквантум, робоквантум и другие.

В рамках внешкольного естественнонаучного образования на его базе в 2020 году совместно с КГУ им. К. Э. Циолковского был создан био-кванториум. По итогам работы 2020—2021 учебного года состоялась Первая молодежная международная конференция «Актуальные вопросы современной науки» (30—31 марта 2021 г.) с участием студентов и школьников, занимающихся в биокванториуме.

Обсуждаемая подготовка будущих учителей к экологическому образованию и воспитанию школьников позволит осуществлять формирование экологического сознания и культуры подрастающего поколения с пониманием глобальных и региональных проблем, современной экологической ситуации в мире и Калужской области, системы экологической безопасности, методов управления природопользованием.

Библиографический список

1. Авдеева Е. В., Ивченко Т. В., Штрекер Н. Ю. К вопросу о принципах непрерывного экологического образования // Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — Т. 3. — № 6. — С. 104—110.

2. Андреева Н. Д., Соломин В. П. Теория и методика обучения экологии: учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2009. — 208 с.

3. Вербицкий А. А. Принципы и цели непрерывного экологического образования // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. — 2014. — Т. 12. — № 1. — С. 207—210.

4. Доклад о состоянии природных ресурсов и охране окружающей среды на территории Калужской области в 2021 году. — Ижевск: Принт, 2021. — 330 с.

5. Минченков Е. Е. Практическая дидактика в преподавании естественнонаучных дисциплин: Учебное пособие. — 2-е изд., испр. — СПб.: Издательство «Лань», 2016. — 496 с.

6. Хайрутдинов Д. «Навыки ХХ1 века»: новая реальность в образовании. Режим доступа: URL: http://erazvitie.org/ article/navyki xxi veka novaja realnost.

7. Суматохин С. В. Естественно-научная грамотность как цель развития школьного биологического образования // Биология в школе. — 2019. — № 1. — С. 15—23.

TRAINING FUTURE TEACHERS FOR ENVIRONMENTAL EDUCATION AND UPBRINGING OF SCHOOLCHILDREN AT K. E. TSIOLKOVSKY KALUGA STATE UNIVERSITY

T. V. Ivchenko, Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Tsiolkovsky Kaluga State University, t.v.i50@mail.ru, Kaluga, Russia,

L. P. Lisovskaya, Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Tsiolkovsky Kaluga State University, lisovskaya_lp@mail.ru, Kaluga, Russia

References

1. Avdeeva E. V., Ivchenko T. V., Shtreker N. Yu. K voprosu o principah nepreryvnogo ekologicheskogo obrazovaniya. Prob-lemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. [On the issue of the principles of continuous environmental education. Problems of modern pedagogical education]. Moscow, 2022. Vol. 3. No. 6. P. 104—110 [in Russian].

2. Andreeva N. D., Solomin V. P. Teoriya i metodika obucheniya ekologii: uchebnik dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. [Theory and methods of teaching ecology: a textbook for students of institutions of higher education.] Moscow, Akademiya. 2009. 208 p. [in Russian].

3. Verbitskiy A. A. Principy i celi nepreryvnogo ekologicheskogo obrazovaniya. Obrazovanie cherez vsyu zhizn: nepreryvnoe obrazovanie v interesah ustojchivogo razvitiya. [Principles and goals of lifelong environmental education. Education through life: lifelong education for sustainable development]. 2014. Vol. 12. No. 1. P. 207—210 [in Russian].

4. Doklad o sostoyanii prirodnyh resursov i ohrane okruzhayushej sredy na territorii Kaluzhskoj oblasti v 2021 godu. [Report on the state of natural resources and environmental protection in the Kaluga region in 2021]. Izhevsk, Print. 2021. 330 p. [in Russian].

5. Minchenkov E. E. Prakticheskaya didaktika v prepodavanii estestvennonauchnyh disciplin: Uchebnoe posobie. 2-e izdan., ispr. [Practical didactics in teaching natural sciences, Textbook. 2nd ed., corrected]. Saint Petersburg, Lan. 2016. 496 p. [in Russian].

6. Khairutdinov D. "Navyki XXI veka": novaya realnost v obrazovanii. ["Skills of the 21st century": a new reality in education] [in Russian].

7. Sumatokhin S. V. Estestvenno-nauchnaya gramotnost kak cel razvitiya shkolnogo biologicheskogo obrazovaniya. Biologiya v shkole. [Natural-science literacy as purpose of development of school biological education. Biology at school]. Moscow, 2019. No. 1. P. 15—23 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.