Научная статья на тему 'Специфика профессиональной идентичности студентов-бакалавров'

Специфика профессиональной идентичности студентов-бакалавров Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
162
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВРИАТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вавилова Л. Н.

Трансформации в системе образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика профессиональной идентичности студентов-бакалавров»

<glb>

УДК 14

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ

Л.Н. Вавилова

Аннотация. Трансформации в системе образования актуализируют проблему профессиональной идентичности студентов-бакалавров. Работа посвящена изучению данного феномена в изменившихся условиях системы образования.

Ключевые слова: бакалавриат, профессиональная идентичность, мотивационно-ценностный компонент профессиональной идентичности.

Abstract. Transformations in an education system staticize a problem of professional identity of students of a bachelor. Work is devoted studying of the given phenomenon in the changed conditions, in an education system.

Keywords: bachelor degree, professional identity, motivatsionnovaluable component of professional identity.

Каждый человек большую часть своей жизни отдает профессиональной деятельности. От того, насколько устраивает человека его работа, удовлетворяют достижения в определенной деятельности, зависит и его общее самочувствие, и эффективность профессиональной деятельности.

Введение нового государственного образовательного стандарта меняет требования к выпускнику-бакалавру вуза, который должен уметь ориентироваться в непредсказуемых и меняющихся условиях, принимать самостоятельные решения, понимать их последствия и нести за них ответственность. Бакалавр - это выпускник вуза, получивший фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации, он в праве занимать все те должности, для которых их квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования. Это уровень базового высшего образования, которое длится 4 года и имеет практико-ориентированный характер. Бакалавриат - высшее образование, подтверждаемое дипломом бакалавра с присвоением академической степени бакалавра или квалификации бакалавра.

<э1Ь

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечает, что современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров. Это привело к нарушению духовного единства общества, смене жизненных приоритетов молодежи, разрушению ценностей старшего поколения, а также деформации традиционных для страны моральных устоев общества в целом. Поэтому образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном воспитании российского общества. На фоне трансформаций образовательного процесса проблема формирования профессиональной идентичности студентов-бакалавров требует особого внимания. Модифицирование требований, предъявляемых к процессу обучения, суть которого в настоящее время не столько в передаче знаний, сколько в овладении базовыми компетенциями, позволяющими приобретать, перерабатывать и использовать знания самостоятельно. Отсюда проблемы, возникающие с невостребованностью выпускников со степенью бакалавра на рынке труда, низкий уровень их готовности работать по специальности и, как следствие, проблемами с трудоустройством бакалавров.

Современный педагогический процесс в вузе - явление многогранное, отражающее сложности и противоречия социальной и культурной жизни. Проблемы, возникающие в этом процессе, все менее поддаются решению привычными способами. Поэтому то, насколько будет полноценным психическое и личностное развитие студентов-бакалавров, развитие их мотивов и потребностей, их самостоятельного творческого мышления, их самосознания, социальной активности и нравственной воспитанности, во многом зависит от преподавателя как личности и как профессионала [6].

Профессиональное самосознание играет определяющую роль в профессиональной идентификации (самоопределении) и в становлении студента-бакалавра как профессионала.

В понятие «профессиональное самосознание» входят такие характеристики, как профессиональная компетентность, способность к непрерывному образованию, адаптация к изменяющимся условиям труда, а также ряд личностных характеристик - это свойства характера, интеллектуальные способности, необходимые для осуществления будущей профессиональной деятельности [5].

Особенно важное место сегодня занимает психологическая готовность и интеллектуальная способность студента-бакалавра овладевать

<д|Ь>

необходимыми инновационными компетенциями и применять их в своей профессиональной деятельности.

Профессиональная идентификация студентов-бакалавров отличается от профессиональной идентичности студентов, обучающихся на уровнях подготовки «специалитет» и «магистрат». Под профессиональной идентичностью мы понимаем динамичную структуру, в процессе развития которой конструируется представление человека о профессиональной группе, своем месте в этой группе, сопровождающееся переживанием своей профессиональной принадлежности [1].

Свою роль в становлении профессиональной идентичности студента-бакалавра играют субъективные ожидания и возможности социальных перспектив, а также признание окружающими его в качестве профессионала, что способствует утверждению профессиональной идентичности.

Профессиональная идентичность студента-бакалавра имеет внешние и внутренние аспекты. Внешние аспекты идентичности связаны с тем, как его воспринимают и насколько принимают как будущего специалиста другие субъекты. К внутренним относятся процессы самовосприятия и профессионального самосознания, профессиональной самооценки.

Когнитивный компонент реализовывается посредством самопознания и понимания, в его состав входят профессиональные знания и убеждения, выраженные как образ профессии, образ профессионала, профессиональные смыслы.

Мотивационно-ценностный компонент складывается в результате самореализации и самоотношения, он включает отношение к профессии, профессиональную самооценку, профессиональную позицию и профессиональные ожидания.

Формирование профессиональной идентичности происходит в процессе профессионализации. «Профессионализация - это процесс становления профессионала. Этот процесс включает выбор профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей, освоение правил и норм профессии, формирование и осознание себя как профессионала, обобщение опыта профессии за счет личного вклада, развитие своей личности средствами профессии. В целом профессионализация это одна из сторон социализации, подобно тому, как становление профессионала является одним из аспектов развития личности» [2, с. 10].

В данном подходе профессиональная идентичность студентов-бакалавров рассматривается как компонент личности, обеспечивающий

<э1Ь

успешную профессиональную адаптацию, и как доминантный фактор профессиональной карьеры, базирующийся на компетентности, профпригодности, интересе к работе и балансе со средой.

В качестве элементов профессиональной идентичности рассматриваются потребности, интересы, установки, убеждения и другие компоненты мотивационной сферы личности, которые реализуются и удовлетворяются в процессе профессионального пути. Средствами достижения профессиональной идентичности являются соответствующие знания и способности, которые обеспечивают реализацию активности, направленной на достижение заданной профессиональной идентичности [5].

Нами было проведено «пилотное» исследование, направленное на изучение профессиональной идентичности как одного из факторов адаптации в профессиональной среде. Исследование показало, что профессиональная идентичность носит интегральный характер и является универсальным основанием адаптации специалистов в профессиональной сфере. Это позволяет сделать вывод о многокомпонентности структуры идентичности. Наряду с высоким уровнем профессионализма, способностью к применению умений и навыков в условиях нового профессионального пространства в ее структуру входят коммуникативные способности, сформированность эмоционально-волевой сферы, активность, целеустремленность, решительность, стрессоустойчивость, а также следование этическим нормам профессионального сообщества. Таким образом, современные образовательный контекст и требования к выпускнику-бакалавру создают необходимость описания профессиональной идентичности как показателя успешного освоения компетенций и готовности к их реализации в трудовой деятельности. Следовательно, существует необходимость разработки новых методов работы со студентами-бакалаврами, которые бы позволили эффективно обеспечить соответствие современным требованиям к выпускнику-бакалавру и повысить уровень его профессиональной идентичности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вавилова Л.Н. Формирование профессиональной идентичности специалиста по охране труда: Дис... д-ра пед. наук - Калининград, 2005.

2. Завалишина Д.Н. Способы идентификации человека с профессией // Психология субъекта профессиональной деятельности. -М.-Ярославль, 2001.

<glb>

МФЮА

3. Зеер Э.Ф., Сымалюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический. журнал. 1997. Т. 18. №6.

4. Иванова Н.Л., Конева Е.В. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности. - Ярославль, 2003.

5. ИвановаН.Л. Социальная идентичность: теория и практика. - М., 2009.

6. Озерина А.А. // Психология образования в XXI веке: теория и практика : материалы Международной науч.-практ. конф., Волгоград, 14-16 сент. 2011 г. : (к 80-летию ВГСПУ). - Волгоград, 2011.

7. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. - М., 2002.

8. Bretz R.D., Jr., Judge, T.A. Person-organization fit and the Theory of Work Adjustment: implications for satisfaction, tenure, and career success. Journal of Vocational Behavior, 1994.

9. Lawson L. Theory of work adjustment personality constructs // Journal of Vocational Behavior, 1993.

10. Michel A., Wortham S. Immanent cognition // S. Chaiklin, A. Rubio, S. Medina. Pacting in changing worlds: learning, communication, and minds in intercultural activities. Sevilia, 2005.

Л.Н. Вавилова,

д-р пед. наук, профессор,

Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота, г. Калининград E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.