Научная статья на тему 'Формирование профессиональной идентичности у курсантов военного вуза'

Формирование профессиональной идентичности у курсантов военного вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
846
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО / PROFESSIONAL IDENTITY / TRAINING TROOPS / THE FORMATION OF PROFESSIONAL IDENTITY OF A MILITARY MAN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Симаков А. А.

В статье анализируется понятие и выделяются особенности профессиональной идентичности военнослужащего, рассматриваются ее отдельные компоненты и определяются уровни и стадии ее формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE PROFESSIONAL IDENTITY OF MILITARY CADETS

The article analyzes the concept and highlight characteristics of professional identity, the soldier, are considered some of its components and determined the levels and stages of its formation

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной идентичности у курсантов военного вуза»

УДК 378+152.32

Simakov, A.A. FORMATION OF THE PROFESSIONAL IDENTITY OF MILITARY CADETS. The article analyzes the concept and highlight characteristics of professional identity, the soldier, are considered some of its components and determined the levels and stages of its formation.

Key words: professional identity, training troops, the formation of professional identity of a military man.

А.А. Симаков, проф. каф. психологии Филиала ВУНЦ СВ «ОВА» ВС РФ, г. Новосибирск,

E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

В статье анализируется понятие и выделяются особенности профессиональной идентичности военнослужащего, рассматриваются ее отдельные компоненты и определяются уровни и стадии ее формирования.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, воспитание военнослужащих, формирование профессиональной идентичности военнослужащего.

Одним из главных факторов, определяющих происходящие в системе высшего профессионального образования изменения, является требование повышения качества подготовки выпускников высших учебных заведений, в том числе и военных, на основе формирования определенных профессиональных компетенций. В психолого-педагогической науке и практике разрабатываются всё новые подходы решения этой задачи. Одни из них основываются на обновлении содержания подготовки, другие - на использовании в подготовке квалифицированных специалистов информационных технологий, новых методов обучения, третьи - на усилении практической её направленности и т.п. Однако заслуживает особого внимания решение проблемы повышения качества подготовки специалистов посредством формирования у них профессиональной идентичности [1-5].

В отечественной науке проблема профессиональной идентичности получила достаточно широкое распространение. Актуальность обращения к ней вызвана не только рассмотрением теоретических вопросов о понятии и содержании профессиональной идентичности, но и ее высокой практической значимостью, непосредственно связанной с проблемами эффективности профессиональной деятельности, профессиональной адаптации, профессионального обучения, профессионального развития в целом.

В самом общем виде профессиональная идентичность может быть обозначена как один из видов идентичности социальной, наравне с идентичностью экономической, тендерной, территориальной и т.д. Однако, в сравнении с последними, профессиональная идентичность как психолого-педагогическая проблема получила гораздо большее распространение в научных исследованиях.

Так, Л.Б. Шнейдер определяет профессиональную идентичность как категорию, «которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной профессии и определенному профессиональному сообществу» [5].

Э.Ф. Зеер под профессиональной идентичностью понимает «профессиональный образ - Я, включающий стереотипы и уникальность собственного «Я»; осознание своей тождественности с профессиональным образом «Я» [1].

Рассмотрение определений понятия профессиональной идентичности, позволяет сделать ряд выводов. С одной стороны, профессиональную идентичность можно определять как один из видов идентичности социальной в том смысле, что она заключается в идентификации человека с вполне определенным профессиональным сообществом, с профессией как социальным институтом. С другой стороны, профессиональная идентичность является продолжением более общего личностного самоопределения человека, когда профессия является лишь одним из средств социализации и индивидуализации человека. Но так или иначе, профессиональная идентичность всегда развивается в условиях вполне определенного профессионального сообщества, с которым человек себя идентифицирует, принимая его ценности, нормы, правила и т.д.

Анализ работ отечественных исследователей, посвященных изучению проблемы профессиональной идентичности, показал, что в ее структуре могут быть выделены три компонента.

Первый - это отношение человека к себе как к профессиональному работнику, принятие себя как реального или будущего профессионала. Этот компонент выражается в том, как человек оценивает свои профессиональные возможности, способности, свой профессиональный потенциал.

Второй - это отношение человека к той профессии, которую он выбрал. В нашем случае этот компонент выражается в отношении курсантов военно-учебного заведения к будущей профессии. Показателем этого отношения является учебнопрофессиональная удовлетворенность, которая формируется в процессе обучения.

Третий - это отношение человека к ценностям, нормам, идеалам того профессионального сообщества, в рамках которого он будет осуществлять свою профессиональную деятельность. Механизмом реализации данного компонента профессиональной идентичности в реальной учебно-профессиональной деятельности курсанта выступает процесс соотнесения собственных интересов, ценностей, идеалов, норм с интересами, ценностями, идеалами, нормами военного профессионального сообщества, в котором он осуществляет и будет осуществлять профессиональную деятельность.

Специфика военного учебного заведения создает определенные сложности в формировании профессиональной идентичности курсанта в образовательном процессе. Эта специфика определяет условия, влияющие на процесс формирования профессиональной идентичности курсанта. Условно их можно разделить на внешние и внутренние.

К внешним условиям относятся:

- уровень организации повседневной деятельности курсантов в процессе обучения;

- образовательная среда, формирующая представление о военно-профессиональной деятельности;

- организационно-педагогические условия, обеспечивающие реализацию принципа активности в профессиональном самоопределении курсанта;

- требования к военно-профессиональной подготовке курсанта;

- информационная среда, формирующая положительный образ и перспективы профессионального и личностного будущего;

- наличие обратной связи о личностных проявлениях, профессиональном поведении курсанта.

Необходимо отметить, что на первых этапах формирования профессиональной идентичности внешние факторы играют приоритетную роль.

Основой же дальнейшего развития профессиональной идентичности становятся внутренние условия, к которым Л.Б. Шнейдер относит следующие:

- эмоционально-положительный фон, на котором происходило получение информации о профессии;

- положительное восприятие себя в качестве субъекта профессиональной деятельности;

- эмоционально-позитивное принятие своей принадлежности к профессиональному сообществу;

- успешное усвоение (присвоение) прав и обязанностей, норм и правил профессиональной деятельности;

- готовность специалиста принять на себя профессиональную ответственность;

- характер выраженности и самопринятия экзистенцио-нального и функционального Я;

- мотивационная активность к реализации себя на избранном профессиональном поприще [5].

В этих условиях поиск оптимальных педагогических условий формирования профессиональной идентичности курсантов в образовательном процессе военного вуза является актуальной задачей.

При этом исходным пунктом процесса формирования профессиональной идентичности выступает профессиональное самосознание, которое является составным компонентом целостного самосознания личности.

П.А. Шавир отмечает, что в наиболее обобщенном виде профессиональное самосознание проявляется в юности в осознании себя как субъекта будущей профессиональной деятельности [4].

А.К. Маркова в профессиональном самосознании как интегративной характеристике личности выделяет следующие пять её составляющих:

- осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для осознания своих качеств (здесь закладываются основы профессионального мировоззрения, позднее - личного профессионального кредо, личной концепции профессионального труда, из которой будет исходить специалист в своем труде);

- осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким абстрактным или конкретным коллегой;

- учет оценки себя как профессионала со стороны коллег;

- самооценивание человеком своих отдельных сторон -понимание себя, своего профессионального поведения, а также эмоциональное отношение и оценивание себя (профессиональное самосознание опирается здесь на профессиональную самооценку - ретроспективную (Я как профессионал вчера), актуальную (Я как профессионал сегодня), потенциальную (Я как профессионал завтра), идеальную (Я как профессионал в отдаленном будущем);

- положительное оценивание себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив, что приводит к позитивной Я - концепции (у профессионала, обладающего таким уровнем самосознания, повышается уверенность в себе, удовлетворенность своей профессией, эффективность работы, возрастает стремление к самореализации) [2].

С приведённой выше характеристикой совпадает мнение Л.Б. Шнейдера, которая определяет, что профессиональное самосознание обучающихся включает в себя следующие компоненты:

- знание о степени своего соответствия профессиональным эталонам;

- знание о степени своего признания в профессиональной группе;

- представление о себе и своей работе в будущем;

- соотнесенность профессиональной деятельности и образа - Я [5].

В связи с тем, что ведущим видом деятельности курсанта является учение, то его профессиональное самосознание - это осознание себя как субъекта учебно-профессиональной и будущей военно-профессиональной деятельности.

Основными компонентами профессионального самосознания курсанта являются такие сложные личностные образования, как образ - Я, Я - концепция, которые служат самым мощным регулятивным фактором, определяющим эффективность и направленность их поведения и деятельности в ходе учёбы в военном вузе.

Эффективность учебно-профессиональной деятельности курсанта, его физическое и психическое здоровье в значительной мере зависят от согласованности и целостности представлений о себе. Практика показывает, что курсанты с согласованным образом - Я значительно более успешны и стабильны в учёбе, проявляют активность и самостоятельность в решении стоящих перед ними задач. И напротив, лица, имеющие дезинтегрированный Я образ, отличаются меньшей активностью, низкой инициативой, слабой результативностью в решении учебных задач.

Профессиональный образ - Я курсанта включает следующие формы: Я - профессиональное идеальное (установки,

связанные с представлением индивида о том, каким бы профессионалом он хотел стать); Я - профессиональное реальное (представление о наличных качествах и свойствах, о том, каков он есть профессионал на самом деле).

Рассогласование между представлением человека о себе «реальном» и «идеальном» часто и является энергетической основой для его саморазвития, двигателем формирования профессионального образа - Я [3].

Образ - Я курсанта определяет формирование Я - концепции, которая представляет собой «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряжённая с их оценкой» [3]. На основе относительно устойчивой, в большей или меньшей мере осознанной системе этих представлений о самом себе, курсант строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Я - концепция позволяет курсанту выстроить стратегию своей военно-профессиональной подготовки и будущего служебного роста.

В образовательном процессе у курсанта формируется позитивный образ избранной профессии. Он узнаёт: историю и значение профессии; географию, условия и перспективы службы; необходимые профессионально-важные качества; требования к современному военному профессионалу; положительные образы для подражания в служебной деятельности. На основе сопоставления образа-Профессии с образом - Я у курсанта формируется профессиональный образ - Я и складывается осознание своей идентичности с избранной профессией, военным профессиональным сообществом, формируется положительное отношение к себе как субъекту настоящей учебнопрофессиональной деятельности и будущей военно-профессиональной деятельности.

Проведенный анализ позволяет выстроить процесс формирования у курсантов профессиональной идентичности следующим образом:

- установление взаимосвязи типа личности и сферы профессиональной деятельности (образ профессии);

- формирование установок, связанных с представлением индивида о том, каким бы профессионалом он хотел стать и представлений о наличных качествах и свойствах, о том, каков он есть профессионал на самом деле (профессиональный образ - Я);

- формирование совокупности представлений о себе и их оценка (Я - концепция);

- осознание своей тождественности с профессиональным образом - Я (профессиональная идентичность);

- убежденность в правильности выбора профессии и положительное отношение к себе как к субъекту учебно-профессиональной деятельности и будущей военно-профессиональной деятельности.

В соответствии с этими стадиями определяются уровни формирования профессиональной идентичности, которые обуславливаются противоречиями между мотивами и целью деятельности; между мотивами; между реальным и идеальным; между имеющимся действительным и желаемым. Возникает конфликтный личностный смысл, который стимулирует самосознание к формированию и развитию профессиональной идентичности.

Результаты проведённого анализа позволяют выделить три основных этапа формирования у курсантов профессиональной идентичности.

Первый этап (1-2 курсы) - это период осмысления профессиональной идентичности, когда на основе вхождения в новую социальную и профессиональную среду внешняя идентичность переходит во внутренне принятую, осознанную, эмоционально окрашенную характеристику. Это нестабильный этап, связанный с адаптацией к новой социальной роли курсанта.

На этом этапе основные противоречия в формировании профессиональной идентичности могут дополняться противоречиями между интересом к какой-либо области знаний, особенностями воинской специальности, образом поведения и недостаточностью представлений о себе с точки зрения собственной военно-профессиональной пригодности. Это противоречие разрешается путем формирования курсантской идентификации (Я - курсант) и предвосхищения будущей профессиональной идентичности.

Второй этап (3-4 курсы) - это период, когда на основе осознания требований новой социально-профессиональной роли и собственных способностей и возможностей происходит

осознание достижений, которые сделаны благодаря собственным усилиям.

В ходе профессионального обучения существует также и объективное противоречие между представлениями личности о профессии (содержание, условия прохождения учёбы и службы) и ее действительной сущностью. Степень его выраженности зависит от того, насколько эти данные соответствуют реальности. Это противоречие разрешается путем формирования у курсанта образа - Я как субъекта учебно-профессиональной деятельности. Сформированный на этом этапе образ - Я, на-кладываясь на первоначальные представления личности о себе, после некоторого периода в значительной степени изменяет или практически полностью заменяет их. Курсант начинает получать удовлетворение от восприятия себя как субъекта будущей военно-профессиональной деятельности (Я - будущий офицер).

Основанием для выделения в третий этап 5-го курса является, то, что после прохождения войсковой стажировки в жизни курсантов наступает период, когда на основе более глубокого осознания спектра ролей, усвоенных в ходе профессионализации, происходит формирование новых целей и перспектив. Этот период по-своему нестабилен в силу того, что происходит пе-

Библиографический список

1. Зеер, Э.Ф. Психология профессий. - М., 2003.

2. Маркова, А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.

3. Психология самосознания: хрестоматия / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара, 2000.

4. Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. - М., 1981.

5. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. - М. - Воронеж, 2004.

реосмысление и уточнение различных вариантов профессионального саморазвития, места прохождения службы и построения профессиональной карьеры. В этот период могут измениться и критерии отношения курсанта к себе, которые нередко проявляется в форме изменения обоснованности выбора профессии.

На всех этапах курсант получает знания, у него формируются умения и навыки, вырабатываются способы компенсации недостаточно выраженных, но значимых свойств и качеств, корректируются мотивы учебно-профессиональной деятельности, установки, уровень притязаний. При этом навыки разгружают сознательную деятельность от регулирования относительно элементарных актов, позволяя человеку сконцентрировать свое внимание на решении более сложных задач, а умения предоставляют возможность варьировать способами реализации действий.

Подводя итог, можно сказать, что активное формирование профессиональной идентичности курсантов военного вуза, изменение их мировоззренческой ориентации являются залогом успеха проводимых в Вооружённых Силах Российской Федерации преобразований.

Bibliography

1. Zeer, Eh.F. Psikhologiya professiyj. - M., 2003.

2. Markova, A.K. Psikhologiya professionalizma. - M., 1996.

3. Psikhologiya samosoznaniya: khrestomatiya / red.-sost. D.Ya. Rayjgorodskiyj. - Samara, 2000.

4. Shavir P. A. Psikhologiya professionaljnogo samoopredeleniya v ranneyj yunosti. - M., 1981.

5. Shneyjder, L.B. Professionaljnaya identichnostj: teoriya, ehksperiment, trening. - M. - Voronezh, 2004.

Статья поступила в редакцию 28.09.11

УДК 371

Chukhrov AS. THE PROBLEM OF FORMATION OF PROFESSIONAL STUDENTS FOR TECHNICAL HIGH SCHOOL. We

consider the problem of professional development and technical college students, a model project to the formation of professional skill of students, based on increasing awareness and desire to improve themselves.

Key words: professionalisation, training of technicians.

А.С. Чухров, канд. тех.наук, доц. СибГУТИ, г. Новосибирск, [email protected]

К ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНООЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ОУЗА

Рассматривается проблема профессионального становления студентов технического вуза и предлагается модель проекта, направленного на формирование профессионального мастерства студентов, основанная на повышении самосознания и стремления к самосовершенствованию.

Ключевые слова: профессионализация, профессиональная подготовка технических специалистов.

Актуальность социально-психологического осмысления сущностных компонентов профессионально-личностного становления студентов технического вуза обусловлена тем, что в настоящее время проблемы профессиональной подготовки будущих технических специалистов приобретают особую значимость. Профессионализм отдельных специалистов является интегрированным показателем социокультурных и экономических процессов, происходящих в обществе, и определяет, в конечном итоге, индустриальную мощь страны. Его роль велика в развитии как отдельной личности, так и общества в целом [1 - 3].

Вместе с тем обучение в вузе, даже при благоприятных социально-экономических условиях, всегда связано с личностномотивационными аспектами. Адаптация к комплексу новых факторов, специфичных для высшей технической школы, представляет собой сложный многоуровневый социальнопсихофизиологический процесс и сопровождается значительным интеллектуальным напряжением, зачастую разочарованием в профессии и снижением учебной мотивации.

Проблема профессиональной подготовки будущих технических специалистов заключена в несоответствии, порой резко выраженном противоречии между ожиданием и реальностью. Нередко студенты смутно представляют свою будущую деятельность и учебный процесс. Несмотря на то, что большинство имеют потребность в обучении, однако она не осмыслена применительно к конкретным обстоятельствам, т.е. потребности индивида не реализуются в его поведении в образовательном процессе. Особенно значимой проблема профессиональной подготовки будущих технических специалистов является для группы вчерашних школьников, которые случайно попали в технический вуз, по совету близких или «за компанию с друзьями». С одной стороны, эта группа стремится реализовать свой личностный потенциал, а с другой - часто имеет недостаточные потенции для перехода из микрогруппы семьи в макроструктуру общества, о чем свидетельствует недостаточно определенные профессиональные предпочтения.

С целью выяснения отношения студентов одного из технических ВУЗов к проблемам собственной профессионализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.