Научная статья на тему 'Концептуальная модель социальной идентификации женщин-военнослужащих в образовательном процессе военного вуза'

Концептуальная модель социальной идентификации женщин-военнослужащих в образовательном процессе военного вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
287
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ЛИЧНОСТНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЖЕНЩИНЫ-ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / SOCIAL IDENTIFICATION / PROFESSIONAL IDENTITY / GENDER IDENTITY / PERSONAL IDENTITY / IDENTITY / SERVICE WOMEN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Худайназарова Динара Равшановна

В статье рассмотрен процесс социальной идентификации, составляющими которого являются профессиональная, гендерная и личностная идентификации женщин-военнослужащих, обучающихся в военном вузе. Показана взаимосвязь, взаимообусловленность и содержание каждой составляющей в структуре общего интегративного процесса социальной идентификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Худайназарова Динара Равшановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FRAMEWORK OF SERVICEWOMEN’S SOCIAL IDENTIFICATION IN THE EDUCATION PROCESS OF A MILITARY HIGHER SCHOOL

The paper considers the social identification process, which consists of professional, gender and personal identities of servicewomen studying at a military higher school. The author shows correlation, interdependence and content of each component in the general integrative process structure of social identification.

Текст научной работы на тему «Концептуальная модель социальной идентификации женщин-военнослужащих в образовательном процессе военного вуза»

УДК 378.14

Худайназарова Динара Равшановна

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории Военной академии связи

им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЖЕНЩИН-ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА

Khudaynazarova Dinara Ravshanovna

PhD in Education Science, Senior Research associate, Research Laboratory, Military Academy of Communications

CONCEPTUAL FRAMEWORK OF SERVICEWOMEN’S SOCIAL IDENTIFICATION IN THE EDUCATION PROCESS OF A MILITARY HIGHER SCHOOL

Аннотация:

В статье рассмотрен процесс социальной идентификации, составляющими которого являются профессиональная, гендерная и личностная идентификации женщин-военнослужащих, обучающихся в военном вузе. Показана взаимосвязь, взаимообусловленность и содержание каждой составляющей в структуре общего интегративного процесса социальной идентификации.

Ключевые слова:

социальная идентификация, профессиональная идентификация, гендерная идентификация, личностная идентификация, идентичность, женщины-военнослужащие.

Summary:

The paper considers the social identification process, which consists of professional, gender and personal identities of servicewomen studying at a military higher school. The author shows correlation, interdependence and content of each component in the general integrative process structure of social identification.

Keywords:

social identification, professional identity, gender identity, personal identity, identity, service women.

Проблема социализации женщин-военнослужащих в армейской среде является одной из актуальных в теории и практике военной психологии и педагогики. Термин «социализация», введенный французским социологом Г. Тардом [1, с. 265], означает процесс усвоения правил поведения и приобретения системы ценностей, представлений и мировоззренческих позиций, которые позволяют личности функционировать в сообществе в ситуациях межличностного общения и в решении задач, стоящих перед обществом в целом.

Современные условия развития общества характеризуются все более возрастающей потребностью в привлечении женщин в различные сферы деятельности и одновременно стремлением самих женщин к обеспечению равных прав и возможностей с мужчинами. Процесс социализации женщин в считавшиеся ранее «мужскими» профессии, к числу которых относится и военная служба, приобретает все более устойчивые темпы. Ориентация на службу в Вооруженных силах предполагает исключение дискриминации по половому признаку и, с учетом физиологических и психологических различий мужчин и женщин, создание в армейской среде условий, обеспечивающих возможность социальной идентификации женщин-военнослужащих в процессе их обучения в военном вузе.

Объектом исследования в данной статье является образовательный процесс военного вуза, а предметом - процесс социализации женщин-военнослужащих, обучающихся в вузе. Целью статьи является научное обоснование концептуальной модели социальной идентификации женщин-военнослужащих в процессе их обучения в военном вузе.

Переживание идентичности как результата процесса идентификации в армейской среде актуализируется в профессиональной, гендерной и внутриличностной сферах. Отсюда следует, что социальная идентичность женщины в армейской среде - это многомерный и интегративный психологический феномен, «обеспечивающий человеку целостность и определенность, развивается в пространстве процессов самоопределения, самоорганизации и персонализации» [2, с. 4]. Главной задачей учебно-воспитательной работы в военном вузе следует рассматривать создание условий, обеспечивающих возможность женщин-военнослужащих в полной мере подготовить себя к реальной армейской среде. В процессе обучения обучающиеся должны раскрыть свой творческий потенциал, сформировать качества и способности к самостоятельному принятию решений в нестандартных ситуациях практической работы, такие условия могут быть реализованы как последовательное прохождение трех этапов [3, с. 24]:

- переходного (1-3-й семестры), в течение которого происходит вхождение обучающейся женщины-военнослужащей в курсантскую жизнь;

- накопительного (4-6-й семестры), для которого характерно некоторое снижение результатов обучения курсантов;

- определяющего (7-10-й семестры), на котором формируются относительно стабильная модель деятельности курсанта и его ближайшие жизненные планы.

Подобная периодизация и характеристики поведения обучающихся в соответствующие периоды хорошо согласуются с социально-психологическими переживаниями обучающихся женщин-военнослужащих в процессе формирования их профессиональной, гендерной и личностной идентичностей, которые являются подвидами и составляющими процесса социальной идентификации.

Таким образом, концептуальную модель социальной идентификации женщин-военнослу-жащих, обучающихся в военном вузе, можно представить в виде структурной схемы, приведенной на рис. 1.

Рисунок 1 - Структура концептуальной модели процесса социализации женщин-военнослужащих (ЖВС) в армейской среде

В таком виде социальная идентификация женщин-военнослужащих представляет собой интегративный процесс усвоения обучающимися правил поведения и приобретения системы ценностей, представлений и мировоззренческих позиций, позволяющих личности функционировать в армейской среде.

Данное определение процесса социальной идентификации указывает на длительность его действия, охватывающего все перечисленные выше периоды образовательного процесса.

«Идентичность же представляется относительно статичным феноменом, результатом идентификации» [4, с. 8].

В то же время процесс идентификации не ограничен временем обучения в вузе, характеризуется динамичностью и интериализацией внешних социальных установок, позволяющих соотнести себя и других с существующей армейской реальностью.

Как было отмечено выше, процесс социальной идентификации является объединяющим для профессиональной, гендерной и личностной идентификации. Профессиональная идентификация относится к числу понятий, в котором выражено концептуальное представление человека о своем месте в профессиональной группе или общности, в частности армейском коллективе.

Профессиональная идентификация - это процесс профессионального самоопределения, персонализации и самоорганизации, отождествления-дифференциации себя с делом и другими, проявляющихся в когнитивных, эмоционально-поведенческих самоописаниях «Я». Результатом процесса профессиональной идентификации на определенном временном интервале является профессиональная идентичность личности, проявляющаяся в ее профессиональных чертах во всех сферах жизнедеятельности и определяющая ее отношение к деятельности [5, с. 37].

Проблема профессиональной идентификации связана прежде всего с поиском механизмов, помогающих обучающемуся соотнести настоящее и будущее, найти свое место в армейской среде. Кроме того, она определяется соответствием профессионально пригодных качеств личности и области приложения сил в данное время.

Важнейшей составляющей социальной идентификации является для обучающихся женщин-военнослужащих их гендерная идентификация. Подробное исследование, проведенное в работе [6, с. 48-68], дает следующее определение этому феномену: гендерная идентификация - процесс, позволяющий индивиду осознать и признать, что он или она принимают те или иные гендерные роли, а результат данного процесса определяет гендерную идентичность человека.

Сегодня обоснованность жесткого разделения людей на два противоположных, не совпадающих по своим природным характеристикам пола, исследователями поставлена под сомнение. В последние годы в науке принято четко разграничивать конституциональные и социокультурные аспекты в разграничении мужского и женского, связывая их соответственно с понятиями пола и гендера. Термин «пол» описывает биологические различия между людьми, определенные в основном анатомо-физиологическими характеристиками. Термин «гендер» - это специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин, их взаимоотношения между собой [7, с. 28].

Использование термина «гендер» подразумевает также и то, что видимые различия личностных характеристик мужчин и женщин не связаны напрямую с биологическими детерминантами, а в значительной мере определяются спецификой социального взаимодействия, в которое включены лица различного пола, в рассматриваемом случае социальным взаимодействием военнослужащих в воинской среде. Следовательно, гендерная идентичность, как результат процесса гендерной идентификации, характеризуется как принятыми женщиной-военнослужащей гендерно-специфичными формами поведения, так и паттернами ее деятельности, считающимися общепринятыми для мужчин и женщин в контексте данного общества, в частности в армейской среде.

Третьей составляющей общего процесса социализации женщины-военнослужащей является процесс ее личностной идентификации, заключающийся в способности сформировать представление о своем «Я», что делает ее личностью.

Способность сохранять единство сознания при всех изменениях, которые женщина-военнослужащая может претерпевать, указывает на то, что она «одна и та же личность» (И. Кант). Данный феномен в психологии обозначают как самоидентичность. Следовательно, самоидентичность - это способность к самостоятельному выявлению соответствия женщины-военнослужащей ее объективной принадлежности к армейской среде при сохранении представлений о целостности и уникальности собственного «Я». Личностная идентичность, как результат процесса личностной идентификации, определятся единством и взаимообусловленностью отождествления женщины-военнослужащей самой себя с другими на основе установления общих ценностей и способности осознания на протяжении всей армейской жизни уникальности своего «Я». При этом идентичность образует некие нормативные «рамки» личностного поведения, является основой личности и во многом обусловлена внешними воздействиями, а самоидентичность содержит в себе дополнительно элемент творческого осмысления идентичности, что позволяет сохранить уникальность и неповторимость отдельной личности [8, с. 23].

Представленная структура концептуальной модели социальной идентификации женщины-военнослужащей в образовательном процессе военного вуза указывает на то, что позволяет сохранить уникальность и неповторимость отдельной личности [9, с. 23].

Представленная структура концептуальной модели социальной идентификации женщин-военнослужащих в образовательном процессе военного вуза указывает на то, что переживание идентичности актуализируется и в профессиональной, и в гендерной, и в личностной сфере армейской жизни. Постановка проблемы социальной идентификации, определения ее структуры, генезиса и условий формирования идентичности остаются актуальными в силу отмечаемого многими исследователями кризиса идентичности современного человека, в том числе женщин-воен-нослужащих, сделавших своим жизненным выбором военную службу.

Научная новизна данной работы заключается в дальнейшем развитии теории социальной психологии, в изменении сложившихся представлений о путях социализации женщин-военнослу-жащих в армейской среде, в достижении объяснительных возможностей многоаспектного и сложного конструкта «социализация».

Практическая значимость работы заключается в том, что предложенный в статье системный подход, реализующий задачу социализации женщин-военнослужащих в период их обучения в вузе, является эффективным средством для организаторов образовательного процесса, занимающихся обучением и воспитанием женщин-военнослужащих, будущих военных специалистов, так как указывает на многоаспектность процесса социализации, позволяет выявить причинноследственные связи и значимые аспекты этого процесса.

Ссылки:

1. Тард Г. Мнение и толпа // Психология толп. М., 199S. С. 257-408.

2. Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М., 2007. 12S с.

3. Каганов А.Б. Формирование ведущих компонентов студента как будущего профессионала // Педагогика высшей и средней специальной школы. 1990. № 4.

4. Захарова О.В. Социальная идентификация и социальная идентичность в изменяющемся обществе. Иркутск, 2010. 95 с.

5. Руднева Е. Формирование профессиональной идентичности. [Саарбрюкен], 2012. 139 с.

6. Холодкова Л.А., Худайназарова Д.Р. Женщины-военнослужащие в инновационном процессе военного вуза: гендерный аспект. СПб., 2010. С. 216.

7. Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2001. С. 2S.

8. Шнейдер Л.Б. Указ. соч.

9. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.