УДК 159.923.2
Худайназарова Динара Равшановна
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории Военной академии связи
имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного
Громова Александра Андреевна
преподаватель кафедры Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЖЕНЩИН-ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ
Khudaynazarova Dinara Ravshanovna
PhD in Education Science, Senior Research associate, Research Laboratory, Military Academy of Communications
Gromova Aleksandra Andreevna
Lecturer,
Military Academy of Communications
PROFESSIONAL IDENTITY OF SERVICEWOMEN: THE CONCEPT CONTENT
Аннотация:
В работе рассмотрены особенности становления профессиональной идентичности женщин-военнослужащих, обучающихся в военном вузе. Показано, что в отличие от других видов идентичности «профессиональная идентичность» предусматривает ее соответствие таким категориям, как «пригодность» и «готовность» человека к данной профессиональной сфере. Выявлены взаимосвязь и взаимообусловленность понятий «профессия», «профессиональная идентичность», «профессиональная пригодность» и «профессиональная готовность».
Ключевые слова:
женщины-военнослужащие, профессиональная идентичность, профессиональная пригодность, профессиональная готовность.
Summary:
The paper considers the specifics of the professional identity development of servicewomen studying at the military university. It is shown that unlike other types of identity, the professional identity involves its compliance with such categories as "suitability" and "readiness" of a person for a given vocational sphere. The authors consider the interrelationship and interdependence of the concepts of "profession", "professional identity", "professional suitability" and "professional readiness".
Keywords:
servicewomen, professional identity, professional suitability, professional readiness.
Социальная идентичность человека традиционно исследуется по аналогии с теми социальными группами, членом которых он воспринимается, в частности профессиональными группами военнослужащих. В многообразии подвидов социальной идентичности профессиональной идентичности уделяется наибольшее внимание исследователей. Это объясняется все возрастающими изменениями социально-культурного общества, сопровождающимися не только сменой социальных ролей, но и предъявлением новых требований к профессии, в том числе к военным специалистам.
Востребованность специалиста в новых динамично развивающихся условиях, его конкурентоспособность предполагают постоянную готовность к саморазвитию и критическому осмыслению своего места в профессиональной сфере. Профессиональная идентичность как объект педагогического исследования относится к числу понятий, отражающих концептуальные представления человека о своем месте в профессиональной группе. В этом смысле профессиональная идентичность женщин, посвятивших свою жизнь армии, представляет собой интегративное понятие, в котором выражена взаимосвязь их личностных характеристик, ориентирующих в мире профессий и позволяющих более полно реализовать свой потенциал в профессиональной деятельности, критически оценивать возможные последствия профессионального выбора.
Указанная способность женщин-военнослужащих определяется структурой профессионального самосознания, которая в работе Е.А. Климова [1, с. 73] сформулирована следующим образом:
- сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности: «мы -военные», «мы - военные летчики», «мы - военные связисты»;
- понимание степени своего соответствия профессиональным эталонам, своего места в системе военных профессиональных «ролей»: «я - молодой командир взвода», «я - телеграфист»;
- знание уровня своего признания в профессиональной группе: «меня считают отличным летчиком», «мне присвоили I класс военного специалиста»;
- знание своих сильных и слабых сторон, понимание путей их совершенствования, овладение индивидуальными приемами профессионального мастерства и стиля в работе;
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 5)
- представление о своем будущем в профессиональной деятельности: «я буду военным ученым», «я буду командиром полка», «я освою несколько типов самолетов».
Для реализации перечисленных характеристик у женщин-военнослужащих в период их обучения в военном вузе, воспитания из них преданных своей профессии специалистов педагогический коллектив должен направлять усилия на формирование у обучающихся необходимых представлений о профессии военного, профессиональной пригодности, профессиональной готовности, которые помогут им достичь соответствующего статуса профессиональной идентичности.
Профессия, являющаяся исходной для становления профессиональной идентичности, не имеет явно выраженных естественных дифференцирующих признаков, какими являются, например, гендер для гендерной идентичности, этнос - для этнической. Следовательно, усложняется и становится более значимой внутренняя работа для обнаружения этих признаков. Кроме того, возрастает роль других людей, которые бы замечали и признавали эти признаки.
Дополнительной характеристикой профессии является и то, что она как исходное предусматривает особую целенаправленность, созданную обществом подготовку и реализуется за определенное вознаграждение.
Другие виды идентичности не предусматривают соответствие таким категориям, как пригодность или готовность. Профессиональная пригодность - это совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или иной профессии. Профессиональная пригодность не дана человеку изначально, она формируется в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности при наличии положительной мотивации. Профессионально пригодные характеристики человека необходимо рассматривать как целостную систему, включающую: отношение к профессии, труду, гражданские качества, интересы и склонности, физические, моральные, творческие, интеллектуальные качества и т. д.
Оценка уровня профессиональной готовности человека к деятельности в данной профессиональной сфере должна основываться на следующих показателях: удовлетворенность трудом, взаимоотношениями в коллективе; успешность освоения профессии; психофизиологическая «цена труда». В качестве признаков готовности человека к профессиональной деятельности можно рассматривать степень сформированности у него основных психических регуляторов деятельности: «образ объекта»; «образ субъекта»; «образ субъектно-субъектных и субъектно-объектных отношений» [2].
Изучение перечисленных признаков может осуществляться по следующим показателям [3; 4]: знания, мера их осознания в социальном и личностном смысле, возможности применения знаний при решении профессиональных, в том числе плохо структурированных, задач, уровень профессионального самосознания, функциональной готовности.
Взаимосвязь и взаимообусловленность понятий «профессия», «профессиональная идентичность», «профессиональная пригодность» и «профессиональная готовность», отраженные на рисунке 1, целесообразно рассматривать в координатах человеческой активности [5, с. 47]:
- профессия соответствует уровню внешней активности и определяет профессиональную занятость чем-то;
- профессиональная идентичность соответствует уровню внутренней активности, что проявляется в личностной значимости профессиональной активности человека;
- профессиональная пригодность и профессиональная готовность соответствуют формам проявления активности, при этом профессиональная пригодность является низшей формой активности, так как для ее определения требуется выявление ситуативно обусловленных профессионально-дифференцирующих признаков.
Такое понимание указывает на то, что профессия представляет собой социально-объективную часть человеческой активности в профессии. Профессиональная пригодность и профессиональная готовность - формальные реальности, профессиональная идентичность - неформальная, смысловая, субъективная реальность. В этом смысле профессия и профессиональная идентичность связаны причинно-обусловленной связью. В то же время профессиональная пригодность и профессиональная готовность объединены с профессиональной идентичностью актуальной зависимостью как производные той части профессиональной реальности, которая в процессе обучения женщин-военнослужащих в вузе связана с: эффективностью специальной подготовки; определенным поощрением за усвоение профессиональных знаний; стремлением обучающихся к достижению определенного профессионального статуса.
Рисунок 1 - К вопросу сопоставления профессии, профидентичности, профпригодности
и профготовности
Профессиональная идентичность связана с перечисленными параметрами опосредованно. Наиболее тесная связь профессиональной идентичности, по мнению Л.Б. Шнейдер [6], обнаруживается с нравственными профессиональными ориентирами, выражающимися в ощущении обучающимся субъектности своего труда, ответственности за его результаты и в переживании профессиональной самоэффективности от позитивности самооценки.
Обеспечение перечисленных условий, определяющих содержание понятия «профессиональная идентичность женщин-военнослужащих», окажется ключевым условием подготовки из их числа высококлассных специалистов.
Ссылки:
1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д., 1996. 245 с.
2. Там же. С. 14-16.
3. Чернолес В.П. Интеграция инновационной и учебной деятельности в системе военного профессионального образования : дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2002. 390 с.
4. Способ рейтинговой оценки уровня подготовки личности к инновационной деятельности : патент РФ на изобретение № 2230490 от 25.02.2003 / Елизарова Л.Е., Холодкова Л.А., Чернолес В.П.
5. Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М., 2007. 128 с.
6. Там же. С. 48.