Научная статья на тему 'Полоролевая и этническая идентичность студентов гуманитарной и технологической специальностей'

Полоролевая и этническая идентичность студентов гуманитарной и технологической специальностей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
421
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОЛОРОЛЕВАЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГУМАНИТАРНАЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / IDENTIFICATION / IDENTITY / GENDER AND ETHNIC IDENTITY / HUMANITARIAN AND TECHNOLOGICAL ORIENTATION OF TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мункин Мунко Доржиевич, Гомбожапова Ханда-цырен Дугаровна

В статье представлены результаты исследования полоролевой идентификации студентов различных специальностей, видов их идентичности, их связи с возрастными, профессиональными, этническими аспектами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender and ethnic identity of students of the humanities and technological specialties

The article presents the results of research in gender identity of students of different specialties, types of their identity, their relation to the age, professional, ethnic aspects.

Текст научной работы на тему «Полоролевая и этническая идентичность студентов гуманитарной и технологической специальностей»

УДК 159.992.4 © М.Д. Мункин, Х.-Ц.Д. Гомбожапова

ПОЛОРОЛЕВАЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

В статье представлены результаты исследования полоролевой идентификации студентов различных специальностей, видов их идентичности, их связи с возрастными, профессиональными, этническими аспектами.

Ключевые слова: идентификация, идентичность, полоролевая и этническая идентичность, гуманитарная и технологическая направленность обучения.

M.D. Munkin, Kh.-Ch.D. Gombozhapova

GENDER AND ETHNIC IDENTITY OF STUDENTS OF THE HUMANITIES AND TECHNOLOGICAL SPECIALTIES

The article presents the results of research in gender identity of students of different specialties, types of their identity, their relation to the age, professional, ethnic aspects.

Keywords: identification, identity, gender and ethnic identity, humanitarian and technological orientation of training.

Проблема полоролевой идентификации, идентичности и их связи с возрастными, профессиональными, этническими аспектами является не новой в психологии, но не теряет своей актуальности. Вопросы полов возникали перед человечеством во все времена, но именно сегодня проблема полоролевой идентификации и идентичности встает наиболее остро. Современные социально-экономические, политические и культурные преобразования в обществе, безусловно, отражаются на внутреннем мире людей, на процессах социализации и формирования социальной, культурной, этнической и личностной идентификации, идентичности молодежи и взрослых. Интенсивность и кардинальность этих изменений определяют необходимость становления активной и гибкой жизненной позиции у подрастающего поколения, юношей и девушек. Именно она должна стимулировать их к использованию всех имеющихся у них потенциальных способностей для успешной социализации, самореализации и личностного роста. В самом общем понимании социализация есть процесс и результат вхождения человека в социальную действительность, при этом важнейшим резуль-

татом является формирование социальной (этнической) идентичности.

Поэтому изучение особенностей полоролевой идентификации у студентов различных профессиональных направленностей и этнических групп является актуальной проблемой. Мы предположили, что уровень развития полороле-вой идентификации и преобладание маскулинности или феминности влияет на профессиональное становление в юношеском возрасте. В связи с глобализацией и переходом с традиционной культуры на массовую культуру намечена тенденция маскулинизации представителей женского пола и феминизации мужчин, что требует научного подхода изучения данного явления. Методологической основой нашего исследования являются теоретические положения психологов о полоролевом развитии личности и ее идентичности.

База исследования: 88 студентов ФГБОУ ВПО «Бурятский госуниверситет»: 46 обучающихся на факультетах технологического цикла (28 девушек и 18 юношей) и 42 студента, обучающиеся на факультетах гуманитарного направления (36 девушек и 6 юношей) (рис. 1).

■ Гуманитарии девушки

ни Гуманитарии юноши

2 Технологи девушки

п Технологи юноши

Рис. 1. Представленность выборки 27

Методы исследования: наблюдение, беседа; анализ литературы по теме исследовании; комплекс психодиагностических методик: «Типы этнической идентичности» Л.М. Дробижевой, шкала «маскулинность - фемининность Фрай-губурского личностного опросника FPI» Д.Фаренберга, Р. Гампела, Г. Зарга, методика «Маскулинность - фемининность» С. Бем. При обработке результатов исследования применялся корреляционный анализ.

Понятия «идентификация» и «идентичность» имеют много общего, но вместе с тем есть и различия. Идентификация (от лат. identificare -отождествлять) - психологическая категория, которая отражает процессы и результаты эмоционального и иного самоотождествления индивидов с другими людьми, группами, образцами или идеалами. Термин «идентификация» берет начало в психоанализе, в котором он интерпретируется, главным образом, как бессознательный процесс подражания поведению или определенным качествам того лица, с которым индивид себя отождествляет.

Э. Эриксон [10], определив юношеский возраст как период физической зрелости и социальной незрелости, все психологические проблемы этого периода объяснял на основе двух факторов, требующих от юноши серии выборов, идентификаций, самоопределений, приводя к так называемому кризису идентичности. Личностная идентичность рассматривается как внутренняя динамическая структура, интегрирующая в единое целое отдельные стороны личности, а также представления человека о самом себе и ожидания значимых других, инте-риоризированные в самосознании субъекта в единое целое без потери их своеобразия. Развитие идентичности осуществляется в течение всей жизни человека в процессе решения им личностно значимых задач, связанных с индивидуальными и социальными изменениями и преобразованиями.

В результате взаимодействия со средой, с другими людьми формируется идентичность, обозначенная К. Роджерсом как самость, структура которой представляет собой организованную форму самовосприятия, проникающего в сферу сознания. Она состоит из таких элементов, как восприятие своих свойств и способностей; перцептивные и концептуальные характеристики «Я» в их соотношении с другими людьми и окружением; в целом ценностные качества; цели и идеалы и т.д. Идентификация по-лоролевая [5] - процесс и результат обретения ребенком психологических и поведенческих

особенностей человека определенного пола; отождествление им себя с человеком определенного пола и обретение черт психологических и особенностей поведения человека того же или противоположного пола, включая типичное поведение ролевое. Полоролевая идентичность возникает на базе ядра половой идентичности, но не тождественна ей: это обусловленные полом паттерны сознательных и бессознательных взаимодействий с другими людьми. Этот аспект своего образа формируется на основе тонких взаимодействий между родителями и ребенком с самого рождения, которые зависят от позиций родителей по отношению к биологическому полу ребенка, а также от того, как они ощущают себя - мужчиной или женщиной - и от стиля взаимодействий каждого из них с другими [2].

При изучении проблемы сходства и различий между мужчинами и женщинами обычно оперируют понятиями «пол» и «гендер». В истории психологии первая попытка ввести различение между понятиями «пол» и «гендер» была сделана психологом Р. Столером в 1968 г. Изучая транссексуалов, он пришел к выводу, что легче хирургическим способом изменить пол транссексуала, чем изменить его гендерную идентичность.

Позже идею дифференциации понятия «пол» и «гендер» поддержали и антропологи. Изучая различные общества, они обнаружили различия в понимании мужских и женских ролей, позиций, черт, характера, то есть в понимании того, что есть мужчина или женщина в том или ином обществе.

Термин «гендер» указывает на социальный статус и социально психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми. Компонентами гендера выступают гендерные стереотипы, гендерные нормы, гендерные роли и гендерная идентичность. Несмотря на кажущуюся простоту разделения понятия «пол» и «гендер», в литературе часто происходит смешение понятий.

Как считают сторонники социального научения, ребенок идентифицирует себя не с одним из родителей, а с неким абстрактным образом мужчины и женщины, созданным им на основании многих наблюдений над соответствующим этому полу поведением взрослых. Теория когнитивного развития, или теория самокатегоризации, не отрицая роль подкрепления, главным все же считает получаемую ребенком от взрослого информацию о полоролевом поведении и понимание ребенком своей половой принадлеж-

ности и ее необратимости. Различия между теориями половой идентификации Л. Кольберг выразил следующим образом: "...В свете теории половой типизации ребенок мог бы сказать: "Я хочу поощрения, меня поощряют, когда я делаю мальчиковые вещи, поэтому я хочу быть мальчиком", а в свете теории самокатегоризации: "Я мальчик, поэтому я хочу делать мальчиковые вещи, и возможность их делать меня вознаграждает".

Теория гендерной схемы, разработанная С. Бем, содержит черты как теории социального научения, так и теории когнитивного развития. С позиций этой теории, усвоение и принятие установок, связанных с выполнением определенной гендерной роли, осуществляется в процессе первичной социализации [2].

Теория социальных ролей А. Игли гласит, что многие гендерные различия являются продуктами разных социальных ролей, которые поддерживают или подавляют в мужчинах и женщинах определенные варианты поведения. Так, в исследованиях А. Игли женщины, исполнявшие мужские роли, оценивались как более мужественные по сравнению с женщинами, исполняющими женские роли, а мужчины, принявшие на себя женские роли, - как более женственные по сравнению с мужчинами, исполнявшими мужские роли.

Половая идентификация - это стадиальный процесс. У разных авторов число стадий неодинаково. В юношеском возрасте гендерные проблемы приобретают особую актуальность в период окончания школы, когда старшеклассники стоят перед выбором своего дальнейшего жизненного пути и сферы профессиональной деятельности. В обществе все еще довольно устойчивы стереотипы о том, для женщин главными социальными ролями являются не профессиональные, а семейные роли (мать, хозяйка). Стремление соответствовать социальным ожиданиям, связанным с различной степенью значимости профессиональной деятельности и карьеры для мужчин и женщин, побуждает по-лотипизированных девушек в профессиональном выборе пренебрегать своими склонностями, способностями, интересами и выбирать типично женские профессии, связанные с выполнением обслуживающих функций. Как известно, даже способные к точным наукам девушки довольно редко поступают в технические вузы. Полотипи-зированные юноши, не учитывая, как правило, свои склонности, реже выбирают для себя профессии гуманитарного профиля, исходя из стереотипного представления, что эта деятельность

не для «настоящего» мужчины. На этом этапе особенно значимой и необходимой видится квалифицированная помощь старшеклассникам со стороны компетентных в гендерных вопросах школьных психологов и сотрудников служб профориентации.

Глобализация мирового развития, вызванная развитием средств массовой коммуникации, не только объединяет людей для решения экономических и культурных проблем, но и вызывает стремление людей противостоять ей, чтобы сохранить свои национальные ценности, свою этническую идентичность, язык, культуру. Такое противостояние очень часто приводит к конфликтам. В психологической науке «этническая идентичность» рассматривается как составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. В структуре этнической идентичности обычно выделяют два основных компонента - когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству к ней, значимость этого членства). На наш взгляд, необходимо выделять поведенческий компонент этнической идентичности, понимая его как реальный механизм не только осознания, но и проявления себя членом определенной группы, построения системы конатив-ных отношений и действий в различных этно-контактных ситуациях [6].

Стоит отметить, что осознание людьми своей этнической принадлежности значительно варьирует от того, живут ли они в полиэтнической или моноэтнической среде. Ситуация межэтнического общения дает индивиду больше возможностей для приобретения знания об особенностях своей и других этнических групп, способствуют развитию межэтнического понимания и формированию коммуникативных навыков. Н.М. Лебедева и ее коллеги, основываясь на взглядах вышеназванных ученых и результатах собственных исследований, установили, что позитивная этническая идентичность взаимосвязана с этнической толерантностью и является ее основой [7]. Толерантность, как отмечает И.И. Осинский, - одна из фундаментальных основ достижения социального согласия в обществе [9]. С этой точки зрения межэтнические отношения в Республике Бурятия характеризуются определенной стабильностью и отсутствием межнациональной конфликтов, что объясняется,

прежде всего, вековыми традициями совместно- Результаты исследования по методике «Типы

го проживания: на ее территории проживают этнической идентичности» Л.М. Дробижевой представители 142 национальностей. (рис. 2).

Типы этнической идентичности

□ Этнонигилизм

□ Этническая индифферентность

□ Позитивная этническая идентичность

□ Этноцентризм

□ этно изоляция

□ национальный фанатизм

Рис. 2. Результаты исследования типов идентичности студентов

Рассматриваются следующие типы этнической идентичности: этнонигилизм, этническая индифферентность, норма (позитивная этническая идентичность), этноэгоизм, этноизоляцио-низм, национальный фанатизм. Из данных, указанных на рис. 2, мы видим, что наибольшее количество студентов имеют тип позитивной этнической идентичности вне зависимости от факультета. Он преобладает у 51 студента (57% от всей выборки), у 29 студентов-гуманитариев (1-я группа), из которых 6 юношей и 23 девушек; у 22 студентов технологических факультетов (2-я группа), из которых 13 юношей и 9 девушек. Тип этнической индифферентности преобладает у 19 студентов (21%): 10 из 1 гр. (1 юн. и 9 дев.); 9 из 2 гр. (3 юн. и 6 дев.). Тип этнического нигилизма преобладает у 18-ти студентов (20%): 9 из 1 гр. (9 дев.); 9 из 2 гр. (4 юн. и 5 дев.). Тип этнической изоляции преобладает у 14-ти студентов (15%): 5 из 1 гр. (все девушки-гуманитарии); 9 из 2 гр. (8 юн. и 2 дев.). Тип этноцентризма преобладает у 8 студентов (9 %): 3 из 1 гр. (все девушки); 5 из 2 гр. (все юноши). Тип национального фанатизма выявлен у 3 студентов, что составляет 3,4% от всей выборки, они все юноши и обучаются на технологических факультетах.

Результаты корреляционного анализа по коэффициентам ранговой корреляции Ч. Спирмена показал, что во всех группах Н0 отвергается. Корреляция между А и В статистически значима (г, = 0.989 и т.д.)

Методика «Личностный опросник FPI» Д. Фаренберга, Р. Гампела, Г. Зарга содержит 12 шкал: Шкала I (невротичность), Шкала II (спонтанная агрессивность), Шкала III (депрессив-

ность), Шкала IV (раздражительность), Шкала V (общительность), Шкала VI (уравновешенность), Шкала VII (реактивная агрессивность), Шкала VIII (застенчивость), Шкала IX (открытость), Шкала Х (экстраверсия - интроверсия), Шкала XI (эмоциональная лабильность), Шкала XII (маскулинизм - феминизм). Результаты корреляционного анализа данных по методике «Маскулинности и фемининности» С. Бем и шкалы «Маскулинности - фемининности» FPI показали, что у юношей и девушек, обучающихся на технологических специальностях (г, = 0.017 и г, = 0.017), и у девушек, обучающихся на гуманитарных специальностях (г, =-0.042), корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости. Н0 принимается. Таким образом, можно заключить, что связь между по-лоролевой идентификацией и профессиональным становлением незначима.

В результате проведенного исследования выдвинутая нами гипотеза о том, что уровень развития полоролевой идентификации и преобладание маскулинности или феминности влияет на профессиональное становление, подтверждается частично. Юноши в обоих выборках набрали высокие показатели маскулинности, что говорит о том, что в их поведении характерны стереотипные мужские черты - это может служить свидетельством того, что юноши четко идентифицируют и соотносят себя со своей половой группой, вне зависимости от специфики профессионального выбора. Девушки также набрали показатели, соответствующие феминности, что также свидетельствует о том, что девушки в обеих выборках ясно относят свое поведение с нормами, заведенными в обществе и в их этни-

Н.П. Черных. Личностные особенности старообрядцев

ческой группе. Они отчетливо соотносят себя со своей половой принадлежностью, независимо от типа специализации, на котором они обучаются. Также выявлено, что наибольшая часть студентов, принимавших участие в исследовании, имеет позитивную этническую идентичность, т.е. молодой человек с уважением относится к своей культуре и ясно соотносит себя со своим этносом, но также с уважением он относится и к культуре и представителей других этносов. Люди с позитивным типом этнической идентичности могут принимать достижения других этнических групп, но не в ущерб своему народу, своим традициям.

Вопросы полоролевой идентификации приобретают особую актуальность в современных условиях, когда в условиях массовой урбанизации стираются заведенные в обществе нормы поведения женщин и мужчин. И женщины все чаще занимают руководящие посты и показывают себя успешными, как и мужчины.

Литература

1. Актуальные проблемы психологии Байкальской Азии в условиях трансграничья: колл. моногра-

фия / науч. ред. Р.Д. Санжаева. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2012. - 312 с.

2. Бем С.Л. Линзы тендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. - М.: РОС-СПЭН, 2004. - 336 с.

3. Дагбаева С.Б., Санжаева Р.Д. Ценностные ориентации современных студентов: этнопсихологический аспект.- Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2010.- 182 с.

4. Дугарова Т.Ц. Феноменология этнического самосознания бурят - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2012 -246 с.

5. Журавлев Н.Я. Гендерная психология. - М., 2001. - 367 с.

6. Кон И. С. Психология ранней юности: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989.- 255 с.

7. Лебедева Н.М. Этническая и кросс-культурная психология. - М.: МАКС Пресс, 2011. - 424 с.

8. Монсонова А.Р. Этноконфессиональная принадлежность как фактор формирования системы ценностных ориентаций молодежи (Байкальский регион). - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2010. - 128 с.

9. Осинский И.И. Толерантность в контексте трансформации социальной структуры российского общества // Толерантность как социогуманитарная проблема современности: материалы междунар. науч. конф. - Житомир, 2007. - С. 11-14.

10. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. -М.: Прогресс, 1996. - 342 с.

Мункин Мунко Доржиевич, аспирант кафедры возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета. E-mail: munkin90@mail.ru

Гомбожапова Ханда-Цырен Дугаровна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры физического воспитания Бурятского государственного университета. E-mail: gombozh55@mail.ru

Munkin Munko Dorzhievich, postgraduate student, department of age and pedagogical psychology. E-mail: munkin90@mail.ru

Gombozhapova, candidate of pedagogical sciences, professor of the department of physical education, Buryat State University. E-mail: munkin90@mail.ru

УДК 159.9 © Н.П. Черных

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРООБРЯДЦЕВ

В статье представлены результаты изучения личностных особенностей старообрядцев, структуры самоотношения и социально-психологической адаптации.

Ключевые слова: личностные особенности, самоотношение, социально-психологическая адаптация.

N.P. Chernykh

PERSONALITY TRAITS OF OLD BELIEVERS

The article presents the results of the study ofpersonality traits of old believers, the structure of self-consideration and socio-psychological adaptation.

Keywords: personality traits, self-consideration, socio-psychological adaptation.

В постоянно меняющемся мире современный человек, чтобы не только выжить, но и полноценно жить в социальном и духовном отноше-

нии, должен чувствовать и понимать великое наследие прошедших веков. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, определяет и расстав-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.