Научная статья на тему 'К проблеме профессионального становления студентов технического вуза'

К проблеме профессионального становления студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ / PROFESSIONALISATION / TRAINING OF TECHNICIANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чухров А. С.

Рассматривается проблема профессионального становления студентов технического вуза и предлагается модель проекта, направленного на формирование профессионального мастерства студентов, основанная на повышении самосознания и стремления к самосовершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF FORMATION OF PROFESSIONAL STUDENTS FOR TECHNICAL HIGH SCHOOL

We consider the problem of professional development and technical college students, a model project to the formation of professional skill of students, based on increasing awareness and desire to improve themselves.

Текст научной работы на тему «К проблеме профессионального становления студентов технического вуза»

осознание достижений, которые сделаны благодаря собственным усилиям.

В ходе профессионального обучения существует также и объективное противоречие между представлениями личности о профессии (содержание, условия прохождения учёбы и службы) и ее действительной сущностью. Степень его выраженности зависит от того, насколько эти данные соответствуют реальности. Это противоречие разрешается путем формирования у курсанта образа - Я как субъекта учебно-профессиональной деятельности. Сформированный на этом этапе образ - Я, на-кладываясь на первоначальные представления личности о себе, после некоторого периода в значительной степени изменяет или практически полностью заменяет их. Курсант начинает получать удовлетворение от восприятия себя как субъекта будущей военно-профессиональной деятельности (Я - будущий офицер).

Основанием для выделения в третий этап 5-го курса является, то, что после прохождения войсковой стажировки в жизни курсантов наступает период, когда на основе более глубокого осознания спектра ролей, усвоенных в ходе профессионализации, происходит формирование новых целей и перспектив. Этот период по-своему нестабилен в силу того, что происходит пе-

Библиографический список

1. Зеер, Э.Ф. Психология профессий. - М., 2003.

2. Маркова, А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.

3. Психология самосознания: хрестоматия / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара, 2000.

4. Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. - М., 1981.

5. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. - М. - Воронеж, 2004.

реосмысление и уточнение различных вариантов профессионального саморазвития, места прохождения службы и построения профессиональной карьеры. В этот период могут измениться и критерии отношения курсанта к себе, которые нередко проявляется в форме изменения обоснованности выбора профессии.

На всех этапах курсант получает знания, у него формируются умения и навыки, вырабатываются способы компенсации недостаточно выраженных, но значимых свойств и качеств, корректируются мотивы учебно-профессиональной деятельности, установки, уровень притязаний. При этом навыки разгружают сознательную деятельность от регулирования относительно элементарных актов, позволяя человеку сконцентрировать свое внимание на решении более сложных задач, а умения предоставляют возможность варьировать способами реализации действий.

Подводя итог, можно сказать, что активное формирование профессиональной идентичности курсантов военного вуза, изменение их мировоззренческой ориентации являются залогом успеха проводимых в Вооружённых Силах Российской Федерации преобразований.

Bibliography

1. Zeer, Eh.F. Psikhologiya professiyj. - M., 2003.

2. Markova, A.K. Psikhologiya professionalizma. - M., 1996.

3. Psikhologiya samosoznaniya: khrestomatiya / red.-sost. D.Ya. Rayjgorodskiyj. - Samara, 2000.

4. Shavir P. A. Psikhologiya professionaljnogo samoopredeleniya v ranneyj yunosti. - M., 1981.

5. Shneyjder, L.B. Professionaljnaya identichnostj: teoriya, ehksperiment, trening. - M. - Voronezh, 2004.

Статья поступила в редакцию 28.09.11

УДК 371

Chukhrov AS. THE PROBLEM OF FORMATION OF PROFESSIONAL STUDENTS FOR TECHNICAL HIGH SCHOOL. We

consider the problem of professional development and technical college students, a model project to the formation of professional skill of students, based on increasing awareness and desire to improve themselves.

Key words: professionalisation, training of technicians.

А.С. Чухров, канд. тех.наук, доц. СибГУТИ, г. Новосибирск, [email protected]

К ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Рассматривается проблема профессионального становления студентов технического вуза и предлагается модель проекта, направленного на формирование профессионального мастерства студентов, основанная на повышении самосознания и стремления к самосовершенствованию.

Ключевые слова: профессионализация, профессиональная подготовка технических специалистов.

Актуальность социально-психологического осмысления сущностных компонентов профессионально-личностного становления студентов технического вуза обусловлена тем, что в настоящее время проблемы профессиональной подготовки будущих технических специалистов приобретают особую значимость. Профессионализм отдельных специалистов является интегрированным показателем социокультурных и экономических процессов, происходящих в обществе, и определяет, в конечном итоге, индустриальную мощь страны. Его роль велика в развитии как отдельной личности, так и общества в целом [1 - 3].

Вместе с тем обучение в вузе, даже при благоприятных социально-экономических условиях, всегда связано с личностномотивационными аспектами. Адаптация к комплексу новых факторов, специфичных для высшей технической школы, представляет собой сложный многоуровневый социальнопсихофизиологический процесс и сопровождается значительным интеллектуальным напряжением, зачастую разочарованием в профессии и снижением учебной мотивации.

Проблема профессиональной подготовки будущих технических специалистов заключена в несоответствии, порой резко выраженном противоречии между ожиданием и реальностью. Нередко студенты смутно представляют свою будущую деятельность и учебный процесс. Несмотря на то, что большинство имеют потребность в обучении, однако она не осмыслена применительно к конкретным обстоятельствам, т.е. потребности индивида не реализуются в его поведении в образовательном процессе. Особенно значимой проблема профессиональной подготовки будущих технических специалистов является для группы вчерашних школьников, которые случайно попали в технический вуз, по совету близких или «за компанию с друзьями». С одной стороны, эта группа стремится реализовать свой личностный потенциал, а с другой - часто имеет недостаточные потенции для перехода из микрогруппы семьи в макроструктуру общества, о чем свидетельствует недостаточно определенные профессиональные предпочтения.

С целью выяснения отношения студентов одного из технических ВУЗов к проблемам собственной профессионализации

было проведено исследование, выборка которого составила 125 человек в возрасте от 20 до 22 лет. Со студентами было проведено анкетирование по специально разработанному опроснику, раскрывающему ценностное отношение к профессиональному становлению.

Анализ ответов показал, что студенты в половине случаев признают важность профессионализма, при этом жизненные цели напрямую связаны со служением обществу. Профессионализм для них, в большей степени, - это терминальная цен-

ность (ценность-цель), нежели инструментальная ценность (ценность-средство) и социальная практика. Примерно третья часть свой жизненный путь видит в получении выгодного и престижного места работы, не связывая напрямую эту цель с получаемой профессией (ценность-средство), и 16,8% респондентов вообще смутно представляют себе свой будущий жизненный путь, озадачиваясь лишь получением диплома о высшем образовании (рис. 1).

50,4% - «Быть профессионалом и приносить пользу обществу - самое главное в жизни»

33,6% - «Самое главное - найти высокооплачиваемое место работы, не обязательно по профессии» 16,8% - «Главное - получить диплом о высшем образовании»

Опираясь на свой жизненный опыт, подавляющая часть студентов считает профессионализм определяющим фактором внутреннего состояния современного человека, необходимым условием счастья и достижения жизненных целей. Безусловно, за этим стоит связь между профессиональным мастерством и возможностью получить престижную работу, однако работа как таковая рассматривается как средство саморазвития.

Повышение рейтинга будущей профессии в системе ценностей студентов технического вуза, формирование базовой гордости за свою профессию, самоуважения, стремления к самосовершенствованию является необходимым условием успешности их профессиональной социализации. Ценностное отношение к будущей профессии предполагает не только создание соответствующих технических условий для нормального обучения, но и мотивацию студентов на индивидуальное формирование профессионального мастерства, что должно вписываться в программу технического вуза, как неотъемлемая составная часть по подготовке инженера, и являться предметом постоянного социального контроля и управления.

Исходя из вышесказанного, мы считаем актуальным разработку социального проекта, направленного на формирование профессионального мастерства студентов, базирующегося на следующих принципах:

1. Принцип соразмерности проектируемых перемен, т.е. их соответствия физиологической, психической и социокультурной природе личности студента технического вуза.

2. Принцип социальной и личностной целесообразности, реализация которого заключается в достижении соответствия ожидаемых результатов нормативным целям и личностным потребностям.

3. Принцип комплексности, предполагает учет параметров профессионально-личностного развития студентов в техническом вузе.

4. Принцип реалистичности, с опорой на действительные, поддающиеся учету и использованию экономические, кадровые и информационные ресурсы.

5. Принцип индивидуального подхода предполагает учет индивидуальных склонностей, способностей, возможностей

и психофизиологических особенностей личности студента технического вуза.

Стратегические цели проекта:

1. Формирование самосознания и профессиональной гордости студентов технических вузов, связанного с ощущением престижности технической профессии и ее ценности для общества;

2. Формирование стремления к повышению профессионального мастерства и к самосовершенствованию в своей профессии;

3. Повышение качества подготовки специалистов технических профессий.

Конкретные задачи в рамках проблемы:

1. Формирование профессиональной компетентности студентов технических специальностей по выбранной профессии;

2. Выявление эффективных жизненных стратегий, формирование отношения к профессии как ценности;

3. Формирование устойчивой мотивации к увеличению и повышению качества профессионализма;

4. Формирование ответственности молодых людей за свой профессионализм;

5. Формирование положительной мотивации, направленной на повышение профессионализма;

6. Развитие творческого личностного потенциала студентов;

7. Обучение осознанию своих проблем и поиску их решения, а также преодолению трудностей, мешающих полноценному самовыражению;

8. Обучение эффективными методами разрешения внут-риличностных и межличностных проблем.

Проект также предусматривает создание модели комплексного развития паттернов профессионального совершенства студентов технического вуза, базовые компоненты которой подробно рассмотрены на рисунке 2.

В представленной модели комплексного формирования паттернов профессионального совершенствования студентов предусмотрено не только применение мер информирования и обучения, но и формирование волевого компонента личности, самосознания и ответственности.

Рис. 2. Модель комплексного формирования паттернов профессионального совершенствования студентов технического вуза

Библиографический список

1. Филонов, Г.Н. Воспитание молодежи в новых социально-экономических условиях: краткая стенограмма общего годичного собрания АПН СССР. - М., 1991.

2. Чернышев, А.А. Системное обеспечение качества образования и государственная аккредитация вуза // Современное образование: качество и новые технологии: тез. докл. - Томск, 2000.

3. Фокин, Ю.Т. Преподавание и воспитание в высшей школе. - М., 2002.

Bibliography

1. Filonov, G.N. Vospitanie molodezhi v novihkh socialjno-ehkonomicheskikh usloviyakh: kratkaya stenogramma obthego godichnogo sobraniya APN SSSR. - M., 1991.

2. Chernihshev, A.A. Sistemnoe obespechenie kachestva obrazovaniya i gosudarstvennaya akkreditaciya vuza // Sovremennoe obrazovanie: kachestvo i novihe tekhnologii: tez. dokl. - Tomsk, 2000.

3. Fokin, Yu.T. Prepodavanie i vospitanie v vihssheyj shkole. - M., 2002.

Статья поступила в редакцию 28.09.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.