Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЬЮТОРА В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ'

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЬЮТОРА В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инклюзивное образование / тьюторство / трудности в обучении / индивидуализация / адаптивные стратегии / профессиональные качества / образовательное пространство / inclusive education / tutoring / learning difficulties / individualization / adaptive strategies / professional qualities / educational space

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жигайло Полина Игоревна

В современном образовательном контексте вопросы инклюзии и поддержки детей с трудностями в обучении становятся все более актуальными. Данная статья рассматривает специфику профессиональной деятельности тьютора в инклюзивном образовательном пространстве. Основываясь на анализе современных исследований и практического опыта, авторы выделяют основные аспекты работы тьютора, включая индивидуализацию обучения, адаптивные стратегии и профессиональные качества, необходимые для успешной работы с детьми и подростками с трудностями в обучении. Представленный материал может быть полезен как практикующим тьюторам, так и специалистам в области образования и инклюзии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the modern educational context, issues of inclusion and support for children with learning difficulties are becoming increasingly relevant. This article examines the specifics of a tutor’s professional activity in an inclusive educational space. Based on an analysis of modern research and practical experience, the authors highlight the main aspects of a tutor's work, including individualization of learning, adaptive strategies and professional qualities necessary for successful work with children and adolescents with learning difficulties. The presented material can be useful to both practicing tutors and specialists in the field of education and inclusion.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЬЮТОРА В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ»

повторения, как аллитерация и ассонанс, а также "содержат часто используемую лексику и иллюстрируют всю гамму грамматических и синтаксических структур".

Пословицы, помимо того, что составляют существенную долю цивилизации, являются значительным инструментом эффективной коммуникации и понимания всевозможных устных и письменных высказываний. Человек, который не овладеет навыками употребления пословиц, будет ограничен в общении, будет испытывать трудности с пониманием широкого спектра печатных материалов, радио, телевидения, песен и т.д., а также не поймет пародий на пословицы, которые предполагают знакомство с распространенной пословицей [11].

Аннотация. В данной статье рассказывается о важности и значимости использования пословиц при обучении английскому языку. Актуальность темы обусловлена тем, что усвоение иностранного языка обозначает не только теоретическое усвоение языка как средства общения. В обучение и освоение языка входит еще и ознакомление с другой социальной цивилизацией, иными типами государственной конструкции. Практическая значимость исследования заключается в том, что использование пословиц в обучении является немаловажными фактором при методике преподавания языка. Используя методику преподавания пословиц и поговорок можно немного приблизиться к культуре, менталитету, образу жизни и научиться понимать нравственные ценности данного народа.

Ключевые слова: методика, пословицы, английский язык, культура, устный фольклор, обучение.

Annotation. This article describes the importance and significance of using proverbs in teaching English. The relevance of the topic is conditioned by the fact that mastering a foreign language denotes not only theoretical mastering of the language as a means of communication. Learning and mastering a language also includes familiarization with another social civilization, other types of state structure. The practical significance of the study lies in the fact that the use of proverbs in teaching is an important factor in the methodology of language teaching. Using the methodology of teaching proverbs and sayings it is possible to get a little closer to the culture, mentality, way of life and learn to understand the moral values of this nation.

Keywords: methodology, proverbs, English language, culture, oral folklore, teaching.

Литература:

1. Лепшокова, E.A. Изучение извинения с позиций прагмалингвистики. В сборнике: Традиции и инновации в системе образования / Е.А. Лепшокова // Сборник научных статей. - Карачаевск: изд-во КЧГУ, 2019. - С. 144-149

2. Лепшокова, Е.А. Соматические идиомы как основа идиоматической речи / Е.А. Лепшокова // Национальная Ассоциация Ученых. - Краснодар, 2020. - № 58-2 (58). - С. 36-37

3. Лепшокова, Е.А. Методические требования к художественным текстам для домашнего чтения В сборнике: Традиции и инновации в системе образования / Е.А. Лепшокова // Сборник научных статей. Материалы XIV Международной научно-практической конференции,-Карачаевск: изд-во КЧГУ, 2018,-С. 151-157

4. Лепшокова, Е.А. Способы обучения студентов практическому владению иностранным языком. В сборнике: Клычевские чтения - 2020 / Е.А. Лепшокова // Материалы научно-практической конференции с международным участием. - Карачаевск, изд-во КЧГУ, 2020. - С. 311-314

5. Махмудова, Х.И. Роль игры на уроках английского языка / Х.И. Махмудова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2019. -№ 20 (258). - С. 493-495

6. Мильруд, Р.П. Методика преподавания английского языка / Р.П. Мильруд // Дрофа. - Москва, 2022. - С. 558.

7. Карриер, Майкл и Центр британских учителей. Раздел 5. Игры и занятия для изучающих язык (2-е изд.). - 1980, Лондон: Нельсон.

8. Хосуева, Ф.А. Культура речи: предмет и проблемы дисциплины в изучении иностранных языков / Ф.А. Хосуева, Е.А. Лепшокова // Молодежь. Наука. Образование. Материалы республиканской научной студенческой сессии. -Карачаевск: изд-во КЧГУ, 2020. - С. 347-352

9. Judith L. Green. Handbook of Complementary Methods in Education Research / Judith L. Green. - Washington: American Educational Research Association. - 896 p.

10. Brown H. Douglas. Principles of Language Learning and Teaching. Fourth edition / Brown H. Douglas. - New York: Longman. - 2007. - 410 p.

11. Harnish M. Robert. Communicating with proverbs / Harnish M. Robert 11 Communication and Cognition. Monographies. -1993.-P. 265-290

УДК 378.2

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЬЮТОРА В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ

Жигайло Полина Игоревна магистрант

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный Федеральный Университет» (г. Ростов-на-Дону)

Постановка проблемы. В современном образовательном ландшафте вопросы обеспечения доступности образования для всех детей, включая тех, у кого есть особенности в обучении, становятся все более значимыми. Однако, несмотря на усилия в сфере инклюзивного образования, реализация его принципов в повседневной практике встречает ряд препятствий и вызовов. Одним из ключевых факторов является необходимость обеспечения индивидуальной поддержки и помощи каждому ребенку с учетом его уникальных потребностей и специфики. В этом контексте, роль тьютора в инклюзивном образовании выдвигается на передний план как существенный элемент успешной адаптации образовательного процесса под потребности разнообразных учеников. Однако, существует недостаточно исследований, углубленно анализирующих специфику работы тьютора в контексте инклюзивного образования, что делает данную тему актуальной и важной для исследования и обсуждения.

Изложение основного материала исследования. Введение в инклюзивное образование представляет собой процесс, направленный на создание образовательной среды, которая активно принимает и поддерживает разнообразие учащихся, включая тех, у кого есть особенности в обучении или инвалидности. Целью инклюзивного образования является обеспечение равных возможностей для всех детей получить качественное образование вместе с их сверстниками, что способствует их интеллектуальному, социальному и эмоциональному развитию. Подход инклюзии подчеркивает важность уважения различий, индивидуализации подхода к обучению и создания включающей среды, где каждый ученик может процветать и достигать своего потенциала.

Тьюторство играет ключевую роль в инклюзивном образовании, предоставляя дополнительную индивидуализированную поддержку и помощь учащимся с различными потребностями в обучении. Тьютор, работая рядом с учителем и другими специалистами, помогает создать образовательную среду, где каждый ученик может чувствовать себя принятым и успешным. Он обеспечивает адаптированный подход к обучению, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, разрабатывает индивидуализированные учебные планы и применяет разнообразные методики и стратегии, способствующие эффективному обучению и развитию. Тьютор также играет роль посредника между учеником, учителем и семьей, обеспечивая координацию усилий и обмен информацией, что способствует оптимальному образовательному опыту для каждого ребенка в инклюзивной среде.

Одной из важнейших особенностей работы тьютора в инклюзивном образовании является глубокое понимание индивидуальных потребностей каждого ученика и требует не только знания о конкретных особенностях обучаемых, но и способности эмпатично воспринимать их индивидуальные потребности. Важно учитывать различия в стиле обучения, темпе усвоения информации, а также возможные трудности, с которыми сталкиваются дети с различными специальными потребностями.

Понимание индивидуальных потребностей учеников также подразумевает готовность к адаптации методов обучения и подходов к каждому конкретному случаю, что может включать в себя применение разнообразных образовательных технологий, модификацию учебных материалов, а также организацию дополнительной поддержки или ассистенции в процессе обучения [3, С. 398].

Разработка индивидуализированных учебных планов является ключевой особенностью работы тьютора в инклюзивном образовании. Каждый ученик имеет уникальные потребности, способности и интересы, поэтому важно создавать учебные планы, которые учитывают их индивидуальные особенности. Тьютор должен анализировать данные обучающихся, проводить оценку их текущего уровня знаний и навыков, а также консультироваться с другими специалистами, такими как педагоги-специалисты и психологи, для определения наиболее подходящих стратегий обучения.

Индивидуализированные учебные планы должны быть гибкими и адаптивными, учитывая изменения в потребностях и прогрессе учащихся. Тьютору необходимо постоянно оценивать эффективность плана, вносить корректировки в соответствии с потребностями и достижениями ученика, а также обеспечивать постоянное взаимодействие с учащимися и их семьями для оценки их удовлетворенности и предложения поддержки при необходимости.

Одновременно разработка индивидуализированных учебных планов также включает в себя работу по поиску и адаптации ресурсов и материалов, которые соответствуют потребностям каждого ученика. Тьютор может использовать разнообразные образовательные технологии, методики и учебные материалы, а также сотрудничать с другими специалистами, чтобы обеспечить полноценное обучение и развитие каждого ученика в инклюзивной среде [4, С. 87].

Использование разнообразных методов обучения и подходов является важной особенностью работы тьютора в инклюзивном образовании. Учитывая разнообразие потребностей и способностей учащихся, тьютор должен обладать широким арсеналом образовательных методик и стратегий, которые позволяют эффективно адаптировать обучение под индивидуальные потребности каждого ученика.

Один из подходов, который может использовать тьютор, - это дифференциация обучения. Этот метод предполагает адаптацию учебного материала, заданий и методов обучения с учетом уровня знаний, способностей и интересов каждого ученика. Тьютор может предложить различные варианты выполнения заданий, индивидуализированные материалы и задания, а также дополнительную поддержку или объяснения тем, кто нуждается в этом.

Тьютор может применять кооперативное обучение, включая групповые проекты и деятельность, где учащиеся работают вместе для достижения общих целей. Этот подход способствует развитию социальных навыков, сотрудничества и коммуникации учащихся, а также создает поддерживающую обучающую среду, где каждый ученик может чувствовать себя включенным и ценным членом группы.

Работа с адаптивными технологиями и оборудованием представляет собой важную составляющую профессиональной деятельности тьютора в инклюзивном образовании. Эти инструменты и средства могут значительно облегчить процесс обучения и адаптации образовательной среды под потребности учеников с различными особенностями. Тьютор должен быть знаком с различными видами адаптивных технологий, включая программное обеспечение для улучшения доступности информации, специальные приложения и устройства для облегчения коммуникации, а также адаптивные инструменты для улучшения моторных навыков.

Важным аспектом работы с адаптивными технологиями является умение тьютора интегрировать их в учебный процесс таким образом, чтобы они стали эффективным инструментом для обучения и развития учащихся, что может включать в себя проведение обучающих сессий по использованию технологий, поддержку в настройке и индивидуализации приложений и устройств, а также организацию совместной работы учеников с различными технологиями в рамках учебных

Тьютор должен учитывать разнообразие оборудования и технологических средств, адаптированных для различных типов и уровней ограничений, что может включать в себя работу с коммуникативными устройствами для учащихся с нарушениями речи, использование индивидуальных устройств для чтения и письма для детей с нарушениями зрения или дислексией.

Профессиональные навыки и качества тьютора играют решающую роль в обеспечении эффективной поддержки учеников в инклюзивной образовательной среде. От тьютора требуется не только глубокое знание предметной области, но и специализированные навыки в работе с детьми и подростками с различными потребностями в обучении. Одним из ключевых профессиональных навыков является умение дифференцировать обучение, то есть адаптировать учебный процесс и материалы под индивидуальные потребности каждого ученика. Тьютор должен уметь подбирать и применять различные методики обучения, а также оценивать и корректировать свой подход в зависимости от реакции ученика.

Однако, помимо знаний и навыков, профессиональные качества тьютора имеют огромное значение. Важно обладать высокой степенью эмпатии и терпимости, чтобы эффективно понимать потребности и эмоциональное состояние учеников, а также стремиться создать доверительные отношения. Гибкость и адаптивность также являются неотъемлемыми характеристиками успешного тьютора, поскольку обучение в инклюзивной среде требует постоянной готовности к изменениям и новым вызовам.

Одним из ключевых аспектов профессиональной деятельности тьютора является умение эффективно коммуницировать и взаимодействовать с различными участниками образовательного процесса, включая учеников, их родителей, учителей и других специалистов. Тьютор должен уметь эффективно общаться на разных уровнях, быть открытым для сотрудничества и конструктивной обратной связи, а также уметь решать конфликтные ситуации и проблемы в команде.

Способность к саморазвитию и постоянному профессиональному росту также является важным качеством тьютора. Он должен быть готов к постоянному изучению новых методик и подходов, а также к адаптации своей практики в соответствии с изменяющимися потребностями и требованиями образовательной среды [1, С. 69].

Эффективные стратегии и методики тьюторства в инклюзивном образовании играют решающую роль в обеспечении успешного обучения учеников с различными потребностями. Одним из ключевых подходов является дифференциация обучения, которая предполагает адаптацию учебного процесса и материалов под индивидуальные потребности и уровень каждого ученика. Это может включать изменение темпа обучения, уровня сложности заданий, форматов оценивания, а также предоставление дополнительной поддержки и индивидуальных консультаций. Тьютор должен уметь гибко реагировать на потребности каждого ученика, создавая условия для их успешного участия в образовательном процессе.

Коллаборация с другими специалистами также является эффективной стратегией в работе тьютора в инклюзивном образовании. Сотрудничество с учителями-специалистами, психологами, логопедами и другими профессионалами позволяет обмениваться опытом, разрабатывать комплексные подходы к обучению и создавать поддерживающую образовательную среду. Вместе они могут разрабатывать индивидуализированные учебные планы, обсуждать стратегии работы с конкретными учащимися и обмениваться информацией о достижениях и прогрессе каждого ребенка.

Мониторинг и оценка прогресса учеников также являются важными компонентами эффективного тьюторства. Тьютор должен постоянно отслеживать успехи и проблемы каждого ученика, выявлять их потребности и корректировать учебный процесс в соответствии с их индивидуальными потребностями. Это может включать в себя проведение регулярных оценок знаний и умений, наблюдение за академическим и социальным развитием учеников, а также обратную связь с учителями и родителями для обсуждения результатов и планирования дальнейших шагов.

Вовлечение семьи и окружения ученика является также важной стратегией тьюторства в инклюзивном образовании. Родители и родственники играют ключевую роль в поддержке образовательного процесса и развития ребенка, поэтому тьютор должен активно взаимодействовать с семьями, обмениваться информацией о прогрессе учеников, предоставлять рекомендации и поддерживать партнерские отношения для обеспечения эффективного сотрудничества в интересах ребенка.

Преодоление организационных проблем является неотъемлемой частью работы тьютора в инклюзивном образовании. Организационные проблемы могут включать в себя сложности с расписанием занятий, нехватку ресурсов и материалов, а также недостаток координации между различными специалистами и учебными заведениями. Для эффективного преодоления этих препятствий, тьютор должен обладать организационными навыками, способностью планировать и структурировать свою работу, а также гибкостью в решении возникающих проблем.

Важно, чтобы тьютор умел эффективно использовать доступные ресурсы и находить креативные решения для решения организационных проблем. Это может включать в себя установление партнерских отношений с другими специалистами и родителями, чтобы обеспечить обмен информацией и ресурсами, а также использование современных технологий и онлайн-ресурсов для организации учебного процесса. Также важно постоянно оценивать ситуацию и вносить корректировки в план работы в случае необходимости, чтобы обеспечить эффективное функционирование инклюзивной образовательной среды.

Эмоциональное и психологическое выгорание являются серьезными вызовами для тьюторов в инклюзивном образовании из-за высокой эмоциональной нагрузки и необходимости постоянного взаимодействия с учениками, учителями, администрацией и родителями. Работа с детьми и подростками, у которых есть трудности в обучении, может быть очень интенсивной и требовать от тьютора значительных эмоциональных и энергетических затрат [5, С. 129].

Для преодоления эмоционального и психологического выгорания тьюторам важно уделять внимание собственному благополучию и эмоциональному здоровью. Это может включать в себя регулярные перерывы и отдых, практику самопомощи и самозаботы, а также участие в супервизии и профессиональном консультировании. Тьюторы также могут находить поддержку у коллег и обмениваться опытом с другими специалистами в области образования. Важно также развивать эмоциональную интеллектуальность и умение эффективно управлять своими эмоциями в сложных ситуациях, чтобы сохранить свою профессиональную эффективность и продолжить оказывать поддержку ученикам в инклюзивном образовании.

Недостаток ресурсов и поддержки является одним из серьезных вызовов, с которыми сталкиваются тьюторы в инклюзивном образовании. Отсутствие необходимых материальных средств, специальных обучающих программ, адаптивного оборудования и квалифицированных специалистов может затруднить проведение эффективной индивидуализированной работы с учащимися. Это может привести к ухудшению качества обучения и ограничить доступ учеников к полноценному образованию.

Для преодоления недостатка ресурсов и поддержки тьюторы могут активно работать над поиском альтернативных решений и источников поддержки. Они могут обращаться к руководству учебного заведения с запросами о предоставлении необходимых ресурсов и материалов, а также активно взаимодействовать с родителями учащихся и другими заинтересованными сторонами для оказания содействия в обеспечении нужд учеников. Тьюторы также могут искать внешние источники финансирования, гранты и субсидии, которые могут помочь в закупке необходимых ресурсов и оборудования [2, С. 141].

Выводы. В заключение, работа тьютора в инклюзивном образовании играет ключевую роль в обеспечении доступности образования для всех учащихся, вне зависимости от их особенностей и потребностей. Тьюторы, осуществляя индивидуализированную поддержку и помощь, способствуют успешной адаптации образовательного процесса под потребности разнообразных учеников, что создает условия для их интеллектуального и социального развития.

Однако, работа в инклюзивном образовании сопряжена с рядом вызовов, таких как организационные трудности, эмоциональное выгорание и недостаток ресурсов. Преодоление этих препятствий требует не только профессиональных навыков и компетенций, но и эмпатии, терпимости и готовности к постоянному развитию. Поддержка и внимание к потребностям тьюторов, а также обеспечение необходимых ресурсов и поддержки со стороны образовательных организаций и государственных структур являются важными аспектами в обеспечении качественного инклюзивного образования.

Значение профессионального тьюторства в инклюзивном образовании трудно переоценить, поскольку тьюторы играют важную роль в создании инклюзивной образовательной среды, где каждый ученик имеет равные возможности для обучения и развития. Их способность индивидуализировать образовательный процесс, адаптировать методики обучения под потребности различных учеников и создавать поддерживающую атмосферу в классе позволяет детям и подросткам с трудностями в обучении преодолевать препятствия и достигать успехов. Профессиональные тьюторы не только оказывают помощь в освоении учебного материала, но и стимулируют социальное взаимодействие, помогают развивать навыки самостоятельности и уверенности в себе, что способствует их полноценной интеграции в общество и будущему профессиональному успеху.

Аннотация. В современном образовательном контексте вопросы инклюзии и поддержки детей с трудностями в обучении становятся все более актуальными. Данная статья рассматривает специфику профессиональной деятельности тьютора в инклюзивном образовательном пространстве. Основываясь на анализе современных исследований и практического опыта, авторы выделяют основные аспекты работы тьютора, включая индивидуализацию обучения, адаптивные стратегии и профессиональные качества, необходимые для успешной работы с детьми и подростками с

трудностями в обучении. Представленный материал может быть полезен как практикующим тьюторам, так и специалистам в области образования и инклюзии.

Ключевые слова: инклюзивное образование, тьюторство, трудности в обучении, индивидуализация, адаптивные стратегии, профессиональные качества, образовательное пространство.

Annotation. In the modern educational context, issues of inclusion and support for children with learning difficulties are becoming increasingly relevant. This article examines the specifics of a tutor's professional activity in an inclusive educational space. Based on an analysis of modern research and practical experience, the authors highlight the main aspects of a tutor's work, including individualization of learning, adaptive strategies and professional qualities necessary for successful work with children and adolescents with learning difficulties. The presented material can be useful to both practicing tutors and specialists in the field of education and inclusion.

Key words: inclusive education, tutoring, learning difficulties, individualization, adaptive strategies, professional qualities, educational space.

Литература:

1. Баринова, Е.Б. Теория и практика инклюзивного обучения в образовательных организациях: учебное пособие для вузов / Е.Б. Баринова. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 97 с.

2. Дьячкова, М.А. Тьюторское сопровождение образовательной деятельности: учебное пособие. Практикум / М.А. Дьячкова, О.Н. Томюк; ФГБОУ ВО «УрГПУ». - Екатеринбург, 2016. - 184 с.

3. Ивакина, Е.А. Особенности инклюзивного образования в условиях школьной среды / Е.А. Ивакина. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2022. - № 48 (443). - С. 398-400

4. Козырева, О.А. Проблемы инклюзивного образования: учебное пособие для вузов / О.А. Козырева. - 2-е изд. -Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 179 с.

5. Михальчи, Е.В. Инклюзивное образование: учебник и практикум для вузов / Е.В. Михальчи. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 172 с.

УДК 371.3

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

ШКОЛЬНИКОВ

Журавская Полина Анатольевна студентка 1 курса магистратуры Елабужский институт (филиал) ФГАОУВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга);

Асхадуллина Наиля Нургаяновна кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Елабужский институт (филиал) ФГАОУВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)

Постановка проблемы. Современные взгляды на систему школьного образования претерпели серьезные изменения по сравнению с прошлой эпохой советской модели образования, когда дети учились по одной и той же программе, от них не ждали творческих и оригинальных идей, а проявление творческих способностей обучающихся не считалось для учителей приоритетной составляющей педагогической деятельности. Современная же концепция образования нацелена на то, чтобы обучающиеся сами стали «архитекторами и строителями» образовательного процесса, на выработку у них «умения учиться» благодаря собственной творческой, познавательной активности. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования направлены на выстраивание общей парадигмы системы школьного образования, в основе которой лежит системно-деятельностный подход. Поэтому одной из основных задач деятельности современного учителя является подготовка активного, инициативного, самостоятельного выпускника, стремящегося к познанию и преобразованию окружающего мира. Соответственно для решения этой задачи педагогу важно найти эффективные инструменты развития познавательной активности школьников.

Изложение основного материала исследования. Именно познавательная активность является движущей силой процесса учебной деятельности школьника. Согласно мнению Е.В. Лучиковой, познавательная активность - это интерес к знаниям, к учебной деятельности и науке в целом, внутреннее стремление и потребность целенаправленного накопления знаний и расширения кругозора [3].

H.H. Доронина рассматривает познавательную активность как педагогический феномен с двух позиций: как процесс проявления себя учащимся в самостоятельной учебной деятельности и как специально организованную учителем деятельность учащихся для ее проявления [2].

Н.В. Топилина пишет о том, что основным условием формирования познавательной активности учеников является таким образом организованная их активность, которая при разнообразных условиях, переходит в их собственную [6].

В современных исследованиях отмечается, что одним из направлений, способствующих достижению самостоятельности в познании и проявлении познавательной активности, является проектная деятельность обучающихся.

Проблемой формирования познавательной активности школьников в проектной деятельности занимались Х.Э Абдулшехидова, Г.В. Алябушева, H.H. Доронина, Е.В. Макаренко, С.И Мелехина, С.Д. Якушева и другие.

В работах Х.Э Абдулшехидовой метод проектов рассматривается как один из перспективных методов обучения, суть которого заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся [1].

Под проектной деятельностью исследователями рассматривается совместная творческая и познавательная деятельность, направленная на самостоятельное решение учащимися поставленных познавательных задач и самореализацию [2; 6].

Многие исследователи особое значение придают понятию «проектирование», которое лежит в основе понимания проектной деятельности. Например, О.Н. Ручка рассматривает под проектированием процесс реализации замысла по созданию и развитию определенных объектов и предметов [5]. Поэтому в ходе проектной деятельности учащиеся активизируют собственную творческую и познавательную активность для создания конкретного учебного продукта.

Н.В. Толипина отмечает важность проектной деятельности в развитии познавательной активности, так как учащиеся овладевают практическими и мыслительными действиями, когда осознанно выделяют проблемную ситуацию, формулируют проблему, определяют способы ее решения, намечают план действий по достижению цели и в конце представляют готовый продукт проектной деятельности [6].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.