Научная статья на тему 'ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЬЮТОРА В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЬЮТОРА В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР / ТЬЮТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / ФУНКЦИИ / ЗАДАЧИ / TUTOR / TUTOR ACTIVITY / INCLUSIVE EDUCATION / PRESCHOOL EDUCATION / CHILDREN WITH DISABILITIES / CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL OPPORTUNITIES / FUNCTIONS / TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вовк Екатерина Владимировна

Статья посвящена изучению основных задач и функциональных обязанностей тьютора в системе дошкольного образования. В работе анализируется понятие тьюторства, рассматриваются подходы ученых относительно основных задач и функций деятельности тьютора, в частности уточняются особенности его взаимодействия с детьми в системе дошкольного образования в контексте инклюзии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вовк Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONS AND TASKS OF THE TUTOR'S ACTIVITY IN THE PRE-SCHOOL EDUCATION SYSTEM AT THE PRESENT STAGE

The article is devoted to the study of the main tasks and functional duties of a tutor in the system of preschool education. The paper analyzes the concept of tutoring, discusses the approaches of scientists regarding the main tasks and functions of the tutor, in particular, clarifies the features of his interaction with children in the preschool education system in the context of inclusion.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЬЮТОРА В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

- восприятие личности воспитанника как высшей социальной ценности;

- признание прав личности на свободу и социальную защиту;

- развитие социальных способностей обучающихся;

- стимулирование воспитанников к проявлению индивидуальности и самореализации физических, психических, социальных и духовных потенций;

- формирование у воспитанников социального «фильтра» к разрушительным воздействиям негативных факторов окружающей среды.

6. Принцип психологизации воспитательного процесса. Центром учебно-воспитательного процесса должен являться школьник с его сложным миром мыслей, чувств, «Я-концепцией», а целью - формирование позиции личности, детерминирующей самоактуализацию, самореализацию возможностей и потенций.

7. Принцип дифференциации и индивидуализации воспитательного процесса, проявляющийся в учете уровней физического, психического, социального и духовного развития обучающихся в воспитательной деятельности и построении на этой основе групповой и индивидуальной программ саморазвития, стимулирования физически-оздоровительной, предметно-практической, учебно-познавательной, социально-коммуникативной, общественно-полезной, гражданской, духовной активности младших школьников [1].

Выводы. Резюмируя вышеизложенное, заключим, что при реализации проектирования воспитательного процесса в системе начального образования необходимым условием является учет основных принципов педагогического проектирования, а также узконаправленных принципов, в данном контексте - принципов воспитания.

Аннотация. Статья посвящена проблеме отбора и учета принципов при реализации проектирования воспитательной деятельности в системе начального образования. В работе обоснована мысль о том, что при организации проектирования определенного педагогического процесса должны учитываться как принципы педагогического проектирования, так и специальные принципы. В исследовании представлены и охарактеризованы принципы педагогического проектирования и принципы воспитания, которые должны учитываться при реализации проектирования воспитательной деятельности в начальной школе.

Ключевые слова: проектирование, педагогическое проектирование, проектирование образовательных систем, воспитательная работа, воспитанники, система начального образования, младшие школьники, принципы педагогического проектирования, принципы воспитания.

Annotation. The article is devoted to the problem of selection and consideration of principles in the design of educational activities in the primary education system. The paper substantiates the idea that when organizing the design of a certain pedagogical process, both the principles of pedagogical design and special principles should be taken into account. The study presents and describes the principles of pedagogical design and principles of education, which should be taken into account in the implementation of the design of educational activities in primary school.

Keywords: design, pedagogical design, design of educational systems, educational work, pupils, primary education system, primary school students, principles of pedagogical design, principles of education.

Литература:

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для учителя. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 448 с.

2. Борытко Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза: учеб.-метод. пособие. - Волгоград: Изд-во ВГИПК ПРО, 2004. - 119 с.

3. Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем: Учеб. пособие; Казан. гос. технол. ун-т. - Казань, 2004. - 212 с.

4. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учебн. заведений. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 288 с.

5. Муравьева Г.Е. Вопросы теории проектирования образовательных процессов // Педагогическое образование и наука. МАНПО. - 2002. - №4. - С. 14-21.

6. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы./ Под ред. И.А. Зимней. - М.: Издательский сервис, 2005. - 480 с.

УДК 371

ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЬЮТОРА В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

кандидат педагогических наук Вовк Екатерина Владимировна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. В современной образовательной среде основное внимание уделяется индивидуализации образовательного процесса. Теоретики образовательной политики настаивают сегодня на необходимости создания благоприятных условий для получения образования всеми социальными группами граждан, в том числе обучающимися с особыми образовательными потребностями. В этой связи возникает необходимость предоставления образовательных услуг педагога с тьюторской позицией на основе индивидуализированного обучения, воспитания и развития.

Сущность концепции индивидуализированного обучения заключается в признании убеждения, что каждый обучающийся имеет собственные познавательные интересы, потребности, цели и возможности, которые должны учитываться в процессе организации педагогического процесса. Практическая реализация индивидуализированного обучения требует создания реальных возможностей обучающемуся самому быть инициатором познавательной активности, являться создателем собственного индивидуального образовательного маршрута. В этой связи в современных условиях, с учетом различия образовательных потребностей и возможностей детей, возникает потребность в тьюторском сопровождении их образовательных маршрутов и траекторий развития.

Изложение основного материала исследования. Прежде чем перейти к анализу составляющих функциональной роли тьютора, обратимся к изучению самого понятия «тьютор».

Толковый словарь «Oxford Wordpower Dictionary» трактует термин «тьютор» в двух значениях. Согласно первому значения, тьютор это - частный учитель, обучающий одного человека или очень маленькую группу людей; согласно второму- учитель, ответственный за небольшую группу лиц, обучающихся в школе, колледже или университете [2].

На основе первого определения можно заключить, что основные функциональные компетенции тьютора включают:

- сопровождение ребенка в образовательном процессе;

- обучение его основным социальным навыкам.

Второе определение позволяет определить задачи тьютора относительно учебной деятельности ребенка, а именно отвечать за обучающегося. При таком подходе тьютор не должен предоставлять ребенку учебный материал по разным предметам, его функция заключается в сопровождении, помощи в усвоении материала, подборе путей и методов познания окружающего мира, умении взаимодействовать с ним.

По мнению исследователей Е.А. Александровой, Е.А. Андреевой, Е.А. Волошиной, тьютор - это субъект сферы современного образования [3]. К перечню основных задач деятельности тьютора указанные авторы относят способность строить такие ситуации жизни ребенка, в которых он может проявить образовательные запросы, мотивы через реальные действия, побуждаемые контекстом ситуации [3].

Ученые Ф. Доу и Д. Труман к числу обязанностей тьютора отнесли следующие:

- руководство группой тьюторантов и взаимодействие в пределах определенной программы;

- стимулирование и контроль учебной и социальной деятельности обучающихся;

- создание благоприятной психологической атмосферы для ребенка;

- быть в курсе всех проблем ребенка, связанных со здоровьем и безопасностью, вопросов материального состояния и решать их с организатором учебного процесса [1].

Анализ отечественной психолого-педагогической литературы позволяет сформулировать термин тьютор как лицо, отвечающее за облегчение процесса обучения и оказывающее поддержку, охватывающую разнообразные спектры учебной жизни коллектива. Тьютор является неким гидом обучающегося в образовательном процессе, человеком, аккумулирующий учебный ресурс.

На основе этого определения можно определить основные функции тьютора:

- поддерживающую;

- сопроводительную;

- кураторскую;

- ресурсную.

В рамках функциональных обязанностей тьютора выделяют:

- координационную деятельность;

- непосредственное сопровождение обучающегося в образовательном процессе;

- техническую поддержку.

Координационная деятельность предусматривает социальную функцию тьютора и его способность устанавливать и налаживать контакт с тьюторантом, оказывать ему психологическую поддержку, создавать благоприятную познавательного среду при групповом взаимодействии.

Непосредственное сопровождение предусматривает применение знаний тьютора по специальности (социальные, психологические и организаторские) и методологическую помощь (методы организации работы, индивидуальное сопровождение обучающегося или сопровождение в группе, анализ образовательных достижений).

Техническая поддержка связана с дистанционной настройкой программного обеспечения и подборе соответствующих средств коммуникации [5].

Одним из требований, которое выдвигает ФГОС ДО, является поддержка индивидуальности и инициативы дошкольников. Так, педагогический процесс в учреждениях дошкольного образования необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника и группы детей в целом. Так, профессия педагога-тьютора является актуальной и значимой в современном образовании, начиная с дошкольного уровня.

По мнению М.В. Корепановой, «основным результатом работы педагога-тьютора на дошкольной ступени образования является становление субъектной позиции ребенка, выражающейся в свободном владении культурными практиками познания, игры, общения и т.д. В дошкольном возрасте реализация права свободного выбора связана с целым рядом ограничений, прежде всего, возраста и отсутствия необходимого жизненного опыта. Закономерно, что выбор помогает осуществить педагог, способный оценить потенциал ребенка, его возможности, интересы и трудности личностного развития; помочь сделать первые шаги на пути их преодоления. В рамках субъектного взаимодействия деятельность педагога-тьютора направлена на развитие рефлексии, самоопределения ребенка и способности пользоваться ресурсами, обеспечивающими это взаимодействие» [4, с. 151].

Тьютор или педагог, осуществляющий тьюторские функции в системе дошкольного образования, на первых этапах обучения, должен выступать в роли проводника воспитанника в образовательное пространство. Задачей тьютора в данном ключе состоит в том, чтобы организовывать обучение дошкольника с учетом его интересов и особенностей. Тьютор помогает заниматься тем, что интересно ребенку, при этом в соответствии с рамками образовательной программы.

В отечественном образовательном пространстве роль тьютора в большей степени реализуется на данном этапе в системе организации образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе - дошкольниками. Иными словами, тьюторство реализуется в своем большинстве в системе инклюзивного образования.

Понятие тьютора дошкольного образования в контексте инклюзии следует рассматривать, по нашему мнению, в значении специалиста, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательное и социальное пространство. Основной задачей тьютора является оказание помощи ребенку с особенностями развития адаптироваться к заведению дошкольного образования, проявить свои способности, социализироваться. При условии тесного

сотрудничества с родителями, воспитателем и другими специалистами тьютор может создать дошкольнику комфортные условия для успешного обучения, развития и социальной адаптации.

Выводы. Таким образом, в системе дошкольного образования, в частности в контексте инклюзии, тьютор одновременно адаптирует процесс передачи знаний и помогает детям дошкольного возраста с особыми образовательными возможностями успешно освоить необходимые программы по индивидуально разработанному образовательному маршруту и траектории развития.

Аннотация. Статья посвящена изучению основных задач и функциональных обязанностей тьютора в системе дошкольного образования. В работе анализируется понятие тьюторства, рассматриваются подходы ученых относительно основных задач и функций деятельности тьютора, в частности уточняются особенности его взаимодействия с детьми в системе дошкольного образования в контексте инклюзии.

Ключевые слова: тьютор, тьюторская деятельность, инклюзивное образование, дошкольное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с особыми образовательными возможностями, функции, задачи.

Annotation. The article is devoted to the study of the main tasks and functional duties of a tutor in the system of preschool education. The paper analyzes the concept of tutoring, discusses the approaches of scientists regarding the main tasks and functions of the tutor, in particular, clarifies the features of his interaction with children in the preschool education system in the context of inclusion.

Keywords: tutor, tutor activity, inclusive education, preschool education, children with disabilities, children with special educational opportunities, functions, tasks.

Литература:

1. Forster F., Hounsell D., Thompson S. Tutoring and demonstrating : a handbook / F. Forster, D. Hounsell, S. Thompson. - Centre for teaching, learning and assessment. University of Edinburgh, 1995. - P. 3-9.

2. Oxford wordpower dictionary: 30000 words / ed. S. Wehmeier. - Oxford: Oxford University Press, 1994. - 746 p.

3. Александрова Е.А., Андреева Е.А. Модернизация классической модели тьюторства в России, странах Европейского Союза и Ближнего Востока. Из серии Библиотека тьютора. Выпуск 3. - Москва-Тверь: СФК-Офис, 2013

4. Корепанова М.В. Роль педагога-тьютора в становлении субъектного опыта дошкольника // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т. 7. №. 4 - С. 151-154.

5. Сергеева В.П. Тьютор в образовательном пространстве: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 192 с.

УДК 371

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

доктор педагогических наук, профессор, профессор РАО Горбунова Наталья Владимировна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Основной задачей педагогической науки на современном этапе ее развития является предвидение положительного результата образовательного процесса. Данная задача актуализируется ввиду существенно новых обстоятельств развития общества. Иными словами, сегодня необходима работа на опережение. В этой связи педагогика обращается к использованию методов исследования такой отрасли знания, как прогностика.

По мнению Б.С. Гершунского, «предметом прогностики являются общие принципы построения методов прогнозирования развития объектов любой природы и закономерности разработки прогнозов»; «понятийный аппарат прогностики успешно развивается по мере расширения и углубления прогностических исследований в разных областях» [3, с. 88].

Применение прогностических методов обосновывается потребностью в определении четкости предмета прогностики.

Выбор методов прогнозирования, по мнению исследователей Н.М. Александровой и С.М. Марковой, зависит от предмета деятельности по прогнозированию тех или иных педагогических явлений или процессов. Для определения метода прогнозирования необходимым является:

- формулировка проблем прогнозирования;

- предвидение сущности явлений и процессов, которые подлежат прогностической деятельности;

- педагогический анализ, позволяющий выявить условия и факторы, которые необходимы для использования методов прогностики [1].

Поле применения прогностических методов, факторы и условия деятельности определяет цель прогнозирования [1].

Прогностика как научная отрасль располагает значительным количеством методов прогнозирования. Наиболее эффективными и часто используемыми в современных исследованиях являются следующие прогностические методы:

- экспертные оценки;

- экстраполяция;

- моделирование;

- нормативное прогнозирование;

- применение аналогий и др.

Среди методов, на которых базируется педагогическое прогнозирование, Б.С. Гершунский выделяет следующие:

1) Общенаучные методы:

- сравнение;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.