Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / педагог высшей школы / профессиональная компетентность педагога высшей школы / учебная деятельность педагога высшей школы / научно-исследовательская деятельность педагога высшей школы / higher education / higher school teacher / professional competence of a higher school teacher / educational activity of a higher school teacher / research activity of a higher school teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова Луиза Исламудиновна, Азизова Наира Исметовна, Явбатырова Бурлият Гусейновна

На основе анализа специальной литературы и собственного педагогического опыта авторы демонстрируют наиболее характерные черты процесса реализации преподавателем высшей школы его профессиональной деятельности в современных условиях. Для этого сначала рассматриваются основные компоненты такой деятельности, доказывается, что сегодня наиболее важным из них является коммуникативный. Далее говорится об особенностях коммуникации между участниками образовательных отношений. Характеризуются важнейшие психолого-педагогические особенности студенческого возраста, которые с необходимостью должны учитываться при планировании и реализации профессионально-педагогической деятельности педагогическим работником современного вуза. Исследуются особенности его научно-исследовательской деятельности и их потенции в плане дальнейшей модернизации учебно-воспитательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедова Луиза Исламудиновна, Азизова Наира Исметовна, Явбатырова Бурлият Гусейновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Based on the analysis of special literature and their own pedagogical experience, the authors demonstrate the most characteristic features of the higher school teacher professional activity process in modern conditions. To do this, such activity main components are first considered, it is proved that nowdays the most important of them is the communicative one. Further, it is said about the features of communication between the educational relations participants. The student age most important psychological and pedagogical features are characterized, which must necessarily be taken into account when planning and implementing professional and pedagogical activities by the modern university pedagogical employee. His/her research activities features and their potency in terms of further educational process modernization are investigated.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования Магомедова Луиза Исламудиновна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы Азизова Наира Исметовна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы Явбатырова Бурлият Гусейновна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В

СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. На основе анализа специальной литературы и собственного педагогического опыта авторы демонстрируют наиболее характерные черты процесса реализации преподавателем высшей школы его профессиональной деятельности в современных условиях. Для этого сначала рассматриваются основные компоненты такой деятельности, доказывается, что сегодня наиболее важным из них является коммуникативный. Далее говорится об особенностях коммуникации между участниками образовательных отношений. Характеризуются важнейшие психолого-педагогические особенности студенческого возраста, которые с необходимостью должны учитываться при планировании и реализации профессионально-педагогической деятельности педагогическим работником современного вуза. Исследуются особенности его научно-исследовательской деятельности и их потенции в плане дальнейшей модернизации учебно-воспитательного процесса.

Ключевые слова: высшее образование, педагог высшей школы, профессиональная компетентность педагога высшей школы, учебная деятельность педагога высшей школы, научно-исследовательская деятельность педагога высшей школы.

Annotation. Based on the analysis of special literature and their own pedagogical experience, the authors demonstrate the most characteristic features of the higher school teacher professional activity process in modern conditions. To do this, such activity main components are first considered, it is proved that nowdays the most important of them is the communicative one. Further, it is said about the features of communication between the educational relations participants. The student age most important psychological and pedagogical features are characterized, which must necessarily be taken into account when planning and implementing professional and pedagogical activities by the modern university pedagogical employee. His/her research activities features and their potency in terms of further educational process modernization are investigated.

Key words: higher education, higher school teacher, professional competence of a higher school teacher, educational activity of a higher school teacher, research activity of a higher school teacher.

Введение. На протяжении тридцати последних лет процесс реализации вузовским преподавателем его профессиональных обязанностей приобрёл ряд специфических черт. Ранее большая их часть была либо вовсе не востребована с точки зрения успешной профессионально-педагогической деятельности, либо не находила в ней действительно широкого применения [2].

В этой связи отметим, что одной из ключевых характеристик современного этапа развития высшей школы на территории РФ является перемещение проблемы диалога культур из областей философии и культурологии в повседневную профессиональную жизнь большинства её педагогов [11]. Отсюда следует, что сегодня успешному преподавателю необходимы:

- наличие активной позиции касательно тех традиций отечественных вузов, которые с необходимостью должны быть сохранены и приумножены по ходу их дальнейшего поступательного развития (С.П. Акутина, И.С. Беганцова, Т.Т. Щелина);

- вдумчивое отношение к культурным традициям народов России и мира (Ж. Абдимуса, И.С. Беганцова, Л. Бурлачук, Г.Б. Зборовский, Л.В. Мишин, Б.В. Сухова).

При этом педагог, осуществляющий образовательную деятельность по программам высшего образования, имеет дело с той возрастной группой учащихся, которая, в отличие от, например, школьников, не склонна «снимать кальку» с его слов, поступков или манеры поведения [8]. Для того, чтобы реализовать действительно эффективное общение со студентами, ему необходимо стать такой личностью, которую будущие профессионалы смогут принять за образец не только в смысле эффективного выполнения своих будущих обязанностей, но и для формирования личностных черт [6].

Специфика подобной деятельности в условиях современной организации ВО будет рассмотрена в основной части нашего исследования.

Изложение основного материала статьи. В профессионально-педагогической деятельности современного преподавателя можно выделить следующие компоненты:

- проектировочный;

- организационный [7];

- гностический;

- конструктивный (А.В. Коновалова, А.Т. Панфил, В.В. Федянина, Т.Н. Чумакова);

- коммуникативный [11].

При этом именно последний компонент сегодня приобретает особую важность в структуре активности педагога высшей школы [11]. Бго эффективная реализация предполагает наличие у преподавателя достаточного уровня развития способности к установлению и развитию целесообразных отношений с другими участниками образовательного процесса [7].

В данном случае речь идёт, прежде всего, о выборе правильного стиля общения (А.А. Азбель, И.С. Беганцова, Д.А. Волков, Л.С. Илюшин, А.А. Коренев, П.А. Морозова, А.Т. Панфил).

Педагогический работник при этом должен помнить о существовании разницы в природе потребности в общении применительно к каждой из сторон (Табл. 1).

Таблица 1

Потребность в общении для участников образовательного процесса, реализуемого в пространстве современного

вуза

Участник Природа потребности в общении

Преподаватель Как личностно, так и профессионально значимое качество (И.С. Беганцова, Д.А. Волков, К.Е. Зискин, Л.С. Илюшин, В.А. Петровский).

Обучающийся Личностно значимое качество [3].

Соответственно, единственным способом общения между субъектами образовательных отношений является диалог. Последний представляет собой процесс реализации ценностно-смыслового равноправного взаимодействия между ними [6].

По-настоящему эффективной такая форма сотрудничества будет в случае интеграции в учебно-воспитательный процесс оригинальных текстов культуры. Другое условие повышения её результативности - отсутствие опосредованности неким априорно авторитетным источником [8].

Между тем, во времена господства знаниевой парадигмы в отечественном и мировом образовании в указанном качестве зачастую выступали (а во многом продолжают и теперь):

- установка на принятие определённой точки зрения как единственно верной;

- текст учебника [11].

Встречаясь же «на территории» произведений культуры, обучающийся и обучающий получают возможность для активизации личностного общения [12]. Последняя достигается за счёт большей свободы личностных интерпретаций смыслов, заложенных в аутентичные культурные тексты (О.Г. Бырдина, Д.А. Волков, К.Е. Зискин, Л.С. Илюшин).

При этом, конечно, следует избегать ухода в другую крайность. Последняя состоит в формировании у студентов ценностного плюрализма. В дальнейшем таковой с большой вероятностью может негативно сказаться на формировании у них системы необходимых профессиональных и личностных качеств [3]. Для этого необходимо направить опосредованный текстами культуры диалог на приобщение будущих специалистов к общепринятым гуманистическим ценностям [1].

Таким образом, личностно-ориентированный образовательный процесс будет направлен на становление системы ценностей студента, осуществляемое в ситуациях, связанных с личностным выбором в культурном пространстве [10].

Как отмечала Л.П. Гадзаова [5] система высшего образования стала важнейшим средством в борьбе за молодое поколение, за его профессиональную состоятельность, мировоззрение. По мнению Л.П. Гадзаовой данная борьба за молодое поколение становится все более неравной, так как постепенно уходят из жизни представители старшего поколения, которые всегда были носителями традиционных ценностей, передавая их младшему поколению [6].

В этой связи на преподавателей высшей школы возлагается функция передачи новым поколениям системы знаний по культуре взаимодействия, жизнедеятельности человека в социуме, гуманистическим ценностям.

В современной педагогической науке наблюдается неоднозначная трактовка этих понятий, что можно объяснить многообразием новых образовательных и воспитательных доктрин, авторских подходов и, как следствие этого, непрекращающимся поиском общих идей и образовательно-воспитательных стратегий.

Действительно, делая такой выбор, будущий профессионал принимает личностно-ответственные решения. Их последствия уже нельзя будет списать на те или иные правила или нормы, принятые в какой-либо социальной группе (И.С. Беганцова, Д.А. Волков, Г.И. Гапончук, Г.Е. Зборовский, К.Е. Зискин, Е.В. Сухова, Е.В. Чуб).

Далее, при планировании и реализации профессионально-педагогической деятельности преподавателю современного вуза необходимо учитывать ряд важных психолого-педагогических особенностей студенческого возраста [1]. Последние, в свою очередь во многом обусловлены следующим фактом: в рассматриваемый период развития личности имеет место кризис ранней взрослости. Исследователи связывают указанный феномен со следующими факторами:

- формирование осознанной потребности в независимости и самостоятельности (Г.М. Андреева, С.А. Безгодова, H.H. Толстых);

- стремление молодого человека к максимальной самореализации во взрослой жизни (С.А. Безгодова, Е.М. Калашникова, A.B. Микляева, П.В. Румянцева).

Следовательно, у лиц, которые могут быть отнесены к интересующей нас возрастной категории, наблюдается формирование повышенных требований к установке межличностных связей на основе сотрудничества и разумного компромисса [3]. Развиваются внутренняя ответственность, честь, совесть, система представлений о смысле жизни [2]. Оптимизировать данный процесс позволяют:

- уже упоминавшаяся реализация диалогического образовательного процесса в контексте культуры;

- ориентация личности педагогического работника на гуманистические ценности [4].

Говоря о специфике реализации профессиональных обязанностей современным педагогом высшей школы, нельзя обойти вниманием двунаправленность соответствующего процесса. Он включает составляющие:

- научно-исследовательская работа;

- собственно педагогическая деятельность [4].

При этом научное творчество преподавателя вуза принципиально отличается от такового у научного сотрудника. Важной его частью является подготовка будущих исследователей [9]. С другой стороны, собственно педагогическая работа может тормозить темпы исследовательской. Но она всегда является источником творческого вдохновения для профессионала рассматриваемого профиля как учёного. Организация обучения на переднем крае науки позволяет эффективнее интегрировать студентов в процесс «настоящих» научных поисков [10]. Подобное построение учебно-воспитательного процесса связана с широким применением активных методов обучения и модернизацией традиционных его форм (С.А. Безгодова, О.Г. Бырдина, Е.М. Калашникова, Д.Д. Калимуллин, A.A. Тихонов, A.A. Тихонова, H.H. Толстых).

В этой связи, прежде всего, стоит сказать о лекции. Сегодня в качестве главного направления её усовершенствования выступает интеграция в эту форму учебной деятельности проблемного и диалогового подходов [11]. Центральным звеном такой лекции станет проблемная ситуация. Её решение, в свою очередь, позволит студентам глубже представить внутренне противоречивый характер предлагаемого учебного материала. Содержательная сторона при этом должна быть построена так, чтобы наиболее полно раскрыть перед обучающимися путь разрешения предлагаемой ситуации [10].

Таким образом, при внесении соответствующих модернизаций в эту традиционную форму организации учебного процесса педагогический работник и обучающиеся оказываются «со-размышляющими» над теми или иными проблемами [1].

Определённые метаморфозы в данной связи претерпит также роль семинарских занятий. Прежде всего, можно с уверенностью говорить о её возрастании. Действительно, по ходу проблемных лекций будущие профессионалы получат намного больше информации для обсуждения на семинарах [5]. Тем самым, расширится пространство, в котором сможет осуществляться их свободная личностно-значимая деятельность. Изменится и роль педагога. Он будет управлять образовательным процессом путём генерации различных ситуаций, разрешение которых поможет обучающимся более полно рассматривать какие-либо проблемы [12].

Выводы. Из вышеизложенного следует, что в профессионально-педагогической деятельности современного преподавателя высшей школы можно выделить проектировочный, организационный, гностический, конструктивный и коммуникативный компоненты. При этом именно последний из них приобретает особую важность в структуре его активности. Эффективная реализация данного компонента предполагает наличие у педагогического работника современного вуза достаточного уровня развития способности к установлению и развитию целесообразных отношений с другими участниками образовательного процесса.

Таким образом, единственным эффективным способом общения между субъектами образовательных отношений является диалог. Последний представляет собой процесс реализации ценностно-смыслового равноправного взаимодействия между ними. Наибольшая результативность ему будет присуща в случае интеграции в учебно-воспитательный процесс оригинальных текстов культуры. Другое условие её повышения - отсутствие опосредованности неким априорно авторитетным источником.

В ходе планирования и реализации профессионально-педагогической деятельности преподавателю современного вуза необходимо учитывать ряд важных психолого-педагогических особенностей студенческого возраста. Они, в свою очередь во многом обусловлены следующим фактом: в рассматриваемый период развития личности имеет место кризис ранней взрослости.

Особенности последнего обуславливают следующую тенденцию: у лиц, которые могут быть отнесены к интересующей нас возрастной категории, наблюдается развитие повышенных требований к установке межличностных связей на основе сотрудничества и разумного компромисса. Формируются внутренняя ответственность, честь, совесть, система представлений о смысле жизни. Оптимизировать данный процесс позволяет уже упоминавшаяся реализация диалогического образовательного процесса в контексте культуры, а также ориентация личности преподавателя на гуманистические ценности.

В связи с темой настоящей статьи нельзя было обойти вниманием и двунаправленность профессиональной деятельности преподавателя высшей школы в современных условиях. Действительно, она включает как научно-исследовательскую, так и собственно педагогическую деятельность.

Резюмируя вышеизложенное отметим, что научное творчество преподавателя вуза отличается от такового у научного сотрудника тем, что его немаловажной частью является подготовка студентов - будущих исследователей. Тем самым обучение на переднем крае науки позволяет эффективнее интегрировать студентов в процесс «настоящих» научных поисков.

Подобная организация образовательного процесса связана с широким применением активных методов обучения и модернизацией традиционных его форм и является современным трендом организации профессиональной подготовки.

Литература:

1. Андреева, М.А. Личность преподавателя вуза как фактор формирования общекультурных и профессиональных компетенций будущих специалистов / М.А. Андреева // Теория и практика образования в современном мире: материалы I Международной научной конференции. - Санкт-Петербург: Реноме, 2012. - С. 304-306

2. Бигаева, И.М. Проблема интеракции «преподаватель - студент» / И.М. Бигаева, З.Э. Урумов // Мир науки, культуры, образования. -2023. -№4(101). - С. 9-13

3. Бугреева, A.C. Проблемы реализации эффективной обратной связи как инструмента мотивации в обучении иностранному языку / A.C. Бугреева // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 1(98). - С. 5-8

4. Вертий, И.А. Педагогическая компетентность и педагогическое мастерство как деятельностные составляющие профессионализма педагога / И.А. Вертий // Вопросы науки и образования. - 2018. - № 7(19). - С. 229-231

5. Гадзаова, Л.П. Гарантированное государственное образование и проектирование программ вузовского обучения, позволяющих определять базовые и специальные профессиональные компетенции / Л.П. Гадзаова // Историческая и социально-образовательная мысль. -2014. -№ 2. -С. 107-112

6. Гадзаова, Л.П. Формирование межкультурной компетентности и профессиональной устойчивости нового поколения студентов вуза / Л.П. Гадзаова - Владикавказ: изд-во «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», 2015. - 152 с.

7. Грмоченко, К.П. Духовно-нравственные ценности и риски педагогической деятельности в современных социокультурных условиях / К.П. Грмоченко // Драйверы развития общего и профессионального образования. - Павлово: Павловский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», 2021. -С. 206-210.

8. Жигалова, К.В. Значение личности и деятельности педагога в современной высшей школе / К.В. Жигалова // Современное образование: содержание, технологии, качество: материалы I Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. - Уссурийск: ФГБОУ ВО Приморская ГСХА, 2022. - С. 6-7

9. Левина, Г.Ю. Развитие человека знания в ракурсе когнитивной парадигмы / Г.Ю. Левина, Л.Ю. Мухаметзянова // Казанский педагогический журнал. - 2020. - № 3. - С. 8-18

10. Моисеева, Т.В. Личность преподавателя иностранного языка как субъекта современной системы высшего профессионального образования / Т.В. Моисеева // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 2(99). - С. 35-38

11. Трибунская У.Г. Анализ типов организационной культуры преподавателя вуза / У.Г. Трибунская // Гаудеамус. -2022. - Т.21. - № 2,- С. 42-50

12. Bonney, K.M. Case study teaching method improves student performance and perceptions of learning gains / K.M. Bonney // Journal of Microbiology & Biology Bducation. - 2015. - No 16(1). - Pp. 21-28

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.