Научная статья на тему 'Специфика профессионального самоопределения студентов педагогических вузов (на примере ТГПИ)'

Специфика профессионального самоопределения студентов педагогических вузов (на примере ТГПИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ / СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА / ТРУДОУСТРОЙСТВО / РЫНОК ТРУДА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ТРУДОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ширяева Наталья Валентиновна

В статье рассматривается специфика профессионального самоопределения студентов педагогических вузов на примере Таганрогского государственного педагогического института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика профессионального самоопределения студентов педагогических вузов (на примере ТГПИ)»

Н.В. Ширяева

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ (НА ПРИМЕРЕ ТГПИ)

2008 год заканчивается началом всемирного экономического кризиса, который затронет и систему высшего профессионального образования. Сегодня уже зарегистрированно 1 млн. 395 тыс. безработных и это число будет расти. Правительство выделяет 44 миллиарда рублей на поправку бюджета в 2009г. и обеспечения занятости населения. Современная ситуация в сфере труда и занятости ставит выпускников вузов в весьма непростые условия, поскольку, если раньше система распределения выпускников гарантировала им занятость по специальности, то теперь они вынуждены вступать на рынке труда в конкурентные отношения. Существует безработица среди выпускников вузов, в том числе даже тех профессиональных направлений обучения которые до сих пор считались направлениями с неограниченными возможностями приложения сил. Необходимо также отметить, что во многом проблема безработицы среди лиц с дипломами высшей школы объясняется не только отсутствием потребности в специалистах, но и несоответствием их подготовки требованиям, предъявляемым рынком труда.

Все это предопределяет нынешнее состояние высшей педагогической школы, которое характеризуется следующими тенденциями:

- снижение качества образования учащейся молодежи, поступающей в педагогические вузы;

- падение конкурса среди абитуриентов, обусловленное низким престижем гуманитарных специальностей и малой вероятностью последипломного трудоустройства по полученной профессии;

- снижение на рынке труда спроса на интеллектуальный труд, обуславливающее обесценивание мотивов получения высшего педагогического образования;

- низкий процент поступающих в педагогические вузы абитуриентов-юношей, необходимость которых в школе особенно велика (в зарубежных странах учителей-мужчин 50-80 %, странах СНГ около 12 %);

- недостаточный адаптационный потенциал выпускников вузов к динамичным социальным изменениям, существенная переориентация системы нравственных, моральных и духовных ценностей.

На этом фоне для педагогических вузов особое значение приобретает не только профессиональный отбор абитуриентов, но и создание системы профессионального становления специалиста, адаптированной к потребностям нынешнего состояния и перспектив развития общества.

Профессиональное самоопределение - это многоаспектный, поэтапный, социально-детерминируемый процесс формирования социально-профессиональных ориентаций индивида, определяющих его профессиональный выбор, создающий мотивационную основу приобретения знаний, умений и навыков, способствующий его становлению в качестве субъекта конкретного вида профессиональной деятельности. Он является частью более широкого и полифункционального процесса - процесса формирования жизненных планов и подчиняется всем его законам.

Специфика профессионального самоопределения на этапе профессионального обучения, ее сложность и неоднозначность, объясняется тем, что включает разнохарактерные процессы: как профессионализацию личности, адаптацию к профессиональной деятельности, так и профессиональный выбор. Причем, профессиональная адаптация, как организованный и целенаправленный процесс, во многом предшествует процессу профессионального выбора. Результаты проведенных социологических исследований свидетельствуют, что значительная часть студенчества (по разным специальностям от 30 до 60 %) с фактом выбора вуза вовсе не связывает факт выбора профессии. Налицо противоречие - не определившись окончательно относительно области профессиональной деятельности, студент, тем не менее, уже вынужден в ней совершенствоваться. С этой точки зрения, для студенческой молодёжи особое значение приобретает разрешение противоречий в триаде отношений «профессиональные ожидания» - «знания о профессии» - «профессиональная деятельность».

Что касается профессиональных ожиданий, то за время учебы они существенно меняются, переживая при этом два кризисных периода, на каждом из которых решающим фактором изменения выступает знание о профессии. В первом случае профессиональное самоопределение носит прожективный характер. Непосредственно перед выпуском оно обретает прогностические черты. Однако этот процесс не разрешается в рамках образовательного пространства педагогической школы.

Ежегодно нами проводится социологическое исследование у студентов V курсов ТГПИ, направленное на изучение: представлений о профессиональных перспективах социальных мотивов и факторов, связанных с получением высшего педагогического образования.

На процесс профессионального самоопределения в высшей педагогической школе существенное влияние оказывают, как объективные факторы (престиж профессии в обществе, уровень оплаты труда и т.п.), так и субъективные характеристики студентов (пол, возраст, социальное происхождение, профиль избранного вуза, будущая профессия). Причем, сама система конкретного вуза лишь в небольшой степени вносит коррективы в процесс профессионального самоопределения. С этой точки зрения он выступает как самоорганизуемый процесс, в наибольшей степени зависящий от состояния общественного мнения и его доминирующих ценностей.

Отсюда, для студентов в целом, характерна общая тенденция, проявляющаяся в том, что «Идеализация рынка, стремление к благосостоянию во чтобы то ни стало - своеобразный феномен студенческого молодежного сознания, в основании которого - обогащение и жизненный успех любой ценой»1. Все значимей становится ориентация не на творческую самореализацию, а на пассивное потребление (квазипотребление) образования, культуры и труда. В результате «мастерство и профессионализм как факторы личностного самоопределения передвинулись по сравнению с 1990 г. со 2-го места на 6-е, честность и принципиальность - с 3-его на 5-ое место, а высокие показатели в работе - с 5-го на 8-ое место. Развитие подобной тенденции приведет к дальнейшему разрушению трудовой мотивации, без которой немыслим цивилизованный рынок»2.

Если, с учетом этих обстоятельств проанализировать процесс профессионального самоопределения студенчества, то следует обратиться к таким его результирующим как критерии выбора работы, направленность карьеры и степень профессиональной устойчивости при определении места работы.

Некоторые представления о том, чем руководствуются молодые люди при выборе работы можно получить на основе изучения представлений о труде. Поскольку жизненное самоопределение имманентно содержит в себе предпосылки профессионального, то такое допущение вполне корректно. Как свидетельствуют данные, в условиях ухудшения материального положения подавляющего большинства населения России, на первом месте, в качестве жизненного приоритета прочно обосновалась ориентация на большую зарплату.

Таблица № 1

Представления молодежи о главных ценностях труда

Ценности Студенты, V курс

% рейтинг

Интересная работа 54,2 2

Большая зарплата 75,3 1

Престижная организация 15,2 4

Комфортные условия труда 16,0 5

Свободный режим работы 13,9 3

Простая и легкая работа 3,8 7

Другое 4,8 6

Затрудняюсь ответить 3,1 8

1 Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. 2000.

№ 3.С. 125.

2 Там же. С. 127.

Вторым, в числе приоритетов значится такой фактор как «интересная работа», что может свидетельствовать о более менее сформированной профессиональной ориентации. Основания для такого предположения есть, поскольку среди молодежи значительна та ее часть, которая одобрительно относится к стремлению делать деньги любой ценой (24,6 %):. При материальной же обеспеченности не стали бы работать 14,3 % опрошенных, в то время как не представляют себе жизни без труда только 22,8 %.2

Более ярко степень профессионального самоопределения выявляет себя в процессе выбора непосредственной работы. Реальная дилемма - работа по специальности, полученной в период обучения в вузе или другие, более значимые факторы. (См. таблица № 2). К пятому курсу, по сравнению с первым, существенно уменьшается количество «не определившихся» (до 4,4 %), за счет переориентации в сторону материальной заинтересованности (почти на 25 %), в то время как ориентация на работу по специальности уменьшается. Вывод явно не в пользу системы обеспечивающей процесс профессионального самоопределения.

Что является решающим при выборе места работы? «Высокая зарплата важнее всего»

Таблица № 2

Что влияет на выбор будущего места работы студентами, %

Мотив выбора работы Студенты

Главное — высокая зарплата 61,2

Еще не задумывались над этим 14,9

Совпадение будущей работы с приобретаемой в вузе специальностью 23,9

Итого 100

Одна из проблем, оптимизирующих процесс профессионального самоопределения - это не только самостоятельный, осознанный выбор профессии, но и планирование и реализация своей профессиональной карьеры. Каким образом в литературе трактуется понятие карьеры? В первую очередь оно рассматривается во взаимосвязи со стратификационным поведением, как особой целевой формы трудового поведения. В таком случае, карьера характеризуется определенными целями (престижные стандарты, образцы социальных и профессиональных достижений, доминирующие в обществе и в отдельных его группах) и средствами, методами достижения этих целей. Как форма трудового поведения она реализуется в рамках каналов социальной мобильности (официальных или неофициальных).

Исходя из этого, можно утверждать, что типичной формой стратификационного поведения является профессиональная карьера «по преимуществу сознательно выбранный и реализуемый личностью путь профессионального или должностного продвижения, в финале которого находится так называемый "результирующий" статус, являющийся реальным пределом ее достижений и обеспечивающий искомый и приемлемый способ самореализации и самоутверждения»3.

Основой карьеры, определяющей ее специфику, форму и характер является сформировавшаяся в обществе и усвоенная индивидом шкала престижа профессий, которой соответствуют особые образцы, стандарты социальных достижений и уровня притязаний. Эти образцы формируются в процессе социализации. Они могут быть устойчивыми, а могут изменятся в зависимости от возраста, ситуации, влияния референтных групп и т. д. Образцы социальных и профессиональных достижений входят в систему социальных и профессиональных установок, определяют преобладающие мотивы труда, направление трудового поведения, профессиональные ориентации и достижения.

Авторами работы «Жизненные пути одного поколения» профессиональная карьера молодого поколения понимается как многообразие профессиональных путей им избранных, а карьера

1 Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежь в общественном производстве: проблемы и перспективы. М., 2000. С. 70.

2 Там же. С. 57.

3 См.: Верховин В.И. Социальная регуляция трудового поведения в производственной организации. М., 1991. С. 26-27.

молодых людей определяется особенностями образования, ими полученного (его уровнем, содержанием, качеством, профилем подготовки). Определяя взаимосвязь этих понятий, в работе подчеркивается, что «...степень и характер развертывания внутренней логики профессиональной карьеры в условиях конкретных профессиональных путей представителей молодого поколения на определенной стадии его жизненного самоопределения» зависит от «.логики процесса профессионализации молодежи, которая складывается из последовательных этапов: профессиональной ориентации, первоначальной (базовой) подготовки, профессиональной адаптации на рабочем месте, удовлетворенности профессиональной деятельностью, повышения профессиональной квалификации или перемены профессии, вновь профессиональной адаптации»1.

Приведем некоторые данные, свидетельствующие о состоянии отношения студенчества к выстраиванию карьеры как профессионального роста, о понимании того, что есть карьера2. Студентам было предложено самостоятельно сформулировать понятие «карьера». Большая часть респондентов (36,4 %) дала следующее определение карьеры: «это продвижение по служебной лестнице». Их больше привлекли смысложизненные характеристики понятия, такие как реализация своих планов, идей, способностей, самореализация в целом. Чаще уточнения связывались с повышением материального благополучия, ростом влияния и власти, различными заслугами.

Так, около 33 % опрошенных указали на предполагаемое благоприятное изменение социального положения (в частности, материальных условий жизни) как непосредственное следствие реализации карьеры. Часть респондентов главную цель карьеры видит в росте материального достатка.

Исходя из этого, можно прийти к следующим выводам:

• в основном студенты ориентированы не на процесс проектирования карьеры, а ее желаемый результат; факторы, стимулирующие развитие карьеры, почти не нашли отражения в ответах;

менее 8 % опрошенных связывали в своем определении карьеру с ростом профессионализма;

• в определении студентами понятия "карьера" доминировали прагматические характеристики без четкой ориентации на индивидуальную инициативу; Около трети опрошенных отметили, что реально еще ничего не сделали для построения своей карьеры.

Только половина респондентов указали, что получили и получают качественные профессиональные знания, достаточные для того, чтобы рассчитывать на успешную карьеру. Интересно и то, что 35,7 % устанавливают профессиональные контакты, 26,4 % нашли подходящее по специальности и 18,5 % - по характеру труда место работы. Примерно 23 % наладили связи с «нужными людьми». Но все это не связывается в установках студентов с последующим карьерным ростом.

Размышления студентов о том, на кого они предполагают опираться, делая карьеру, дали следующую картину: 84,3 % возлагают надежду прежде всего на себя (заранее не надеются на себя - 5 %); 75 % не рассчитывают на помощь государства. Опереться на родителей считают возможным 39 %, на друзей рассчитывают 65,7 %. Некоторые надеются на удачу, «на свой темперамент» и т. д. Из опрошенных 50,7 % хотели бы работать в частном секторе по найму.

Из этого следует, что студенты в основном реально представляют происшедшие изменения в экономике, трезво оценивают их возможное влияние на свою карьеру. Еще раз подчеркнем и то обстоятельство, что студенты не рассматривают карьеру как профессиональный рост. Отметим также некоторое несоответствие понимания карьеры с принципами рыночного стиля мышления, которыми выступают нормативность самозанятости, предприимчивость, конкурентноспособность, установка на рост социально-профессионального статуса, рациональность.

В условиях рыночной экономики все эти модели поведения (карьеризм, конкуренция, и др.) формируют образ жизни и определяют поведение в обществе. Так, например, конкуренция - это один из основных элементов рынка и, соответственно, способов существования на рынке; карьеризм - проявление роста профессионализма и социального признания (характеристика личных

1 Жизненные пути одного поколения / отв. ред. М.Х. Титма. М., 1990. С. 65.

2 См.: Рябова Р.Б. Студент и карьера // Молодой человек в условиях кризиса: Материалы международной практической

конференции. М.-СПб., 1994. С. 46-48.

достижений). На личностном же уровне стремление к карьере выступает стимулом профессионального и социального роста.

Анализ материала по всему массиву опрошенных в целом свидетельствует, что в сознании студенчества рыночные элементы социального мышления достаточно распространены, но слабо осознаны. Лояльность по основным позициям характерна для молодежи вне зависимости от выбора профессии и вуза обучения и является, скорее, показателем поколенческих предпочтений.

Еще один вывод, который напрашивается при анализе материала, связан с соотношение «прожективного» и «прогностического» отношения к карьере. Естественен вывод о том, что трудовая занятость 60 % из них не соответствует их устремлениям. Очевидная разница в «желательном» и «возможном» говорят о зыбкости выдвигаемых жизненных конструкций. Это лишь подчеркивает необходимость работы по оптимизации процесса профессионального самоопределения.

Если продолжить анализ взаимодействия профессионального самоопределения и карьеры, то главная особенность профессиональной карьеры (после получения высшего образования) - это профессиональная адаптация. Здесь, как минимум необходимо выполнить одно условие - основным результатом на стадии профессиональной адаптации следует признать работу выюпускников в соответствии с полученной ими специальностью. Отсюда так обостряется проблема трудоустройства на выпускных курсах, ибо необходимо иметь то самое место работы, на котором можно проявить себя в качестве специалиста-профессионала. Именно социально-профессиональная незащищенность на рынке труда резко негативирует профессиональную направленность студентов выпускников, являясь одной из причин «кризиса» профессионального самоопределения.

Уже говорилось, что основной проблемой-препятствием в этом становится фактор безработицы. В 90-е годы безработица среди молодежи стала расти в геометрической прогрессии. Число безработных молодых специалистов в России на 1.01.92 составила 4 тысячи человек, а на 1.01.94 -101.1 тысячи (то есть увеличилось более чем в 25 раз)1. Далеко не улучшилось положение и в настоящее время. Более того, на рынке труда появились новые препятствующие факторы. Так, провоцирующим моментом для выпускников вузов стала практика приглашения на работы, не требующие по их квалификационным признакам высшего образования (продавцы, секретари-референты и т. п.), но обеспечиваемые притязаниями руководителей частных фирм.

С другой стороны безработица далеко не однородна. Так, по мнению В. Брусовцева, безработицу среди выпускников учебных заведений можно структурировать следующим образом:

- специалисты, профессии которых не пользуются спросом (причина в том, что, либо емкость местного рынка труда в данной отрасли невелика, либо этот рынок перенасыщен);

- представители другой группы принципиально не желают работать по своей специальности. В последнюю группу попадают псевдоспециалисты, являющиеся квалифицированной рабо-

„ 2 чей силой лишь номинально .

Результаты исследования в вузах Ростовской области свидетельствуют, что почти каждый второй студент сомневается в возможности трудоустроиться по специальности. Возможности «трудоустроится вообще», оцениваются выше, но в целом каждый четвертый будущий молодой специалист сомневается, что найдет работу. Однако, по мере приближения времени непосредственного вступления в сферу трудовой деятельности, эта ситуация меняется. К пятому курсу уже более половины выпускников указывают на значимость этого фактора. Причем у гуманитариев большая уверенность, чем у специалистов технических специальностей. Полученные данные свидетельствуют об инерционном действии в вузах установки - диплом сам по себе, а работа сама по себе, а также о наличие среди студентов большого числа случайных людей, спасающихся либо от безработицы (эффект «отложенной неприятности», что более характерно для девушек), либо от армии - для юношей.

Если, с учетом проведенного анализа, вернуться к его результирующим в виде критериев выбора работы, направленности карьеры и степени профессиональной устойчивости при определении места работы, то, сопоставление их с таким интегративным показателем, как профессио-

1 См.: Ковинская А. Молодым везде у нас дорога? // Социальная защита, 1994. N° 6. С. 15.

2 Брусовцев В. Профориентация может снизить структурную безработицу // Человек и труд, 1994. № 12. С. 50-53.

нальная направленность, подтверждает адекватность типизации студенчества по результативности его профессионального самоопределения1.

В первой, которую составляют студенты, ориентированные на образование как на профессию (интерес к будущей работе, желание реализовать себя в ней - самое главное), наиболее представлены студенты музыкального факультета. Во второй - студенты, ориентированные на образование как на необходимое условие бизнеса (образование выступает в качестве инструмента (или возможной стартовой ступени) для того, чтобы в дальнейшем попытаться создать собственное дело, продолжить свое образование в другом вузе и т. п.), значимо представительство студентов исторического факультета. На наш взгляд, такое положение нельзя отнести только на счет действия объективных факторов. Оно свидетельствует еще и об эффективности вузовского этапа профессионального самоопределения как организованного процесса. Следовательно, организация образовательного процесса и системы профессионализации в высшей педагогической школе нуждается не просто в мерах коррекции, но и в пересмотре оснований на которых они ныне выстраиваются. Это тем более важно, поскольку тип отношения к профессии рождает затем вполне определенную типизацию молодого специалиста с его отношением к основной сфере профессионального труда.

Косвенным свидетельством тому является и то, что студенты не возлагают на свой вуз никаких надежд по поводу собственного трудоустройства. Планируемые способы трудоустройства по специальности российских студентов после окончания вуза: при помощи консультационного подразделения (службы) вуза - 4 %; по конкурсу, объявлению - 15 %; трудоустроятся сами, уже имеют конкретное рабочее место - 36 %; при помощи родителей, родственников - 29 %; при помощи друзей - 10.0 %; другим способом - 6 %. Отметим, что большая часть студентов уже имеют работу или надеются трудоустроится самостоятельно.

Специалисты с высшим педагогическим образованием призваны составить культурную элиту нации, являя собой, эталоны ее образованности, воспитанности и нравственности, призваны формировать и расширять культурную среду, важнейшее место в которой занимает языковая среда.

У учителя должна быть качественная языковая подготовка. Хорошо развитая выразительная речь, дикция, громкий, но мягкий голос, нормальный темпоритм, богатая лексика. Учителю необходимо не только в совершенстве знать свой предмет, методику его преподавания, но и смежные с ним предметы, иметь научное мировоззрение, активную жизненную позицию, гражданскую зрелость и общественную активность. Особенность педагогической профессии в том, что в ней, более чем в другой, важны личностные качества, черты характера, разносторонние способности, которые имеют природный и приобретенный характер. К природным качествам можно отнести: потребность учить и постоянно учиться; любовь к детям и умение взаимодействовать с ними, располагать к себе; наблюдательность, устойчивое внимание, подвижность нервной системы, быструю адаптацию, переключение; общительность, эмоциональную устойчивость, умение включено слушать; развитую интуицию, оптимизм, чувство юмора, эмпатию, рефлексию и др., во многом способствующие успешности педагогического труда.

Не менее важны и приобретенные способности: организаторские, коммуникативные, конструктивные, исследовательские. А также профессионально обусловленные личностные качества: трудолюбие, ответственность, требовательность, гуманность, тактичность, доброжелательность, справедливость, честность, саморегуляция, самодостаточность, самокритичность, выдержка и самообладание, аккуратность, внешняя опрятность и др. Несовместимы с педагогической профессией безнравственность, бездуховность, вредные привычки, интеллектуальная бедность, равнодушие к детям и к делу, корыстолюбие, вспыльчивость, мстительность, злопамятство, рассеянность, многословие, неряшливость, необязательность.

Конечно, это идеальная модель профессиографии педагогического труда, но и к этому надо стремиться. Педагогическая профессия массовая, но она не адаптирует случайных людей, пришедших без призвания и желания работать в школе. Профессионально обусловленным требованиям способствуют не только природная предрасположенность, но и допрофессиональная, профессиональная и последипломная подготовка учителя, непрерывное самообразование.

1 Приводится в тексте диссертации. См.: Гл. 1, раздел 1.3.

Для решения проблемы профессионального самоопределения молодых специалистов с высшим образованием в первую очередь необходимо обеспечить подлинную реализацию их права на труд. Структура процесса обучения должна изменяться в соответствии с изменениями в экономической, социальной сферах. В модель специалиста с высшим образованием должны регулярно вносится соответствующие изменения. Необходимо расширение деятельностной составляющей профессиональной подготовки (практические навыки, профессиональная практика, реальная работа).

Решению проблем помогли бы хорошо структурированные службы трудоустройства в вузах и проведение маркетинговых исследований на рынке труда. Учитывая тенденции развития современного рынка труда, перспективными можно назвать один из путей решения проблем трудоустройства - давать молодым людям одновременно основную и вторую специальность. Современная высшая педагогическая школа, являясь специализированной, не может дать будущему специалисту безграничного объема знаний. Задача ее - развивать у будущего специалиста творческие способности и умение использовать их в своей профессиональной деятельности. Профессиональный универсализм подразумевает, в том числе способность постоянно учиться. Именно стремление к профессионализму, самореализации в работе позволит решить проблему профессионального самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.