6. Мчедлов М.П. Религия и современность. М., 2005.
7. Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920-1 "О Декларации прав и свобод человека и гражданина".
Е. Г. Петрова, О. А. Холина
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
На основании данных Министерства образования Ростовской области за 2007-2008 годы очень немногие вузы могут трудоустроить своих выпускников по окончании высшего учебного заведения. На этом фоне крайне привлекательно смотрится статистика по Таганрогскому государственному педагогическому институту, где последние два года фиксируется 100 %-ная трудоуст-роенность выпускников, и это при том, что профессия «педагог» не является в последнее время, к огромному сожалению, ни престижной, ни высоко оплачиваемой.
Таблица 1
Сведения о трудоустройстве студентов ГОУВПО «ТГПИ» за 2004 -2008 годы
Количество 2004 2005 2006 2007 2008
Выпускников 632 662 714 713 764
из них по целевому набору 63 21 25 22 23
распределено по специальностям - - - 206 142
осталось работать в Ростовской области 370 401 411 456 556
самостоятельное трудоустройство 211 242 253 230 192
школы РФ 229 218 221 211 289
из них в сельские школы 113 117 149 149 157
Заявки 373 401 411 456 556
Таблица 2
Сведения о трудоустройстве студентов ГОУВПО «ТГПИ» в качестве педагогов
Наименование предприятия Количество человек (в % от общего выпуска)
школы РФ 48 %
из них сельские школы 26 %
детские сады 5 %
детские дома 3 %
производственные училища 5 %
лицеи, колледжи 5 %
институты, университеты 2 %
вожатые 4 %
всего 72 %
Как можно увидеть, ситуация для педагогического вуза очень благоприятная, и в этом основополагающую роль сыграла многолетняя проводимая профориентационная работа со студентами разных курсов. Помимо привычной аудиторной работы, это, прежде всего, внеаудиторная работа со студентами. На кафедре психологии проводится факультативная работа со студентами разных курсов, в рамках которой осуществляется индивидуальное консультирование по вопросам профпригодности, трудоустройства, карьерного роста и т.п. Это и участие в «Ярмарках профес-
сий», и мастер-классы специалистов Центра Занятости. Участниками Ярмарки вакансий выступают представители управлений образования, руководители образовательных учреждений и другие работодатели с потребностью в работниках по выпускающим специальностям ГОУВПО «ТГПИ». Это помогает студентам определиться с будущей работой за год до получения диплома и непосредственно перед окончанием института. Ежегодно на Ярмарке представлено более 400 вакансий.
Это и работа в Клубе Активной Психологии (студенты в процессе исследовательских и прикладных занятий совершенствуют умения, позволяющие быть увереннее не только в ситуации трудоустройства, но и в других видах социальных взаимодействий, раскрывают свой профессиональный и личностный потенциал, овладевают навыками самопрезентации, поведения в стрессовых ситуациях). Например, в рамках профориентационной работы в высшей школе нашей кафедрой были организованы групповые тренинги для студентов всех специальностей, направленные на решение различных задач ("Искусство самопрезентации", "Эффективное общение", "Борьба со стрессом", "Кто я?" и т.д.), которые посетили 57 студентов. На базе кафедры психологии организован постоянно действующий Клуб Активной Психологии, членами которого за четыре года его существования стали 76 человек. Подобные проекты поддерживают студенты, нуждающиеся в решении своих вопросов, в поддержке своих взглядов, в знаниях, в формировании собственных ценностей.
В рамках учебной программы также успешно функционирует система организации практик и стажировок по специальностям выпускников. На 2 курсе всех факультетов существует пассивная практика, в течение которой студенты не выполняют никаких учебных поручений, а просто анализируют работу опытных сотрудников тех организаций, на базе которых проводится практика. На 4 и 5 курсах проводится активная практика, в рамках которой студенты непосредственно осуществляют вхождение в свою профессию и тренируют свои профессиональные навыки, делают окончательные выводы по вопросу собственной профпригодности. Все виды производственных практик проводятся на базе тех учреждений, для которых готовятся кадры. Так, например, студенты факультета педагогики и методики начального образования проходят практику в начальных классах городских и сельских школ, студенты физико -математического факультета, факультетов русского языка и литературы и иностранных языков проходят практику в средних и старших классах общеобразовательных школ, а будущие социальные педагоги стажируются в детских комнатах милиции, в детских спецприемниках, в городском отделе образования, а также в общеобразовательных школах. Студенты факультета педагогики и методики начального образования, выбравшие специализацию «Домашний педагог-гувернер» имеют возможность пройти практику на базе детских садов города. На некоторых факультетах существует обязательная летняя стажировка студентов в детских оздоровительных центрах, что позволяет трудоустроить студентов на время летних каникул, также функционирует центр подготовки вожатых, работающий при участии педагогов института и работников городского Центра Внешкольной работы, многие студенты со временем становятся сотрудниками этого центра, ведут курсы подготовки вожатых в течении сезона или осуществляют кружковую работу на протяжении всего года, в течение же учебного года хорошо успевающие и отличившиеся студенты имеют возможность работать при кафедрах института лаборантами, помощниками лаборанта и стажерами.
Кроме того, любой студент в индивидуальном порядке может обратиться к преподавателям кафедры психологии для индивидуальной консультации по вопросам, возникающим у него в процессе первого трудоустройства (например, как заполнить анкету, как написать автобиографию, как достойно выглядеть на собеседовании и др.). Также поддерживается связь с выпускниками, отслеживается их карьерное и жизненное самоопределение. Отметим, что очень важно дать студентам чувство уверенности в их востребованности после окончания обучения. И задача вуза - создать условия для становления профессионала, ценящего полученное образование, умеющего ориентироваться в меняющихся условиях рынка и готового к выходу на рынок труда активным создателем собственной карьеры.
В институте проводится анализ современного состояния рынка труда, изучение ключевых проблем и прогнозных характеристик регионального рынка труда с учетом периодически выпус-
каемого Минтруда России мониторинга регистрируемой безработицы, результатов научных исследований, публикаций в центральной и местной прессе, позволяющий выявить потребности региона в педагогических кадрах. С этой целью осуществляется работа в следующих направлениях:
• изучение регионального рынка труда, определение потребности в кадрах;
постоянное изучение профессионально-образовательных потребностей студенческой молодежи, мотивов и стимулов выбора сферы будущей трудовой деятельности;
• периодическое информирование студентов о положении в сфере занятости и на рынке труда, спросе и предложении рабочей силы;
• налаживание социального партнерства между организациями, предприятиями и институтом.
С целью своевременной адаптации структуры и содержания образовательного процесса к конъюнктуре рынка труда осуществляется участие государственных и предпринимательских структур, предприятий и организаций региона в процессе подготовки специалистов в вузе. Согласование предоставляемых образовательных услуг с интересами работодателей позволяет реализовать социально-профессиональную адаптацию студентов и выпускников вузов к постоянно изменяющимся тенденциям рынка труда.
В связи с ухудшающейся социально-экономической обстановкой в стране и в мире ситуация с трудоустройством молодых специалистов может существенно осложниться. Для оказания своевременной и адекватной психологической помощи нашим выпускникам было решено активизировать работу по следующим направлениям:
1. Провести мониторинг востребованности и реального распределения выпускников ГОУВПО «ТГПИ» в течение 5 лет, начиная с выпуска 2008 года, с целью выявления динамики;
2. Разработать рекомендации по расширению целевого набора студентов;
3. Продолжать работу по профориентации и трудоустройству в следующих направлениях: тестирование по вопросу профессиональной ориентации старшеклассников общеобразовательных школ:
• консультирование старшеклассников по вопросам профессионального самоопределения;
• тестирование абитуриентов по вопросам выбора профессии;
проведение спецкурсов по темам, связанных с проблемами трудоустройства, профессионального самоопределения, карьерного роста; тестирование выпускников по вопросам профессиолизации;
• организация производственной практики с целью будущего трудоустройства;
• организация трудоустройства особо успевающих студентов при параллельном обучении на старших курсах;
организация трудоустройства студентов, занимающихся научной работой, в лаборатории при институтских кафедрах и при филиалах кафедр;
организация возможности переквалификации при параллельном обучении на старших курсах по специальностям, востребованных в обществе на данном этапе; введение специализаций на старших курсах;
создание базы данных рабочих мест в Ростовской области и организация свободного доступа к ней студентов;
• распространение информации о возможностях трудоустройства педагогов по России.
4. Провести научное исследование по выявлению и теоретическому обоснованию факторов, способствующих развитию профессионального самоопределения и становления у студентов и тормозящих этот процесс, а также разработка на этой основе формы профориентационной работы с выпускниками и абитуриентами.
Задачи исследования: И определить понятие "профессиональное самоопределение и становление";
И доказать влияние развитости мотивационно-потребностной сферы на формирование у студента профессионального становления;
И показать зависимость развития представлений у студентов о профессиональном становлении от наличия правильно организованных обучающих и воспитательных воздействий;
И объяснить механизмы формирования потребности в профессиональном становлении;
И разработать методики групповой работы, позволяющие формировать у студентов потребность в профессиональном становлении;
И применение на практике разработанных программ и оценка их эффективности.
Нами в данной работе кратко будут представлены и охарактеризованы этапы предстоящего исследования.
1 этап - тестирование студентов выпускных курсов всех факультетов и специальностей по разработанной схеме на предмет профессиональной пригодности выбранной профессии, а также в целях построения психологического портрета будущего работника, независимо от его будущего места работы.
2 этап - создание банка данных и его регулярное обновление:
1) банк данных о вакантных должностях по выпускаемым профессиям по области, а в перспективе, и по России. Также сведения о вакансиях в смежных специальностях (в нашем случае, это другие профессии типа «человек-человек»);
2) банк данных выпускников, создаваемый по следующим параметрам:
• ФИО;
• дата рождения;
• факультет;
профессиональная область (научные, профессиональные интересы);
специальность;
специализация;
опыт работы;
иностранные языки;
компьютерные навыки;
общественная деятельность;
планы по дальнейшему образованию;
тип деятельности, которым хотели бы заниматься;
хобби;
• жизненное кредо.
Данные предполагается размещать на сайтах института, центра по трудоустройству, заинтересованных предприятий, ГОРОО и т.п.
3 этап - анкетирование на предмет готовности выпускников идти в образовательную деятельность, требования к педагогической профессии, условиям работы, способствующим повышению профессиональной мотивации.
4 этап - построение реальной картины трудовой занятости выпускников ТГПИ и накопление подобных данных в течение нескольких лет.
Анализ возможной динамики и ее своевременный учет и коррекция.
5 этап - анализ успешности наших выпускников в выбранной сфере деятельности.
6 этап - разработка и апробация конкретных форм профориентационной работы и оценка их эффективности.