Так, по итогам года количество консультаций по вопросам трудоустройства составило 21684 ед. С целью поиска работы в 1 полугодии 2008 г. в службе занятости зарегистрировано 8328 чел., что на 1,1 % больше, чем в 1 пол. 2007 г. Количество трудоустроенных в 1 пол. 2008 г. составило 7451 чел., или 89,5 % в общем числе поставленных на учет. Положительной динамикой можно назвать уменьшение количества обращений выпускников с 115 чел. в 1 полугодии 2007 г. до 106 чел. в 1 полугодии 2008 г. (темп роста 92 %). Связано это, в первую очередь, с введенным порядком согласования планов набора учащихся образовательными учреждениями города и процессом формирования кадрового потенциала на городском и областном уровнях.
В разрезе категорий ищущих работу граждан, увеличение на 14 % отмечено в числе специалистов, желающих работать по рабочим профессиям. На 14 % увеличилось обращений за помощью в трудоустройстве инвалидов, несовершеннолетних граждан. Количество желающих работать в свободное от учебы время несовершеннолетних увеличилось на 2,7 %. Индивидуальный подход к решению вопросов занятости в отчетном периоде способствовал увеличению количества трудоустроенных, в сравнении с прошлым годом более, чем на 100 чел. или на 1,2 %. В целом, уровень трудоустройства по итогам 1 полугодия составил 89.5 %.
Анализ ситуации, сложившейся на регистрируемом рынке труда показал, что в сравнении с
I полугодием 2007 года количество женщин в общем числе зарегистрированных безработных увеличилось на 4,2 %, и по итогам полугодия достигло 70,3 %, молодежи в возрасте 16-29 лет уменьшилось на 6 %. Анализ безработных на конец отчетного периода по причинам увольнения показал, что в 1,2 раза уменьшилось число состоящих на учете граждан уволившихся по собственному желанию, в 1,2 раза уменьшилось число уволенных по сокращению численности штата, на 4 % уменьшилось состоящее на учете число инвалидов. Кроме этого изменился и профессионально -квалификационный состав безработных: в 1,1 раза меньше состоит на учете в качестве безработных, имеющих среднее профессиональное образование, а также в 1,1 раза меньше численность имеющих высшее профессиональное образование.
В числе зарегистрированных безработных на 30.06.2008 года 28 % составила молодежь,
II % - лица предпенсионного возраста, 61 % - других возрастов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Римашевская Н.М. Женщина, мужчина, семья в России: последняя треть XX века. Проект "Таганрог". М., 2001.
2. Статистический бюллетень. 2007. № 5. С. 89
3. Труд и занятость в России // Стат. сб. Госкомстата России. М., 2004.
Р. В. Зарубина СЕКТЫ И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
В настоящее время в России предпринимается попытка связать такие понятия, как «традиционные религии» и «национальная безопасность». Концепция национальной безопасности раскрывает цели обеспечения безопасности личности и общества в целом, раскрывает принципы сохранения государственности России, показывает роль российского государства в мировом современном процессе [5]. На основе Концепции Национальной Безопасности России принята подписанная Касьяновым «Программа патриотического воспитания», которая предписывает властям «сплачивать» религиозные организации. Принимают массовый характер нарушения прав человека и религиозных свобод.
Одним из способов решения проблемы нарушенных прав человека является анализ ситуации с учетом «национальной безопасности. Любое деление по признаку традиционности есть величайшая угроза национальной безопасности России. Связывать понятия «Россия» и конкретного определения является для России огромной внутренней угрозой. Нельзя забывать о том, что в России проживают народы, которые исповедуют не только христианство, но и другие традиционные
религии. Другие церкви России не должны ни превращаться в государство, ни позволять государству использовать себя в качестве придатка национальной безопасности.
В законе о свободе совести и государственно-церковных отношениях в Российской Федерации, принятого Государственной Думой 19 сентября 1997 года, подтверждается право каждого гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений.
Федеральным законом может быть ограничено право гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, только если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В нашей стране никакая религия не установлена в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Каждый человек имеет право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, а также свободно выбирать, менять, иметь, распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Одинаково уважаются христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России.
В ХХ веке, особенно после Второй мировой войны, появилось (и продолжает появляться) огромное количество новых религиозных учений, большинство из которых часто именуются сектами. Одной из главных особенностей этих учений по сравнению с классическими сектами является большая оторванность или даже полная независимость от исходных религий. Для таких учений характерно не столько стремление исправить существующие религии, сколько поиск новых и нетрадиционных практик и путей религиозного познания.
Сегодня в России существует множество других верований, которые образовались, опираясь на три основные религии (христианство, ислам, буддизм). Такие вероучения проповедуют религиозные организации, группы, или секты различных религиозных направлений. Секта - это организация или группа лиц, замкнувшихся в своих интересах, не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им [4].
Многие черты и признаки ранних религиозных представлений продолжали и продолжают сохраняться в трансформированной и видоизменённой форме в современных мировых религиях. В настоящее время ранние религиозные представления служат основой многих верований [6]. Общепринятый в мировой практике критерий сектантства - традиционность той или иной религии. Сами же секты существуют столько же, сколько существуют христианство, буддизм, ислам.
Исторически Россия складывалась как политический, хозяйственный и административный союз, который скреплялся общегосударственным устройством, интересами и религиозными традициями. Огромные пространства страны, этническое многообразие, особенности национальных характеров предопределили в качестве общего интереса укрепление государства. Интересы российского общества были направлены на обеспечение его стабильности, всемерное развитие религиозной культуры, материальных и духовных компонентов, что является гарантией выживания общества в современных условиях.
С образованием российского государства понятие "безопасность" воспринималась как определенная система гарантий территориальной целостности, суверенитета всех других национальных интересов, базирующихся на силовых средствах политики. Начавшиеся глобальные процессы переустройства мира происходят при активном участии России, стремящейся к стабильности в мире, особенно в Европе.
В современных глобальных процессах, так же как и в историческом прошлом, чрезвычайно важен духовно-религиозный фактор. Духовные и религиозные проблемы приобрели стратегическое значение для каждой страны, а сохранение и защита духовных ценностей стали важнейшей проблемой национальной безопасности. Игнорирование духовного фактора делает ущербными любые стратегические доктрины и политические функции. Развал СССР вызвал серьезные про-
блемы в системе нашей духовной безопасности. В обществе происходит преобладание материальной сферы над духовностью.
К определяющим интересам общества относятся: становление структур гражданского общества; возрождение и государственная поддержка семьи, создание механизмов контроля общества над государством, развитие политической, правовой и религиозной культуры населения в процессе формирования общественного сознания, соответствующего принципам общественного бытия.
В современных условиях выход из кризисной экономической и демографической ситуации, повышение интеллектуальной, созидательной, социальной активности населения российского государства обязательно предполагает духовное возрождение России на основе развития религиозной культуры общества. В современной России, где (уважаются права представителей других исторических конфессий) христианство традиционно поддерживается на официальном уровне, идет заметное усиление его влияния на развитие культуры и наблюдается возрастание интереса к религиозным проблемам.
Только в ХХ веке появилось не существовавшее ранее понятие, как тоталитаризм. Первоначально он явил себя в политической ипостаси. А во второй половине ХХ века возникли секты, которые сейчас называют тоталитарными. Предками современных тоталитарных сект, вероятно, следует считать секты мормонов и иеговистов. Это секты-долгожители, которые существуют и сейчас. Как правило, все новейшие религиозные движения рассматриваются специалистами, как деструктивные культы.
Тоталитарная, деструктивная секта - это возглавляемая харизматическим лидером или группой лидеров организация, применяющая осуждаемые в обществе методы по вовлечению, контролю и удержанию своих членов внутри манипулирующей среды, что наносит ущерб отдельным личностям и всему обществу в целом [2]. Тоталитарная секта - религиозная или псевдорелигиозная авторитарная организация, деятельность каждого члена которой (в том числе финансовая и личная жизнь) полностью контролируется религиозной общиной или её духовными лидерами.
В настоящее время на территории России действуют десятки религиозных и псевдорелигиозных сект и организаций, которые, противопоставляют себя, как традиционным для России, так и общепризнанным в мире религиозным конфессиям. Для подобных организаций характерно воспитание преданных и способных на самопожертвование фанатиков, стремление создать мафиозопо-добную международную организационную структуру, контролировать значительные финансовые потоки, проникать в органы власти и местного самоуправления, искусственно создавать или подчинять своим интересам существующие благотворительные, правозащитные и иные общественно-политические организации.
В России на сегодняшний день власть и общество недооценивают масштаб и опасность распространения тоталитарных сект. Такая ошибочная позиция приводит к тому, что ежедневно все больше молодых людей становятся членами сект, которые для привлечения адептов используют сознательный обман и изощренные психотехнологические приемы. Демократическая же власть вместо того, чтобы эффективно защищать личность и общество, самоустраняется перед лицом этой угрозы.
В европейских странах, таких как Германия и Франция, эту опасность давно осознали и успешно противостоят деятельности целого ряда международных религиозных организаций. Становится очевидным, что в условиях открытости и глобализации такое противостояние возможно только на основе международного сотрудничества.
Следует помнить, что подавляющее большинство сект, действующих в нашей стране, стремятся к тоталитарному контролю над миром, к мировому господству. Практически у каждой в той или иной степени есть планы захвата власти над миром, есть и некоторая схема идеального порядка, который они намерены установить в случае своего прихода к власти.
Секты характеризуются: наличием контроля над сознанием, подавлением личности адепта организацией, информационной блокадой, разрывом родственных и дружественных связей, обманом или скрытием части важной информации при вербовке, наличием секретных вероучений и тайных уровней посвящения и т.д. Но, наверное, главный из этих признаков - это «гуруизм». Если
религия (в её подлинном смысле) характеризуется стремлением к связи с Богом, то в сектах всё зацикливается либо на связи с обожествлённым лидером, либо с также обожествленной всеведущей и всемогущей организацией [1].
Главные признаки тоталитарной секты и ее отличие от религиозных организаций касаются не содержания их вероучения, а способов привлечения и удержания новых членов. Среди многих признаков, характерных для тоталитарных сект наиболее характерны два: непрозрачность и обман. Фактической целью создания большинства деструктивных сект является лишение адептов своего имущества. При этом используются психологические методы манипулирования и давления, которые носят особо изощренный характер. Тоталитарными сектами нарушается Всеобщая Декларация прав человека, в частности: ст. 17. - «Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества» [7].
Современные секты используют новейшие технологии контролирования сознания, которые раньше попросту ещё не были изобретены. При новшествах, обилии информации и умении манипулировать ею контролирование сознания принимает массовый и тоталитарный характер, чего ранее не наблюдалось. Нарушается ст. 3, гласящая: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность» [7].
Принципом любой секты является затащить человека к себе прежде, чем он что-нибудь узнал об этой организации. Когда человек приходит в Православный храм и говорит, что хочет стать православным, его, прежде всего, спрашивают, что он знает о Православии. И если он верует во что-то иное, его просто не окрестят. В Православной Церкви человек исповедует, во что и как верует, и только потом делается членам Церкви. Никаких тайн быть не может, в отличие от любой секты, где существует много уровней информации.
Тоталитарные секты, их структуры и экстремистские методы бросают вызов общепризнанным демократическим ценностям. Таким образом, тоталитарные секты нарушают право человека на свободный информированный выбор мировоззрения (то есть свободу совести) и образа жизни [3].
Членами сект становятся, прежде всего, люди с неустойчивой психикой, не имеющие ясных нравственных критериев (мерила), духовных и культурных знаний. Такие люди, ищущие, но не нашедшие твердых оснований в духовной жизни, как правило, легко внушаемы, то есть готовы отказаться от своей свободы и принять установки своих учителей. Использование психологического насилия при вербовке заставляет констатировать нарушение п. 2 ст. 20. - «Никто не может, быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию» [7].
При вербовке, основной уклон идёт на молодёжь - их легче обработать, чем взрослых, имеющих устоявшиеся взгляды на жизнь, людей. Поэтому молодые люди, учась в институте, должны получать элементарные критерии оценки той или иной религиозной организации. Часто тоталитарные секты скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками (в последнее время пристанищем для них может служить «общественная организация»). Сейчас сектанты активно внедряются в школы, детские сады, проводят разнообразные оздоровительные программы в летних лагерях, в которые входит ознакомление с "истинной" верой.
Секта - это, прежде всего, манипуляционная, дестабилизирующая сознание человека, подрывающая его здоровье и психику организация, деятельность которой направлена на удовлетворение потребностей её основателей. В большинстве случаев это религиозные общины, прикрывающиеся Библией, которую они трактуют по-своему, разнообразные медитивные собрания и "реабилитационные" центры, заменяющие одну зависимость на другую [6].
Таким образом, тоталитарные секты нарушают ст. 18. - «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения...», ст. 19. - «каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами...» [7].
Удерживаемые внутри секты посредством применения специальных психологических методик по контролированию сознания человека, жертвы тоталитарных сект фактически выпадают из нормальной, общественной и семейной жизнедеятельности, им прививаются многочисленные фобии, что становится причиной появления неврозов и других психических расстройств. Социальная изоляция адептов, их исключение из общественных процессов, практикуемое в ряде сект, нарушает ст. 21. - «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей». А также ст. 29. -«Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности» [7].
Конечная цель сектантской организации - контроль над многими, а в идеале - над всеми сферами жизни человека. Для достижения этой цели людей, попавших в секты, вырывают из привычной жизни, лишают знакомого круга общения. Тоталитарные секты нарушают ст. 12. - «Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь...» [7]. Адепты под влиянием секты, вынуждены разрывать связи с близкими, не разделяющими их вероучений, бросать учёбу или работу, которая мешает вести "праведный" образ жизни. Ст. 26. - «Каждый человек имеет право на образование» [7], нарушается рядом тоталитарных сект, практикующих фактическое лишение адептов и их детей данного права. Они теряют самое ценное, что получили от Бога - свободу. Нередки случаи не только нарушения прав и обязанностей граждан, но и настоящие трагедии, среди которых насилия, побои и самоубийства. Нарушается ст. 5 - «Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию» [7].
Наши традиционные, культурообразующие религии и государственные органы никак не могут взять под свой контроль деятельность деструктивных сект [3]. Вербовщики ходят по домам, распространяют свою литературу, осваивают средства массовой информации. Для большинства тоталитарных сект характерно нарушение ст. 27. - «Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами» [7].
Увеличению численности тоталитарных сект и их развитию в нашей стране способствует также незнание людей Библии, христианской догматики и истинных сектантских вероучений. Таким образом, люди просто не могут отличить "плохую" религию от "хорошей". Важно ещё и то, что секты будут действовать, пока им это будет выгодно, и если народ перестанет их "подпитывать", то они просто развалятся. Как правило, тоталитарные секты недолговечны и, по оценке религиоведов, существуют в среднем полтора поколения — пока жив сам «гуру» и пока живы те, кто лично с ним общался. В дальнейшем тоталитарные секты либо исчезают, либо превращаются в обычные секты, которые затем могут развиться в деноминации или отдельные религии. В то же время другие секты, наоборот, со временем становятся ещё больше тоталитарными.
Тоталитарные секты прибегают к обману, умолчаниям и навязчивой пропаганде для привлечения новых членов, используют цензуру информации, поступающей к их членам, прибегают и к другим неэтичным способам контроля над личностью, к психологическому давлению, запугиванию и прочим формам удержания членов в организации. Тоталитарные секты нарушают п. 2 ст. 1 Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений - «Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь религию или убеждения по своему выбору...».
В РФ религиозным объединением признаётся добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. В случаях нарушениях законодательства РФ о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях влечёт за собой уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Тоталитарные секты в своей деятельности систематически нарушают Всеобщую декларацию прав человека. Принято считать, что тоталитарные секты вредят обществу. Лидеры сект используют рядовых членов для достижения собственных, в том числе и общественно опасных, целей. Бороться с тоталитарными сектами трудно, поскольку формально члены не принуждаются к вступлению в секту или пожертвованию имущества, а делают это добровольно. Поэтому, когда сталкиваетесь с сектами, нужно быть осторожными и помнить, что они лжецы.
В непростое для России время, когда людям предоставлена свобода, очень трудно остановить волну религиозной экспансии, в том числе и со стороны некоторых западных конфессий. Над Россией и другими государствами навила угроза правам человека и демократическим свободам. Одним из главных источников этой угрозы являются тоталитарные деструктивные секты и стоящие за некоторыми из них отдельные государства и международные экстремистские организации. Бесконтрольная деятельность тоталитарных деструктивных сект имеет характер неприкрытой экспансии, наносящей непоправимый вред здоровью людей, попирающей фундаментальные права человека, создает угрозу семье, обществу и государству.
Тоталитарные секты является угрозой национальной безопасности для всех демократических стран, в том числе и для России. Настал новый этап в развитии международного сотрудничества, предусматривающий организацию противодействия не только террористическим организациям, но и контроль над деятельностью таких организаций из которых вырастает терроризм. Это и молодежные экстремистские организации, и подпольные политические группировки, а также тоталитарные религиозные и псевдорелигиозные организации.
Государственные власти РФ должны принять жесткие меры (в том числе законодательные), по ограничению деструктивной деятельности сект. Средства массовой информации предупреждать граждан об опасности, которую несут деструктивные секты и культы. Только информация является надежной защитой от обмана и психологического насилия. Также в решении этой острой социальной проблемы должны принять участие все конструктивные силы, а также государственные структуры. Необходимо совершенствовать российское законодательство и принять правовые меры по ограничению деструктивной деятельности тоталитарных сект.
С целью пресечения распространения незаконного проникновения деструктивных культов в систему государственного образования необходимо вести контроль над незаконным воздействием на несовершеннолетних и разработать программу профилактики негативного социально-психологического воздействия на несовершеннолетних.
Традиционные культурообразующие конфессии, несущие огромный груз социального служения и вклада в стабильность государственно-конфессиональных отношений, должно проводить просветительскую работу, а также принять на себя обязанность по противодействию деятельности деструктивных культов, являющихся источником агрессии для всех граждан России.
В настоящее время задачи национально-духовной безопасности разнообразны. Их правильное восприятие и решение предполагает последовательную и координированную исследовательскую работу в разных областях науки. Разработка современных общественно-политических технологий предполагает, что государство и церковь для осуществления этой задачи должны совместно создавать структуры по решению национальных проблем, в том числе в области обеспечения духовной безопасности. Подобные структуры со временем видоизменяются в необходимую инфраструктуру, существование которой позволит разработать необходимые технологии для решения накопившихся проблем и осуществить их апробирование на практике.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Дворкин А.В. Введение в сектоведение. Н. Новгород: Изд-во Братства во имя св. А. Невского, 2004.
2. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: справочник. Белгород. Миссионерский отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. 2000.
3. Атеистические чтения: сборник / под ред. М.П. Новикова. М., 1998.
4. Абдусамедов А.И., Алейник Р.М., Алиева Б.А. и др. Атеистический словарь. М., 2000.
5. Концепция национальной безопасности. В редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
6. Мчедлов М.П. Религия и современность. М., 2005.
7. Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920-1 "О Декларации прав и свобод человека и гражданина".
Е. Г. Петрова, О. А. Холина
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
На основании данных Министерства образования Ростовской области за 2007-2008 годы очень немногие вузы могут трудоустроить своих выпускников по окончании высшего учебного заведения. На этом фоне крайне привлекательно смотрится статистика по Таганрогскому государственному педагогическому институту, где последние два года фиксируется 100 %-ная трудоуст-роенность выпускников, и это при том, что профессия «педагог» не является в последнее время, к огромному сожалению, ни престижной, ни высоко оплачиваемой.
Таблица 1
Сведения о трудоустройстве студентов ГОУВПО «ТГПИ» за 2004 -2008 годы
Количество 2004 2005 2006 2007 2008
Выпускников 632 662 714 713 764
из них по целевому набору 63 21 25 22 23
распределено по специальностям - - - 206 142
осталось работать в Ростовской области 370 401 411 456 556
самостоятельное трудоустройство 211 242 253 230 192
школы РФ 229 218 221 211 289
из них в сельские школы 113 117 149 149 157
Заявки 373 401 411 456 556
Таблица 2
Сведения о трудоустройстве студентов ГОУВПО «ТГПИ» в качестве педагогов
Наименование предприятия Количество человек (в % от общего выпуска)
школы РФ 48 %
из них сельские школы 26 %
детские сады 5 %
детские дома 3 %
производственные училища 5 %
лицеи, колледжи 5 %
институты, университеты 2 %
вожатые 4 %
всего 72 %
Как можно увидеть, ситуация для педагогического вуза очень благоприятная, и в этом основополагающую роль сыграла многолетняя проводимая профориентационная работа со студентами разных курсов. Помимо привычной аудиторной работы, это, прежде всего, внеаудиторная работа со студентами. На кафедре психологии проводится факультативная работа со студентами разных курсов, в рамках которой осуществляется индивидуальное консультирование по вопросам профпригодности, трудоустройства, карьерного роста и т.п. Это и участие в «Ярмарках профес-