Научная статья на тему 'Общесоциальное предупреждение проявлений экстремизма религиозных тоталитарных сект деструктивного характера, действующих в России'

Общесоциальное предупреждение проявлений экстремизма религиозных тоталитарных сект деструктивного характера, действующих в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
727
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общесоциальное предупреждение проявлений экстремизма религиозных тоталитарных сект деструктивного характера, действующих в России»

Кобец Петр Николаевич

доктор юридических наук, доцент, главный научный сотрудник ВНИИ МВД России, г. Москва

Общесоциальное предупреждение проявлений экстремизма религиозных тоталитарных сект деструктивного характера, действующих в России в условиях начала третьего тысячелетия

ВЦ течение последних лет, которые были ознаменованы рядом трагических последствий деятельности тоталитарных сект в России, российская общественность, научные круги, традиционные религии, представители правоохранительных органов и многие государственные служащие многократно выражали свою обеспокоенность положением дел в стране в отношении беспрепятственной асоциальной и противоправной деятельности тоталитарных сект (деструктивных культов). В то время как европейские страны, исходя из необходимости защиты прав человека от негативного воздействия деструктивных культов, принимают законы, ограничивающие деятельность опасных сект, государственные органы и инстанции Совета Европы, общественные организации и традиционные церкви участвуют в решении проблемы опасности тоталитарных сект, поддерживают центры по реабилитации жертв деструктивных культов и по информированию граждан об их опасности, Россия остается страной, граж-

дане которой абсолютно не защищены от псевдорелигиозного тоталитарного экстремизма. Ярким примером тому может послужить трагедия с захватом заложников в ряде регионов России.

Россия начала XXI в. стала и остается поныне единственной страной в мире, где права граждан не защищены от посягательств религиозных организаций. Этим воспользовались прежде всего деструктивные религиозные объединения, исповедующие человеконенавистническую идеологию, разжигающие вражду между конфессиями. Как показали судебные расследования, деятельность значительного числа объединений направлена, в первую очередь, на подавление и разрушение личности человека. При этом используются известные психотехнологии, включающие в себя психологические, физиологические, несанкционированные технические, медикаментозные и другие средства и приемы, комплексное воздействие которых позволяет подавлять личность, навязывать ей чуждое мировоззрение и управлять ее поведением. Это подтверждается заключениями значительного числа специалистов.

Бесконтрольная деятельность тоталитар-

168

ных деструктивных сект имеет характер неприкрытой экспансии, наносящей непоправимый вред здоровью людей, попирающей фундаментальные права человека, создает угрозу семье, обществу и государству. Тоталитарные секты прибегают к обману, умолчаниям и навязчивой пропаганде для привлечения новых членов, используют цензуру информации, поступающей к их членам, прибегают и к другим неэтичным способам контроля над личностью, к психологическому давлению, запугиванию и прочим формам удержания членов в организации. Таким образом, тоталитарные секты нарушают право человека на свободный информированный выбор мировоззрения и образа жизни.

Тоталитарные секты современной России -это группы, позиционирующие себя в качестве религиозных, политико-религиозных, психологических, целительских, образовательных, культурологических и иных объединений, которые: авторитарно управляются лидерами, чьи полномочия основаны на приписывании им мистической власти и могущества и чьими действительными целями являются власть над своими последователями и их эксплуатация; стремятся полностью контролировать своих членов путем манипуляции их сознанием и регламентации всех аспектов их жизни, а также и другими способами в той или иной мере нарушают их права, равно как и права людей, входящих с такими группами в соприкосновение, противопоставляют свою организацию, свою идеологию и субкультуру всем другим видам сообществ и человечеству в целом, всем разновидностям мировоззрений и культур.

Опасность тоталитарных сект заключается в следующем. Их структуры и экстремистские методы бросают вызов общепризнанным демократическим ценностям. Претензии лидеров этих сект на абсолютную правоту в сочетании с требованием от адептов безоговорочного подчинения организации и/или ее лидеру позволяют порабощать людей, которые ищут для себя опоры в сложной жизненной ситуации, стремятся обрести более адекватное мировоззрение.

Отрицательными последствиями членства в этих сектах могут стать серьезные изменения личности их последователей, утрата восприятия ими действительности, что может привести к конфликтам с родственниками, близкими людьми. Кроме того, в результате слишком резких мировоззренческих и ценностных изменений, а также в связи с использованием тоталитарными сектами деструктивных методов воздействия на психику человека, часто возникают социально-психологические проблемы, среди которых следует

упомянуть отчуждение членов секты от внешнего мира, вынужденный переход на менее квалифицированную работу, прекращение работы или образования, замкнутость, агрессивность в фанатичном отстаивании своей идеологии, а также отказ от критического и рационального мышления.

Заложенные в личности некоторых людей склонность к зависимости, несамостоятельность и замкнутость в подобных группировках, за счет их тоталитарного характера, часто еще более усиливаются. Введение в заблуждение путем скрытых методов манипулирования сознанием и психологического насилия в тоталитарных сектах, а также проникновение их в сферу политики и экономики создают опасность такого рода организаций.

Применение психологического насилия, трудовая, финансовая, эмоциональная, подчас сексуальная эксплуатация адептов, их социальная изоляция и серьезные ограничения личных свобод посредством использования методов манипулирования и контроля сознания, нанесения вреда психике и здоровью, ряд смертных случаев приводят к неопровержимому выводу, что тоталитарные секты в своей деятельности систематически нарушают Всеобщую декларацию прав человека, в частности: ст. 3 «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность»; ст. 4 «Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех видах», фактически участвуя не только в преступной торговле людьми (некоторые тоталитарные секты), но и часто создавая для своих адептов действительно рабские условия; ст. 5 «Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию»; ст. 12 «Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь... »; п. 2 и 3 ст. 16 «Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих, вступающих в брак, сторон. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства»; ст. 17 «Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества» (нарушение этого положения является фактической целью создания большинства деструктивных сект; при этом использование психологических методов манипулирования и давления носит особо изощренный характер).

Тоталитарные секты прибегают к обману, умолчаниям и навязчивой пропаганде для при-

169

влечения новых членов, используют цензуру информации, поступающей к их членам; прибегают и к другим неэтичным способам контроля над личностью, к психологическому давлению, запугиванию и прочим формам удержания членов в организации.

Таким образом, тоталитарные секты в большинстве своем нарушают Всеобщую декларацию прав человека: ст. 18 «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения... »; ст. 19 «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами... »; п. 2 ст. 20 «Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию», в связи с использованием психологического насилия при вербовке своих членов; ст. 21 «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей», а также ст. 29 «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности», так как допускают социальную изоляцию адептов, их исключение из общественных процессов; ст. 23 «Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения», а также ст. ст. 24 и 25 , жестко регламентируя поведение своих членов, используя неоплачиваемый или малооплачиваемый труд посредством психологического принуждения; ст. 26 «Каждый человек имеет право на образование» (нарушается рядом тоталитарных сект, практикующих фактическое лишение адептов и их детей данного права); ст. 27 «Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами».

Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (резолюция 36/55 Генеральной

Ассамблеи ООН):

пункт 2 ст. 1 «Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь религию или убеждения по своему выбору... »; п. 2 ст. 5 «Каждый ребенок имеет право на доступ к образованию в области религии или убеждений в соответствии с желаниями его родителей или, в соответствующих случаях, законных опекунов и не принуждается к обучению в области религии или убеждений вопреки желаниям его родителей или законных опекунов, причем руководящим принципом являются интересы ребенка» и п. 5 «Практика религии или убеждений, в которых воспитывается ребенок, не должна наносить ущерба ни его физическому или умственному здоровью, ни его полному развитию... », практикуя незаконное вовлечение несовершеннолетних в свои ряды. Также деятельность тоталитарных сект нарушает ряд других международных актов и положений, законодательство Российской Федерации и других стран.

Приходится констатировать неадекватность государственной политики в отношении складывающейся ситуации. Отсутствует координация действий правоохранительных органов. Следственные группы, занимающиеся этими вопросами, не укомплектованы специалистами необходимого профиля. Отсутствие достаточной государственной статистики, определенной позиции создает у правоохранительных органов впечатление о незначительности негативных последствий деятельности деструктивных религиозных объединений. В комплексе с недостатками действующего законодательства это приводит к массовым правонарушениям. Остаются без последствий случаи вовлечения в деятельность общин несовершеннолетних, случаи спровоцированного суицида, потери здоровья, организации массовых беспорядков, массовых вымогательств, нарушение основополагающих прав человека.

В настоящее время не реализуются механизмы контроля за деятельностью религиозных объединений. Несмотря на достаточный мировой опыт, полностью отсутствуют законодательные акты, обеспечивающие гражданам психологическую безопасность. Не определена государственная политика по отношению к деструктивным религиозным организациям в области средств массовой информации. В результате, в стране возник глубокий дисбаланс информационного обеспечения населения по религиозным проблемам. Не анализируются социальные предпосылки создавшейся кризисной религиозной ситуации, не прогнозируется развитие проблем ни в социальном, ни в экономическом аспекте, ни по линии

170

безопасности общества и государства. Таким образом, можно констатировать, что отсутствие государственной политики в отношении асоциальной деятельности некоторых религиозных объединений привело к крайней запущенности ситуации, к массовым проявлениям негативных последствий. В связи с этим очевидна необходимость принятия системы мер на государственном уровне. Тоталитарные секты в настоящее время представляют серьезную социальную опасность. Проблема требует дальнейшего всестороннего изучения и реализации квалифицированных подходов в области предупреждения вовлечения в секты. Максимальная информированность населения об этой опасности и особенностях происходящего с вовлеченными в секты необходима как предварительное условие мобилизации общественности для организации эффективного противодействия деятельности тоталитарных сект.

Последователи тоталитарных сект, как правило, лишаются права на медицинскую помощь, на жизнь, на труд, на свободу перемещения, на отдых, на свободу совести, на выполнение гражданских обязанностей, на жилище, на частную собственность, на информацию, на образование, на создание семьи. Фактически эти граждане лишаются основных прав и свобод, декларированных Конституцией Российской Федерации и международными документами. Деструктивные религиозные объединения особенно опасны тем, что чаще всего вовлекают в свою деятельность молодежь в возрасте от 16 до 35 лет. Также в России остается совершенно нереализованным единогласное Решение Ассамблеи Совета Европы на запрос о создании организаций помощи жертвам деструктивных культов от 22 июня 1999 г., а также Рекомендации Европейской парламентской Ассамблеи № 1178 от 1992 г. «Секты и новые религиозные движения», Решения Кабинета Министров Совета Европы от 1994 г., Решения Европарламента от 12 февраля 1996 г., Решения Кабинета Министров Совета Европы № 9220 от 19 сентября 2001 г.

В этой связи можно считать своевременным шагом принятие закона о противодействии экстремистской деятельности, который был утвержден Президентом Российской Федерации и вступил в действие. Этот шаг может расцениваться как обращение к общеевропейскому опыту по сохранению гражданской стабильности, соблюдению прав человека, поддержанию Государственной целостности и вертикали власти. В поле применения этого закона должна попасть общественно-религиозная сфера жизни нашего социума, где имеет место бесконтрольная деятель-

ность тоталитарных сект (деструктивных культов), которая носит характер неприкрытой экспансии, наносящей непоправимый вред здоровью людей, попирающей фундаментальные права человека, создающей угрозу семье, обществу и государству.

В этой связи следует отметить, что назрела необходимость общесоциальных мер по предупреждению экстремизма со стороны религиозных сект.

I. Сегодня в России традиционные куль-турообразующие конфессии, несущие огромный груз социального служения и вклада в стабильность государственно-общественных отношений, были вынуждены принять на себя обязанность по противодействию деятельности деструктивных культов, являющихся источником агрессии для всех граждан России. В этой работе должны принять активное участие государственные структуры, как на федеральном уровне, так и на региональном.

II. Необходимо введение законодательного определения «традиционная религия», которое не касается вопроса равенства религий перед законом, не является орудием ущемления чьих-либо прав, а обозначает признание государством и обществом значимости вклада в социальную жизнь государства, историю и культуру России, с возможностью адекватного представительства своих интересов, прежде всего, в законодательной сфере.

III. В условиях начала нового тысячелетия назрела необходимость введения дополнений в федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», предусматривающих противоправную деятельность экстремистских сект.

IV. Обращаем внимание на крайнюю необходимость для органов Минюста Российской Федерации проводить научную экспертизу (с учетом правовых, медицинских, психологических, социальных и религиоведческих аспектов) при регистрации и перерегистрации религиозных организаций и групп. Такую же экспертизу необходимо проводить в отношении тех религиозных организаций и направлений, которые регистрируют свои структуры как общественные и благотворительные. Для квалифицированной экспертизы необходимо приступить к созданию банка данных в органах юстиции, используя наработанный материал информационных центров и миссионерских структур, традиционных конфессий, зарубежных организаций и сформировать при Минюсте РФ экспертный совет из числа специалистов в соответствующих научных сферах, МВД, ФСБ

171

РФ, Прокуратуры и делегированных от традиционных религий представителей.

V. В судебной практике фактически не используется ст. 239 Уголовного Кодекса Российской Федерации, в связи с чем необходимо внести соответствующее уточняющее дополнение в УК РФ. Совершенно необходимо поставить перед органами прокуратуры и силовых ведомств, а также судов вопрос о соотношении юридических критериев между совершенными конкретными лицами преступлениями и причастности к этому организации, членами или последователями которой эти лица являлись. В этой связи целесообразно провести обобщение судебной практики по религиозным делам и членам религиозных организаций и групп с учетом обстоятельств совершения преступлений. Также необходимо сформулировать систему показателей для такого обобщения.

VI. С целью противодействия противоправной, антигосударственной и экстремистской деятельности тоталитарных сект, по примеру таких стран, как Франция, Германия, Польша и т.д. создать специальные структурные подразделения в Прокуратуре, Федеральной службе безопасности и Министерстве внутренних дел Российской Федерации.

VII. С целью пресечения столь распространенного незаконного проникновения деструктивных культов в систему государственного образования сформировать при Министерстве образования Российской Федерации и соответствующих региональных структурах инспекцию по контролю за незаконным воздействием на несовершеннолетних. А также принять программу профилактики негативного социально-психологического воздействия на несовершеннолетних.

VIII. Необходимо поручить органам государственной власти поддержать разработку региональных программ социальной, психологической и медицинской реабилитации пострадавших от деятельности деструктивных культов.

IX. Многочисленные случаи преступлений, организованных или инициированных тоталитарными сектами и их адептами, как правило, не классифицируются правоохранительными органами в качестве таковых. Также отсутствует государственная система учета подобных преступлений, что делает неосуществимым анализ реальной ситуации в сфере преступной деятельности тоталитарных сект. В связи с этим следует ввести соответствующую систему учета и классификации в правоохранительных органах.

X. Аналогичная ситуация имеет место в сфере учета случаев негативного, а то и смер-

тельного, воздействия деструктивных культов на здоровье и психику граждан. В связи с этим предлагается в структурах здравоохранения ввести учет случаев отказа от медицинской помощи по причинам сектантской мотивации (с указанием последствий подобного отказа), случаев причинения вреда здоровью в результате деструктивных культовых практик. Особому учету подлежат случаи психических расстройств, индуцированных пребыванием в тоталитарных сектах или их практиками.

XI. Решение многих проблем может быть осуществлено благодаря принятию и реализации специальной федеральной программы. Программа должна включать следующие направления деятельности: 1. Реорганизация государственной религиоведческой службы с целью обеспечения полной объективной информации о развитии религиозной ситуации в России, о юридической правомочности деятельности новых религиозных объединений. 2. Организация медико-психологических исследований по проблемам психологического воздействия на личность, механизмов управления сознанием групп людей. Разработка методов диагностики психологических воздействий, способов лечения и реабилитации пострадавших. Организация институтов оказания психологической, медицинской помощи и последующей социальной адаптации и реабилитации лиц, попавших под влияние деструктивных религиозных объединений, а также членов их семей. Подготовка медико-психологического обоснования для разработки федерального закона о психологической безопасности. 3. Разработка и реализация механизмов, регулирующих отношения государственных структур и религиозных организаций. Обеспечение координации деятельности законодательных, правоохранительных и судебных органов по защите граждан, пострадавших от воздействия деструктивных культов, организация в системе правоохранительных органов, органов безопасности специализированных служб по работе с религиозными организациями. 4. Разработка и последовательная реализация программ духовного воспитания детей и молодежи без нарушения и дискриминации их прав на светское образование. 5. Определение системы социальных, социально-психологических и духовно-педагогических мер по профилактике и предупреждению негативных последствий воздействия деструктивных религиозных объединений на граждан.

XII. Необходимо разработать конкретную целенаправленную идеологию государства, отсутствие которой является причиной широкой

172

деятельности сект в Российской Федерации. Разработать государственную программу духовного воспитания молодежи, включая политическое, правовое, научное, философское, нравственное, религиозное, а также военное и патриотическое воспитание молодежи. Создать при Исполнительном Комитете СНГ Координационный центр по деструктивным культам и их общественным организациям с участием общественных комитетов, занимающихся деятельностью деструктивных культов.

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации следует: подготовить и принять закон и подзаконные акты, запрещающие деструктивное воздействие на физическое и психическое здоровье человека и ведущие к подчинению личности, превращению человека в биоробота, или зомби; разработать «Закон о психическом здоровье нации и автономии личности»; ввести правовой механизм применения этих законов, внеся соответствующие изменения в Уголовный и Административный кодексы, включая статьи об уголовной ответственности руководителей деструктивных культов; провести парламентские слушания о деструктивной деятельности общественных и религиозных организаций среди молодежи и принять программу по защите населения от негативной деятельности деструктивных организаций, нарушающих права человека: права на семью, жизнь, образование, профессиональную деятельность, на выполнение гражданских обязанностей, на жилище, собственность; объявить мораторий на регистрацию деструктивных организаций под видом религиозных либо общественных на 10 лет.

Правительству Российской Федерации необходимо: создать центр анализа деятельности деструктивных религиозных и общественных организаций в молодежной среде; создать Государственный центр по реабилитации людей, пострадавших от деятельности нетрадиционных религий. Оказать ему организационную, финансовую и иную помощь; считать результатом деструктивной деятельности сект, если при попадании в них начинает существенно меняться система ценностей, что влечет за собой физическое, нервное, психическое истощение, уход от семьи, отказ от общественных и гражданских обязанностей (оставление учебы, работы, отказ от службы в армии и т.п.), при необратимости процессов физического и психического состояния жертв деструктивных сект и необходимости их медицинской, педагогической и социальной реабилитации, признание их инвалидами и выплаты пенсии по инвалидности, компенсировать материальный и

моральный ущерб за счет виновной деструктивной организации. Внести необходимые изменения в законодательство; создать при Совете Безопасности Информационный банк данных по фактам негативной деятельности деструктивных сект и их общественных организаций; принять решение о перерегистрации новых религиозных организаций и их общественных структур, зарегистрированных в последние 10 лет на основе заключения экспертной комиссии; осуществлять государственный контроль, в том числе и через правоохранительные органы за деятельностью деструктивных сект и их общественных организаций и найти механизмы прекращения их деятельности, если она носит деструктивный характер по отношению к личности.

Министерству регионального развития России необходимо: оказывать организационную и иную помощь молодежным организациям, которые выступают за защиту молодежи от деятельности деструктивных культов и их общественных организаций; обратиться ко всем руководителям предприятий и организаций с просьбой не выделять денежную помощь деструктивным сектам, а отдать ее Центру по реабилитации жертв деструктивных культов. Не выделять помещений для проведения своих мероприятий организациям деструктивного характера. Запретить распространение во всех организациях религиозной литературы деструктивных сект.

Министерству информации и связи России необходимо: обратиться к руководителям средств массовой информации с просьбой вести просветительскую работу о негативной деятельности деструктивных сект, регулярно освещать их негативную деятельность в периодических изданиях, особенно в молодежных газетах и журналах. Запретить пропаганду деятельности деструктивных организаций на телевидении, радио, в прессе. Показывать фильмы о деструктивных сектах по телевидению.

Министерству образования и науки России необходимо: подготовить и издать серию научно-популярных брошюр с разъяснением сущности вероучения и культа деструктивных верований (сект); подготовить и издать пособие для молодежи «История религии и свободомыслия»; разработать тематику популярных лекций о сущности вероучений и деятельности деструктивных сект; организовать постоянно действующий семинар для молодых лекторов по данной тематике; проводить социологические и психологические исследования по данной тематике; рекомендовать тематику о сущности вероучений и деятельности деструктивных сект для написания кон-

173

трольных, курсовых и выпускных квалификационных работ в вузах страны; ввести во всех учебных заведениях обязательную учебную программу по деятельности деструктивных культов. Подготовить педагогов для ведения этих программ. Реализация этих комплексных мер помо-

жет защитить нашу молодежь от опасной деятельности деструктивных сект и их общественных организаций, поможет спасти будущее нашего государства, его нацию и национальную безопасность.

174

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.