Научная статья на тему 'Предупреждение прозелитизма и деятельности религиозных экстремистских структур и сект в местах лишения свободы'

Предупреждение прозелитизма и деятельности религиозных экстремистских структур и сект в местах лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
825
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЗЕЛИТИЗМ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / ТОТАЛИТАРНЫЕ СЕКТЫ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / РЕЛИГИОЗНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОСУЖДЕННЫХ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦЕРКВИ С ОРГАНАМИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / PROSELYTISM IN PLACES OF IMPRISONMENT / TOTALITARIAN SECTS / RELIGIOUS EXTREMISM / RELIGIOUS INFLUENCE ON CONVICTS / INTERACTION OF CHURCH WITH CORRECTIONAL SYSTEM BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лещенко В. Г.

В статье рассматриваются вопросы предупредительной деятельности в отношении проявлений прозелитизма и активности экстремистских религиозных формирований и сектантских общностей. Предлагаются конкретные рекомендации, направленные на упреждение негативного воздействия на осужденных представителей тоталитарных сект и экстремистских религиозных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention of proselytism and religious extremist structures and sects' activities in places of imprisonment

The questions of preventive activities concerning the manifestation of proselytism and religious extremist structures and sects' activities are considered in the article. Specific recommendations aimed at the prevention of negative influence of the totalitarian sects and religious extremist groups' representatives on convicts are offered.

Текст научной работы на тему «Предупреждение прозелитизма и деятельности религиозных экстремистских структур и сект в местах лишения свободы»

предупреждение прозелитизма и деятельности религиозных

ЭКСТРЕМИСТСКИХ СТРУКТУР И СЕКТ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДы

В.Г. Лещенко

(доцент кафедры уголовного права Уральской государственной юридической академии,

г. Екатеринбург; korsakovekb@yandex.ru)

В статье рассматриваются вопросы предупредительной деятельности в отношении проявлений прозелитизма и активности экстремистских религиозных формирований и сектантских общностей. Предлагаются конкретные рекомендации, направленные на упреждение негативного воздействия на осужденных представителей тоталитарных сект и экстремистских религиозных групп.

Ключевые слова: прозелитизм в местах лишения свободы, тоталитарные секты, религиозный экстремизм, религиозное воздействие на осужденных, взаимодействие церкви с органа-

ми уголовно-исполнительной системы.

Одной из актуальных проблем, с которыми сталкиваются персонал исправительных учреждений и занимающиеся духовно-пастырским окормлением осужденных к лишению свободы священнослужители, является проблема веротерпимости и толерантности в среде осужденных и персонала колоний и тюрем, которая связана с конфессиональной неоднородностью их коллективов и стремлением представителей самых различных религиозных и теософских учений воздействовать на осужденных.

Злоупотребление конституционным правом на исповедование религии в публичной форме и распространение религиозных взглядов часто приводит к религиозной или межэтнической вражде, а также к возникновению в местах лишения свободы замкнутых конфликтных ситуаций на меж-конфессиональной почве. Наряду с этим служителями культа традиционных для России религий отмечаются нередкие случаи проявления прозелитизма - использования средств давления на человека с целью его обращения в свою веру или перехода из одной религии в другую - со стороны ведущих своего рода «конкурентную борьбу» за умы и души российских заключенных представителей ряда религиозных организаций, которые, как правило, обладают зарубежными штаб-квартирами и источниками финансирования.

Обозначенная проблема осложняется еще и тем, что органы государственной

власти зачастую не владеют полными и достоверными данными об иностранных религиозных организациях и их представительствах, действующих в настоящий момент в Российской Федерации, что существенно затрудняет надзор и контроль за их деятельностью.

Явлению прозелитизма в местах изоляции от общества необходимо противостоять совместными усилиями пенитенциарных капелланов, персонала и администрации исправительных учреждений и актива религиозных групп осужденных. Данное противостояние должно осуществляться в рамках правового поля: всегда основываться и соотноситься как с положениями российского законодательства (например, нормами о том, что иностранные религиозные организации и их представительства не могут заниматься культовой и иной религиозной деятельностью на территории Российской Федерации), так и с правовыми позициями международных судебных органов (в частности, с изложенным в решениях по делам «Коккинакис против Греции» и «Лариссис и другие против Греции» мнением Европейского Суда по правам человека, который, комментируя ст. 9 Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., указал, что ст. 9 Конвенции защищает свободу исповедания любой религии, включая право стремиться обратить в нее других людей, но не защищает недопустимые проявления

48

Раздел 3. Уголовное законодательство и криминологическая наука

прозелитизма, как-то: предложение материальных ценностей или социальных выгод либо оказание давления с целью привлечения в религиозную общность новых адептов) [1].

Безусловно, деятельность, о которой идет речь, должна находить идейную и духовную опору в соответствующих религиозных заповедях и нормативах, существующих во всех мировых религиях; так, например, в христианстве считается, что «только свободно признанный Бог есть Бог, принудительно навязанным может быть только идол» [2, с. 39], а в священной книге мусульман - Коране - сказано: «Нет принуждения в вере» (Коран, сура «Корова»: 256). Духовным пастырям и их помощникам, окормляющим осужденных в местах лишения свободы при содействии администрации и персонала колоний и тюрем, необходимо доносить до осужденных и развивать в их сознании идею толерантности - терпимости к иному образу жизни и поведению, чужим религиозным верованиям, ритуалам и обычаям, идеям. В утвержденной Резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. Декларации принципов толерантности последняя определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, которая проявляется не только в праве всех индивидов быть различными, но и в обеспечении устойчивой гармонии между разными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям [3].

Клирикам и администрации учреждений, исполняющих уголовные наказания, следует прогнозировать, диагностировать и принимать меры по локализации и пресечению возбуждения в среде осужденных усобиц, розни и ненависти на почве религиозных убеждений, унижения достоинства и чести по признакам отношения к религии, призывов и иных побуждений осужденных к отказу от исполнения своих обязанностей (примером таковых может

служить пропагандируемый свидетелями Иеговы отказ от забора либо переливания крови, которые осуществляются в местах лишения свободы в медицинских и санитарно-профилактических целях) или же совершению противоправных действий по каким-либо религиозным мотивам. Они должны незамедлительно реагировать на способные дестабилизировать обстановку в исправительном учреждении факты разделения, разобщения или дискриминации осужденных по признаку веры, в частности, получения осужденными каких-либо выгод или преимуществ в зависимости от их конфессиональной принадлежности и отношению к религии в целом.

В целях предупреждения эксцессов в коллективе осужденных на межконфесси-ональной основе, угрожающих их жизни, здоровью, телесной неприкосновенности и сохранности их имущества, духовным лицам следует непрерывно культивировать среди верующих осужденных альтруистические идеи, которые являются основополагающими во всех мировых религиозных доктринах: в частности, в исламской умме всем правоверным хорошо известны слова из хадисов пророка Мухаммеда: «Поисти-не, тому, кто обидит живущего среди мусульман немусульманина, или ущемит его права, или возложит на него то, что ему не по силам, или заберет у него что-нибудь против его воли, тому я стану противником в День воскресения», «Кто навредит зимми (людям иной веры), тот навредит мне, а вредящий мне вредит Аллаху».

Служители культа и представители аппарата колоний и тюрем должны неукоснительно придерживаться принципа равноправия всех осужденных независимо от религиозных или атеистических взглядов. При осуществлении религиозной деятельности они должны следовать экуменическим идеалам, необходимость ориентации на которые неоднократно подчеркивалась в выступлениях духовных лидеров России и стран зарубежья, и не возводить в ранг приоритетного либо доминантного какое-либо вероучение (например, организовывать обучение основам только одной религии, в то время как в исправительном уч-

Юридическая наука и правоохранительная практика реждении имеется достаточное количество представителей других конфессий), а также они обязаны учитывать права тех осужденных, которые не являются верующими и не желают своего приобщения к религии. Одним из положительных примеров такой религиозной деятельности может служить пастырско-попечительская практика, сложившаяся в исправительной колонии № 2 г. Екатеринбурга, в которой на паритетноравноправных началах действуют православная церковь, мусульманская мечеть и протестантский методистский храм.

Осуществлению позитивного религиозного воздействия на осужденных к лишению свободы препятствует, а также неоправданно его дискредитирует деятельность экстремистских религиозных сообществ и различного рода сект, выражающаяся в попытках влияния на осужденных с целью включения их в свои ряды. Тюремно-криминальная среда считается участниками и эмиссарами вышеназванных общностей весьма благоприятной для развития экстремистских и сектантских идей, так как их деструктивная направленность во многом совпадает с теми идеалами и мировоззренческими образцами, которые вбирают в себя и транслируют преступная мораль и субкультура. Представители Русской православной церкви, уголовно-исполнительной системы и научного сообщества не раз выражали свою обеспокоенность в связи с антисоциальной и противоправной активностью сектантов, оккультных групп и объединений религиозных экстремистов в местах лишения свободы.

В то же время, несмотря на отражение необходимости противостояния деятельности сект и экстремистских религиозных формирований во многих программных документах федерального уровня, например в утвержденной 9 сентября 2000 года Президентом Российской Федерации Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, в п. 6 которой сказано, что наибольшую опасность в сфере духовной жизни россиян представляет «возможность нарушения общественной стабильности, нанесение вреда здоровью и жизни граждан вследствие деятельности религиозных объ-

единений, проповедующих религиозный фундаментализм, а также тоталитарных религиозных сект» [4], в Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года [5] данная насущная необходимость не нашла своего закрепления.

В связи с этим предлагаем закрепить в Концепции положение о том, что администрации учреждений, исполняющих уголовные наказания, надлежит своевременно выявлять и пресекать попытки проникновения в исправительные учреждения представителей экстремистских религиозных формирований, тоталитарных религиозных и псев-дорелигиозных сект, а равно пропаганды их учений среди осужденных.

Обстановка, сложившаяся ввиду не-прекращающегося стремления таких общностей распространить влияние на осужденных, осложнилась тем, что за последнее десятилетие в места лишения свободы было помещено большое число осужденных за экстремистскую деятельность преступников, включая сектантов и представителей религиозно-террористических движений, в частности приверженцев воинствующего салафитского толка (ваххабизма), и радикальных исламских течений, таких как Таб-лиг и Хизб-ут-Тахрир, среди которых немало лиц харизматического и пассионарного личностного склада, прошедших специальную подготовку и являющихся умелыми психологами, агитаторами, провокаторами и пропагандистами.

Усугубляет ситуацию также то обстоятельство, что многие секты и экстремистские религиозные структуры действуют под прикрытием легальных и прошедших регистрацию религиозных объединений, будучи зарегистрированными в качестве религиозных организаций до вступления в силу Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» [6], обладают на основании ст. 27 указанного закона статусом религиозной организации и правами юридического лица на условиях прохождения ежегодной перерегистрации, существуют в виде некоммерческих организаций либо выдают себя за иные религиозные общности, подобно самозванцам, о которых

50

Раздел 3. Уголовное законодательство и криминологическая наука

в Евангелии от Матфея сказано: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Матфей, 7:15).

При профилактике и пресечении развития религиозного экстремизма и сектантства в среде осужденных к лишению свободы важно отличать разного рода деструктивные толки, приходы и секты, к числу которых в настоящее время относятся такие запрещенные в целом ряде стран мира формирования, как Аум Синрике, тхаги (культ Кали), Белое братство, Храм Сета, Нурд-жулар, секта хлыстов, байляньцзяо, культ Раджниша (Ошо), братство Мадра, и многие другие, от действующих правомерно и не нарушающих установленный законом порядок религиозных и благотворительных организаций: методистов, адвентистов, меннонитов, старообрядцев, евангельских христиан-баптистов, духовных христиан-пятидесятников, международного христианского центра «Родник жизни», Армии Спасения и многих других.

Учитывая, что с начала XXI в. в нетрадиционные культовые образования вовлечено около 5 000 000 человек [7, с. 19], в настоящий момент в России действует более 16 000 религиозных объединений, участники которых исповедуют сотни различных религиозных учений, направлений, толков и течений, а также тот факт, что незаконным может быть признано только то религиозное объединение, в отношении которого имеется вступившее в законную силу решение суда о ликвидации религиозной организации и запрете ее деятельности либо запрете деятельности религиозной группы и которые не исполнили данное решение, для успешного противодействия распространению сектантства сотрудникам уголовно-исполнительной системы и тюремным капелланам необходимо знать конструктивные признаки сект - особых типов религиозных объединений, подчеркнуто противопоставляющих себя социуму или какому-либо религиозному течению, утверждающих истинность исключительно их учения, имеющих иерархическую структуру и предъявляющих жесткие императивные требования к поведению своих членов.

К таким признакам относятся выделенные известным сектоведом А.Л. Дворкиным применение агрессивных техник контроля и программирования сознания к своим адептам и прозелитам, приводящих их к частичной либо полной психологической зависимости от лидеров секты, которые чаще всего обожествляются или объявляются пророками, социально-психологическая изоляция членов секты от внешнего мира, требование беспрекословного подчинения высшему кругу посвященных, которые, как правило, объявляются носителями какого-то тайного знания, сбор обязательных пожертвований в материальный фонд секты, отвержение всякого инакомыслия, преследование за ренегатство и наличие тайных антиобщественных целей [8, с. 16]. Субъектам деятельности по противостоянию сектантским группам и участникам экстремистско-фундаменталистских религиозных формирований в местах лишения свободы необходимо неотступно следовать и развивать в практическом отношении предписания ч. 4 ст. 14 Уголовно-исполнительного кодекса РФ и абз. 4 п. 3 ст. 27 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которым в учреждения, исполняющие уголовные наказания, могут быть допущены представители только тех конфессиональных общностей и деноминаций, которые принадлежат к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям и имеют документ, подтверждающий их существование на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет. Администрации исправительного учреждения надлежит в обязательном порядке испрашивать у следующего в колонию или тюрьму представителя религиозной организации подтверждающий его статус документ (в виде личного удостоверения, свидетельства, мандата и т.п.), выданный ему в прошедшей процедуру регистрации организации.

Полагаем, что для того, чтобы сотрудники уголовно-исполнительной системы могли удостовериться в наличии у представителей религиозных организаций законного права на посещение мест лишения свободы и общение с осужденными, представите-

Юридическая наука и правоохранительная практика ли также должны предъявить им заверенную копию свидетельства о государственной регистрации религиозной организации и копию устава соответствующей религиозной организации. При возникновении каких-либо сомнений в подлинности названных документов или правдивости содержащихся в них сведений руководителям исправительных учреждений для получения проверочной информации следует обращаться в территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации, осуществляющие государственную регистрацию религиозных организаций и проверяющие основы их вероучений на предмет соответствия нормам законодательства, основам нравственности и правопорядка.

Помимо того что сотрудники пенитенциарных заведений, по нашему мнению, должны проходить специальную религиоведческую подготовку и обучение, о которых речь велась выше, им следует ознакомиться с концепцией вероучения и культовой практикой каждой отдельной религиозной общности, собирающейся заниматься религиозной деятельностью в соответствующем исправительном учреждении, получить сведения о возникновении ее вероучения, установленных правилах жизни верующих, а также, как верно отмечает О.В. Пургина, об ее «религиозных традициях и обычаях, датах религиозных праздников» [9, с. 42]. Для этого могут быть использованы оперативные данные, источники средств массовой информации, справки и рекомендации специалистов и экспертных заведений, отзывы, данные о деятельности такой религиозной организации со стороны третьих лиц.

Проповедническо-катехизаторская и керигматическо-евангелизационная деятельность получивших доступ в места лишения свободы духовных лиц тех конфессиональных структур, которые представляют новые и нетрадиционные для России религиозные учения, а равно все поступающие в исправительные учреждения предметы культовой атрибутики, религиозная и теологическая литература должны находиться под контролем со стороны сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний России и штатных тюремных священнос-

лужителей. С осужденными, которые являются адептами и неофитами тоталитарных сект, ранее входили в состав сатанинских группировок и религиозных экстремистских сообществ либо оказывались под негативным влиянием таковых, находящимся в колониях и тюрьмах капелланам следует проводить наиболее интенсивную работу по коррекции и нормализации их духовно-психологического состояния, а также помещать таких лиц в общество верующих осужденных, которые объединены в религиозные группы, исповедующие традиционные религиозные культы.

1. Официальный сайт Европейского суда по правам человека [Электронный ресурс]. Ц^: http://europeancourt.ru.

2. Султанов А. О правосубъектности религиозных объединений // Религия и право. 2009. № 3. С. 39-45.

3. Электронная библиотека Международного центра Рерихов: http://lib.icr.su/ node/388.

4. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: утв. Указом Президента РФ от 9 сент. 2000 г. № 238 // Рос. газ. 2000. 29 сент. № 187.

5. Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 14 окт. 2010 г. № 1772 // Рос. газ. 2011. 8 марта.

6. О свободе совести и о религиозных объединениях: федер. закон от 26 сент. 1997 г. № 125-ФЗ // Рос. газ. 1997. 1 окт. № 190.

7. Белов С. Религия и профилактика правонарушений // Законность. 2000. № 12.

С. 19-21.

8. Дворкин А.Л. Введение в сектове-дение. Н. Новгород: Изд-во Братства во имя св. князя Александра Невского, 1998. 464 с.

9. Пургина О.В. Обеспечение конституционного права на свободу вероисповедания в учреждениях уголовно-исполнительной системы Уральского федерального округа // Бюллетень Министерства юстиции Рос. Федерации. 2007. № 11. С. 40-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.