ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
_2017 г. Выпуск 1 (44). С. 106-108_
УДК 343.8
И. Н. Паршуков
МЕСТО И РОЛЬ РЕЛИГИОЗНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОСУЖДЕННЫХ В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ
В статье рассматривается вопрос роли религиозного воздействия на осужденных в системе исполнения наказаний в России. Раскрываются проблемы, затрудняющие применение к осужденным метода религиозного воздействия.
Ключевые слова: религиозное воздействие, осужденные, пенитенциарная система.
PLACE AND ROLE OF RELIGIOUS INFLUENCE ON THE PRISONERS IN THE
PENITENTIARY SYSTEM OF RUSSIA
The article discusses the question of the role of religious-cart-effects on prisoners in punishment system in Russia execution. It reveals the problems that make it difficult to use the method of religious effects on prisoners.
Key words: religious effects, convicted, penal system.
Одной из основных целей, поставленных перед пенитенциарной системой Российской Федерации, наряду с карательной функцией, является исправление осужденных преступников и профилактика рецидива преступлений.
Достижение указанной цели является возможным в результате решения задач по перевоспитанию осужденных, их ресоциализации, привития осужденным этических норм и правил поведения, закрепления в мировоззрении осужденных необходимости строгого соблюдения норм права, уважения прав и свобод других людей.
Учитывая особую взаимосвязь между принципами и идеалами, на защиту которых встает современное право, и основополагающими принципами традиционных мировых религий, решить задачи по направлению осужденных на путь исправления возможно лишь посредством совокупного объединения методов общественного, государственного и религиозного воздействия на осужденных.
История Российского государства указывает нам на широкое влияние религиозных доктрин, на формирование и развитие правовых систем в разные временные периоды.
Так, влияние религии на общественную жизнь, государственный строй и формирование правовых предписаний просматривается уже в период зарождения и появления первых государственных образований.
Особое влияние религии на все сферы жизни Российского государства, в том числе на формирование правил и норм поведения граждан, началось, по мнению автора, с момента появления на территории нашего Отечества религии христианства, начиная со знаменательного события, которое вошло в историю под названием Крещение Руси.
С этого момента и на протяжении всей истории Российского государства вплоть до первой четверти XX века христианской религии уделялась особая роль в формировании устоев государственности, правил и норм общественного поведения, установления нормативных правовых предписаний.
Так, в древних источниках, ранних законодательных сводах и правовых актах прослеживается воздействие христианской церкви на формирование общепринятых правил и норм, в том числе усматривается влияние религии на формирование методов воздействия на лиц, преступивших действующий закон.
В более поздние периоды российской истории христианская религия признается уже официальной религией государства и ее влияние на все стороны жизни населения страны, в
Место и роль религиозного воздействия на осужденных в пенитенциарной системе России
том числе на уголовно-исполнительную систему отечественного государства и исправление преступников, усиливается и развивается вплоть до начала в первой половине XX века периода секуляризации.
Следует отметить, что даже в период снижения роли религии в государственной и общественной жизни на протяжении практически всего XX века последователи христианской веры, в основном священнослужители, все же различными способами оказывали религиозное воздействие на осужденных.
Возможным это стало в результате того, что многие священнослужители были осуждены и приговорены к лишению свободы, а также отбывали наказание в местах заключения наряду с обычными советскими заключенными. Данные лица не сломились в результате агрессивной политики советской власти по отношению к религии, не изменили своего мировоззрения, и, даже в местах лишения свободы, осуществляли деятельность религиозного характера, в том числе и в отношении осужденных преступников, наставляя их на путь исправления.
Таким образом, христианская Церковь к началу XXI века накопила богатейший опыт в вопросах воздействия на осужденных и отбывающих наказание преступников с целью их исправления.
Данное обстоятельство не может не иметь большого значения при выработке и применении методов воздействия на осужденных в рамках уголовно-исполнительного законодательства и правоприменения.
На сегодняшний день в Российской Федерации наблюдается явление ресекуляризации, т. е. возвращение роли религии в государственную и общественную жизнь нашего Отечества.
Современные реалии позволяют сделать вывод о том, что в настоящее время в рамках уголовно-исполнительной системы Российской Федерации широко применяются методы религиозного воздействия на осужденных преступников. Так, религиозные служители в местах лишения свободы осуществляют ряд мероприятий, направленных на повышение духовного и культурного сознания осужденных, привития им необходимости следования общепризнанным нормам поведения, необходимости неукоснительного соблюдения прав других людей и т. д.
Указанное воздействие осуществляется путем ознакомления осужденных с основами религиозных учений, проведения религиозных таинств и обрядов в местах лишения свободы, оказания духовной поддержки осужденным.
Однако, несмотря на значительное участие религиозных объединений в исправительной работе пенитенциарной системы, имеется ряд проблем, связанных с затруднением, а порой и невозможностью проведения определенного рода религиозного воздействия на осужденных.
Так, по мнению автора, недостаточно совершенна законодательная база, регулирующая правоотношения, возникающие в рамках работы по исправлению осужденных с участием религиозных деятелей.
Следует полагать, что на сегодняшний день законодатель ограничился лишь указанием в законе на возможность применения к осужденным религиозного метода воздействия и на право осужденных свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Вместе с тем на законодательном уровне не полностью раскрыт механизм религиозного воздействия на осужденных, в том числе отсутствуют специальные нормы права, регламентирующие порядок взаимодействия органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и религиозных объединений по вопросу исправления осужденных.
Иными словами, можно сказать о том, что в данной сфере законодательства имеется множество пробелов, которые затрудняют применение на практике метода религиозного воздействия на осужденных преступников.
Данная проблема, по мнению автора, может быть решена путем разработки и принятия специального нормативно-правового акта, регламентирующего совместную деятельность исправительных учреждений и представителей религиозных объединений в сфере исправления осужденных.
И. Н. Паршуков
Немаловажной проблемой в рамках рассматриваемой темы является воспрепятствование позитивному религиозному воздействию на осужденных со стороны псевдорелигиозных объединений, экстремистских организаций и так называемых сект.
Указанные антисоциальные группы достаточно легко проникают в среду осужденных, поскольку в места лишения свободы помещается большое число осужденных за преступления экстремистской направленности, участников псевдорелигиозных сект и приверженцев радикальных религиозных течений. Указанные лица, ввиду наличия харизматических особенностей своей личности, зачастую оказывают на осужденных негативное влияние и вовлекают последних в противоправную деятельность объединений, участниками которых они являются.
Данная проблема, по мнению автора, может быть решена путем особого контроля за личностями, являющимися участниками подобного рода антисоциальных объединений.
С целью выявления и пресечения в местах лишения свободы данного негативного явления сотрудникам исправительных учреждений необходимо иметь базовые знания об основополагающих принципах традиционных мировых религий и об отличии их от псевдорелигиозных учений.
Таким образом, представляется возможным на законодательном уровне закрепить необходимость создания в рамках уголовно-исполнительной системы Российской Федерации специальных центров по обучению сотрудников исправительных учреждений в сфере религиоведения с целью получения ими специальных познаний, способствующих своевременно выявлять и пресекать негативные явления, связанные с проникновением в среду осужденных псевдорелигиозных течений.
Также следует отметить, что применение метода религиозного воздействия зачастую затрудняется наличием негативного влияния на осужденных со стороны закоренелых преступников. Данное явление выражается в создании в местах лишения свободы особого уклада жизни со своей неформальной иерархией и правилами поведения, зачастую носящими антисоциальный характер.
В отношении осужденных, встающих на путь исправления и принимающих активное участие в мероприятиях религиозного характера, сотрудничающих со священнослужителями и администрацией исправительных учреждений, зачастую оказывается негативное воздействие со стороны приверженцев устойчивой криминальной среды.
Данное явление может быть преодолено в результате специальной подготовки священнослужителей, которые должны быть ознакомлены с особенностями взаимоотношений между осужденными, наличием особых неформальных правил и норм поведения осужденных.
В заключение следует отметить, что даже при наличии серьезных проблем, препятствующих позитивному воздействию на осужденных, традиционные религиозные объединения все же осуществляют деятельность, направленную на исправление и духовное воспитание лиц, преступивших закон. Данные мероприятия положительно влияют на осужденных, минимизируют их девиантное поведение и в немалой степени способствуют предотвращению рецидивной преступности.
Литература
1. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 15.11.2016) [Текст] // СПС КонсультантПлюс.
2. Гайдай, М. К. Религия и ее влияние на осужденных [Текст] / М. К. Гайдай // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - 2009. - № 4 (51).
3. Лещенко, В. Г. Диалектика развития религиозного воздействия на осужденных к лишению свободы в Российском государстве [Текст] / В. Г. Лещенко // Вестник Чувашского университета. - 2011. - № 4.
4. Лещенко, В. Г. Предупреждение прозелитизма и деятельности религиозных экстремистских структур и сект в местах лишения свободы [Текст] / В. Г. Лещенко // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2011. - № 4 (18).