14 (71) - 2010
УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ
противодействие сектантским, радикально-религиозным деструктивным организациям и группировкам
а. в. карпов,
доктор юридических наук,
проректор Московского института комплексной безопасности E-mail: av-k. [email protected] В. В. ЛОМАКИН,
доцент Всероссийского института повышения квалификации МВд России E-mail: [email protected]
В статье проводится классификационный анализ разновидностей нетрадиционных религиозных организаций, рассматриваются признаки экстремистской деятельности радикальных религиозных организаций и сект. Предлагается комплекс мероприятий по совместной деятельности правоохранительных органов, специальных служб, органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления для противодействия деструктивному влиянию подобных группировок на общество и особенно на молодежь.
Ключевые слова: экстремистская деятельность, радикальная религиозная организация, сектантская организация, противодействие деструктивному влиянию, территориальная целостность государства.
Анализируя информацию и рассматривая различные направления работы правоохранительных органов и специальных служб, можно обратить внимание на то, что экстремистские, националистические и иные деструктивные организации и группировки довольно часто стали превращаться в одно из наиболее опасных и, к сожалению, долговременных и трудно разрешаемых явлений и факторов, негативно влияющих на социально-общественную, политическую и бытовую сферу жизни, экономическую и политическую ситуацию в российском государстве.
Наибольшую известность и популярность в России приобрела деятельность разномастных сектантских, экстремистских, религиозно-нацио-
налистических организаций и групп, выступающих с различными идеологическими установками, в которых на общем религиозно-политическом фоне четко просматривается жесткий конфликт между язычеством, мусульманством и христианством (православием).
Как со стороны мусульманского, так и христианского религиозных учений создаются сек-тантско-религиозные объединения, организации и группы, провоцируются отдельные граждане, которые активно используя возможности СМИ, средств массовой коммуникации, издательские и полиграфические возможности, публикуют националистические или религиозные статьи, выпускают книги, журналы, осуществляют производство теле- и радиопередач, из-за которых моментально возмущается (провоцируется) иная религиозная организация (конфессия) или противоборствующая сторона.
По различным официальным и независимым социологическим соцопросам, от 70 до 80 % населения нашей страны отрицательно относится к вербовке, деятельности и сосредоточению деструктивных, религиозных сект в России, около 10 % выказывают свое индифферентное отношение к данной проблеме.
В связи с этим необходимо отметить, что в настоящее время в Российской Федерации состояние дел в межконфессиональной и этнонациональной области и связанной с ней политико-правовой сфере не от- 43
вечает необходимым требованиям в части противодействия религиозно-экстремистским, радикальным тенденциям. Многие положения федерального законодательства (в том числе Уголовного кодекса РФ) по регулированию деятельности в данной области не подкреплены необходимой, столь нужной нормативно-правовой базой федеральных и региональных органов власти и местного самоуправления. На общегосударственном уровне до конца не проработаны необходимые антисектантские нормативно-правовые акты, обеспечивающие всестороннюю реализацию гарантированных государством конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Поэтому важнейшими обстоятельствами, определяющими в правовом государстве успех предупреждения, выявления и пресечения возможных проявлений сектантов, религиозных радикалов и разномастных экстремистов, являются межконфессиональная интернационализация и всеобъемлющее развитие национального законодательства, адекватного радикально-религиозной, фундаменталистской, националистической и криминально-организованной деятельности различных этнооб-щественных объединений и религиозно-сектантских группировок. Ведь логика здесь очевидна: разработанные наукой меры должны найти законодательное закрепление, а законы, в свою очередь, должны получить реализацию на практике [1].
В течение последних лет, которые были омрачены активизацией экстремизма и последовавшим в связи с этим рядом трагических последствий деятельности тоталитарных сект и религиозно-радикальных организаций в России, правоохранительные органы и региональные органы власти, представители научных кругов и традиционных конфессий неоднократно выражали свою обеспокоенность и встревоженность тем, что положение дел в отношении противодействия продолжающейся беспрепятственной асоциальной и противоправной деятельности тоталитарных сект (деструктивных культов) в регионах и муниципалитетах нашей страны постоянно ухудшается.
Этнорелигиозный экстремизм, сектантство и иные деструктивные проявления нередко предполагают готовность пожертвовать жизнью в доказательство верности пропагандируемых идей и взглядов, реализуемую путем распространения химических, ядерных, бактериологических и иных компонентов и средств уничтожения человека, а также суицидально лишающих себя и других жизни в общественном месте («псевдошахидство»), используя современные варварские смертоносные достижения, уносящие десятки жизней невинных
44 -
людей. Сектантство, также как и этнорелигиозный и националистический экстремизм, часто характеризуется безрассудством, фанатизмом и оправдывает необходимость насильственных действий и лишения человека жизни для достижения каких-либо утопических, эфемерных, религиозных, политических или идеологических целей.
Поэтому на нынешнем этапе развития как российского общества, так и мира в целом при проявлении множества асоциальных, сомнительных религиозных движений необходимо осуществлять твердую и последовательную деятельность, направленную на изучение, профилактику их возникновения, используя возможности органов местной власти, противодействовать с помощью правоохранительных структур, чтобы предотвращать на этапе становления и развития дальнейшую разрушительную, разлагающую общество деятельность псевдорелигиозных и других подозрительных националистических и общественных организаций.
Что особенно должно тревожить органы местной и региональной власти, так это то, что в последние годы оживились апокалиптические и иные сектантские движения и группировки, имеющие значительные финансовые средства и материальные возможности. Подобные организации, их спонсоры и проповедники активно пропагандируют идеи о конце света, призывают к разнородным «очищающим от порока» актам насилия, при этом некоторые даже считают себя вестниками возрождения или появления «нового человека». Иные самоуверенно утверждают, что чем скорее воцарится Антихрист, тем скорее исчезнет этот «прогнивший мир» и установится «рай на Земле», при этом ссылаясь на предвидевших будущее Иоанна в своих «Откровениях», провидца Нострадамуса и других известных пророков. Подобные провокаторы и сторонники таких деструктивных взглядов и методов достижения только им известных целей стремятся доказать всем свою «богоизбранность» и тем самым подтолкнуть этнорелигиозные столкновения, националистические конфликты, голод и эпидемии. Такие апокалиптические группы являются потенциальными носителями экстремистских взглядов, террористических, биологических, химических и иных угроз. Печален тот факт, что местная и региональная власть всерьез их мало воспринимает, хотя рассылка сибирской язвы по почте в Вашингтоне или газовая атака в токийском метро, убийство Ицхака Рабина и ряд подобных актов доказывают реальные возможности данных структур.
При этом деструктивные группы, сектанты, этнорелигиозные экстремисты в состоянии исполь-
зовать и тактику информационно-технологического экстремизма или кибертерроризма. Это связано с тем, что в современном компьютеризированном сообществе сложно найти панацею в защите компьютерных секретов, а существующие меры противодействия и защиты от различных хакерских угроз в последнее время показали свою слабую эффективность. При этом если деструктивные группировки, сектанты, религиозные экстремисты направят свою деятельность на информационные средства управления и контроля боевых систем или организации жизнедеятельности особо опасных объектов, то ее разрушительная сила может многократно превзойти силу любых видов оружия. Из десятков подобных попыток совершения глобального кибертехнологического или иного теракта многие будут, наверняка, безуспешными, но единственная успешная попытка может принести огромное количество жертв, нанести значительный материальный ущерб.
Миссионерский отдел Московского патриархата Русской православной церкви предложил свою классификацию нетрадиционных религиозных культов, выделяя как основные следующие:
• деструктивные религиозные организации сатанинской направленности (сатанинские и демонические культы, «Церковь саентологии», «Южный Крест», «Черный Ангел», «Общество Сатаны», «Синий Лотос», центр «Юнивер», «Зеленый орден»);
• деструктивные религиозные группы-матрицы («Экология духа и оккультизм», «Новый Акрополь», «Церковь Адамитов», «Белое Братство», «Белый Лотос», «Международный центр космического сознания», группы славянского язычества, розенкрейцеры и некоторые группы религиозного движения «Нью Эйдж»);
• деструктивные религиозные организации восточной ориентации («Ананда Марга», «Аум Синрике», «Бахаи», «Трансцендентальная медитация» и др.);
• деструктивные религиозные организации западной ориентации («Богородичный центр», «Свидетели Иеговы», «Церковь объединения», «Церковь Откровения», «Московская церковь Христа», «Семья», «Ревнители истинного благочестия», религиозная организация «Традиции, семья, собственность»).
С другой стороны, В. Б. Яшин выделяет три основных типа новых религиозных движений (НДР) по характеру отношения к обществу и государству: 1)реформаторские НРД, ставящие своей задачей радикальное изменение существующего социу-
ма путем преобразования базовых социально-политических структур либо путем воспитания «нового человека». В этом случае предполагается открытая конфронтация НРД с государством;
2) эскапистские НРД, дающие рецепты бегства от несовершенной действительности посредством мистических экзерсисов или создания замкнутых духовных коммун. При таком варианте НРД желает от государства одного — чтобы последнее оставило его в покое;
3) социоинтегративныеНРД, обещающие своим адептам содействие более полному их включению в социальные структуры и повышению социального статуса посредством раскрытия сверхспособностей, избавлению от психологических проблем, исцелению и т. д. Новые религиозные движения такого рода демонстрируют свою лояльность к государству или полную аполитичность, хотя любое из них неизбежно представляет явление асоциальное [4].
Некоторые культы, порожденные процессом коммерциализации и духовным кризисом общества, трудно назвать религиями, так как они преследуют не религиозные цели. Именно культы в наибольшей степени попадают в группу риска, поскольку многие направления их деятельности неизбежно влекут нарушение прав и свобод человека, посягательство на безопасность личности, общества и государства. Деятельность части культов состоит в извлечении прибыли путем бесплатного труда последователей, вложении денег и имущества в промышленность и торговлю, поэтому такая деятельность квалифицируется как предпринимательская. В данном случае религия выступает как средство извлечения прибыли, что противоречит ст. 6 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Идеология и практика тоталитарных, религиозно-радикальных сект давно обозначена и выражается как особо опасная деятельность. Лидеры и активные члены этих группировок стремятся к власти над своими последователями (прихожанами) и к различной форме эксплуатации, при этом скрывая свои истинные намерения, опираясь на авторитарные методы своей радикальной деятельности, не оглядываются на возможные ее последствия. Пользуясь прикрытием религиозных, бытовых, оздоровительных, образовательных, культурологических обычаев и практик, радикально-религиозные, тоталитарные секты прибегают к разнородному обману, умолчанию и навязчивой пропаганде для привлечения новых членов (адептов), применяют информационный вакуум или цензуру поступающей к их членам информации, прибегают к другим
- 45
информационно-психологическим жестким (зачастую противоправным) способам контроля над сознанием и личностью, к психотерапевтическому давлению, запугиванию и прочим формам и видам насильственного удержания членов в сектантской группе или организации. Таким образом, радикально-религиозные, тоталитарные секты нарушают основные права человека — на свободу и выбор образа жизни, на мировоззрение и мироощущение, на свободу информационного выбора.
Среди наиболее социально опасных последствий пребывания в радикально-религиозных группах и сектах следует отметить отчуждение сектантов от внешнего мира, замкнутость, агрессивность против собственных членов и посторонних, фанатическое отстаивание своей радикально-религиозной, сектантской идеологии, а также отказ критически и рационально мыслить.
Заложенные в различных социально не обустроенных или озлобленных личностях склонность к зависимости, несамостоятельность и замкнутость зачастую еще более усиливаются за счет сплоченного характера такой секты или группировки. Введение в заблуждение путем скрытых методов информационно-психологического манипулирования или практик нейролингвистического программирования (НЛП), психотерапевтического насилия, а также преднамеренного проникновения данных сект и радикально-религиозных группировок в сферу политики и экономики показывают особую опасность дальнейшего разрастания тоталитарно-сектантских организаций.
Практика психолого-эмоционального насилия, трудовая, финансовая и бытовая эксплуатация адептов, их социально-общественная изоляция и тотальные ограничения личной свободы и прав посредством использования методов манипулирования и контроля над сознанием наносят непоправимый вред психике и физическому здоровью людей. Целый ряд произошедших случаев и происшествий со смертельным исходом заставляет сделать определенный вывод о том, что тоталитарные секты в своей деятельности систематически нарушают все мыслимые и немыслимые человеческие нормы, писанные и неписаные законы.
В настоящее время большинство представителей религиозных сект и течений очень часто использует своих адептов (прихожан) для достижения своих корыстных, криминальных и иных целей, опираясь в своей сектантской деятельности на слепое поклонение верующих придуманному, выдуманному божеству. Более того, «духовный лидер» для всех адептов является «истинным посланником
46 -
бога», а в ряде выявленных правоохранительными органами случаях «самим богом», его указания и требования адептами не могут оспариваться и не могут подвергаться никакому обсуждению.
В современной России к наиболее активно проповедующим и ярко выраженным деструктивным группировкам и организациям относятся представители следующих религиозных сект и групп.
Псевдохристианские, апокалиптические секты («Христиане веры Евангельской», «Мормоны», «Мунисты», «Пятидесятники», «Неопятидесятники» и др.). На примере «Свидетелей Иеговы» — одной из старейших, мощнейших и многочисленных тоталитарных сект можно дать определенную характеристику и модель их распознавания, которая важна прежде всего для правоохранительных органов, а также необходима и для простых граждан. Сектантов можно определить по их радикально-религиозной активности и прозелитической деятельности. Они более чем какие-либо другие сектанты ходят по общественно значимым местам, домам, квартирам и пристают с расспросами и нравоучениями на улицах, раздают сектантские журналы, навязчиво предлагают изучать вместе Библию и приглашают на свои собрания и заседания. Также одной из наиболее отличительных особенностей «Свидетелей Иеговы» является строгий запрет на переливание крови, приводящий к трагическим последствиям для многих сектантских последователей и их родственников, в том числе детей. «Иеговистов», как и многих других сектантов, отличает полное отрицание любого политического правительства и всего, что связано с его деятельностью: служба в армии, присяга, государственные праздники, отдача почести флагу, гимну и т. п. Все «иеговисты» считают себя гражданами единого теократического государства — «Общества сторожевой башни» со столицей в Бруклине (район Нью-Йорка), где находится их центр «вефиль» (или «бетель»), их всемирное правительство — так называемая «правящая» (или руководящая) корпорация.
Члены секты строго обязаны распространять журналы, издаваемые сектантским «Обществом сторожевой башни». Они часто покупают их на свои средства, а потом раздают или продают. Это является так называемым их свидетельством «богу», которое каждый член секты обязан исполнять. «Свидетели Иеговы» считают себя единственной истинной церковью, а все остальные религии являются для них ложными. В сектантских журналах сообщается, что христианский мир и другие ложные религии вскоре будут полностью уничтожены. «Свидетели Иеговы», как правило, представляются
христианами, но на самом деле таковыми не являются, поскольку они отвергают основные религиозные догмы христианства. Например, им присуще отрицание Божества Иисуса Христа и отрицание божественной христианской Святой Троицы.
Внутренние сектантские правила пропагандируют доносы и жалобы на своих товарищей, при этом каждый член секты обязан:
• не обсуждать данные ему старейшиной распоряжения и приказы;
• докладывать старейшине «о грехе», совершенном другим членом секты, помня о том, что иначе он возьмет этот «грех» на себя;
• не сомневаться в учении «Иеговы», ибо сомневающимся нет места в сектантской организации;
• не задавать вопросов руководителям и членам сектантской организации, так как высказанное сомнение является сомнением в Самом «Иегове»;
• всегда помнить, что только их сектантская организация переживет Армагеддон (конец света), что, однако, не дает гарантии на личное спасение адепта;
• быть всегда удовлетворенным всем, что происходит в их сектантской организации и продолжать с энтузиазмом действовать и работать на ее благо;
• никогда ни по каким вопросам не заботиться о себе лично и не мнить о себе слишком много;
• каждый должен знать, что вне сектантской организации истинной жизни нет;
• любая информация, исходящая не от организации, ложна и вредна. В связи с этим читать надо только свою сектантскую литературу, дабы не замутнять свое сознание ложью «сатаны», если же обнаружится, что опыт не соответствует учению, то помнить, что это происки «дьявола». Следующая наиболее распространенная в России, особенно в Северо-Кавказском федеральном округе сектантская идеология и практика — это неоваххабизм, который был привнесен в российские регионы и сложился как основные три фундаменталистские направления «ваххабизма»: умеренное, умеренно-радикальное и радикальное [2].
При этом стоит напомнить, что в ряде богатых ближневосточных стран исламские радикалы, сепаратисты и «ваххабиты» находятся у власти. Однако обнадеживает тот факт, что в большинстве ближневосточных государств «ваххабиты» находятся в оппозиции к официальным властям.
Практическая составляющая радикальных исламистских, сектантских организаций проявляется в виде ведения вооруженной террористической и
экстремисткой бандподпольной деятельности против правительств и местной власти, которые, по словам «ваххабитов», не поддерживают «настоящих исламских традиций» и реально могут уничтожить исламскую религию, разрушить религиозные исламские культурно-исторические устои.
В связи с этим и для правоохранительных органов и для и обывателей необходимо обозначить основные отличительные признаки и особенности деятельности радикально-сектантских исламских течений (на примере «салафитов» и «ваххабитов»):
• наличие свойственной только им литературы, зачастую имеющей переработанные или недостающие тексты священного Корана и отдельных хадисов Пророка;
• обязанность ведения «джихада» и «газавата», беспрекословное подчинение и исполнение указаний старших лидеров (амиров);
• под видом деятельности традиционной мечети и мусульманской общины скрытое культивирование, внедрение, пропаганда, распространение идей и печатных подрывных радикально-религиозных изданий;
• внедрение в традиционную мечеть своих ставленников «ваххабизма» и «салафизма». Члены, входящие в состав радикальных исламских сектантских организаций, при задержании правоохранительными органами ни в коем случае не идут на «оперативный контакт» с представителями спецслужб и органов власти. Многие из них при беседе с сотрудниками органов внутренних дел и специальных служб отказываются называть свои паспортные и другие данные, предпочитают уклоняться от разговоров на любые темы. При этом могут использоваться псевдоприступы психической неуравновешенности и плохого здоровья и т. п.
Некоторыми отличительными чертами для представителей «ваххабитских» религиозных сектантских течений являются наличие бороды, традиционного головного убора, а также возможное отсутствие нижнего белья, которое не может использоваться исламскими сектантами согласно «неписанным», но довольно значимым сектантским традициям. В ряде случаев «ваххабитских» и «салафитских» сектантов можно определить по наличию на различных частях тела татуировок на арабском языке и т. п. (в традиционном же Исламе татуировки запрещены — это «харам»).
В настоящее время в связи с активной деятельностью органов внутренних дел и специальных служб, а также со спецификой вышеуказанных радикально-сектантских исламских организаций и групп на территории России их членам предпи-
- 47
сано стараться внешне ничем не отличаться от прихожан мечетей или обычных граждан (студентов, богословов и т. п.). Это в какой то мере затрудняет распознание представителей данных религиозных сектантских группировок.
При этом обычным гражданам и сотрудникам органов внутренних дел необходимо обращать пристальное внимание на такой аспект «ваххабизма», «салафизма» и других радикально-исламских сект, как свой, не оспариваемый кем бы то ни было, взгляд на «новый формирующийся исламский мир» и его нынешние противоречия. Здесь отвергается любой богословский спор, миротворческие взгляды и мирное урегулирование как принцип решения различных конфликтов. Необходимо отдельно заметить, что экстремистским бандподпольем при проведении правоохранительными органами специальных операций и задержаний в большинстве случаев отвергается любой переговорный процесс с представителями органов внутренних дел и местных властей. Это происходит в силу целого ряда всем известных причин. В том числе в связи с тем, что идеология «ваххабитского» сектантства и радикального ислама утверждает, что мирные взаимоотношения возможны только после свержения всех институтов политической власти, всех «прозападных правительств» и создания исламского государства по типу «Халифата» или «Кавказской конфедерации». Для достижения данной цели исламистские сектантские радикальные организации призывают объединяться в «джамааты», уходить в уединенные горно-лесистые места и продолжать борьбу за власть всеми доступными методами — от религиозно-сектантских до массового террора, формирования и пополнения экстремистского бандподполья (так называемых городских партизан), главная цель которых — запугать население и принудить местную, региональную власть подчиниться их требованиям или умереть. Трагическим примером может служить обстановка, сложившаяся в Республиках Ингушетия и Дагестан.
Исламский радикальный религиозный экстремизм (сектантство) обосновывает свою крайнюю деятельность утверждением, что все усилия мусульманина на пути к истине напрасны, если он подчиняется не мусульманину. Его пятикратный намаз, ежегодный пост, все молитвы и другие богоугодные дела не будут приняты Всевышним, поскольку он подчиняется не Богу (мусульманскому правителю, например Халифу), а конкретному смертному (представителю светской власти).
По идеологии сектантского «ваххабизма» и исламского экстремизма мусульманин не только не
48 -
должен подчиняться неверным, он обязан бороться против них, т. е. вести «джихад». При этом, как утверждают мудрые муфтии Кавказа, «джихад» бывает нескольких видов — от крайнего, под которым подразумевается исключительно вооруженная борьба, до наиболее терпимого, что может выражаться в местных традициях и культурно-историческом наследии, а не в «ваххабитском» кровопролитии.
Сатанисты. Сатанистские культы — это наиболее дикая и криминогенная разновидность деструктивных культов, даже на фоне других сектантских тоталитарных организаций. Здесь растление адептов достигает максимальной и явно видимой глубины и отвращения. В прежние эпохи сатанизм носил более тайный характер, чем сейчас. Тогда в нем преобладали антирелигиозные и безбожные аспекты. Хотя это сохраняется и сегодня, традиционный сатанизм ныне более ассоциируется с черной магией и ритуалами. Традиционно сатанизм рассматривается как поклонение злу, как религия, основанная на принципах, противоположных христианству. В центре традиционного сатанизма находится поклонение личностному и «могущественному дьяволу» (Люциферу).
В сатанизме все перевернуто с ног на голову: дьявол христианства становится богом сатанистов, христианские добродетели рассматриваются как пороки, а пороки — как добродетели. Жизнь понимается как непрерывная борьба между силами света и тьмы. Причем сатанисты сражаются на стороне тьмы, истинно веруя, что в конце концов тьма одержит победу. Некоторые специалисты (изоте-рики и другие) считают, что как таковой сатанизм существует лишь постольку, поскольку существует христианство, и может быть понят лишь в контексте христианского мировоззрения. Однако следует напомнить, что различные культы поклонения силам тьмы существовали и в дохристианский, идолопоклоннический период человеческой истории.
К основным сатанинским культам, действующим в Российской Федерации, относятся: «Южный крест», «Черный ангел», «Черный дракон», «Российская церковь сатаны», «Синий лотос», «Зеленый орден», «Общество сатаны».
Конкретная деятельность сатанинских сект осуществляется в форме легальных союзов и тайных элитных и вспомогательных групп, вербующих своих сторонников в основном на рок-концертах, среди любителей острых и сомнительных в нравственном отношении ощущений. Адепты сатанинских сект пользуются определенным набором ключевых парольных комбинаций. Например, случайно произнесенная фраза «дорога, выстланная желтым
кирпичом» ничего не скажет непосвященному обывателю. А вот сатанист ее поймет сразу.
Основными отличительными признаками распознания деятельности приверженцев, относящих себя к сатанинским сектам, являются, в частности, такие, что одеты они во время своих ритуалов в одежды! черного цвета. Украшения сатанистов выполнены из серебра — «лунного металла», так как «золото до прихода сатаны носить нельзя». В повседневной жизни они отдают предпочтение черному цвету; используют кровавые жертвоприношения и ритуальные мучительные убийства животных, а иногда и людей. Активно применяют («слабые» и «сильные») наркотические, психотропные и галюциногенные вещества, могут тесно взаимодействовать с наркомафией. Сатанинские секты выпускают массовыми тиражами различную сатанинскую литературу, способствуют организации рок-концертов, изготавливают майки, куртки, кольца и т. п. продукцию со своей символикой, откровенно восхваляя сатанизм определенного ряда модных рок-групп. Что касается деятельности правоохранительных органов, то при личном досмотре сотрудники органов внутренних дел часто обращают внимание на предметы, находящиеся при гражданине и которые используют в ритуалах «приверженцы сатаны»: черные рясы с колпаками для закрытия лиц; черные и одна белая свечи; колокол, меч, гонг, пергаменты, кубок (категорически не золотого цвета); перевернутый христианский крест, пентаграмма (пятиконечная звезда) — символ Бафомета и т. д.
Наиболее наглядно противостояние культа сатаны традиционному христианству проявляется в обрядах нынешних дьяволопоклонников. Самый впечатляющий из них — «черная месса», во время которой подвергаются хуле и осмеянию священные символы христианства, например, крест. Продолжаются, как в средние века, и «шабаши», устраиваемые в горах, в лесу или на пустынной равнине.
При этом так называемая «черная месса» в обязательном порядке совершается по сатанинским праздникам: Вальпургиева ночь (ночь на 1 мая), Хэллоуин (ночь на 1 ноября), Дни зимнего и летнего солнцестояния, осеннего и весеннего равноденствия, «Ламес» (праздник Урожая, ночь на 1 августа), Сретенье (ночь на 15 февраля), ночь Цветения папоротника (ночь на 6 июля), а также в ночь на каждое полнолуние.
Анализ социально-правовых аспектов государственно-конфессиональных отношений применительно к обеспечению сферы общественной безопасности и общественного порядка в субъектах Федерации позволяет сделать следующие выводы:
1) причинами благоприятными для проявлений и распространения нетрадиционных, деструктивных религиозных направлений явились произошедшая глубокая трансформация всего российского общества, кризис и последующий распад существующей социально-экономической и идеологической системы общества. Поэтому прежде существующие средства информационно-пропагандистского воздействия на сознание человека (в основном молодежи) оказались не в состоянии противостоять социально-общественным антагонизмам и предложить иную систему ценностных ориентиров;
2) проявление и культивирование на территории России нетрадиционных религиозных деструктивных организаций и движений связано с теми преобразованиями в области общественного мнения, которые направлены на реализацию конституционного принципа идеологического плюрализма и права на объединение. Отсюда признание правомочности деятельности различных религиозных организаций и групп разнородного толка (в том числе зарубежных), формирование новой модели (системы) государственно-конфессиональных, эт-нонациональных взаимоотношений;
3) падение популярности официальных религий, где существуют жесткие уставы и правила, препятствующие возможности для самовыражения (особенно молодежи), подталкивали многих к реализации своих духовных исканий в иных структурах, альтернативных традиционным религиям;
4) нетрадиционность завуалированных деструктивных религиозно-сектантских структур, предлагающих опробовать свои силы в различных проектах переустройства «скучного религиозного мира» методами исправления себе подобных и всего общества, отличающимися простотой выполнения и доступностью понимания. Обращает внимание и то обстоятельство, что в условиях нынешней действительности преступность, безработица, мощное социальное расслоение, этнонациональные конфликты, утрата связи между поколениями остаются столь же действенными факторами (в основном для молодежи) поиска справедливого миропорядка;
5) идейно-политическая система, созданная в Российской Федерации, до сих пор не выдвигает убедительной программы разрешения разносторонних духовных, культурно-исторических проблем общества. Поэтому это является еще одной из причин столь широкой привлекательности нетрадиционных религиозно-сектантских направлений с их оригинальностью вероучений и способами структурного проникновения их низовых ячеек и внедрением их в российскую действительность;
- 49
6) эффективная деятельность зарубежных миссионеров и их практическая способность завоевывать канонические территории и сердца прихожан, которые традиционно-исторические конфессии провозглашают как законно им принадлежащие. При этом в условиях рыночной экономики зарубежные миссионеры и деструктивные структуры своевременно и быстро реагируют на потребности молодежи и подростков, привлекая их в свои ряды. Деятельность сектантов и миссионеров в общественно популярных и значимых местах мало чем отличается от обычной рекламы товара или услуг, а наше население постепенно привыкло к данному роду деятельности. Тем более что в нынешней жизни российских граждан в основном преобладают предметы и товары иностранного происхождения, которые способствуют дальнейшей космополитизации молодежного сознания на основе западных стандартов поведения, что особенно влияет на выбор веры;
7) активная позиция молодежи по вступлению в новые нетрадиционные (деструктивно-сектантские) религиозные структуры в условиях быстро меняющейся социально-экономической и общественной жизни современной России является показательным примером ответа молодежи на данные социально-общественные перемены;
8) широкомасштабное вторжение деструктивных религий и сект приводит к нарушению существующего баланса традиционных религиозных течений в стране. Традиционные конфессии болезненно реагируют на активность зарубежных миссионеров, сектантов и нетрадиционных религиозных направлений, обвиняя их в прозелитизме. Таким образом, создается почва для возникновения конфликтов на межконфессиональной и эт-нонациональной основе, появления радикальных, религиозных группировок, выступающих против деятельности иных религий;
9) нетрадиционные религиозные сектантские структуры провоцируют массовый уход детей и подростков из российских семей, что приводит к созданию общественных объединений и частных структур, действующих в целях противоборства разнородным деструктивным религиозным организациям. Высказываются обвинения в отношении новых религиозных организаций в «промывании мозгов» и свободомыслии. У попавших в сектантские и иные деструктивные объединения изменяются психика и поведение, наблюдается психоэмоциональное напряжение и психосамотические отклонения. По этим мотивам в некоторых городах России возбуждались уголовные дела против «Белого Братства»,
50 -
кришнаитов, «Аум Синрике» и др., но ощутимых результатов в противостоянии с сектантами, в борьбе за молодое поколение не достигнуто;
10) в некоторых субъектах Российской Федерации мощное влияние нетрадиционных религий, сектантов и сатанистов на воспитание и семейные ценности постепенно разрушает российские национально-культурные традиции, тем самым подрывает национальную безопасность государства и угрожает генофонду российских народов.
В Российской Федерации не выработан действенный механизм профилактических мер по противоборству разобщению традиционных социальных связей и не допущению культивирования деструктивных религиозных объединений, сект, «потенциально опасных» религиозных объединений, в том числе криминальной направленности. Это связано с недостаточными анализом их типологии и степенью изученности, отсутствием религиоведческих экспертиз нетрадиционных и новых религиозных движений. Особенно это относится, к соответствующим подразделениям органов внутренних дел в субъектах РФ, многие из которых до сих пор обращаются в частные высшие учебные заведения для получения соответствующего экспертного заключения и не имеют собственных экспертно-лингвистических, религиоведческих подразделений внутри своей структуры.
Таким образом, необходимо проводить работу по дальнейшему формированию государственной концепции основных направлений развития общества. Целенаправленное создание под эгидой государства различных молодежных, экологических, благотворительных, познавательных, исследовательских и других подобных объединений (типа ДОСААФ) могло бы снизить остроту проблемы, связанной с деятельностью новых религиозных структур.
Местным властям необходимо перенаправить в социально-полезное русло личную духовно-гуманистическую инициативу молодежи, ее тягу к романтике, подвигу, самоопределению, высоким идеалам, которые, сохраняясь в обществе, являются значимой предпосылкой вхождения молодого человека в новое религиозное направление (сектантство, сатанинство) или в радикальное религиозное объединение («ваххабизм», «салафизм»). Важно даже не столько само противодействие экстремизму, сколько духовная переориентация граждан и задействование титульных конфессиональных структур с возможностью реализации творческой составляющей личности.
Пункт 8 ст. 11 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объ-
единениях» предусматривает возможность проведения государственной религиоведческой экспертизы. Безусловно, религиоведческая экспертиза способна разрешить многие проблемы, связанные с негативным влиянием на российское общество религиозных объединений криминальной направленности. Но регистрирующий орган при создании новых для России религиозных организаций не всегда имеет возможность самостоятельно разобраться, является ли обратившаяся по поводу регистрации организация религиозной и есть ли основания для отказа в регистрации. На эти вопросы сможет ответить только квалифицированная экспертная комиссия из специалистов-религиоведов, представителей местных органов власти, юристов, правоохранительных структур, которые могут дать свою профессиональную оценку и проведут соответствующее исследование.
Правоохранительные органы, органы местного самоуправления и региональные власти в целях предупреждения, профилактики и необходимого противодействия совершению преступлений со стороны представителей сектантских, деструктивных, религиозных групп, подрывающих устои государства, развращающих и уничтожающих молодое поколение, должны уделять большее внимание вопросам противодействия деятельности экстремистских сил. В частности, целесообразно предпринимать следующие меры:
• определять и выявлять принадлежность лиц к религиозным деструктивным группам, а также лидеров и активных участников этих групп, места их концентрации;
• выявлять, устанавливать и изолировать лиц, вовлекающих граждан в деструктивные религиозные общества, а также в совершение преступлений религиозной и экстремистской направленности;
• выявлять и фиксировать места концентрации активистов и членов сект, а также места, где чаще всего ими организуются занятия, совершаются различные ритуалы и допускаются нарушения общественного порядка;
• выявлять и проводить профилактику появления религиозных объединений либо иных религиозных организаций, деятельность которых сопряжена с совершением либо с побуждением к совершению преступлений религиозной и экстремистской направленности;
• проводить оперативно-розыскные мероприятия по выявлению мест изготовления и пресечению распространения религиозных, сектантских, экстремистских материалов, особенно в сети Интернет;
• принимать меры по разобщению деструктивных религиозных групп, пресечению фактов отрицательного влияния на адептов со стороны их лидеров;
• вести соответствующие дела в отношении религиозных организаций и их активных членов в целях постоянного контроля за их деятельностью;
• активизировать воспитательное воздействие на личность молодых людей в начальных, средних и высших учебных заведениях, а также меры просветительского характера о национальных, культурных, конфессиональных и прочих особенностях этносов и народностей;
• организовать взаимодействие и незамедлительный обмен информацией между соответствующими подразделениями органов внутренних дел в отношении лиц, которые по ряду субъективных и объективных признаков могут иметь отношение к деструктивным, религиозным, сектантским организациям. Государственные структуры обязаны уделять
более пристальное внимание уровню подготовки специалистов местного самоуправления, районных и мировых судей, местных правоохранительных органов, центров и отделений по противодействию экстремизму при ГУВД, УВД, ОВД, в чьей юрисдикции находятся вопросы, связанные с противодействием разномастным экстремистам, защитой прав граждан на свободу совести и вероисповедания. Во многом это будет способствовать восстановлению общественного порядка в данной области.
Становится очевидным, что главным условием положительного сдвига в противодействии деструктивным организациям и сектам является социально-экономическое, общественное, информационно-психологическое, культурно-историческое развитие регионов страны. Сегодня в ряде стратегически важных районов из-за достаточно низкой инвестиционной привлекательности и высокого риска капиталовложений более развитые регионы вследствие лучшего состояния инфраструктуры и более высоких социально-экономических возможностей «перехватывают» бизнес-инвестиции, оставляя депрессивные районы на «голодном пайке». Этот факт лишний раз свидетельствует о несовершенстве формирующейся рыночной экономики страны даже при столь значительных объемах государственных инвестиций в Северо-Кавказский федеральный округ.
Данными обстоятельствами не преминут воспользоваться различного рода радикалы, сепаратисты, чья деструктивная практика в СКФО проявляется в виде ведения вооруженной борьбы
- 51
и навязывания чуждой исламским традициям «ваххабитской» и «салафитской» идеологии, которая уничтожает религию и разрушает устои жизни народа. При этом наиболее уязвимой при данных обстоятельствах является молодежь, так как это наиболее необеспеченная категория населения. В структуре доходов молодых людей ведущее место занимает материальная помощь родителей. Огромное влияние имеет и высочайший уровень безработицы, который составляет в отдельных субъектах федерального округа более 54 % трудоспособного населения, а по некоторым районам колеблется от 25 до 91,2 %. Имеет место и та ситуация, когда часть детей и подростков выпадают из образовательно-воспитательной среды. Так, только в 2007 г. из 584 преступлений 222 совершены несовершеннолетними, которые нигде не учатся и не работают [3].
И, конечно же, главная причина заключается в том, что царившая долгое время бездуховность, отсутствие положительных идеалов, веры в будущее привели к смещению ценностных ориентиров, таких как осознание значимости духовных и нравственных ценностей, таких как совесть, ответственность, служение Отечеству и людям, ценность здоровья.
Именно этими обстоятельствами и подобными тенденциями должен быть продиктован целый ряд мер, осуществляемых во многих республиках по противодействию сектантским, радикально-религиозным деструктивным организациям и группировкам.
Список литературы
1. Муртазалиев А. М. Теоретико-правовые основы противодействия политическому и этническому экстремизму // Всероссийская научно-практическая конференция. М., 2008. С. 6.
2. Османов Г. Г. Международный опыт борьбы с терроризмом // Всероссийская научно-практическая конференция. Махачкала, 2007. С. 589.
3. Халимбеков М. И. Современные вызовы и роль молодежных организаций в профилактике религиозно-политического экстремизма и терроризма. М. , 2009. С. 240.
4. Яшин В. Б. Новые религиозные движения и государство в современной России. Некоторые аспекты и проблемы // Религиозные организации и государство: перспективы взаимодействия. М., 1999. С. 54-55.