ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И КАВКАЗ № 1(61), 2009
РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО ’
НОВАЯ ФОРМА РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА В КАЗАХСТАНЕ: ДЕСТРУКТИВНЫЕ СЕКТЫ И КУЛЬТЫ
Мухит АСАНБАЕВ
кандидат политических наук, вице-президент Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры (Алматы, Казахстан)
Лязат УМИРЗАКОВА
кандидат философских наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Алматинского технологического университета (Алматы, Казахстан)
В в е д е н и е
Для современной религиозной ситуации в Казахстане характерны возникновение и усиление радикальных религиозных сообществ, активизация деятельности центров нетрадиционных верований, повышение влияния иностранного миссионерского движения и расширение социальной базы сектантских организаций, особенно за счет молодежи. При этом наибольшую озабоченность вызывает уси-
ление деятельности деструктивных сект и культов нового поколения. Опасность заключается в том, что казахстанская молодежь, для которой религия все больше становится ценностной ориентацией, регулирующей социальное поведение, психологию общения и философское отношение к жизни, весьма смутно представляет, где проходит грань между традиционной религией и псевдорелигиозностью.
Основная характеристика деструктивных сект и культов
Общая черта деструктивных сект и культов — их конфронтация с традиционными религиозными воззрениями, в силу того что все эти деструктивные сообщества основаны на искусственном мировоззрении, не имеющем под собой базы религиозной теологии. Как правило, такие секты и культы «порождены процессом нивелирования религиозных традиций вследствие духовного кризиса современного общества»1, эксплуатации и коммерциализации религиозного мировоззрения. Характерные особенности всех сектантских и культовых организаций весьма схожи, поскольку представляют собой определенный набор качеств. В их числе — крайняя неоднозначность и противоречивость идеологии и доктрины, дух раскольничества и сепаратизма, тоталитаризм учения, жесткая «критика традиционных религий за отступление от первоначальных вероучений и практики»2. Схожи также их структурная организация, методы воздействия и нацеленность на активную духовную экспансию среди населения, особенно молодежи.
Они пересмотрели либо существенно исказили общую систему мировоззренческих ценностей традиционной религии и религиозного мистицизма. Претендуя на неординарность своего вероучения, эти структуры постоянно разрабатывают новые прикладные методики, акцентируя внимание на психологических и эмоциональных аспектах, часто дополняя свое учение необычной практикой. К тому же практически все эти секты и культы действуют столь активно и разнообразно, что за несколько последних десятилетий они значительно трансформировались, видоизменились и довольно успешно конкурируют в условиях современного общества. Результаты исследований, проведенных нами на основе описаний бывших адептов, показывают, что совокупность их доктринальных основ представляет собой эклектическую смесь оккультных, магических, спиритических, теософских, антропософских и иных антисистемных воззрений, разбавленных методами гипноза и кодирования, медиумическими откровениями мира духов. Человек в них рассматривается как носитель тайных духовных сил, которые будто бы способствуют его освобождению от традиционного религиозного опыта, преодолению его как якобы не отвечающего мистическим запросам и интеллектуальным способностям современной личности. Проявление особенностей этих течений — их склонность к квазирелигиозному и квазимистическому опыту, где практикуются активные эксперименты с психикой людей. В ряду подобных «изысканий» — отработка методов воздействия на человека и группу, глубокое внедрение в сознание и подсознание адептов, оказание сильнейшего подавляющего воздействия на личность, проповедование возможности развития сверхъестественных способностей у человека с акцентом на групповые практики как средство единения и т.п.
В идеологическом аспекте деструктивные секты и культы претендуют на формирование системы мировоззрения граждан, внедрение (взамен традиционных) новых духовных и нравственных ориентиров в национальном масштабе. Например, среди современных сект и культов следует особо выделить те, которые главным объектом своего внимания считают достижение земного счастья человека и удовлетворение его сиюминутных
1 Володина Н. Государственно-правовой аспект свободы совести и вероисповедания в современной России. В сб.: Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы. С-Петербург: Издательство С.-Петербургского университета, 2000.
2 Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. М., 1996. С. 7—8.
потребностей. В этих целях они декларируют возможность построения на земле рая, где все были бы счастливы. Страна пребывания, как правило, нуждается в спасении, ради чего следует объединить все духовные, политические и экономические силы ее общества. Предотвращение экологической катастрофы, разрешение духовного и социального кризиса во Вселенной и другие глобальные проблемы — основной (но не полный) перечень благих намерений сектантов всех мастей. Главная миссия их сект, по убеждению их лидеров, — помочь стране пребывания, ее народу всеми доступными путями и средствами. Основная суть помощи — дать миру новое откровение, новое вероучение, которое заменит все «устаревшие», разумеется по определению сектантов, мировые конфессии и их деноминации. Теологические экспертизы и имеющиеся в данной сфере исследования свидетельствуют, что, «как правило, религиозные течения такого плана резко критикуют сложившуюся в мире ситуацию, что вызывает к ним недоверие и даже враждебность тех людей, которые видят в мироотвергающих религиозных движениях опасность для сложившегося порядка вещей»3.
В целом, характеризуя нетрадиционные религиозные взгляды и воззрения, использующие смешение религиозной теологии с мистикой и оккультизмом, можно отметить следующее: хотя все они вышли из недр религиозных и мистических традиций средневековья, сегодня они превратились в деструктивные секты и культы с ярко выраженными антирелигиозными доктринами и разрушительными для человека последствиями.
В современном мире деятельность различного рода сект широко осуждают и критикуют, так как наличие доктринальных и концептуальных противоречий с религиозными и религиозно-мистическими воззрениями часто приводит их к конфликтным ситуациям с представителями традиционных вероисповеданий, властью и общественностью во многих странах мира.
Негативные последствия их усилий сегодня убедительно доказаны. В современном мире группа рисков, связанная с их деятельностью, универсальна и распространена повсеместно. Везде, где еще сохранилась основа традиционного общества или религии, деятельность, к примеру, «Свидетелей Иеговы» доставляет массу проблем власти и обществу.
Как мы уже отмечали, деструктивные секты и культы наносят психологический вред, особенно воздействуя на неокрепшее сознание молодежи, меняя ее привычную религиозную ориентацию и ломая у подрастающего поколения систему устоявшихся этнических и религиозных ценностей. Фактически речь идет о деятельности, ведущей к дестабилизации религиозной ситуации и к опасным для любого государства и его коренного населения последствиям.
Распространение
Среди деструктивных сектантских и культовых организаций, добившихся наибольшего роста в республике, следует особо отметить секту «Семья». Она глубоко конспирируется на арендуемых квартирах, на контакт без рекомендаций не идет, однако замечены активные связи с иностранными гражданами, которые часто выступают в роли руководителей. В крупных городах открыто распространяются яркие листовки с религиозными текстами и изображением Христа, обнимающего веселящихся и возносящихся к небу детей.
3 Иваненко С. О людях, никогда не расстающихся с Библией. М.: Арт-Бизнес-Центр, 1999. С. 157.
Деятельность секты, как правило, начинается с благотворительных акций в виде концертов, пожертвований в разные организации, в результате чего формируется пакет документов, содержащих положительные отзывы о якобы ее просветительском и благотворительном характере. Именно таким способом секта стремится получить положительные рекомендации для регистрации своих местных ячеек.
Вольготно себя чувствует в Казахстане и секта «Свидетелей Иеговы». Ее характерная черта — «регулярное проведение региональных конгрессов, причем в ряде случаев с нарушением действующего законодательства РК и вопреки запретам местных органов власти. Сектанты отрицают любое земное правительство и все, что с ним связано: службу в армии, присягу, государственные праздники, отдание почестей флагу, государственным символам, не поощряют любое светское образование. При этом члены «Свидетелей Иеговы» должны давать полный и чистосердечный отчет своему руководителю. Наиболее опасным в деятельности «Свидетелей Иеговы» является отказ от переливания крови, который они не позволяют делать себе, так как полагают, что оно является нарушением ветхозаветного запрета употреблять в пищу кровь»4.
В Казахстане «Свидетели Иеговы» зарегистрировали более 100 общин и имеют прихожан почти в каждом городе. Особенно сильны позиции секты на юге страны. Например, ее приходы весьма активны в Шымкенте, Туркестане, Кентау, Ленгере, Сары-Агаше, Жетысае и других населенных пунктах, где преимущественно проживают этнические казахи и узбеки5. По многочисленным сведениями, в том числе газетным репортажам из южных районов РК, деятельность членов данной секты уже давно выросла в проблему местного масштаба.
Особую активность проявляет и секта «Церковь сайентологии». Официально эта структура зарегистрирована в Алматы и Павлодаре, но отмечены факты ее появления в Карагандинской, Костанайской областях и в Семее. Кроме того, в республике действует ряд организаций, связанных с сайентологами, которые, по мнению специалистов, проявляют себя в виде таких общественных объединений, как «Дианетика», «Нарконон», «Криминон». Например, в Астане секта функционирует под прикрытием центров дианетики, где принимают посетителей, проводят тесты, семинары, презентации, а также платные психологические сеансы6.
«Международное общество сознания Кришны» — одна из самых распространенных в Казахстане сект восточного направления. Ее официальные представители появились в республике в 1989 году. С тех пор их ряды многократно увеличились, особенно за счет молодых людей из социально уязвимых слоев населения.
Объективной информации о количестве последователей секты в РК нет, поскольку сами кришнаиты об этом, как правило, умалчивают. Однако известно, что «община кришнаитов в Казахстане является самой большой в Центральной Азии»7. Согласно статистике, помещенной на электронном сайте правительства, с 1990 по 2006 год количество организаций «Международного общества сознания Кришны» увеличилось в республике от нескольких до 558.
4 Гурьев А., Нураденов Н. Сумрачная тень «сторожевой башни» // Мегаполис, 14 апреля 2008, № 14 (379) [http://www.megapoHs.kz/show_artide.php?art_id=8683].
5 См.: Абубакиров А. Миссия выполнима? // Мегаполис, 9 января 2006, № 1 (265) [http://www.megapolis. kz/show_artide.php?art_id=1056].
6 См.: Датов Д. Сайентологическая индульгенция // Мегаполис, 25 февраля 2008, № 7 (372) [http:// www.megapolis.kz/show_artide.php?art_id=8093].
7 Гришин А. Гонения на кришнаитов в Казахстане: религиозный конфликт или борьба за собственность? 27 апреля 2006 // Фергана.ру [http://www.ferghana.ru/artide.php?id=4369].
8 См.: Соколов М. В мире сект. Как шла «идеологическая бомбардировка» Казахстана, 29 мая 2008 // Vlasti.net [http://www.vlasti.net/news/10235].
so
Широкую публичную огласку деятельность кришнаитов получила в конце 2006 года, когда снесли их нелегальные постройки на дачных участках в Карасайском районе Алматинской области. Это событие, побудившее международное кришнаитское сообщество провести массированную информационную кампанию против Казахстана с привлечением политических, медийных и общественных ресурсов, стало знаковым для властей страны, поскольку оно показало, каким влиянием и связями обладают кришнаиты в различных регионах мира. Было очевидно, что мощная информационно-пропагандистская поддержка по дискредитации РК на мировом информационном пространстве не могла бы осуществляться без тесных связей казахстанского отделения кришнаитов не только с головными офисом, но и с известными информагентствами, а также с правительствами ряда зарубежных государств.
В кришнаизме очень ярко выражено свойственное тоталитарным организациям разделение доктрины культа на несколько частей. Одна из них — фасадная, предназначенная для общественного мнения и потенциальных последователей. Она мало соответствует истинному содержанию учения и призвана играть роль приманки. Другая — для людей, уже успевших в той или иной мере «очиститься» во время постоянных мантр и ритуальных действий, а оттого уже утративших способность критически оценивать, что есть добро, а что есть зло в общечеловеческом понимании, а не с точки зрения своего «бога». Третья — для людей, уже точно знающих, что и зачем они делают, каких целей добиваются, то есть для тех, кто держит в своих руках нити управления организацией. Как говорят апологеты этого течения, «если Кришна решит обмануть человека, то никто не сможет превзойти его в коварстве»9.
В целом, несмотря на внешне миролюбивое позиционирование, секта — тоталитарный культ восточного направления, пропагандирующий среди своих адептов антипатриотические и антинациональные воззрения, пренебрежительное отношение ко всем нечле-нам. В разных уголках мира секта имеет различные наименования, однако везде ее последователи одинаково именуют себя кришнаитами. Судя по всему, вопреки многочисленным заявлениям о любви ко всем людям, единственной нормальной основой межчелове-ческих отношений кришнаиты считают кастовую систему.
Что касается секты сатанистов и примыкающих к ней культов, то они наиболее скрытые организации, действующие в Казахстане нелегально. Эта категория сект наиболее деструктивна и опасна, она получила печальную известность в связи с множеством случаев гибели людей, как своих адептов, так и посторонних, ставших жертвами глумления и террора сектантов-сатанистов.
По неофициальным данным, в РК насчитывается около пяти сатанинских общин. Установить точное количество их членов невозможно, но таковых от нескольких сотен до более чем 2 тыс. чел. В середине 1990-х годов в небольшом городе Сарань (Карагандинская область) сатанисты даже пытались получить статус юридического лица и с этой целью неоднократно подавали в местные органы власти заявление на регистрацию общины. «Согласно документам, поданным на регистрацию, общая численность карагандинской общины на тот момент составляла 83 человека. По некоторым данным, сегодня Саранская церковь Сатаны прекратила свое существование. Но насколько это верно, не может ответить ни один человек. Скорей всего, сектанты просто ушли в глухое подпо-лье»10. Ныне, судя по публикациям СМИ страны, наибольшую активность сатанисты и примыкающие к ним группы проявляют в Алматинской, Восточно-Казахстанской, Южно-Казахстанской и Карагандинской областях.
9 Bhagavad-Gita As It Is / Transl. by A.C. Probhupada. N.Y.: Bhaktivedanta Book Trust, 1970. P. 704.
10 Морозова О. Сектантство и закон, 16 августа 2004 // Gazeta.kz [http://www.gazeta.kz/art.asp?aid= 48596].
si
Основные причины распространения деятельности
Основная причина усиления влияния деструктивных сектантских и культовых организаций в РК — слабое регулирование религиозной жизни общества на государственном уровне. Свою лепту вносит и активное внешнее вмешательство в религиозную сферу страны зарубежных религиозно-благотворительных организаций. В связи с этим свою обеспокоенность неоднократно выражали Духовное управление мусульман Республики Казахстан и Русская православная церковь. Имамы и священники часто отмечают, что назрела настоятельная необходимость совершенствовать закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» и закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам свободы вероисповедания» в целях ограничения деятельности сект и нетрадиционных религиозных организаций в республике. «Во Франции, Германии и странах Северной Европы действуют четкие и жесткие законодательные нормы в отношении тоталитарных сект. Поэтому необходимо принять в Казахстане мощное антисектантское законодательство»11, — отмечает пресс-секретарь Аста-найской и Алматинской епархий, протоиерей Александр Иевлев. Многие рядовые верующие также считают, что в религиозном законодательстве страны необходимо закрепить за исламом и православием привилегированный статус12.
Кроме того, до сих пор не ясна концепция государственной политики как в отношении места религии в обществе и государстве, так и в регулировании деятельности религиозных организаций. Поскольку попытки обозначить приоритеты государства в этой сфере вызывают острые дискуссии, вопрос о разработке и принятии соответствующей концепции остается открытым. Так, в 2002 году власти страны предприняли попытку законодательно ограничить деятельность нетрадиционных конфессий путем принятия поправок к Закону о религиях, что, однако, вызвало массу нареканий правозащитных неправительственных организаций и части либеральной общественности. В итоге, Конституционный Совет РК признал большинство поправок неконституционными и отклонил их.
Другая причина активизации деструктивных сект и культов отчасти связана с усилением в целом нетрадиционных религиозно-мистических воззрений за счет расширяющегося экономического и политического присутствия зарубежных стран. Весьма показателен в этом плане опыт южнокорейской секты «мунистов» и их проповедников, занявших определенную нишу в духовной жизни казахстанцев, особенно среди этнических корейцев. В этой связи можно отметить, что наличие определенного влияния иностранных держав на внутреннюю ситуацию в том или ином государстве — одна из реалий современной геополитики и один из важных факторов, способствующих постепенному изменению религиозной ситуации в любой стране, независимо от степени религиозности населения.
В борьбе с деструктивными сектами и культами в Казахстане сегодня сложилась уникальная ситуация. Если религиозно-экстремистские секты и организации, позиционирующие себя как мусульманские, запрещены законом, то религиозные миссионеры в лице различных христианских и восточных проповедников, представляющие нетрадиционные для населения республики религиозные институты, сектантские организации и движения, по-прежнему функционируют легально. Если радикалы от «Хизб ут-Тахрир»,
11 Амербекова Ж. Секты массового заражения // Мегаполис, 18 декабря 2006, № 50 (314). С. 3.
12 См.: Там же.
«Таблиги джамаат», «Восточный Туркестан» ушли в подполье, то сайентологи, Свидетели Иеговы, мормоны, а также различные культы восточной и сатанистской направленности активно пополняют свои ряды новыми адептами из коренной национальности. В республику продолжается массовый наплыв представителей иностранного миссионерского движения из нетрадиционных религиозно-мистических и мистико-оккуль-тных учений и традиций.
Современную религиозную ситуацию в РК можно оценить как потенциально опасную. Прежде всего следует отметить, что в казахстанском обществе назрели реальные факторы риска, подрывающие основу традиционного религиозного баланса интересов и межконфессионального согласия. Стало очевидным наличие благоприятной почвы для усиления деструктивных сект и культов, организаций и объединений, в целом движения иностранного миссионерства. Это способно перевернуть мировоззрение простых казах-станцев, подорвать межконфессиональный баланс и равновесие в республике, осложнить основы культурно-исторической консолидации населения и бросить серьезный вызов принципам толерантности и межконфессионального согласия между представителями различных вероисповеданий. Вполне закономерно, что руководство страны сегодня достаточно серьезно относится к многочисленным религиозным общинам — как получившим официальную регистрацию, так и действующим подпольно.
Вместе с тем необходимо отметить, что за активностью зарубежных религиозных организаций, в том числе сект и культов, осуществляющих широкую проповедническую и миссионерскую деятельность, просматриваются интересы мировых спецслужб и правительств ряда иностранных государств. Серия шпионских разоблачений в среде сектантов и представителей нетрадиционных культов, имевших место в конце 2007 — начале 2008 годов в республиках Центральной Азии показывает, что активная и эффективная деятельность зарубежного сектантского движения была бы невозможной без согласия и одобрения на то зарубежных спецслужб и правительств. В казахстанских СМИ периодически обнародуется информация о возбуждении уголовных дел и аресте сектантов, регулярно появляются обвинения в адрес миссионерских организаций и движений, получающих извне финансовую подпитку и организационный инструктаж для пропаганды своих целей. Все это говорит о том, что наличие значительных денежных средств, четкое организационное структурирование и комплекс отлаженной системы идеологической и пропагандистской работы среди различных слоев населения позволили сектантам за короткий срок значительно расширить свое присутствие в Казахстане. Кроме того, успехи сектантов отчасти связаны с тем, что новые мировоззренческие ценности они прежде всего внедряют в социальные группы, представляющие наиболее активную и влиятельную часть социума, то есть среди граждан, проживающих в крупных городах и занимающихся политикой, бизнесом и наукой.
Вместе с тем для достижения своих целей сектанты материально поощряют новообращенных, учат их английскому языку, находят им работу, способствуют трудоустройству их родных и близких, обеспечивают приют бездомным или временно оказавшимся в затруднительном положении. Чтобы показать на своем примере добрые намерения организации в отношении местного населения, сектанты занимаются благотворительностью. Можно привести значительное число примеров, когда молодые юноши и девушки из сельских районов приезжают в большой город и находят там своих новых покровителей, которые бесплатно предоставляют им все самое необходимое: кров, питание, обучение. Естественно, такие публичные акции находят положительный отклик среди широких слоев непосвященных людей с низким материальным положением, особенно молодежи. К тому же для некоторых представителей и старшего поколения и молодежи участие в сектантском движении — средство дополнительного заработка, а также самореализации.
Другими словами, сектанты отладили механизм расширения социальной базы, о чем говорит рост численности новообращенных. При этом основной упор делается на подготовку местных кадров, поскольку расходы на прозелитизм среди местного населения — самые эффективные и долгосрочные инвестиции. Наладив дело на местах, зарубежные сектанты направляют своих адептов в нужное русло и внедряют коммерческие формы взаиморасчета, сводящиеся к выкачиванию из местных общин финансовых и иных дивидендов. Тем самым иностранные пасторы, находящиеся за пределами страны, избегают публичной огласки. А основную работу на местах ведут, как правило, граждане Казахстана, например этнические корейцы, казахи или русские. Поэтому большинство деструктивных сект и культов, в частности «Свидетели Иеговы», возглавляют представители коренного населения.
Сегодня в РК активно обсуждается возможность принятия ряда дополнений в религиозное законодательство страны. Руководство республики, видимо, осознало, что опасность, присутствующая во взглядах и воззрениях сектантов, не только наносит вред обществу, но и дискредитирует идею и саму сущность религии. Ведь практика свидетельствует, что сектанты стремятся оторвать человека от семьи, общества, культурной и социальной жизни своего народа. Немало тех, кто отрицает и игнорирует исторические традиции, быт и нравы народов, наносит вред физическому и психологическому здоровью граждан. Тем самым они не только подрывают устои традиционных религий и верований, но и расшатывают государственные основы общества.
В этой связи в мае 2008 года Мажилис РК принял поправки в законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам свободы вероисповедания и религиозных объединений». Эти изменения предусматривают введение определенных ограничений на деятельность деструктивных сект и культов, нетрадиционных квазирелигиозных учений и традиций в РК, а также призваны ужесточить правила деятельности зарубежных миссионеров.