УДК 343
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕСТРУКТИВНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТОВ: УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
Н. В. Грушко, П. В. Козловский
В статье анализируются приемы воздействия на психику человека, применяемые представителями экстремистских религиозных организаций. Предлагаются способы доказывания преступного характера их деятельности, а также рекомендации по организации взаимодействия органов расследования и лиц, обладающих специальными знаниями в области психологии и иных областях науки.
Ключевые слова: секта, деструктивный религиозный культ, воздействие на психику, доказывание, специальные знания, экспертиза.
Отечественные и зарубежные исследователи на протяжении последних десятилетий активно изучают феномен так называемых деструктивных культов. В нашей стране сейчас более распространенным и чаще используемым является название «тоталитарная секта». Согласно современным исследованиям особенно актуальной эта проблема стала для российского общества в последнее десятилетие, когда масштабы и последствия деятельности подобных культов приняли характер стихийного бедствия, грозящего национальной культуре и ментальности глобальной катастрофой. Серьезную опасность для сохранения культуры и здоровья нации представляет организованная и массированная пропаганда с использованием всех средств, предоставляемых неограниченными финансовыми и техническими возможностями различных сектантских организаций.
Данная статья является опытом совместного научного исследования с целью оптимизации деятельности по выявлению и доказыванию нарушений, связанных с деятельностью деструктивных религиозных культов, а также иных противоправных действий, совершаемых с использованием приемов воздействия на человека с целью подавления воли и ограничения свободы выбора личности.
Актуальность данного исследования основывается на тревожной тенденции роста количества сект разного направления и содержания. С текстами брошюр, книг, листовок, распространяемыми на территории нашей страны, работают профессиональные составители текстов, специалисты по воздействию на сознание человека. Наиболее одиозные из них: Белое Братство; Богородичный центр или Церковь Божьей Матери Преображающей; Церковь последнего Завета Виссариона; Ревнители истинного благочестия или Церковь Петра; Церковь Сайентологии или Центр дианетики, он же Гуманитарный центр Хаббарда; Церковь объединения Муна; Свидетели Иеговы; Аум Синрике; Церковь Христа или Бостонское движение; Общество сознания Кришны; Семья или Дети Бога; множество корейских сект, одна из которых — Живой поток или Свидетели Ли, а также ряд других1.
Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», конкретизируя положения Конституции РФ, определяет содержание права на свободу
совести и свободу вероисповедания. Однако свобода совести и вероисповедания не является абсолютной. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 9 Конвенции ООН «О защите прав человека и основных свобод» право исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах его безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья, нравственности или для защиты прав и свобод других лиц2.
Поскольку вероисповедание в большинстве случаев связано с деятельностью того или иного религиозного объединения, ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещает создание объединений, цели или действия которых направлены на разжигание религиозной розни. В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции РФ запрещается дискриминация по признаку религиозной принадлежности. Согласно ч. 2 ст. 29 Конституции РФ запрещены пропаганда или агитация, возбуждающие религиозную ненависть и вражду. Нельзя также пропагандировать религиозное превосходство, данная деятельность является экстремистской.
Понятие экстремизма содержится в различных международных нормативно-правовых актах, в частности в Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом3 и ряде других. Указанные определения носят достаточно общий характер, в то время как реализация норм международного права невозможна без детализации в национальном законодательстве. Наиболее полное, на наш взгляд, определение экстремизма содержится в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности», где в п. 1 ст. 1 под экстремистской деятельностью понимается пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношению к религии, массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение с целью массового распространения, а также возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни и др. 4
Материалы, признанные судами экстремистскими, в соответствии с законом вносятся в Федеральный список экстремистских материалов, признанных судами экстремистскими, который подлежит официальному опубликованию, в том числе в сети Интернет. Как правило, они подпадают под действие ст. 239 УК РФ, предусматривающей ответственность за создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или с иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или совершению иных противоправных деяний (например, подстрекательство к неуплате налогов, отказу от прохождения военной или альтернативной гражданской службы и т. п.). Следует отметить, что насилие может быть не только физическим, но и психическим5. Последнее более характерно для деструктивных религиозных культов. Кроме того, в деятельности тоталитарных религиозных организаций могут усматриваться признаки состава преступления по ст. 282 УК РФ, предусматривающей ответственность за
действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признаку отношения к религии.
Безусловно, члены данных организаций могут совершать и другие общеуголовные и экономические преступления. Однако для пресечения действий организации необходимо доказать преступный характер ее деятельности в целом, а не только правонарушения со стороны ее отдельных членов (хотя последнее может служить в качестве дополнительного аргумента для прекращения работы секты). Деятельность экстремистских организаций религиозного толка, в отличие от движений националистического характера, не носит открытый характер. Призывы экстремистского характера в распространяемой ими литературе, в ходе проведения собраний, семинаров и т. п. почти никогда не присутствуют явно.
Выходом в сложившейся ситуации является доказывание психологического воздействия и, вследствие этого, вынужденности выбора, который делают лица, вовлекаемые в тоталитарные религиозные организации; выявление скрытых призывов, направленных на разжигание религиозной розни, и т. п. Поэтому процесс доказывания достаточно сложен и требует применения специальных знаний в области психологии и лингвистики, объединения специалистов для проведения комплексных экспертиз.
Учитывая изложенное, мы считаем необходимым обратить внимание на конкретные приемы манипулирования и убеждения, часто встречающиеся в распространяемых материалах, и соотнести их с уголовно-правовыми запретами, имеющимися в законодательстве. Исследователи материалов — книг, брошюр и периодических изданий — с позиции выявления в них признаков возбуждения вражды и ненависти выделяют три группы таких признаков.
Во-первых, ложная идентификация может заключаться в формировании и подкреплении негативного образа религии путем: а) переноса различного рода негативных характеристик и пороков отдельных представителей на всю религиозную группу; б) приписывания всем представителям религиозной группы стремления следовать древним обычаям, верованиям, традициям, негативно оцениваемым современной культурой; в) утверждения о врожденном или историческом превосходстве одной религии и неполноценности и порочности других.
Во-вторых, используется ложная атрибуция, которая характеризуется приписыванием враждебных действий и опасных намерений представителям религии путем: а) возложения вины и ответственности за деяния отдельных представителей на всю религиозную группу; б) утверждения изначальной враждебности определенной религии по отношению к другим; в) утверждения полярной противоположности и несовместимости интересов одной религиозной группы с интересами других; г) утверждения наличия заговора, тайных планов одной религиозной группы против других; д) объяснения бедствий и неблагополучия в прошлом, настоящем и будущем существованием и целенаправленной деятельности религиозных групп.
Третий прием — мнимая оборона, которая представляет собой побуждение к действиям против какой-
либо религии путем: а) поощрения, оправдания геноцида, депортаций, репрессий в отношении представителей определенной религии; б) требования вытеснить из различных сфер деятельности лиц определенной конфессиональной принадлежности; в) требования ограничить права и свободы граждан или создавать привилегии по религиозному признаку; г) высказывания угроз и подстрекательства к насильственным действиям в отношении лиц по признаку религиозной принадлежности. В материалах распространяемой литературы в наибольшей степени представлены следующие приемы манипулирования и убеждения: повторение ключевой информации; причинно-следственное моделирование (связывание); использование авторитета (известного деятеля, информационного источника и др.); «косвенное влияние»; «эффект ореола», использование генерализаций (обобщений); убеждение вопросами, создание ярких внутренних образов, использование приемов эриксоновского гипноза (трюизмов, полного выбора, пресуппозиции и др.). Часто применяется, например, повторение. Для того, чтобы информация запомнилась, закрепилась на бессознательном уровне, необходимо повторить данную информацию не менее трех раз. Обратим внимание на то, как построено освоение печатных материалов Свидетелей Иеговы: книга «Священное писание. Перевод Нового мира»; книга «Что от нас требует Бог?» и др. Большая часть абзацев начинается с цифры, а внизу страницы под такими же номерами расположены наводящие вопросы, служащие для правильного понимания и закрепления прочитанного материала. В некоторых книгах в конце каждой главы дополнительно размещены ключевые для данной главы вопросы. Таким образом, добросовестный читатель как минимум трижды прорабатывает каждый тезис. На полях также повторяются ключевые фразы, выделенные жирным шрифтом. Подобное оформление текста периодически приводит к скачкам внимания читателя, что, с одной стороны, препятствует целостному восприятию текста (тем самым снижает возможности критического рассмотрения), а с другой, усиливает трансовое состояние. Постоянное повторение, несмотря на свою простоту и известность, до сих пор является одним из сильнейших приемов воздействия на человека б.
Следующий часто применяемый прием — манипуляция ценностями: в текстах могут присутствовать признаки изменения содержания определенного ряда устойчивых понятий: например, понятие «семья» оттесняется в пользу понятия «община» в значении «члены нашей организации» — организации «Свидетели Иеговы»; понятие «счастье» меняется на понятие «служение» (целям нашей организации — организации «Свидетели Иеговы»,); понятие «общество» сужается к социальным связям в пределах и через посредство данной организации. В результате может происходить переориентация и сужение сознания человека, разделяющего учение Свидетелей Иеговы, в сторону формирования противостояния окружающему миру, в пользу подчинения дисциплине организации и ее иерархическим структурам.
Опасность влияния сект связана также с тем, что вступление в секту человека, являющегося родителем или супругом, может приводить к резкой смене его образа
жизни, которая в первую очередь коснется близких, родственников, детей. Запрет отмечать традиционные праздники, запрет на осуществление определенных видов деятельности, жесткие требования поведения, регламентирование интимных отношений, отказ от некоторых форм медицинского обслуживания. Например, запреты на переливание крови в организации «Свидетели Иеговы» можно найти в текстах в виде утверждений и инструкций:
«Сегодня верные служители Бога решительно настроены следовать Божьим указаниям в отношении крови. Они не станут употреблять кровь в пищу ни в каком виде. Не будут они принимать кровь и в медицинских целях... » 7.
Запрет на переливание крови нарушает право человека на жизнь. В ситуации, когда человек сам не может сделать данный выбор сознательно, находясь, например, в состоянии болевого шока, когда за детей этот выбор делают родители — члены организации «Свидетели Иеговы» — это может оцениваться как насильственные действия в отношении человека.
Учитывая изложенное выше, можно дать ряд рекомендаций по доказыванию преступной деятельности экстремистских религиозных организаций. Так, необходимо фиксировать с помощью средств аудио- и видеозаписи проведение различных мероприятий, собраний, медитаций, телефонных и иных переговоров членов организации и т. п. Эти материалы впоследствии могут быть направлены на психологическую экспертизу с целью выявления манипулятивных приемов воздействия на психику человека.
Целью деятельности деструктивных религиозных культов в большинстве случаев является получение финансовой выгоды. Это своего рода бизнес, основанный на привлечении ресурсов членов организации (денег, квартиры, машины и т. п.) и их бесплатной эксплуатации под предлогом служения Богу. Поэтому выяснение деталей финансовой деятельности организации является одной из важнейших задач. Она трудновыполнима, так как подобные организации тщательно проверяют новых членов, иногда используется полиграф. На вновь прибывших оказывается сильное психологическое воздействие, результатом которого иногда становится перевербовка внедренных сотрудников.
Кроме того, мы рекомендуем, начиная со стадии проверки сообщения о преступлении, привлекать специ-алистов-психологов, лингвистов, ревизоров и других, в зависимости от складывающейся ситуации. Консультации на самом раннем этапе работы помогут определить действительного лидера организации, акцентировать внимание на наиболее важных моментах, определить направление дальнейших действий, перечень документов, подлежащих изъятию, и т. п. Для придания результатам данной деятельности процессуального значения указанных лиц после возбуждения уголовного дела желательно допросить в качестве специалистов, так как их показания могут служить основанием для производства осмотров, обысков, выемок и других следственных действий.
На первоначальном этапе расследования либо в ходе проверки сообщения о преступлении важно быстро и максимально полно провести изъятие всех материа-
лов, имеющих отношение к деятельности секты. Это может быть сделано как в рамках оперативно-розыскной деятельности, в ходе такого мероприятия, как обследование помещения, так и после возбуждения уголовного дела, в рамках следственных действий. Учитывая, что для возбуждения уголовного дела необходимо проведение исследований литературы и иных материалов, распространяемых сектой, выбор конкретных вариантов действий должен производиться с учетом складывающейся ситуации. При этом необходимо помнить, что психоло-го-лингвистическое исследование является достаточно трудоемким и длительным по времени. В государственных экспертных учреждениях исследования по данным направлениям не проводятся. Не всегда имеется возможность провести его в сроки, отведенные УПК РФ для проведения предварительной проверки. Поэтому такое исследование желательно проводить в рамках оперативно-розыскной деятельности, при изучении открыто распространяемых материалов. Внезапное возбуждение уголовного дела позволит более эффективно проводить расследование и, при необходимости, применять меры процессуального принуждения. Впоследствии результаты исследования в рамках ОРД в соответствии с ч. 2 ст. 74 УПК РФ могут использоваться в доказывании в качестве «иного документа». При этом практика назначения во всех случаях экспертизы после проведения исследования представляется не вполне правильной, так как приводит к необоснованным затратам сил и средств. Перечень оснований для обязательного назначения экспертизы определен ст. 196 УПК РФ. Во всех остальных случаях обстоятельства, подлежащие доказыванию, могут устанавливаться с помощью любых форм использования специальных знаний.
Важнейшим шагом после изъятия всех необходимых материалов является назначение психологической и лингвистической экспертиз (возможно назначение комплексной экспертизы). Постановку вопросов желательно осуществлять с помощью специалиста, который осведомлен
о возможностях экспертизы. Недопустима постановка вопросов правового характера (например, является ли деятельность организации экстремистской). Вместе с тем эксперта желательно информировать о юридических аспектах дела, так как понимание того, какие действия являются противоправными, позволит сконцентрировать на них внимание.
Кроме того, при проведении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий необходимо учитывать высокий уровень коммуникативной подготовки представителей деструктивных религиозных культов. Одним из наиболее часто применяемых приемов является манипулирование собеседником, основанное на незнании информации. Поэтому необходимо пресекать любые попытки втягивания в дискуссию на религиозные темы, поскольку сотрудники правоохранительных органов заведомо менее информированы в данных вопросах, а богословская дискуссия не является предметом следственного действия.
К сожалению, в последнее время представителям ранее запрещенных религиозных организаций удалось добиться существенного успеха. Так, в частности, Свидете-
Щербаков Е. П., Майоркина И. В. Физическая культура как средство реабилитации..
ли Иеговы в Москве смогли выиграть дело против России в Европейском Суде по правам человека, что привело к прекращению многих уголовных дел в отношении руководителей и членов данной организации в других городах. Однако при внимательном анализе текста решения видно, что главным основанием его принятия явилось отсутствие доказательств того, что «община-заявитель применяла ненадлежащее давление или влияние в отношении своих членов... Никто из руководителей или индивидуальных членов не был признан виновным в совершении преступления, административного или гражданского правонарушения» 8.
Поэтому данное решение, как нам представляется, не только не должно служить основанием для сворачивания борьбы с деструктивными религиозными культами, но, наоборот, является стимулом для активизации работы в первую очередь с использованием уголовно-процессуальных средств. Доказывание противоправных и преступных действий должно предшествовать запрету организации в порядке гражданского судопроизводства. Перечисленные в статье рекомендации вполне применимы и для расследования ряда экономических преступлений, в том числе финансовых пирамид и т. п., в деятельности которых используются сходные приемы психологического воздействия. По указанным причинам представляется необходимым при подготовке сотрудников правоохранительных органов уделять большее внимание манипулятивным
приемам воздействия на психику человека и способам противодействия подобному влиянию.
1 Романюк С. Тоталитарные секты в России [Электронный ресурс] URL: http://opasnost-novbug.ucoz.ru/load/
destruktivnye_kulty_sekty/totalitamye_sekty_v_rossii/23-1 -01017 (дата обращения: 3.04.2012).
2 О защите прав человека и основных свобод : Конвенция ООН от 4 ноября 1950 г. // Бюллетень международных договоров. 2001. № 3. С. 3-34.
3 Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом // Бюллетень международных договоров. 2004. № 1. С. 24-36.
4 Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. Ст. 3031. С. 7766-7774.
5 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. / отв. ред. В. И. Радченко, науч. ред. А. С. Михлин, В. А. Казакова. М.,
2008. [Электронный ресурс]. Доступ из справоч.-правов. системы «КонсультантПлюс».
6 Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. Минск, 1998. С. 104.
7 Чему на самом деле учит Библия? Watch tower Bible and Tract Society of New York, Inc. Brooklyn, New York, U.S.A.
2009. С. 131.
8 Свидетели Иеговы в Москве против России: постановление от 10 июня 2010 г. по делу № 302/02 // Бюллетень Бвро-пейского Суда по правам человека. 2011. № 1. С. 15-16.
УДК 159.9 + 796.022.7
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Е. П. Щербаков, И. В. Майоркина
Статья посвящена проблеме адаптации в социуме детей с задержкой психического развития. Рассмотрена возможность комплексной коррекции развития средствами спортивного ориентирования. Показаны методы физического и психического развития этой категории детей.
Ключевые слова: дети с задержкой психического развития, спортивное ориентирование и его содержание, игровой метод занятий.
Задержка психического развития (ЗПР) ребенка проявляется в особенностях действий (вялые, неловкие, замедленные), в реакциях, эмоциях, выражении интеллекта (удивление, догадка, проявление интереса к новому, узнавание), в производстве звуков, слогов, их повторений, в двигательной активности. Ее можно обнаружить уже в середине первого года жизни.
Проблема реабилитации детей с особенностями в развитии является весьма актуальной. Когда количество таких детей не вызывало тревоги, система образования решала эту проблему за счет специальных учебных заведений. В настоящее время коррекционная и реабилитационная деятельность учителя может «войти в любой класс», так как обучение стало интегрированным: вместе
с учащимися, которых условно относят к норме, учатся дети и с особенностями развития.
В современной массовой школе обучается достаточно большое количество детей, имеющих значительные отклонения от медицинской нормы. При своевременной помощи таким детям снижается риск различных форм «ухода», компенсаций невротического и асоциального характера или социального дискомфорта.
Игра таит в себе огромный эмоциональный потенциал в мотивации деятельности. В эксперименте реализовывались разработанные П. И. Пидкасистым и Ж. С. Хайдаровым 2 четыре главные черты учебной игры, в которой должна быть устойчивая структура: 1) свободная, развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его результата; 2) творческий, в значительной степени импровизационный, активный характер; 3) эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, положительная установка на соперника; 4) наличие прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры, логическая и временная последовательность. Даже самая простая игра имеет сложности, что является развивающим фактором. Так, Л. В. Федина3 рассматривает игру как комплексное реабилитационное средство.
Однако в работе с детьми с ЗПР еще не использовалось спортивное ориентирование в качестве вида спорта и средства физического воспитания.