Научная статья на тему 'Организация психологической помощи студентам в планировании карьеры и трудоустройства'

Организация психологической помощи студентам в планировании карьеры и трудоустройства Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
824
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ / ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИЯ / ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ВУЗЫ / СТУДЕНТЫ / КАРЬЕРА / ТРУДОУСТРОЙСТВО / САМООЦЕНКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мищенко Вера Ивановна

В статье рассматривается необходимость психологического сопровождения сегодняшних студентов, консультационная и организационная помощь в вопросах планирования ими своей карьеры, поскольку становится нормой ставить долгосрочные цели в данной сфере жизнедеятельности еще в процессе получения профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мищенко Вера Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация психологической помощи студентам в планировании карьеры и трудоустройства»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. А.П. Чехов в портретах, иллюстрациях, документах: пос. для учит. ср. шк. / сост. М.М. Калаушин / под ред. В.А. Мануйлова. Л.: Госучпедгиз МП РСФСР, 1957.

2. Дружинин В.Н. Психология семьи: 3-е изд. СПб.: Питер, 2007.

3. Полное собр. соч. и писем: в 20 т. / под общ. ред. С.Д. Балухатого, Н.С. Тихонова и др. М.: Гослитиздат, 1944-1951.

4. Чехов в воспоминаниях современников / под общ. ред. Н.Л. Бродского, Ф.В. Гладкова, Ф.М. Головенченко, Н.К. Гудзия. М.: Гос. изд-во худ. лит-ры., 1952.

5. Чехова М.П. Детство (отрывок из воспоминаний) // А.П. Чехов. Сборник. Статьи. Исследования. Публикации. Ростов н/Д.: Обл. изд-во, 1954.

6. Чудаков А.П. Антон Павлович Чехов: кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1987.

7. Чуковский К.И. О Чехове. Человек и мастер. М.: Детская литература. 1971.

В.И. Мищенко

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СТУДЕНТАМ В ПЛАНИРОВАНИИ КАРЬЕРЫ И ТРУДОУСТРОЙСТВА

Процессы, происходящие сейчас в экономическом секторе, влияют и на другие сферы жизнедеятельности, вносят ощущение нестабильности и неуверенности в завтрашнем дне. По данным Таганрогского Центра Занятости уровень безработицы в Таганроге на январь 2010 года составил 1,4% от экономически активного населения. Значительную долю в числе соискателей вакансий по-прежнему составляет молодежь. Удельный вес выпускников всего в общем количестве официально зарегистрированных безработных в 2009 году - 17,2 %, в том числе: выпускников высших заведений 7%. Очевидно, что уровень скрытой безработицы еще выше. Через несколько месяцев в вузах пройдет очередной выпуск. Но современные студенты еще задолго до получения диплома начинают задумываться над вопросами, связанными с трудоустройством, а многие еще в процессе учебы находят работу. Вузы, в свою очередь, тоже заинтересованы в том, чтобы как можно меньшее количество выпускников попало в списки безработных, а, напротив, чтобы вчерашние студенты успешно продвигались по карьерной лестнице, ведь это - один из показателей качества полученного образования и, как следствие, репутация вуза на рынке образовательных услуг. Становится очевидным необходимость психологического сопровождения студентов сегодняшних, консультационная и организационная помощь в вопросах планирования ими своей карьеры, поскольку становится нормой ставить долгосрочные цели в данной сфере жизнедеятельности еще в процессе получения профессии. Однако в настоящее время не все студенты, обучающиеся в педвузе, рассматривают возможность трудоустройства только по профилю получаемой специальности. Будучи уверенными в том, что не будут работать по профессии, часть студентов делится на тех, кто имеет альтернативу (допустим, больше ориентируется на поиск работы по специализации) и тех, кто отодвигает «на потом» свое профессиональное самоопределение. Это объясняется тем, что в юности наблюдается недостаточно серьезный подход к проблеме построения карьеры, многие совершают это необдуманно, под влиянием случайных факторов, выбирая работу только из основания ее внешней привлекательности, и, впоследствии вынуждены делать карьеру заново.

Налаженная система по работе в данном направлении позволит решить следующие задачи:

1. Профилактика фрикционной безработицы, то есть такой безработицы, которая связана с поисками и ожиданием работы. Это безработица среди лиц, для которых поиск места работы, соответствующего их квалификации и индивидуальным предпочтениям, требует определенного времени. Если студент начнет поиск работы еще в процессе учебы, то при выходе из учебного заведения у него не будет синдрома «молодого специалиста» («у меня есть диплом, но нет опыта работы!»). Подобная установка снижает самооценку выпускника и добавляет психологических проблем.

2. Сохранение психологической стабильности личности. Желательно, чтобы у молодого специалиста первый опыт трудоустройства стал успешным. Во многом это зависит не столько от профессиональной подготовки, сколько от умения ее презентовать. Зачастую успешный в учебе студент не обладает набором социальных навыков, что затрудняет процесс его самопрезентации при приеме на работу. Кроме того, очень важно научить молодого специалиста адекватно реагировать на отказ в приеме на работу. Трудоустройство - одна из тех жизненных ситуаций, с которой сталкивается практически каждый (зачастую не единожды). Вслед за Н.В. Гришиной [1], мы разделяем интегративный личностно-ситуационный (или ситуационно-личностный) подход, который признает, что «люди отличаются друг от друга по степени проявления стабильности их личностных особенностей в разных ситуациях; ситуации отличаются друг от друга по тому, насколько они способствуют или препятствуют проявлению индивидуальных различий людей; люди с определенными личностными особенностями имеют тенденцию выбирать определенные типы социальных ситуаций...» Такой подход изучает «...жизненные стратегии и в целом жизненный путь человека.», исследует «.способы реагирования личности на различные жизненные ситуации.». Кроме того, во многом она является значимой не только в профессиональном будущем, но и в личностном плане: в случае успеха повышается самооценка, развивается большая уверенность в себе, в случае неуспеха возникают личностные деформации, проблемы. Ситуация трудоустройства во многом знаковая для человека, являющаяся одним из тех моментов, когда личность должна сохранить осознание своей ценности независимо от признания этой ценности другими людьми. Ситуация - своеобразная проверка согласованности либо несогласованности мыслей человека о себе, о своем месте в социуме и реальным положением вещей.

3. Формирование у студентов навыков самостоятельного планирования карьеры.

Карьеру человека как субъекта деятельности (от лат. carrus - телега, повозка; от итал.

camera - бег, жизненный путь, поприще; от фра cariere - продвижение в какой-либо сфере деятельности, достижение известности, славы, выгоды) в разные исторические эпохи понимали по-разному. Так, в XIX века карьера определялась как «путь, поприще жизни, служба, успех и достижение его», «успех в обществе, быстрое достижение чинов и орденов». В начале XX века - как путь и продвижение человека к внешним успехам, выгодам, славе, почету, а также достижение им личного благополучия, как будущность и судьба.

Многие авторы, от Маркса до Маслоу, считают, что хорошая работа - то есть работа, позволяющая приобретать и использовать профессиональные умения, принимать ответственные решения и т.п., - способствует формированию положительной «Я-концепции» и ощущения личного контроля над собственной судьбой. Если на работе человеку приходится раболепствовать, скучать, унижаться или испытывать стресс, то он будет отчужден от ценностей «Я» и у него сформируется функциональная низкая шкала ценностей. Доминирующий мотив любого трудового поведения - наиболее полное выражение индивидуальных оценок и ценностей. Маслоу утверждал, что «работающий человек может достичь самоактуализации, если на работе он использует свои способности для достижения ценностей и целей, работа удовлетворяет его потребности и служит реализации таких ценностей, как поиск истины, уникальность, целостность, совершенство и независимость» [3, 222].

В конце XX века феномен карьеры становится объектом исследования в разных гуманитарных дисциплинах и не сводится «ни к профессиональному опыту как распредмеченной человеком области общественной практики и представленной в субъективированных (профессия, специализация, специальность) и объективированных формах (должность, рабочее место), ни к стажу -продолжительности выполнения человеком определенной деятельности» [6, 357].

До начала 1990-х гг. карьера чаще рассматривалась в узком смысле слова как «.разбитый на определенные промежутки жизненный путь человека, связанный с его работой.»[4, 55] , как «.успешное продвижение в области общественной, служебной, научной и другой деятельности или как род занятий, как профессия.[4, 55]», как «.последовательность и комбинация ролей, которые человек выполняет в течение всей жизни...»[4, 56], как «.последовательность должно-

стей, занимаемых сотрудником в одной организации...»[4, 56], в целом — как динамика положения и активности человека в трудовой сфере [4, 57].

В настоящее время ряд специалистов в области психологии труда (А.А. Деркач, Ф. Льютенс, К. Дэвис, Е.В. Охотский и др.) карьеру чаще понимают в широком смысле слова. В.А. Толочек [6], обобщая опыт исследователей, отмечает, что в определять термин «карьера» можно с целого ряда сторон: как «.профессиональное продвижение, профессиональный рост, переход с одной ступени профессионализма на другую; динамику и общую последовательность этапов развития человека в основных сферах жизнедеятельности (труд, семья, досуг); динамику социально-экономического и статусно-ролевых позиций; форму социальной активности человека; успешность всей жизни человека; стремление человека достигать положения, позволяющего ему наиболее полно удовлетворять свои потребности; активное продвижение человека в освоении и совершенствовании способов жизнедеятельности, обеспечивающее его устойчивость в потоке социальной жизни; собственные суждения субъекта об успехах и неудачах; взаимосвязь личностного и профессионального развития человека»[6, 357].

Карьера, по определению Л.М. Митиной - это «непрерывный процесс успешного профессионального развития, профессионального роста, переход от одной стадии профессионализма к другой» [2, 40].

Планирование карьеры - это процесс, компонентами которого по А. Ваулину являются «выбор рода занятий, профессии, получение работы, рост (профессиональный и/или карьерный) на работе, возможное изменение карьеры и, в конце концов, выход на пенсию» [2, 43].

Как и любому другому, карьерному плану свойственны (и обязательно должны выполняться) следующие действия: постоянный мониторинг и оценка, сравнение фактических результатов с теми, что планировались, своевременное внесение корректировок, доработка, постоянное углубление и детализация содержания. Поэтому студентам очень важно прийти к осознанию того, что карьеру можно сделать внутри любой профессии, всё зависит только от отношения самой личности к выполняемой работе, а не от «красивого названия».

Как отмечает Л.М. Митина, выбор профессионального пути - один из тех этапов, который «направляет, корректирует или меняет характер бытия, влияет на ощущение счастья и осознание себя как актуализирующейся и полезной обществу гармоничной личности. Самореализация зависит в том числе и от социальных условий, от тех общественных связей и отношений, в которые человек включается» [2, 42]. Человеку в настоящее время следует обратить особое внимание на развитие полифункциональности, так как растущая с каждым днем конкуренция во всех сферах жизнедеятельности перестраивает психологию людей в отношении собственной судьбы, целей и планов, и приводит к выводу о том, что искать себя придется всю жизнь. И поэтому начинать нужно с поликарьерного планирования, о котором мы говорили в наших статьях [3].

На пороге самостоятельной жизни человек делает ряд выборов, в том числе и выбор профессионального пути. Еще 15 лет назад психологи (например, В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев) отмечали, что «важное место в индивидуальном развитии молодых людей занимают вопросы профессионального самопознания. В связи с доминированием в сознании студентов экзистенциальных вопросов, в избранной профессии в первую очередь вычленяются вопросы назначения и сущности профессии, ее общественной, культурной и социальной ценности, профессиональных норм и ценностей, самоопределения и познания» [3, 222].

«Сделать карьеру» хотят все современные молодые люди за очень редким исключением. При этом в сознании студента «карьера» и «профессия» - своеобразные параллельные дороги: не став профессионалами, студенты достаточно амбициозны и требовательны, хотят получить «всё и сразу» не прилагая особых усилий. Причем, это касается и одного из важных этапов построения карьеры: этапа постановки целей поиска рабочего места, обдумывания того, какую работу и на каких условиях они могли бы и хотели бы получить.

С целью выявления некоторых особенностей планирования карьеры и первичного трудоустройства учащейся молодежи, нами было проведено анкетирование 65 студентов четвертого

курса ГОУВПО «ТГПИ» (из них 13 - факультета русского языка и литературы (далее ЛФ), 18 -исторического факультета (далее ИСТ), 34 - физико-математического (далее ФМ)). Респондентам предлагалось заполнить таблицу с вариантами поиска работы (идеальный - тот, который устраивает полностью, реальный - возможен в данное время в данных условиях, временный - подработка, запасной - лучше, чем ничего). Профессия учителя средней школы в качестве идеального варианта на ЛФ и ФМ указана по два раза, на ИСТ указана один. Кроме того, на ЛФ единожды в качестве идеальной названа профессия преподавателя вуза или элитного учебного учреждения, два раза - директор частного образовательного учреждения. В основном указываются другие профессии, но той же сферы (по Климову), к которой относится получаемое образование («Человек - Человек», «Человек - Знак»). Получаемая профессия не рассматривается студентами в качестве такой, где можно сделать карьеру. Во многом это идет от незнания механизма развития карьеры, от идеализации самого понятия «карьера».

В качестве идеального варианта также указывались: секретарь, хореограф-балетмейстер, программист, офисный работник, администратор ночного клуба, директор турагентства, главный редактор журнала, директор агентства по организации праздников, диктор ТВ, владелец недвижимости, частный предприниматель (в области торговли или сферы услуг), административный работник в сфере туризма, работа в издательстве. Пятеро респондентов отмечали от двух до шести возможных вариантов идеального места работы.

Реальное место работы студенты связывают с получаемой профессией: 10 респондентов (ЛФ) указали, что могут работать учителем. Кроме этого назывались профессии библиотекаря, воспитателя, секретаря (5 человек), редактора, администратора турагентства, предпринимателя. 4 человека указали 2 и более (до 4-х) вариантов трудоустройства.

Временная работа связывается студентами с навыками, получаемыми во время учебы (набор текста, корреспондент ТВ), работой, связанной с получаемой профессией (вожатый (3 раза), воспитатель, няня, репетитор), работой в сфере обслуживания, торговли (промоутер (2), продавец-консультант (3), официант (2), повар, супервайзер, риэлтор, менеджер, ремонт компьютеров), неквалифицированным трудом (подсобная работа на стройке (2)) и с неопределёнными «различными работами на дому». Четыре респондента назвали от двух до четырёх вариантов.

В качестве запасных в анкетах названы такие варианты: учитель (5), воспитатель, инспектор по делам несовершеннолетних, репетитор, организатор (правда, непонятно чего), рабочий завода, промоутер, официант, продавец-консультант (2), секретарь, диспетчер, маникюрша-педикюрша, «всё, что угодно, лишь бы работать».

Кроме заполнения плана поиска работы, студенты ЛФ и ИСТ приняли участие в анкетировании по вопросам первичного трудоустройства (количество респондентов то же).

На вопрос «Что в будущем трудоустройстве беспокоит Вас больше всего?» 27% опрошенных студентов ЛФ ответили: «достойная зарплата», 16% беспокоит отсутствие опыта работы, по 11% опрошенных хотят найти работу, которая бы нравилась и психологический климат в коллективе, по 5% респондентов беспокоятся, что нет рабочих мест, что нужно проходить испытательный срок, также присутствует боязнь не справиться со своими обязанностями, либо из незнание, условия труда. Ничего не беспокоит 5% респондентов. В этом же вопросе, у студентов ИСТ на первом месте беспокойство вызывает также зарплата (36%), далее следует востребованность (18%) и возможности самореализации (9%), по 5% получили ответы, касающиеся условий труда («далеко ли до работы»), отношение начальства, отношения в коллективе, получаемое удовольствие от работы, неизвестность. Ничего не беспокоит 14% опрошенных.

При трудоустройстве студенты ЛФ в 33% случаев рассчитывают только на свои силы, 24% обратятся в Центр Занятости, 19% будут подключать к поиску работы родственников и знакомых, 14% - воспользуются вакансиями в школах, которые предлагаются выпускникам института, 5% обратятся в кадровое агентство, столько же будут искать работу по объявлениям в газетах. Трудоустроиться с первой попытки рассчитывает 61% студентов ИСТ, не с первой - 17%, по 5% ответили, что со второй, с пятой, «достаточно быстро», и «не хочу загадывать». Самостоятельно искать

работу намерены 55%, подключать родственников и знакомых - 36%, по распределению - 5%, и 5% не знают.

Рассчитывают трудоустроиться после первого же собеседования 54% опрошенных. Неуверенность студентов обоих факультетов видна в том, как оформлялись ответы: часто использовалось слова «надеюсь», «хочется верить», «я оптимист» и ответы «если с десятого раза - то это уже будет хорошо».

К распределению относятся положительно 44% студентов ИСТ, 23% студентов ЛФ, 28% безразлично, отрицательно - 17% студентов ИСТ, 62% студентов ЛФ, взвешивают «плюсы» и «минусы» - 11% студентов ИСТ и 15% ЛФ.

Отметим, что с годами растет процент студентов, положительно относящихся к трудоустройству через систему распределения.

Руководитель Департамента ФГСЗН по Новосибирской области И.Шмидт высказал по данной проблеме следующее мнение: «Убежден, что следует как можно скорее возвратиться к системе распределения молодых специалистов-бюджетников в форме государственного заказа и их поддержки на первоначальном этапе. Оплачивая образование человека, государство вправе ожидать отдачи. Для выпускников же это будет социальной гарантией. Мне кажется, что подавляющее большинство студентов и учащихся проголосует за такой контракт. По сути, он означал бы обучение в кредит», [7, 16]. Мы поддерживаем его точку зрения, это бы существенно уменьшило количество дипломированных безработных, а также лиц, приходящих в вуз не овладеть профессией, а получить документ.

Проанализировав данные проведенного анкетирования, можно сделать вывод, что студенты неверно расставляют приоритеты при выборе работы, так как не понимают, что самое главное, что им может дать их первое рабочее место - это опыт, даже если уровень зарплаты не так высок, как хотелось бы. Определяя понятие «карьера», студенты указывают два параметра: «высокое положение в обществе» и «высокая зарплата». Студентам представляется важным не столько содержание работы, сколько то, какое место благодаря ей они смогут занять в социальной структуре общества. Работа же воспринимается лишь как источник средств к существованию, то есть является только экономической необходимостью. Кстати, термин «карьера» используется с положительной коннотацией, и его всё чаще употребляют в качестве более привлекательной альтернативы слову «работа». Однако, как справедливо отмечают психологи (например, Д. Шульц [5]), работа дает людям «нечто гораздо большее, чем только средства к существованию». Работа, соответствующая нашему призванию, приносит удовлетворение и гордость результатами своего труда. А это, в свою очередь, влияет на состояние физического и эмоционального здоровья. И это совсем не зависит от занимаемой должности и размера заработной платы.

Проводимое нами ежегодное анкетирование студентов позволяет говорить о том, что молодым специалистам прежде всего нужна именно психологическая поддержка по вопросам карьерного самоопределения и трудоустройства. Студенты нашего вуза имеют возможность получить разностороннюю квалифицированную помощь в вопросах трудоустройства и занятости.

Одно из традиционных направлений - аудиторные занятия. Студенты в процессе непрерывного получения образования имеют возможность получить знания и навыки в данной области. Так, читается спецкурс для студентов 4-5 курсов «Психология карьерного самоопределения и основы трудоустройства». Студентам дается не только теоретическая информация о специфике планирования карьеры, о психологической стороне поиска работы, о важных в процессе трудоустройства деловых и личностных качествах, но и отрабатываются практические навыки по составлению резюме, плана поиска работы, навыки делового общения и др. Автором спецкурса составлена анкета-резюме специально для лиц, не имеющих производственного опыта, но за время обучения в вузе развивших ряд умений: электронных (связанных с ПК), традиционных (предшествовавших электронным), концептуальных (различные курсы, научная работа) и персональных (личных ка-

честв, помогающих интеракции). Деление умений на подобные группы предлагают западные специалисты по самомаркетингу (напр., Б. Хангерленд). Студент, перечисляя свои умения, делает очевидным (прежде всего для себя) теоретико-прикладной опыт, на основании которого можно начинать планировать карьеру. Кроме того, в анкете указываются личные данные (ФИО, возраст, место жительства, образование, специальность) и награды и поощрения за время учебы (что является хорошей рекомендацией и увеличивает конкурентоспособность). И, наконец, в анкету добавлен раздел "Рекомендуемая область профессиональной деятельности", который заполняет психо-лог-профконсультант на основании проведенных тестовых методик, набор которых должен давать объективную картину области применения тех умений, которые отметил сам студент. Поскольку резюме - документ продаж, то информация должна представлять личность, стоящую за этим резюме. Сведения, включаемые в него, должны быть либо легкопроверяемыми, либо предоставляться кредитными источниками (преподавателями, администрацией факультета).

Заполнение анкет-резюме на практике в процессе ведения спецкурса дало эффективный результат. Группы, работавшие с документом, по результатам тестирования и индивидуальных консультаций в итоговом анкетировании отмечают конкретизацию своих карьерных планов, корректировку учебной мотивации, а исследование их личностной сферы показало снижение тревожности, повышение самооценки.

Кроме того, в дисциплине для студентов 3 курса «Основы профориентологии» предусмотрен раздел «Психологическое содержание процесса профессионализации личности», в котором студенты на лекциях и семинарах знакомятся со следующими вопросами:

Возрастные особенности профессионального выбора.

Гендерные особенности профессионального выбора.

Самопознание при выборе профессии: мотивы, причины, профессиональные стереотипы, склонности.

Человек как субъект труда: профессиональное развитие личности, кризисы профессионального становления и пути их преодоления.

Профессиональные деформации личности; Самоменеджмент жизни.

Внутриличностные ресурсы психологической готовности построения карьеры.

Психология профессионального здоровья.

Самопознание при выборе профессии.

Психологическая компетентность как предпосылка продуктивности профессионального выбора.

Методика построения и реализации карьеры; Самомониторинг: стресс- и тайм-менеджмент. Уверенность в себе. Навыки делового общения.

Документальное сопровождение самопрезентации: портфолио специалиста. Анкета-резюме.

Собеседование: подготовка и переговоры с работодателем.

Ситуация безработицы: психологическое сопровождение.

Общие вопросы правового регулирования вопросов трудоустройства и занятости. Практикуется организация семинарских занятий совместно со специалистами Таганрогского Центра Занятости, которые информируют студентов о местном рынке труда, проводят тренинги и деловые игры, направленные на повышение конкурентосопособности молодых специалистов.

Перед началом занятий как по спецкурсу, так и в разделе дисциплины «Основы профориен-тологии»обязательно проводится анкетирование. Студенты заполняют три блока с вопросами по темам: 1. Трудоустройство; 2. Будущее рабочее место; 3. Психологическое отношение к процессу трудоустройства. Опросник составлен таким образом, что дает обширный материал как для анализа личности самих студентов в свете предлагаемой темы (их мотивы, личностные особенности,

представление ситуации трудоустройства), так и для планирования дальнейшей работы (на каких темах заострить внимание, какие - добавить, какие пройти обзорно).

Обратная связь в процессе и по окончанию занятий помогает выявить результаты занятий: прослушавшие курс отмечают, что им становится понятен механизм трудоустройства, многие определяются с направлением своей карьеры, улучшается владение социальными навыками.

Второе направление - внеаудиторная работа со студентами. Это и участие в «Ярмарках профессий», и мастер-классы специалистов Центра Занятости, и работа в Клубе Активной Психологии (студенты в процессе исследовательских и прикладных занятий совершенствуют умения, позволяющие быть увереннее не только в ситуации трудоустройства, но и в других видах социальных взаимодействий, раскрывают свой профессиональный и личностный потенциал, овладевают навыками самопрезентации, поведения в стрессовых ситуациях (конфликт, критика, отказ, ситуация выбора)).

Кроме того, любой студент в индивидуальном порядке может обратиться к преподавателям кафедры психологии для индивидуальной консультации по вопросам, возникающим у него в процессе первого трудоустройства (например, как заполнить анкету, как написать автобиографию, как достойно выглядеть на собеседовании и др.).

Также поддерживается связь с выпускниками, отслеживается их карьерное и жизненное самоопределение. На традиционных Вечерах встреч они заполняют анкеты, в которые вписывают свое нынешнее место работы.

Итак, рассмотрев проблему организации психологической помощи студентам в вопросах карьерного самоопределения, мы предлагаем разделить работу по данному направлению на этапы:

1. Комплексная диагностика внутриличностных ресурсов.

2. Обучение технологиям построения планов карьеры и личностного роста, технике построения имиджа.

3. Составление плана развития своего личностного потенциала и карьерного роста.

4. Освоение техник эффективного межличностного и делового взаимодействия, психологических моделей убеждающего воздействия.

В результате такой комплексной программы студенты приобретают социальные навыки и видение карьерных перспектив.

Подчеркнем еще раз, что вуз должен взять на себя роль организатора психологического сопровождения будущего специалиста в вопросах планирования им карьеры, поскольку именно от этого во многом зависит успешность выпускника на рынке труда.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций / Психология социальных ситуаций / сост. и общ. ред. Н.В. Гришиной. СПб., 2001. С. 8-25.

2. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение / под ред. Л.М. Митиной. М., 2005. 336 с.

3. Мищенко В.И. Идея поликарьерного образования в условиях рыночной экономики // «Преподаватель высшей школы в 21 веке»: тр. Междунар. науч.-практ. интернет-конф. Сб. 4. Отв. ред. Т.Е. Исаева. Ростов н/Д.: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2006. С. 222-226.

4. Общая, социальная и юридическая психология: учебник для вузов / М. Еникеев. СПб.: Питер, 2003. 752 с.

5. Психология и работа / Д. Шульц, С. Шульц. СПб., 2003. 560 с.

6. Толочек В.А. Современная психология труда: учеб. пособие. Спб: Питер, 2005. 479 с.

7. Шмидт И. Следует как можно скорее возвратиться к распределению молодых специалистов-бюджетников в форме государственного заказа // Человек и труд. 2003. № 4. С. 5-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.