Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http://www.agequal.ru 2018, № 2 http://www.agequal.ru/pdf/2018/AGE QUALITY 2 2018.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Верниенко Л.В. Стратегии построения карьеры студентами в процессе получения высшего образования // Электронный научный журнал «Век качества». 2018. №2. С. 93-102. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2018/218007.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 159.09.01
Стратегии построения карьеры студентами в процессе получения высшего образования
Верниенко Людмила Викторовна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, сервиса и туризма Северо - Кавказского института (филиала) Автономной некоммерческой организации высшего образования Московского гуманитарно-экономического университета, 357202 Российская Федерация, Ставропольский
край, г. Минеральные Воды, ул. Пушкина, д.10 А, с. 2,
luydavern@mail. ru
Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема стратегий построения карьеры студентами в процессе получения высшего образования. Представлена специфика современного студенчества. Указаны противоречия, определяющие трудности в развитии карьеры молодых специалистов. Проанализирована текущая ситуация на современном рынке труда. Проанализированы результаты аналитического обзора, характеризующего выбор будущей профессии выпускников прошедшего учебного года. Представлены данные диагностического исследования, характеризующего представлениея о построении профессиональной карьеры современными российскими студентами. Показаны представления студентов о сущности профессиональной карьеры. Выявлены мотивационные характеристики построения профессиональной карьеры респондентами. Уточнены перспективы планирования карьеры респондентами. Представлены пути акмеологического сопровождения карьерного развития студентов в процессе получения высшего образования.
Ключевые слова: стратегия; карьера; студенты; современный рынок труда; профессия, акмеологическое сопровождение
Современное российское общество требует от личности проявления активности в построении карьеры. Динамические изменения социально-экономических условий и требований, предъявляемых к сотруднику со стороны работодателей, приводят к необходимости планирования и управления карьерой на ранних стадиях карьерного развития. Конкурентоспособность выпускника вуза в современных условиях зависит от умения выстраивать стратегии и тактики гибкой ориентации в профессиональной среде.
Анализ проблемы построения будущей карьеры студентами в процессе получения высшего образования показал специфику современного студенчества. Так, кризисные явления существующие в экономике негативно влияют на самоопределение и дальнейшее развитие в профессии современной молодежи. Как отмечает О.Б. Храмова, отказ государства отопеки молодых специалистов требует формирования определенных установок на активное самоопределение, самостоятельный выбор своего карьерного пути от субъективной карьеры к реальной объективной карьере. При этом указывается на тот факт, что студенчество особо остро ощущает происходящие негативные перемены в обществе: кризис института труда, резкую социальную стратификацию населения, реформы в системе высшего образования, что в конечном итоге приводит к ревизии прежних карьерных моделей поведения молодежи [1].
Сложивщаяся в современных реалиях ситуация на нынке труда имеет как негативные, так и позитивные аспекты. Для молодого поколения открываются новые возможности и перспективы. Расширяются векторы успешного трудоустройства. Рынок образовательных услуг предлагает широкий спектр направлений подготовки и переподготовки кадров, появляются программы государственной поддержки молодежи, как на региональном, так и на федеральном уровне, активное использование платформ онлайн-рекрутмента (Headhunter, SuperJob, Работа.т и т.д.) дают возможность выпускнику раскрыть свой потенциал, повысить уровень конкурентоспособности и максимально
реализовать себя в профессиональной деятельности. А непосредственно реализация профессионального и личностного потенциала выпускника в значительной степени зависит от его позиции, стратегии поведения на рынке труда.
Современные реалии свидетельствуют о том, что потенциал карьерной самореализации детерминируется активностью самого субъекта, способного к продуктивному преобразованию социума.
Вместе с тем следует отметить, что в настоящее время существует ряд противоречий; определяющих трудности в развитии карьеры молодых специалистов, а именно:
- несоответствие представлений о выбранной профессии реалиям современного рынка труда;
- неадекватное представление выпускников о себе как субъекте карьерной деятельности;
- несоответствие наличного уровня образования требуемому уровню профессиональной компетентности;
- несоответствие видения своей карьеры будущей реальной профессиональной деятельности.
На современном отечественном рынке труда так же наблюдается взаимоисключающая тенденция: сложность трудоустройства - дефицит рабочей силы. Рассмотрим генезис данной противоречивой тенденции. Анализ статистических данных показал, что с конца 90-х годов XX века в России отмечается сокращение численности населения трудоспособного возраста с чем и связан дефицит рабочей силы. В этой ситуации можно говорить о том, что для молодежи создаются самые благоприятные условия для успешого трудоустройства и построения карьеры, но статистические данные свидетельствуют об обратном. В этой связи проанализируем текущую ситуацию на рынке труда. Первоначально следует отметить, что потребность рынка труда в специалистах зависит от ряда условий таких как: экономические,
политические, социальные. Экономические кризисы негативно повлияли на рынок труда, произошел стремительный рост уровня безработицы и высвобождение огромного количества трудовых ресурсов. Многие профессии утратили былой престиж. Все это породило феномен «работающей бедности» [2].
На создавщуюся ситуацию на рынке труда быстро отреагировал рынок образовательных услуг появлением сектра платных услуг, а так же появлением новых образовательных программ, соответствующих современным трендам. Данные изменения привели к вытеснению «немодных» направлений подготовки и обесцениванию высшего образования как следствие перенасыщение рынка труда невостребованными специалистами «престижных» специальностей. Стоит отметить, что и на сегодняшний день данная тенденция не просто сохранилась, но и усугубилась.
Можно выделить следующие типы стратегий молодежи в условиях профессионального выбора. Стратегии, связанные с ценностными ориентациями и установкам, формой проявления социальной субъектности, конкретными условиями жизнедеятельности; стратегии, связанные с мотивацией профессиональной деятельности. Можно выделить основные психолого-акмеологические условия и факторы микросреды молодежи, оказывающие, значимое влияние на формирование профессиональной мотивации личности студента: учебная среда, поощрения, личностный рост. Стратегии молодежи в условиях профессионального выбора носят противоречивый характер. Ситуация выбора профессии создает особые условия принятия решений. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что в момент профессионального выбора стратегии находятся под давлением ситуации выбора, так и сам выбор будет продиктован направленностью акмеологических стратегий. В связи с этим существует необходимость разработки акмеологического сопровождения молодежи в период профессионального выбора.
Электронный научный журнал «Век качества» Online scientific journal «Age of Quality» № 2 (2018) ISSN 2500-1841
http://www.agequal.ru info@agequal.ru
Статистические данные видетельствуют о том, что число абитуриентов, поступающих на «престижные» направления подготовки такие как: «Юриспруденция», «Экономика», «Государственное и муниципальное управление» не уменьшается. В последние два года увеличилось количество абитуриентов, желающих получить техническое образование. Представим результаты аналитического обзора , характеризующего выбор будущей профессии выпускников 2017 года в регионе Кавказских минеральных вод.
Большим спросом пользовались инженерно-технические специальности. Не менее популярны IT-разработчики программного обеспечения и компьютерных технологий. Далее следуют очень модные и хорошо оплачиваемые в современных реалиях профессии веб-дизайнера, разработчика нано-технологий и маркетологи. Последние места в рейтинге востребованных профессий занимают сервисные специалисты, логисты, медики, экологи, химики, преподаватели.
Мы рассмотрели предпочтения абитуриентов, далее проанализируем представление о построении профессиональной карьеры современными студентами. С целью изучения стратегии построения карьеры студентами на современном рынке труда нами было проведено диагностическое исследование. Всего исследованием было охвачено 228 студентов, обучающихся по следующим направлениям подготовки: «Экономика», «Психология», «Юриспруденция», «Менеджмент», «Таможенное дело» Северо-Кавказского института (филиала) Автономной некоммерческой организации высшего образования Московского гуманитарно-экономического университета
Первоначально испытуемые ответили на вопрос о сущности профессиональной карьеры.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что студенты понимают профессиональную карьеру прежде всего как «повышение статуса человека в обществе», «профессиональный рост», «движение по служебной лестнице», «личные достижения человека в профессии» (перечислены наиболее
встречаемые в выборке ответы). Как негативный следует расценивать тот факт, что многие студенты сравнивают карьерный рост лишь с увеличением заработной платы, а не с личностным ростом, самосовершенствованием, самореализацией в профессиональной деятельности.
С целью уточнения мотивационных характеристик построения профессиональной карьеры респондентам был задан вопрос на определение ценностей и мотивов студентов, движущих ими при построении успешной карьеры: «Что для Вас значит успешная профессиональная карьера?». При этом были предложены возможные варианты ответов, из которых можно было выбрать несколько возможных и расположить их в порядке уменьшения значимости:
• а) достижение высокого дохода в процессе профессиональной деятельности;
• б) достижение высокого социального статуса с помощью профессии;
• в) реализация себя как личности в профессиональной деятельности;
• г) возможность приносить пользу обществу при выполнении данной профессиональной деятельности;
• д) другое.
Так, полученные результаты распределились следующим образом: 64% респондентов считают, что профессиональная карьера - это достижение высокого дохода и социального статуса; для 57 % испытуемых - это реализация себя в профессии. Тенденции таковы, что, к сожалению, никто из испытуемых не видит целей своей профессиональной карьеры в возможности принести пользу обществу, что свидетельствует о том, что современный студент нацелен лишь на личный успех в профессии. Как мы указали ранее, именно поэтому абитуриенты часто выбирают профессию и строят карьеру, не изучив
предварительно спрос на данную профессию на рынке труда, а затем по окончанию Вуза испытывает трудности в трудоустройстве.
Для уточнения деятельностных характеристик мы задавали респондентам вопрос на определение путей реализации планов построения карьеры: «Какие шаги Вы собираетесь предпринять для построения своей профессиональной карьеры?».
Следует отметить, что среди шагов, направленных на построение своей карьеры, студенты выделяют: разработка идей для своего дела (28%), получение второго высшего образования (43%), трудоустройство в солидную фирму или получение достойной работы (71%). Лишь 7% опрошенных считают, что для успешного построения карьеры надо самому продуктивно работать, профессионально и личностно развиваться; эти же респонденты готовы на первых порах занимать низшие должности и, демонстрируя свои преимущества перед конкурентами, постепенно двигаться вперед. Более четверти опрошенных респондентов нацелены сразу на построение своего бизнеса.
В ходе исследования мы выяснили, что ответы респондентов на прямые вопросы не всегда отражают реальную картину. Более показательны ответы на косвенные и уточняющие вопросы. Так, мы задавали студентам вопрос: «Есть ли препятствия для построения успешной карьеры в Северо-Кавказском федеральном округе?» и «Планируете ли Вы после окончания Вуза выехать за пределы округа для трудоустройства? Если да, то обоснуйте?»
Мы выяснили в ходе анализа, что 37% студентов хотят покинуть СКФО, чтобы успешно строить профессиональную карьеру (так как «в регионе мало перспектив для развития», «низкие заработные платы», «сложно устроиться на работу»), 43% - хотят остаться, лишь 20% отмечают, что бизнес можно строить и в городах Кавказских минеральных вод.
Таким образом, на основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что подготовка современной молодежи к успешному построению
профессиональной карьеры является актуальной задачей современного образования. Как мы писали ранее, необходимо акмеологическое сопровождение молодежи как в период профессионального выбора, так и на этапе карьерного развития студентов в процессе получения высшего образования. Акмеологическое сопровождение, по - нашему мнению, должно заключаться в содействии личностно-профессиональному развитию в образовательном пространстве вуза, внедрении курсов «Акмеология профессиональной карьеры личности», «Профессиональная карьера и стратегии ее построения», «Конкурентоспособность на рынке труда», «Психология конкурентоспособной личности». Деятельность по акмеологическому сопровождению развития карьеры студентов должна включать систематическое проведение круглых столов, встреч с представителями бизнес-кругов, будущими работодателями, людьми, добившимися высот в той или иной сфере профессиональной деятельности. Проведение тренингов личностного роста, индивидуальной и групповой работе психолога-акмеолога со студентами по проблемам карьерного развития. Вся эта работа может быть эффективно реализована в рамках функционирования «Центра развития карьеры» [3].
В завершении подведем итоги. Нами сделана попытка рассмотрения проблемы стратегий построения карьеры студентами в процессе получения высшего образования. Проанализирована текущая ситуация на современном рынке труда. Представлены данные диагностического исследования, характеризующего представлениея о построении профессиональной карьеры современными российскими студентами. Представлено видение акмеологического сопровождения карьерного развития студентов в процессе получения высшего образования.
Литература
1. Храмова О.Б. Смысложизненные и акмеологические проблемы студенческой молодежи в процессе получения высшего образования/
О.Б. Храмова// Психологические проблемы смысла жизни и акме. 2012. С. 3035.
2. Громова Е.М., Беркутова Д.И., Горшкова Т.А. Исследование отношения современных российских студентов к построению профессиональной карьеры // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6307 (дата обращения: 16.04.2017).
3. Верниенко Л.В. Акмеологические стратегии молодежи в условиях профессионального выбора/Л.В. Верниенко// Акмеология. 2014. № 3-4. С. 207209.
4. Новоселов В.В., Спасибов В.М. Инженерный спецназ экономики. каким должен быть специалист, востребованный сегодня и завтра? // Инженерное образование. 2015. № 18. С. 7-14.
5. Щербакова Е.В., Щербакова Т.Н. Организация самостоятельной работы студентов вуза как важнейшая составляющая организации учебного процесса // Актуальные проблемы науки: ИГУМО и ИТ как исследовательский центр. 2015. № 18. С. 213-219.
Career strategy students in the process of obtaining higher education
Vernienko Luydmila Viktorovna
candidate of psychological Sciences, associate Professor of psychology, service and tourism of the North Caucasus Institute (branch) of the Autonomous non-profit organization of higher education of the Moscow University of Humanities and Economics, 357202 Russian Federation, Stavropol Krai, Mineralnye Vody, Pushkina street, 10 A, building 2.,
luydavern@mail. ru
Abstract. Annotation. The article deals with the actual problem of career strategies of students in the process of higher education. The specificity of modern students is presented. Indicated the contradictions that define the difficulties in the career development of young professionals. The current situation in the modern labor market is analyzed. The results of the analytical review characterizing the choice of future profession of graduates of the past academic year are analyzed. The paper presents the data of a diagnostic study that characterizes the idea of building a professional career of modern Russian students. Students ' ideas about the essence of professional career are shown. The motivational characteristics of building a professional career by respondents are revealed. Refined prospects career planning by the respondents. The ways of acmeological support of career development of students in the process of higher education are presented.
Keywords: strategy; career; students; modern labor market; profession, acmeological support.