Современные проблемы профессионального образования
УДК 159.09.01
Л.В. Верниенко
СТРАТЕГИИ ПОСТРОЕНИЯ КАРЬЕРЫ СТУДЕНТАМИ В ПРОЦЕССЕ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ставропольский государственный педагогический институт
Аннотация: В статье рассматривается актуальная проблема стратегий построения карьеры студентами в процессе получения высшего образования. Представлена специфика современного студенчества. Указаны противоречия, определяющие трудности в развитии карьеры молодых специалистов. Проанализирована текущая ситуация на современном рынке труда. Проанализированы результаты аналитического обзора, характеризующего выбор будущей профессии выпускников прошедшего учебного года. Представлены данные диагностического исследования, характеризующего представления о построении профессиональной карьеры современными российскими студентами. Показаны представления студентов о сущности профессиональной карьеры. Выявлены мотивационные характеристики построения профессиональной карьеры респондентами. Уточнены перспективы планирования карьеры респондентами. Представлены пути акмеологического сопровождения карьерного развития студентов в процессе получения высшего образования.
Ключевые слова: стратегия; карьера; студенты; современный рынок труда; профессия, акмеологическое сопровождение
UDC 159.09.01
L.V. Verniyenko
THE STRATEGY OF CREATION OF CAREER BY STUDENTS IN THE COURSE OF RECEIPT OF THE HIGHER EDUCATION
Stavropol state teacher training college
Abstract: The article deals with the actual problem of career development strategies for students in the process of obtaining higher education. The specific
features of modern students are presented. The contradictions determining the difficulties in developing the career of young specialists are indicated. The current situation in the modern labor market is analyzed. The results of the analytical review characterizing the choice of the future profession of graduates of the last academic year are analyzed. The data of a diagnostic study characterizing the ideas of building a professional career by modern Russian students are presented. Presentations of students about the essence of professional career are shown. The motivational characteristics of building a professional career by respondents were revealed. Prospects for career planning by respondents were specified. The ways of acmeological accompaniment of career development of students in the process of obtaining higher education are presented.
Key words: strategy; career; Students; Modern labor market; Profession, acmeological support.
Современное российское общество требует от личности проявления активности в построении карьеры. Динамические изменения социально-экономических условий и требований, предъявляемых к сотруднику со стороны работодателей, приводят к необходимости планирования и управления карьерой на ранних стадиях карьерного развития. Конкурентоспособность выпускника вуза в современных условиях; зависит от умения выстраивать стратегии и тактики гибкой ориентации в профессиональной среде.
Анализ проблемы построения будущей карьеры студентами в процессе получения высшего образования показал специфику современного студенчества. Так, кризисные явления, существующие в экономике негативно влияют на самоопределение и дальнейшее развитие в профессии современной молодежи. Как отмечает О.Б. Храмова [1], отказ государства от опеки молодых специалистов требует формирования определенных установок на активное самоопределение, самостоятельный выбор своего карьерного пути от субъективной карьеры к реальной объективной карьере. При этом указывается на тот факт, что студенчество особо остро ощущает происходящие негативные перемены в обществе: кризис института труда, резкую социальную
стратификацию населения, реформы в системе высшего образования, что в конечном итоге приводит к ревизии прежних карьерных моделей поведения молодежи.
Современные реалии свидетельствуют о том, что потенциал карьерной самореализации детерминируется активностью самого субъекта, способного к продуктивному преобразованию социума [2-3].
Вместе с тем следует отметить, что в настоящее время существует ряд противоречий; определяющих трудности в развитии карьеры молодых специалистов, а именно:
- несоответствие представлений о выбранной профессии реалиям современного рынка труда;
- неадекватное представление выпускников о себе как субъекте карьерной деятельности;
- несоответствие наличного уровня образования требуемому уровню профессиональной компетентности;
- несоответствие видения своей карьеры будущей реальной профессиональной деятельности.
На современном отечественном рынке труда так же наблюдается взаимоисключающая тенденция: сложность трудоустройства - дефицит рабочей силы [4-5]. Рассмотрим генезис данной противоречивой тенденции. Анализ статистических данных показал, что с конца 90 - х годов
XX века в России отмечается сокращение численности населения трудоспособного возраста с чем и связан дефицит рабочей силы. В этой ситуации можно говорить о том, что для молодежи создаются самые благоприятные условия для успешного трудоустройства и построения карьеры, но статистические данные свидетельствуют об обратном. В этой связи проанализируем текущую ситуацию на рынке труда. Первоначально следует отметить, что потребность рынка труда в специалистах зависит от ряда условий таких как: экономические, политические, социальные. Экономические кризисы негативно повлияли на рынок труда, произошел стремительный рост уровня безработицы и высвобождение огромного количества трудовых ресурсов. Многие профессии утратили былой престиж. Все это породило феномен «работающей бедности».
На создавшуюся ситуацию на рынке труда быстро отреагировал рынок образовательных услуг появлением сектора платных услуг, а так же появлением новых образовательных программ, соответствующих современным трендам. Данные изменения привели к вытеснению «немодных» направлений подготовки и обесцениванию высшего образования как следствие перенасыщение рынка труда невостребованными специалистами «престижных» специальностей. Стоит отметить, что и на сегодняшний день данная тенденция не просто сохранилась, но и усугубилась. Частично решению данной проблемы могло бы способствовать создание целостной системы непрерывного профессионального образования [6].
Можно выделить следующие типы стратегий молодежи в условиях профессионального выбора. Стратегии, связанные с ценностными ориентация-ми и установкам, формой проявления социальной субъектности, конкретными условиями жизнедеятельности; стратегии, связанные с мотивацией профессиональной деятельности [7].
Можно выделить основные психолого-акмеологические условия и факторы микросреды молодежи, оказывающие, значимое влияние на формирование профессиональной мотивации личности студента: учебная среда, поощрения, личностный рост [8-9].
Стратегии молодежи в условиях профессионального выбора носят противоречивый характер. Ситуация выбора профессии создает особые условия принятия решений. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что в момент профессионального выбора стратегии находятся под давлением ситуации выбора, так и сам выбор будет продиктован направленностью акмеологических стратегий. В связи с этим существует необходимость разработки акмеологического сопровождения молодежи в период профессионального выбора.
Статистические данные свидетельствуют о том, что число абитуриентов, поступающих на «престижные» направления подготовки такие как: «Юриспруденция», «Экономика», «Государственное и муниципальное управление» не уменьшается. В последние два года увеличилось количество абитуриентов, желающих получить техническое образование. Представим результаты аналитического обзора, характеризующего выбор будущей профессии выпускников 2016 года в России.
Большим спросом пользовались инженерно-технические специальности. Не менее популярны ГГ-разработчики программного обеспечения и компьютерных технологий. Далее следуют очень модные и хорошо оплачиваемые в современных реалиях профессии веб-дизайнера, разработчика нано-технологий и маркетологи. Последние места в рейтинге востребованных профессий занимают сервисные специалисты, логисты, медики, экологи, химики, преподаватели [10].
Мы рассмотрели предпочтения абитуриентов, далее проанализируем представление о построении профессиональной карьеры современными российскими студентами. С целью изучения стратегии
построения карьеры студентами на современном рынке труда нами было проведено диагностическое исследование. Всего исследованием было охвачено 228 студентов, обучающихся по очной форме на 4 - м курсе по направлениям «Экономика», «Психология», «Юриспруденция», «Социальная работа» в СКФ МГЭИ и филиале РГСУ в г. Пятигорске.
Первоначально испытуемые ответили на вопрос о сущности профессиональной карьеры.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что студенты понимают профессиональную карьеру, прежде всего, как «повышение статуса человека в обществе», «профессиональный рост», «движение по служебной лестнице», «личные достижения человека в профессии» (перечислены наиболее встречаемые в выборке ответы). Как негативный следует расценивать тот факт, что многие студенты сравнивают карьерный рост лишь с увеличением заработной платы, а не с личностным ростом, самосовершенствованием, самореализацией в профессиональной деятельности.
С целью уточнения мотивационных характеристик построения профессиональной карьеры респондентам был задан вопрос на определение ценностей и мотивов студентов, движущих ими при построении успешной карьеры: «Что для Вас значит успешная профессиональная карьера?». При этом были предложены возможные варианты ответов, из которых можно было выбрать несколько возможных и расположить их в порядке уменьшения значимости:
• а) достижение высокого дохода в процессе профессиональной деятельности;
• б) достижение высокого социального статуса с помощью профессии;
• в) реализация себя как личности в профессиональной деятельности;
• г) возможность приносить пользу обществу при выполнении данной профессиональной деятельности;
• д) другое.
Так, полученные результаты распределились следующим образом: 64 % респондентов считают, что профессиональная карьера - это достижение высокого дохода и социального статуса; для 57 % испытуемых - это реализация себя в профессии. Тенденции таковы, что, к сожалению, никто из испытуемых не видит целей своей профессиональной карьеры в возможности принести пользу обществу, что свидетельствует о том, что современный студент нацелен лишь на личный успех в профессии. Как мы указали ранее, именно поэтому абитуриенты часто выбирают профессию и строят карьеру, не изучив предварительно спрос на данную профессию на рынке труда, а затем по окончанию Вуза испытывает трудности в трудоустройстве [11-12].
Для уточнения деятельностных характеристик мы задавали респондентам вопрос на определение путей реализации планов построения карьеры: «Какие шаги Вы собираетесь предпринять для построения своей профессиональной карьеры?».
Следует отметить, что среди шагов, направленных на построение своей карьеры, студенты выделяют: разработка идей для своего дела (28 %), получение второго высшего образования (43 %), трудоустройство в солидную фирму или получение достойной работы (71 %). Лишь 7 % опрошенных считают, что для успешного построения карьеры надо самому продуктивно работать, профессионально и личностно развиваться; эти же респонденты готовы на первых порах занимать низшие должности и, демонстрируя свои преимущества перед конкурентами, постепенно двигаться вперед. Более четверти опрошенных респондентов нацелены сразу на построение своего бизнеса.
В ходе исследования мы выяснили, что ответы респондентов на прямые вопросы не всегда отражают реальную картину. Более показательны ответы на косвенные и уточняющие вопросы. Так, мы задавали студентам вопрос: «Есть ли
препятствия для построения успешной карьеры в Северо- Кавказском федеральном округе?» и «Планируете ли Вы после окончания Вуза выехать за пределы округа для трудоустройства? Если да, то обоснуйте?»
Мы выяснили в ходе анализа, что 37 % студентов хотят покинуть СКФО, чтобы успешно строить профессиональную карьеру (так как «в регионе мало перспектив для развития», «низкие заработные платы», «сложно устроиться на работу»), 43 % - хотят остаться, лишь 20 % отмечают, что бизнес можно строить и в городах Кавказских минеральных вод.
Таким образом, на основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что подготовка современной молодежи к успешному построению профессиональной карьеры является актуальной задачей современного образования. Как мы писали ранее, необходимо акмеологическое сопровождение молодежи как в период профессионального выбора, так и на этапе карьерного развития студентов в процессе получения высшего образования. Ак-меологическое сопровождение, по -нашему мнению, должно заключаться в содействии личностно-
профессиональному развитию в образовательном пространстве вуза, внедрении курсов «Акмеология профес-
сиональной карьеры личности», «Профессиональная карьера и стратегии ее построения», «Конкурентоспособность на рынке труда», «Психология конкурентоспособной личности». Деятельность по акмеологическому сопровождению развития карьеры студентов должна включать систематическое проведение круглых столов, встреч с представителям бизнес-кругов, будущими работодателями, людьми, добившимися высот в той или иной сфере профессиональной деятельности. Проведение тренингов личностного роста, индивидуальной и групповой работе психолога-акмеолога со студентами по проблемам карьерного развития. Вся эта работа может быть эффективно реализована в рамках функционирования «Центра развития карьеры»
В завершении подведем итоги. Нами сделана попытка рассмотрения проблемы стратегий построения карьеры студентами в процессе получения высшего образования. Проанализирована текущая ситуация на современном рынке труда. Представлены данные диагностического исследования, характеризующего представления о построении профессиональной карьеры современными российскими студентами. Представлено видение ак-меологического сопровождения карьерного развития студентов в процессе получения высшего образования.
Список литературы
1. Храмова О.Б. Смысложизненные и акмеологические проблемы студенческой молодежи в процессе получения высшего образования // Психологические проблемы смысла жизни и акме. 2012. С. 30-35.
2. Елбаев Ю.А., Киящук Т.В. К проблеме разработки и использования в вузовском менеджменте профессиональных стандартов работников сферы образования // Образование и наука. 2012. № 9 (98). С. 35-44.
3. Паршутина Л.А., Самойленко П.И. Теория и практика проектно-исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения естественнонаучных предметов. - М.: АПКиППРО, 2011. - 167 с.
4. Елбаев Ю.А., Киящук Т.В., Киящук А.А. Тьюторинг в процессе психологического сопровождения обучения иностранных студентов в российском вузе // Образование и наука. 2010. № 7. С. 129-136.
5. Паршутина Л.А., Самойленко П.И. Содержание естественнонаучного образования как основа формирования метапредметных результатов. - М.: АПК и ППРО, 2016. -118 с.
6. Казакова Н.Е. К вопросу формирования системы непрерывного полипрофессионального образования // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. 2016. № 29. С. 243-250
7. Верниенко Л.В. Акмеологические стратегии молодежи в условиях профессионального выбора // Акмеология. 2014. № S3-4. С. 207-209.
8. Елбаев Ю.А., Киящук Т.В. Эмпирическое исследование психологического сопровождения обучения иностранных студентов в российском вузе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2008. Т. 2. № 2. С. 35-41.
9. Заграничная Н.А., Паршутина Л.А. Как формировать естественнонаучную грамотность учащихся при изучении химии и биологии // В сборнике: Теоретические и методологические проблемы современного образования Материалы XXVII Международной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр "Институт стратегических исследований". 2016. С. 31-36.
10. Громова Е.М., Беркутова Д.И., Горшкова Т.А. Исследование отношения современных российских студентов к построению профессиональной карьеры // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3 [Электронный ресурс]. -Режим доступа:http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6307 (дата обращения: 16.10.2016).
11. Альтиментова Д.Ю., Федосов А.Ю. Повышение качества подготовки бакалавров с применением компьютерного тестирования и рациональных способов коррекции знаний // Педагогическая информатика. 2017. № 1. С. 45-53.
12. Казакова Н.Е. Полипрофессионализм как фактор повышения качества рабочей силы в условиях становления национальной системы профессиональных квалификаций // Век качества. 2015. №4. С. 114-124
Информация об авторе: Information about author:
Верниенко Людмила Викторовна, Verniyenko Lyudmila Viktorovna,
Кандидат психологических наук, Candidate of psychological sciences, доцент кафедры общей и социальной педагогики и associate professor of general and social pedagogics and
психологии, Филиал Ставропольского psychology, Branch of the Stavropol state teacher
государственного педагогического института training collegein the city of Zheleznovodsk,
в городе Железноводске, г. Железноводск, Россия Zheleznovodsk, Russia