УДК 159.9
Л. Р. Хаярова, Г. В. Кузнецов РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЕ У СТУДЕНТОВ ВУЗА
Ключевые слова: профессиональная карьера, образ будущей профессии, карьерные цели.
Проанализированы представления о профессиональной карьере студентов старших курсов ФСТС, обучающихся по специальности «социальная работа» и студентов старших курсов механического факультета, который показал, что и те и другие имеют весьма смутные представления о будущей специальности, представления о себе как субъекте профессиональной деятельности и представления о собственном профессиональном будущем.По результатам исследования сформулированы рекомендации, направленные на развитие у студентов представлений о профессиональной карьере и стремления реализовать себя в профессиональной деятельности через построение профессиональных планов, образа будущей профессии.
Keywords: professional career, an image of the profession, career goals.
Analyzed beliefs about career CFTC senior students enrolled in the specialty "social work" and senior students of the mechanical department, which showed that they both have a very vague idea about their future profession, self-image as the subject ofprofessional activities and perceptions of own professional future. The study makes recommendations aimed at developing students' perceptions of career aspirations and realize themselves in their professional activities through the construction ofprofessional plans, the image of the future profession.
Сегодня каждый молодой специалист, покидая стены высшего учебного заведения, верит, что сделает успешную карьеру в той области, в которой получил профессиональную подготовку. Но как показывает практика, в действительности часто все оборачивается совсем не так, как мы предполагаем. Очень многим приходится связывать свою деятельность с совершенно другой отраслью, добиваясь успеха именно в ней.
Мы предположили, что во многом это связано с тем, что у будущих специалистов недостаточно полно сформированы представления о той сфере профессиональной деятельности, с которой он планирует связать свою жизнь, о путях достижения карьерных целей, а также о том, насколько его личностные особенности соответствуют
требованиям будущей профессиональной деятельности.
С целью проверки выдвинутой гипотезы, мы провели анкетный опрос среди студентов старших курсов механического факультета и студентов факультета социотехнических систем, обучающихся по специальности «социальная работа».
Анкета состоит из 17 открытых и закрытых вопросов. Анкета составлена так, что ответы на вопросы помогают наиболее полно раскрыть представления студента о карьере.
В опросе приняли участие 100 студентов КНИТУ. Возраст респондентов 20-22 года. Средний возраст по выборке 20,4 лет. В исследовании приняли участие 2 группы респондентов:
1) студенты 4 курса факультета социотехнических систем, обучающихся по специальности «социальная работа», в количестве 50 человек;
2) студенты 4 курса механического факультета в количестве 50 человек.
Цель анкетного опроса: оценить степень сформированности представлений о будущей профессии, о путях достижения карьерных целей, а
также о том, насколько личностные особенности респондентов соответствуют требованиям будущей профессиональной деятельности.
Каждый участник опроса получил анкету, на которую ему необходимо было ответить в течение 30 минут. К исследованию испытуемые приглашались с учетом положительного отношения, на основе добровольного участия. Исследователем гарантировалась конфиденциальность и предоставление обратной связи.
Результаты анкетного опроса показали следующее.
На вопрос «Работаете ли Вы сейчас?», большинство студентов старших курсов, обучающихся по специальности «социальная работа», что они работают, некоторые ответили, что ищут работу, в то время как студенты механического факультета в большинстве своем не работают, а только подыскивают работу.
На вопрос «Планируете ли Вы работать по специальности?», студенты механического факультета в большинстве своем ответили, что планируют работать именно по специальности, в то время как у большинства будущих специалистов социальной сферы отсутствуют четкие представления о профессиональном будущем.
При ответе на вопрос «Как Вы считаете, в каком возрасте нужно начинать свою карьеру?» студенты, обучающиеся по специальности «социальная работа», разделились в своих мнениях. Одна половина студентов считает, что возраст не имеет значения, вторая половина считает, что - чем раньше, тем лучше или - сразу же по окончании вуза. В то время как большинство студентов механического факультета высказывают мнение, что начинать профессиональную карьеру необходимо сразу же по окончании вуза.
При ответе на вопрос «Надо ли планировать свою карьеру?», мнения студентов ФСТС и механического факультетов совпали: большинство тех и других считают, что планировать свою карьеру нужно обязательно.
На вопрос «С чем связано для Вас понятие «карьера»?», большинство студентов, обучающихся по специальности «социальная работа» и еще большее количество студентов механического факультета ответили, что понятие карьеры для них связано с
профессиональным ростом, для меньшей части студентов - с наличием хорошей заработной платы.
Таким образом, и тем и другим интересно продвижение по карьерной лестнице и профессиональное развитие.
Ответы на вопрос «Представляете ли Вы свою будущую карьеру?» выявили существенные различия во взглядах студентов, обучающихся по специальности «социальная работа» и студентов механического факультета. Так, будущие специалисты социальной сферы в большинстве своем не имеют сложившегося представления о будущей профессиональной карьере. В то же время студенты механического факультета имеют такие представления.
Среди личностных качеств, необходимых для построения профессиональной карьеры, большинство студентов, обучающихся по специальности «социальная работа», выделяют стрессоустойчивость, в то время как студенты механического факультета на первое место ставят исполнительность. Вторым по значимости качеством для тех и других является целеустремленность. Интересно, что будущие специалисты социальной сферы на последнее место ставят исполнительность, в то время как студенты механического факультета -
стрессоустойчивость. Вероятно, это можно объяснить спецификой будущей профессиональной деятельности выпускников указанных факультетов.
Ответы на вопрос «Какие профессионально важные качества присутствуют в Вас?» свидетельствуют о том, что большинство будущих специалистов социальной сферы считают себя более общительными, чем выпускники механического факультета. В то же время студенты старших курсов механического факультета считают себя более предприимчивыми и
целеустремленными,
Ответы на вопрос: «Какие качества, на ваш взгляд, нужно в себе развивать?» показали, что большинство студентов, обучающихся по специальности «социальная работа», считают необходимым развивать в себе в первую очередь усидчивость, в то время как студенты механического факультета - скорее независимость, то есть те качества, которые являются для них наименее характерными. Во вторую очередь и те и другие считают необходимым развивать в себе целеустремленность. И лишь в последнюю очередь студенты, обучающиеся по специальности «социальная работа», считают необходимым развивать в себе независимость, в то время как студенты механического факультета - усидчивость.
На вопрос: «Чем Вы готовы пожертвовать ради достижения карьерных целей?», студенты старших курсов обоих факультетов в одинаковой степени готовы пожертвовать ради построения профессиональной карьеры своим свободным временем.
Опрос показал, что выпускники обоих факультетов в большинстве своем ценят в профессиональной деятельности возможность творческого самовыражения, которая может проявляться, в том числе, в поиске новых решений для достижения поставленных целей. Это свидетельствует, на наш взгляд, о высоком творческом потенциале студентов обоих факультетов.
Таким образом, анализ результатов проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы. Будущие специалисты социальной сферы имеют личностные особенности, которые отличают их от специалистов инженерных специальностей: они более общительны, менее исполнительны и усидчивы, нежели механики. Они считают, что для успешной профессиональной деятельности необходимо развивать в себе стрессоустойчивость, целеустремленность, исполнительность. В то же время будущие специалисты
инженерных специальностей высказывают точку зрения, что им необходимо развивать в себе, в первую очередь, независимость, то есть то качество, которое менее всего у них сформировано. Что касается представлений о карьере, то большинство студентов обоих факультетов считают, что карьеру нужно обязательно планировать, прилагать определенные усилия для ее построения, в частности, жертвовать для этого свободным временем. При этом студенты механического факультета считают, что начинать свою профессиональную карьеру необходимо сразу же по окончании вуза и получения диплома о высшем образовании, в то время как студенты, обучающиеся по специальности «социальная работа», предпочитают начинать профессиональную карьеру еще на студенческой скамье и часто уже на момент окончания вуза работают по специальности. Студенты обоих факультетов в профессиональной деятельности больше всего ценят возможность творческого самовыражения. В том случае, если им не удастся это сделать, большинство из них будут искать такую работу, которая позволит им реализовать свой творческий потенциал. Для большинства выпускников обоих факультетов более важным является наличие перспектив карьерного роста, нежели стабильность условий профессиональной деятельности, что свидетельствует о высоком личностном и творческом потенциале наших выпускников.
Однако, несмотря на то, что будущие специалисты социальной сферы имеют личностные особенности, которые отличают их от будущих специалистов инженерных специальностей, и те и другие имеют весьма смутные представления о будущей специальности, представления о себе как субъекте профессиональной деятельности и представления о собственном профессиональном будущем.
В этой связи мы сформулировали рекомендации, направленные на развитие у студентов КНИТУ представлений о профессиональной карьере и стремления реализовать себя в профессиональной деятельности через построение профессиональных планов, образа будущей профессии.
Важно понимать, что планирование профессиональной карьеры - это процесс, который должен начинаться еще в школе при выборе профиля обучения и будущей профессии, охватывать весь период пребывания в учреждениях профессионального образования и период вхождения в профессиональную среду.
На довузовском этапе (этапе школьного обучения) необходимо формировать
профессиональные намерения и первичные представления о профессиональной карьере. С этой целью школьный психолог должен проводить со школьниками психологическое просвещение, диагностику, консультации по вопросам выбора профессии. Кроме того, работа школьного психолога должна быть направлена на развитие самосознания, осознание ценностей и целей жизни, сознательное формирование образа своего будущего, умение планировать и организовывать свою деятельность во времени, выстраивать жизненную перспективу.
На вузовском этапе необходимо направить усилия на формирование у студентов адекватных представлений о профессиональной карьере, в
котором особое значение приобретают представления о себе как субъекте профессиональной деятельности и образ собственного профессионального будущего. При этом на младших курсах особое внимание необходимо уделять обеспечению психологической поддержки и сопровождения процесса адаптации к учебно-профессиональной деятельности. С этой целью можно рекомендовать проведение социально-психологических тренингов в студенческих группах по развитию социально-психологической компетентности личности и формированию групповой сплоченности. Особое внимание необходимо уделять осознанию будущими специалистами себя как субъекта конкретной профессиональной деятельности. Для этого можно рекомендовать индивидуальные и групповые программы по развитию и коррекции у студентов профессионально значимых личностных качеств и способностей, необходимых для успешного построения профессиональной карьеры. Необходимо развивать у студентов временную перспективу, умение сочетать кратковременное и долговременное планирование профессионального продвижения, создавать условия для самостоятельного решения проблем с помощью активных методов обучения.
Оказать помощь в решении этих задач могут как специалисты социально-психологического отдела Учебно-воспитательного центра, так и кураторы, преподаватели вуза. Необходимо на всех факультетах расширять общегуманитарный цикл дисциплин, изучение которых позволит студентам лучше узнать себя, свои желания и возможности, научиться планировать и организовывать свою жизнь, ставить перед собой дальние и ближние цели, принимать самостоятельные и ответственные решения.
Если проводить подобную работу на профессиональном уровне и в полном объеме, то у студентов к моменту окончания учебы в вузе должна сформироваться психологическая готовность к переходу на новый этап профессионального самоопределения - этап адаптации к конкретной профессиональной
деятельности. Эта готовность включает в себя наряду с другими компонентами адекватные представления о профессиональной карьере, представления о себе как субъекте профессиональной деятельности и представления о собственном профессиональном будущем.
Литература
1. Бороздина Л.В., Спиридонова И.А. Возрастные изменения временной перспективы субъекта.// Психологический журнал. Т. 19 - №2 - 1998. - С.40-50.
2. Вербицкий А.А., Платонова Т. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации. М., Просвещение, 1986.
3. Вербицкий А.А., Платонова Т. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации. М., Просвещение, 1986.
4. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения.// Вопросы психологии. 1994.- №3. - С.43-52.
5. Дубровин Д.Н. Профессиональная ориентация современных старшеклассников.// Практическая психология образования. Часть 2. Материалы 1 съезда практических психологов образования России. М., 1994.- С. 322-327.
6. Климов Е.А. Некоторые психологические принципы подготовки молодежи к труду и выбору профессии.// Вопросы психологии. 1985. - № 4,- С. 5-8.
7. Кон И.С. Выбор профессии и социально-нравственное самоопределение.// Популярная психология для родителей: 2-е изд., испр./ Под ред. А.С.Спиваковской,-СПб.: Союз, 1997.- 304 с.
8. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности: учебное пособие к спецкурсу. Свердловск: М-во просвещения РСФСР, Свердл. пед. ин-т,1986.-142 с.
9. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», Изд-во ЭКМОС, 1999. -352 с.
10. Г.Б. Хасанова, Н.Ш. Валеева Трудоустройство выпускников инженерных вузов: трудности и пути их преодоления. Вестник Казан. технол. ун-та, 2014, №5, с.350-354
11. Н.И. Юртаева Формирование у студентов профессиональной направленности на инженерную деятельность: акмеологический аспект. Вестник Казан. технол. ун-та, 2014, с.342-346
©Л. Р. Хаярова - доц. каф. СРПиП КНИТУ, [email protected]; Г. В. Кузнецов - выпускник КНИТУ, [email protected].
© L. R. Hayarova - Assistant professor of social work, pedagogy and psychology CFTC of KNRTU, [email protected]; G. V. Kuznetsov - A graduate KNRTU, [email protected].