Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦЕЛОСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА'

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦЕЛОСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
специфика / профессиональное самоопределение / старшеклассник / образовательное пространство / профессия / выбор / specificity / professional self-determination / high school student / educational space / profession / choice

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.Я. Ачмизова

В статье рассмотрена специфика профессионального самоопределения старшеклассников в условиях целостного образовательного пространства. Автором сделан акцент на возросших требованиях к любому члену общества, где придается особое значение задаче профессионального самоопределения обучающихся в структуре общего образования. Рассмотрены психолого-педагогические особенности старшеклассников. Дан анализ понятия «профессиональное самоопределение» с точки зрения отечественных специалистов и учёных. Автор подчеркнул важность внедрения новых подходов к процессу организации профориентационной работы в школах. Пришел к выводу, что процесс профессионального самоопределения носит циклический характер, его протекание представляет собой сложное, длительное, подвижное и многоплановое развитие личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С.Я. Ачмизова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN CONDITIONS OF A HOLISTIC EDUCATIONAL SPACE

The article considers the specificity of professional self-determination of high school students in the conditions of holistic educational space. The author emphasizes the increased requirements for any member of society, where the special importance is given to the task of professional self-determination of students in the structure of general education. Psychological and pedagogical characteristics of high school students are considered. The author analyzes the concept of “professional self-determination” from the point of view of domestic specialists and scientists. The author emphasizes the importance of introducing new approaches to the process of organizing vocational guidance work in schools. The work gives a conclusion that the process of professional self-determination is cyclical by nature, its course is a complex, long-term, mobile and multidimensional development of personality.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦЕЛОСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА»

УДК 378

Achmizova S.Ya, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of English Philology, Adygeya State University (Maykop, Russia), E-mail: achmizova2012@mail.ru

SPECIFICS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN CONDITIONS OF A HOLISTIC EDUCATIONAL SPACE. The

article considers the specificity of professional self-determination of high school students in the conditions of holistic educational space. The author emphasizes the increased requirements for any member of society, where the special importance is given to the task of professional self-determination of students in the structure of general education. Psychological and pedagogical characteristics of high school students are considered. The author analyzes the concept of "professional self-determination" from the point of view of domestic specialists and scientists. The author emphasizes the importance of introducing new approaches to the process of organizing vocational guidance work in schools. The work gives a conclusion that the process of professional self-determination is cyclical by nature, its course is a complex, long-term, mobile and multidimensional development of personality.

Key words: specificity, professional self-determination, high school student, educational space, profession, choice

С.Я. Ачмизова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп, E-mail: achmizova2012@mail.ru

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦЕЛОСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

В статье рассмотрена специфика профессионального самоопределения старшеклассников в условиях целостного образовательного пространства. Автором сделан акцент на возросших требованиях к любому члену общества, где придается особое значение задаче профессионального самоопределения обучающихся в структуре общего образования. Рассмотрены психолого-педагогические особенности старшеклассников. Дан анализ понятия «профессиональное самоопределение» с точки зрения отечественных специалистов и учёных. Автор подчеркнул важность внедрения новых подходов к процессу организации профориентационной работы в школах. Пришел к выводу, что процесс профессионального самоопределения носит циклический характер, его протекание представляет собой сложное, длительное, подвижное и многоплановое развитие личности.

Ключевые слова: специфика, профессиональное самоопределение, старшеклассник, образовательное пространство, профессия, выбор

Актуальность темы определена тем, что современный российский рынок труда характеризуется высокой степенью конкурентоспособности среди специалистов практически во всех областях профессиональной деятельности. Возрастающие требования к любому члену общества придают особое значение задаче профессионального самоопределения обучающихся в структуре общего образования [2, с. 53].

Целью является выявление специфики профессионального самоопределения старшеклассников в условиях целостного образовательного пространства. Соответственно, объектом статьи является педагогический процесс в рамках профессионального самоопределения старшеклассников в условиях целостного образовательного пространства.

Задачи исследования: осуществить теоретический анализ профессионального самоопределения старшеклассников в качестве психолого-педагогического явления; описать специфику формирования профессионального самоопределения старшеклассников в условиях целостного образовательного пространства.

Методы исследования: для достижения обозначенной цели и сформированных задач выбраны анализ и синтез, а также классификация и систематизация практических аспектов формирования профессионального самоопределения старшеклассников.

Научная новизна состоит в системном подходе к изучению специфики формирования профессионального самоопределения старшеклассников.

Теоретическая значимость состоит в изучении существующих педагогических теорий и подходов в исследованиях к выявлению специфики профессионального становления старшеклассников в условиях целостного образовательного пространства, а также систематизации полученных в настоящей статье результатов.

Практическая значимость исследования определяется тем, что изученный материал может быть использован педагогами-психологами в своей деятельности для выявления профессиональной идентичности, интересов и склонностей школьников старших классов в различных профессиональных сферах своей будущей деятельности, установить роль тех или иных мотивов при выборе профессии.

В педагогике и гуманитарных науках личностное самоопределение рассматривается как один из главных этапов развития личности. Процесс личностного самоопределения длится на протяжении всей жизни, начиная с дошкольного возраста, однако особенно ярко процесс личностного самоопределения проявляется в подростковом или старшем школьном возрасте. Учитывая изменчивость и интенсивность развития общества, к системе образования предъявляется всё больше запросов и требований. Выбор и определение подходящей профессии, которая способствует развитию и финансовому благополучию, всегда оставались одним из наиболее важных вопросов, волнующих каждого индивидуума. Выбор профессии - это сложный процесс, который требует учета множества факторов, включая наши способности, потребности, мечты, интересы, темперамент, самооценку, состояние здоровья, а также мнение близких и знакомых. Выбор профессии представляет собой сложную задачу. От выбора своего решения зависит все последующая судьба любого человека.

Сегодня такой упорядоченной и переработанной обществом и государством системы информации не существует или она недостаточно значима, либо ясна для тех, кто находится на этапе выбора. Существует практическая необходимость в разработке современного подхода к изучению профессионального самоопреде-

ления личности, цель которого связана с обеспечением необходимого для государства и общества результата на основе выбора отдельной личностью информации о различных видах профессиональной деятельности или профессии.

Сделав правильный выбор профессии, можно достичь величайших успехов в работе и общественной деятельности, а также испытывать полное удовлетворение от труда и его результатов, что позволяет раскрепостить свое творчество, настроиться наилучшим образом эмоционально и реализовать все свои жизненные планы как в личном, так и в общечеловеческом масштабе.

Более детально вопросы профессионального самоопределения рассматривались в трудах учёных. Среди отечественных специалистов можно выделить нескольких специалистов. Так, А.К. Маркова в работе «Психология профессионализм» рассматривала профессиональное самосознание как самосознание самого индивида, который утверждает чувства собственного достоинства как состоявшейся личности. Говоря о соотношении личностного и профессионального, Маркова утверждает, что «личностное пространство обширнее профессионального», личностное «дает начало, ход и завершение профессиональному» [6, с. 25].

Е.А. Климов в «Определении типа будущей профессии» представил авторскую методику классификации профессиональных интересов. С помощью её можно установить, в какой области старшекласснику лучше всего выбрать специальность, по которой он будет проходить профессиональное обучение после школы. Также он выделил два уровня профессионального самоопределения: гностический уровень (перестройка сознания и самосознания), практический уровень (реальные изменения социального статуса человека) [5, с. 24]. Как считает учёный [5], профессиональное самоопределение не может сводиться только к простому выбору специальности, и не оно не заканчивается после прохождения обучения в учебных заведениях. Профессиональное самоопределение - непрерывный процесс, который идёт на протяжении всей трудовой жизни человека.

Н.С. Пряжников в своих работах раскрывал смысл профессионального самоопределения. Он указывал на то, что у субъекта профессионального самоопределения возникают условия активности, имеющие свои психолого-педагогические условия. Также он рассматривал использование авторских методик для активизации профессионального самоопределения и различные форматы работы: индивидуальный, групповой, микрогрупповой. Также он подробно описывал в методах работы с подростками возможности использования образовательных игр [8, с. 65].

Среди зарубежных специалистов на данную тематику следует назвать труды Ларри Хьёлла, Дэниеля Зиглера. В своей совместной работе «Теория личности» они подробно рассматривали факторы, которые оказывают влияние на подростков при выборе профессии. Обозначая проблемы подростков, а именно -кризисидентичности, они отмечают, что на первом месте стоит вопрос выбора профессии. Сложность в процессе определения они увязывают с фундаментальными проблемами в сфере личности подростка. Так же, как и другие специалисты, данные ученые рассматривают становление человека и его первый выбор профессии как взаимосвязанные и неразорванные процессы [9, с. 58].

Во всех этих исследованиях обосновывается важность работы с профессиональным самоопределением для формирования личности подростка.

Процесс профессионального самоопределения личности представляет собой сложную и продолжительную деятельность, которая осуществляется на

протяжении значительного периода жизни. Насколько эффективным он будет, зависит от соответствия психологических возможностей индивида с содержанием и требованиями его профессиональной сферы, а также от способности человека адаптироваться к изменяющемуся общественно-экономическому окружению, связанному с развитием его профессиональной карьеры. Одним из путей достижения этого стремления является выбор профессии, способствующей выделению себя в глазах окружающих и приносящей эмоциональное удовлетворение. Ассоциирование личности с определенной профессией позволяет человеку найти себя, способствует самореализации и выражению собственного «Я». Всё это влияет на мотивацию молодого человека в выборе профессии, которая поможет ему реализовать свою индивидуальность и достичь удовлетворения собой [7, с. 69].

Начиная еще с дошкольного возраста, дети стремятся подражать взрослым и воспроизводить их деятельность. Важную роль в этих играх уделяется профессионально ориентированным сценариям, где дети играют роли продавцов, врачей, водителей, воспитателей или поваров. В период младшей школы у детей наблюдается специфическая особенность - они начинают подражать взрослым. Это может быть связано с ориентацией на профессии, в которых реализуют себя значимые взрослые - учителя, родители, родственники или близкие знакомые семьи [4, с. 75].

Во время переходного возраста у подростка появляется ощущение взрослости. Он полностью погружается во взрослые дела, которыми ему ранее не доводилось заниматься. Повышается интерес к собственной личности, усиливается стремление разобраться в своих желаниях, склонностях и способностях. В поисках самопознания подросток часто прибегает к методам рефлексии и самоанализа. Именно в этот период начинают формироваться многие предпочтения и становятся заметными наиболее яркие и стойкие устремления.

Практически каждый старшеклассник в процессе профессионального выбора сталкивается с индивидуальной ситуацией, которую необходимо учитывать и анализировать. При этом, основываясь на исследованиях Е.А. Климова, можно выделить восемь основных типов ситуаций, которые оказывают влияние на процесс выбора профессии.

Первым фактором является позиция старших членов семьи, которая может оказывать давление на принятие определенного решения.

Также важными являются мнения сверстников, соседей и знакомых, которые могут оказывать непосредственное воздействие на выбор профессии. Роль учителя в процессе выбора профессии также имеет значение, поскольку их рекомендации и поддержка могут значительно повлиять на решение старшеклассника. Однако необходимо учитывать также собственные способности, умения и уровень развития обучающегося как субъекта деятельности, поскольку они определяют его потенциал в определенной области. Информированность играет важную роль в выборе профессии, поскольку чем больше информации имеет старшеклассник о различных возможностях и требованиях профессий, тем осознаннее их выбор. Склонность к тем или иным видам деятельности также оказывает влияние на профессиональный выбор, поскольку предпочтения и интересы могут определить отрасль и вид деятельности, в которых старшеклассник будет реализоваться в будущем.

И, наконец, важно учитывать уже существующие личные профессиональные планы, которые могут быть различными и иметь разную степень определенности.

Библиографический список

В настоящее время огромное внимание уделяется вопросам помощи школьникам в выборе профессии. В этом направлении предпринимаются различные действия, чтобы обеспечить эффективную поддержку ученикам. Во многих школах создаются специальные кабинеты профориентации, где школьные психологи тесно сотрудничают со старшеклассниками. Кроме того, в учебные программы внедряются специализированные курсы, которые помогают ученикам ознакомиться с некоторыми психологическими концепциями, связанными с выбором профессионального пути. Это необходимо для формирования будущих специалистов и играет важную роль в процессе их развития [3, с. 26].

Специфика формирования профессионального самоопределения старшеклассников во многом определяется подготовленностью родителей к содействию в профессиональном самоопределении старшеклассников. Для этого нужно формировать у родителей положительное отношение к выбору профессии их школьника, повышать интерес к его профессиональному самоопределению, самим родителям совершенствовать свои знания в мире современных профессий, поддерживать в выборе адекватной профессии старшеклассника, учитывая при этом специфику выбираемой им профессии, знания, субъективный опыт, личностные особенности, способности, возможности, интересы и помогать в выравнивании личного профессионального маршрута.

Представление о себе как о личности у старшеклассников более развито, чем представление о себе как о профессионале. Это отражается в том, что одни знают о себе больше, чем другие; одни больше понимают, что хотят и уже выбирают те учебные предметы, которые им нужны для будущей профессии; некоторые уже начинают представлять себя в будущей профессии или хотя бы пытаются окунуться в атмосферу данной профессии; какие-то ребята склоны желаемое выдавать за действительное; кто-то пытается уйти из-под опеки родителей и др. Выбор профессии, как и сами профессии, у всех разнообразен. И каждый по-разному приходит к выбору своей профессии.

Как отмечают М.Б. Алиева, Д.М. Даудова, К.А. Ахмедпашаева [1, с. 270], особенность формирования профессионального самоопределения старшеклассников зависит от определенных условий: от самих старшеклассников, их родителей, сверстников, педагогов и психологов, общества и государства.

Существует множество проблем, которые отрицательно влияют на профессиональное самоопределение старшеклассников, а именно - превращение образования в платную услугу; искажение личностных приоритетов (противоречие «учеба - работа»); дисбаланс в масштабах подготовки и уровне востребованности специалистов, перепроизводство «модных» профессий, нарушение соотношений технического и гуманитарного профилей образования; практическое отсутствие государственного статуса профориентации молодежи в России, эпизодичность её осуществления, неподготовленность педагогов и других практических работников к её реализации; недостаточная связь и преемственность школы, системы профессионального образования, будущих работодателей, службы занятости и других социальных институтов.

Рассмотренные проблемы также показывают на потребность внедрения новых подходов к процессу организации профориентационной работы в школах.

Профессиональное самоопределение, являющееся частью личностного самоопределения и протекающее в течение всего жизненного пути человека, во многом зависит от профориентации школьников [5, с. 24].

Таким образом, можно сделать выводы, что процесс профессионального самоопределения носит циклический характер, его протекание представляет собой сложное, длительное, подвижное и многоплановое развитие личности.

1. Алиева М.Б., Даудова Д.М., Ахмедпашаева К.А. Психолого-педагогическая характеристика процесса профессионального самоопределения старшеклассников. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 2 (99): 270-272.

2. Ачмизова С.Я. Особенности развития личности в образовательной системе. Современные научные достижения и инновационные технологии в гуманитарной и технической сферах. 2016: 53-55.

3. Булуева Ш.И., Гамзаева М.В. Экспериментальное исследование процесса профессионального самоопределения старшеклассников. Профессионально-педагогическое образование: состояние и перспективы. 2018: 26-33.

4. Гладких М.Ю. Формирование продуктивного опыта младших школьников в подготовке к выбору профессии. Москва: Высшая школа, 2014.

5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Москва: Академия, 2015.

6. Маркова А.К. Психология профессионализма. Москва, 1996.

7. Мотивация и личность. Перевод с английского. Санкт-Петербург: Питер, 2019.

8. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Москва, 1996.

9. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). Санкт-Петербург: ПитерПресс, 1997.

References

1. Alieva M.B., Daudova D.M., Ahmedpashaeva K.A. Psihologo-pedagogicheskaya harakteristika processa professional'nogo samoopredeleniya starsheklassnikov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): 270-272.

2. Achmizova S.Ya. Osobennosti razvitiya lichnosti v obrazovatel'noj sisteme. Sovremennye nauchnye dostizheniya i innovacionnye tehnologii v gumanitarnoj i tehnicheskoj sferah. 2016: 53-55.

3. Bulueva Sh.I., Gamzaeva M.V. 'Eksperimental'noe issledovanie processa professional'nogo samoopredeleniya starsheklassnikov. Professional'no-pedagogicheskoeobrazovanie: sostoyanie i perspektivy. 2018: 26-33.

4. Gladkih M.Yu. Formirovanie produkíivnogo opyta mladshih shkol'nikov vpodgotovke k vyboru professii. Moskva: Vysshaya shkola, 2014.

5. Klimov E.A. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya. Moskva: Akademiya, 2015.

6. Markova A.K. Psihologiya professionalizma. Moskva, 1996.

7. Motivaciya i lichnost'. Perevod s anglijskogo. Sankt^terburg: Piter, 2019.

8. Pryazhnikov N.S. Professional'noe ilichnostnoe samoopredelenie. Moskva, 1996.

9. Teorii lichnosti (Osnovnye polozheniya, issledovaniya iprimenenie). Sankt-Peterburg: PiterPress, 1997.

Статья поступила в редакцию 01.02.24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.