Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ'

СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / ОТКРЫТЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мёдова Наталия Анатольевна, Дергачёва Евгения Владимировна, Сергеева Анна Иосифовна, Гордеева Екатерина Алексеевна

В статье рассматриваются цифровые инструменты формирования профессиональных компетенций учителей-дефектологов в формате открытого образовательного ресурса, объединяющего преимущества тренажерного практикума и практических занятий по направлению подготовки. Цифровой ресурс способствует формированию будущих учителей-дефектологов как субъектов инклюзивной деятельности с готовностью к самообразованию. Целью исследования являются рассмотрение и анализ ключевых характеристик цифровых инструментов обучения студентов и опыта внедрения их в учебный процесс. Авторами использовались методы изучения и анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы и интернет-ресурсов по проблеме исследования, представлено обобщение опыта апробации открытого образовательного ресурса. Выделены умения анализировать анамнестические данные детей с ограниченными возможностями здоровья; диагностировать, ставить логопедическое заключение, осуществлять рациональный подбор инструментария для диагностики и психолого-педагогического изучения дошкольников с ОВЗ с учетом возраста и вида нарушения;взаимодействие с другими специалистами с помощью цифровых ресурсов и др. Образовательный ресурс «ЛогопедPro» был включен в структуру учебного процесса с целью практико-ориентированной подготовки и формирования профессиональных компетенций учителя-дефектолога через систему тренажерных заданий. Проанализированы уровни сформированности профессиональных компетенций студентов. В итоге 70% студентов повысили свой уровень при использовании открытого образовательного ресурса. Сделан вывод о том, что результатом применения цифровых инструментов является повышение качества знаний студентов и развитие их способности учиться самостоятельно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мёдова Наталия Анатольевна, Дергачёва Евгения Владимировна, Сергеева Анна Иосифовна, Гордеева Екатерина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF DIGITAL TOOLS USE IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF TEACHERS - DEFECTOLOGISTS

The article discusses digital tools for the formation of professional competencies of teachers-defectologists in the format of an open educational resource that combines the advantages of a training workshop and practical exercises in the field of training. The digital resource contributes to the formation of future teachers-defectologists as subjects of inclusive activities with a readiness for self-education. The aim of the study is to review and analyze the key characteristics of digital student learning tools and the experience of introducing them into the educational process. The authors use the methods of theoretical analysis: the study and analysis of psychological, pedagogical and scientific-methodical literature and Internet resources on the research problem, as well as generalization of the experience of approbation of an open educational resource. The parameters that make it possible to determine the efficiency of the resource use are highlighted: the ability to analyze the anamnestic data of children with disabilities; the ability to diagnose, put a speech therapy conclusion, the amount of rational selection of tools for diagnosis and psychological and pedagogical study of preschoolers with disabilities, taking into account the age and type of impairment; the degree of interaction with other specialists using digital resources, etc. The educational resource LogopedistPro was included in the structure of the educational process with the aim of practice-oriented training and the formation of professional competencies of a teacher-defectologist through a system of training tasks. The results of the level of formation of professional competencies of students are analyzed. As a result, 70% of students improved their level using the open educational resource, activated by workshops. It is concluded that the result of using digital tools is improving the quality of students' knowledge and develop their ability to study independently.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ»

Человек и образование. 2022. № 3. С. 106-116.

Научная статья УДК 37.013

doi: 10.54884/S181570410023079-1

СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ

Наталия Анатольевна Мёдова1Ш, Евгения Владимировна Дергачёва2, Анна Иосифовна Сергеева3, Екатерина Алексеевна Гордеева4

1,2Д4 Томский государственный педагогический университет, Томск, Россия 1Hkd@tspu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0001-9182-2322

2 eugenia735@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8060-0369

3 anniosif@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-0750-2789

4 gea1994@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-9939-0760

Аннотация. В статье рассматриваются цифровые инструменты формирования профессиональных компетенций учителей-дефектологов в формате открытого образовательного ресурса, объединяющего преимущества тренажёрного практикума и практических занятий по направлению подготовки. Цифровой ресурс способствует формированию будущих учителей-дефектологов как субъектов инклюзивной деятельности с готовностью к самообразованию. Целью исследования являются рассмотрение и анализ ключевых характеристик цифровых инструментов обучения студентов и опыта внедрения их в учебный процесс. Авторами использовались методы изучения и анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы и интернет-ресурсов по проблеме исследования, представлено обобщение опыта апробации открытого образовательного ресурса. Выделены умения анализировать анамнестические данные детей с ограниченными возможностями здоровья; диагностировать, ставить логопедическое заключение, осуществлять рациональный подбор инструментария для диагностики и психолого-педагогического изучения дошкольников с ОВЗ с учётом возраста и вида нарушения; взаимодействие с другими специалистами с помощью цифровых ресурсов и др. Образовательный ресурс «ЛогопедPro» был включен в структуру учебного процесса с целью практикоориентированной подготовки и формирования профессиональных компетенций учителя-дефектолога через систему тренажёрных заданий. Проанализированы уровни сформированности профессиональных компетенций студентов. В итоге 70% студентов повысили свой уровень при использовании открытого образовательного ресурса. Сделан вывод о том, что результатом применения цифровых инструментов является повышение качества знаний студентов и развитие их способности учиться самостоятельно. Ключевые слова: интернет-ресурсы, открытый образовательный ресурс, профессиональные компетенции, цифровые технологии, учитель-дефектолог.

Для цитирования: Мёдова Н.А., Дергачёва Е.В., Сергеева А.И., Гордеева Е.А. Специфика применения цифровых инструментов при формировании профессиональных компетенций учителей-де-фектологов // Человек и образование. 2022. №3. 2022.^3. с.106-116. http:dx.doi.org/10.54884/ S181570410023079-1

Original article

SPECIFICITY OF DIGITAL TOOLS USE IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF TEACHERS - DEFECTOLOGISTS

Natalia A. Medova ш, Evgenia V. Dergacheva 2, Anna I. Sergeeva 3, Ekaterina A. Gordeeva 4

1,2,3,4 Tomsk State Pedagogical University, Tomsk Russia 1Hkd@tspu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0001-9182-2322

2 eugenia735@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8060-0369

3 anniosif@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-0750-2789

4 gea1994@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-9939-0760

Abstract. The article discusses digital tools for the formation of professional competencies of teachers-defectologists in the format of an open educational resource that combines the advantages of a training workshop and practical exercises in the field of training. The digital resource contributes to the formation of future teachers-defectologists as subjects of inclusive activities with a readiness for self-education. The aim of the study is to review and analyze the key characteristics of digital student learning tools and the experience of introducing them into the educational process. The authors use the methods of theoretical analysis: the study and analysis of psychological, pedagogical and scientific-methodical literature and Internet resources on the research problem, as well as generalization of the experience of approbation of an open educational resource. The parameters that make it possible to determine the efficiency of the resource use are highlighted: the ability to analyze the anamnestic data of children with disabilities; the ability to diagnose, put a speech therapy conclusion, the amount of rational selection of tools for diagnosis and psychological and pedagogical study of preschoolers with disabilities, taking into account the age and type of impairment; the degree of interaction with other specialists using digital resources, etc. The educational resource "LogopedistPro" was included in the structure of the educational process with the aim of practice-oriented training and the formation of professional competencies of a teacher-defectologist through a system of training tasks. The results of the level of formation of professional competencies of students are analyzed. As a result, 70% of students improved their level using the open educational resource, activated by workshops. It is concluded that the result of using digital tools is improving the quality of students' knowledge and develop their ability to study independently.

Keywords: internet resources, open educational resource, professional competencies, digital technologies, teacher-defectologist.

For citation: Medova N.A., Dergacheva E.V., Sergeeva A.I., Gordeeva E.A. Specificity of digital tools use in the formation of professional competencies of teachers - defectologists // Man and education. 2022; (3): 106-116. (In Russ.). http: //dx.doi.org/doi: 10.54884/S181570410023079-1

Введение. Современное образование выходит на качественно новый этап развития, связанный с глобализацией цифрового общества. Проблемы построения цифрового общества являются базой взаимодействия субъектов современной экономики. В связи с этим медийно-информационная грамотность представляет собой комплексное понятие, предложенное ЮНЕСКО в 2007 году, и охватывает все компетенции, включая цифровую грамотность, совокупность знаний, навыков, установок, компетенций и практик, которые обеспечивают эффективный доступ, анализ, интерпретацию, использование медийных продуктов [1]. Кроме того, в обществе происходят изменения, определяющиеся новой цифровой культурой: изменение высших психических функций, механизмов формирования личности, принятых в образовании практик; контингента - нуждающихся в логопедической

и дефектологической помощи, появление новых психологических и дефектологических феноменов. Таким образом, общество предъявляет новые требования к дефекто-логам, касающиеся владения цифровыми и информационными компетенциями.

В контексте нашего исследования рассматриваются современные подходы к обучению учителей-дефектологов в эпоху циф-ровизации образования.

В исследованиях Р. Барнетта есть положения, касающиеся проблематики нашей статьи. Авторитетный ученый в сфере философии образования представил авторское видение понятий трансвзаимодействия и трансдисциплинарности обучения в экологическом университете будущего. Понятие междисциплинарности как теоретическое и практическое обогащающее взаимодействие дисциплин в обучении входит в термин «трансдисциплинарность» [2].

По нашему мнению, название главы книги «Экологический университет. Осуществимая утопия» Рональда Барнетта «Уходящие возможности и новые перспективы» точно характеризует состояние профессиональной подготовки учителей-дефектоло-гов в цифровую эпоху в вузе - это движение вперед, развитие и изменения, связанные с цифровизацией...» [2, с.24].

Инновации складываются из двух ингредиентов: креативность и коллаборация. Цифровые технологии позволяют смешивать обе эти составляющие, повышая эффективность работы учителей-дефектоло-гов на современном этапе развития образования.

Целесообразно обосновать применение междисциплинарного подхода в обучении учителей-дефектологов как перспективного подхода профессиональной подготовки специалистов в условиях цифровизации. Запросы общества по созданию и реализации инклюзивной практикоориентированной деятельности требуют не только междисциплинарных знаний от учителей-дефекто-логов, но и интеграции различных методов, технологий, сред обучения и воспитания, что позволяет успешно осуществить включение детей с разными потребностями в единое образовательное сообщество. Цифровые технологии представляют ресурс, который аккумулирует совокупность знаний и представлений обо всех сторонах дефектологии и современной практикоо-риентированной деятельности, накопленной в информационной сфере. Он является комплексом технологических процессов, систем и инфраструктуры, овладение которыми входит в обязательные компетентности современного специалиста.

Следует учитывать, что дети с ограниченными возможностями здоровья являются субъектами цифровизации и носителями префигуративной культуры образования, характерными особенностями которой считаются виртуальная индивидуальная мобильность, познание и образование посредством интернет-СМИ и интернет-технологий. Поколение 2 отличается от предыдущих интенсивностью включенности в циф-

ровые коммуникации. Взаимопроникновение разных научных областей и социальных сред отличает междисциплинарный подход к обучению, а сама инклюзивная среда и инклюзивное образование с многообразием участников, в частности учителей-дефекто-логов и детей с разными образовательными потребностями, уникальностью педагогических условий и совершенствованием технологий развития, обучения и коррекции созвучны концепту междисциплинарного подхода [3].

Сложившиеся проблемные ситуации предполагают переосмысление едва ли не всех базовых черт образовательной деятельности и затрагивают фундаментальные основания образования [4].

Материалы и методы. Исследователи И. В. Роберт, М. В. Ковальчук, М. А. Чошанов предлагают новый трансфер-интегратив-ный подход к образованию, согласно которому цифровые технологии понимаются как средство разработки и внедрения новых трансфер-интегративных областей и трансфер-зон в сферах педагогической практики и научного знания, влияющих на развитие цифровой дидактики [5].

Данное обстоятельство предполагает развитие компетенций современных учи-телей-дефектологов через включение междисциплинарных механизмов в современные технологии подачи учебного материала.

Было проведено исследование, проблема которого состояла в выявлении содержательных и деятельно-технологических характеристик образовательных ресурсов для подготовки будущих учителей-дефек-тологов на уровне бакалавриата в вузе.

Нами было предположено, что включение открытых образовательных ресурсов в систему обучения будущих учителей-дефек-тологов на уровне бакалавриата в вузе существенно повысит эффективность обучения за счёт таких условий, как высокий уровень сформированности Digital-компетенций и проведение учебной (ознакомительной) практики с применением открытого образовательного ресурса «ЛогопедРга» [6].

Применение открытого образователь-

ного ресурса для подготовки учителей-де-фектологов проводилось на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ). Контингент испытуемых: студенты ТГПУ обучающиеся по профилю Логопедия в рамках направления подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (бакалавриата), обучающиеся по Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования 3++ (далее ФГОС ВО 3++) в количестве 80 человек.

Проектирование учебной студентоцен-трированной программы - значимое условие подготовки в вузе, ориентированное на результаты обучения. Отметим, что именно использование междисциплинарного подхода предполагает акцент на формирование высокого уровня профессиональных компетенций как итога образовательного процесса для обучающегося по отношению к знаниям, пониманию и способностям, а не на средства и методы обучения, которые используются в педагогической практике в целях получения этих результатов [7].

Центральным звеном учебного процесса становится обучающийся и его познавательная деятельность, поэтому на первый план выходит процесс познания. Студенто-центрированное обучение дает для обучающего больше свобод в выборе источников информации и накоплении знаний, умений, в том числе требует от него самостоятельности в развитии умений работать с различным уровнем информации, пользоваться различными формами доступа информации и учитывать ее адекватность. Междисциплинарный подход позволяет создавать образовательную среду, в которой моделируются характеристики студента как личностно-профессиональный рост, индивидуальность, креативность, личностная ответственность. В рамках студентцентри-рованного подхода используются методы проблемного и проективного обучения, в том числе и современные информационные технологии [8]. Переход на новый формат требует освоения методик применения и

знания алгоритмов работы с цифровыми ресурсами. Проблему можно обозначить как дефицит мотивации со стороны преподавателя и нежелание менять апробированную методику работы со студентами [9]. Внедрение современных методов обучения позволяет применить гибкое сочетание самостоятельной активности студента с различными информационными источниками, что сказывается на результативности достижения планируемых результатов обучения по программе.

В исследовании применялись следующие методы: теоретический анализ литературы, информационно-компьютерные технологии, анкетирование, количественный и качественный анализ и интерпретация полученных данных, F-тест или критерий Фишера.

Анализ научной литературы показал необходимость применения современных инновационных педагогических технологий - именно к ним относятся информационно-компьютерные технологии. Как отметил В. П. Делия: «Инновационная образовательная среда - это внутреннее и внешнее духовно-материальное пространство учебного заведения, создающее соответствующий ему дух (культ генерации инноваций, культ учета, сотрудничество и т.д.), способствующий развитию корпоративной культуры педагогов-новаторов, деятельность которых направлена на качественную профессиональную подготовку будущих специалистов и приобретение ими базисных профессиональных и социальных компетенций на основе развития их творческих способностей и формирования личного опыта инновационной деятельности» [10, с. 68].

Результаты. В ходе эксперимента большинство занятий проводилось при реализации междисциплинарного подхода с применением открытых образовательных ресурсов. Понимание проблемы профессионально-педагогической подготовки учите-ля-дефектолога вышло за рамки предметного обучения. Обучающийся должен уметь самостоятельно работать в информационном пространстве, проводить анализ и синтез разнообразной информации, уметь кри-

тически и осознанно осуществлять выбор полезной информации. В современных условиях модернизации дефектологического образования поиск новых методов и технологий обучения будущих учителей-дефек-тологов происходит в следующих аспектах: формирование компетентности (В.Н. Введенский, В.Н. Дружинин, Е А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Н.В. Кузьмина, Н.Н. Лобанова, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Ю.П. Поваренков, Е.И. Рогов); структура компетентности (составляющих её компетенций): рефлексивной (В.К. Елисеев, Л А. Кунаковская, НМ. Пинеги-на), коммуникативный аспект (Л.В. Львов, Т.Н. Пильщикова), содержание профессионально-педагогической деятельности преподавателя (Л.М. Абдулина, Э.Ш. Абдюшев, В.А. Антипова, Е.В. Бережнова, Ю.П. Ветров, З.Ф. Есарева) [11].

Следовательно, необходимо использование таких форм обучения, которые обеспечивают реализацию внутреннего механизма саморазвития студента, в том числе формирования Digital-компетенции.

Digital-компетенция проявляется в активной вовлеченности студента в цифровой образовательный процесс, владении приёмами самообразования в сети Интернет, способности к научно-исследовательской и просветительской работе, а также к сотрудничеству в коллективе с применением цифровых технологий для осуществления взаимодействия с другими специалистами с помощью цифровых ресурсов. Кроме того, Digital-компетенция предполагает высокую степень активности и вовлеченности обучающегося в коммуникацию с обучающимися и преподавателями в социальных сетях [12].

Специалистами кафедры дефектологии ТГПУ был разработан цифровой инструментарий - образовательный ресурс «Лого-педРго», а затем включен в учебный процесс с целью выработки ключевых компонентов профессиональной компетентности учите-ля-дефектолога (направленность «Логопедия»).

Апробация открытого образовательного ресурса (далее ООР) в процессе практической подготовки студентов по профилю «Логопедия» является ключевым направле-

нием психолого-педагогических исследований в области дефектологии. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации (от 4 октября 2000 г. №751) написано, что система образования призвана сделать подготовку высококвалифицированных кадров, способных к профессиональному и мобильному росту в условиях информатизации современного общества и развития новых наукоемких технологий [13]. В Основной образовательной программе высшего образования (далее ООП ВО) по направленности (профиль): Логопедия, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом 3++, обозначены общепрофессиональные компетенции выпускников педагогического вуза: (ОПК-2) способности к разработке основных и дополнительных образовательных программ, а также отдельных их компонентов (в частности и использование ИКТ), что приводит к необходимости включения в процесс обучения информационно-компьютерных технологий [14]. Таким образом, является актуальным создание специализированного программного обеспечения для разработки электронных образовательных ресурсов, которое позволит учителям-логопедам демонстрировать автономные, переносимые, хорошо структурированные учебные объекты с целью выработки профессионально значимых компетенций.

Открытый образовательный ресурс «Ло-гопедРго» - это сайт для самостоятельной работы студентов, который позволяет обучающимся совершенствовать свои профессиональные компетенции, повышать мотивацию к образовательной деятельности и формирует Digital-компетенции.

Цель ООР «ЛогопедРго» - формирование и повышение у студентов по профилю Логопедия профессиональных компетенций, мотивации к дальнейшей профессиональной деятельности и Digital-компетенций через цифровые, инновационные методы обучения.

Задачи открытого образовательного ресурса «ЛогопедРго»:

- использование в образовательном процессе цифрового контента с применением новейших технологий;

Таблица 1

Соотношение уровня сформированности профессиональных компетенций у студентов до и после внедрения открытой образовательной системы с учетом статистических данных по результатам (в %)

Показатель до применения ООР после применения ООР Критерий ф*

высокий средний низкий высокий средний низкий высокий средний низкий

Степень умения анализировать анамнестические данные детей с ОВЗ: умение диагностировать, ставить логопедическое заключение 0 37,5 62,5 62,5 25 12,5 - 1,131 3,792**

Количество рационального подбора инструментария для диагностики и психолого-педагогического изучения дошкольников с ОВЗ с учётом возраста и вида нарушения 0 62,5 37,5 82,5 12,5 5 5,907** 4,526** -

Степень владения навыками осуществления диагностики детей (анализ цифрового следа детей с нарушениями речи) 10 65 25 82,5 17,5 0 6,339** 4,526** -

Уровень способности продуктивно осуществлять профессиональную коммуникацию 10 42,5 47,5 55 27,5 17,5 4,593** 1,413 2,943**

мых различий, т.к. присутствует результат «0»;

знаком «*» - обозначены статистически значимые различия при р <0,05, что позволяет утверждать достоверность различий между процентными долями в выборке, в которой зарегистрирован интересующий нас эффект; знаком «**» - обозначены статистически значимые различия при р <0,01, что позволяет утверждать неоспоримую достоверность различий между процентными долями в выборке, в которой зарегистрирован интересующий нас эффект.

- разработка базы материалов, например по дисциплине «Дислалия», и учебная (ознакомительная) практика;

- создание доступного материала для дистанционного формата работы (т.е. охват всех цифровых носителей);

- создание банка персоналий в сфере деятельности учителя-дефектолога, в том числе в сфере логопедии;

- оформление банка дефектов развития, например дефектов речи по дисциплине «Дислалия»;

- разработка интерактивного метода диагностики детей с различной речевой патологией.

В целях определения готовности и потребности студентов развивать профессиональные компетенции и навыки с использованием открытого образовательного ресурса была разработана анкета, проведено анкетирование с последующими интерпретацией результатов и выводами. В исследовании приняли участие 80 человек (обучающиеся 3, 4 курса очной формы обучения).

Результаты анкетирования показали, что студенты имеют навыки использования интернет-ресурсов: активно используют с целью самообразования 50% обучающихся. В то же время у них наблюдается недостаточно навыков по использованию ООР в профессиональной деятельности.

Вторым этапом исследования было включение студентов в работу по использованию ООР, т.е. обучение по описанной ра-

нее структуре ООР с учетом учебного плана и ФГОС ВО 3++.

Для оценки эффективности ООР «Лого-педРго» были разработаны критерии эффективности применения образовательного ресурса «ЛогопедРго»: сформирован-ность профессиональных компетенций, сформированность Digital-компетенций. Результаты представлены в таблицах 1 и 2. В целях анализа эффективности был исполь-

Таблица 2

Соотношение уровня сформированности Digital-компетенций у студентов до и после внедрения открытой образовательной системы с учетом статистических данных по результатам (в %)

Показатель до применения ООР после применения ООР Критерий р*

высокий средний низкий высокий средний низкий высокий средний низкий

Степень активности и вовлеченности в цифровой образовательный процесс 30 20 50 80 15 5 4,718** 0,59 5,009**

Степень владение приёмами по самообразованию в сети Интернет 60 15 25 80 20 - 1,977* 0,59 -

Степень включенности в научно-исследовательскую и просветительскую работу 5 20 75 20 32,5 22,5 2,129* 3,551** 4,946**

Уровень способности к сотрудничеству и работе в коллективе с применением цифровых технологий 5 20 75 20 55 25 2,129* 3,327** 4,682**

Степень осуществления взаимодействия с другими специалистами с помощью цифровых ресурсов 5 45 50 15 47,5 37,5 1,538 0,224 1,131

Степень активности и вовлеченности обучающегося в коммуникацию с обучающимися и преподавателями в социальных сетях 57,5 42,5 - 95 5 - 4,338** 4,333** -

Примечание: знаком «-» обозначено отсутствие возможности применения критерия подсчета статически значимых различий, т.к. присутствует результат «0»;

знаком «*» - обозначены статистически значимые различия при р <0,05, что позволяет утверждать достоверность различий между процентными долями в выборке, в которой зарегистрирован интересующий нас эффект; знаком «**» - обозначены статистически значимые различия при р <0,01, что позволяет утверждать неоспоримую достоверность различий между процентными долями в выборке, в которой зарегистрирован интересующий нас эффект.

зован ф* - угловое преобразование Фишера (критерий Фишера), который позволяет оценить сдвиг значений исследуемого признака, а в нашем случае условиями выступили два замера на одной и той же выборке.

Данные, представленные в таблице, демонстрируют возможности студентов до применения ООР в области профессиональной деятельности как средние и низкие. Это обусловлено неуверенностью в применении теоретических знаний, отсутствием опыта в диагностике и профессиональной коммуникации. ООР позволяют обучающимся в тренажёрном режиме отрабатывать необходимые для деятельности специалиста умения. Динамика результативности использования ООР определена после ее использования и статистически доказана значимостью в различии результатов анкетирования.

Анализ уровня сформированности Digital-компетенций выявляет высокий уровень вовлеченности студентов в интернет ресурсы, однако в области реализации профессиональных компетенций цифровые технологии не занимают первые позиции. ООР расширяет потенциал будущих учите-лей-дефектологов по нескольким показателям, которые представлены в таблице. В таблице 2 представлена динамика развития Digital-компетенций и результативность статистически доказана.

Выводы. В результате опытно-экспериментальной работы по использованию и апробации открытого образовательного ресурса «ЛогопедРго» на базе Томского государственного педагогического университета были получены результаты повторного анкетирования студентов, где 70% студентов, отметили, что их обучают использованию ООР в профессиональной деятельности. Также студенты отметили, что начали активно проходить курсы/семинары/практикумы в сети Интернет. При этом возрос мотивационный компонент, который позволяет расширить перспективу интеграции междисциплинарных научных знаний; появилась возможность регулярной адаптации обеспечения разного уровня для реализации междисциплинарного подхода.

Обновление информации через создание ООР повышает эффективность процесса подготовки будущих специалистов [16].

Сочетание количественных значений различных показателей составляет индивидуальный профиль студента, который важен при реализации программного материала в условиях междисциплинарного подхода.

Студенты также отметили, что начали использовать на практике задания, такие как «Видимая речь», «Лента времени», «Речевой калейдоскоп», «Звуковой анализ слов», «Мир за твоим окном», «Дельфа -142», «Учимся говорить», «Визуальный тренажер произношения», «Игры для Тигры» и др. В представленных таблицах видна динамика по развитию компетенций и их формированию в рамках подготовки учителей-де-фектологов.

Таким образом, проведенная опытно-экспериментальная работа по использованию открытых образовательных ресурсов при подготовке будущих учителей-дефек-тологов с применением междисциплинарного подхода позволяет более эффективно формировать их профессиональные компетенции и субъектную позицию, благодаря которой вырабатывается способность к решению нестандартных задач в профессиональной деятельности.

Для реализации образовательной программы преподавателями создаются специальные условия обучения с включением современных цифровых технологий, формирующих конкурентоориентированного специалиста в области дефектологии.

Список источников

1. Хорошилов А. В., Селетков С. Н. Мировые информационные ресурсы. СПб.: Питер, 2004. 176 с.

2. Барнетт Р. Экологический университет: Осуществимая утопия / науч. ред.: И. В. Черникова, О. Н. Калачикова; пер. с англ. Д. В. Черниковой. Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2019. 304 с.

3. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 72 с.

4. Куликов С. Б. Новые вызовы современности и педагогическое образование // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2019. Вып. 3 (200). С. 7-9.

5. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: ИИО РАО, 2010. 140 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Гордеева Е. А. Использование открытых образовательных ресурсов как актуальное направление развития практической подготовки будущих учителей-логопедов. // Научно-педагогическое обозрение. 2021. №2. С. 94-99.

7. Дергачёва Е. В. Инновационное мышление как фактор профессионального совершенствования молодых специалистов // Наука и мир. Международный научный журнал. Волгоград. 2014. Т.3, №5 (9). С.89-91.

8. Дергачёва Е. В. Психолого-психологические аспекты сопровождения инклюзивного образования //«Инклюзивное образование: теория, практика, исследования»: сборник материалов Международной научно-практической конференции. бскемен; С.Аманж-лов ШЩМУ «Берел» баспасы, 2015. С.62-66.

9. Глушко Н. А., Карцева Е. А. Электронная образовательная онлайн-среда в обучении иностранному языку: опыт внедрения в дальневосточном федеральном университете // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2021. Вып. 5 (217). С. 7-17.

10. Делия В. П. Инновационное образование гуманитарного вуза: теоретические и методологические основы. М.: ПКЦ Альтекс, 2007. 508 с.

11. О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы: Указ президента от 09.05.2017 № 203 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (дата обращения: 13.12.2021).

12. Лаврентьева М. А., Мельникова Е. Е. Электронные образовательные ресурсы в логопедической практике // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 9-3. С. 520-524.

13. Копытов А. Д., Черепанова Т. Б. Профессиональные педагогические компетентности: междисциплинарность vs многомерность // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2020. Вып. 2 (208). С. 117-123.

14. ФГОС ВО // Портал федеральных государственных образовательных стандартов [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo. ru/fgosvo/92/91/4 (дата обращения: 12.12.2021).

15. Щетинина Н. П. Развитие высшего педагогического образования за рубежом и в России [Электронный ресурс]. URL: http://www.rsu.edu.ru/wordpress/wp-content/uploads/e-learning/ZUMK-razvitie-vishego pedagogicheskogo-obrazovaniya-za-rubezhom-i-v-rossii/ (дата обращения: 04.12.2021).

16. Мёдова Н. А., Байгулова Н. В. Создание мотивационного пространства студентов и преподавателей средствами смешанного обучения // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 1 (35). С. 104-110.

17. Крылова Е. А. Технология смешанного обучения в системе высшего образования // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2020. Вып. 1 (207). С. 86-93.

References

1. Khoroshilov, A. V. and Seletkov, S. N. (2004) World information resources. Saint-Petersburg: Peter. (In Russ.)

2. Barnett, R. (2019) Environmental University. Feasible Utopia. Tomsk: Publishing House of Tomsk State University. (In Russ.)

3. Baydenko, V.I. (2006) Revealing the composition of the competencies of university graduates as a necessary stage in the design of the state educational standard of higher education of a new generation. Moscow: Research Center for the Problems of the Quality of Training of Specialists. (In Russ.)

4. Kulikov, S.B. (2019) New challenges of our time and pedagogical education. Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University, no. 3 (200), pp. 7-9. (In Russ.)

5. Robert, I.V. (2010) Modern information technologies in education: didactic problems; prospects of use. Moscow: IIO RAO. (In Russ.)

6. Gordeeva, E.A. (2021) Use of open educational resources as an actual direction of development of practical training of future speech therapists. Scientific and Pedagogical Review, no. 2, pp. 94-99. (In Russ.)

7. Dergacheva, E.V. (2014) Innovative thinking as a factor of professional development of young specialists. Science and World International Scientific Journal, no. 5 (9), pp.89-91. (In Russ.)

8. Dergacheva, E.V. (2015) Psychological and psychological aspects of supporting inclusive education. Inclusive education: theory, practice, research: collection of materials of the International Scientific and Practical Conference, 2015. Ust-Kamenogorsk, EKSU Publishing House "Berel", pp.62-66. (In Russ.)

9. Glushko, N.A. and Kartseva, E.A. (2021) Electronic educational online environment in teaching a foreign language: the experience of implementation in the Far Eastern Federal University. Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University, no. 5 (217), pp. 7-17. (In Russ.)

10. Delia, VP. (2007) Innovative education of a humanitarian university: theoretical and methodological foundations. Moscow: PKTs Alteks. (In Russ.)

11. On the strategy for the development of the information society in the Russian Federation for 20172030: Presidential Decree dated 09.05.2017 No. 203. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_216363/. (Accessed: 13.12.2021). (In Russ.)

12. Lavrent'eva, M.A. and Melnikova, E.E. (2016) Electronic educational resources in speech therapy practice. Modern Science-Intensive Technologies, no. 9-3, pp. 520-524. Available at: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=36262 (Accessed: 13.12.2021). (In Russ.)

13. Kopytov, A.D. and Cherepanova, T.B. (2020) Professional pedagogical competencies: interdisciplinarity vs multidimensionality. Bulletin of Tomsk State Pedagogical University, no. 2 (208), pp. 117-123. (In Russ.)

14. Portal of federal state educational standards. Section of the Federal State Educational Standard of Higher Education. Available at: http: // fgosvo. ru / fgosvo / 92/91/4 (Accessed: 12.12.2021). (In Russ.)

15. Shchetinina, N. P. (2015) Development of higher pedagogical education abroad and in Russia. Electronic educational resource. Available at: http://www.rsu.edu.ru / wordpress / wp-content / uploads / e-learning / ZUMK-razvitie-vishego pedagogicheskogo-obrazovaniya-za-rubezhom-i-v-rossii / (Accessed: 04.12.2021). (In Russ.)

16. Medova, N.A. and Baigulova, N.V. (2021) Creation of motivational space for students and teachers by means of blended learning. Scientific and Pedagogical Review, no. 1 (35), pp. 104110. (In Russ.)

17. Krylova, E.A. (2020). Technology of blended learning in the system of higher education. Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University, no. 1 (207), pp. 86-93. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 17.06.2022; одобрена после рецензирования 25.06.2022; принята к публикации 26.09.2022.

The article was received on 17.06.2022; approved after reviewing on 25.06.2022; accepted for publication on 26.09.2022.

Информация об авторах:

Мёдова Наталия Анатольевна

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой дефектологии Томского государственного педагогического университета, Томск

Дергачёва Евгения Владимировна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологии Томского государственного педагогического университета, Томск

Сергеева Анна Иосифовна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры дефектологии Томского государственного педагогического университета, Томск

Гордеева Екатерина Алексеевна

Старший преподаватель кафедры дефектологии Томского государственного педагогического университета, Томск

Information about the authors:

Natalia Anatolyevna Medova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Defectology, Tomsk State Pedagogical University, Tomsk

Dergacheva Evgenia Vladimirovna

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Defectology, Tomsk State Pedagogical University, Tomsk

Sergeeva Anna Iosifovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Defectology, Tomsk State Pedagogical University, Tomsk

Gordeeva Ekaterina Alekseevna

Senior Lecturer, Department of Defectology, Tomsk State Pedagogical University, Tomsk

Вклад авторов: все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.