Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТКРЫТЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ КАК АКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТКРЫТЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ КАК АКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЛОГОПЕДИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордеева Екатерина Алексеевна

Рассматривается актуальность использования открытых образовательных ресурсов при подготовке будущих учителей-логопедов, обучающихся по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль: Логопедия. Обоснованы актуальность исследования и особенности применения открытых образовательных ресурсов в университете. Проанализирован опыт использования открытых образовательных ресурсов в зарубежных странах (Япония, Нидерланды, Германия, США, Франция, страны Африки), основные документы и опыт ведущих вузов России в их применении, призванных сделать подготовку высококвалифицированных кадров, способных к профессиональному и мобильному росту в условиях информатизации современного общества и развития новых наукоемких технологий. Отображены особенности использования открытых образовательных ресурсов в Томском государственном педагогическом университете. Представлен анализ результатов тестирования преподавателей и студентов по направлению «Логопедия» в сфере применения и обучения использованию открытых образовательных ресурсов в университете. Приведены обоснованные данные актуальности темы для углубленного дальнейшего изучения. В связи с внедрением дистанционного формата обучения вузы стали активно развиваться в цифровом пространстве, особенно остро стал вопрос о прохождении практики обучающимися в дистанционном формате, а также теоретических курсов с наличием практических часов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF OPEN EDUCATIONAL RESOURCES AS AN URGENT DIRECTION FOR THE DEVELOPMENT OF THE PRACTICAL TRAINING OF FUTURE SPEECH THERAPISTS

The article examines the relevance of the use of open educational resources in the preparation of future teachers-speech therapists studying in the direction 44.03.03 Special (defectological) education, profile: Speech therapy. The article substantiates the relevance of the research and the features of the application of open educational resources at the university. The results of the survey of students and teachers are presented. The experience of using open educational resources in foreign countries (Japan, Holland, Germany, USA, France, African countries), the main documents and the experience of leading Russian universities in their application, designed to prepare highly qualified personnel capable of professional and mobile growth in conditions of informatization modern society and the development of new science-intensive technologies. The study reflects the features of the use of open educational resources at Tomsk State Pedagogical University. The analysis of the results of testing teachers and students in the direction of Speech Therapy, in the field of application and training in the use of open educational resources at the university is presented. Provided substantiated data on the relevance of the topic for in-depth further study. In connection with the introduction of the distance learning format, higher educational institutions began to actively develop in the digital space, the issue of practical training for students in a distance format, as well as the passage of theoretical courses with the availability of practical hours, became especially acute.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТКРЫТЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ КАК АКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ»

УДК 37.04;372.09

йО! 10.23951/2307-6127-2021-2-94-99

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТКРЫТЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

КАК АКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ

Е. А. Гордеева

Томский государственный педагогический университет, Томск

Рассматривается актуальность использования открытых образовательных ресурсов при подготовке будущих учителей-логопедов, обучающихся по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль: Логопедия. Обоснованы актуальность исследования и особенности применения открытых образовательных ресурсов в университете. Проанализирован опыт использования открытых образовательных ресурсов в зарубежных странах (Япония, Нидерланды, Германия, США, Франция, страны Африки), основные документы и опыт ведущих вузов России в их применении, призванных сделать подготовку высококвалифицированных кадров, способных к профессиональному и мобильному росту в условиях информатизации современного общества и развития новых наукоемких технологий. Отображены особенности использования открытых образовательных ресурсов в Томском государственном педагогическом университете. Представлен анализ результатов тестирования преподавателей и студентов по направлению «Логопедия» в сфере применения и обучения использованию открытых образовательных ресурсов в университете. Приведены обоснованные данные актуальности темы для углубленного дальнейшего изучения. В связи с внедрением дистанционного формата обучения вузы стали активно развиваться в цифровом пространстве, особенно остро стал вопрос о прохождении практики обучающимися в дистанционном формате, а также теоретических курсов с наличием практических часов.

Ключевые слова: открытые образовательные ресурсы, подготовка будущих учитeлей-логопедов, информационно-коммуникационные технологии, профессиональные компетенции, логопедия, дистанционное обучение, практика.

Интенсивное развитие современного мира, расширение информационного пространства, вхождение России в мировое образовательное общество в рамках Болонского процесса предполагают целенаправленную стратегию внедрения информационных технологий в систему высшего образования. Процесс обучения в вузе подразумевает обязательную подготовку кадров, объединяющих междисциплинарные знания, анализ и проектирование деятельности, способность к действию в системе для решения профессиональных ситуаций, самостоятельной работе для получения новых знаний, решению практический задач в разнообразных условиях, непрерывному профессиональному совершенствованию, что доказывает необходимость разработки инновационных коммуникативных технологий в обучении будущего учителя-логопеда с целью повышения его профессиональной компетенции [1, 2].

Разработчиками программы «Открытые образовательные ресурсы» (ООР) был Масса-чусетский технологический институт, который за год до этого открыл свободный доступ к материалам своих учебных курсов. В США к ООР присоединились Йельский, Принстон-ский и Гарвардский университеты; в Европе - Нотрдамский университет, Парижский технологический институт, Университет Ноттингема; в Японии - Нагойский государственный

университет, в Австралии - Университет Южного Квинсленда. Позднее открыли доступ к своим ресурсам и другие ведущие университеты: Открытые университеты Великобритании и Нидерландов, университеты Организации Объединенных Наций.

В качестве примеров можно назвать следующие. Например, OpenCourseWare в университетах Японии, цель которого - публикация всех научных материалов по курсам. Также проект OER4Schools - открытые образовательные ресурсы в педагогической сфере в странах Африки к югу от Сахары. В Нидерландах Wikiwijs - платформа, направленная на использование открытых образовательных ресурсов (OER) в голландском образовании. В Германии такие исследователи, как Доминик Орр, Ян Нойман и Джоран Муусс-Мерхолц, занимаются проблематикой разработки и использования ООР в структуре немецкой системы образования. Тем не менее в исследованиях зарубежных стран не освещена проблема профессиональной подготовки будущих учителей-логопедов с помощью информационных ресурсов.

К сожалению, в современной России опыт применения ООР не такой большой. В Российской Федерации активно используют ООР такие вузы, как Высшая школа экономики, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Московский государственный институт международных отношений, Санкт-Петербургский государственный университет, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. Большинство преподавателей ведущих вузов России занимаются исследованиями в области ООР. Например, Н. В. Днепровская и Н. В. Комлева занимаются анализом использования ООР в ведущих зарубежных странах, Б. М. Асфандиаров рассматривает вопросы о интеллектуальной собственности при использовании сетевых ресурсов. А. Андреев осуществил анализ и сравнение зарубежного и отечественного опыта использования ООР в сфере образования, А. В. Сигалов и А. Г. Абрамов изучили опыт пользования открытой электронной библиотекой. Множество авторов описывают проблемы использования ООР в процессе обучения, так как ООР является инновационной образовательной практикой в системе образования, которая позволит усовершенствовать образовательный процесс [3].

Применением информационных технологий обучения в процессе профессиональной подготовки будущих учителей-логопедов занималась Е. Е. Китик (2006 г.), в своем труде она одна из первых в России создала серию компьютерных программ для системы высшего профессионального логопедического образования («Нарушения фонетического строя детской речи», «Артикуляционный уклад звуков в норме», «Дислалия», «Дислалия: сигматиз-мы»). Программы были разработаны без учета требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) 3++ и оказались недоступны для других вузов в России, что говорит о необходимости разработки ООР для Томского государственного педагогического университета (ТГПУ).

Е. Е. Китик отмечала эффективность применения этих программ в структуре формирования компонента будущей профессиональной деятельности учителей-логопедов - умения анализировать и определять фонетические отклонения в системах различных речевых нарушений у детей с нарушениями речи.

В тексте Федерального закона об образовании сказано о внедрении образовательных программ, включающих в себя переход образования на современные электронные, веб-ориентированные технологии, системы онлайн-обучения [4-6]. В Законе РФ об образовании (2012) впервые употребляется термин «электронное обучение», что подтверждает актуальность проблемы применения открытых образовательных ресурсов. Термин «открытые образовательные ресурсы» впервые был использован в профессиональном ключе на Форуме по открытым обучающим системам для ведущих стран. На форуме было принято

следующее определение: открытые образовательные ресурсы - учебные и научные ресурсы, существующие в открытом доступе или выпущенные под лицензией, которая разрешает их бесплатное использование и модификацию третьими лицами.

Также на форуме были выделены особенности ООР: методическая, учебная или научная направленность, поддержание разнообразных форматов и носителей для использования материалов, опубликованных на условиях открытой лицензии учебных и научных работ, которые являются общественным достоянием.

Анализ передовых в экономическом развитии стран в плане формирования образовательной системы (США, Великобритания, Германия, Франция и др.) доказывает, что информатизация системы высшего образования оказывается одним из ключевых моментов, определяющих успешное продвижение экономики, науки и культуры [7, 8].

Как показано в записке об образовательных ресурсах ЮНЕСКО, изначальной причиной для формирования ООР является намерение открыть доступ к знаниям максимальному числу людей. Множество уже существующих ООР разработаны в вузах преподавателями, которые были убеждены в том, что создание ООР открывает горизонты миссии высшего образования, способствуя получению новых знаний [9, 10].

Внедрение ООР в процесс образования студентов по направлению «Логопедия» является одним из основных направлений педагогических разработок на сегодняшний день. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации (от 4 октября 2000 г. № 751) отмечено, что система образования призвана сделать подготовку высококвалифицированных кадров, способных к профессиональному и мобильному росту в условиях информатизации современного общества и развития новых наукоемких технологий. В Основной образовательной программе высшего образования (ООП ВО) по направлению (профиль) «Логопедия», в соответствии с ФГОС 3++, говорится об общепрофессиональных компетенциях выпускников педагогического вуза: (ОПК-2) способности к разработке основных и дополнительных образовательных программ, а также отдельных их компонентов (в частности, и использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)), что приводит к необходимости включения в процесс обучения компьютерных технологий.

Согласно ООП ВО и профессиональному стандарту учителя-логопеда, будущий логопед должен обладать рядом трудовых действий, умений и знаний, в которых для успешной работы необходимо использование инновационных компьютерных технологий. Например, использовать ИКТ-компетенции для образовательной и логопедической работы с детьми с нарушениями речи, вести электронный документооборот, применять, планировать и реализовывать современные технологии в коррекционно-логопедической практике и др. [1, 10].

В ТГПУ имеется платформа «Открытая образовательная среда», которая дает возможность студентам получить высшее образование дистанционно или студентам бакалавриата углубить свои знания по изучаемым дисциплинам.

В рамках данной работы было проведено анкетирование студентов первого курса направления «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедия», обучающихся по стандарту ФГОС 3++, а также преподавателей кафедры по данному направлению. Анкета разработана с учетом региональных потребностей и включала вопросы, связанные с осведомленностью студентов и преподавателей в сфере ООР.

Проанализировав результаты анкетирования студентов, можно сказать, что обучающиеся имеют навыки использования интернет-ресурсов, а также активно применяют их для самообразования. Около 50 % студентов отметили, что их не обучают использованию ООР в профессиональной деятельности, однако по проекту профессионального стандарта это

необходимо. Более половины студентов не имеют сертификатов/удостоверений/дипломов о прохождении курсов/семинаров/практикумов, полученных в интернете, хотя практически все респонденты отметили, что используют всемирную сеть для самообразования.

По результатам анкетирования преподавателей можно сказать, что не все из них имеют представление о том, что такое ООР, мало используют ООР в образовательной деятельности (около 30 %). Все преподаватели кафедры имеют удостоверения о прохождении курсов по использованию ИКТ в вузе, а также используют ООР для самообразования. Однако только 40 % преподавателей обучают студентов использованию ООР в профессиональной деятельности. Также преподаватели отмечают неоснащенность аудиторий компьютерами и интерактивными досками, необходимыми для обучения использованию ООР в профессии учителя-логопеда.

Таким образом, можно отметить, что студенты готовы к использованию ООР в образовательной деятельности, но они не обладают достаточным количеством ресурсов. Можно назвать такие дополнительные образовательные ресурсы, которыми пользуются обучающиеся, как Duolinguo, Coursera, Stepik, EdX, Lingust. К сожалению, в данных ресурсах нет информации для просвещения в области логопедии.

На данный момент информатизация высшего образования является актуальным направлением в современном образовании в России, ориентированном на развитие потенциала будущих профессионалов, формирование умений и навыков самостоятельно приобретать знания и конкурентоспособность на рынке труда. Использование открытых образовательных ресурсов в вузе можно считать актуальным направлением, но необходимо адаптировать их под конкретные образовательные цели, которые преследует высшее образование. Также целесообразно просвещать студентов и преподавателей вузов в сфере цифрового обучения для оптимизации образовательного процесса, а также углубленного изучения узконаправленных дисциплин.

Список литературы

1. Джуринский А. Н. Высшее образование в современном мире: тренды и проблемы. 2-е изд., испр. и доп. М.: Прометей, 2018. 220 с. (Монографические исследования: педагогика).

2. Боуэн У Г. Высшее образование в цифровую эпоху / пер. с англ. Д. Кралечкина; под науч. ред. А. Смирнова. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. 224 с.

3. Трайнев В. А. Электронно-образовательные ресурсы в развитии информационного общества (обобщение и практика). М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. 256 с.

4. Альтбах Ф. Дж. Глобальные перспективы высшего образования / пер. с англ. Ю. Каптуревского; под науч. ред. А. Рябова. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. 548 с.

5. Бебнев А. Массовые онлайн-курсы как новая инновационная тенденция образовательной сферы // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=11491 (дата обращения: 01.01.2021).

6. Caulfield М. Designing Open Materials Intentionally for the Blended Classroom. 2013. URL: https://hapgood. us/2013/06/27/designing-open-materials-intentionally-for-the-blended-classroom/ (дата обращения: 01.01.2021).

7. Днепровская Н. В. Открытые образовательные ресурсы. М.: ИНТУИТ: Ай Пи Эр Медиа, 2019. 139 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/79713.html (дата обращения: 01.01.2021).

8. Дубина И. Н. Информатика: информационные ресурсы и технологии в экономике, управлении и бизнесе: учеб. пособие для СП. Саратов: Профобразование, 2019. 170 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/84677.html (дата обращения: 01.01.2021).

9. Осин А. В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. М.: Агентство «Издат. сервис», 2004. 319 с.

10. Бугайчук К. Л. Массовые открытые дистанционные курсы: история, типология, перспективы // Высшее образование в России. 2013. № 3. С. 148-155.

Гордеева Екатерина Алексеевна, аспирант, ассистент кафедры дефектологии, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: gea1994@rambler.ru

Материал поступил в редакцию 04.02.2021

DOI 10.23951/2307-6127-2021-2-94-99

THE USE OF OPEN EDUCATIONAL RESOURCES AS AN URGENT DIRECTION FOR THE DEVELOPMENT OF THE PRACTICAL TRAINING OF FUTURE SPEECH THERAPISTS

E. A. Gordeeva

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

The article examines the relevance of the use of open educational resources in the preparation of future teachers-speech therapists studying in the direction 44.03.03 Special (defectological) education, profile: Speech therapy. The article substantiates the relevance of the research and the features of the application of open educational resources at the university. The results of the survey of students and teachers are presented. The experience of using open educational resources in foreign countries (Japan, Holland, Germany, USA, France, African countries), the main documents and the experience of leading Russian universities in their application, designed to prepare highly qualified personnel capable of professional and mobile growth in conditions of informatization modern society and the development of new science-intensive technologies. The study reflects the features of the use of open educational resources at Tomsk State Pedagogical University. The analysis of the results of testing teachers and students in the direction of Speech Therapy, in the field of application and training in the use of open educational resources at the university is presented. Provided substantiated data on the relevance of the topic for in-depth further study. In connection with the introduction of the distance learning format, higher educational institutions began to actively develop in the digital space, the issue of practical training for students in a distance format, as well as the passage of theoretical courses with the availability of practical hours, became especially acute.

Keywords: open educational resources, training of future speech therapists, ICT, professional competence, speech therapy, distance learning, practice.

References

1. Dzhurinsky A. N. Vyssheye obrazovaniye v sovremennom mire: trendy i problemy [Higher education in the modern world: trends and problems]. Moscow, Prometey Publ., 2018. 220 p. (in Russian).

2. Bowen W. G. Vyssheye obrazovaniye v tsyfrovuy epokhu [Higher education in the digital age]. Translation from English D. Kralechkina; under scientific. ed. of A. Smirnov. Moscow, Higher School of Economics Publ., 2018. 224 p. (in Russian).

3. Traynev V. A. Elektronno-obrazovatel'nye resyrsy v razvitii informatsionnogo obshchestva (obobshcheniye i praktika) [Electronic educational resources in the development of the information society (generalization and practice)]. Moscow, "Dashkov and K" Publ., 2015. 256 p. (in Russian).

4. Altbach F. J. Global'nyeperspektivy vysshego obrazovaniya [Global perspectives of higher education]. Translated from English Yu. Kapturevsky; under scientific editorship of A. Ryabova; foreword M. Yudkevich; Moscow, Higher School of Economics Publ., 2018. 548 p. (in Russian).

5. Bebnev A. Massovye on-line kursy kak novaya innivatsionnaya tendentsiya obrazovatel'noy sfery [Mass online courses as a new innovative trend in the educational sphere]. Sovremennye problem nayki i obrazovaniya - Modern Problems of Science and Education, 2013, no. 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11491 (accessed 1 January 2021).

6. Caulfield M. Designing Open Materials Intentionally for the Blended Classroom. 2013. URL: https://hapgood. us/2013/06/27/designing-open-materials-intentionally-for-the-blended-classroom/ (accessed 1 January 2021).

7. Dneprovskaya N. V. Otkritye obrazovatel'nye resursy [Open educational resources]. Moscow, INTUIT, Ay Pi Er Media Publ., 2019. 139 p. (in Russian). URL: http://www.iprbookshop.ru/79713.html (accessed 1 January 2021).

8. Dubina I. N. Informatika: informatsionnye resursy i tekhnologii v ekonomike, upravlenii i biznese: uchebnoye posobiye dlya SP [Informatics: information resources and technologies in economics, management and business]. Saratov, 2019. 170 p. (in Russian). URL: http://www.iprbookshop.ru/84677.html (accessed 1 January 2021).

9. Osin A. V. Myl'timedia v obrazovanii: kontekst informatizatsii [Multimedia in education: the context of informatization.] Moscow, Agentstvo "Izdat. servis" Publ., 2004. 319 p. (in Russian).

10. Bugaychuk K. L. Massovye otkrytye distantsionnye kursy: istoriya, typologiya, perspektivy [Massive open distance courses: history, typology, prospects]. Vissheye obrazovaniye v Rossii - Higher Education in Russia, 2013, no. 3, pp. 148-155 (in Russian).

Gordeyeva E. A., Graduate student, Assistant of the Department of Defectology, Tomsk State

Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634021).

E-mail: gea1994@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.