Научная статья на тему 'Открытые образовательные ресурсы в высшей школе Германии: теория и практика'

Открытые образовательные ресурсы в высшей школе Германии: теория и практика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
открытые образовательные ресурсы / open educational resources

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шитова И. Ю.

В статье рассматриваются характеристики и принципы использования открытых образовательных ресурсов в процессе обучения студентов в вузе. Приводится обзор открытых образовательных ресурсов, действующих в Германии для студентов университетов. Отмечены направления, требующие дальнейшего развития и совершенствования открытых образовательных ресурсов в современном информационном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Open educational resourcen in higher school of Germany: theory and practice

The article discusses the characteristics and principles of the use of open educational resources in the learning process of students in higher school. The author reviews the existing open educational resources for university students in Germany. The trends for further development and improvement of open educational resources in the modern information society are highlighted in the article.

Текст научной работы на тему «Открытые образовательные ресурсы в высшей школе Германии: теория и практика»

Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского Серия «Проблемы педагогики средней и высшей школы». Том 27 (66). 2014 г. № 4. С. 99-106.

УДК 37.015.3

ОТКРЫТЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ГЕРМАНИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Шитова И.Ю.

Taurida National V.I. Vernadsky University, Simferopol, Crimea Republic, Russian Federation

E-mail: ischitowa@mail.ru

В статье рассматриваются характеристики и принципы использования открытых образовательных ресурсов в процессе обучения студентов в вузе. Приводится обзор открытых образовательных ресурсов, действующих в Германии для студентов университетов. Отмечены направления, требующие дальнейшего развития и совершенствования открытых образовательных ресурсов в современном информационном обществе.

Ключевые слова: открытые образовательные ресурсы

ВВЕДЕНИЕ

Термин «открытые образовательные ресурсы» был использован ЮНЕСКО в 2002 г. на форуме, посвященном роли открытых обучающих программ высшего образования в развивающихся странах [1]. В заключительном докладе форума сформулированы признаки, отличающие «открытые образовательные ресурсы» (ОРР) от таких дефиниций, как открытое обучение, ресурсы образования и открытые учебные ресурсы. В частности, в докладе отмечены четыре свойства, характеризующие открытые образовательные ресурсы:

- Основная цель ООР состоит в предоставлении образовательных, некоммерческих ресурсов пользователям;

- Общая задача ОРР заключается в обеспечении свободного доступа к средствам обучения и возможности редактировать его содержание пользователями;

- Целевая группа: разнообразные группы пользователей;

- Методы: информационные коммуникативные технологии.

Такой подход к пониманию открытых образовательных ресурсов способствовал развитию ряда тенденций. Во-первых, принятие цифровых средств массовой информации для дистанционного обучения и стремительное развитие электронного обучения, смешанного обучения и зарождение мультимедийного обучения. Во-вторых, повышение интереса к использованию цифровых средств массовой информации в школах и университетах.

Существуют различные определения открытых образовательных ресурсов. Так Газер (2007) отмечает следующие функции ООР:

- открытый доступ содержания (в том числе метаданных) является бесплатным для учебных заведений и пользователей преподавателей, студентов на протяжении всей жизни;

- состав содержания не ограничен лицензией на трансформацию для образовательных целей, так что оно может быть изменено, если это

возможно, и использовано в других контекстах. Поэтому содержание спроектировано таким образом, что его легко можно использовать повторно; - для обучения используются системы, инструменты, программное обеспечение с открытым исходным кодом, открытым интерфейсом и возможностью свободного распространения и доступностью веб-сервисов, контента [2].

Фонд "Уильяма и Флоры Хьюлетт" определяет открытые образовательные ресурсы следующим образом: ООР - свободно доступные для преподавания, обучения и научно-исследовательской работы ресурсы, которые являются общественным достоянием или санкционируют использование и модификацию на основе свободных лицензий. Открытые образовательные ресурсы включают полные курсы, учебные материалы или документы, учебники, видео или прикладные программы и другие инструменты, материалы или методы, используемые для приобретения знаний [3].

Открытый образовательный ресурс может состоять из широкого спектра цифрового контента и форматов (Рис. 1) [цит.по 4]. В содержание обучения, например, могут входить онлайн-курсы, аудио, видео учебные материалы, открытые учебники, журналы. Также инструменты, такие как системы управления, обучения или учебные материалы для использования или обеспечения качества ООР.

открытые образовательные ресурсы

развивающие материалы

учебные материалы

система управления контентом

система управления обучением

инструменты развития

рабочий учебный материал

социальное программное обеспечение

учебные объекты

коллекции базы данных

качество принципы проектирования

Рис. 1. Quelle: In Anlehnung an OECD, 2007, S. 31.

Можно выделить несколько отправных точек в развитии открытых образовательных ресурсов:

- 2001: проект «Open Course Ware» Массачусетского технологического университета, рассматривается как отправная точка движения ООР. Университет создает и предоставляет на свободный доступ учебные материалы.

- 2002: ЮНЕСКО можно отметить в качестве первой организации долгосрочных открытых образовательных ресурсов (ООР). Начиная с 2002 г.

ЮНЕСКО принимает участие в различных мероприятиях (представляющие интерес веб-сайт ЮНЕСКО - ООР страницы; ЮНЕСКО ООР сообщества; Общественные ресурсы ООР).

— 2007: Кейптаунская Декларация открытого образования. «Декларация: открывая будущее открытым образовательным ресурсам».

— 2009: в Калифорнии для замены всех традиционных книжных средств был создан цифровой учебник.

— 2011: в Германии впервые проводятся дискуссии о ООР как возможной альтернативе учебников.

В 2011 г. ЮНЕСКО опубликовало руководящие принципы открытых образовательных ресурсов, создаваемых в университетах [5]. В содержании принципов были выделены следующие характеристики:

— Разработка институциональных стратегий для интеграции ООР;

— Стимулирование и содействие инвестициям в развитие, приобретение и адаптация высококачественных учебных материалов;

— Признание важной роли образовательных ресурсов в процессах обеспечения качественного содержания информации;

— Создание гибких законов об авторском праве;

— Оказание институциональной поддержки путем предоставления ресурсов;

— Обеспечение доступа к ИКТ персонала и студентов;

— Развитие институциональных принципов, касающихся сохранения и доступности ООР;

— Осуществление регулярного обзора институциональных практик ООР.

1. ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ОТКРЫТЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

В концепции проекта "Руководящие принципы и меры по использованию открытых образовательных ресурсов в академических учебных заведениях" [5] уделяется внимание трехуровневому процессу интеграции ООР в высшее образование:

1. проведение мероприятий по созданию дидактических мультимедийных средств в области высшего образования;

2. сочетание различных мероприятий по интеграции ООР внутри университета;

3. проведение мероприятий на пересечении интересов общего среднего и высшего образования;

В рамках мероприятий, направленных на создание дидактических мультимедийных средств, могут привлекаться квалифицированные преподаватели из других вузов, учреждений, которые имеют практический опыт в разработке материалов для ООР. Оставаться в курсе нововведений, происходящих в области информационных ресурсов, сохранять нормативно правовые условия их использования, кроме того оказывать положительное влияние на РЯ-деятельность учебного заведения - всего этого можно достичь благодаря обмену информацией между университетами.

На рисунке 2 показаны различные аспекты и уровни, оказывающие влияние на процесс интеграции ООР в условиях университеа. [цит. по5].

Рис. 2. Hochschulinterne Maßnahmen zur Integration von OER.

2. НАПРАВЛЕНИЯ, ТРЕБУЮЩИЕ ДАЛЬНЕЙШЕГО

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, РАЗРАБОТКИ, РАСПРОСТРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Правовые аспекты и стандартизация ООР в базах данных, систем управления обучением является важной задачей и центральной проблемой инициатив ООР. В частности, многие уклоняются от включения в базу данных подготовленного ими материала. Во-первых, должен осуществляться контроль качества предлагаемой разработчиком учебной информации в соответствии с определенными критериями, например, в виде экспертной оценки. Это включает в себя пересмотр учебных материалов, связанных с нарушением авторских прав.

Лицензии регулируют бесплатное пользование информационных материалов, а также - в зависимости от лицензии - обработку и коммерческое повторное использование учебных материалов (Подробнее о лицензировании см. Lizenzierung).

Если разрешена не только переработка, но и обработка методических / учебных материалов, то необходимо, чтобы использовались технические форматы, позволяющие облегчить обработку информации, такие как HTML, ODF, RTF или SVG (ОЭСР, 2007).

Кроме того, маркировка или оборудование учебного материала с метаданными может занимать длительное время. Эта работа является ключевой проблемой, для которой движение ООР сегодня не может предложить по-настоящему удовлетворительного решения.

Стандартизация объектов обучения была объектом пристального внимания в целях сокращения расходов и достижения совместимости данных, программного обеспечения и услуг (Downes, 2007). С 1994 года обсуждается стандартизация так называемых учебных объектов метаданных (LOM).Среди наиболее известных стандартов являются ARIADNE, IMS, IEEE LTSC / LOM и SCORM.

Вопрос о финансировании является, и будет оставаться одним из основных препятствий в строительстве и эксплуатации баз данных ООР. Страх критической обратной связи может быть одной из причин нежелания многих академических сотрудников разместить учебные материалы в базах данных ООР, хотя предполагается, что большая прозрачность в области преподавания оказывает влияние и дает положительный эффект (Wiley, 2006).

Преподавание гораздо больше, чем просто предоставление большого объема информации. Преподавателям и студентам необходимо быть компетентными в вопросе выбора необходимого материала и критической его оценки. Следует отметить, что потенциал учебных ресурсов может развиваться только в правильном контексте, включая общение и взаимодействие (Wiley, 2006). Важен сценарий обучения и дидактическое оформление, в течение которого применяется ООР.

Международный обмен учебными ресурсами сопряжен с проблемой перевода содержания. Необходимо учитывать культурные различия. Поэтому повторное использование учебных материалов должно сопровождаться повторной контекстуализацией. Это частично зависит, с одной стороны, от технических факторов, с другой стороны, от типа содержания учебного материала. Таким образом, адаптация учебного материала является непростой задачей. Одной из форм, подтверждающей качество учебного материала, может быть аннотация для потенциального пользователя (Downes, 2007).

3. ОТКРЫТЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

УНИВЕРСИТЕТОВ ГЕРМАНИИ

Использование открытых образовательных ресурсов не является автоматическим процессом. Инициативы, программы, стратегии являются важными факторами, способствующими развитию ООР.

В некоторых немецких университетах уже начали создавать в тесном сотрудничестве с кафедрой библиотековедения курсы информационной грамотности как обязательного курса, предусмотренного учебной программой.

Темы для обучения информационной грамоте и предложения по структурированию материала можно получить из конкретных тем учебной программы университетских библиотек Хайдельберга (например, Heidelberg).

Университет Фрайбурга имеет информационные и мультимедийные навыки, интегрированные в содержание факультативного курса. Профессиональная ориентация, кооперация и интерактивные мероприятия университета Фрайбурга являются хорошим примером использования новых средств массовой информации в сфере образования. Подробное описание целей и реализации проекта было опубликовано в 2002 году (Suhl-Strohmenger et al., 2002). Библиотека Университета Фрайбурга предлагает модули электронного обучения (E-Learning Module), чтобы обеспечить формирование навыков, необходимых пользователям для проведения научного исследования. Модули состоят в основном из экранных записей, сопровождающихся устными комментариями, объяснениями и подсветкой функциональных элементов, играющие модули должны быть установлены недавно Macromedia Flash-Player.

В университете Касселя благодаря сотрудничеству некоторых преподавателей вузов стало возможным включение интерактивного курса по информационной грамотности в учебные программы. Подробное описание в Rockenbach, 2003 является хорошим введением в методологию и проблемы практики.

В Техническом университете Гамбург-Харбургобсу информационная грамотность является обязательной для каждого студента в ходе изучения профессиональных предметов (Hapke, 2000).

В университете Людвига-Максимилиана в Мюнхене разработан экспериментальный цифровой курс в области гуманитарных наук, который предназначен для введения студентов в область научный информации на семинаре по истории и философии эпохи Возрождения.

Университет и областная библиотека Мюнстер LOTSE (Library Online Tour and Self Paced Education) разработала практическое руководство для студентов и преподавателей по проведению научной работы. База данных содержит короткие видеоролики с советами и рекомендациями, а также ссылки на темы в интернете по исследовательской деятельности, плагиату и цитированию.

Технический университет Дармштадта установил центральный сайт для всех университетов, пользующихся ООР с платформой OpenLearnWare. Дипломированный специалист Кристиан Хоппе представляет платформу и концепцию в Online-Event и в Podcast-Interview на сайте e-teaching.org. Технический университет Дармштадта также предоставляет коллекцию доступных ссылок (см. Linksammlung).

ВЫВОДЫ

Говоря о поддержке открытого образования на уровне международных организаций и соглашений, необходимо принимать во внимание соответствующие

международные документы, в том числе: Всеобщая декларация прав человека (статья 26.1), в которой говорится: «Каждый человек имеет право на образование»; «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (статья 13.1), в которой признается «Право каждого человека на образование»; Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, 1971 г.; Декларация тысячелетия и Дакарские рамки действий, 2000 г.: «Глобальное обязательство включать всех детей, молодежь, взрослых в процесс получения качественного базового образования»; Декларация принципов Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества в 2003 году: «Человек занимает центральное место в обществе. Необходимо построение информационного общества, в котором каждый человек имеет возможность использовать, создавать и распространять знания»; Рекомендация ЮНЕСКО о развитии и использовании многоязычия и всеобщем доступе к киберпространству, 2003; Конвенция ЮНЕСКО об охране и поощрении разнообразия форм культурного выражения, 2005 г.; Конвенция ЮНЕСКО о правах инвалидов (статья 24) 2006 г., в которой признается право инвалидов на образование; Заявления шести международных конференций по образованию взрослых (КОНФИНТЕА), подчеркивающих важную роль образования взрослых. Термин открытых образовательных ресурсов (ООР) впервые в 2002 был отмечен на Форуме ЮНЕСКО по открытым обучающим ресурсам; «Кейптаунская Декларация Открытого образования «Открывая будущее открытым образовательным ресурсам», 2007 г.; другие существующие заявления и руководящие принципы, касающиеся открытых образовательных ресурсов, такие как Дакарская Декларация по открытым образовательным ресурсам, 2009 г. и опубликованные Содружеством обучения и ЮНЕСКО Рекомендации по ООР в сфере высшего образования, 2011 г.;

Несмотря на то, что миссия «Открытых образовательных ресурсов» поддерживается вышеупомянутыми международными документами, следует выделить направления, требующие дальнейшего развития и совершенствования [6]:

— Поощрять доступность и использовать ООР на всех уровнях, как для формального, так и неформального образования и таким образом способствовать социальной интеграции, гендерному равенству и получению помощи в области образования.

— Разрабатывать конкретные правила в отношении производства и использования ООР, что в свою очередь способствует продвижению и поддержке краткосрочных и долгосрочных стратегий в образовании.

— Оказывать содействие в применении открытых лицензий к ООР. Глобальное повторное использование, редакция, распространение учебных материалов возможно при условии использования открытых лицензий, что является необходимым условием, позволяющим учитывать различные типы использования учебных материалов и в тоже время уважать авторское право каждого владельца ОРР.

— Поддерживать учреждения, преподавателей и других специалистов в создании доступных, качественных образовательных ресурсов и распространять их с учетом потребностей студентов. Немаловажным является также разработка

механизмов стимулирования, оценки и сертификации результатов обучения студентов с использованием ООР.

- Содействовать созданию стратегических союзов в пользу ООР.

- Использовать новые технологии для распространения материалов в различных средах, опубликованных с учетом открытой лицензии.

- Создавать и использовать ООР на местных языках и в различных культурных контекстах, чтобы обеспечить их актуальность и доступность.

- Развивать удобные инструменты для нахождения и извлечения ООР в соответствии с актуальными запросами пользователей.

Список литературы

1. ЮНЕСКО: Форум по роли открытых обучающих программ для высшего образования в развивающихся странах - Заключительный отчет, Париж, 2002.и.[Электронный ресурс]- Режим доступа: NESCO: Forum on the Impact of Open Courseware for Higher Education in Developing Countries - Final Report, Paris, 2002, S. 24.(Дата обращения 20.11.2014)

2. Guntram Geser: Open Educational Practices and Resources: OLCOS Roadmap 2012. Open eLearning Content Observatory Services (OLCOS). Salzburg Research, EduMedia Group, Salzburg Januar 2007, S. 20.

3. A Review of the Open Educational Resources (OER) Movement: Achievements, Challenges, and New Opportunities (PDF; 1,9 MB) Abgerufen am 15. Marz 2012.

4. Open Educational Resources. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.e-teaching.org/didaktik/recherche/oer/index html

5. COER13: Ubersicht zur 5. Kurseinheit OER an Schule & Hochschule Organisationale Aspekte und strategische Ansatze. [Электронный ресурс]- Режим доступа: www.e-teaching.org/etresources/media/pdf/folien 2013 coer13 haug-schmidt-thillosen oer-in-schule-und-hochschule.pdf

6. Best Practice OER - Policy Making. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.technologiestiftung-

berlin.de/fileadmin/daten/media/publikationen/vortraege/materialien/Proiektvorstellungen -bpOER II 3 .pdf

Shitova I. Y. Open educational resourcen in higher school of Germany: theory and practice/

I.Y.Shitova// Scientific Notes of Taurida National V. I. Vernadsky University. - Series: Issues of Secondary and Higher School Education. - 2014. - Vol. 27(66), No.4. - P.99 - 106.

The article discusses the characteristics and principles of the use of open educational resources in the learning process of students in higher school. The author reviews the existing open educational resources for university students in Germany. The trends for further development and improvement of open educational resources in the modern information society are highlighted in the article. Keywords: open educational resources.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 02.11.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.