Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 3
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
С.В. Титова, К.В. Александрова
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» 119991, Москва, Ленинские горы, 1
Данная статья посвящена решению таких актуальных дидактических проблем при внедрении электронных образовательных ресурсов, как классификация и каталогизация электронных образовательных ресурсов (ЭОР), выработка критериев отбора и оценки электронных образовательных ресурсов и проблема защиты авторских прав разработчиков электронных образовательных ресурсов в интернете. Для составления классификации и выработки критериев оценки электронных образовательных ресурсов были проанализированы ГОСТы, регламентирующие разработку и оценку качества электронных образовательных ресурсов. Для освещения проблемы авторских прав на обучающие ресурсы были приняты во внимание аналитические отчеты и документация международной организации ЮНЕСКО по использованию открытых образовательных ресурсов в образовательном процессе. Авторы статьи обращают внимание на использование открытых образовательных ресурсов (ООР) в обучении иностранным языкам с целью решения проблемы нелегального использования образовательных ресурсов в сети «Интернет». В данной статье дается описание таких терминов, как публичная лицензия, свободная лицензия, несвободная лицензия, и приводятся примеры трех основных публичных лицензий, применимых для образовательного контента: Creative Commons License, GNU Free Documentation License и FreeBSD Documentation License.
Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы; открытые образовательные ресурсы; авторские права; открытая лицензия; электронное обучение; цифровые технологии; методика преподавания иностранных языков.
Титова Светлана Владимировна — доктор педагогических наук, заместитель декана по дополнительному образованию, профессор кафедры теории преподавания иностранных языков факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: [email protected]).
Александрова Ксения Владимировна — аспирант кафедры теории преподавания иностранных языков факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: [email protected]).
Федеральный закон «Об образовании в РФ» и государственная программа «Развитие образования на 2013—2020 годы» задают цифровую траекторию развития образования в России. Следование данной траектории невозможно без понимания ее составных компонентов, одним из которых является использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР). При внедрении ЭОР на уроках иностранного языка необходимо решить следующие дидактические проблемы: «1. классификация и каталогизация ЭОР, используемых для выработки различных навыков иноязычного общения; 2. разработка критериев оценки и отбора ЭОР; 3. авторское право и принципы использования ООР, которые являются разновидностью ЭОР, в учебном процессе; 4. разработка методики упражнений и заданий на основе ЭОР для тренировки лингвистических, коммуникативных и социокультурных умений» [Титова, 2017: 71].
Цель данной статьи заключается в описании теоретико-методических основ по отбору и применению ЭОР, созданных на базе новейших цифровых технологий.
Согласно ГОСТ Р53620-2009 ЭОР — это «любой образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них»1. ЭОР используется для обозначения следующих образовательных веб-ресурсов: электронных учебных программ, электронных учебников, открытых образовательных ресурсов (ООР), массовых открытых онлайн-курсов (МООК) и т.д. ЭОР также является важнейшим компонентом информационно-образовательной среды (ИОС) вуза или школы, который реализует разные виды электронного обучения: мобильное обучение, сетевое обучение, смарт-обучение, обучение на базе социальных сайтов и т.д.
ГОСТ Р53620-2009 и ГОСТ Р52657-2006 дают общие представления о классификации ЭОР. Опираясь на данные рекомендации, можно выделить следующие критерии для классификации и каталогизации ЭОР [Титова, 2017] (см. табл.).
Внедрение ЭОР повышает интерактивность и коммуникативность обучения, обеспечивает мультимедийность (за счет использования нелинейного и цифрового контента), автоматизацию учебных работ (тестирования, опросы) и дает возможность моделирования образовательных объектов исследования [Титова, 2017].
Острую проблему представляет оценка качества ЭОР. Ее определяют психолого-педагогическими, дидактико-методическими, техническими и организационно-финансовыми критериями [Титова, 2017].
1 ГОСТ Р53620-2009 ИКТ в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200082196 (дата обращения: 10.01.2018).
Таблица
Классификация и каталогизация ЭОР
Критерий Содержание критерия
1. Цели и тематика
2. Методическое назначение а) учебные электронные издания: • электронный учебник, электронные учебные пособия, • тренинговые и контрольно-тестовые задания, • учебная программа по изучаемой дисциплине, • электронный курс лекций, • лабораторный практикум удаленного доступа, • учебные пакеты прикладных программ, • система контроля знаний; б) научно-методические электронные издания: • электронные журналы, • каталоги и библиографии, • материалы онлайн обсуждений преподавателей-специалистов в определенной области, т. е. материалы форумов, блогов и вебинаров.
3. Способ использования в обучении * как основное обучающее средство (в дистанционной форме и при самообразовании); • как дополнительное обучающее средство в сочетании с традиционными средствами обучения (в смешанной форме обучения).
4. Способ публикации • сетевые ЭОР (ресурс полностью размещен в сети «Интернет»); • локальные ЭОР (ресурс размещен на оптическом диске: CD, DVD; • комбинированные ЭОР; • мобильные ЭОР или мобильные приложения.
Психолого-педагогические критерии дают понятие о психолого-педагогических нормах, которые обеспечивают оптимальную организацию познавательной деятельности учащихся. К психологическим критериям, важным для подачи информации в электронной форме, относятся высшие психические функции человеческого мозга, такие как память, внимание, восприятие, мышление, речь и воображение. Данные процессы следует учитывать при структурировании учебной информации и ее представлении с помощью цифровых технологий.
Восприятие и осмысление информации невозможно без внимания. В учебном процессе полезно задействовать непроизвольное внимание. В отличие от произвольного оно не требует усилий, а значит, не способствует утомлению. Для удержания непроизвольного внимания учащихся ЭОР должен выступать в качестве эмоционального центра, привлекающего внимание. Для этого текст сводится к минимуму, а графическая и мультимедийная составляющая ЭОР выходит на первый план.
Другой психический механизм, который нужно принимать во внимание при оценке ЭОР, — это память. Различают сенсорную, кратковременную и долговременную память. Одна из задач любого процесса обучения — это усвоение и запоминание определенного запаса информации. Для этого информация, данная ученику, должна пройти все фазы памяти. Сенсорная память позволяет мгновенно (в течение 0,1—0,5 секунд) воспринять небольшое количество информации. Если данная информация привлечет внимание, то она задержится для обработки мозгом в кратковременной памяти на последующие 20 секунд. В связи с этим важно, чтобы ЭОР привлекал внимание учащихся. Для перехода информации из кратковременной в долговременную память ее необходимо повторить или отработать на практике.
Кроме учета механизмов восприятия ЭОР должен предусматривать разные режимы работы с ним. Например, режим первого ознакомления с материалом, где используются прием бегущей строки и режим повторения для выбора скорости подачи материала.
Важно учитывать минимально и максимально возможный объем подаваемой информации. Американский психолог Дж. Миллер обнаружил, что учащийся может усвоить в среднем от пяти до девяти объектов за 20 секунд работы кратковременной памяти. Таким образом, одновременно может подаваться не менее пяти и не более девяти фрагментов разнородной, но связанной по смыслу информации [Miller, 1956].
ЭОР должны учитывать разные каналы подачи информации, так как учащиеся могут относиться к разным психофизическим типам (аудиальный, визуальный, кинестетический). С вхождением технологий в повседневную жизнь люди становятся более восприимчивы именно к визуальному восприятию информации [Покровская, Телы-
шева, 2016]. При совмещении каналов восприятия понимание и запоминание улучшается. До 15% информации воспринимается в речевой форме, до 25% — при видеоряде, а подключая к картинке звуковую дорожку, восприятие увеличивается до 65% [Шехтер, 1990].
Дидактико-методические критерии включают общедидактические и частнометодические требования, предъявляемые к традиционным учебным материалам, и специфические дидактические требования непосредственно для ЭОР. Общедидактические требования содержат критерии научного содержания, ценности обучения, доступности, адаптивности, систематичности и последовательности, сознательности обучения, прочности усвоения и наглядности. Частнометодические требования позволяют отбирать языковой материал (для развития лексических, грамматических и фонологических навыков), тип коммуникативной направленности (продуктивный или рецептивный), формат и тематику текстов и упражнений, которые будут соответствовать требованиям образовательных программ и потребностям аудитории [Титова, 2017].
Специфические дидактические требования к ЭОР изложены в ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119, ГОСТ Р ИСО 9241-3, ГОСТ Р ИСО 9241-8 и регламентируют содержание и педагогический дизайн электронных материалов. Требования к содержанию включают модульно-иерархичное построение содержания, интерактивность, актуализацию информации и емкость учебной информации. При модульно-иерархичном построении содержания ЭОР информация представляется в виде модулей. При разработке следует начинать с создания модульной программы курса, которая отразит комплексную идею курса. Требования интерактивности позволяют адаптировать учебный материал под потребности учащихся, что не предусматривает печатное издание учебников. Данное требование обеспечивает диалог с учащимися, выбор режима работы с ЭОР, широкий выбор источников при прохождении учебного материала. Требование к актуализации информации предусматривает регулярное обновление учебного ресурса, которое для ЭОР может осуществляться намного проще и оперативнее, чем для традиционных образовательных ресурсов. Для соблюдения требования емкости учебной информации, необходимо краткое и информативное изложение учебного материала. Этого можно достичь путем использования нелинейного контента: изображений, таблиц, графиков и т.д. Важная информация должна располагаться вначале, сокращения и формулировки должны быть ясными и однозначными.
Помимо требований к содержанию важно соблюдать требования к педагогическому дизайну, так как дизайн ЭОР оказывает огромное влияние на мотивацию, скорость восприятия и степень утомляемости учащихся. Данное требование реализуется посредством обеспечения
мультимедийности и наглядности обучения с применением трехмерной компьютерной графики, видео и анимации, которые значительно повышают качество визуализации. Это особенно актуально для разработки учебных электронных изданий по иностранному языку, так как аудио- и видеофайлы необходимы при обучении аудированию, а развитие умения говорения более продуктивно с использованием программ, моделирующих коммуникативную среду.
Три следующих требования обеспечивают более эффективную работу с учебным материалом за счет облегчения понимания пользовательского интерфейса. Требование унифицированности интерфейса осуществляется путем соблюдения единой модели оформления для всех элементов ЭОР, что облегчает взаимодействие с ним. Это прежде всего важно для лучшего восприятия, так как при переключении между элементами ЭОР внимание ученика будет направлено на освоение нового материала, а не на смену оформления интерфейса [ОНшршз, 2009]. Требования лаконичности интерфейса подразумевают использование невербальных графических обозначений для облегчения навигации. Например, применение пиктограмм вместо текстовой информации (обзорные сведения могут помечаться пиктограммой бинокля). Требование дружественности интерфейса достигается путем обеспечения простого освоения и эффективного использования ЭОР вне зависимости от уровня подготовленности пользователей.
Технические критерии оценивают кросс-платформенность ЭОР для обеспечения удобства работы с материалами на носителях разного размера. Сюда также входит возможность работы без подключения к сети «Интернет», что считается положительным фактором, ввиду отсутствия дополнительных затрат на интернет-трафик и риска разрывов соединения.
Организационно-финансовые критерии регламентируют распространение ЭОР (платный или бесплатный формат реализации). Это особенно важно для мобильных форматов ЭОР. Под данные критерии также подпадают: наличие демоверсии, частотность использования ЭОР и их авторство.
Авторство ЭОР становится актуальным вопросом сегодня, так как любой пользователь может создать свой сайт, мобильное приложение или открытый образовательный ресурс. Задача преподавателя — отобрать ряд качественных ЭОР среди огромного выбора различных (в том числе и по качеству) материалов для своей профессиональной деятельности. Для этого при выборе ЭОР нужно обращать внимание на его авторство и отдавать предпочтение крупным издательствам, ведущим университетам, авторитетам в области преподавания или крупным новостным каналам.
Соблюдение авторских прав в Интернете остается острой проблемой с самого начала зарождения Сети. С начала XXI века ЮНЕСКО поднимает проблему распространения обучающих ресурсов и сохранения авторских прав. В 2002 г. была одобрена Парижская декларация по открытым образовательным ресурсам (ООР), которая стимулирует создание условий для разработки и использования ООР, электронного образовательного ресурса нового поколения. Другой целью внедрения ООР является обеспечение возможности самообразования, например, посредством МООК. В языковом образовании помимо оптимизации имеющейся системы обучения, необходимо «продвигать и развивать систему самообучения, в которой роль преподавателя будет заключаться в том, чтобы мотивировать и консультировать изучающих иностранный язык самостоятельно» [Тер-Минасова, 2014: 41].
Под ООР понимают все учебные материалы в свободном доступе, которые можно скачивать, модифицировать и распространять на законных основаниях. Наиболее полное определение ООР было дано в 2007 г. в монографии 'A Review of the Open Educational Resources (OER) Movement: Achievements, Challenges, and New Opportunities': «ООР — это обучающие, учебные или научные ресурсы, размещенные в свободном доступе, либо выпущенные с лицензией, разрешающей их свободное использование или переработку. Открытые образовательные ресурсы включают в себя полные курсы, учебные материалы, модули, учебники, видео, тесты, программное обеспечение, а также любые другие средства, материалы или технологии, использованные для предоставления доступа к знаниям» [Титова, 2017: 84]. Отличительной чертой ООР является публичная лицензия. Публичной лицензией принято считать соглашение, по которому автор сам ограничивает свои авторские права, а также описывает условия использования его произведения. Действует принцип «некоторые права защищены» вместо принципа копирайта «все права защищены»2.
Лицензирование ООР играет ключевую роль в переходе ЭОР в ООР. Для того чтобы ресурс считался открытым, автор должен лицензировать его, прибегая к свободной или несвободной публичной лицензии. После добровольного отказа автора от своих прав ЭОР становится ООР, поэтому ошибочно считать все ЭОР, найденные в открытом доступе, открытыми. Отдавая свои ресурсы в общее пользование, автор снимает с них только авторское право (право пользования ресурсом), но не право на авторство (право признаваться автором ресурса). Право на авторство является неимущественным правом, и его передача, продажа или любое другое отчуждение невозможны. Поэтому публичные
2 Аналитическая записка ЮНЕСКО «Открытые образовательные ресурсы и права интеллектуальной собственности», январь 2011. URL: http://iite.unesco.org/pics/ publications/ru/files/3214680.pdf (дата обращения: 10.01.2018).
лицензии позволяют использовать и видоизменять электронный ресурс, ссылаясь при этом на автора [Степаненко, 2014].
Свободная лицензия (с англ. free license) является условным термином и дает полную свободу пользователю на легальное использование, переработку и распространение ресурса [Гринь, 2016]. Несвободная лицензия предполагает три условия ее использования: способы пользования ресурсами (право на просмотр информации, право на распространение информации и право на видоизменение информации), возможность коммерческого использования и необходимость лицензирования финального продукта на таких же условиях, что и исходный ООР [Анинкин, 2015].
В данной статье проанализированы три самые популярные свободные лицензии, которые могут быть использованы для ООР. Первая и самая масштабная публичная лицензия — это Creative Commons (СС). Данная публичная лицензия включает две свободные и четыре несвободные лицензии, которые дают возможность передачи прав на публичное пользование, воспроизведение и распространение учебных материалов3.
Помимо лицензирования образовательных ресурсов Creative Commons предлагает авторам зарегистрировать свою работу в качестве общественного достояния. Согласно Большому юридическому словарю общественное достояние (с англ. public domaine) — это «в законодательстве об авторском праве понятие (категория), означающее возможность беспрепятственно использовать произведение автора. Истечение срока действия авторского права означает переход произведений в общественное достояние»4.
Кроме лицензий CC существует другие виды лицензирования, подходящие для ООР. Фонд свободного программного обеспечения разрабатывает ряд лицензий для документации. Например, Лицензия свободной документации GNU (GNU Free Documentation License) представляет собой копилефт-лицензию (с англ. copyleft license), позволяющую редактировать и видоизменять ресурс с лицензированием на аналогичных условиях. Лицензия подойдет для учебников, обучающих материалов, словарей, энциклопедий и т.д.5
Лицензия документации FreeBSD Калифорнийского университета подходит для образовательного контента, не обязывает лицензиро-
3 Более подробно о типах лицензии СС см.: URL: http://creativecommons.ru/licenses (дата обращения: 10.01.2018).
4 Большой юридический словарь. URL: https://petroleks.ru/dictionaries/dict_big_law15. php (дата обращения: 10.01.2018).
5 Официальный сайт лицензии. URL: https://www.gnu.org/licenses/license-list.ru.html (дата обращения: 10.01.2018).
вать производный продукт на тех же условиях и не ограничивает коммерческое использование. Лицензия разрешает использование, переработку и доработку ресурса со ссылкой на автора ресурса6.
Таким образом, в современной системе образования большое внимание уделяется внедрению новых форм электронных образовательных ресурсов. ЭОР и ООР должны отвечать вышеперечисленным требованиям, для того чтобы их применение было эффективным. Понимание и умение работать с новыми информационно-коммуникативными средствами в обучении ведут к качественному изменению образовательного процесса. Переход к ООР обеспечит формирование мирового открытого образовательного пространства, где ООР не просто реализация очередной социальной практики, а новый вектор в развитии сферы образования.
Список литературы
1. Анинкин А.С. Соблюдение законодательства об авторском праве образовательными организациями при применении дистанционных образовательных технологий // Вестн. Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. 2015. № 1. С. 113-119.
2. Гринь Е.С. К вопросу о правовой природе открытых лицензий // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 11 (48). С. 2411-2416.
3. Покровская С.В, Телышева Н.Н. К вопросу о новых подходах к профессиональной подготовке бакалавров направления «Педагогическое образование» // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2016. № 2. С. 77-84.
4. Степаненко О.Г. Договоры об отчуждении исключительного права на объекты авторских прав // Вестн. Иркутского государственного технического ун-та. 2014. № 1 (84). С. 249-253.
5. Тер-Минасова С.Г. Преподавание иностранных языков в современной России. Что впереди? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 2. С. 31-41.
6. Титова С.В. Цифровые технологии в цифровом обучении: теория и практика. М., 2017.
7. Шехтер М.С. Психологические рекомендации по организации графической и знаковой части компьютерных обучающих программ. М., 1990.
8. George A. Miller. The magical number seven, plus or minus two: some limits on our capacity for processing information // Psychological Review, American Psychological Association. Vol. 101. No. 2. 1956. Р. 343-352.
9. Istrate Olimpius. Visual and pedagogical design of e-learning content // eLearning Papers www.elearningpapers.eu N° 17. 2009. URL: https://www.academia. edu/3356976/Visual_and_pedagogical_design_of_eLearning_content (accessed: 05.01.2018).
6 Официальный сайт лицензии. URL: https://www.freebsd.org/ru/copyright/freebsd-license.html (дата обращения: 10.01.2018).
Svetlana V. Titova, Kseniia V. Aleksandrova
THEORETICAL AND DIDACTIC PRINCIPLES OF DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES INTEGRATION IN FOREIGN LANGUAGES TEACHING
Lomonosov Moscow State University 1 Leninskie Gory, Moscow, 119991
The aim of the present article is to propose some solutions to a number of currently topical didactic problems in implementation of electronic educational resources, such as elaboration of the classification of electronic educational resources (EER), definition of evaluation criteria for electronic educational resources and the copyright protection of electronic educational resources developers on the Internet. The analysis of National State Standards (GOSTs) in regulation of the development and evaluation of the quality of electronic educational resources served to compile the classification and the assessment criteria for electronic educational resources. In order to handle the issue of copyright on educational resources, policy briefs and other UNESCO documentation on open educational resources were taken into account. The authors of the article draw attention to the use of open educational resources (OER) in teaching foreign languages in order to solve the problem of inappropriate use of online educational resources. The OERs do not just develop a new social practice, but could drastically change the system of education. This article describes such terms as a public license, a free license, a non-free license and provides examples of three major public licenses for educational content: Creative Commons License, GNU Free Documentation License and FreeBSD Documentation License.
Key words: electronic educational resources; open educational resources; copyright; open license; open content; free use of works; e-learning; digital technologies; e-learning technologies; foreign language teaching methodology.
About the authors: Svetlana V. Titova — PhD in Pedagogical Sciences, Deputy Dean for Further Education Programmes, Professor of Department of Foreign Language Teaching, Faculty of Foreign Languages and Area Studies, Lomonosov Moscow State University (e-mail: [email protected]); Kseniia V. Aleksandrova — Post-graduate student of Department of Foreign Language Teaching, Faculty of Foreign Languages and Area Studies, Lomonosov Moscow State University (e-mail: [email protected]).
References
1. Aninkin A.S. 2015. Soblyudenie zakonodatel'stva ob avtorskom prave obra-zovatel'nymi organizatsiyami pri primenenii distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologii [Compliance with the copyright law by educational organizations that use e-learning technologies]. Bulletin of the Nizhny Novgorod University N.I. Lobachevsky, no. 1, pp. 113—119. (In Russ.)
2. Grin' E.S. 2014. K voprosu o pravovoi prirode otkrytykh litsenzii [On the issue of the legal nature of open licenses]. Actual problems of Russian law, no. 11 (48), pp. 2411-2416. (In Russ.)
3. Pokrovskaya S.V., Telysheva N.N. 2016. K voprosu o novykh podkhodakh k professional'noi podgotovke bakalavrov napravleniya "Pedagogicheskoe obrazovanie" [To the question about the new approaches of professional training of bachelors on "Pedagogical education" direction]. Moscow State University Bulletin. Series 20. Educational sciences, no. 2, pp. 77—84. (In Russ.)
4. Shekhter M.S. 1990. Psikhologicheskie rekomendatsii po organizatsii gra-ficheskoi i znakovoi chasti komp'yuternykh obuchayushchikh programm [Psychological recommendation on the organization of the graphic and iconic section of computer training programs]. Moscow. (In Russ.)
5. Stepanenko O.G. 2014. Dogovory ob otchuzhdenii isklyuchitel'nogo prava na ob"ekty avtorskikh prav [Contracts of alienation of exclusive rights to copyright items]. Bulletin of the Irkutsk State Technical University, no. 1 (84), pp. 249-25. (In Russ.)
6. Ter-Minasova S.G. 2014. Prepodavanie inostrannykh yazykov v sovremennoi Rossii. Chto vperedi? [Teaching Foreign Languages in Modern Russia. What Lies Ahead?]. Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, no. 3, pp. 31-41. (In Russ.)
7. Titova S.V 2017. Tsifrovye tekhnologii v tsifrovom obuchenii: teoriya ipraktika [Digital Technologies in Language Classroom: theory and practice]. Moscow. (In Russ.)
8. Miller G.A. 1956. The magical number seven, plus or minus two: some limits on our capacity for processing information. Psychological Review, American Psychological Association. Vol. 101. No. 2, pp. 343-352.
9. Olimpius I. 2009. Visual and pedagogical design of e-learning content. eLearning Papers www.elearningpapers.eu N° 17. URL: https://www.academia.edu/ 3356976/Visual_and_pedagogical_design_of_eLearning_content (accessed: 05.01.2018).