Научная статья на тему 'Открытые образовательные ресурсы: международный опыт и ситуация в России'

Открытые образовательные ресурсы: международный опыт и ситуация в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1966
491
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / OPEN EDUCATIONAL RESOURCES / ОТКРЫТАЯ ЛИЦЕНЗИЯ / OPEN LICENSE / ПОТРЕБИТЕЛИ КОНТЕНТА / CONSUMERS OF CONTENT / ОНЛАЙН ОБРАЗОВАНИЕ / ONLINE EDUCATION / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / INTERNET TECHNOLOGY / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / INFORMATIZATION OF EDUCATION / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ПРАВ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ / INTELLECTUAL PROPERTY LICENSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арефьева Татьяна Сергеевна, Жидкова Ольга Николаевна, Лобанова Евдокия Ивановна, Нисилевич Алла Борисовна, Стрижова Екатерина Валентиновна

Главной задачей данной статьи является изучение и оценка использования и перспектив развития открытых образовательных ресурсов в России и в международном контексте с исторической и правовой точек зрения, а также представить на примере интеграции открытых образовательных ресурсов вузов в электронной библиотеке портала «Единое окно» возможности информационного обмена в образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPEN EDUCATIONAL RESOURCES: INTERNATIONAL EXPERIENCE AND THE SITUATION IN RUSSIA

The main objective of this paper is to study and evaluate the use of and prospects for the development of open educational resources in Russia and in the international context of the historical and legal point of view, and present the example of the integration of open educational resources of universities in the digital library portal ‘Single Window’ with opportunities for information exchange in the educational environment.

Текст научной работы на тему «Открытые образовательные ресурсы: международный опыт и ситуация в России»

ОТКРЫТЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И СИТУАЦИЯ В РОССИИ

УДК 339.13

Татьяна Сергеевна Арефьева,

ст. преподаватель кафедры «Иностранных языков» Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

Тел.: (495) 442-64-98

Эл. почта: tarefyeva@mesi.ru

Ольга Николаевна Жидкова,

к.э.н, доцент кафедры «Иностранных языков» Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Тел.: (495) 442-64-98 Эл. почта: ozhidkova@mesi.ru Евдокия Ивановна Лобанова,

к.с.н., доцент, заведующая кафедрой «Иностранных языков» Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

Тел.: (495) 442-64-98

Эл. почта: elobanova@mesi.ru

Алла Борисовна Нисилевич,

ст. преподаватель кафедры «Иностранных языков» Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

Тел.: (495) 442-64-98

Эл. почта: anisilevich@mesi.ru

Екатерина Валентиновна Стрижова,

ст. преподаватель кафедры «Иностранных языков» Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

Тел.: (495) 442-64-98

Эл. почта: evstrijova@mesi.ru

Главной задачей данной статьи является изучение и оценка использования и перспектив развития открытых образовательных ресурсов в России и в международном контексте с исторической и правовой точек зрения, а также представить на примере интеграции открытых образовательных ресурсов вузов в электронной библиотеке портала «Единое окно» возможности информационного обмена в образовательной среде. Ключевые слова: открытые образовательные ресурсы, открытая лицензия, потребители контента, онлайн образование, интернет-технологии, информатизация образования, лицензирование прав на интеллектуальную собственность.

Tatiana S. Arefyeva,

Senior Lecturer, the Department of Foreign Languages, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI) Tel.: (495) 442-64-98 E-mail: tarefyeva@mesi.ru Olga N. Zhidkova,

PhD in Economics, Associate Professor, the Department of Foreign Languages, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI) Tel.: (495) 442-64-98 E-mail: ozhidkova@mesi.ru Evdokia I. Lobanova,

PhD in Sociology, Associate Professor, Head of the Department of Foreign Languages,

Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI) Tel.: (495) 442-64-98 E-mail: elobanova@mesi.ru Alla B. Nisilevich,

Senior Lecturer, the Department of Foreign Languages, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI) Tel.: (495) 442-64-98 E-mail: anisilevich@mesi.ru Ekaterina V. Strizhova,

Senior Lecturer, the Department of Foreign Languages, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI) Tel.: (495) 442-64-98 E-mail: evstrijova@mesi.ru

OPEN EDUCATIONAL RESOURCES: INTERNATIONAL EXPERIENCE AND THE SITUATION IN RUSSIA

The main objective of this paper is to study and evaluate the use of and prospects for the development of open educational resources in Russia and in the international context of the historical and legal point of view, and present the example of the integration of open educational resources of universities in the digital library portal 'Single Window' with opportunities for information exchange in the educational environment.

Keywords: open educational resources, open license, consumers of content, online education, Internet technology, informatization of education, intellectual property license.

1. Введение

Образование в современном мире стало жизненно необходимым видом деятельности человека. Человек учится на протяжении всей жизни, независимо от физических возможностей и социального статуса. Невозможно говорить о развитом обществе без современного института образования, отвечающего представлениям об открытости и всеобщей доступности знаний. Научное знание, так или иначе транслируемое в процессе обучения, должно быть общественным достоянием. Современные информационно-коммуникационные технологии способны открыть научное знание для всего человечества.

Образование, как и наука, должно служить интересам общества, во благо всем его членам, этническим группам. Открытое образование является насущной потребностью современного общества. Открытое образование понимается нами, как доступное всем без каких-либо ограничений, понимаемое в отдельных случаях, как еще и бесплатное.

Благодаря открытому образованию, доступ к аутентичным материалам никогда не был таким легким, как сейчас. Огромное количество ресурсов и материалов на разных языках доступно для немедленного использования. Цель этой статьи - попытка проанализировать использование открытых образовательных ресурсов для высшего образования, изучить международный опыт и ситуацию в России.

2. Открытые образовательные ресурсы - новая стратегия развития образования

2.1. История создания и правовые аспекты открытых образовательных ресурсов

Прежде всего, необходимо уточнить, что использованный в заглавии статьи термин « открытые образовательные ресурсы» достаточно широко используется в России, но его толкование не соответствует принятому в международном научно-образовательном сообществе толкованию термина «Open Educational Resources» (OER). Данный англоязычный термин начал использоваться в начале XXI века в связи с появлением проекта Массачусетского технологического института MIT OpenCourseWare (OCW), который финансировался некоммерческой организацией William and Flora Hewlett Foundation и заключался в открытой публикации в сети Интернет учебных и методических материалов по широкому спектру дисциплин, изучаемых в университетах (http://en.wikipedia.org/ wiki/Open_educational_resources). При этом основной особенностью проекта была открытая лицензия на использование этих материалов научно-образовательным сообществом всего мира, допускающая копирование, распространение и модификацию этих ресурсов, их использование для разработки новых образовательных ресурсов. Таким образом, к образовательным ресурсам был применен подход, получивший ранее широкое рас-

_

пространение в сфере разработки свободно распространяемого программного обеспечения с открытым кодом (open software). Открытые образовательные ресурсы интегрируются в процесс обучения наряду с такими передовыми средствами, как образовательный краудсорсинг, реализуемый на основе современных информационных и коммуникационных технологий и являющийся одним из важнейших инструментов социализации в условиях перехода от традиционных обществ (society) к сетевым сообществам (community). [1] В российском сегменте сети Интернет под «открытыми образовательными ресурсами», как правило, понимаются ресурсы, которые являются бесплатными и свободно доступными для всех пользователей сети, т.е. не требуют авторизации на сайтах и не имеют ограничений на сети (IP-адреса), с которых осуществляется доступ к ресурсам. Однако правовые вопросы, относящиеся к допустимым действиям с этими образовательными ресурсами, в большинстве случаев остаются неосвещенными. На некоторых сайтах присутствует уведомление типа «Все права защищены. Копирование распространение информации допускается при наличии письменного разрешения владельца сайта». Нередки уведомления типа «Допускается использование материалов в образовательных целях при условии ссылки на данный сайт». Иногда присутствуют указания на допустимость скачивания и использования ресурса для личных целей, но недопустимость копирования информации или ее размещении на других сайтах.

В мировой практике распространение получили лицензии Creative Commons (лицензии СС), которые основаны на авторском праве и позволяют авторам и правообладателям (физическим и юридическим лицам) распространять свои произведения на определенных ими условиях, а потребителям контента (также физическим и юридическим лицам) -простым и легким способом использовать эти произведения. Суть этих лицензий заключается в том, что они позволяют авторам (правообладате-

лям) сообщить общественности, от каких прав на свои произведения они хотели бы отказаться, а какие права они оставляют за собой. Семейство лицензий Creative Commons (лицензии СС) включают в себя:

• BY - «Attribution» - указывать авторство;

• SA - «ShareAlike» - распространение на тех же условиях;

• NC - «Noncommercial» - некоммерческое использование;

• ND - «NoDerivs» - без производных произведений.

Самая «разрешительная» лицензия - CC BY, а самая «запретительная» - СС BY-NC-ND.

К сожалению, сайты, на которых имеются четкие указания на лицензии, подобные лицензиям Creative Commons, и на допустимые способы использования размещенных в сети ресурсов, в российском Интернете весьма малочисленны. Такой ситуации способствует и то, что в настоящее время в юрисдикции России отсутствует нормативно-правовая база для применения свободных лицензий.

Нельзя не упомянуть и о проблемах, связанных с использованием открытых ресурсов для высшего образования. Хотя применение информационных технологий повышает мотивацию и познавательную активность студентов, интерес к предмету, помогает интенсифицировать и индивидуализировать обучение, их использование предполагает достаточный уровень компьютерной грамотности, дающий уверенность, что доступная технология используется адекватно. [2] Наличие на сайтах вузов открытых ресурсов не всегда рассматривается руководством как необходимый компонент продвижения вуза и подъема его престижа. В показателях отчетности вузов не учитывается наличие открытых образовательных ресурсов. Свою роль здесь играет и недостаток стимулов для преподавателей к разработке и размещению открытых образовательных ресурсов, а также недостаточный уровень владения интернет-технологиями (создание и поддержка сайтов, управление контентом). Наличие новых технологий не приводит к автоматическому

изменению самой «культуры» обучения, они только предоставляют возможности для ее трансформации. [3]

Сайты, разработанные на средства грантов и по выигранным конкурсам, зачастую прекращают жить после окончания финансирования. При размещении ресурсов не уделяется должного внимания правовым вопросам, в большинстве случаев отсутствуют указания на допустимое использование. Российское законодательство в области авторского права и интеллектуальной собственности на сегодняшний день не включает «свободные лицензии».

2.2. Примеры OER-проектов (Open Educational Resources) в разных странах и перспективы развития ООР (открытых образовательных ресурсов)

Хотелось бы привести некоторые примеры успешного создания и использования ООР (открытых образовательных ресурсов) в высших учебных заведениях во всем мире.

Проект Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology) - MIT OpenCourseWare (OCW) (http://ocw. mit.edu). Начало проекта приходится на 2002 год. Материалы учебных курсов размещаются с лицензией CC BY-NC-SA.

OpenCourseWare Consortium (http://ocwconsortium.org) - это сообщество нескольких сот вузов и других научно-образовательных учреждений, продвигающих OpenCourseWare (OCW). На данном ресурсе имеется каталог сайтов с OCW и более 6400 курсов на 27 языках.

African Virtual University: проект OER@AVU Portal (http://oer. avu.org) Openly Licenced: You can download, modify, share and distribute this material freely! Don't forget to contribute back if you make significant improvements (Вы можете скачивать, редактировать, пересылать и распространять этот материал свободно! Не забывайте вносить свой вклад, если вы сделаете значительные улучшения.).

Проект College Open Textbooks (http://collegeopentextbooks.org). На сайте размещен каталог полно-

текстовых учебников, доступных в Интернете с открытыми лицензиями.

Также можно упомянуть такие успешные проекты ООР, как Commonwealth of Learning (Канада) (http://www.col.org), OCW -University of California (США) (http:// ocw.uci.edu), OpenLearn - The Open University (Великобритания) (http:// www.open.edu/openlearn/), OER Africa (ЮАР) (http://www.oerafrica. org), Open University of Israel (Израиль) (http://ocw.openu.ac.il), OCW KU Leuven (Бельгия) (http://ocw. kuleuven.be).

Проект Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО) «Открытые образовательные ресурсы» (http:// ru.iite.unesco.org) направлен на поддержку движения ООР и создание условий для разработки, обмена и использования OOP, в частности в странах СНГ и Балтии: аналитические исследования, повышение информированности по вопросам разработки и использования OOP, подготовка кадров, организация сетевого взаимодействия, технологические разработки, создание инструментов и хранилищ OOP на национальных языках.

В 2012 году в Париже прошел Всемирный конгресс ЮНЕСКO (World Open Educational Resources Congress), целью которого было: представить экспертов и лучшие мировые практики в инициативах и политике в области OER; принять Декларацию, призывающую правительства поддержать развитие и использование открытых образовательных ресурсов; отпраздновать 10-летие Форума ЮНЕСШ 2002 года, на котором был принят термин «OER».

В 2013 году в Брюсселе был проведен Европейский саммит по открытому и онлайн образованию и программе модернизации европейского образования. Единственным представителем России в ходе Саммита стал МЭСИ (Московский Государственный Университет Экономики, Статистики и Информатики). Omrr вуза в развитии открытого образования и электронного обучения получил высокие оценки. Саммит состоялся по совместной

инициативе Европейской ассоциации университетов дистанционного обучения (EADTU) и Генерального директората Еврокомиссии по образованию и культуре. В Саммите приняли участие представители членов EADTU, традиционных университетов ряда стран, различных подразделений Еврокомиссии, Европейской ассоциации университетов (EUA), Международного совета по открытому и дистанционному образованию (ICDE), Европейской сети дистанционного и электронного обучения (EDEN), Европейской Ассоциации агентств гарантии качества (ENQA), Европейского союза студентов (ESU) и др. Саммит проводился в связи с запуском инициативы Еврокомиссии «Открытие образования: Инновационное преподавание и обучение для всех посредством новых технологий и открытых образовательных ресурсов». Данная инициатива фактически означает открытие новой повестки дня для Европы, цель которой - стимулирование развития высококачественных, инновационных методов обучения посредством использования новых технологий и цифрового контента. И это не самоцель, а средство для формирования более открытого образовательного пространства для предоставления высококачественного образования и, тем самым, для достижения европейских целей 2020: подъем конкурентоспособности Европы, формирование квалифицированной рабочей силы и увеличение занятости.

Основываясь на итогах работы Саммита, можно сформулировать некоторые выводы для России. Если учебные заведения страны не овладеют новыми технологиями, не будут вооружать своих питомцев навыками работы в современной глобальной сетевой экономике, а система образования не обретет черты открытости и гибкости - она отстанет от мировых темпов развития, не сможет обеспечить страну высококвалифицированными кадрами, потеряет привлекательность для потенциальных зарубежных абитуриентов и повлечет отток отечественных студентов, которые предпочтут получать образование в другие странах

(физически или виртуально). Не случайно использование информационных технологий дистанционного обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.[4] Уже сейчас учащиеся из России по своему количеству входят в первую десятку подписавшихся на массовые открытые онлайновые курсы, разработанные за рубежом и размещенные на зарубежных платформах. При этом необходимо учитывать такие аспекты как специфика межкультурной коммуникации в онлайн среде [5] и невербальные средства, которые могут отличаться в разных культурах.[6]

Российские вузы (в первую очередь - федеральные и исследовательские университеты) необходимо вооружить современным инструментарием, дать возможность внедрить высококачественные инновационные методы обучения с применением новейших технологий и методики создания и использования цифрового контента.

2.3. Открытые образовательные ресурсы вузов: интеграция в электронной библиотеке портала «Единое окно»

Весьма важной составляющей образовательного контента сети Интернет являются образовательные ресурсы, созданные в высших учебных заведениях и размещенные на сайтах вузов и их структурных подразделений - факультетов, кафедр, библиотек, а также на персональных сайтах преподавателей и сотрудников. К таким ресурсам относятся как электронные версии выпущенных в вузе печатных изданий (учебных пособий, лабораторных практикумов, методических указаний и др.), так и материалы, существующие только в виде электронных изданий, а также открытые электронные библиотеки вузов (полнотекстовые электронные версии вузовских изданий), сайты факультетов и кафедр (учебные пособия, методические указания, материалы к лекциям, задания, рабочие программы), сайты тематических научно-образовательных проектов, персональные сайты преподавателей.

_

Значительная часть подобных ресурсов размещается с ограничениями на права доступа, т.е. доступна только с компьютеров, расположенных в сети вуза, или по логинам/ паролям, выдаваемым студентам и сотрудникам данного учебного заведения. Такая ситуация типична, например, для сайтов многих научных библиотек вузов, на которых наряду с открытым доступом к электронному каталогу предоставляется ограниченный доступ к полнотекстовым версиям учебно-методических и научных изданий, выпущенных в данном вузе. Вместе с тем, в российском сегменте сети Интернет существуют тысячи сайтов, на которых легальным образом, т.е. с ведома и согласия авторов и правообладателей, в открытом доступе размещены учебно-методические материалы, подготовленные в вузах и предназначенные для использования в учебном процессе. Размещение в свободном бесплатном доступе предполагает, что создатели ресурсов готовы предоставить возможность ознакомления с ними всех заинтересованных пользователей Интернета, в первую очередь преподавателей и студентов вузов. Однако разбросанность десятков тысяч ресурсов по тысячам сайтов, на страницах которых представлены небольшие по объему (от нескольких единиц до нескольких десятков) списки ресурсов со ссылками на файлы различных форматов (pdf, doc, djvu, zip, rar и др.), делает для пользователей Интернета задачу целенаправленного поиска интересующих ресурсов весьма непростой. Решить такую задачу позволяет интеграция ресурсов в рамках единой информационной системы, в которой ресурсы снабжаются метаданными, распределенными на рубрики и которая предоставляет пользователю средства контекстно-атрибутного поиска.

Одним из важнейших результатов работ в сфере информатизации образования России, выполненных в последние годы в рамках федеральных целевых программ и приоритетного национального проекта «Образование», стало создание федеральной системы информационно-образовательных ресурсов (ФСИОР). В число

ключевых компонентов ФСИОР входит портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http:// window.edu.ru) или коротко - «Единое окно» - образовательный интернет-проект, основными задачами которого являются систематизация и предоставление свободного доступа к русскоязычным электронным образовательным ресурсам для различных категорий участников образовательного процесса.

Основными структурными компонентами портала «Единое окно» являются каталог образовательных интернет-ресурсов, электронная библиотека учебно-методических материалов с открытым доступом и новостные ленты образовательной тематики. Интегральный каталог содержит представленные в стандартизованной форме метаданные внешних интернет-ресурсов (как сайтов, так и отдельных размещенных на них ресурсов) и описания полнотекстовых публикаций электронной библиотеки. При размещении в каталоге внешние интернет-ресурсы снабжаются унифицированным метаописанием, включающим в себя следующие атрибуты: название, URL, авторы ресурса, аннотация, регион РФ (при наличии географической принадлежности ресурса), перечень разделов рубрикатора, к которым отнесен данный ресурс. Руб-рицирование ресурсов производится на основе принятого в системе федеральных образовательных порталов стандарта, который предусматривает четыре независимых направления рубрикации:

• по уровню образования (дошкольное, общее, профессиональное, дополнительное);

• по целевой аудитории (абитуриент, исследователь, менеджер, преподаватель, учащийся);

• по типу ресурса (учебные, учебно-методические, справочные, иллюстративные, научные материалы, нормативные документы и др.);

• по предметной области (два базовых предметных рубрикатора - для общего образования и для профессионального образования).

Электронная библиотека портала «Единое окно» является крупнейшим в российском сегменте Интернета

хранилищем полнотекстовых версий учебных и учебно-методических материалов с открытым доступом. Набор атрибутов, описывающих размещенные в электронной библиотеке материалы, включает: наименование публикации; авторы - список всех авторов или составителей; аннотация; библиографическая ссылка; год издания; ISBN (если имеется у печатного издания); источник (поставщик материала) - вуз/факультет/ кафедра, библиотека, издательство, интернет-портал и т.д. (со ссылкой на веб-сайт поставщика ресурса и привязкой к соответствующему региону РФ); перечень разделов рубрикатора, к которым отнесен данный материал. Полные тексты (файлы) материалов размещаются непосредственно на сервере библиотеки и на карточке публикации указываются соответствующие гиперссылки. В качестве базового формата хранения материалов используется формат pdf; некоторые издания размещаются в виде файлов в формате djvu. Материал может быть представлен как в виде одного файла, так и набором файлов (например, по главам и разделам), для каждого из которых на карточке дается содержательное наименование. Имеющиеся на портале средства поиска позволяют формировать выборки ресурсов по разделам рубрикатора (например, по тематическим рубрикам) в сочетании с контекстным поиском в названии и описании ресурсов, в том числе по автору, ключевым словам, в тексте аннотации, по url (для интернет-ресурсов), по году издания, по региону РФ и организации-поставщику ресурсов. Поиск по контексту может выполняться без учета или с учетом морфологии русского языка, а также с применением специального языка запросов. Наряду с использованием внутренних поисковых средств портала, предоставляется возможность производить контекстный поиск с помощью встроенного поискового сервиса Google, который оказывается особенно эффективным при поиске в полных текстах публикаций, размещенных в электронной библиотеке. Портал включает также ряд подсистем, функции которых связаны с работой с посетителями

портала: размещение отзывов на ресурсы и их обсуждение, ответы на вопросы, просмотр и размещение предложенных посетителями ресурсов для библиотеки и каталога, статистический учет посещаемости, включая подсчет количества просмотров каждой из карточек ресурсов и скачиваний файлов с материалами библиотеки. Это можно сравнить с взаимодействием онлайн газет со своими виртуальными читателями. Особенно ценными для аудиторной работы является ссылка - send us feedback, осуществляющая интеракцию читателя с издательством.^]

Электронная библиотека содержит в свободном доступе более 28 тысяч материалов, источниками которых являются более трехсот российских вузов и других образовательных и научных учреждений. Основу информационного наполнения библиотеки составляют электронные версии учебно-методических материалов, подготовленных в вузах, прошедших рецензирование и рекомендованных к использованию советами факультетов, учебно-методическими комиссиями и другими вузовскими структурами, осуществляющими контроль учебно-методической деятельности. Большинство размещенных в электронной библиотеке материалов непосредственно предназначены для использования в учебном процессе: учебные и учебно-методические пособия, сборники задач, заданий и тестов, методические пособия к лабораторным практикумам и практическим занятиям, методические указания по выполнению курсовых проектов и выпускных квалификационных работ, учебно-методические комплексы. Из числа научных изданий в электронную библиотеку включаются монографии, подготовленные в вузах и научно-исследовательских организациях, используемые в специальных курсах при подготовке магистров и аспирантов, а также сборники материалов конференций, симпозиумов, школ-семинаров и других научных мероприятий для студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава. Отдельные содержательные статьи

размещаются в библиотеке в тех случаях, когда они носят обзорно-аналитический характер и относятся к вопросам педагогики, методики преподавания дисциплин и управления образованием.

Существенный вклад в пополнение электронной библиотеки вносят пользователи портала, которые предлагают для размещения собственные авторские материалы, используя разработанный для этих целей онлайновый сервис портала. Все материалы, размещенные в библиотеке, заносятся в специальный реестр, а их авторам выдается свидетельство о размещении электронных копий ресурсов в библиотеке. С несколькими десятками вузов заключены соглашения о передаче неисключительных прав на размещение материалов в электронной библиотеке портала «Единое окно». В ряде высших учебных заведений учеными советами вузов было принято решение о том, что данные свидетельства учитываются при избрании по конкурсу на должность как подтверждение публикации работы, даже если учебно-методическая разработка не имеет печатной версии.

Редакция портала «Единое окно» решает вопросы легитимности размещения ресурсов в электронной библиотеке путем заключения соглашений с вузами (как правило, в случаях, когда речь идет о крупных порциях материалов в сотни публикаций) или путем получения разрешений по электронной почте от руководителей факультетов, кафедр и отдельных преподавателей - в зависимости от статуса сайта, на котором первоначально размещены ресурсы, копируемые в библиотеку «Единого окна». Переходя к методическим аспектам проекта «Единое окно», следует отметить, что использование электронной библиотеки не изменяет существенным образом характер изучения учебных дисциплин, так как данная электронная библиотека является лишь средством хранения, поиска и получения учебно-методических материалов, представленных в традиционной текстовой и графической формах. Разумеется, использование таких электронных

образовательных ресурсов как виртуальные лабораторные практикумы, программы для компьютерного моделирования, интерактивные электронные учебные пособия, аудио и видео лекции, компьютерные демонстрации, онлайн-тесты также является весьма важным, особенно при дистанционном обучении.[8] Однако для профессионального образования весьма важное значение имеет информационная составляющая, которая может быть представлена в простой текстографической форме (такой как электронная версия обычного печатного издания). При этом основной интерес представляют подбор материала, методика его изложения, методические рекомендации по изучению курса, задания для самостоятельной работы учащихся, проведение он-лайн тестирования, которое является эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности студентов [9] и т.д. Широкий спектр направлений и специальностей профессионального образования, наличие различных научно-педагогических школ, большое количество учебных дисциплин, появление новых научных направлений и перспективных технологий, использование принципов конструктивизма как философской основы информационно-обучающей среды[10] делают весьма актуальными задачи распространения и обмена педагогическим опытом путем размещения в открытом доступе разнообразных учебно-методических материалов.

Взаимодействие с посетителями портала, характер их отзывов на ресурсы, а также проводимый анализ посещаемости и востребованности ресурсов показывает, что они весьма интенсивно используются в образовательном процессе - как преподавателями, так и учащимися. Таким образом, выполнение данного проекта способствует решению задач интеграции образовательных ресурсов учреждений образования и науки России, обеспечения широкой доступности учебного и методического потенциала вузов, эффективного использования накопленного педагогического опыта.

3. Заключение

Отвечая на вопрос, являются ли свободно доступные образовательные ресурсы в России ресурсами вида «Open Educational Resources» (в понимании ЮНЕСКО), ответ будет скорее всего отрицательным. При этом качество российских свободно доступных образовательных ресурсов соответствует мировому уровню ресурсов вида OER, а для общего образования, возможно, и превышает. Однако российские вузы существенно отстают от зарубежных в области открытого доступа к своим образовательным ресурсам (материалам учебных курсов). Причины этого видятся нам в том, что создание большинства российских хранилищ открытых образовательных ресурсов является результатом выполнения государственных заказов, при этом принятые в мировой практике открытые лицензии в России не предусмотрены в действующем законодательстве об авторских правах и практически не используются в сфере образования.

Литература

1. Жидкова О.Н. Краудсорсинг как один из инструментов социализации формального и неформального образования// Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - № 10-1. - С. 137-140.

2. Герасименко, Т. Л., Грубин И.В., Гулая Т.М., Жидкова О.Н., Романова С. А. Развитие языковой компетенции у студентов неязыкового вуза с помощью смарттехнологий// Экономика, статистика и информатика: Вестник УМО. - 2013. - № 1. - C. 3-6.

3. Герасименко Т. Л., Грубин И.В., Гулая Т.М., Жидкова О.Н., Романова С.А. Smart-технологии (вебинар и социальные сети) в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе// Экономика, статистика и информатика: Вестник УМО. - 2012. -№ 5. - C. 9-12.

4. Нисилевич А.Б., Стрижова Е.В. Инновационные технологии преподавания в высшей школе// Экономика, статистика и инфор-

матика: Вестник УMО. - 2013. -№ 3. - C. 3-5.

5. Лобанова Е.И., Турук И.Ф. Interpersonal Aspect of Intercultural Communication in on-line area// Journal of Scientific Publications: Language, Individual and Society. -2011. - Т 5. - C. 25-30.

6. Лобанова Е.И., Турук И.Ф. Невербальные средства межкультурной коммуникации в социокультурной среде//Journal of Scientific Publications: Language, Individual and Society. - 2012. - Т.б. №2. - С.85-89.

7. Жидкова О.Н. Использование онлайн газет для развития коммуникативной и межкультурной компетенций// Mеждународный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013, - №10. -C. 125-12б

8. Жидкова О.Н. Инновационные технологии в обучении иностранному языку. Использование Интернет-ресурсов// Инновационная Россия: Задачи и Правовые основы развития. Коллективная монография. M, MЭСИ, - 2011, - C. б18-б2б.

9. Жидкова О.Н., Арефьева Т.С. Использование он-лайн тестирования для эффективного контроля знаний студентов по иностранному языку// Сборник научных трудов Mеждународной заочной научно-практической конференции «Наука и образование в XXI веке». - 2013.

10. Каменева Н. А., Нисилевич А.Б., Стрижова Е.В., Харитонова О.В. Принципы конструктивизма как философская основа информационно-обучающей среды// Сборник научных трудов Sworld. - 2013. -Т. 14. - № 2. - С. 15-19.

References

1. O.N. Zhidkova. Crowdsourcing as a tool of socialization of formal and non-formal education// Mezhd-unarodnyj zhurnal eksperimentalnogo obrazovaniya. - 2013. - № 10-1. -S. 137-140.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. T.L. Gerasimenko, I. V Grubin, T. M. Gulaya, O. N. Zhidkova, S. A. Romanova. Smart technologies (wiki and podcasts) in foreign language

teaching//Ekonomika, statistika i in-formatika: Vestneyk UMO. - 2013. -№ 1. - C. 3-6.

3. T.L. Gerasimenko, I. V. Grubin, T. M. Gulaya, O. N. Zhidkova, S. A. Romanova. Smart technologies (webi-nar and social nets) in foreign language teaching// Ekonomika, statistika i informatika: Vestneyk UMO. - 2012. -№ 5. - C. 9-12.

4. A.B. Nisilevich, E. V. Strizhova. Innovative technologies in high school education// Ekonomika, statistika i informatika: Vestneyk UMO. - 2013. -№ 3. - C. 3-5.

5. E.I. Lobanova, I. F. Turuk. Interpersonal Aspect of Intercultural Communication in on-line area// Journal of Scientific Publications: Language, Individual and Society. - 2011. -V. 5. - P. 25-30.

6. E.I. Lobanova, I. F. Turuk. Non-verbal means of intercultural communication in the social and cultural environment //Journal of Scientific Publications: Language, Individual and Society. - 2012. - V6. №2. - P.85-89.

7. O.N. Zhidkova. The use of the online newspaper for the development of communicative and intercultural competences// Mezhdunarodnyj zhur-nal prikladnyh i fundamentalnyh issle-dovanij. - 2013, - №10, - C. 125-126.

8. O.N. Zhidkova. Innovative technologies in learning a foreign language. Using Internet Resources// Innovacionnaya Rossiya: Zadachi i Pravovye osnovy razvitiya. Kollektiv-naya monografiya. M, MESI, - 2011, -C. 618-626.

9. O.N. Zhidkova, T. S. Arefyeva The use of on-line testing to effectively monitor students' knowledge of a foreign language// Sbornik nauchnyh trudov Mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Nauka i obrazovanie v XXI veke». -2013.

10. N.A. Kameneva, A. B. Nisilevich, E. V. Strizhova, O. V. Kharitonova. The principles of constructivism as the philosophical basis of information-learning environment// Sbornik nauchnyh trudov Sworld. - 2013. - T. 14. -№ 2. - S. 15-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.