8. Блинов С. Д. BrainMaker - прогнозирование на финансовых рынках // Открытые системы. - 1984. - № 4. - С. 7-11.
9. Логовский А.С. Зарубежные нейропакеты: современное состояние и сравнительные характеристики // Нейрокомпьютер. - 1998. - № 1-2. - С. 17-24.
10.Ивахненко А.Г. Долгосрочное прогнозирование и управление сложными системами. - К.: Техшка, 1975. - 312 с.
11.Иванов И.А., Леохин Ю.Л. Способ управления компьютерной сетью и система для его осуществления. Патент на изобретение № 2309451 от 27.10.2007 г.
12.Ivanov I.A., Leohin Y.L. The development of the identification and forecast system of the computer network conditions// Information and Telecommunication Technologies in Intelligent Systems. Proceedings: Тр. 3-й Междунар. научн.-технич. конф., Barcelona (Spain) 2005 г. - Р. 10-13.
13.Иванов И.А., Леохин Ю.Л. Мониторинг компьютерной сети. Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2005610844 от 29.03.05 г.
14. Иванов И.А., Леохин Ю.Л. Формирование прогноза состояния компьютерной сети. Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2005610844 от 29.03.05 г.
ОТКРЫТЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТСКИХ СЕТЕЙ
Н.В. Днепровская, к.э.н., доц. каф. Управления знаниями
и прикладной информатики в менеджменте Тел.: (495) 442-73-98; E-mail: [email protected] Московский государственный университет экономики, статистики и информатики
http://www.mesi.ru
The main principle of the information society is free exchange of knowledge and information, which can be realized in the open educational resources, available in the Internet. The open educational resources are developed by universities all over the world and integrated into a variety of informational systems which form the global university networks. The author of the article analyses the integrated systems of access to open educational resources and the problems of this access.
Главный принцип информационного общества - свободный обмен знаниями и информацией - реализован в открытых образовательных ресурсах, доступных в Интернете. Открытые ресурсы, разрабатываемые университетами всего мира, интегрированы в многочисленные информационные системы, которые образуют глобальные университетские сети. В статье приводится анализ интегрированных систем доступа к этим ресурсам, выявлены проблемы доступа к ним.
Ключевые слова: открытые образовательные ресурсы, информационное общество, глобальные университетские сети.
Keywords: open educational resources, information society, global university networks.
Введение ного общества (2003), Плане действий Ту-
Прогрессивный мир идет по пути фор- нисского обязательства (2005). мирования информационного общества. Не- Ведущая роль в формировании инфор-
которые страны начали этот путь значитель- мационного общества отводится универси-
но раньше (например Япония, где концепция тетам, которые, с одной стороны, должны
развития информационного общества была обеспечить подготовку кадров, отвечающих
принята в 1970-х годах), другие - позже, современным требования, а с другой - сво-
(так, в России «Стратегия развития инфор- бодный доступ к знаниям. мационного общества в РФ» была утвер- Университеты являются главными раз-
ждена 7 февраля 2008 года). Принципы работчиками образовательных ресурсов, ко-
формирования глобального информацион- торые обладают большой ценностью для
ного общества изложены в основных доку- всего образовательного сообщества. В нача-
ментах: Окинавской хартии глобального ле XXI века сформировалось целое движе-
информационного общества (2000), Декла- ние по созданию, развитию и популяризации
рации принципов построения информацион- открытых образовательных ресурсов (ООР).
С каждым годом все большее число университетов всего мира присоединяются к данному движению.
Создание и развитие открытых образовательных ресурсов активно поддерживается на национальном и международном уровнях. Большинство развитых стран сосредоточили свои усилия на том, чтобы создать интегрированные системы доступа к открытым образовательным и научным ресурсам, создаваемым образовательными и научными организациями.
Международные интегрированные системы, предоставляющие доступ к этим ресурсам, реализуют модель глобальных университетских сетей, где как преподаватели, так и студенты могут ознакомиться с программами, научными проектами и опытом своих коллег. Создание глобальных университетских сетей является одной из тенденций, направленной на формирование единой образовательной среды в Интернете.
В настоящее время существует множество веб-сайтов, содержащих ООР, которые образуют единое образовательное пространство, предоставляющее пользователям огромные возможности для расширения доступа к образованию и развития образования в целом. Целостное представление об ООР направлено на раскрытие потенциала ООР и выявление основных проблем по их использованию.
Ресурсы с открытым доступом
Появление глобальной сети Интернет повлияло на развитие информационного бизнеса во всем мире. С развитием Интернета в конце XX в. стало возможным формирование единого информационного пространства. Информационные ресурсы, ранее существовавшие разрозненно в различных информационных системах, сейчас интегрированы на базе глобальной сети.
Несмотря на единое информационное пространство и высокий уровень современных информационных технологий, говорить о формировании глобального информационного общества с равными правами доступа к информации и знаниям как о свершившемся факте пока преждевременно. Большая часть
информации, которая содержится в базах данных и доступ к которой требует оплаты, остается не доступной для большинства пользователей сети. На мировом информационном рынке образовательные ресурсы по объемам продаж имеют долю более 15% [1]. Объемы продаж в секторе образовательных ресурсов постоянно увеличиваются и имеют тенденцию к увеличению ввиду их высокой значимости. В работе ведущих зарубежных вузов уделяется большое внимание обеспечению образовательной деятельности информацией, характеризующей внешнюю среду, в частности информацией из профессиональных баз. Так, американские университеты в среднем тратят 5 млн долл. США ежегодно на приобретение доступа для своих студентов и преподавателей к профессиональным базам данных [2].
Основу развития информационного общества составляют ресурсы открытого доступа. Открытый доступ к информационным ресурсам в Интернете предполагает, что эти ресурсы доступны всем категориям пользователей бесплатно.
Образовательные ресурсы являются ключевым элементом интеллектуальной собственности учебных организаций и преподавателей. Однако все больше информационных ресурсов размещаются в Интернете для бесплатного использования, как ООР. Понятие ООР впервые обсуждалось на Интернет-форуме в 2002 году, организованном ЮНЕСКО (UNESCO Virtual University http://www.unesco.org/iiep/virtualuniversity/for ums.php).
В результате международного обсуждения было выработано определение открытых образовательных ресурсов как цифровых материалов, размещенных в свободном доступе для преподавателей, студентов и других заинтересованных лиц для преподавания, изучения, научных исследований и самообучения [3].
В соответствии с этим определением к открытым образовательным ресурсам также могут быть отнесены научные журналы с открытым доступом, программное обеспечение и материалы, создаваемые в музеях, государственных и межправительственных организациях, а также коммерческих компаниях (Компания Apple http://edcommunity .apple.com).
Основное отличие ООР от популярного ресурса Wikipedia http://ru.wikipedia.org/ состоит в том, что они направлены на распространение качественных информационных
ресурсов, создаваемых ведущими университетами и специалистами со всего мира. Пользователь всегда может получить исчерпывающую информацию об авторах учебного курса, дате его разработки и публикации, а также о времени и месте его преподавания.
ООР на уровне университетов
Университеты являются одними из главных источников научных и образовательных ресурсов, которые создаются преподавателями, сотрудниками, аспирантами и студентами. Эти ресурсы, как правило, проходят через процедуры рецензирования ведущими специалистами в соответствующих областях, содержат результаты научных исследований и отражают современный уровень образовательных методик и технологий. Данные ресурсы имеют огромную ценность для развития и распространения образования в мире.
В поддержанной ЮНЕСКО инициативе по созданию открытых образовательных ресурсов сегодня участвуют более 300 крупнейших университетов, уже создано более 3000 курсов на базе консорциума «Open Corn^ Ware» (http://www.ocwconsortium.org/). Цель данного консорциума состоит в разработке ООР высокого качества в виде курсов для высшего образования. В создании международной системы ООР участвуют университеты из 29 стран мира, в том числе Австралии, Австрии, Канады, Китая, Франции, Японии, Южной Кореи, Мексики, Голландии, Саудовской Аравии, Южной Африки, Испании, Португалии, США, Великобритании, России и др.
Открытые образовательные ресурсы ведущих университетов мира приведены в табл.1. С полным списком университетов,
участвующих в программе создания открытых образовательных ресурсов, можно ознакомиться на веб-сайте консорциума http://www.ocwconsortium.org/ .
Большинство участников академического сообщества разделяют идею о том, что информация и знания должны распространяться свободно, что служит основой для развития научных дисциплин и повышения качества образовательных услуг. В пользу создания ООР также выступают следующие факторы:
1. Образовательные учреждения, получающие государственное финансирование, должны обеспечивать свободный доступ и использование своих материалов, так как они отчасти создаются на налоги граждан и тем самым уже являются оплаченными обществом. Помимо этого, ограниченный доступ к материалам может привести к их дублированию, что также влечет дополнительные расходы со стороны общества.
2. Размещение ООР формирует положительный имидж университета, что влияет на привлечение студентов и финансирование из негосударственных и государственных фондов.
3. Проект Массачусетского технологического института (OCW MIT) является флагманом движения по созданию и распространению ООР. Бюджет проекта формируется из негосударственных фондов и на пожертвования. В среднем годовой бюджет OCW MIT составляет 4,3 млн долл. США [3]. Ежемесячно около 1 млн пользователей просматривают ООР Массачусетского технологического института [4].
Таблица 1.
Открытые образовательные ресурсы
HaHMeHOEiLHHe Evsa Адрес е Интернет
Hëjibckhh VHHEepcHieT (Open. Yale Courses) http: oyc.yale.edu.
npuHcroHco-m VHiiEepcHTeT (Princeton University) http:.. ™v.princ eton. e du. W eb Me di a_l e ctur e s.
TapEapjcom VHHEepcHieT (Harvard University) http: ocp.hul.harvard.edu.
Maccaiycercictm TexHOJiomHeciarii itHCTiiryr (MTU) (Massachusetts Institute of Technology) http: ocw.init.edu.
Hoipaaiiciarii YmiEepcnieT (University of Notre Dame) http: ocw.nd.edu.
Европейские вузы также активно участвуют в создании ООР, например Paris Institute of Technology (http://gradu ate-school.paristech.org/) предоставляет доступ к образовательным материалам преимущест-
венно на французском языке.
Сотни университетов по всему миру размещают ООР на своих веб-сайтах. Однако эта информация разобщена, что затрудняет поиск и работу с этими ресурсами.
Таким образом, следующим шагом в развитии единой образовательной среды становится интеграция образовательных ресурсов.
Интегрированные образовательные ресурсы имеют большое значение для создания единой информационной среды образования. Эти ресурсы могут включать в себя сведения из широкого круга информационных источников. Анализ информационных систем, содержащих интегрированное описание ООР, позволяет выделить несколько уровней интеграции ООР:
• институциональный;
• национальный;
• международный.
ОРР на институциональном уровне
На институциональном уровне образовательные ресурсы интегрируются в самом образовательном учреждении, где база данных может включать внутренние и внешние источники информации. Как правило, подобные системы рассчитаны на пользователей внутри самого учебного заведения и не доступны другим пользователям. (Например, информационно-библиотечный центр МЭСИ http://www.ibc.mesi.ru/).
ООР на национальном уровне
Пристальное внимание развитых стран к информационным ресурсам и проблеме обеспечения доступа к ним обусловлено той высокой ролью, которую они играют в создании и развитии инноваций, - ведь именно новейшие сведения (новые знания) о современном уровне развития технологий, ма-
териалов, производства, методологии, рынках и о многом другом содержатся в информационных ресурсах, различных базах данных. В большинстве стран существуют собственные национальные системы доступа к образовательным и научным ресурсам.
В США создан информационный центр образовательных ресурсов (Educational Resources Information Center (ERIC) http://www.eric.ed.gov/) при поддержке государственных структур США: Института образования (Institute of Education Sciences) и Министерства образования США (U.S. Department of Education). ERIC включает базы данных библиографической и полнотекстовой информации, содержащие более 1,2 млн документов, проиндексированные с 1966 года, в том числе: журнальные статьи (более 600 журналов), книги, материалы конференций, технические отчеты и другие материалы, которые могут быть использованы в образовании. Для пользователей Интернета доступ в этой системе открыт к библиографической информации и частично к полным текстам.
В табл.2. приведены веб-порталы ООР, функционирующих на национальном уровне.
Создание единой информационной образовательной среды имеет огромное значение особенно для России, страны с самой большой территорией, где численность учащихся превышает 15 млн человек. При поддержке Министерства образования и науки РФ разработаны следующие системы доступа к ООР:
Таблица 2.
Национальные системы доступа к ООР
Страна. XapajciepiicTHEa OOP Адрес е Интернете
США MERLOT (Multimedia EducationalResourcesfor Learning and Online Teaching) http: www■jnerlot.org merlot-index.htm
Китай China Open Resources for Education (CORA) 750icvpcoB. 222 YHHBepcineTa http: www.cor.{ng.cn/en/
Япония Japanese OCWConsortium JtocrvnE oojiee 400Kvpcau IS VHHEepcineioB http: wwwj о ew.jp ■
TM3ME http: niine-glad.nime.ac.jp en
Корея Korean OCW Consortium http: wwwJüocwjiet-en
Страны Европы Ariadne http: www.ariadne-eu.org'
Europ ean Scho oINet (EUN) http: ■ ■■www.eun. org
Канада Lomet http: wwwJomet.org
1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам (http://window.edu.ru). -обеспечивает свободный доступ к интегральному каталогу образовательных Интернет-ресурсов, к электронной библиотеке
учебно-методических материалов для общего и профессионального образования и к ресурсам системы федеральных образовательных порталов. Каталог учебно-методических материалов «Единого окна»
содержит более 40 тыс. материалов, в том числе учебные материалы (учебники, учебные пособия, тексты лекций, практикумы, тесты), учебно-методические материалы (учебные планы, программы, планы занятий, методические указания и рекомендации), справочные материалы, нормативные документы, научные материалы (сборники статей, трудов, статьи, монографии), электронные периодические издания, электронные библиотеки, образовательные сайты;
2. Единое окно Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (www.fcior.edu.ru) - содержит около 50 тыс. образовательных материалов;
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) - ориентирована в основном на школьное образование (www.school-collection.edu.ru).
4. Портал «Российское образование», а также девять дополнительных порталов -содержат материалы по соответствующим уровням образования или направлениям обучения (www.edu.ru).
ООР на международном уровне
Международные системы доступа к ресурсам высокого качества имеют большое значение для формирования глобального информационного общества и создания глобальных университетских сетей. Инициатива по созданию международных интегрированных систем доступа к ООР принадлежит университетам и научным центрам. Миссия таких систем заключается в создании информационной сети, поддерживающей международное сотрудничество, развитие науки и образования.
Международные системы, объединяющие университеты, студентов и преподавателей со всего мира, образуют глобальные университетские сети, позволяющие обмениваться учебными материалами, находить коллег, реализовывать международные проекты.
Одним из наиболее популярных средств доступа к ООР стала система Open Educational Resources Commons (OER, http://www.oercommons.org/). ОER представляет собой сеть, в которой преподаватели образовательных учреждений различного уровня, от начальной школы до университета, могут использовать материалы своих коллег, делиться своими собственными материалами. Здесь представлено более 4,5 тысяч материалов для начального образования, более 6 тысяч для среднего и около 13
тысяч для профессионального образования.
OER содержит учебные и методические материалы, которые находятся в свободном доступе для каждого пользователя: полные курсы, модули курсов, лекции, домашние задания, викторины, лабораторные работы, методические материалы, игры, моделирующие системы и многие другие типы учебных материалов.
Реализует данную систему Институт изучения управления знаниями в образовании (Institute for the Study of Knowledge Management in Education, ISKME http://www.iskme.org/) при поддержке университетов, которые разрабатывают открытые информационные ресурсы, а также ряда государственных и частных организаций.
Цель создания данной системы заключается в расширении доступна к высококачественным образовательным ресурсам, использовании ООР преподавателями, студентами и самостоятельно обучающимся людьми.
OER выполняет следующие основные функции:
- для эффективного использования ООР обеспечивает единое место доступа, где все заинтересованные лица могут свободно производить поиск необходимых ресурсов, просматривать их, скачивать для дальнейшего изучения, а также обсуждения;
- способствует расширению возможностей тех, кто использует ООР для создания и представления высококачественных образовательных материалов для использования другими пользователями;
- создает образовательное сообщество для обмена информацией между преподавателями и студентами по созданию стандартов для ООР, повышения и оценки качества ООР, доступных в Интернете.
Можно назвать целый ряд подобных систем, среди них: World Lecture Project (http://www.world-lecture-project.org), Sofía -Sharing of Free Intellectual Assets (http://www.core .org.cn/sofia/index.htm), Video Lectures Net (http://videolectures.net/),The Connexions (http://cnx.org/) - портал, созданный Rice University.
Проблемы использования ООР
Авторское право
Основная проблема в распространении свободного доступа к образовательным ресурсам заключается в требовании соблюдения авторских прав. Авторские права регулируются Гражданским кодексом РФ Ча-
стью четвертой 18.12.2006 №°230-ФЗ (Раздел VII. Права на результаты интеллектуальной деятельности в средства индивидуализации), где указано, что «Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора». В проекте «Единое окно» все электронные копии образовательных материалов размещаются с согласия университетов, издательств и авторов (владельцев исключительных прав) или заимствованы с веб-порталов и сайтов, владельцы которых не возражают против некоммерческого использования их ресурсов. Также администрация системы «Единое окно» предоставляет авторам право на снятие публикации с сайта, в случае их несогласия на размещение их материалов.
В международной практике авторы все чаще используют так называемую «открытую лицензию» для того, чтобы создать условия для свободного доступа к их материалам. Некоммерческая организация Creative Commons (http://creativecommons.org/) предоставляет авторам возможность передать общественности некоторые из своих прав на основе выбранного типа лицензии, предусматривающей условия использования авторских материалов.
Доступ/поиск
Свободный обмен знаниями в Интернете обеспечивается открытым доступом к ресурсам. В настоящее время количество вебсайтов в Интернете превышает 155 млн [5], и выделить из этого огромного информационного потока источники, содержащие знания, обладающие высокой ценностью, становится сложной задачей для пользователей. Пользователи зачастую не знают о существовании качественного контента, обращаясь в основном к ресурсам, которые лежат на поверхности. Наиболее популярным средством навигации по открытым ресурсам Интернета являются поисковые машины, но они не обеспечивают эффективного поиска ООР. Веб-сайты, содержащие ООР, не могут конкурировать с коммерческими вебсайтами за высокие позиции в списке результатов поиска. Таким образом, ссылки на ООР оказываются на 3,5, Ш^^-страницах, которые пользователи, как правило, не просматривают. Проблема доступа к ООР обусловлена и тем, что они представлены на множестве различных веб-сайтов.
Многократное дублирование
Современный уровень развития ИКТ позволяет быстро и практически без затрат
копировать и распространять информацию, что приводит к многократному дублированию информации и ее избыточности в информационных системах. По оценкам специалистов, объем накапливаемых знаний удваивается каждые два-три года, информационный поток нарастает, но на его фоне степень удовлетворения информационных потребностей пользователей снижается. Опасность этого явления заключается в том, что пользователи могут не получить доступа к источникам, содержащим новые сведения или знания.
Качество
Вопрос качества открытых ресурсов остается дискуссионным. Создаваемые информационные ресурсы по требованию современного века информации не успевают пройти той качественной обработки, которой подвергаются печатные издания, т.е. процедуры рецензирования научных статей и образовательных материалов ведущими экспертами, апробации их на практике. Подходы к оценке качества информационных ресурсов зависят от того, для решения какой задачи они используются. Можно выделить основные критерии оценки: источник/обладатель информационного ресурса, оперативность (дата опубликования), актуальность. Пользователи должны самостоятельно оценивать качество предлагаемых в открытом доступе учебных материалов и брать риски по их использованию на себя.
Квалификация пользователей
Пользователи, не обладающие необходимой квалификацией и опытом, порой не имеют представления о тех возможностях, которые им предоставляет Интернет в части открытого доступа к образовательным и научным ресурсам. Знания и умения по работе с современными источниками информации предоставляет обучение информационным компетенциям. Информационные компетенции (ИК) включают: умение выделить при решении стоящей задачи требования к информации; знание структуры единого информационного пространства, стоимости доступа к информационным ресурсам; владение технологиями доступа к необходимым сведениям, а также умение находить необходимую информацию, оценивать и использовать ее при решении конкретных задач [6].
Заключение
На основе Интернета формируются интегрированные системы доступа к ООР. Данные ресурсы имеют большое значение
для образовательного сообщества, обладая огромной ценностью для развития и распространения образования в мире. Интенсивное развитие ООР и создание международных интегрированных систем доступа к ним позволяет говорить о формировании глобальных университетских сетей. На основе этих сетей становится возможным:
- расширение доступа к образованию на основе создания единого образовательного пространства;
- обеспечение межкультурных коммуникаций, включающих преподавателей и студентов со всего мира;
- формирование среды, способствующей развитию международного сотрудничества в области образования.
Развитие ООР и формирование международных систем доступа к ним является одним из факторов формирования глобального информационного общества, обеспечивающего
свободный обмен информацией и знаниями, что позволяет всем пользователям Интернета использовать преимущества глобального информационного общества. Необходима популяризации ООР среди российских учебных заведений, что будет способствовать интернационализации российского образования и его более глубокой интеграции в систему международного образования.
Однако сам факт существования единого информационного образовательного пространства и обеспечения доступа к нему во всех учебных заведениях страны не может автоматически привести к повышению качества образовательных программ и услуг. Для того, чтобы доступ к российским и зарубежным ООР был эффективным, пользователи этих ресурсов, преподаватели и студенты должны самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, т.е. владеть информационными компетенциями.
Литература
1. PR Newswire, April 14, 2005, from Software & Information Industry Association.
2. Рахматуллин И. Информационные ресурсы - проблемы эффективного использования // Обозреватель-Observer. - 2005. - № 8 (187). - С.58.
3. Giving Knowledge for Free: The Emergence of Open Educational Resources - ISBN- 978-92-6403174-6 © OECD 007. URL: http://www.oecdbookshop.org/oecd/display.asp?K=5L4S6TNG3F9X&lang =EN&sort=sort_date%#OtherThings.
4. MIT OpenCourseWare: 2005 Program Evaluation Findings Summary URL: http://ocw.mit.edu/ans7870/global/05_Eval_Summary.pdf .
5. Интернет разросся до 155 миллионов сайтов// Lenta.ru 12.01.2008 URL: http://lenta.ru/news/2008/01/12/growth/ .
6. Селетков С.Н., Днепровская Н.В. Мировые информационные ресурсы и их использование в экономике, науке и образовании // Открытое образование. - 2007. - № 3 - С. 47-53.
ПРИРОДА ОСОЗНАНИЯ: НЕЙРОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ И СМЫСЛ
В.Я.Сергин, д. ф.-м. н., заслуженный деятель науки РФ, ведущий научный сотрудник Лаборатории нейронных сетей Тел.: 8(499) 150-21-49; E-mail: [email protected] Институт математических проблем биологии РАН http://www.impb.ru Работа выполнена при поддержке РФФИ (проект 07-01-00218)
How do human beings become aware of anything, such as a light flash, a scent or a pain? In spite of abundant experimentation on conscious perception, it is still unclear what neurophysiological mechanisms may cause the mental phenomenon of awareness. The article introduces the notion of special kind of coordinated neuronal activity, which forms the process of signal autoidentification. Theoretical analysis and experimental data show that the cyclic processes of autoidentification of sensory signals are likely to produce the phenomenon of awareness.
Как люди осознают что бы то ни было, например, вспышку света, запах или боль? Несмотря на обилие экспериментальных работ по сознательному восприятию, до сих пор остается неизвестным, какие нейрофизиологические механизмы могут порождать психический феномен осознания. В статье