Солопова A.A., аспирант кафедры теории и методики профессионального образования, преподаватель кафедры профессиональных дисциплин Института традиционного прикладного искусства - филиал ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 115573, Москва, ул. Мусы Джалиля, дом 14, корп. 2, e-mail: [email protected]
Solopova A.A., postgraduate student of the department of theory and methodology of professional education, teacher of the department of professional disciplines of Institute of traditional applied art - Moscow branch of the Higher school of folk arts (academy), 115573, Moscow, 14 Musa Dzhalil str., corp. 2, e-mail: [email protected]
Специфика применения современных дидактических средств в подготовке будущих художников декоративной росписи
«московское письмо» The specifics of the use of modern didactic tools in the training of decorative painting of future artists (style «Moscow painting»)
Аннотация. Статья посвящена вопросам использования современных дидактических средств в обучении мастерству декоративной росписи «московское письмо». Рассмотрены основные проблемы применения на практике электронных дидактических средств обучения. Исследовано мнение студентов по поводу целесообразности обучения исполнительскому мастерству с помощью электронных дидактических средств.
Ключевые слова: традиционное прикладное искусство, московское письмо, обучение, электронные средства обучения, дидактические средства, видео-мастер-класс.
Abstract. The article is devoted to the questions of use of modern didactic tools in teaching craftsmanship of decorative painting «Moscow painting». The main problems of applying electronic didactic teaching tools in practice are considered. The opinion of students on the expediency of teaching performing skills using electronic didactic means is investigated.
Keywords: traditional applied art, Moscow painting, teaching, electronic learning tools, didactic tools, video master class.
Московское письмо является уникальным видом декоративной росписи, который развивался на территории Москвы с XVIII века. В середине XX века данный художественный промысел был практически утерян и забыт, но уже в конце XX века он начал возрождаться на базе Московской школы художественных ремёсел [8].
Профессиональное обучение декоративной росписи «московское письмо» осуществляется с 1983 года. Сегодня, в Институте традиционного прикладного искусства (бывшая Московская школа художественных ремёсел) будущие художники могут получить среднее профессиональное и высшее образование по этому виду искусства. Это стало возможным
благодаря развитию системы непрерывного профессионального образования, в котором методика обучения и авторские программы по декоративной росписи «московское письмо» постоянно совершенствуются в соответствии с запросами времени.
В процессе обучения декоративной росписи «московское письмо» реализуются основные дидактические принципы, а именно: наглядность, доступность, научность и последовательность. Для реализации этих принципов применяется широкий спектр дидактических средств. Дидактические средства - «материальные объекты, носители учебной информации и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком и используемые педагогами» и обучающимися «в учебно-воспитательном процессе в качестве инструмента их деятельности» [11, с. 171].
В современной педагогике насчитывается множество вариантов классификаций дидактических средств. П.И. Пидкасистый классифицировал все дидактические средства на материальное (физический объект) и идеальное средство обучения (знания, умения и навыки) [13, с. 34]. С.Е. Каменецкий разделял дидактические средства обучения на вербальные (слово преподавателя, а также статья, учебник, пособие и др.), наглядные (плакат, схема, рисунок и т.д.), специальные (оборудование и приборы, необходимые при изучении материала), технические (мультимедийные технические средства) [9, с. 154]. П.Н. Зубенко делил дидактические средства на печатные (ученик, учебное пособие, тетрадь, контурные карты и т.д.), электронные образовательные ресурсы (электронные учебники, книги и т.д.), аудиовизуальные (презентации, видеофильмы, аудиозаписи, и т.п.), наглядные (информационный плакат, настенная иллюстрация), демонстрационные (макет, модель, стенд и т.д.), приборы и оборудование (снаряд, мяч, швейная машинка и т.п.) [8, с. 13]. Е.П. Белозёров разделял на простые (учебники и другие печатные тексты) и сложные дидактические средства (оригинальные предметы, модели, картины) обучения [3, с. 115].
Дидактические средства обучения мастерству декоративной росписи, на наш взгляд, целесообразно объединять по функциональным особенностям в три группы: вербально-информационные, наглядные и электронные (рис. 1).
Вербально-информационные средства — это учебники и учебные пособия, напечатанные на бумаге, представляющие текстовый материал, дополненный изображениями. Наглядные средства, наиболее часто применяющиеся по дисциплине «Исполнительское мастерство», -демонстрационные мастер-классы, наглядные образцы поэтапного выполнения росписи, образцы расписанных изделий и проекты изделий. Электронные средства, разработанные и созданные с помощью цифровых технологий учебники и учебные пособия, презентации, видео-мастер-классы.
В школьном, профессиональном, дополнительном образовании в XXI веке происходит активное внедрение целого спектра электронных
дидактических средств. Применение электронных средств обучения в образовательном процессе позволяет не только повысить эффективность и качество обучения, но и одновременно создаёт условия для лучшего освоения информационных технологий, что положительно влияет на освоение компетенций, профессиональный рост и дальнейшее трудоустройство обучающихся.
Особенности современного образования определяют актуальные проблемы развития компетентности студентов как специалистов в целом [1].
Г ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ^ ОБУЧЕНИЯ МАСТЕРСТВУ ДЕКОРАТИВНОЙ РОСПИСИ
учебники
учебные пособия
демонстрационн ые мастер-классы
наглядные образцы
поэтапного выполнения росписи
расписанные изделия
видео мастер-классы
презентации
проекты изделии
электронные учебные пособия
Рис. 1. Дидактические средства обучения мастерству декоративной росписи
Обзор научных статей по внедрению электронных дидактических средств и применению дистанционных технологий в Высшей школе народных искусств (академии) и её филиалах показал актуальность этой темы и позволил выявить пути оптимизации учебного процесса. В частности, были определены перспективы разработки и внедрения в обучение медиакурса «Искусство быть зрителем», содержащего иллюстрации, аудио и видеоматериалы, фрагменты онлайн-лекций и мастер-классов и т.д. (Л.М. Ванюшкина, С.А. Тихомиров, И.И. Куракина) [5]. Намечены пути совмещения инновационных методик изучения теории, с использованием современных технических возможностей в тесной связи с традиционными методами освоения информации, и обязательным дальнейшим её
закреплением в практической работе (A.JI. Уткин). Автор использует в качестве электронного дидактического средства при обучении пластической анатомии ЗЭ-программы [16]. Процесс обучения с применением дистанционных технологий в Высшей школе народных искусств (академии) был рассмотрен в статьях Ю.А. Бесшапошниковой [4], Д.С. Дронова и Н.Д. Дроновой [7], И.В. Кравец [10], Е.И. Семеновой [15]. В ходе оценки качества освоения студентами курса практических дисциплин при дистанционном обучении авторы пришли к схожим выводам: результаты обучения хуже, чем при офлайн-обучении. Однако, электронные дидактические средства, применяемые при дистанционном обучении, как отмечают авторы, будут полезны как компонент офлайн-обучения и для самостоятельной подготовки студентов.
Кроме использования информационных технологий в качестве дидактических средств обучения сотрудники Высшей школы народных искусств (академии) рассматривают целесообразность введения новых, соответствующих современным технологиям, дисциплин и профилей подготовки [6; 14]. В 2022 году вопрос внедрения цифровых технологий, а именно компьютерных программ, как инструмента для выполнения задания по дисциплине «Проектирование» в нижнетагильской росписи был рассмотрен в статье М.С. Ожередовой [12]. Автор предполагает, что применение программ Paint, Paint Tool SAI, Adobe Photoshop будет способствовать улучшению качества проектов и уменьшению, затрачиваемого на их реализацию времени.
Проведённый нами обзор научно-практических трудов показал, что применение электронных дидактических средств при обучении мастерству декоративной росписи теоретически не рассматривался. Кроме того, до 2019 года в Институте традиционного прикладного искусства в профессиональных дисциплинах на практике не применялись электронные дидактические средства. Сложившаяся ситуация может привести к тому, что молодые люди, привыкшие к применению современных технологий в образовательном процессе, сочтут обучение мастерству декоративной росписи без применения электронных средств архаичным и не интересным. Возникает вопрос: оправдано ли применение электронных дидактических средств в обучении мастерству декоративной росписи - «московскому письму»?
В 2019 году впервые преподавателями Института традиционного прикладного искусств1 была записана серия видео-мастер-классов по выполнению росписи плакетки «Мак» в технике алла прима («московское письмо»). Серия мастер-классов была апробирована для дисциплины «Исполнительское мастерство» в обучении студентов первого курса бакалавриата в условиях введения дистанционного обучения в 2020 году и в условиях офлайн-обучения в комплексе с наглядными средствами в 2021 году.
1 Мастер-классы проводили Г.В. Цветков и A.A. Солопова.
41
В ноябре - начале декабря 2020 года серия видео-мастер-классов по дисциплине «Исполнительское мастерство» была использована для проведения занятий с применением дистанционных технологий группы 102 ДР (первый курс бакалавриата, первый семестр обучения). Группа состояла из шести человек.
Занятия по дисциплине «Исполнительское мастерство» с применением дистанционных технологий проходили по следующему алгоритму:
1. По электронной ссылке студенты открывали страницу цифровой платформы для обучающихся. Страница содержала данные: название дисциплины, дата, время занятия, задание, ссылка на страницу с видео-мастер-классом, размещённым на одном из популярных видеохостингов, фотография наглядного образца росписи плакетки «Мак», систему отчётности для студента (рис. 2).
2. На странице студенты оставляли комментарии о своём присутствии на занятии.
3. Студенты приступали к подготовке рабочего места и
просмотру мастер-классов,
поэтапно выполняя задания, следуя инструкциям из видео.
4. Во время выполнения преподавателем поддерживалась посредством мессенджера и платформы видеосвязи в индивидуальном порядке. Выбор средства связи зависел от обстоятельств, в которых оказывался студент.
5. Отчёт о проделанной студентом работе осуществлялся в конце занятия посредством передачи фотографий преподавателю через Интернет. В конце каждой учебной недели студент отправлял преподавателю на электронную почту отчёт в виде таблицы с текстом выданного задания, количеством часов его выполнения и фотографиями полученных при выполнении этого задания результатов.
На рисунке 3 представлен образец, фотография которого была предоставлена студентам группы 102 ДР. На рисунке 4 размещены фотографии работ, выполненных студентами при дистанционном формате обучения.
Исполнительское мастерство 27.11.20
ш
0Ш
о аз
Рис.2 Скриншот страницы с заданием
задания связь между студентами и
■ * -
л
Рис. 3. Образец росписи плакетки «Мак»
Рис. 4. Фотографии работ, выполненных студентами, обучающимися с применением дистанционных технологий
Студенты обозначили положительные стороны видео-мастер-класса:
1. Возможность изучать материал в удобном для себя темпе. Удобство видеоформата при постановке на паузу и пересмотре непонятных с первого раза этапов мастер-класса.
2. Видео-мастер-класс подходит для самостоятельных занятий, отработки технологического процесса росписи.
Среди отрицательных характеристик электронного дидактического средства студентами были выделены технические аспекты:
1. Не подготовленная заранее речь для озвучивания видео. Мало описания технологических моментов процесса росписи.
2. Ракурс съёмки, при котором плакетка бликует и не всегда виден процесс росписи.
В 2021 году серия видео-мастер-классов была использована в сочетании с наглядными дидактическими средствами (демонстрационными мастер-классами и демонстрацией образца плакетки с росписью «Мак») в обучении студентов первого курса бакалавриата по дисциплине «Исполнительское мастерство» (первый семестр обучения, группа из двух человек) в условиях офлайн-обучения.
Занятия проходили по следующему алгоритму:
1. Начало занятия. Регистрация присутствующих студентов. Подготовка рабочего места студентами.
2. Постановка цели и задач занятия.
3. Демонстрация выполнения росписи на первых занятиях, проведение мастер-класса. На последующих занятиях при помощи компьютера с подключением к сети Интернет демонстрировались видео-мастер-классы.
4. Выполнение росписи плакетки «Мак». В процессе выполнения росписи студенты просматривали этапы видео-мастер-класса при помощи мобильных устройств с подключением к сети Интернет под наблюдением преподавателя.
5. Завершение занятия. Проведение просмотра выполненной студентами росписи плакетки «Мак». Уборка рабочего места.
Рис. 5. Фотографии работ, выполненных студентами при офлайн обучении
Результаты, выполненной студентами росписи на плакетке, на экзамене по дисциплине «Исполнительское мастерство» были оценены экзаменационной комиссией как высокие.
Среди обучающихся в группе 102 ДР (2021 г.) также был проведён устный опрос, целью которого было определить отношение студентов к использованию электронного дидактического средства - видео-мастер-классов. Результаты опроса оказались аналогичны ответам группы 102 ДР 2020 года. Студенты 2021 года обучения отметили преимущество наглядного дидактического средства (мастер-класс) перед электронным (видео-мастер-класс), которое заключается в возможности наблюдать процесс росписи с разных ракурсов.
Немногочисленность групп не позволяет сделать полноценные выводы. Можно предположить, что использование в качестве основного дидактического средства электронного (видео-мастер-класс) с применением дистанционных технологий уступает применению комплекса из наглядных и электронных средств при офлайн-обучении.
Однако, в формате обучения офлайн, электронные дидактические средства имеют большой потенциал. Для получения эмпирических данных в отношении целесообразности применения электронных средств обучения в дисциплине «Исполнительское мастерство» при офлайн-обучении, а также желания студентов обучаться мастерству декоративной росписи с применением дистанционных технологий, было проведено анкетирование среди студентов Института традиционного прикладного искусства. Было опрошено 17 студентов среднего профессионально образования, обучающихся художественной росписи по металлу и 18 студентов высшего образования (бакалавриат), обучающихся по профилю декоративная роспись. Общее количество опрошенных студентов изучающих декоративную роспись - «московское письмо» составило 35 человек. В таблице 1 приведены результаты анкетирования.
Таблица 1.
Результаты анкетирования обучающихся декоративной росписи
«московское письмо»
Вопрос анкеты Варианты ответов Результат %
1. Обучаясь в Институте традиционного прикладного искусства, Вы выполняли задания по дисциплине «Исполнительское мастерство» с применением дистанционных технологий? А) да 31 88
Б) нет 4 22
3. Хотели бы Вы обучаться исполнительскому мастерству по декоративной росписи с применением дистанционных технологий? А) да 10 28
Б) нет 24 69
В) затрудняюсь ответить 1 3
4. Какое средство обучения Вам кажется наиболее интересным и понятным? А)учебник, учебное пособие (напечатанный на бумаге, текстовый 4 11
материал, дополненный изображениями)
Б) видео-мастер-класс 12 34
В) презентация учебного материала 5 14
Г) наглядный дидактический материал (поэтапное выполнение росписи на плакетках) 32 91
Д) формат не имеет значения 2 6
5. Хотели бы Вы, чтобы во время обучения исполнительскому мастерству в офлайн формате (в аудитории) применялись электронные образовательные средства (видео-, аудио-, фотоматериалы)? А) да 17 49
Б) нет 10 28
В) затрудняюсь ответить 8 23
6. Какие электронные образовательные средства в качестве дополнительных Вы хотели бы видеть на очных занятиях по исполнительскому мастерству? А) видео-мастер-классы с процессом выполнения росписи 16 48
Б) презентации с фотографиями этапов выполнения росписи 15 45
В) аудиолекции с описанием процесса выполнения задания 3 9
Г) электронные учебные пособия 2 6
Д) никакие 4 12
Е) не имеет значения 5 15
Ж) свой вариант ответа: - -
7. Как Вы думаете, применение электронных образовательных средств для дисциплины «Исполнительское мастерство» сделает ли занятия более информативными, познавательными, интерактивными и интересными? А) да, занятия станут более информативными, познавательными, интерактивными и интересными 15 45
Б) нет, ничего не 3 9
поменяется
В) затрудняюсь ответить 14 42
Г) занятия станут менее информативными, познавательными, интерактивными и интересными 3 9
8. На Ваш взгляд полезны ли электронные средства обучения для самостоятельной подготовки, повторения пройденного материала? А)да 25 71
Б) нет 3 9
В) затрудняюсь ответить 7 20
Результаты анкетирования показали, что подавляющее большинство опрошенных, а именно 88%, имели опыт обучения мастерству декоративной росписи «московское письмо» с применением дистанционных технологий. 69% респондентов не хотели бы обучаться мастерству подобным образом, предпочитая офлайн обучение.
На вопрос «Какое средство обучения Вам кажется наиболее интересным и понятным?» (можно было выбрать более одного варианта ответа) 91% респондентов ответили: «наглядный дидактический материал (поэтапное выполнение росписи на плакетках)», 34% - «видео-мастер-класс», 14% - «презентация учебного материала» и на последнем месте с результатом 11% ответ - «учебник, учебное пособие (напечатанный на бумаге, текстовый материал, дополненный изображениями)».
49% опрошенных хотели, чтобы во время обучения исполнительскому мастерству в офлайн-формате (в аудитории) применялись электронные образовательные средства (видео-, аудио-, фотоматериалы), 28% не хотели бы применения электронных дидактических средств на занятиях мастерством, 23% затрудняются с ответом. 43% считают, что применение электронных образовательных средств позволят сделать занятия более информативными, познавательными, интерактивными и интересными.
Пользу электронных дидактических средств обучения для самостоятельной подготовки и повторения пройденного материала отметили 71% опрошенных.
Подводя итоги проведённого исследования, можно сделать следующие выводы:
- применение электронных дидактических средств обучения мастерству декоративной росписи «московское письмо» отвечает современным требованиям к организации учебной деятельности;
- электронные дидактические средства обучения на занятиях по «Исполнительскому мастерству» способны повысить уровень заинтересованности обучающихся;
- для обучающихся видео- и аудиоматериалы интереснее, чем учебники и учебные пособия, так как обладают большей интерактивностью и ориентированы на более широкое взаимодействие не только с преподавателем, но и друг с другом. Такие материалы повышают активность обучающихся в процессе обучения;
- при включении в образовательную программу интерактивных средств и при условии размещения их в электронном образовательном пространстве института в сети Интернет у студентов появляется возможность повторять пройденный материал самостоятельно и отрабатывать технологические приёмы росписи в любое удобное время.
Данное исследование не является исчерпывающим, а полученные нами результаты нуждаются в дальнейшей практической проверке.
Литература
1. Агеев В.Н. Электронные издания учебного назначения: концепции, создание, использование: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Издательское дело и редактирование» / В.Н. Агеев, Ю.Г. Древе; М-во образования Рос. Федерации. Моск. гос. ун-т печати. - Москва: Моск. гос. ун-т печати, 2003 (ИПК МГУП). - 234 с.
2. Белозерцев Е.П. Педагогика профессионального образования: Учеб. / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков; под ред. В.А. Сластенина. - Москва: ACADEMIA, 2007. - 386 с.
3. Бесшапошникова Ю.А. Особенности дистанционной формы обучения будущих специалистов церковно-исторической живописи // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2020. - № 3 (34). - С. 25-33. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-distantsionnoy-formy-obucheniya-buduschih-spetsialistov-tserkovno-istoricheskoy-zhivopisi (дата обращения: 09.05.2022). DOI: 10.24411/2619-1504-2020-00048
4. Ванюшкина JIM., Тихомиров С.А., Куракина И.И. Медиакурс «Искусство быть зрителем»: проблемы и перспективы проектирования современного учебника // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2020. - № 2(33). - С. 39-68. - URL: https://cyberleninka.ru/article/r1/mediakurs-iskusslY0-byt-zritelem-pr0blemy-i-perspektivy-proektirov (дата обращения: 09.05.2022). DOI: 10.24411/2619-1504-2020-00029
5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 17. -ст. 2058.
6. Григорьева K.M. Художественные традиции и педагогические инновации в подготовке будущих бакалавров декоративно-прикладного
искусства и народных промыслов (нижнетагильская роспись) // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2014. - № 3 (10). - С. 19-26. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennye-traditsii-i-pedagogicheskie-innovatsii-v-podgotovke-buduschih-bakalavrov-dekorativno-prikladnogo-iskusstva-i-narodnyh (дата обращения: 10.05.2022).
7. Дронов Д.С., Дронова Н.Д. Возможно ли дистанционное обучение в ювелирном искусстве? // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2021. - № 2. - С. 142-153. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhno-li-distantsionnoe-obuchenie-v-yuvelirnom-iskusstve (дата обращения: 09.05.2022). DOI: 10.24412/2619-1504-2021-2-142-153.
8. Зубенко П.Н. Дидактические средства активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе производственного обучения (на прим. слесарей-ремонтников). Метод, рекомендации. - Москва: Высшая школа, 1985. - 30 с.
9. Каменецкий С.Е., Овчинников О.Ю., Смирнов A.B. Концепция развития учебно-материальной базы кабинета физики, обеспечивающего современные технологии обучения: отчет о науч.-исслед. работе ВНТК «Кабинет физики». - Москва: Союзвузприбор, 1990. - 846 с.
10. Кравец И.В. Специфика применения дистанционных образовательных технологий в вузе традиционного прикладного искусства // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2022. - № 1. - С. 50-63. - URL: https://dpio.ru/stat/2022_l/2022-01-09.pdf (дата обращения: 09.05.2022).
11. Назарова Т.С., Тихомирова K.M., Кудина И.Ю. Методические поиски и научные решения основоположников направления «Инструментальная дидактика» // Отечественная и зарубежная педагогика. -2018. - № 1(47). - С. 169-180 - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-poiski-i-nauchnye-resheniya-osnovopolozhnikov-napravleniya-instrumentalnaya-didaktika (дата обращения: 25.04.2022).
12. Ожередова М.С. Совершенствование качества обучения будущих бакалавров в области нижнетагильской росписи по металлу // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2022. - № 1. - С. 97-104 URL: https://dpio.ru/stat/2022_l/2022-01-13.pdf (дата обращения: 09.05.2022).
13. Пидкасистый П.И. Психолого-педагогический справочник преподавателя высшей школы. - Москва: Педагогическое общество России, 1999.-354 с.
14. Поляков A.A., Медведев Д. А. Необходимость введения программы подготовки по специальности «3D художник-модельер» в систему профессионального образования ювелиров // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2012. - № 1(2). - С. 21-25. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neobhodimost-vvedeniya-programmy-podgotovki-
po-spetsialnosti-3d-hudozhnik-modelier-v-sistemu-professionalnogo-obrazovaniya-yuvelirov (дата обращения: 10.05.2022).
15. Семенова Е.И. Обучение будущих художников традиционных художественных промыслов культурологическим дисциплинам в дистанционном формате: проблемы и возможности // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2021. - № 2. - С. 34-42 - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-buduschih-hudozlmikov-traditsionnyli-hudozhestvennyh-promyslov-kulturologicheskim-distsiplinam-v-distantsionnom-formate (дата обращения: 09.05.2022).
16. Уткин A.JI. Современные подходы к изучению пластической анатомии в сфере обучения будущих специалистов декоративно-прикладного искусства (на примере занятия по теме «Мускулатура руки») // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2016. - № 4 (19). - С. 1-6. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-izucheniyu-plasticheskoy-anatomii-v-sfere-obucheniya-buduschih-spetsialistov-dekorativno-prikladnogo-iskusstva (дата обращения: 10.05.2022).
17. Федотова О.В. Московское письмо. Учебное пособие. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2014. - 23 с.
References
1. Ageev V.N. Elektronnye izdaniya uchebnogo naznacheniya: koncepcii, sozdanie, ispol'zovanie: Ucheb. posobie dlya studentov vuzov, obuchayushchihsya po special'nosti «Izdatel'skoe delo i redaktirovanie» / V.N. Ageev, YU.G. Drevs; M-vo obrazovaniya Ros. Federacii. Mosk. gos. un-t pechati.
- Moskva: Mosk. gos. un-t pechati, 2003 (IPK MGUP). - 234 s.
2. Belozercev E.P. Pedagogika professional'nogo obrazovaniya: Ucheb. / E.P. Belozercev, A.D. Goneev, A.G. Pashkov; pod red. V.A. Slastenina. -Moskva: ACADEMIA, 2007. - 386 s.
3. Besshaposhnikova YU.A. Osobennosti distancionnoj formy obucheniya budushchih specialistov cerkovno-istoricheskoj zhivopisi // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2020. - № 3 (34). - S. 25-33, URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-distantsionnoy-formy-obucheniya-buduschih-spetsialistov-tserkovno-istoricheskoy-zhivopisi (data obrashcheniya: 09.05.2022). DOI: 10.24411/2619-1504-2020-00048
4. Vanyushkina L.M., Tihomirov S.A., Kurakina I.I. Mediakurs «Iskusstvo byt' zritelem»: problemy i perspektivy proektirovaniya sovremennogo uchebnika // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2020. - № 2(33).
- S. 39-68. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediakurs-iskusstvo-byt-zritelem-problemy-i-perspektivy-proektirov (data obrashcheniya: 09.05.2022). DOI: 10.24411/2619-1504-2020-00029
5. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya» na 2013-2020 gody. Utverzhdena postanovleniem Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 № 295 // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2014. - № 17. - st. 2058.
6. Grigor'eva K.M. Hudozhestvennye tradicii i pedagogicheskie innovacii v podgotovke budushchih bakalavrov dekorativno-prikladnogo iskusstva i narodnyh promyslov (nizhnetagil'skaya rospis') // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2014. - № 3 (10). - S. 19-26. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennye-traditsii-i-pedagogicheskie-innovatsii-v-podgotovke-buduschih-bakalavrov-dekorativno-prikladnogo-iskusstva-i-narodnyh (data obrashcheniya: 10.05.2022).
7. Dronov D.S., Dronova N.D. Vozmozhno li distancionnoe obuchenie v yuvelirnom iskusstve? // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2021. - № 2. - S. 142-153. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhno-li-distantsionnoe-obuchenie-v-yuvelirnom-iskusstve (data obrashcheniya: 09.05.2022). DOI: 10.24412/2619-1504-2021-2-142-153.
8. Zubenko P.N. Didakticheskie sredstva aktivizacii uchebno-poznavatel'noj deyatel'nosti uchashchihsya v processe proizvodstvennogo obucheniya (na prim, slesarej-remontnikov). Metod. rekomendacii. - Moskva: Vysshaya shkola, 1985. - 30 s.
9. Kameneckij S.E., Ovchinnikov O.YU., Smirnov A.V. Koncepciya razvitiya uchebno-material'noj bazy kabineta fiziki, obespechivayushchego sovremennye tekhnologii obucheniya: otchet o nauch.-issled. rabote VNTK «Kabinet fiziki». - Moskva: Soyuzvuzpribor, 1990. - 846 s.
10. Kravec I.V. Specifika primeneniya distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij v vuze tradicionnogo prikladnogo iskusstva // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2022. - № 1. - S. 50-63. - URL: https://dpio.ru/stat/2022_l/2022-01-09.pdf (data obrashcheniya: 09.05.2022).
11. Nazarova T.S., Tihomirova K.M., Kudina I.YU. Metodicheskie poiski i nauchnye resheniya osnovopolozhnikov napravleniya «Instrumental'naya didaktika» // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. - 2018. - № 1(47). - S. 169-180. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-poiski-i-nauchnye-resheniya-osnovopolozhnikov-napravleniya-instrumentalnaya-didaktika (data obrashcheniya: 25.04.2022).
12. Ozheredova M.S. Sovershenstvovanie kachestva obucheniya budushchih bakalavrov v oblasti nizhnetagil'skoj rospisi po metallu // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2022. - № 1. - S. 97-104. - URL: https://dpio.ru/stat/2022_l/2022-01-13.pdf (data obrashcheniya: 09.05.2022).
13. Pidkasistyj P.I. Psihologo-pedagogicheskij spravochnik prepodavatelya vysshej shkoly. - Moskva: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 1999.-354 s.
14. Polyakov A. A., Medvedev D.A. Neobhodimost' wedeniya programmy podgotovki po special'nosti «3D hudozhnik-model'er» v sistemu professional'nogo obrazovaniya yuvelirov // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2012. - № 1(2). - S. 21-25. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neobhodimost-wedeniya-programmy-podgotovki-po-spetsialnosti-3d-hudozhnik-modelier-v-sistemu-professionalnogo-obrazovaniya-yuvelirov (data obrashcheniya: 10.05.2022).
15. Semenova E.I. Obuchenie budushchih hudozhnikov tradicionnyh hudozhestvennyh promyslov kul'turologicheskim disciplinam v distancionnom formate: problemy i vozmozhnosti // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2021. - № 2. - S. 34-42 - URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/obuchenie-buduschih-hudozlmikov-traditsiormyh hudozhestvennyh-promyslov-kulturologicheskim-distsiplinam-v-distantsionnom-formate (data obrashcheniya: 09.05.2022).
16. Utkin A.L. Sovremennye podhody к izucheniyu plasticheskoj anatomii v sfere obucheniya budushchih specialistov dekorativno-prikladnogo iskusstva (na primere zanyatiya po teme «Muskulatura ruki») // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2016. - № 4 (19). - S. 1-6. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-izucheniyu-plasticheskoy-anatomii-v-sfere-obucheniya-buduschih-spetsialistov-dekorativno-prikladnogo-iskusstva (data obrashcheniya: 10.05.2022).
17. Fedotova O.V. Moskovskoe pis'mo. Uchebnoe posobie. - Sankt-Peterburg: VSHNI, 2014.-23 s.