Ожередова М.С., младший научный сотрудник художественно -творческой лаборатории Научно-исследвоателъского института традиционных художественных промыслов, преподаватель кафедры декоративной росписи ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 196128, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 2., лит. А., e-mail: [email protected]
Ozheredova M.S., junior researcher of the Art-creative laboratory of the Research institute of traditional artistic crafts, teacher of the department of decorative painting, Higher school of folk arts (academy), 196128, Saint Petersburg, Griboyedov canal embankment, 2, lit. A, e-mail: ozheredova96@mail. ru
Совершенствование качества обучения будущих бакалавров в области нижнетагильской росписи по металлу Improving the quality of training of future bachelors in the field of Nizhny
Tagil painting on metal
Аннотация. В условиях современного научно-технического прогресса необходимо постоянно совершенствовать профессиональные навыки и расширять знания студентов бакалавриата, чтобы в дальнейшем обеспечить их конкурентоспособность на рынке труда. В статье рассматриваются возможные направления развития процесса обучения по профильным дисциплинам «Исполнительское мастерство по декоративной росписи» и «Проектирование» для студентов высшего образования по профилю «Декоративная роспись».
Ключевые слова: обучение, профильные дисциплины, нижнетагильская роспись по металлу, студент, компьютерные программы Paint, Paint Tool SAI, Adobe Photoshop.
Abstract. In the conditions of modern scientific and technological progress, it is necessary to constantly improve professional skills and expand the knowledge of undergraduate students in order to further ensure their competitiveness in the labor market. The article discusses possible directions for the development of the learning process in the profile disciplines «Performance skills in decorative painting» and «Design» for students of higher education in the profile «Decorative painting».
Keywords: training, specialized disciplines, Nizhny Tagil painting on metal, student, computer programs Paint, Paint Tool SAI, Adobe Photoshop.
Подготовка художников-бакалавров в области нижнетагильской росписи по дереву и металлу является главным условием сохранения и развития данного вида традиционных художественных промыслов [4]. Этому способствует Высшая школа народных искусств (академия), в которой в 2009 году была открыта кафедра декоративной росписи, цель которой -профессиональное обучение студентов нижнетагильской декоративной росписи.
Важным дидактическим требованием к совершенствованию качества обучения является его соответствие сущностным характеристикам уровня развития современной науки и технологий. В этом смысле необходимо включение в содержание профильных дисциплин «Исполнительское мастерство по декоративной росписи» и «Проектирование» изучение применения инновационных материалов и технологий, в том числе цифровых. Этот процесс может иметь три направления.
Первое направление. Внедрение на практических занятиях по профильным дисциплинам компьютерных программ - Adobe Photoshop, Paint, Paint Tool SAI. Это необходимо для более точной проработки эскизов в соответствии с учебным заданием по программе дисциплины «Проектирование». Использование новых программ будет способствовать более правильной передаче формы проектируемого изделия, а также сокращению времени работы над эскизом.
Примером использования компьютерных программ является выполнение с их помощью шаблонов для графических и цветных эскизов, что является первой частью практического задания «Основы проектирования усложненной цветочной композиции» по дисциплине «Проектирование». Это осуществляется в следующей последовательности:
S сканируется схема подноса на рабочий стол компьютера;
S выбирается функция «открыть изображение с помощью программы Adobe Photoshop» путем нажатия правой клавиши мышки;
S выбирается иконка «слой» внизу программы на панели инструментов;
S нажимаются последовательно клавиши «Ctrl+C» (скопировать) и «Ctrl+V» (вставить);
S полученное изображение смещается в правую сторону, чтобы не закрыть предыдущее изображение;
S полученный результат сохраняется в необходимом формате программы (рис. 1).
Рис 1. Схема подноса, полученная при помощи программы Adobe Photoshop
Для выполнения второй части практического задания в программе Paint осуществляется следующая последовательность действий студента:
S загружается шаблон-схема подноса для эскиза в программу;
S нажимается иконка «линия», которая позволит нанести оси симметрии на схеме при удержании клавиши «Shift»;
S включается фигура «овал» и удерживается клавиша «Shift». Это позволит нарисовать окружность, размер которой можно регулировать. Окружностями обозначаются цветы;
S нажимается иконка «кисть» и наносится контур листьев в соответствии с эскизом;
S полученное изображение сохраняется (рис. 2).
Рис. 2. Пример композиции, созданной в программе Paint
Для нанесения цветового колористического решения на эскиз (третья часть практического задания) используется компьютерная программа Paint Tool SAI, при помощи которой можно создавать различные варианты цветовых сочетаний.
Для этого студент выполняет следующие действия:
S загружает изображение в программу;
S создает новый слой изображения, чтобы впоследствии можно было внести исправления в эскизе;
S применяется инструмент «магическая палочка» [6] и выделяются области, необходимые для нанесения цвета;
S наносятся цвета на выделенные области при помощи инструмента «заливка»;
S добавляются рефлексы при помощи инструмента «кисть» [6] после нанесения общих цветовых пятен;
^ полученное изображение сохраняется на рабочем столе компьютера и распечатывается на цветном принтере (рис. 3).
Р3ис. 3. Пример эскиза росписи подноса, созданного в программе Paint Tool SA;
Выполненные с помощью компьютерных программ эскизы студенты представляют на проверку. После просмотра эскизов преподаватель обращает внимание студента на ошибки и недочеты.
Подробнее раскроем часто допускаемые студентами ошибки. На рисунке 2 цветочная композиция сместилась относительно осей симметрии и расположена под углом. На рисунке 3 слишком много цветовых пятен синего цвета, при этом в нижней части букета с правой стороны их нет. В этом случае студенты, вновь используя компьютерную программу Paint Tool SAI, исправляют ошибки.
Эскизирование с помощью компьютерных программ позволяет студенту не только быстрее выполнить учебное задание по сравнению с тем, если бы он делал это вручную, но и выполнить эскизы в условиях дистанционного обучения [2].
Второе направление. Внедрение новых учебных заданий в программу дисциплины «Исполнительское мастерство по декоративной росписи», что будет способствовать расширению базы учебных образцов подносов, используемых студентами для их последующего копирования.
После утверждения эскиза членами художественного совета, в который входят преподаватели кафедры декоративной росписи, а также преподаватели кафедры рисунка и живописи, студенты приступают к
разработке художественно-графического проекта подноса или изделия, предложенного для выполнения в соответствии с учебным заданием.
В Высшей школе народных искусств (академии) два раза в год проводится конкурс на лучший семестровый художественно-графический проект. По итогам конкурса на кафедре декоративной росписи ВШНИ выбирается лучшая работа. На заседании кафедры рассматривается вопрос о включении нового учебного задания - копирование лучшего художественно-графического проекта росписи подноса - в рабочую программу дисциплины «Исполнительское мастерство по декоративной росписи». Студент, который выполнил лучший художественно-графический проект в первом семестре, будет копировать его в следующем семестре, только на конкретном изделии - подносе. На рисунке 4 представлен художественно-
графический проект подноса, выполненный студенткой II курса А. Мелиховой, который был выбран по итогам конкурса 2021 года в качестве лучшей работы по нижнетагильской росписи. На данный момент студентка воплощает свой проект в материале для создания качественного образца для других студентов, чего раньше не было предусмотрено в учебной программе дисциплины «Исполнительское мастерство по декоративной росписи».
Третье направление. Внедрение инновационных материалов для выполнения студентами декоративной росписи на подносе на практических занятиях по дисциплине «Проектирование». Таким материалом может служить аэрозольная эмаль, которая предназначена для металлических и деревянных поверхностей.
В нижнетагильской росписи для создания золотистого фона на металлических и деревянных изделиях традиционно используется золотая паста и металлическая пудра [5]. Однако, создать идеальное равномерное покрытие при помощи золотой пасты достаточно сложно, поскольку ее необходимо разводить в небольших количествах смеси уайт-спирита и паркетного лака ПФ-231 в пропорциях 1:1. Если не соблюдать технологию смешивания всех ингредиентов, золотая паста будет темнеть и снизит
ПРОЕКТ РОСПИСИ ПОДНОСА
Рис. 4. Художественно-графический проект подноса студентки II курса кафедры декоративной росписи А. Мелиховой
качество изделия. Работа с металлической пудрой требует осторожности, особенно при грунтовании фона изделия. В качестве решения данной проблемы было предложено поверхность изделия покрыть именно аэрозольной эмалью.
Рис. 5. Поднос, покрытый эмалью золотистого цвета
К положительному решению в пользу этого покрытия отнесем легкость её нанесения, быстрое высыхание, создание гладкого равномерного слоя с эффектом зеркальной поверхности. Кроме вышеперечисленных свойств, эмаль имеет широкий ассортимент оттенков, в отличие от пудры и пасты. Например, темное золото, розовое золото, античное золото и др., что предопределяет ее широкое использование в создании изделий с нижнетагильской росписью.
Найденное новое художественно-технологическое решение было предложено использовать на занятиях по дисциплине «Проектирование».
Таким образом, представленные возможности компьютерных программ при создании эскизов будущих изделий с нижнетагильской росписью, а также новые технологические решения получения золотистого фона на металлических и деревянных изделиях, будут способствовать совершенствованию качества обучения будущих бакалавров в области нижнетагильской росписи по металлу по профильным дисциплинам «Проектирование» и «Исполнительское мастерство по декоративной росписи» и формированию новых и более углубленных знаний у студентов уровня высшего образования. Предложенные варианты были разработаны в ходе научно-экспериментальной деятельности преподавателей Высшей школы народных искусств (академии).
Литература
1. Беляева А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования / А.П. Беляева. - Санкт-Петербург, 1996. -225 с.
2. Бесшапошникова Ю.А. Особенности дистанционной формы обучения будущих специалистов церковно-исторической живописи // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2020. - № З (З4). - С. 25-33. - URL: https://dpio.ru/stat/2020_3/2020-03-04.pdf (дата обращения: 05.11.2021). - DOI: 10.24411/2619-1504-2020-00048.
3. Голубева А.Н. Нижнетагильская декоративная роспись / Традиционное прикладное искусство: учебник для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». В 2-х частях. Часть I // С.Ю. Анисина, Ю.А. Бесшапошникова А.Н. Голубева, Д.В. Завалей, и др.; под научной редакцией В.Ф. Максимович. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2015. - C. 191-200.
4. Мочалова М.Н. Адаптационно-коррекционный этап разработки и реализации содержания обучения исполнительскому мастерству федоскинской лаковой миниатюрной живописи: сущность и специфика // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2021. - № 2 (37). - С. 104-111. - URL: https://www.dpio.ru/stat/2021_2/2021-02-12.pdf (дата обращения: 09.10.2021). - DOI: 10.24412/2619-1504-2021-2-104-111.
5. Тагильская роза. - URL: http://historyntagil.ru/books/11_6_01.htm (дата обращения: 22.03.21).
6. Easy Paint Tool SAI. - URL: https://vk.com/painttoolsai (дата обращения: 22.09.21).
References
1. Belyaeva A.P. Integrativno-modul'naya pedagogicheskaya sistema professional'nogo obrazovaniya / A.P Belyaeva. - Sankt-Peterburg, 1996. - 225 s.
2. Besshaposhnikova Yu.A. Osobennosti distancionnoj formy obucheniya budushchih specialistov cerkovno-istoricheskoj zhivopisi // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2020. - № 3 (34). - S. 25-33. -URL: https://dpio.ru/stat/2020_3/2020-03-04.pdf (дата обращения: 05.11.2021). -DOI: 10.24411/2619-1504-2020-00048
3. Golubeva A.N. Nizhnetagil'skaya dekorativnaya rospis' / Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo. Uchebnik dlya bakalavrov, obuchayushchihsya po napravleniyu podgotovki «Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly». V 2-h chastyah. CHast' I // S.YU. Anisina, YU.A. Besshaposhnikova A.N. Golubeva, D.V. Zavalej, V.N. Kolobov, YU.E. Lapina, E.A. Lapshina i dr. // pod nauchnoj redakciej V.F. Maksimovich. - Sankt-Peterburg: VSHNI, 2015. - C. 191-200.
4. Mochalova M.N. Adaptacionno-korrekcionnyj etap razrabotki i realizacii soderzhaniya obucheniya ispolnitel'skomu masterstvu fedoskinskoj lakovoj miniatyurnoj zhivopisi: sushchnost' i specifika // Tradicionnoe prikladnoe
iskusstvo i obrazovanie. - 2021. - № 2 (37). - S. 104-111. - URL: https://www.dpio.ru/stat/2021_2/2021-02-12.pdf (дата обращения: 09.10.2021). -DOI: 10.24412/2619-1504-2021-2-104-111
5. Tagil'skaya roza. - URL: http://historyntagil.ru/books/11_6_01.htm (data obrashcheniya: 22.03.21).
6. Easy Paint Tool SAI. - URL: https://vk.com/painttoolsai (дата обращения: 22.09.21).