История профессионального образования в области традиционного прикладного искусства
Воронина А.С., старший преподаватель кафедры декоративной росписи, ФГБОУВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 2., лит. A, e-mail: [email protected]
Voronina A.S., senior lecturer of the department of decorative painting, Higher school of folk arts (academy), 191186, St. Petersburg, Griboyedov canal embankment, 2, lit. A., e-mail: [email protected]
In Memoriam. Алевтина Николаевна Голубева (1960-2019): художник, педагог, новатор нижнетагильской росписи In Memoriam. Alevtina Nikolayevna Golubeva (1960-2019): artist, teacher, innovator of Nizhny Tagil painting
Аннотация. Статья посвящена художественно-творческим достижениям и вкладу А.Н. Голубевой в развитие нижнетагильской росписи и профессионального образования в этой области. Рассмотрены художественно-стилистические и композиционные особенности уникальных работ автора. Особое внимание уделено работе А.Н. Голубевой как исследователя и педагога на должности заведующего кафедрой декоративной росписи Высшей школы народных искусств, осмыслению ее вклада в профессиональную подготовку кадров по нижнетагильской декоративной росписи.
Ключевые слова: нижнетагильская лаковая роспись, профессиональное образование, уральская лаковая живопись на металле, кафедра декоративной росписи, А.Н. Голубева, Высшай школа народных искусств.
Abstract. The article is devoted to the artistic and creative achievements and the contribution of A.N. Golubeva in the development of Nizhny Tagil painting and professional education in this area. Special attention is paid to the work of A. N. Golubeva as a researcher and teacher at the position of head of the department of decorative painting of the Higher school of folk arts, understanding her contribution to the professional training of personnel in Nizhny Tagil decorative painting
Keywords: izhny tagil lacquer painting, professional education, Ural lacquer painting on metal, department of decorative painting, A.N. Golubeva, Higher school of folk arts.
Алевтина Николаевна Голубева - художник, выдающийся специалист, профессионал в области нижнетагильской росписи по металлу, член Творческого союза художников России и Международной Федерации Художников.
А.Н. Голубева родилась 6
июня 1960 г. в поселке Вогулка
Свердловской области. Первые
профессиональные навыки и
технологические особенности
нижнетагильской росписи в 1977-
1978 гг. освоила и получила в
среднем профессиональном
техническом училище № 49 в городе
Нижний Тагил на отделении росписи
подносов. Закончила обучение Алевтина Николаевна С отличным Рис. 1. Художники творческой группы.
Слева направо: A.B. Афанасьева, А. аттестатом и четвертым разрядом по Голубева? т Бинас? в Полева Начал0
росписи. Ее наставником была A.B. 1980-х гг.
Афанасьева, которая привила любовь
к данному виду росписи (рис. 1) [7].
Алевтина Николаевна §родолжила обучение профессиональному мастерству в 1988-1991 гг. в Уральском училище прикладного искусства (г. Нижний Тагил) на отделении «Художественное оформление». Под руководством A.B. Пономарева совершенствовала профессиональное мастерство, находила новые композиционные решения и в дальнейшем внедряла их в художественных произведениях.
В 1978-1992 гг. Алевтина Николаевна совмещала с учебой работу на заводе «Эмальпосуда», на котором было налажено поточное производство росписи подносов. Каждый мастер выполнял определенную работу: подготовку формы подноса, выполнение росписи, декорирование орнаментом и покрытие работы лаком. После работала в кооперативах соответствующего профиля. С 1991 г. начала свою педагогическую карьеру как преподаватель в Уральском училище прикладного искусства, проводя учебные занятия по специальным дисциплинам на отделении «Художественная роспись».
Для повышения уровня профессионального образования в 1991 г. Алевтина Николаевна поступила в Нижнетагильский государственный педагогический институт на художественно-графический факультет. Успешно окончила институт в 1997 г. В 2001-2002 гг. прошла обучение на курсах повышения квалификации в Академии художеств в Санкт-Петербурге, а в 2004 г. вступила в общероссийскую общественную организацию Творческий союз художников России.
С 2006 г. Алевтина Николаевна продолжила педагогическую и творческую деятельность в Высшей школе народных искусств (г. Санкт-Петербург), пройдя путь от старшего преподавателя до профессора и заведующего кафедрой декоративной росписи.
-tvcH
Одним из достижений Алевтины Николаевны является коллекция высокохудожественных подносов, за которую в 1985 г. она была награждена бронзовой медалью на Выставке достижений народного хозяйства СССР.
Высоко оценивая многолетний плодотворный труд Алевтины Николаевны и ее вклад в организацию и совершенствование профессионального образования в области нижнетагильской росписи в 2005 г., глава города Нижний Тагил наградил Голубеву Алевтину Николаевну Почетной грамотой. В 2006 г. ей вручена благодарность Федерального агентства по образованию за активное участие в подготовке и проведении Всероссийской олимпиады для студентов учреждений среднего профессионального образования по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». В этом же году награждена Почетной грамотой Управления культуры города Нижний Тагил. Муниципальный центр народного творчества и художественных ремесел Центр «Гамаюн» в 2007 г. вручил Голубевой Алевтине Николаевне диплом за сохранение традиций народного художественного промысла нижнетагильской росписи по металлу и воспитание нового поколения художников. В 2008 г. Алевтине Николаевне вручена Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации. Несколько студентов под ее руководством стали призерами Всероссийского смотра-конкурса на соискание премий и стипендий «Молодые дарования» в области декоративно-прикладного искусства.
Алевтина Николаевна была активным защитником традиционных художественных промыслов России. Об этом свидетельствует ее участие в многочисленных выставках, научных и международных конференциях. Например, в 1996 г. А.Н. Голубева выступала на международной конференции «Россия и Западная Европа: взаимодействие индустриальных культур. 1700-1950». С 2005 г. принимала участие в ежегодных Международных научно-практических конференциях в Высшей школе народных искусств.
Художественные произведения Алевтины Николаевны представлены на всероссийских выставках: «НТТМ-81» - Всесоюзная выставка-смотр научно-технического творчества молодежи (Москва, 1981), выставка достижений народного хозяйства - «Дизайн Урала-81» (Москва, 1981), «Русская лаковая роспись по металлу» (Москва, 1982), «250 лет Тагильской лаковой росписи» (Нижний Тагил, 1996), К 10-летию предприятия «Смена» (Нижний Тагил, 1997), «Тагильская мастерица» (Нижний Тагил, 2000), выставка к 90-летию A.B. Афанасьевой (Нижний Тагил, 2003) конкурс «Мастер года» имени Худояровых (Нижний Тагил, 2004), «Розаны тети Груши» (Нижний Тагил, 2013) [6]. С 1992 г. подносы с нижнетагильской росписью Алевтины Николаевны экспонируются в постоянной экспозиции музея истории подносного промысла «Доме Худояровых» в г. Нижний Тагил.
Огромной заслугой Алевтины Николаевны является то, что именно она воссоздала традиционный секторный поднос. Особенностью секторного
подноса является деление композиции на сегменты различных форм и размеров в соотношении к форме изделия. Композиция может быть разделена на 3, 5, 7 и более секторов. В каждом секторе располагается один из традиционных мотивов нижнетагильской росписи.
Художественное творчество Алевтины Николаевны разнообразно. Анализируя ее произведения, можно сделать вывод о проведении художником большого количества экспериментов с секторными подносами и колористическими решениями нижнетагильской росписи. Один из первых сохранившихся подносов 1980-х гг. имеет прямоугольную форму, композиция разделена на девять секторов. В каждом расположены небольшие цветочные композиции, колорит насыщенно желто-красных оттенков (рис. 2).
Представляет художественный интерес поднос усеченной овальной формы. На черном фоне вертикальная композиция. На зеркале подноса цветочная роспись, выполненная в технике нижнетагильской росписи (рис. 3). В центре подноса расположен крупный цветок - роза на стебле с листьями и бутонами в ярко красно-розовых тонах. По краю зеркала подноса цветочный венок из шести крупных роз: четырех розово-красных и двух красно-желтых оттенков. Розы соединяются мелкими розовыми и синими цветочками, а также веточками зелени. Борт подноса украшен ажурным кистевым золотным орнаментом. В данной работе Алевтина Николаевна изобразила формы роз, руководствуясь творческим решением своего учителя A.B. Афанасьевой. Однако выполненная на подносе центральная веточка с «розаном» делает работу новой и уникальной.
Рис. 2. А.Н. Голубева. Поднос с секторами. 1980-е гг. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. Москва
Рис. 3. А.Н. Голубева. 1980 г Музей истории подносного промысла «Дом Худояровых». Нижний Тагил
Охарактеризуем еще одну работу художника - поднос круглой формы (рис. 4). Фон в центральном секторе выполнен золотом с добавлением коптежки с помощью бересты, полукруглые сектора имеют глубокий изумрудно-зеленый оттенок, край борта подноса имеет черный цвет (рис. 4). В центре на золотистом фоне изображена ягодно-фруктовая композиция в оранжево-розовых тонах, в полукруглых сегментах, расположенных в четырех сторонах подноса и выделенных широкими полосами золотного орнамента, на зеленом фоне фрукты меньшего размера. Между секторами изображение мелких красных ягод. По борту подноса - сложный орнамент и золотая полоса, завершающие элементы композиции.
Одной из любимых композиций Алевтины Николаевны являлась цветочная композиция XIX века на шкатулке И.Ф. Худоярова. По мотивам этой цветочной композиции Алевтиной Николаевной выполнено несколько работ. Один из подносов имеет темно-сливовый фон с коптежкой, выполненной с помощью бересты, в центре подноса (рис. 5). На зеркале подноса изображен декоративный цветочный букет. Обрамляет композицию легкий, изящный орнамент.
Рис. 4. А.Н. Голубева. Фрукты. 1999 г. Частная коллекция
Рис. 5. А.Н. Голубева. Тагильский букет. 2005 г. Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»
Алевтиной Николаевной Голубевой в 2006 г. было выполнено несколько копий с металлического подноса XIX века, хранившегося в Государственном Эрмитаже. Представленная на рис. 6 копия выполнена на кованной форме подноса XIX века. Композиция, орнаментальное обрамление и колористическое решение полностью соответствует историческому образцу. Материалы при выполнении данной работы были использованы современные, что в итоге дает основание считать выполненную работу реновацией нижнетагильской росписи. Алевтина Николаевна очень тонко чувствовала
Ы ОШ
цвет, тональное соотношение колорита в художественном творчестве. В данной работе видно, с какой аккуратностью и любовью выполнена роспись.
Поднос (5 секторов) Вт. пол. XIX века. Мастерская Ф Я. Наболина. Жесть, масло; роспись, лак. Государственный Эрмитаж
А.Н. Голубева Поднос (5 секторов). Копия. 2006 г. Форма XIX в. Железо, ковка. Масло, лак. Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»
Рис. 6. Копия подноса XIX века
На конкурсе «Мастер-года» в 2004 г. Алевтина Николаевна сказала: «Поднос красив всегда. И поэтому я не придерживаюсь определенного вида росписи. Здорово, что в нашем промышленном городе подносный промысел "прижился" и развивается до сих пор. Лично я беру в руки кисть, начинаю творить... Знаете, удовольствие огромное! А когда поднос уже готов, начинаю искать новые темы...» [8, с. 2].
Творчество Алевтины Николаевны многогранно. В ее работах встречаются цветочные композиции, фруктовые, многослойные, копийные, секторные, выполненные на высочайшем профессиональном уровне. В настоящее время подносы с ее росписью хранятся в фондах Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства (Москва), Екатеринбургского музея изобразительного искусства (Екатеринбург), Нижнетагильском краеведческом музее (Нижний Тагил) и в частных коллекциях.
Алевтина Николаевна Голубева посвятила всю свою жизнь изучению и развитию нижнетагильской росписи. Ее дело и вклад в нижнетагильскую роспись процветает в настоящее время и воплощается в развитии профессионального образования в данной сфере. Кафедра декоративной росписи по профилю подготовки «Нижнетагильская роспись» в Высшей школе народных искусств (академии) была основана в 2006 г. при ее участии, с 2009 г. Алевтина Николаевна возглавляла кафедру до середины 2019 года.
Первый выпуск студентов уровня высшего образования по профилю «Декоративная роспись (нижнетагильская роспись)» состоялся в 2007 г., когда под руководством А.Н. Голубевой завершила обучение студентка A.A. Клепалова. Ее выпускная квалификационная работа на тему «Тагильская
роза» представляла собой комплект из двух подносов и двух панно (рис. 7), выполненных в технике нижнетагильской росписи.
Рис. 7. A.A. Клеиалова. Выпускная квалификационная работа «Тагильская роза». 2007 г.
Роль кафедры декоративной росписи в подготовке художников в области нижнетагильской декоративной росписи огромна. В настоящее время на кафедре осуществляется профессиональная подготовка высококвалифицированных художников по нижнетагильской росписи на металле, дереве и папье-маше, что способствует сохранению духовных и традиционных ценностей как основы развития отечественной культуры.
За время существования кафедры декоративной росписи Алевтиной Николаевной Голубевой были созданы первые учебники и учебные пособия для высшего образования в области нижнетагильской росписи: учебное пособие для студентов «Нижнетагильская лаковая живопись XVIII - XIX вв.» [4]; учебно-методическое пособие для бакалавров «Основы производственного мастерства (двухцветная маховая роспись)» [5]; учебники «Проектирование» для студентов, обучающихся декоративной росписи [6] и «Пропедевтика» по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественная роспись по металлу». Также были написаны научные статьи: «Нижнетагильская лаковая живопись XIX века» [3], «Научно-просветительская деятельность музеев России и профессиональное образование» [2], «Влияние художественных особенностей нижнетагильской лаковой росписи на процесс обучения будущих художников традиционного прикладного искусства» [4].
Реализуя ведущее направление деятельности Высшей школы народных искусств (академии), а именно, воплощение системы непрерывного многоуровневого профессионального образования в конкретных видах традиционных художественных промыслов, кафедра декоративной росписи продолжает осуществлять образовательную деятельность в соответствии с разработанными учебными планами и программами дисциплин и ведет подготовку художников на трех уровнях:
- по специальности среднего профессионального образования 54.02.02 Декоративно-прикладное и народное искусство (по видам). Вид: художественная роспись по металлу;
- по направлению подготовки высшего образования 54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Профиль: декоративная роспись, степень - бакалавр;
- по направлению подготовки высшего образования 54.04.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Профиль: декоративная роспись, степень - магистр.
В настоящее время по профилю «Декоративная роспись (нижнетагильская роспись)» проходят обучение 25 студентов; всего кафедрой декоративной росписи за время существования подготовлено 145 выпускников.
Выпускные квалификационные работы студентов кафедры декоративной росписи в Высшей школе народных искусств (академии) представляют собой уникальные высокохудожественные произведения традиционного прикладного искусства [5, с. 58] и открывают новые возможности для сохранения и развития традиционной нижнетагильской росписи, характерной для уральского региона.
Литература
1. Голубева А.Н. Влияние художественных особенностей нижнетагильской лаковой росписи на процесс обучения будущих художников традиционного прикладного искусства / А.Н. Голубева // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2016. - №5(60). - С. 58-60. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-hudozhestvennyh-osobennostey-nizhnetagilskoy-lakovoy-rospisi-na-protsess-obucheniya-buduschih-hudozhnikov-traditsionnogo (дата обращения: 22.01.21).
2. Голубева А.Н. Научно-просветительская деятельность музеев России и профессиональное образование / А.Н. Голубева // Традиционное прикладное искусство и образование. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/muchno-prosvetitelskaya-deyatelnost-muzeev-rossii-i-professionalnoe-obrazovanie (дата обращения: 22.01.21).
3. Голубева А.Н. Нижнетагильская лаковая живопись XIX века / А.Н. Голубева // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2015. -№2(13). - С. 29-36. - URL: https://dpio.ru/stat/2015_2/Golubeva.doc (дата обращения: 22.01.21).
4. Голубева А.Н. Нижнетагильская лаковая живопись XVIII - XIX вв.: учебное пособие для студентов вуза / Высшая школа народных искусств (институт), А.Н. Голубева. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2014. - 64 с.
5. Голубева А.Н. Основы производственного мастерства (двухцветная маховая роспись): учебно-методическое пособие для бакалавров / Высшая школа народных искусств (институт), А.Н. Голубева, под научной редакцией. О.П. Рыбниковой. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2014. - 80 е., ил.
6. Голубева А.Н. Проектирование: учебник / Высшая школа народных искусств (институт), А.Н. Голубева. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2014. - 129 с.
7. Голубева Алевтина Николаевна. - URL: httpV/www.TarnnbCKHfi-поднос.рф/history/pagel 8.php?sphrase_id=2452 (дата обращения: 15.01.2021).
8. Лаковые всплески на железном полотне // Нижнетагильский металлургический комбинат. Тагильский Металлург. 11 ноября, № 169-170, 2004.
References
1. Golubeva A.N. Vliyanie hudozhestvennyh osobennostej nizhnetagil'skoj lakovoj rospisi na process obucheniya budushchih hudozhnikov tradicionnogo prikladnogo iskusstva / A.N. Golubeva // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2016. - №5(60). - S. 58-60. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-hudozhestvennyh-osobennostey-nizhnetagilskoy-lakovoy-rospisi-na-protsess-obucheniya-buduschih-hudozhnikov-traditsionnogo (data obrashcheniya: 22.01.21).
2. Golubeva A.N. Nauchno-prosvetitel'skaya deyatel'nost' muzeev Rossii i professional'noe obrazovanie / A.N. Golubeva// Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-prosvetitelskaya-deyatelnost-muzeev-rossii-i-professionalnoe-obrazovanie (data obrashcheniya: 22.01.21).
3. Golubeva A.N. Nizhnetagil'skaya lakovaya zhivopis' XIX veka / A.N. Golubeva // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2015. - №2(13). -S. 29-36. - URL: https://dpio.ru/stat/2015_2/Golubeva.doc (data obrashcheniya: 22.01.21).
4. Golubeva A.N. Nizhnetagil'skaya lakovaya zhivopis' XVIII - XIX w.: uchebnoe posobie dlya studentov vuza / Vysshaya shkola narodnyh iskusstv (institut), A.N. Golubeva. - Sankt-Peterburg: VSHNI, 2014. - 64 s.
5. Golubeva A.N. Osnovy proizvodstvennogo masterstva (dvuhcvetnaya mahovaya rospis'): uchebno-metodicheskoe posobie dlya bakalavrov / Vysshaya shkola narodnyh iskusstv (institut), A.N. Golubeva, pod nauchnoj redakciej. O.P. Rybnikovoj. - Sankt-Peterburg: VSHNI, 2014. - 80 s., iL
6. Golubeva A.N. Proektirovanie: uchebnik / Vysshaya shkola narodnyh iskusstv (institut), A.N. Golubeva. - Sankt-Peterburg: VSHNI, 2014. - 129 s.
7. Golubeva Alevtina Nikolaevna. - URL: http://www. tagil'skij-podnos.rf/history/pagel8.php?sphrase_id=2452 (data obrashcheniya: 15.01.2021).
8. Lakovye vspleski na zheleznom polotne // Nizhnetagil'skij metallurgicheskij kombinat. Tagil'skij Metallurg. 11 noyabrya, № 169-170, 2004.