Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НАРОДНЫХ ИСКУССТВ КАК УСЛОВИЕ ПОСТРОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ ВЫПУСКНИКОВ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НАРОДНЫХ ИСКУССТВ КАК УСЛОВИЕ ПОСТРОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ ВЫПУСКНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / образовательный процесс / модульное обучение / дискретное обучение / образовательный стандарт академии / higher education / educational process / modular training / discrete training / educational standard of the academy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.К. Дракина

В статье рассмотрены вопросы организации обучения в высшем образовании в области традиционного прикладного искусства и народных художественных промыслов. Актуальность проблемы связана с введением изменений в Федеральные государственные профессиональные стандарты подготовки бакалавров, магистров и специалистов высшей квалификации, а также с требованиями координации образовательного процесса со сферой труда. Организация обучения по программам в области традиционного прикладного искусства предусматривает практику дискретной накопительной системы, а также модульный формат организации обучения в контактной дистанционной формах. Выводы статьи опираются на обобщение и анализ опыта работы Высшей школы народных искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL STANDARD OF THE HIGHER SCHOOL OF FOLK ARTS AS A CONDITION FOR BUILDING A PROFESSIONAL CAREER OF GRADUATES

The article deals with issues of organization of training in higher education in the field of traditional applied arts and folk crafts. The relevance of the problem is related to the introduction of changes in the federal state professional standards for the training of bachelors, masters and highly qualified specialists, as well as the requirements of the coordination of the educational process with the field of work. The organization of training programs in the field of traditional applied arts provides for the practice of a discrete accumulative system, as well as a modular format for organizing training both in the contact form of students working with a teacher and in distance forms. The conclusions of the article are based on the generalization and analysis of the experience of the Higher School of Folk Arts.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НАРОДНЫХ ИСКУССТВ КАК УСЛОВИЕ ПОСТРОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ ВЫПУСКНИКОВ»

Библиографический список / References

1. Lassoued Z., Alhendawi M. and Bashitialshaeer R. An Exploratory Study of the Obstacles for Achieving Quality in Distance Learning during the COVID-19 Pandemic. Education Sciences. 2020; № 5.

2. Henderlong Corpus J., Robinson K.A. and Liu Z. Comparing College Students' Motivation Trajectories Before and During COVID-19: A Self-Determination Theory Approach. Frontiers in Education. 2022; № 5.

3. Eva A.L. How to Make This Hard Transition Back to School With Your Students. Greater Good Magazine; 2021; № 2.

4. Melnichuk M.V., Nenyuk E.A., and Alisevich M.V. Innovatsionnyye Psikholingvisticheskiye Priyemy kak Neobkhodimaya Sostavlyayushchaya Produktivnogo Obucheniya Inostrannomu Yazyku. InnovazyiiI Investizyii. 2014: 11 - 18.

5. Bregman A. Cave Syndrome: A Condition of Our Times? LinkedIn, 2021; № 1.

6. Smith R.A. Fully Vaccinated but Anxious About a Return to Normal Life? You May Have "Cave Syndrome". The Wall Street Journal. 2021; № 4.

Статья поступила в редакцию 26.05.22

УДК 378

Drakina I.K., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Vice-Rector for Academic and Educational Work, High School of Folk Arts (Academy)

(St. Petersburg, Russia), E-mail: vshnidpo.drakina@yandex.ru

EDUCATIONAL STANDARD OF THE HIGHER SCHOOL OF FOLK ARTS AS A CONDITION FOR BUILDING A PROFESSIONAL CAREER OF GRADUATES.

The article deals with issues of organization of training in higher education in the field of traditional applied arts and folk crafts. The relevance of the problem is related to the introduction of changes in the federal state professional standards for the training of bachelors, masters and highly qualified specialists, as well as the requirements of the coordination of the educational process with the field of work. The organization of training programs in the field of traditional applied arts provides for the practice of a discrete accumulative system, as well as a modular format for organizing training both in the contact form of students working with a teacher and in distance forms. The conclusions of the article are based on the generalization and analysis of the experience of the Higher School of Folk Arts.

Key words: higher education, educational process, modular training, discrete training, educational standard of the academy.

И.К. Дракина, д-р пед. наук, проф., проректор по методической работе Высшей школы народных искусств (академия), г. Санкт-Петербург,

Е-mail: vshnidpo.drakina@yandex.ru

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НАРОДНЫХ ИСКУССТВ КАК УСЛОВИЕ ПОСТРОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ ВЫПУСКНИКОВ

В статье рассмотрены вопросы организации обучения в высшем образовании в области традиционного прикладного искусства и народных художественных промыслов. Актуальность проблемы связана с введением изменений в Федеральные государственные профессиональные стандарты подготовки бакалавров, магистров и специалистов высшей квалификации, а также с требованиями координации образовательного процесса со сферой труда. Организация обучения по программам в области традиционного прикладного искусства предусматривает практику дискретной накопительной системы, а также модульный формат организации обучения в контактной дистанционной формах. Выводы статьи опираются на обобщение и анализ опыта работы Высшей школы народных искусств.

Ключевые слова: высшее образование, образовательный процесс, модульное обучение, дискретное обучение, образовательный стандарт академии.

Изменения законодательной базы в области профессионального образования связаны с достаточно сложными корректировками в организации и содержании учебного процесса. Для вуза, осуществляющего подготовку кадров для сферы труда, связанной с творчеством, этот процесс сложен вдвойне. В учебном заведении высшего образования, где обучаются студенты искусству традиционных художественных промыслов, внести изменения в учебный процесс еще более сложно.

Актуальность темы данного исследования детерминирована необходимостью обновления содержания профильного высшего образования в соответствии с вызовами времени, требованиями государственной образовательной политики, отраженными в Федеральных государственных образовательных стандартах и регламентируемыми нормативно-правовыми актами.

Цель данной работы - обосновать необходимость введения собственного образовательного стандарта творческого вуза как инструмента совершенствования качества высшего образования в этой сфере и значимого условия сохранения контингента. Достижение цели предполагает решение задач: анализ существующего опыта подготовки художников в области традиционных художественных промыслов (на примере деятельности Высшей школы народных искусств); обоснование аспектов, требующих корректировок в контексте создания образовательного стандарта вуза (содержание обучения, методическое сопровождение, ресурсное и кадровое обеспечение и др.); раскрытие сущности и специфики разработанного образовательного стандарта академии в области традиционного прикладного искусства.

Научная новизна исследования обусловлена разработкой образовательного стандарта Высшей школы народных искусств (академии) по направлению «Традиционное прикладное искусство», что было сделано впервые.

Теоретическая значимость статьи связана с выявлением специфических черт образовательного стандарта академии, соответствующего актуальным мониторинговым показателям аккредитационной экспертизы работы вуза.

С введением Министерством науки и высшего образования РФ показателей мониторинга аккредитации вуза возникает ситуация, требующая от образовательной организации изменений в работе приемной комиссии, вступительных испытаний, процессов организации и содержания обучения. Уровень подготовки

студентов должен быть достаточно высоким и мотивированным, чтобы численность контингента при поступлении была равна численности выпускников.

Для большинства компонентов, являющихся составными частями процесса обучения в творческом вузе, решение такой задачи возможно только с введением образовательного стандарта конкретного учреждения высшего образования. Такой стандарт разработан и утвержден в «Высшей школе народных искусств (академии)».

Процесс аккредитации подчиняется следующей целевой установке: подтвердить соответствие обучения государственному образовательному стандарту. Цель имеет продолжение в предмете данной процедуры. А именно - определение соответствия разработанного образовательного стандарта вузом требованиям не только федерального уровня в целом, но и требованиям сферы труда в области традиционных художественных промыслов, сохранившихся в местах их исторического бытования.

С этой целью корректировке подвержено содержание обучения. Изменения вводятся в объем, сроки подготовки, учебный план, график учебного процесса. Преподаватели в процессе обучения студентов ориентируются на то, что традиционные народные промыслы не только должны быть сохранены, но «осовременены» для их продвижения в социуме. С этой целью ими вносятся изменения в рабочие учебные программы, модули учебных дисциплин и оценочные материалы. Выпускающие кафедры корректируют планируемые результаты обучения. Все эти процессы требуют изменений и в оценочных средствах. Структурные и содержательные изменения программ учебных дисциплин приводят к тому, что другими становятся условия их реализации.

Все обозначенные выше процессы, безусловно, должны сопровождаться методически. Это касается текущего, рубежного (промежуточного), итогового контроля, обязательного исполнения всех компонентов мониторинга качества, экспертизы разработанных компетентностных учебных материалов, контрольных оценочных средств. Внутренний мониторинг качества должен быть разработан с учетом мнения обучающихся как будущих носителей традиций народного творчества. В этом случае контроль приобретает форму реального действия, исключающего формальный подход к оценке. В рамках такой организации контроля возможно выявить и оценить индивидуальные творческие качества студентов,

их способности работать с исторически проверенными стилями, формами произведений искусства народных художников и мастеров. Следует отметить, что в процессе обучения и оценивания результатов мнение мастера должно учитываться постоянно. Взаимодействие обучающегося и учителя должно быть индивидуальным, «точечным» [1].

Выполнение данной задачи обладает многоаспектными вариантами, так как материал, изучаемый бакалаврами и магистрами, имеет продолжение в процессе подготовки научных кадров. Наделен смыслом и такой вариант, который предполагает отказ от бакалавриата и магистратуры. Вместо этих программ обучение студентов по образовательному стандарту «Традиционное прикладное искусство» ведется только в рамках специалитета.

Изменения в систему подготовки кадров в области традиционного народного творчества, внесенные «Высшей школой народных искусств», связаны с объектом профессиональной деятельности будущих мастеров. Обучающиеся постигают высокохудожественное творчество народных художников Мстеры, Холуя, Сергиево-Посада, Федоскино. Все виды профессиональной деятельности студенты осваивают в местах исторического происхождения и бытования промыслов. Им приходится решать задачи, которые позволяют не только овладевать уникальным народным искусством, но и, сохраняя традиции, продвигать лучшие образцы в современном социуме, находить народному творчеству достойное место.

Будущий мастер-художник продолжает миссию творца и хранителя традиционного народного искусства (промысла). По этой причине программы учебных дисциплин и модулей пропедевтического характера: академический рисунок, академическая живопись, декоративный рисунок, декоративная живопись, формируют художественные качества у студентов. Это художественный вкус, творческая активность, мотивация выбора направления подготовки. В этой связи кафедрой «Академического рисунка и живописи» академии создаются постановочные учебные композиции, имеющие непосредственное отражение профиля подготовки студентов [2]. К ним относятся художественная вышивка, художественное кру-жевоплетение, художественная декоративная роспись, косторезное и ювелирное искусство, лаковая миниатюрная живопись.

Заявленные в образовательном стандарте «Высшей школы народных искусств (академии)» компетенции имеют универсальную, общепрофессиональную и общекультурную направленность. Они формируются в ходе учебной и воспитательной работы. Профессиональные компетенции носят специализированный характер, и их становление связано с производственной практикой и исполнительской деятельностью. Эти виды практик проходят в художественных мастерских или в образовательном пространстве, максимально к ним приближенном. В ходе практического обучения студенты получают возможность дополнить контент имеющихся компетенций дополнительными умениями и навыками. Все это направлено на процесс опережающего характера для достаточно ранней творческой самостоятельности выпускников.

Обучение студентов по стандарту образовательной организации в области традиционного прикладного искусства требует внесения изменений в структуру основной профессиональной образовательной программы. Неизменной остается только базовая часть. Но учебные дисциплины из этого раздела все равно претерпевают изменения, и содержащийся в них материал разработан с учетом профиля студентов академии. Это касается иностранного языка, философии, культуры речи, истории, экономики и правовой культуры. Преподавателями общекультурного цикла базовой части стандарта формируются компетенции, способствующие развитию современного мировоззрения народного художника-мастера [3].

Программы учебных дисциплин вариативной части объединены в профильные модули: «Художественная вышивка», «Художественное кружевоплетение», «Художественная роспись по металлу и дереву», «Художественное косторезное искусство», «Художественная резьба по дереву», «Художественные изделия из метала». Каждое направление имеет подвид [2; 4]. «Художественная вышивка» объединяет такие виды, как крестецкая строчка, ивановская строчка, владимирский верхошов, вологодское стекло и другие. Декоративная художественная роспись предполагает овладение искусством нижнетагильской росписи, московского письма. «Художественное кружевоплетение» объединяет мастерство ки-ришских, елецких, вологодских промыслов. Направление лаковой миниатюрной живописи основано на традициях холуйской, мстерской, палехской живописи.

Все учебные модули имеют продолжение в определенных видах практик и занятиях по исполнительскому мастерству. Производственная практика является обязательным компонентом и преддипломной практики. В рамках программы по производственной практике студенты апробируют изготовление разнообразного ассортимента изделий. Данная работа помогает формировать методический фонд академии и пополняет список изделий, подготовленных к реализации. Художественные мастерские, на базе которых проводится практика, выполняют функцию профильных организаций, в рамках которых происходит знакомство студентов с реальными условиями рыночной экономики в отношении выбранного традиционного художественного профиля.

Организация процесса обучения, совмещенного с условиями реального производства, требует хорошего оснащения материальной технической базы учреждения высшего образования. С этой целью в академии ежегодно проходит аттестация рабочих мест, по окончании которой по заявкам от преподавателя и мастера осуществляется дополнительное комплектование материалами и обо-

рудованием. Этот процесс во многом определяется спросом потребителей на производимую в художественных мастерских продукцию.

Ресурсное обеспечение процесса обучения студентов традиционному художественному промыслу связано с кадровой политикой вуза. Кроме преподавателей, имеющих педагогическое образование и практический опыт работы, в академии работает большой штат художников-мастеров профильных кафедр. Все сформированные в вузе профильные кафедры имеют отношение к народным художественным промыслам. Преподавательский состав этих кафедр является носителем определенного вида традиционных народных промыслов [5].

Данная особенность кадрового обеспечения образовательного процесса художественного вуза требует дополнительной профессиональной переподготовки в области педагогики и психологии. В академии на регулярной основе проходят краткосрочные курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, в рамках которых рассматриваются вопросы организации, содержания обучения. Достаточно большое внимание уделяется проблемам креативной педагогики, художественно-творческой психологии. Слушатели программы дополнительного профессионального образования изучают с последующим практическим применением курс современных педагогических технологий. В кадровом ресурсном обеспечении образовательного процесса «Высшей школы народных искусств (академии)» имеет место быть еще одна проблема. Она связана с особенностями ведения научной методологической и научной исследовательской деятельности. Именно наличие особенностей в работе научных кадров академии являются причиной открытия диссертационного совета, в рамках которого рассматриваются исследования, относящиеся по тематике к традиционному народному искусству.

Обучение студентов в формате образовательного стандарта «Высшей школы народных искусств» потребовало написания учебников и учебных пособий, которые не имеют аналогов в учебно-методических фондах системы высшего образования Российской Федерации [6]. Авторский коллектив академии разработал комплект учебников и учебных пособий, в который вошли следующие работы: В.Н. Колобов «Профессиональное образование в области художественной резьбы по кости», И.И. Юдина «Коллекция изделий художественной вышивки», А.Л. Уткин «Пластическая анатомия», Д.Ю. Христолюбова «Технология художественного кружевоплетения», Н.Ф. Неонет «Живопись», Н.Н. Немеренко «Технический рисунок», М.Н. Мочалова «Исполнительское мастерство федоскинской лаковой миниатюрной живописи», Н.П Кузнецов «Концепция церковной росписи».

Это уникальные по содержанию и оформлению издания. Их авторами являются художники-мастера, носители и продолжатели традиционных художественных промыслов России.

Таким образом, разработка образовательного стандарта Высшей школы народных искусств (академии) по направлению «Традиционное прикладное искусство» и новые мониторинговые показатели аккредитационной экспертизы работы вуза совпадают не только по времени появления, но и по организационно-педагогическим условиям и содержательной подготовке студентов художественного вуза.

Образовательный стандарт был разработан в академии с целью создания максимально благоприятных условий для сохранения контингента обучающихся, поддержки их профессиональной карьеры, востребованности в местах бытования традиционных художественных народных промыслов.

Обеспечить профессиональную высокохудожественную подготовку будущих специалистов в области традиционных народных промыслов возможно только в условиях создания современной информационно-художественной среды.

Профессорско-педагогический состав академии в достаточно короткий срок, который исчисляется двадцатью годами, смог создать условия для обучения будущих художников-мастеров в области традиционного прикладного искусства. К данным условиям можно отнести:

- учебно-планирующую документацию, включающую учебные планы, программы рабочих дисциплин, модулей, практик, стажировок;

- графики организации теоретического и практического обучения, в том числе и художественно-исполнительские экспедиции по реновации традиционных художественных промыслов;

- методическое сопровождение учебного процесса, в которое вошли авторские учебники и учебные пособия;

- впервые созданная система высшего образования по непрерывной подготовке высокохудожественных профессиональных кадров, включающая бакалавриат, магистратуру и научные кадры;

- современное художественное пространство творческих мастерских [7].

Обоснованность перечисленных изменений в обучении профессиональных

кадров в области традиционных народных художественных промыслов России подкрепляется новыми требованиями к аккредитационной экспертизе учреждений высшего образования. Федеральная служба по надзору в сфере образования планирует организовать и внедрить в практику работы вузов единую форму мониторинговых показателей, в которой взаимосвязаны процессы приема и сохранения контингента обучающихся, развитие учреждений профессионального образования в единой информационной системе, оценочные показатели должны проходить только экспертизу на валидность, а сами показатели разрабатываются и предлагаются преподавательским составом с учетом особенностей образовательной организации.

Библиографический список

1. Максимович В.Ф., Ванюшкина Л.М., Тихомиров С.А. Основные направления стратегического развития Высшей школы народных искусств (академии) - 2030. Традиционное прикладное искусство и образование. 2021; № 4: 40 - 74.

2. Ломакин М.О. Особенности обучения рисунку в системе непрерывного образования в области традиционного прикладного искусства. Традиционное прикладное искусство и образование. 2020; № 1: 42 - 47.

3. Шапкин В.В., Амиргазин К.Ж. Инновационное развитие образовательного комплекса «Высшая школа народных искусств (академия)». Традиционное прикладное искусство и образование. 2021; № 4: 32 - 39.

4. Безина И.А. Формирование творческой активности в процессе обучения проектированию будущих художников холуйской лаковой миниатюрной живописи. Традиционное прикладное искусство и образование. 2020; № 1: 114 - 119.

5. Куракина И.И. Интегративный курс теории и истории традиционного прикладного искусства - компонент базовой теоретической подготовки будущих художников в профильном высшем образовании. Традиционное прикладное искусство и образование. 2018; № 2: 89 - 99.

6. Ванюшкина Л.М., Тихомиров С.А., Куракина И.И. Медиакурс «Искусство быть зрителем»: проблемы и перспективы проектирования современного учебника. Традиционное прикладное искусство и образование. 2020; № 2: 39 - 68.

7. Александрова Н.М. Возможности использования профессиологического подхода в образовательной области традиционного прикладного искусства. Традиционное прикладное искусство и образование. 2020; № 2: 85 - 95.

References

1. Maksimovich V.F., Vanyushkina L.M., Tihomirov S.A. Osnovnye napravleniya strategicheskogo razvitiya Vysshej shkoly narodnyh iskusstv (akademii) - 2030. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. 2021; № 4: 40 - 74.

2. Lomakin M.O. Osobennosti obucheniya risunku v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya v oblasti tradicionnogo prikladnogo iskusstva. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. 2020; № 1: 42 - 47.

3. Shapkin V.V., Amirgazin K.Zh. Innovacionnoe razvitie obrazovatel'nogo kompleksa «Vysshaya shkola narodnyh iskusstv (akademiya)». Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. 2021; № 4: 32 - 39.

4. Bezina I.A. Formirovanie tvorcheskoj aktivnosti v processe obucheniya proektirovaniyu buduschih hudozhnikov holujskoj lakovoj miniatyurnoj zhivopisi. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. 2020; № 1: 114 - 119.

5. Kurakina I.I. Integrativnyj kurs teorii i istorii tradicionnogo prikladnogo iskusstva - komponent bazovoj teoreticheskoj podgotovki buduschih hudozhnikov v profil'nom vysshem obrazovanii. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. 2018; № 2: 89 - 99.

6. Vanyushkina L.M., Tihomirov S.A., Kurakina I.I. Mediakurs «Iskusstvo byt' zritelem»: problemy i perspektivy proektirovaniya sovremennogo uchebnika. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. 2020; № 2: 39 - 68.

7. Aleksandrova N.M. Vozmozhnosti ispol'zovaniya professiologicheskogo podhoda v obrazovatel'noj oblasti tradicionnogo prikladnogo iskusstva. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. 2020; № 2: 85 - 95.

Статья поступила в редакцию 24.05.22

УДК 377, 378

Ermakova M.V., postgraduate, Deputy Director for Scientific and Methodical Work, Fedoskino Institute of Lacquer Miniature Painting, Branch of High School

of Folk Arts (Academy) (Fedoskino, Moscow region, Russia), E-mail: ermakova-80@mail.ru

PROFESSIONAL EDUCATION AS A WAY OF PRESERVING AND DEVELOPING FEDOSKINO LACQUER MINIATURE PAINTING. The article notes the main stages in the development of professional education in the field of Fedoskino lacquer miniature painting, raises an issue of need to implement research activities as an important component in the preservation and development of specific types of traditional applied art, reveals features of training artists of folk arts and crafts in the context of the implementation of a system of continuous professional education. The author emphasizes the continuity between generations of masters - carriers of a unique technique and technology for performing miniature painting on papier-mache products and the need to develop educational and methodological literature that reflects the specifics of the training of artists in the field of Fedoskino lacquer miniature painting.

Key words: professional education, Fedoskino lacquer miniature painting, preservation and development of traditions.

М.В. Ермакова, аспирант, зам. директора по научно-методической работе Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи -

филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», с. Федоскино, E-mail: ermakova-80@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФЕДОСКИНСКОЙ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ

В статье отмечаются основные этапы развития профессионального образования в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи, поднимается вопрос необходимости реализации научно-исследовательской деятельности как важной составляющей в сохранении и развитии конкретных видов традиционного прикладного искусства, раскрываются особенности подготовки художников народных художественных промыслов в условиях реализации системы непрерывного профессионального образования. Автором подчеркивается преемственность между поколениями мастеров - носителей уникальной техники и технологии выполнения миниатюрной живописи на изделиях из папье-маше и необходимость разработки учебной и методической литературы, отражающей специфику подготовки художников в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи.

Ключевые слова: федоскинская лаковая миниатюрная живопись, профессиональное образование, сохранение и развитие традиций.

Федоскинская лаковая миниатюра развивается более 225 лет. За этот период многое произошло в истории нашей страны, и лаковое производство испытывало расцвет и всемирную признательность, и периоды спада, но во все времена лаковое искусство умело находило пути развития и совершенствования в различных социальных, политических и экономических условиях. Вопрос подготовки квалифицированных кадров, по-видимому, был одним из ключевых и в значительной степени способствовал выходу производства на всероссийский и международный уровни [1, с. 281], что детерминирует актуальность темы данной статьи - необходимость анализа сущности и специфики профессионального образования в области федоскинской миниатюры как условия ее сохранения и развития.

Цель данной статьи - выявить исторические этапы практики профессиональной подготовки художников-миниатюристов как инструмента сохранения этого искусства на протяжении всей истории бытования промысла.

Достижение цель предполагает решение задач: обоснование художественной значимости произведений федоскинской миниатюры в историческом кон-

тексте; обзор истории профессионального обучения в промысле; определение сущностных особенностей обучения художников-миниатюристов на современном этапе.

Научная новизна исследования обусловлена осмыслением практики реализации образовательного процесса в Федоскинском институте лаковой миниатюрной живописи - филиале Высшей школы народных искусств (академии) - в период 2012-2021 гг.

Теоретическая значимость связана с выявлением особенностей научно-исследовательской и образовательной деятельности филиала, сущности методического сопровождения учебного процесса вуза.

В 1828 году П.В. Лукутин получил право клеймения своей продукции: на внутренней стороне изделий лукутинской мануфактуры проставляются инициалы владельца, и в виде марки изображается государственный герб России - двуглавый золотой орел, что свидетельствовало о высочайшем уровне исполнения изделий из папье-маше, а значит - и высоком уровне подготовки мастеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.