Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФЕДОСКИНСКОЙ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФЕДОСКИНСКОЙ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
федоскинская лаковая миниатюрная живопись / профессиональное образование / сохранение и развитие традиций / professional education / Fedoskino lacquer miniature painting / preservation and development of traditions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М В. Ермакова

В статье отмечаются основные этапы развития профессионального образования в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи, поднимается вопрос необходимости реализации научно-исследовательской деятельности как важной составляющей в сохранении и развитии конкретных видов традиционного прикладного искусства, раскрываются особенности подготовки художников народных художественных промыслов в условиях реализации системы непрерывного профессионального образования. Автором подчеркивается преемственность между поколениями мастеров – носителей уникальной техники и технологии выполнения миниатюрной живописи на изделиях из папье-маше и необходимость разработки учебной и методической литературы, отражающей специфику подготовки художников в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL EDUCATION AS A WAY OF PRESERVING AND DEVELOPING FEDOSKINO LACQUER MINIATURE PAINTING

The article notes the main stages in the development of professional education in the field of Fedoskino lacquer miniature painting, raises an issue of need to implement research activities as an important component in the preservation and development of specific types of traditional applied art, reveals features of training artists of folk arts and crafts in the context of the implementation of a system of continuous professional education. The author emphasizes the continuity between generations of masters – carriers of a unique technique and technology for performing miniature painting on papier-mâché products and the need to develop educational and methodological literature that reflects the specifics of the training of artists in the field of Fedoskino lacquer miniature painting.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФЕДОСКИНСКОЙ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ»

Библиографический список

1. Максимович В.Ф., Ванюшкина Л.М., Тихомиров С.А. Основные направления стратегического развития Высшей школы народных искусств (академии) - 2030. Традиционное прикладное искусство и образование. 2021; № 4: 40 - 74.

2. Ломакин М.О. Особенности обучения рисунку в системе непрерывного образования в области традиционного прикладного искусства. Традиционное прикладное искусство и образование. 2020; № 1: 42 - 47.

3. Шапкин В.В., Амиргазин К.Ж. Инновационное развитие образовательного комплекса «Высшая школа народных искусств (академия)». Традиционное прикладное искусство и образование. 2021; № 4: 32 - 39.

4. Безина И.А. Формирование творческой активности в процессе обучения проектированию будущих художников холуйской лаковой миниатюрной живописи. Традиционное прикладное искусство и образование. 2020; № 1: 114 - 119.

5. Куракина И.И. Интегративный курс теории и истории традиционного прикладного искусства - компонент базовой теоретической подготовки будущих художников в профильном высшем образовании. Традиционное прикладное искусство и образование. 2018; № 2: 89 - 99.

6. Ванюшкина Л.М., Тихомиров С.А., Куракина И.И. Медиакурс «Искусство быть зрителем»: проблемы и перспективы проектирования современного учебника. Традиционное прикладное искусство и образование. 2020; № 2: 39 - 68.

7. Александрова Н.М. Возможности использования профессиологического подхода в образовательной области традиционного прикладного искусства. Традиционное прикладное искусство и образование. 2020; № 2: 85 - 95.

References

1. Maksimovich V.F., Vanyushkina L.M., Tihomirov S.A. Osnovnye napravleniya strategicheskogo razvitiya Vysshej shkoly narodnyh iskusstv (akademii) - 2030. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. 2021; № 4: 40 - 74.

2. Lomakin M.O. Osobennosti obucheniya risunku v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya v oblasti tradicionnogo prikladnogo iskusstva. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. 2020; № 1: 42 - 47.

3. Shapkin V.V., Amirgazin K.Zh. Innovacionnoe razvitie obrazovatel'nogo kompleksa «Vysshaya shkola narodnyh iskusstv (akademiya)». Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. 2021; № 4: 32 - 39.

4. Bezina I.A. Formirovanie tvorcheskoj aktivnosti v processe obucheniya proektirovaniyu buduschih hudozhnikov holujskoj lakovoj miniatyurnoj zhivopisi. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. 2020; № 1: 114 - 119.

5. Kurakina I.I. Integrativnyj kurs teorii i istorii tradicionnogo prikladnogo iskusstva - komponent bazovoj teoreticheskoj podgotovki buduschih hudozhnikov v profil'nom vysshem obrazovanii. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. 2018; № 2: 89 - 99.

6. Vanyushkina L.M., Tihomirov S.A., Kurakina I.I. Mediakurs «Iskusstvo byt' zritelem»: problemy i perspektivy proektirovaniya sovremennogo uchebnika. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. 2020; № 2: 39 - 68.

7. Aleksandrova N.M. Vozmozhnosti ispol'zovaniya professiologicheskogo podhoda v obrazovatel'noj oblasti tradicionnogo prikladnogo iskusstva. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. 2020; № 2: 85 - 95.

Статья поступила в редакцию 24.05.22

УДК 377, 378

Ermakova M.V., postgraduate, Deputy Director for Scientific and Methodical Work, Fedoskino Institute of Lacquer Miniature Painting, Branch of High School

of Folk Arts (Academy) (Fedoskino, Moscow region, Russia), E-mail: [email protected]

PROFESSIONAL EDUCATION AS A WAY OF PRESERVING AND DEVELOPING FEDOSKINO LACQUER MINIATURE PAINTING. The article notes the main stages in the development of professional education in the field of Fedoskino lacquer miniature painting, raises an issue of need to implement research activities as an important component in the preservation and development of specific types of traditional applied art, reveals features of training artists of folk arts and crafts in the context of the implementation of a system of continuous professional education. The author emphasizes the continuity between generations of masters - carriers of a unique technique and technology for performing miniature painting on papier-mache products and the need to develop educational and methodological literature that reflects the specifics of the training of artists in the field of Fedoskino lacquer miniature painting.

Key words: professional education, Fedoskino lacquer miniature painting, preservation and development of traditions.

М.В. Ермакова, аспирант, зам. директора по научно-методической работе Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи -

филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», с. Федоскино, E-mail: [email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФЕДОСКИНСКОЙ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ

В статье отмечаются основные этапы развития профессионального образования в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи, поднимается вопрос необходимости реализации научно-исследовательской деятельности как важной составляющей в сохранении и развитии конкретных видов традиционного прикладного искусства, раскрываются особенности подготовки художников народных художественных промыслов в условиях реализации системы непрерывного профессионального образования. Автором подчеркивается преемственность между поколениями мастеров - носителей уникальной техники и технологии выполнения миниатюрной живописи на изделиях из папье-маше и необходимость разработки учебной и методической литературы, отражающей специфику подготовки художников в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи.

Ключевые слова: федоскинская лаковая миниатюрная живопись, профессиональное образование, сохранение и развитие традиций.

Федоскинская лаковая миниатюра развивается более 225 лет За этот период многое произошло в истории нашей страны, и лаковое производство испытывало расцвет и всемирную признательность, и периоды спада, но во все времена лаковое искусство умело находило пути развития и совершенствования в различных социальных, политических и экономических условиях. Вопрос подготовки квалифицированных кадров, по-видимому, был одним из ключевых и в значительной степени способствовал выходу производства на всероссийский и международный уровни [1, с. 281], что детерминирует актуальность темы данной статьи - необходимость анализа сущности и специфики профессионального образования в области федоскинской миниатюры как условия ее сохранения и развития.

Цель данной статьи - выявить исторические этапы практики профессиональной подготовки художников-миниатюристов как инструмента сохранения этого искусства на протяжении всей истории бытования промысла.

Достижение цель предполагает решение задач: обоснование художественной значимости произведений федоскинской миниатюры в историческом кон-

тексте; обзор истории профессионального обучения в промысле; определение сущностных особенностей обучения художников-миниатюристов на современном этапе.

Научная новизна исследования обусловлена осмыслением практики реализации образовательного процесса в Федоскинском институте лаковой миниатюрной живописи - филиале Высшей школы народных искусств (академии) - в период 2012-2021 гг.

Теоретическая значимость связана с выявлением особенностей научно-исследовательской и образовательной деятельности филиала, сущности методического сопровождения учебного процесса вуза.

В 1828 году П.В. Лукутин получил право клеймения своей продукции: на внутренней стороне изделий лукутинской мануфактуры проставляются инициалы владельца, и в виде марки изображается государственный герб России - двуглавый золотой орел, что свидетельствовало о высочайшем уровне исполнения изделий из папье-маше, а значит - и высоком уровне подготовки мастеров.

В 1904 году Лукутинская фабрика закрывается, художники открывают «Федоскинскую трудовую артель бывших мастеров фабрики Лукутина». В 1931 году Федоскинская профессионально-техническая школа положила начало профессиональной подготовки художников-миниатюристов. Постепенно процесс обучения совершенствуется, расширяется программа профессиональной подготовки, происходит переход от узкой профессиональной направленности обучения к развитию личности обучающегося через расширение общего кругозора. Большое значение в этом имело обучение в вечерней школе, которое позволило не только ликвидировать безграмотность среди миниатюристов, но и вывести на качественно иной уровень профессиональную подготовку.

В 1986 году учебное заведение приобретает новый статус и становится Федоскинским художественно-промышленным училищем лаковой миниатюрной живописи, по окончании которого студенты получали диплом о среднем профессиональном образовании. Время подготовки будущего художника-мастера увеличивается с четырех лет до пяти. Программа обучения усложняется, ещё большее развитие получает идея гуманитаризации образования, заложенная в профессионально-технической школе: профессиональная подготовка не ограничивается лишь изучением специальных дисциплин, направленных на развитие профессионального мастерства, а включает изучение дисциплин общеобразовательного и социально-экономического цикла, что способствует всестороннему развитию личности будущего художника.

В 2012 году Федоскинское художественно-промышленное училище вошло в состав Высшей школы народных искусств, и в 2019 году Федоскинский филиал переименован в Федоскинский институт лаковой миниатюрной живописи.

В настоящее время образовательное учреждение реализует многоуровневую систему профессионального образования.

В феврале 2021 года состоялось открытие базовой кафедры на Жостовской фабрике. Данное событие положило начало возрождению подготовки кадров. Реализация уникального опыта подготовки кадров для современной активно развивающейся Жостовской фабрики в системе непрерывного профессионального образования на базе Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи имеет неоценимое значение для сохранения и развития жостовской росписи.

Начало XXI века - время серьезных изменений в организации профессионального обучения в области ТПИ. Отказ от семейной формы обучения позволил осознать необходимость организации обучения по стандартам профессионального образования [2].

Развитию системы непрерывного профессионального в Федоскинском институте лаковой миниатюрной живописи способствует поиск новых подходов к реализации образовательной, воспитательной и научно-исследовательской деятельности.

На протяжении многих лет существования образовательной организации преподаватели стремились к формированию высокохудожественных навыков исполнения изделий традиционных художественных промыслов. И здесь важна преемственность между поколениями мастеров, сохраняющаяся на протяжении многих десятилетий. Но, несмотря на длительную историю развития среднего профессионального образования в данной области, открытым остается вопрос о подготовке учебного и методического сопровождения образовательного процесса. Основными трудами, описывающими историю развития промысла, технологию производства изделий из папье-маше и лаковой миниатюрной живописи, косвенно затрагивающих процесс обучения, являются работы Л.Г. Марголина «Звенья цепи золотой (Рассказ о старейшем мастере федоскинской миниатюры А.А. Кругликове)» (1959 г), ГВ. Яловенко «Федоскино» (1959 г), М.С. Чижова «Среди миниатюристов» (1982 г), Л.Я. Супрун «Лаковая миниатюры Федоскино». Не было разработано ни одного учебного или методического пособия.

В период с 2012 по 2021 годы система профессионального обучения в области лаковой миниатюрной живописи Федоскино изменилась существенным образом. Непрерывный процесс профессионального обучения студентов заставил преподавательский состав института скорректировать учебные планы, программы, обновить методическое обеспечение, разработать современный учебный комплекс. В него вошли авторские учебники и учебные пособия [3]. Научно-методической основой данной работы стали исследования ведущих ученых базового вуза в Санкт-Петербурге в области традиционных народных промыслов [4]. Методологические и научные конференции, проводимые ВШНИ ежегодно, позволяли преподавателям Института федоскинской лаковой миниатюрной живописи совершенствовать свое профессиональное мастерство.

Преподавателями Федоскинского института заложены основы создания учебной и методической литературы, опубликовано два учебных пособия и одно методическое пособие по федоскинской лаковой миниатюрной живописи.

В учебнике М.А. Салтанова «История федоскинской лаковой миниатюрной живописи» в первом разделе кратко и последовательно излагается история развития лакового искусства, начиная с Древнего Китая и до образования основных лаковых центров в России: Холуй, Палех, Мстера, Федоскино. Автором систематизируются основные отличия названных лаковых центров. Второй раздел полностью посвящен истории развития федоскинской лаковой миниатюрной живописи, в третьем разделе автор анализирует особенности развития профессионального обучения художников лаковой миниатюрной живописи в селе Федоскино. Материал пособия в лаконичной форме позволяет обучающимся проследить основные этапы развития федоскинской лаковой миниатюрной живописи, знакомит с

основателями лакового производства, с ведущими художниками и первыми преподавателями лаковой миниатюры [5].

В учебном пособии Л.В. Кабашовой «Материаловедение в лаковой миниатюрной живописи Федоскино» впервые систематизированы и последовательно описаны основные составляющие лаковой миниатюрной живописи. Пособие имеет подробные иллюстрации [6].

Методическое пособие М.Н. Мочаловой «Исполнительское мастерство в федоскинской лаковой миниатюрной живописи» представляет собой первый опыт изложения теоретических и практических материалов по дисциплине «Исполнительское мастерство» и является ключевой в освоении технологии выполнения федоскинской лаковой миниатюрной живописи. М.Н. Мочаловой предложена система заданий для обучающихся среднего профессионального образования по дисциплине «Исполнительское мастерство». Каждое учебное задание подробно описано в разных жанрах, которые представлены в соответствии с учебной программой по дисциплине «Исполнительское мастерство» [7].

Кроме названных пособий, преподавателями ФИЛМЖ ВШНИ написано большое количество научных статей, опубликованных, в том числе, в журналах списка ВАК. Среди наиболее значимых тем исследований можно назвать следующие: изучение и систематизацию материалов по истории развития промысла лаковой миниатюрной живописи и обучения в данной области (Мочалова М.Н., Бутов А.Ю., Салтанов М.А., Ермакова М.В.); анализ и изучение педагогического опыта обучения исполнительскому мастерству, рисунку и живописи преподавателей федоскинской профессионально-технической школы (Мочалова М.Н., Головченков О.В.); технология выполнения многослойной масляной живописи (Кабашова Л.В., Головченков О.В.); изучение и анализ основных тем и сюжетов федоскинской лаковой миниатюрной живописи (Ермакова М.В., Головчен-ков О.В.).

Новым этапом развития научно-исследовательской деятельности стала подготовка и успешная защита диссертационных исследований в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи.

Диссертационное исследование М.Н. Мочаловой посвящено проблеме формирования исполнительского мастерства федоскинской лаковой миниатюрной живописи в системе среднего профессионального образования с учетом ключевых особенностей данного вида искусства: реализм изображения с тщательной детальной миниатюрной проработкой всех изобразительных мотивов и элементов многослойной масляной федоскинской лаковой миниатюрной живописи [8]. Выявлены педагогические условия разработки обучения федоскинской лаковой миниатюрной живописи в среднем профессиональном образовании. Выявлено абсолютное соответствие содержания обучения технологии и художественно-выразительным средствам федоскинской лаковой миниатюрной живописи, единство принципов отбора содержания обучения исполнительскому мастерству (регионально-исторической достоверности, поэтапного формирования навыков, общей интеграции и индивидуально-адресной дифференциации, системности формирования навыков [8].

М.А. Салтанов впервые представил и обосновал систему высшего образования в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи. В исследовании определен генезис профессионального образования в данной области, начиная от семейных форм обучения до высшего образования, обоснована необходимость развития высшего образования, позволяющего готовить художников, имеющих способности создавать уникальные произведения в области традиционного прикладного искусства в исторических местах их бытования [9].

Система высшего образования в Институте федоскинской лаковой миниатюрной живописи является образцом единого высокохудожественного уникального пространства. В его состав включены образовательная организация, реальное производство, учебные мастерские, выстовочные помещения. В данном комплексе сосредоточены учебные материалы с методическим сопровождением, учебники и учебные пособия, созданные с участием носителей художественных промыслов, систематизированный музейный и выставочный материал. Кроме этого, воссозданы фонды библиотеки, являющейся составной частью научной библиотеки «Высшей школы народных искусств (академии)». Организация обучения художников в области федоскинской лаковой миниатюры позволяет осуществлять подготовку выпускников, способных не только сохранять, развивать, но и продвигать народное наследие в современном социуме. Такой подход значительно расширяет возможности выпускника, который может выступать в качестве преподавателя, предпринимателя, эксперта, музейного работника, т. е. имеет представление и обладает знаниями и навыками в различных сферах традиционного прикладного искусства, получает широкий научно-творческий кругозор. Результатом подобного обучения является целостный характер реализуемой системы профессиональной подготовки художников, народных мастеров [1].

Общая концепция подготовки художников, выраженная в исследовательских работах, должна быть не только воспринята всеми членами педагогического коллектива и администрацией, но и активно внедряться среди молодого поколения, среди обучающихся. Для этого необходимо проведение различных мастер-классов, выставок, участие в форумах и конференциях, где каждый должен чувствовать себя частью единой команды, осознавать свою сопричастность к единому целому, видеть и понимать актуальность и востребованность изделий традиционного прикладного искусства в современном обществе, чувствовать ин-

терес к своей деятельности. Активно развивается исследовательская деятельность на базе студенческого научного сообщества. Студенты ФИЛМЖ ВШНИ способствуют сбору и сохранению информации о ведущих художниках и преподавателях федоскинской лаковой миниатюрной живописи, изучают творчество художников промысла, разрабатывают творческие художественно-графические композиции и выполняют их на изделиях из папье-маше, последовательно фиксируя опыт работы и представляя результаты поисковой и творческой деятельности на форумах и конференциях различного уровня.

Библиографический список

Именно такой подход позволяет глубже проникать в культуру данного вида искусства и транслировать её студентам. Это взаимодействие направлено на сохранение преемственности в творчестве, поддержание высокого уровня исполнения изделий традиционного прикладного искусства и поиск возможностей быть актуальными и современными в разных социально-экономических условиях развития страны и мира в целом. Все это позволяет говорить о реализации информального типа образования, связанного с влиянием окружающей среды и взаимодействием с социумом [9].

1. Супрун Л.Я. Лаковая миниатюра Федоскино. Москва: Легпромбытиздат, 1987.

2. Салтанов М.А. Система образования бакалавров в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2020.

3. Александрова Н.М. Закономерности профессиологической теории профессионального образования в области традиционных художественных промыслов. Традиционное прикладное искусство и образование. 2021; № 1. Available at: http://dpio.ru/stat/2021_1/2021-01-12.pdf

4. Александрова Н.М. Теоретические основания профессионального образования в области традиционного прикладного искусства: исследования и их результаты. Традиционное прикладное искусство и образование. 2019; № 1 (28). Available at: http://dpio.ru/stat/2019_1/2019-01-06.pdf

5. Салтанов М.А. История федоскинской лаковой миниатюрной живописи: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» по видам (лаковая миниатюрная живопись). Санкт-Петербург: ВШНИ, 2020.

6. Кабашов Л.В. Материаловедение в лаковой миниатюрной живописи Федоскино: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» по видам (лаковая миниатюрная живопись). Санкт-Петербург: ВШНИ, 2019.

7. Мочалова М.Н. Исполнительское мастерство в федоскинской лаковой миниатюрной живописи: методическое пособие. Санкт-Петербург: ВШНИ, 2020.

8. Мочалова М.Н. Содержание обучения исполнительскому мастерству федоскинской лаковой миниатюрной живописи в среднем профессиональном образовании. Диссертация . кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2020.

9. Куракина И.И. Высшее образование в области традиционных художественных промыслов: специфика и доминанты развития в XXI веке. Традиционное прикладное искусство и образование. 2021; № 1. Available at: http://dpio.ru/stat/2021_1/2021-01-08.pdf

References

1. Suprun L.Ya. Lakovaya miniatyura Fedoskino. Moskva: Legprombytizdat, 1987.

2. Saltanov M.A. Sistema obrazovaniya bakalavrov voblasti fedoskinskojlakovojminiatyurnojzhivopisi. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2020.

3. Aleksandrova N.M. Zakonomernosti professiologicheskoj teorii professional'nogo obrazovaniya v oblasti tradicionnyh hudozhestvennyh promyslov. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo iobrazovanie. 2021; № 1. Available at: http://dpio.ru/stat/2021_1/2021-01-12.pdf

4. Aleksandrova N.M. Teoreticheskie osnovaniya professional'nogo obrazovaniya v oblasti tradicionnogo prikladnogo iskusstva: issledovaniya i ih rezul'taty. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. 2019; № 1 (28). Available at: http://dpio.ru/stat/2019_1/2019-01-06.pdf

5. Saltanov M.A. Istoriya fedoskinskoj lakovoj miniatyurnoj zhivopisi: uchebnoe posobie dlya studentov, obuchayuschihsya po napravleniyu podgotovki «Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly» po vidam (lakovaya miniatyurnaya zhivopis'). Sankt-Peterburg: VShNI, 2020.

6. Kabashov L.V. Materialovedenie v lakovoj miniatyurnoj zhivopisi Fedoskino: uchebnoe posobie dlya studentov, obuchayuschihsya po napravleniyu podgotovki «Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly» po vidam (lakovaya miniatyurnaya zhivopis'). Sankt-Peterburg: VShNI, 2019.

7. Mochalova M.N. Ispolnitel'skoe masterstvo v fedoskinskoj lakovoj miniatyurnoj zhivopisi: metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg: VShNI, 2020.

8. Mochalova M.N. Soderzhanie obucheniya ispolnitel'skomu masterstvu fedoskinskoj lakovoj miniatyurnoj zhivopisi v srednem professional'nom obrazovanii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2020.

9. Kurakina I.I. Vysshee obrazovanie v oblasti tradicionnyh hudozhestvennyh promyslov: specifika i dominanty razvitiya v XXI veke. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. 2021; № 1. Available at: http://dpio.ru/stat/2021_1/2021-01-08.pdf

Статья поступила в редакцию 30.05.22

УДК 378.16

Krivozubova Yu.I., postgraduate, High School of Folk Arts (Academy) (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

ART EDUCATION: EXPERIENCE AND PROBLEMS OF TEACHING DRAWING. The article deals with historical and topical issues of teaching drawing, presented from different positions of understanding the conceptual purpose of art education. The author reveals the content of the concepts of "education", "training", "artistic activity", reveals the integrated significance of education, represented by the factors of learning and teaching. The paper analyzes professional self-determination of the future artist, associated with his cultural identity, as a multidimensional process of effective learning. Special attention is focused on understanding the essence of art, issues of national identity, the connection between art and "people", culture and "people". The materials of the article are based, among other things, on updating the experience of training artists at the Higher School of Folk Arts (Academy).

Key words: art education, teaching, teaching, teaching, inspiration, artistic activity, teacher, communication.

Ю.И. Криеозубоеа, аспирант, Высшая школа народных искусств (академия), г. Санкт-Петербург,

E-mail: [email protected]

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РИСУНКА

В статье рассмотрены исторические и актуально значимые вопросы преподавания рисунка, представленные с различных позиций понимания концептуального назначения художественного образования. Автор раскрывает содержание понятий «образование», «обучение», «художественная деятельность»; выявляет интегрированную значимость образования, представленную факторами обучения и учения; анализирует профессиональное самоопределение будущего художника, связанное с его культурной самоидентичностью, как многоаспектный процесс эффективного обучения. Особое внимание сосредоточено на осмыслении сущности искусства, вопросов национальной идентичности, связи искусства и «народа», культуры и «народа». Материалы статьи базируются, в том числе, на актуализации опыта подготовки художников в Высшей школе народных искусств (академии).

Ключевые слова: художественное образование, преподавание, учение, обучение, вдохновение, художественная деятельность, педагог, общение.

Проблема обучения рисунку как основы изобразительной грамоты в сфере профессиональной подготовки художников традиционных художественных промыслов справедливо считается одной из основополагающих, что обусловливает актуальность темы данной статьи. Решение этой проблемы предполагает изучение мирового и отечественного опыта профессиональной педагогики в сфере художественного образования, что стало целью исследования автора.

Достижение цели предполагало решение нескольких задач: анализ нормативно-правового поля в области художественного образования и определение понятийного аппарата в этой сфере; выявление специфических особенностей художественной деятельности; осмысление воздействия личности педагога на эффективность процесса обучения рисунку; анализ современных тенденций развития художественного образования и преподавания рисунка; описание сущно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.