Научная статья на тему 'Адаптационно-коррекционный этап разработки и реализации содержания обучения исполнительскому мастерству федоскинской лаковой миниатюрной живописи: сущность и специфика'

Адаптационно-коррекционный этап разработки и реализации содержания обучения исполнительскому мастерству федоскинской лаковой миниатюрной живописи: сущность и специфика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
содержание обучения / исполнительское мастерство / федоскинская лаковая миниатюрная живопись / среднее профессиональное образование / адаптационно-коррекционный этап. / content of training / performing skills / Fedoskino lacquer miniature painting / secondary vocational education / adaptation and correction stage.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мочалова М.Н.

В статье рассмотрено значение адаптационно-коррекционного этапа разработки и реализации содержания обучения исполнительскому мастерству федоскинской лаковой миниатюрной живописи студентов среднего профессионального образования. Представлены педагогические технологии, реализующие задачи адаптационно-коррекционного этапа. Предложены практические задания по дисциплине «Исполнительское мастерство», выполняемые в первом семестре, которые способствуют освоению уникальных техник федоскинской лаковой миниатюрной живописи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation-correction stage of the development and implementation of the content of training in performing skill of Fedoskino lacquer miniature painting: the essence and specifics

The article considers the importance of the adaptation and correction stage of the development and implementation of the content of teaching the performing skills of Fedoskino lacquer miniature painting to students of secondary vocational education. Pedagogical technologies that implement the tasks of the adaptation and correction stage are presented. Practical sections of the content of training in the discipline «Performing skills», carried out in the first semester, are proposed, where the unique techniques of Fedoskino lacquer miniature painting are mastered.

Текст научной работы на тему «Адаптационно-коррекционный этап разработки и реализации содержания обучения исполнительскому мастерству федоскинской лаковой миниатюрной живописи: сущность и специфика»

Дидактика и методика традиционного прикладного искусства

Методика обучения традиционному прикладному искусству

(по видам)

Мочалова М.Н., член Творческого союза художников декоративно-прикладного и народного искусства, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи - филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 141052, с. Федоскино, ул. Лукутинская, 33, e-mail: marusyz@mail. ru

Mochalova M.N., member of the Creative union of artists of decorative applied art and folk art, deputy director for educational work of the Fedoskino institute of lacquer miniature painting - branch of the Higher school of folk arts (academy), 141052, Fedoskino village, Lukutinskaya street, 33, e-mail: marusyz@mail. ru

Адаптационно-коррекционный этап разработки и реализации содержания обучения исполнительскому мастерству федоскинской лаковой миниатюрной живописи: сущность и специфика Adaptation-correction stage of the development and implementation of the content of training in performing skill of Fedoskino lacquer miniature

painting: the essence and specifics

Аннотация. В статье рассмотрено значение адаптационно-коррекционного этапа разработки и реализации содержания обучения исполнительскому мастерству федоскинской лаковой миниатюрной живописи студентов среднего профессионального образования. Представлены педагогические технологии, реализующие задачи адаптационно-коррекционного этапа. Предложены практические задания по дисциплине «Исполнительское мастерство», выполняемые в первом семестре, которые способствуют освоению уникальных техник федоскинской лаковой миниатюрной живописи.

Ключевые слова: содержание обучения, исполнительское мастерство, федоскинская лаковая миниатюрная живопись, среднее профессиональное образование, адаптационно-коррекционный этап.

Abstract. The article considers the importance of the adaptation and correction stage of the development and implementation of the content of teaching the performing skills of Fedoskino lacquer miniature painting to students of secondary vocational education. Pedagogical technologies that implement the tasks of the adaptation and correction stage are presented. Practical sections of the content of training in the discipline «Performing skills», carried out in the first

semester, are proposed, where the unique techniques of Fedoskino lacquer miniature painting are mastered.

Key words: content of training, performing skills, Fedoskino lacquer miniature painting, secondary vocational education, adaptation and correction stage.

Основой современного обучения исполнительскому мастерству федоскинской лаковой миниатюрной живописи в среднем профессиональном образовании, способствующей сохранению и развитию традиционных художественных промыслов является подготовка высококвалифицированных художников. Изучение уникальных художественных, технологических, эстетических, колористических особенностей федоскинской лаковой миниатюрной живописи, а также генезиса профессионального образования в области исполнительского мастерства позволили разработать и внедрить этапы содержания обучения исполнительскому мастерству федоскинской лаковой миниатюрной живописи в среднем профессиональном образовании.

Для обновляемого содержания обучения исполнительскому мастерству на уровне среднего профессионального образования в Федоскинском институте лаковой миниатюрной живописи - филиале ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)» были выявлены пять этапов разработки и реализации содержания обучения исполнительскому мастерству федоскинской лаковой миниатюрной живописи. В рамках учебной деятельности было апробировано и внедрено содержание обучения каждого этапа (предпрофессиональный; адаптационно-коррекционный; формирования первичных и базовых знаний, умений и навыков исполнительского мастерства; формирования умений и навыков более высокого уровня сложности с учетом специфики федоскинской лаковой миниатюрной живописи; аналитический). В каждом этапе определены цели, задачи, педагогические технологии. В данной статье проведен детальный разбор адаптационно-коррекционного этапа обучения исполнительскому мастерству федоскинской лаковой миниатюрной живописи на уровне среднего профессионального образования.

Адаптационно-коррекционный этап - основополагающий этап обучения. На данном этапе формируется мотивация к освоению профессиональных навыков, посредством погружения обучающихся в художественно-творческую среду. Важной задачей является выравнивание уровня навыков у студентов, а также создание потребности к получению общих и профессиональных компетенций. Адаптация студентов происходит последовательно в логике индивидуально-адресного подхода преподавателя к обучению каждого студента.

«Исполнительское мастерство» как базовая дисциплина, реализуется в течение всего процесса обучения. Важным элементом обучения является взаимосвязь профессиональных дисциплин «Рисунок», «Живопись», «Цветоведение», «Материаловедение в лаковой миниатюрной живописи»,

«Технология лаковой миниатюрной живописи». Студенты изучают темы и разделы профессиональных дисциплин с учетом их интеграции, последовательности, посильности.

В ходе реализации адаптационно-коррекционного этапа применяются мотивационно-потребностные педагогические технологии и технологии проблемного обучения, способствующие анализу художественного опыта основоположников федоскинской лаковой миниатюрной живописи. В процессе обучения студенты знакомятся с работами мастеров в ходе творческих встреч с художниками федоскинской лаковой миниатюрной живописи. Это мотивирует студентов на обучение и освоение уникальных технических приемов, способствует сохранению традиций, заложенных более двух веков назад. Изучение образцов федоскинской лаковой миниатюрной живописи в музее и методическом фонде института, формируют желание осваивать этот вид традиционных народных промыслов, создает основу для освоения приемов федоскинской лаковой миниатюрной живописи.

Мотивация проявляется в побуждении студента закреплять приобретенные в процессе обучения художественные навыки, которые способствуют удовлетворению индивидуальных потребностей, заключающиеся в успешности овладения исполнительским мастерством. Л.И. Божович считает, что в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания - все то, в чем нашла воплощение потребность [2, с. 41-42]. Мотивационно-потребностные технологии в процессе обучения студентов выступают как стимул к развитию мотивационных процессов, потребность в познании особенностей исполнительского мастерства, что дает возможность оценки деятельности студентов в учебной художественно-творческой среде. Художественный процесс сопровождается изучением теоретического и практического материала, где большая часть учебных часов отводится на выполнение практических заданий. Студенты подробно знакомятся с историческими особенностями федоскинской лаковой миниатюрной живописи на занятиях по дисциплинам «Технология лаковой миниатюрной живописи» и «Исполнительское мастерство», которые формируют духовно-нравственные качества студентов, способствующие ценностному отношению к традициям федоскинского искусства.

Применение педагогических технологий полного усвоения, пооперационного рейтингового контроля способствует выравниванию стартовых возможностей у студентов в ходе первого семестра, обеспечивает индивидуально-адресный подход преподавателя к будущим художникам, учитывающий затруднения конкретного студента при выполнении практических заданий и освоении приёмов исполнительского мастерства. По определению Н.Н. Михайловой, технология пооперационного рейтингового контроля, разработанная в соответствии с теорией поэтапного формирования деятельности, обеспечивает в учебном процессе объективную и обратную

связь, которая позволяет отследить динамику развития навыков у студента [5, с. 54].

Освоение приемов федоскинской лаковой миниатюрной живописи контролируется матрицей пооперационного рейтингового контроля, которая применяется на протяжении всего учебного процесса по дисциплине «Исполнительское мастерство». Первым практическим заданием в рабочей программе является выполнение орнаментального мотива (золотой пастой), где подробно описаны навыки, составляющие основу умений при создании произведений федоскинской лаковой миниатюрной живописи.

Перед освоением практического задания, указанного в рабочей программе дисциплины «Исполнительское мастерство», студент знакомится с учебной задачей (выполнение простого орнамента с образца золотой пастой). Каждый навык оценивается в балльной системе в форме самоконтроля, внешнего контроля (оценка учебной деятельности студентами группы) и контроля преподавателя. Сумма набранных баллов указывает на степень усвоенных навыков. Максимальное количество баллов по этой теме составляет 89 баллов, что соответствует результату «отлично». Преподаватель контролирует заполнение матрицы по всем темам, предусмотренным рабочей программой, анализирует результаты самоконтроля и внешнего контроля.

Технология учебного портфолио помогает развивать способность у будущих художников к самоанализу, определять уровень собственного исполнительского мастерства, перспективы развития творческой деятельности, что влияет на формирование адекватной самооценки студентов. Фиксация на фото учебных заданий ориентирует студентов на уровень приобретенных навыков и художественных приёмов, характерных только для федоскинской лаковой миниатюрной живописи [6, с. 84].

В.Ф. Максимович полагает, что для полного освоения традиционного прикладного искусства по конкретному виду профессиональной деятельности, необходимо погрузить студентов в уникальный художественный процесс, создать желание к обучению, познанию особенностей и секретов мастерства. Практическая творческая деятельность на основе традиций, их сохранения и современного воплощения в жизнь должна играть ведущую роль при определении содержания обучения в профессиональных школах [4, с. 14]. В процессе освоения приемов федоскинской лаковой миниатюрной живописи приоритет отдан преподавателю исполнительского мастерства, являющемуся носителем традиций федоскинской лаковой миниатюрной живописи, прошедшему школу мастерства, впитавшему духовно-эстетическое наследие промысла. Преподаватель разрабатывает рабочую программу дисциплины «Исполнительское мастерство» с учетом взаимосвязи с другими профессиональными дисциплинами.

В каждом разделе содержания обучения исполнительскому мастерству отражена специфика масляной федоскинской лаковой миниатюрной

живописи с учетом требований, предъявляемых к формированию общих и профессиональных компетенций.

В адаптационно-коррекционном этапе содержание обучения исполнительскому мастерству отражает освоение техник федоскинской лаковой миниатюрной живописи при выполнении декоративного оформления изделий из папье-маше (бронзовый орнамент, «скань», «черепашка», «малахит», «монотипия», «силуэт») и отдельных элементов натюрморта.

Первые практические задания: выполнение графических элементов орнаментального мотива, с применением золотой пасты, масляного лака, скипидара, пера, колонковой кисти (рис. 1); выполнение декоративного приема «скань» (рис. 2). Практическое задание «Скань» выполняется на пластинах из папье-маше, на которую наклеиваются отдельные выбитые элементы «скани» в виде овалов, звездочек, точек, капель, месяцев и других форм, из которых создается неповторимая орнаментальная композиция.

тт

•С1 «л «а чп

Рис. 1. Орнаментальный мотив (учебная работа)

Рис. 2. «Скань» (учебная работа)

Далее студенты приступают к освоению многослойной масляной живописи. При выполнении декоративного оформления федоскинской лаковой миниатюрной живописи «черепашка», «малахит» (рис. 3, 4) необходимо скопировать рисунок панциря черепахи, с применением масляных лессировочных красок терракотовой цветовой гаммы (марс коричневый темный, светлый; умбра натуральная, сиена и др.) и рисунок, имитирующий камень малахит, масляными красками сине-зеленных оттенков. Практическое задание выполняется в три стадии «подмалёвок», «перемалёвок», «бликовка», характерных для федоскинской лаковой миниатюрной живописи.

Рис. 3. «Черепашка» Рис. 4. «Малахит»

(учебная работа) (учебная работа)

Традиционным декоративным оформлением шкатулок федоскинской лаковой миниатюрной живописи является «монотипия» и «силуэт» (рис. 5, 6). Монотипия - это декоративный прием оформления работ. Прежде чем приступить к выполнению данного приема, студент определяет цветовую доминанту, которая будет подчеркивать общий замысел композиции. Для выполнения «монотипии» будущий художник использует масляные краски, скипидар или растворитель, масляный лак. На поверхность воды наносятся узоры, которые выполняются разведенной красочной смесью. Когда декоративный узор принимает нужное очертание на воде, изделие из папье-маше погружают в емкость. При соприкосновении изделия с поверхностью воды масляный узор отпечатывается на шкатулке.

Рис. 5. «Монотипия» Рис. 6. «Силуэт»

(учебная работа) (учебная работа)

После освоения декоративного приема «монотипия», студенты приступают к изучению «силуэта», который отличается точностью в изображении, лаконичностью, детальным рисунком. В работах используется один цвет, традиционным изображением на шкатулке является черный силуэт по светлому фону. Как правило, силуэт украшает изделие в центре шкатулки, а по краю наносится орнаментальный мотив («скань» или золотой орнамент).

Итоговым практическим заданием является выполнение элементов натюрморта: лимон, персик, вишня, виноград, роза, драпировка (рис. 7, 8, 9, 10). В ходе выполнения заданий студентам важно обратить внимание на пропорции, фактуру, объем, моделируя форму предметов в технике смешанного письма в три стадии.

На адаптационно-коррекционном этапе преподаватель формирует у студентов первоначальные профессиональные качества (постановка руки, организация рабочего места). Студенты приобретают базовые знания и навыки в изображении растительных и геометрических мотивов (орнамент, «скань»); развивают внимание, терпение, аккуратность; знакомятся со спецификой традиционных приёмов смешанного письма («малахит», «черепашка», «монотипия», «силуэт»); осваивают технику многослойной масляной живописи в три стадии «подмалёвок», «перемалёвок», «бликовка» при изображении отдельных элементов натюрморта.

Рис. 7. Лимон, персик (учебная работа)

Рис. 8. Вишня, виноград (учебная работа)

Рис. 9. Роза Рис. 10. Драпировка

(учебная работа) (учебная работа)

В процессе выполнения практических заданий преподаватель формирует мотивационно-ценностное отношение студентов, создавая условия для развития гармоничной личности, способствуя интеллектуальному, профессиональному развитию будущих художников.

Литература

1. Александрова Н.М. Становление профессионального образования в области традиционного прикладного искусства (лаковая миниатюрная живопись) в регионах России / Н.М. Александрова // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 1 (62). - С. 82-84.

2. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И.

Божович и JI.B. Благонадежиной; Науч.-исслед. ин-т общ. и пед. психологии АПН СССР. - Москва: Педагогика, 1972. - С. 7-44.

3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теорет. и эксперим. психол. исслед. / В.В. Давыдов; АПН СССР. - Москва: Педагогика, 1986. - 239 с.

4. Максимович В.Ф. Традиционное декоративно-прикладное искусство и образование: Исторический аспект, современное состояние и пути обновления / В.Ф. Максимович - Москва: Флинта, 2000. - 200 с.

5. Михайлова H.H. Проектирование образовательных технологий в профессиональном колледже. Монография / H.H. Михайлова - Москва: НИИРПО, 2007. - 246 с.

6. Мочалова М.Н. Содержание обучения исполнительскому мастерству федоскинской лаковой миниатюрной живописи в среднем профессиональном образовании: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования (педагогические науки)»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Мочалова Мария Николаевна. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2020. - 211 с.

References

1. Aleksandrova N.M. Stanovlenie professional'nogo obrazovaniya v oblasti tradicionnogo prikladnogo iskusstva (lakovaya miniatyurnaya zhivopis') v regionah Rossii / N.M. Aleksandrova // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - 2017. -№ 1 (62).-S. 82-84.

2. Bozhovich L.I. Problema razvitiya motivacionnoj sfery rebenka // Izuchenie motivacii povedeniya detej i podrostkov / Pod red. L. I. Bozhovich i L.V. Blagonadezhinoj; Nauch.-issled. in-t obshch. i ped. psihologii APN SSSR. -Moskva: Pedagogika, 1972. - S. 7-44.

3. Davydov V.V. Problemy razvivayushchego obucheniya: Opyt teoret. i eksperim. psihol. issled. / V.V. Davydov; APN SSSR. - Moskva: Pedagogika, 1986.-239 s.

4. Maksimovich V.F. Tradicionnoe dekorativno-prikladnoe iskusstvo i obrazovanie: Istoricheskij aspekt, sovremennoe sostoyanie i puti obnovleniya / V.F. Maksimovich - Moskva: Flinta, 2000. - 200 s.

5. Mihajlova N.N. Proektirovanie obrazovatel'nyh tekhnologij v professional'nom kolledzhe. Monografiya / N.N. Mihajlova - Moskva: NIIRPO, 2007. - 246 s.

6. Mochalova M.N. Soderzhanie obucheniya ispolnitel'skomu masterstvu fedoskinskoj lakovoj miniatyurnoj zhivopisi v srednem professional'nom obrazovanii: special'nost' 13.00.08 «Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya (pedagogicheskie nauki)»: dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskih nauk / Mochalova Mariya Nikolaevna. - Sankt-Peterburg: VSHNI, 2020.-211 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.