Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМУ МАСТЕРСТВУ ФЕДОСКИНСКОЙ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМУ МАСТЕРСТВУ ФЕДОСКИНСКОЙ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО / ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО / ТРАДИЦИОННЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ / СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / PROFESSIONAL SKILLS / PERFORMING SKILLS / TRADITIONAL ARTISTIC CRAFTS / TRAINING CONTENT / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Н. Н., Мочалова М. Н.

Путь к профессиональному мастерству долог и сложен, а исполнительское мастерство в конкретной области традиционных художественных промыслов - его важнейшая часть. Успешность обучения исполнительскому мастерству во многом определяется не только приверженностью содержания традициям традиционных художественных промыслов и вариативностью заданий, но и теми педагогическими технологиями, которые позволяют преподавателю эффективно решать задачи, актуальные для каждого из 5 выделенных этапов моделирования содержания обучения. Основы исполнительского мастерства федоскинской лаковой миниатюрной живописи закладываются именно в СПО, но при моделировании содержания обучения важно учитывать его роль в дальнейшем непрерывном профессиональном образовании и в развитии профессионального мастерства в течение жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF THE CONTENT OF TEACHING OF THE PERFORMING ART OF FEDOSKINO LACQUER MINIATURE PAINTING

The path to professional skill is long and difficult, and performing skills in a specific area of traditional arts and crafts is its most important part. The success of teaching performing skills is largely determined not only by the adherence of the content to the traditions of the traditional applied art and the variability of tasks, but also by those pedagogical technologies that allow the teacher to effectively solve problems that are relevant for each of the 5 highlighted stages of modeling the content of training. The basics of the performing mastery of Fedoskino lacquer miniature painting are laid precisely in the secondary vocational education, but when modeling the content of training, it is important to take into account its role in further continuous professional education and in the development of professional skill during life.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМУ МАСТЕРСТВУ ФЕДОСКИНСКОЙ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ»

Дидактика и методика традиционного прикладного искусства

Методика обучения традиционному прикладному искусству

(по видам)

Михайлова Н.Н., доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики профессионального образования Института традиционного прикладного искусства - Московского филиала Высшей школы народных искусств (академии),115573, Москва, ул. Мусы Джалиля, 14, корп. 2, e-mail: [email protected]

Мочалова М.Н., член творческого союза художников декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи - филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 141052, с. Федоскино, ул. Лукутинская, 33, e-mail: marusyz@mail. ru

Mikhailova N.N., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of Theory and Methods of Professional Education, Institute of Traditional Applied Arts - Moscow branch of the Higher School of Folk Arts (Academy), 115573, Moscow, st. Musa Jalil, 14, building 2, e-mail: [email protected]

Mochalova M.N., Member of the creative Union of artists of decorative applied art and folk crafts, Deputy Director for educational work of the Fedoskino Institute of lacquer miniature painting - branch of the Higher School of Folk Arts (Academy), 141052, Fedoskino village, Lukutinskaya street, 33, e-mail: marusyz@mail. ru

Моделирование содержания обучения исполнительскому мастерству федоскинской лаковой миниатюрной живописи Modeling of the content of teaching of the performing art of Fedoskino

lacquer miniature painting

Аннотация. Путь к профессиональному мастерству долог и сложен, а исполнительское мастерство в конкретной области традиционных художественных промыслов - его важнейшая часть. Успешность обучения исполнительскому мастерству во многом определяется не только приверженностью содержания традициям традиционных художественных промыслов и вариативностью заданий, но и теми педагогическими технологиями, которые позволяют преподавателю эффективно решать задачи, актуальные для каждого из 5 выделенных этапов моделирования содержания обучения. Основы исполнительского мастерства федоскинской лаковой миниатюрной живописи закладываются именно в СПО, но при моделировании содержания обучения важно учитывать его роль в

дальнейшем непрерывном профессиональном образовании и в развитии профессионального мастерства в течение жизни.

Ключевые слова: профессиональное мастерство, исполнительское мастерство, традиционные художественные промыслы, содержание обучения, педагогические технологии.

Abstract. The path to professional skill is long and difficult, and performing skills in a specific area of traditional arts and crafts is its most important part. The success of teaching performing skills is largely determined not only by the adherence of the content to the traditions of the traditional applied art and the variability of tasks, but also by those pedagogical technologies that allow the teacher to effectively solve problems that are relevant for each of the 5 highlighted stages of modeling the content of training. The basics of the performing mastery of Fedoskino lacquer miniature painting are laid precisely in the secondary vocational education, but when modeling the content of training, it is important to take into account its role in further continuous professional education and in the development of professional skill during life.

Keywords: professional skills, performing skills, traditional artistic crafts, training content, pedagogical technologies.

Путь к вершинам профессионального мастерства в области традиционных художественных промыслов сложен и начинается еще до того, как студент приходит в систему профессионального образования. Сам процесс развития профессионального мастерства характеризуется продолжающейся в течение большей части жизни познавательной активностью, ведущей через определенные этапы к высшей стадии профессионализма. Сегодня в Федоскинском институте лаковой миниатюрной живописи - филиале Высшей школы народных искусств (академии) созданы все условия для непрерывного профессионального образования. Все уровни образования важны для формирования профессионального мастерства художников, но среднее профессиональное образование имеет особое значение, т.к. именно на этом уровне целенаправленно формируются основы исполнительского мастерства. Поэтому формирование содержания этого курса требует тщательной проработки в соответствии с современными требованиями. Не менее важно подобрать современные педагогические технологии, которые обеспечат его качественную реализацию с учетом регионально-исторических, системных, интегративных, личностных, художественных подходов, свойственных профессиональной деятельности в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи.

Само понятие «исполнительское мастерство» наиболее подробно описано для разных видов исполнительского искусства (танец, музыка, опера, театр и музыкальный театр, иллюзия, пантомима, кукольное представление, искусство цирка, декламация), но недостаточно проработано для подготовки художников традиционного прикладных искусств. Поэтому

был проведен контент-анализ содержания понятий «исполнительное мастерство» и «мастерство» в теории различных видов исполнительского искусства и профессионального образования (Т.В. Зеленкова [6], Н.Г. Панова [13], П.В. Гусева [4], М.В. Чуракова [16], Ю.М. Батышев [1], В.А. Скакун [15], О.И. Радомская [14], И.А. Зязюн [7] и др.).

На основе проведенного контент-анализа было сформулировано следующее определение.

Исполнительское мастерство рассматривается:

• во-первых, как основа профессионального мастерства, включающего владение студентами необходимым и достаточным объемом знаний и базовых художественно-графических навыков и специфических приемов конкретного вида традиционного прикладного искусства, позволяющих качественно выполнять задания различного уровня сложности на репродуктивном уровне;

• во-вторых, способность выполнять художественно-творческие работы с погружением в культурные традиции и постижением духовных истоков и художественно-эстетических ценностей конкретного вида традиционного прикладного искусства.

Кроме того, был проведен анализ исседований ученых, занимавшихся выявлением особенностей самого процесса формирования исполнительского мастерства, который является основой для развития профессионального мастерства. Анализ показал, что многие ученые, в том числе Ю.М. Батышев [1], В.А. Скакун [15] и О.И. Радомская [14] выделяют их тесную взаимосвязь на разных этапах профессионального становления. С одной стороны, «исполнительское мастерство» во многом зависит от того, насколько успешно на ранних этапах профессионального становления прошло профессиональное самоопределение и от того, насколько успешно прошел период предпрофессиональной подготовки абитуриентов. С другой стороны, уровень сложности заданий, выполняемых студентами в процессе освоения исполнительского мастерства на уровне среднего профессионального образования, во многом определяет тенденции развития профессионального мастерства не только на следующих уровнях образования, но и в течение всей жизни.

Поскольку сам процесс формирования исполнительского мастерства в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи мы рассматриваем как основу развития профессионального мастерства, этапы развития которого отрабатывалась веками, то для процесса становления профессионального мастерства были выделены три перекрывающих друг друга основных стадии:

Стадия первая: глубокое наблюдение - предпрофессиональный режим; Стадия вторая: активный режим - освоение исполнительского мастерства; Стадия третья - проектный режим. Выделенные периоды включают основные особенности развития мастерства, которые отражены в теоретических и научных трудах Л.С. Выготского [2], П.Я. Гальперина [3], В.В. Давыдова [3], А.Н. Леонтьева [8], Д.Б. Эльконина [17]. Важнейшим

компонентом содержания обучения исполнительскому мастерству федоскинской лаковой миниатюрной живописи является преемственность, которая, по определению В.Ф Максимович, проявляется не просто как передача потомкам того, что в свое время было взято от предшественников, но и как обогащение этого опыта собственными творческими достижениями. Эта синкретичность характерна не только для самих народных художественных промыслов, но является как главной отличительной чертой, так и точкой отсчета в теории и практике образования в народном декоративном-прикладном искусстве [10, с. 30].

В свою очередь для моделирования гибкого, вариативного и обновляемого содержания обучения исполнительскому мастерству на уровне среднего профессионального образования в Федоскинском институте лаковой миниатюрной живописи - филиале Высшей школы народных искусств (академии) были выделены 5 этапов которые были соотнесены с стадиями развития профессионального мастерства. Для каждого этапа были подобраны педагогические технологии, позволяющие эффективно решать задачи, сформулированные для каждого этапа и обозначенные во ФГОС СПО - «54.02.02 Декоративно прикладное искусство и народные промыслы (по видам)» (таблица № 1).

Этапы моделирования содержания обучения исполнительскому мастерству федоскинской лаковой миниатюрной

живописи

Таблица 1

Этап Цели и задачи ФГОС СПО с учетом особенностей стадий модели развития профессионального мастерства Педагогические технологии, реализующие задачи этапа

Подготовительный этап - оценка соответствия запланированного содержания уровню предпрофессиональной подготовки и мотивации к обучению федоскинской лаковой миниатюрной живописи - диагностика мотивации студента на освоение технических приемов федоскинской лаковой миниатюрной живописи; - диагностика стартовых навыков изобразительной деятельности абитуриентов; - анализ достаточности стартовых навыков. Педагогические технологии: - диагностика когнитивной и аффективной области (анкета, опросник, интервью); - диагностика сформированности навыков изобразительной деятельности (*задания разного уровня сложности).

Адаптационно-коррекционный этап -выравнивание стартовых возможностей студентов для Стадия первая - глубокое наблюдение -предпрофессиональный режим: - адаптация учащихся в образовательном процессе с учетом традиций и спецификой обучения в Федоскинском институте лаковой миниатюрной живописи; Педагогические технологии: • Потребностно-мотивационные; • Группового и коллективного обучения; • Технология полного усвоения;

обучения исполнительскому мастерству федоскинской лаковой миниатюрной живописи (1 семестр СПО) - знакомство со спецификой организации обучения исполнительскому мастерству в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи; - профессиональное самоопределение студентов, приехавших из регионов, не связанных с местом бытования художественного промысла; - выравнивание стартовых художественных возможностей студентов. • Проблемного обучения; • Нормативно-пооперационного рейтингового контроля; • Учебного портфолио.

Этап формирования первичных и базовых профессиональных навыков федоскинской лаковой миниатюрной живописи (3-5 семестр СПО) Стадия вторая: активный режим -освоения приемов исполнительского мастерства: - формирование понимания ценности традиционного прикладного искусства, желания его не только сохранить, но и развивать; - формирование базовых профессиональных навыков; Отработка технологических приемов - копирование отдельных элементов и композиций мастеров; -узнавание индивидуального стиля мастера, приемов росписи, позволяющих передавать эмоции, движение и т.п.; - перенос сформированных навыков на создание миниатюрных изображений; - формирование готовности студентов к самостоятельному составлению композиций для освоения курса «Проектирование»; - формирование желания популяризировать данный вид традиционного прикладного искусства. Педагогические технологии: • Потребностно-мотивационные; • Технология полного усвоения; • Групповой и коллективной учебной деятельности. • Проблемного обучения; • Нормативно-пооперационного рейтингового контроля; • Учебного портфолио.

Этап формирования навыков более высокого уровня сложности с учетом специфики федоскинской лаковой миниатюрной живописи (6 семестр СПО) Стадия третья - проектный режим - формирование профессиональных навыков повышенного уровня, применение группы базовых навыков; - узнавание индивидуального стиля мастера, приемов росписи, позволяющих передавать эмоции, движение и т.п.; - формирование умения считывать смысловой и эмоциональный контекст работ мастеров; - формирование потребности в совершенствовании исполнительского мастерства; - формирование готовности к самостоятельному составлению композиций для освоения курса «Проектирование»; - самостоятельный дипломный проект художественного изделия; Педагогические технологии: • Потребностно-мотивационные; • Проблемного обучения; • Нормативно-пооперационного рейтингового контроля; • Учебного портфолио.

- формирование потребности в совершенствовании мастерства. - формирование желания популяризировать федоскинскую лакововую миниатюрную живопись.

Аналитический этап (внесение изменений в УМК курса исполнительского мастерства) - анализ и оценка качества учебных работ студентов из рефлексивного портфолио студентов; - анализ динамики формирования навыков; - оценка качества обучения исполнительскому мастерству; - рекомендации по внесению изменений в содержание курса «Исполнительское мастерство»; - внесение изменений в содержание и календарно-тематическое планирование; - уточнение требований к стартовым умениям и навыкам студентов. Педагогические технологии: - оценка соответствия качества обучения студентов исполнительскому мастерству требованиям профессионально-квалификационной характеристике; - оценки качества методического обеспечения и контрольно-измерительных материалов.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить ряд положений для моделирования содержания исполнительского мастерства федоскинской лаковой миниатюрной живописи:

• приоритет развивающей цели обучения перед познавательной, признание освоения исполнительского мастерства самостоятельной ценностью, обеспечивающей успешность студентов в условиях непрерывного образования в течение жизни;

• реализация деятельностного подхода в обучении и принципов формирования современного содержания исполнительского мастерства как непременного условия овладения студентами базовыми навыками и умениями, необходимыми для сохранения этого уникального вида традиционных художественных промыслов;

• соотнесение развивающих и познавательных целей обучения со стадиями развития профессионального мастерства, с этапами моделирования содержания исполнительского мастерства и педагогическими технологиями для его реализации.

При моделировании содержания и подбора педагогических технологий для каждого этапа учитывались теоретические положения, которые были отражены в научных работах русских ученых XX века (А.Н. Леонтьев [8], П.Я. Гальперин [3], В.В. Давыдов [5] и др.), разработавших концепцию развивающего обучения, в основе которой решающая роль в развитии ребенка отводится обучению. Так же были учтены рекомендации В. Ф. Максимович, которая считает, «что в образовании в народном декоративно -прикладном искусстве из общей дидактики в традиционном ее понимании можно применить именно принцип развивающего обучения, но ему необходимо придать истинно научный смысл» [10, с. 40].

Подготовительный этап моделирования содержания обучения исполнительскому мастерству сосредоточен на обработке данных, полученных при изучении мотивации студентов к освоению «Исполнительского мастерства» и выявлении наличия стартовых художественно-графических навыков, уровень которых должен соответствовать запланированным в содержании обучения заданиям.

Исследования В.Ф. Максимович показывают, что в 90% случаях именно красота изделий федоскинской лаковой миниатюрной живописи является мотивом поступления в вуз, но только 6% из их числа понимают, что это, прежде всего, ежедневный кропотливый труд [9, с. 7]. Получить необходимую информацию о профессиональном самоопределении студентов позволят интервьюирование и анкетирование студентов на первом занятии по «Исполнительскому мастерству». Получить информацию об уровне сформированности стартовых художественно-графических навыков помогут специальные задания с таблицей пооперационного контроля общих и специфических навыков, без которых формирование исполнительского мастерства именно федоскинской лаковой миниатюрной живописи будет затруднено. Полученная информация позволит адаптировать содержание обучения исполнительскому мастерству к стартовым возможностям студентов именно этого года обучения, а гибкая и вариативная система заданий позволит преподавателю с самого начала обеспечить успешность обучения.

Поэтому с первых дней обучения в филиале надо помочь студентам понять, что путь к вершинам мастерства не может быть легким и удобным. Перед студентами надо ставить задачи, которые будут развивать и улучшать их навыки, регулярно обеспечивать их объективной обратной связью о проделанной работе.

Целью адаптационно-коррекционного этапа моделирования содержания исполнительского мастерства федоскинской лаковой миниатюрной живописи является выравнивание стартовых возможностей студентов, формирование мотивации к овладению навыками, составляющими основу этого уникального вида традиционных художественных промыслов. Первая стадия развития профессионального мастерства - глубокое наблюдение или предпрофессиональный режим -начитается еще до того, как абитуриент придет в филиал, но он является важной составляющей для успешности обучения исполнительскому мастерству. Именно в этот период идет развитие художественных способностей и профессиональное самоопределение, а предпрофессиональным мы его назвали потому, что на нем формируются стартовые художественно-графические навыки и желание стать художником именно федоскинской лаковой миниатюрной живописи. Задача всего педагогического коллектива и преподавателя исполнительского мастерства создать такие условия, которые позволят студентам как можно быстрее

адаптироваться к новым условиям обучения в филиале и перейти в активный режим освоения приемов исполнительского мастерства.

При моделировании содержания необходимо учитывать, что только малая часть студентов выросла в семьях, являющихся династийными в федоскинской лаковой миниатюрной живописи (Рогатовых, Козловых, Марчуковых и др.) и они сделали осознанный выбор именно этой профессии. Задача этапа - помочь профессионально самоопределиться студентам, приехавшим из других регионов. Для этого используются потребностно-мотивационные педагогические технологии и технология проблемного обучения [11, с. 46-55], которые позволяют, работая в малых группах, анализировать опыт и работы лучших мастеров федоскинской лаковой миниатюры. На этом этапе будет очень полезно пригласить на занятия работающих художников и обсудить с ними их реальные проблемы и успехи в процессе развития профессионального мастерства. Такие встречи -бесценный опыт, который студент унесёт во взрослую жизнь.

Тщательное изучение музейных образцов, как эталонов федоскинской лаковой миниатюрной живописи, презентаций, видео и фотоматериалов о федоскинском традиционном художественном промысле позволит студентам извлечь бесценный опыт для себя, что позволит создать идеальные условия для формирования мотивации к освоению приемов исполнительского мастерства.

На этом этапе преподаватели используют педагогическую технологию нормативно-пооперационного рейтингового контроля, которая согласно теории поэтапного формирования деятельности обеспечит им в процессе обучения объективную обратную связь, так необходимую на этапе формирования новых навыков, позволит отследить динамику их развития. При этом учитывая, что П.Я. Гальперин придавал особое значение формированию заинтересованности учащегося в усвоении навыка [3, с. 148167]. Использование педагогической технологии полного усвоения поможет преподавателю гибко подбирать задания с учетом затруднений конкретного студента и обеспечить не только мотивацию, но и выравнивание стартовых возможностей при переходе в активный режим обучения [11, с. 57-73].

Познакомятся студенты с педагогической технологией «учебного портфолио», которая позволит не только фиксировать и сохранять на фото все этапы формирования новых навыков и специфических приемов, присущих именно федоскинской лаковой миниатюрной живописи, но и развивать способность студентов к самоанализу, формировать адекватную самооценку и видеть перспективы развития собственного исполнительского мастерства.

Этап моделирования содержания исполнительского мастерства

включает формирование первичных и базовых профессиональных навыков федоскинской лаковой миниатюрной живописи, которые являются важнейшим компонентом содержания профессионального образования. Поэтому этот этап мы соотнесли со второй стадией развития

профессионального мастерства: «активный режим - освоение приемов исполнительского мастерства».

При моделировании содержания исполнительского мастерства и комплекса педагогических технологий для его реализации мы старались обеспечить преемственность формируемых навыков при освоении специфических приемов федоскинской лаковой миниатюрной живописи и обеспечить подборку заданий с учетом зоны ближайшего развития конкретного студента. Л.С. Выготский выделял два уровня в развитии ребенка: зону актуального развития, включающую то, что ребенок может делать самостоятельно, и зону ближайшего развития - те виды деятельности, которые ребенок пока еще не в состоянии самостоятельно выполнить, но с которыми может справиться с помощью взрослых [2, с. 302-306]. При формировании навыков исполнительского мастерства чрезвычайно важно определить внешние границы зоны ближайшего развития, отличить ее от актуальной и недоступной зоны. Эта задача чаще всего решалась преподавателем на интуитивном уровне, однако использование нормативно -пооперационного рейтингового контроля позволяет не только дать студенту ориентировочную основу действия, но и на основе анализа динамики роста бальной оценки сделать обоснованный вывод о посильности предлагаемых заданий и определить более точно сложность заданий в зоне ближайшего развития студента [11, с. 88-98].

Технология поэтапного формирования исполнительского мастерства основывается на пооперационном выполнении достаточно обобщенного действия, на понимании его практической значимости, на успешности выполнения, осознанности, критичности, что и позволяет в определенной мере овладеть действием. Подобные свойства, сформулированные П.Я. Гальпериным [3, с. 147-167], составляют основу обучения исполнительской деятельности для студентов федоскинской лаковой миниатюрной живописи.

Например, тема «Пейзаж» реализуется в освоении обучающимися ряда учебных заданий, способствующих выработке умений передачи типичных черт, формы, силуэта различных пород деревьев. В Федоскинском институте лаковой миниатюрной живописи - филиале Высшей школы народных искусств (академии) на занятиях по исполнительскому мастерству преподаватель намеренно организует отработку базовых навыков, используя повторение определенных действий. Первоначально преподаватель показывает технический прием на изделии из папье-маше (перламутр, сусальное золото). Например, выполняет письмо «по-сквозному», смешивает нужные цвета, лессировочные масляные краски, показывает студенту способ наложения живописной основы на перламутровую пластину или сусальное золото, используя колонковые кисти, флец (большая беличья кисть № 20). Затем студент повторяет прием самостоятельно, применяя его много раз на различных работах. Такая практическая работа происходит до тех пор, пока студент не научится самостоятельно выполнять конкретный традиционный прием. На это нужно немало времени, много разнообразных заданий

различной сложности и пооперационный нормативный рейтинг, в котором осваиваемый традиционный прием разложен на составляющие его операции, которым (в зависимости от сложности) присвоена бальная оценка. При овладении навыками студент самостоятельно выполняет последовательность написания изделия: первого слоя - «подмалёвка», второго слоя -«перемалёвка», третьего слоя - «бликовки», учитывая технику живописи федоскинской лаковой миниатюрной живописи. Используя технику «флейцовки» в первом слое, в дальнейшем будущий художник пишет в технике корпусной миниатюрной живописи (мазок наносится на изображение объемно по форме изображаемого предмета, без «флейцовки»). Каждая стадия освоения живописных умений контролируется не только преподавателем, но и самими студентами, а нормативно-рейтинговый контроль делает студента полноценным субъектом учебного процесса [12, с. 138-145]. Такой метод контроля во многом основан на использовании самоконтроля студента, который сравнивая свою работу с операциями, перечисленными в специально разработанной таблице может отслеживать свои затруднения и оценивать в балах успехи [11, с. 88-98]. Такой подход позволяет ускорить освоение отрабатываемых технических приемов федоскинской лаковой миниатюрной живописи.

Так, педагогические технологии, с которыми студенты познакомились на втором этапе, помогают переходить от освоения более простых навыков к более сложным их комбинациям, поддерживать мотивацию к обучению, обеспечивать обратную связь и отслеживать динамику формирования уже более сложных навыков и технических приемов, присущих именно федоскинской лаковой миниатюрной живописи.

Следующий этап моделирования содержания исполнительского мастерства включает формирование навыков более высокого уровня сложности с учетом специфики федоскинской лаковой миниатюрной живописи, и большая его часть реализуется на следующих уровнях образования, но основы следующей стадии развития профессионального мастерства «проектный режим» закладываются на уровне СПО.

В основе успешности этого этапа лежит оценка пробелов в знаниях и навыках при выполнении копийной работы, поэтому надо стремиться к тому чтобы их было как можно меньше. Ведь как известно, копируя работу, студенты исследуют произведения федоскинского художника. Это отражается в субъективной жизни студентов, поскольку, анализируя историю создания произведения, они, обращаются к творчеству художника-миниатюриста, его авторскому произведению, открывают для себя новые стороны живописного изображения, начинают понимать, что копия должна максимально точно повторять оригинал:

- при выполнении работы студенты подбирают изделия по форме и размерам соответствующие оригиналу;

- выполняют копию, используя традиционные декоративные приемы и материалы (сусальное золото, перламутр, бронзовую и алюминиевую пасты,

металлизированную фольгу), сохраняя цветовую гамму работы, что позволяет передать целостный образ произведения федоскинской лаковой миниатюрной живописи.

Таким образом, происходит процесс копирования изделий федоскинской лаковой миниатюрной живописи в среднем профессиональном образовании. Подобранный комплекс педагогических технологий позволяет управлять процессом формирования исполнительского мастерства и подготовить студентов к выполнению творческого проекта в рамках дипломной работы.

На завершающем (аналитическом) этапе моделирования содержания исполнительского мастерства федоскинской лаковой миниатюрной живописи основной целью является анализ успехов и затруднений студентов в процессе освоения навыков исполнительского мастерства для внесения изменений в учебно-методический комплекс. В Федоскинском институте лаковой миниатюрной живописи - филиале Высшей школы народных искусств (академии) ведется постоянная работа по пополнению выставки работ мастеров федоскинской лаковой миниатюрной живописи и работ студентов прошлых лет обучения. На этой основе расширяется набор заданий различной степени сложности, формулируются новые проблемные задания, которые помогут поддержать мотивацию к обучению и ускорить формирование как базовых навыков, так и специфических приёмов лаковой миниатюрной живописи. Анализ портфолио и нормативно-пооперационного рейтинга помогает преподавателю более четко увидеть те места в содержании обучения исполнительскому мастерству, которые нуждаются в обновлении и развитии в первую очередь.

Сегодня непрерывное профессиональное образование в области федоскинская лаковой миниатюрной живописи создает все условия для реализации специфики всех этапов модели формирования профессионального мастерства, но его основы закладываются в среднем профессиональном образовании в целом, и в процессе освоения исполнительского мастерства, в частности.

Литература

1. Батышев С.Я. Подготовка рабочих профессионалов. -Москва: АПО, 1995. - 288 с.

2. Выготский Л.С., Собр. Соч.: в 6-ти т. - Москва: Педагогика, 1983. - Т.3. Проблемы развития психики / под ред. А.М. Матюшкина. - 368 с.

3. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: учебное пособие для студентов вузов. - Москва: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. - 400 с.

4. Гусева П.В. Формирование мастерства будущих художников палехской иконописи в высшей профессиональной школе: дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 08 / Гусева Полина Вадимовна. - Санкт-Петербург, 2012. - 183 с.

5. ДавыдовВ.В. Теория деятельности и социальная практика. // Вопросы философии - 1996. - №5. - С. 52-62.

6. Зеленкова Т.В. Творческое воображение в развитии музыкально -исполнительского мастерства: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01: Москва, 1999. - 24 c.

7. Зязюн И.А., Кривонос, И.Ф. и др. Основы педагогического мастерства: Учебн. Пособие для О-75 пед. спец. высш. учеб. заведений; Под ред. И. А. Зязюна. - Москва: Просвещение, 1989. - 302с.

8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - Москва: 1975. - 71 с.

9. Максимович В.Ф. Высшее образование как основной фактор развития традиционного прикладного искусства в России, Высшая школа народных искусств: инновационная модель непрерывного профессионального образования: коллективная монография / под науч. Ред. В. Ф. Максимович. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2014.

10. Максимович В.Ф. Традиционное декоративно-прикладное искусство и образование: Исторический аспект, современное состояние и пути обновления. - Москва: Флинта, 2000. - 200 с.

11. Михайлова Н.Н., Семенова О.А. Комплексный подход к использованию развивающих педагогических технологий. Учебно-практическое пособие (изд. 2). - Москва: Издательский Центр НОУ ИСОМ, 2004. - 168 с.

12. Мочалова М.Н. Поэтапное обучение студентов исполнительскому мастерству в Федоскинском институте лаковой миниатюрной живописи - филиале ФГБОУ ВО «ВШНИ(а)» [Электронный ресурс] // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2020. - № 2 (201). - С.138-145. - URL: http://dpio.ru/stat/2020_2/2020-02-14.pdf (дата обращения 10.09.2020).

13. Панова Н.Г. Формирование исполнительского мастерства музыканта в процессе обучения игре на гармони-хромке в училищах культуры и искусств автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08/ Панова Н.Г. -Москва, 2008. - 20 с.

14. Радомская О.И. Повышение профессионального мастерства учителя изобразительного искусства в процессе применения интегрированных технологий автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Радомская О.И. - Москва, 2004. -26 с.

15. Скакун В.А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие. - Москва: ФОРУМ: ИНФА-М. 2008. - 208 с.

16. Чуракова М.В. Формирование профессионального мастерства будущих художников-ювелиров в среднем профессиональном образовании: диссертация на соискание кандидата педагогических наук, 13.00.08. - Санкт-Петербург, 2018. - 218 с.

17. Эльконин Д.Б., Занков Л.В. Проблемы развивающего обучения. - Москва: б/и, 1986. - 198 с.

References

1. Batyshev S.Ya. Podgotovka rabochih professionalov. - Moskva: APO, 1995. - 288 s.

2. Vygotskij L.S., Sobr. Soch.: v 6-ti t. - Moskva: Pedagogika, 1983. -T.3. Problemy razvitiya psihiki / Pod red. A.M. Matyushkina. - 368 s.

3. Gal'perin P.YA. Lekcii po psihologii: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. - Moskva: Knizhnyj dom «Universitet» : Vysshaya shkola, 2002. - 400 s.

4. Guseva P.V. Formirovanie masterstva budushchih hudozhnikov palekhskoj ikonopisi v vysshej professional'noj shkole: dis. ... kand. ped. nauk: 13. 00. 08 / Guseva Polina Vadimovna. - Sankt-Peterburg, 2012. - 183 s.

5. Davydov V.V. Teoriya deyatel'nosti i social'naya praktika. // Voprosy filosofii - 1996. - №5. - S. 52-62.

6. Zelenkova T.V. Tvorcheskoe voobrazhenie v razvitii muzykal'no-ispolnitel'skogo masterstva: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk: 19.00.01: Moskva, 1999. - 24 c.

7. Zyazyun I.A., Krivonos I.F. i dr. Osnovy pedagogicheskogo masterstva: Uchebn. Posobie dlya O-75 ped. spec. vyssh. ucheb. zavedenij; Pod red. I. A. Zyazyuna. - Moskva: Prosveshchenie, 1989. - 302s.

8. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. - Moskva: 1975. -

71 s.

9. Maksimovich V.F. Vysshee obrazovanie kak osnovnoj faktor razvitiya tradicionnogo prikladnogo iskusstva v Rossii, Vysshaya shkola narodnyh iskusstv: innovacionnaya model' nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya: kollektivnaya monografiya / pod nauch. Red. V. F. Maksimovich.

- Sankt-Peterburg: VSHNI, 2014.

10. Maksimovich V.F. Tradicionnoe dekorativno-prikladnoe iskusstvo i obrazovanie: Istoricheskij aspekt, sovremennoe sostoyanie i puti obnovleniya. -Moskva: Flinta, 2000. - 200 s.

11. Mihajlova N.N., Semenova, O.A. Kompleksnyj podhod k ispol'zovaniyu razvivayushchih pedagogicheskih tekhnologij. Uchebno-prakticheskoe posobie (izd. 2). - Moskva: Izdatel'skij Centr NOU ISOM, 2004.

- 168 s.

12. Mochalova M.N. Poetapnoe obuchenie studentov ispolnitel'skomu masterstvu v Fedoskinskom institute lakovoj miniatyurnoj zhivopisi - filiale FGBOU VO «VSHNI(a)» [Elektronnyj resurs] // Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. - 2020. - № 2 (201). - S.138-145. — URL: http://dpio.ru/stat/2020_2/2020-02-14.pdf (data obrashcheniya 10.09.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Panova N.G. Formirovanie ispolnitel'skogo masterstva muzykanta v processe obucheniya igre na garmoni-hromke v uchilishchah kul'tury i iskusstv avtoref. dis. kand. ped. nauk: 13.00.08/ Panova N.G. - Moskva, 2008. -20 s.

14. Radomskaya O.I. Povyshenie professional'nogo masterstva uchitelya izobrazitel'nogo iskusstva v processe primeneniya integrirovannyh

tekhnologij avtoref. dis. kand. ped. nauk: 13.00.08 / Radomskaya O.I. -Moskva, 2004. -26 s.

15. Skakun V.A. Osnovy pedagogicheskogo masterstva: uchebnoe posobie. - Moskva: FORUM: INFA-M. 2008. - 208 s.

16. Churakova, M.V. Formirovanie professional'nogo masterstva budushchih hudozhnikov-yuvelirov v srednem professional'nom obrazovanii dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskih nauk, Sankt-Peterburg, 2018. - 218 s.

17. El'konin D.B., Zankov L.V. Problemy razvivayushchego obucheniya. - Moskva: b/i, 1986. -198 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.