Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РИСУНКА'

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РИСУНКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественное образование / преподавание / учение / обучение / вдохновение / художественная деятельность / педагог / общение / education / teaching / teaching / teaching / inspiration / artistic activity / teacher / communication

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю И. Кривозубова

В статье рассмотрены исторические и актуально значимые вопросы преподавания рисунка, представленные с различных позиций понимания концептуального назначения художественного образования. Автор раскрывает содержание понятий «образование», «обучение», «художественная деятельность»; выявляет интегрированную значимость образования, представленную факторами обучения и учения; анализирует профессиональное самоопределение будущего художника, связанное с его культурной самоидентичностью, как многоаспектный процесс эффективного обучения. Особое внимание сосредоточено на осмыслении сущности искусства, вопросов национальной идентичности, связи искусства и «народа», культуры и «народа». Материалы статьи базируются, в том числе, на актуализации опыта подготовки художников в Высшей школе народных искусств (академии).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ю И. Кривозубова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART EDUCATION: EXPERIENCE AND PROBLEMS OF TEACHING DRAWING

The article deals with historical and topical issues of teaching drawing, presented from different positions of understanding the conceptual purpose of art education. The author reveals the content of the concepts of “education”, “training”, “artistic activity”, reveals the integrated significance of education, represented by the factors of learning and teaching. The paper analyzes professional self-determination of the future artist, associated with his cultural identity, as a multidimensional process of effective learning. Special attention is focused on understanding the essence of art, issues of national identity, the connection between art and “people”, culture and “people”. The materials of the article are based, among other things, on updating the experience of training artists at the Higher School of Folk Arts (Academy).

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РИСУНКА»

терес к своей деятельности. Активно развивается исследовательская деятельность на базе студенческого научного сообщества. Студенты ФИЛМЖ ВШНИ способствуют сбору и сохранению информации о ведущих художниках и преподавателях федоскинской лаковой миниатюрной живописи, изучают творчество художников промысла, разрабатывают творческие художественно-графические композиции и выполняют их на изделиях из папье-маше, последовательно фиксируя опыт работы и представляя результаты поисковой и творческой деятельности на форумах и конференциях различного уровня.

Библиографический список

Именно такой подход позволяет глубже проникать в культуру данного вида искусства и транслировать её студентам. Это взаимодействие направлено на сохранение преемственности в творчестве, поддержание высокого уровня исполнения изделий традиционного прикладного искусства и поиск возможностей быть актуальными и современными в разных социально-экономических условиях развития страны и мира в целом. Все это позволяет говорить о реализации информального типа образования, связанного с влиянием окружающей среды и взаимодействием с социумом [9].

1. Супрун Л.Я. Лаковая миниатюра Федоскино. Москва: Легпромбытиздат, 1987.

2. Саптанов М.А. Система образования бакалавров в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2020.

3. Александрова Н.М. Закономерности профессиопогической теории профессионального образования в области традиционных художественных промыслов. Традиционное прикладное искусство и образование. 2021; № 1. Available at: http://dpio.ru/stat/2021_1/2021-01-12.pdf

4. Александрова Н.М. Теоретические основания профессионального образования в области традиционного прикладного искусства: исследования и их результаты. Традиционное прикладное искусство и образование. 2019; № 1 (28). Available at: http://dpio.ru/stat/2019_1/2019-01-06.pdf

5. Салтанов М.А. История федоскинской лаковой миниатюрной живописи: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» по видам (лаковая миниатюрная живопись). Санкт-Петербург: ВШНИ, 2020.

6. Кабашов Л.В. Материаловедение в лаковой миниатюрной живописи Федоскино: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» по видам (лаковая миниатюрная живопись). Санкт-Петербург: ВШНИ, 2019.

7. Мочалова М.Н. Исполнительское мастерство в федоскинской лаковой миниатюрной живописи: методическое пособие. Санкт-Петербург: ВШНИ, 2020.

8. Мочалова М.Н. Содержание обучения исполнительскому мастерству федоскинской лаковой миниатюрной живописи в среднем профессиональном образовании. Диссертация . кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2020.

9. Куракина И.И. Высшее образование в области традиционных художественных промыслов: специфика и доминанты развития в XXI веке. Традиционное прикладное искусство и образование. 2021; № 1. Available at: http://dpio.ru/stat/2021_1/2021-01-08.pdf

References

1. Suprun L.Ya. Lakovaya miniatyura Fedoskino. Moskva: Legprombytizdat, 1987.

2. Saltanov M.A. Sistema obrazovaniya bakalavrov voblasti fedoskinskojlakovojminiatyurnojzhivopisi. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2020.

3. Aleksandrova N.M. Zakonomernosti professiologicheskoj teorii professional'nogo obrazovaniya v oblasti tradicionnyh hudozhestvennyh promyslov. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo iobrazovanie. 2021; № 1. Available at: http://dpio.ru/stat/2021_1/2021-01-12.pdf

4. Aleksandrova N.M. Teoreticheskie osnovaniya professional'nogo obrazovaniya v oblasti tradicionnogo prikladnogo iskusstva: issledovaniya i ih rezul'taty. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. 2019; № 1 (28). Available at: http://dpio.ru/stat/2019_1/2019-01-06.pdf

5. Saltanov M.A. Istoriya fedoskinskoj lakovoj miniatyurnoj zhivopisi: uchebnoe posobie dlya studentov, obuchayuschihsya po napravleniyu podgotovki «Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly» po vidam (lakovaya miniatyurnaya zhivopis'). Sankt-Peterburg: VShNI, 2020.

6. Kabashov L.V. Materialovedenie v lakovoj miniatyurnoj zhivopisi Fedoskino: uchebnoe posobie dlya studentov, obuchayuschihsya po napravleniyu podgotovki «Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly» po vidam (lakovaya miniatyurnaya zhivopis'). Sankt-Peterburg: VShNI, 2019.

7. Mochalova M.N. Ispolnitel'skoe masterstvo v fedoskinskoj lakovoj miniatyurnoj zhivopisi: metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg: VShNI, 2020.

8. Mochalova M.N. Soderzhanie obucheniya ispolnitel'skomu masterstvu fedoskinskoj lakovoj miniatyurnoj zhivopisi v srednem professional'nom obrazovanii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2020.

9. Kurakina I.I. Vysshee obrazovanie v oblasti tradicionnyh hudozhestvennyh promyslov: specifika i dominanty razvitiya v XXI veke. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. 2021; № 1. Available at: http://dpio.ru/stat/2021_1/2021-01-08.pdf

Статья поступила в редакцию 30.05.22

УДК 378.16

Krivozubova Yu.I., postgraduate, High School of Folk Arts (Academy) (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

ART EDUCATION: EXPERIENCE AND PROBLEMS OF TEACHING DRAWING. The article deals with historical and topical issues of teaching drawing, presented from different positions of understanding the conceptual purpose of art education. The author reveals the content of the concepts of "education", "training", "artistic activity", reveals the integrated significance of education, represented by the factors of learning and teaching. The paper analyzes professional self-determination of the future artist, associated with his cultural identity, as a multidimensional process of effective learning. Special attention is focused on understanding the essence of art, issues of national identity, the connection between art and "people", culture and "people". The materials of the article are based, among other things, on updating the experience of training artists at the Higher School of Folk Arts (Academy).

Key words: art education, teaching, teaching, teaching, inspiration, artistic activity, teacher, communication.

Ю.И. Криеозубоеа, аспирант, Высшая школа народных искусств (академия), г. Санкт-Петербург,

Е-mail: [email protected]

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РИСУНКА

В статье рассмотрены исторические и актуально значимые вопросы преподавания рисунка, представленные с различных позиций понимания концептуального назначения художественного образования. Автор раскрывает содержание понятий «образование», «обучение», «художественная деятельность»; выявляет интегрированную значимость образования, представленную факторами обучения и учения; анализирует профессиональное самоопределение будущего художника, связанное с его культурной самоидентичностью, как многоаспектный процесс эффективного обучения. Особое внимание сосредоточено на осмыслении сущности искусства, вопросов национальной идентичности, связи искусства и «народа», культуры и «народа». Материалы статьи базируются, в том числе, на актуализации опыта подготовки художников в Высшей школе народных искусств (академии).

Ключевые слова: художественное образование, преподавание, учение, обучение, вдохновение, художественная деятельность, педагог, общение.

Проблема обучения рисунку как основы изобразительной грамоты в сфере профессиональной подготовки художников традиционных художественных промыслов справедливо считается одной из основополагающих, что обусловливает актуальность темы данной статьи. Решение этой проблемы предполагает изучение мирового и отечественного опыта профессиональной педагогики в сфере художественного образования, что стало целью исследования автора.

Достижение цели предполагало решение нескольких задач: анализ нормативно-правового поля в области художественного образования и определение понятийного аппарата в этой сфере; выявление специфических особенностей художественной деятельности; осмысление воздействия личности педагога на эффективность процесса обучения рисунку; анализ современных тенденций развития художественного образования и преподавания рисунка; описание сущно-

сти профессионального обучения рисунку студентов в Высшей школе народных искусств (академии).

Научная новизна исследования обусловлена выявлением особенностей преподавания рисунка студентам - будущим художникам традиционных художественных промыслов - в условиях современной социокультурной ситуации.

Теоретическая значимость обусловлена анализом содержания основных законов в области художественного образования и интерпретацией их положений в контексте проблемы преподавания рисунка; выявлением сущности и специфических качеств художественной деятельности; определением особенностей воздействия личности педагога на эффективность процесса обучения рисунку (на примере интерпретации собственного педагогического опыта).

В Федеральном Законе «Об образовании в РФ» феномен образование трактуется как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [1]. Концептуальное видение проблем образования в России корректируется этим Федеральным законом, в котором воспитание и обучение интегрированы в образование, признанное «единым целенаправленным процессом». При этом нельзя не обратить внимание на то, что воспитание трактуется как деятельность, а обучение - как процесс организации деятельности.

В современной педагогике дефиниция «обучение» рассматривается как интегрированное - объединяющее два явления: преподавание и учение, характеризующее взаимодействие субъектов образовательного процесса (обучающего и обучающегося). Рассмотрим подробнее термин «преподавание» в аспекте опыта проблем преподавания изобразительных искусств.

В отечественной и зарубежной педагогике преподавание изобразительных искусств основывается на развивающем, личностно ориентированном обучении с ориентацией на аксиологический подход.

В аспекте исследования, посвященного проблеме преподавания рисунка, рисование как вид деятельности человека требует рассмотрения понятия «художественная деятельность». Художественная деятельность, согласно А.М. Новикову, понимается как деятельность человека, обладающая специфическими особенностями.

Художественная деятельность:

- возможна при наличии у профессионала (художника) специальных способностей (развитое воображение, образно-творческое мышление);

- характеризуется синкретизмом;

- персонифицирована;

- обладает потенциалом возможной свободой выбора художником цели творчества [2].

Фактором успешной реализации художественной деятельности рассматривается талант, вдохновение. Например, композитор П.И. Чайковский определяет вдохновение как «состояние, когда человек работает во всю силу», т. е. художественная деятельность рассмотрена с позиции приоритетного первенства труда человека, нежели особого состояния человека [3].

Художественная деятельность характеризуется общими особенностями, свойственными творческой деятельности человека. В этой связи обучение изобразительному искусству рассматривается с точки зрения методологии как учения об эффективной организации деятельности. (Научная интерпретация этого феномена представлена в трудах А.М. Новикова, А.Я. Баскакова, С.Б. Куликова, Е.В. Ушакова, О.Н. Слободчикова и др.).

Признавая интегрированность образования факторами преподавания и учения, обратимся к трактовке дефиниции «учение». Заметим, что интерес к учению неотделим от учебной деятельности учащихся. Понимание смысла учебной деятельности, дальнейшее применение усвоенных знаний и умений в профессиональной деятельности выступают стимулами повышения познавательного интереса к учению. При формировании устойчивого интереса к рисованию поощряются инициативность и самостоятельность обучающихся. В педагогике сегодня поддерживается применение ситуативного дидактического принципа для формирования мотивированного отношения к учению у студентов.

Для научного исследования представляет интерес явление «образовательная ситуация». Формирование образовательной ситуации, складывающейся в педагогических условиях на основе принципа обучения на доступном уровне трудности стимулирует формирование интереса к учению у обучающихся. В такой образовательной ситуации особое влияние на эффективность обучения оказывает потребность в общении субъектов образовательного процесса.

Проблема общения в сфере профессиональной деятельности изучалась ПМ. Андреевой, А.А Бодалевым, М.Е. Дурановым, И.А. Зимней, А.Н. Леонтьевым, М.И. Лисиной, А.А. Лобановым и др. В образовательном процессе сегодня доминирует демократический стиль общения. Проблема педагогического общения традиционно относится к числу актуальных в художественном образовании. Анализ литературы свидетельствует о высоком интересе педагогов в сфере художественного образования к использованию метода сократической беседы в обучении. Не подвергается сомнению, что каждый педагог в той или иной мере

интерпретирует содержание обучения, выбирает и адаптирует формы структурирования учебной информации. Можно утверждать, что только уникальная личность педагога способна выработать систему самобытной и эффективной организации педагогического процесса. Об этом говорил еще в XIX веке основоположник антропологической педагогики К.Д. Ушинский: «Только личность может воздействовать на личность. Только характером можно воспитать характер!..» [4].

Рассмотрим воздействие личности педагога на эффективность процесса обучения рисунку. Опираясь на фундаментальные труды отечественных ученых (К.Н. Вентцеля, П.Ф. Каптерева, С.Т. Шацкого, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева И.А. Зимней и др.), рассмотрим влияние личности педагога как бесспорный фактор повышения эффективности обучения. Обучение как целенаправленный процесс организации и поддержки учебно-познавательной деятельности учащихся включает специальные знания и межличностное взаимодействие участников образовательного процесса. С научной точки зрения педагог как личность признается обладателем специального знания. Он владеет профессиональными знаниями и умениями в конкретной сфере преподавания, специальными знаниями в области педагогики и конкретными личностными качествами, которые определяют возможность педагогической деятельности.

Принимая значимость влияния профессиональных качеств, нельзя оставлять без внимания проблему академической этики, связанной с этическими нормами общения в образовательном учреждении. В условиях педагогического исследования важно проанализировать влияние личностных качеств педагога на эффективность процесса обучения. История педагогики позволяет обращаться к опыту педагогов вне зависимости от их профильности и рассматривать опыт преподавания различных дисциплин.

Так, преподавание профессиональных дисциплин в области традиционных художественных промыслов обладает своей спецификой. Реалии воспитывающего обучения будущих художников традиционных художественных промыслов характеризуют специфику профессиональной деятельности таких структурных подразделений вуза, как ректорат, деканат, кафедра и др. Обучение и воспитание студентов представляются областью специального знания, интегрированного в содержание учебных дисциплин профильного цикла, а на всех этапах профильной подготовки сохраняют актуальность вопросы формирования личности художника.

Для педагогов сферы художественного образования остаются актуальными следующие вопросы: «Можно ли научить искусству?», «Чему именно нужно обучать студентов в высших, средних профессиональных художественных учебных заведениях, чтобы выпускник был способен к самостоятельной оригинальной творческой деятельности?», «Что есть искусство?». Такие проблемы интересовали Л.Н. Толстого, Д.В. Сарабьянова, А. Бенуа, А. Дерена, А.С. Голубкину, П.П. Чистякова, К.С. Станиславского, Г Нейгауза, О. Редона, Дж. Энсора, Дж. Элкинса. Например, Дж. Элкинс рассматривает ряд практических вопросов современного обучения художников рисунку. Ученый обращается к этической проблеме целесообразности воздействия на личность обучающегося в целях формирования духовно-нравственных качеств личности художника [5].

В традиции визуального искусства XX и XXI веков, обращенного к индивидуальному опыту художника, сохраняется актуальность вопроса разграничения обучения технике рисования (или художественному мастерству) и обучения художественному мышлению. В XX и XXI вв. установлен приоритет индивидуального и интуитивного образа мышления художников. Художников, придерживающихся такого подхода, объединяет признание необходимости воздействия на личность будущего художника в процессе обучения. По мнению Дж. Элкинса, обучение рисунку наиболее эффективно, если оно включает обучение художественным техникам, в то время как воздействие на личность будущего художника представлено актуализацией насмотренности [6]. В этой ситуации устанавливаются субъект-субъектные отношения между педагогом и обучающимися, одновременно с этим ученый ограничивает реализацию статусной роли преподавателя - не допускает признания его авторитета. Художественная ценность продукта учебной деятельности студентов остается субъективной, не подвергается критике (оцениванию).

При реализации такого подхода к обучению студент на любом из этапов учения признается художником, полноправным участником художественного процесса. С одной стороны, такое обучение, как и личностно ориентированное, подтверждает приоритет самореализации личности обучающегося, становление его внутреннего мира, определяя его главной целью образовательного процесса. С другой стороны, принимая позитивное взаимовлияние творческого самовосприятия студента и его будущей профессиональной деятельности художника, требуется уточнить: на наш взгляд, необходимо признать бесспорную значимость методов самооценивания, взаимооценивания, метода экспертной оценки для обеспечения эффективного процесса обучения будущих художников. Придерживаясь инновационных подходов к обучению в художественном образовании, считаем, что эффективность обучения будущих художников поддерживается авторитетом педагога, актуализацией потребности в диалоговом общении между субъектами образовательного процесса, психолого-педагогической поддержкой.

Процесс обучения рисунку, как правило, сопровождается ситуацией ожидания студентом успеха. Вне зависимости от выбранной стратегии саморазвития в художественной среде будущий художник обычно определяет свой успех востребованностью, т. е. социализацией (в том числе внутри закрытого профессиональ-

нога сообщества). Таким образом, искусство, отражающее внутренний мир человека (художника и зрителя), в то же время социально ориентировано. Учитывая диалоговую сущность всех видов искусств, представляется верным, что будущий художник заинтересован в конструктивной критике, направленной на совершенствование процесса материализации творческого замысла.

Традиции профессиональной подготовки будущих художников, сложившиеся в XX-XXI вв., во многом обусловлены особенностями визуального искусства этого времени. Возникновение и развитие абстрактного искусства прогрессирующего модернизма повлияло на художественное образование, представленное нетрадиционными художественными школами или академиями искусств. Особенности социально-экономического развития стран, тенденции к самоопределению граждан находят отражение как в искусстве, так и в художественном образовании: так, например, Дж. Пикард, президент Ассоциации ручных ремесел, где готовили специалистов для работы на промышленных предприятиях, в 1917 году призвал художников объединиться в борьбе с коммерцией и отделить искусство от производства. Таким образом, в художественном образовании того времени осуществлялся поиск путей включения программ по искусству в программы высших школ [7].

Признавая связь направленности образования с концептом «актуальная социокультурная среда», требуют рассмотрения вопросы содержания художественного образования.

В русле исследований А.М. Новикова, М.И. Махмутова, Н.В. Рожиной рассмотрим дидактические вопросы профессиональной педагогики с точки зрения общекультурного запроса на понимание функции специалиста (художника) в обществе. Что должно доминировать: практика или теория, профессионализация искусства или общая художественная культура? Эти вопросы остаются открытыми, а разобщенность тех, кто «изучает» искусство и тех, кто искусство создает, находит отражение в стандартизированных моделях художественного образования.

Современные тенденции развития художественного образования и преподавания рисунка соответствуют пониманию назначения художественной школы, сформировавшемуся в эпоху модернизма, которое, однако, расходится с современной интерпретацией, для которой характерно изменение доминирующей позиции обучения художника практическим навыкам. Преобразования обусловлены изменившейся ролью художника в обществе. Современный художник интерактивен, участвует в социальном обмене, интегрирован в систему коммерческих отношений. При таком подходе успешность художника понимается как приспособленность к этим отношениям.

Восприятие искусства как бизнеса - один из концептов, лежащий в основе художественного образования во многих странах сегодня. Образ художника трансформируется в «модель». Студентам предлагается отождествлять себя с определенным типом художника. Под типом или моделью (художника) подразумевается его социальная функция или роль. Примеряя на себя образ существующей «роли» художника, студент, прежде всего, заинтересован в изучении способов своего социального интегрирования в общество. Т. е. студент определяет, каким именно художником он хочет быть, отталкиваясь от предпочтительной социальной роли. Соответственно, процесс обучения художников сегодня часто связан с овладением не практических навыков, а маркетинговых стратегий.

В современных условиях быстротечной изменчивости обучающийся принимает необходимость стремиться к самоорганизации своей деятельности, в том числе учебной, творческой (М.И. Рожков). Приоритетной целью обучения видится научение студента мыслить не внутри традиции материального производства, а в синтезе с ним. Изменения в художественном образовании во многом связаны с развитием новых технологий, изменяющих представление не только об искусстве, но и о мире [8].

В России традиция художественного образования складывается в соответствии с пониманием его назначения. Согласно Концепции художественного образования в РФ от 28 декабря 2001 г художественное образование во всех типах и видах образовательных учреждений направлено на формирование созидательной, творческой личности [9]. Художественное образование представляет один из важнейших способов формирования личности в ее целостности через овладение человеком художественной культуры отдельно взятого народа и человечества в целом.

Библиографический список

Для образовательной деятельности, реализуемой в Высшей школе народных искусств (академии), обеспечивающей профессиональную подготовку художников в области традиционных художественных промыслов, особое значение приобретают позиции гуманистической направленности, раскрытые в основных направлениях стратегического развития Высшей школы народных искусств (академии) - 2030 и направленные на интенсивное развитие человеческого капитала. Высокое качество подготовки художников традиционных художественных промыслов - конкурентоспособных профессионалов на рынке труда, носителей этого вида искусства, поддерживается воспитанием патриотизма, формированием национального самосознания, отражает актуально значимое понимание целей художественного образования в России [10]. Профессиональная подготовка будущих художников традиционных художественных промыслов осуществляется на базе обучения рисунку, включающему обучение основам академического рисования с натуры и декоративной интерпретации натурных изображений, соответствующих специфике конкретного вида исткусства.

Реализация Концепции художественного образования в Российской Федерации 2001 г. служит основой для развития личности человека в аспекте его интеллектуального и эмоционального богатства, индивидуальности. Практическая реализация Концепции осуществляется посредством системы художественного образования, включающей эстетическое воспитание, общее художественное образование, профессиональное художественное образование.

Причины, обусловливающие различное понимание людьми роли искусства в обществе, и предназначение образования могут быть разнообразны [6].

Идентичность представляется одной из главных характеристик общества, которая соотносится с самоидентификацией индивида и тех социальных групп, к которым он принадлежит.

«Идентичность определяет общество, но в основе идентичности лежит доминирующая культура данного общества в данный исторический отрезок времени. Национальная культура, понимаемая в широком смысле слова, является основой национальной идентичности» [11].

Об особенностях русской идентичности размышляли Н.А. Бердяев, М.А. Данилов, П.А. Сорокин. О. Шпенглер, А. Тойнби, С. Хантингтон, которые видели русскую идентичность цивилизационной. Образ русского человека и образ России в сознании людей часто ассоциируются с особенной миссией. Мировое культурное наследие в значительной степени представлено культурой России. Сейчас особую актуальность в мире приобрела задача сохранения национальной идентичности и культурного генофонда. Традиционные художественные промыслы, как отмечает академик РАО, президент Высшей школе народных искусств (академии) В.Ф. Максимович, принимают на себя функцию защиты национальной идентичности в условиях глобализации.

Связь искусства и «народа», культуры и «народа» волнует многих деятелей культуры как современности, так и прошлого. С одной стороны, искусство отражает особенности восприятия мира человеком, с другой стороны, влияет на формирование этого восприятия. Можно сказать, что искусство одновременно участвует в формировании личности человека (зрителя) и является продуктом творческой деятельности (художника). С этой точки зрения художник невольно выступает воспитателем, поскольку созданные им произведения оказывают влияние на самовосприятие личности зрителей (А.В. Бакушинский), в то же время сам художник откликается на социокультурные, политические, экономические особенности своего времени.

Таким образом, художник сам осознает себя как личность, принимая на себя воздействие окружающей среды, так же как любой человек; но результатом этого самоосмысления выступает произведение искусства, которое уже является одним из элементов окружающего мира [12]. Художник не только реагирует на окружающую среду, но воздействует на нее, соответственно, опосредованно влияет на социум. Педагоги художественного образования и художники-теоретики прошлого и настоящего (Д.Е. Аркин, В.И. Бутовский, А. Ван де Велде, У. Моррис, А.Б. Салтыков, А. Тапиес, Э. Криспольти и др.) предлагают различные концепции воспитания посредством искусства, исследуют психологию творчества и восприятия искусства. Художник опосредованно вовлекает людей в мир искусства, посредством оптимизации процесса взаимодействия зрителей и произведения искусства реализует потребность в профессиональной самореализации и социализации.

1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. От 25.12.2018). Available at: https://docs.cntd.ru/document/902389617

2. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. Москва: СИН-ТЕГ: 375 - 389.

3. Паустовский К.Г Золотая роза. Москва: АСТ, 2017.

4. Ушинский К.Д. О камеральном образовании. Собрание сочинений: в 11 т. Москва - Ленинград: АПН РСФСР 1948; Т. 1: 121 - 252.

5. Элкинс Дж. Почему нельзя научить искусству: пособие для студентов художественных вузов. Москва: Ад Маргинем Пресс, 2017.

6. Федотова О.В. Насмотренность как одно из условий создания творческого образа в профессиональном образовании традиционных художественных промыслов. Традиционное прикладное искусство и образование. 2021; № 3: 82 - 91. Available at: https://www.dpio.ru/stat/2021_3/2021-03-16.pdf

7. Копенкина О. Академии и фабрики художественного воспитания в США. Художественный журнал. 2003; № 50. Available at: http://moscowartmagazine.com/issue/58/ article/1169

8. Дракина И.К. Актуализация проблемы формирования региональной системы профессионально-общественной оценки качества. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 1 (74): 288 - 289.

9. Концепция художественного образования в Российской Федерации: утверждена Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 28.12.2001 № 1403.

10. Максимович В.Ф., Ванюшкина Л.М., Тихомиров С.А. Основные направления стратегического развития Высшей школы народных искусств (академии) - 2030. Традиционное прикладное искусство и образование. 2021; № 4: 40-74. Available at: https://www.dpio.ru/stat/2021_4/2021-04-11.pdf

11. Лебедев С.В. Глокализация и возврат этничности в век глобализации. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 2(69): 257 - 261.

12. Шаповалова И.А. Психолого-педагогическая поддержка развития интерпретационной деятельности студентов института традиционного прикладного искусства. Традиционное прикладное искусство и образование. 2021; № 2: 79 - 89. Available at: https://www.dpio.ru/stat/2021_2/2021-02-10.pdf

References

1. Ob obrazovanii v RossijskojFederacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. Ot 25.12.2018). Available at: https://docs.cntd.ru/document/902389617

2. Novikov A.M., Novikov D.A. Metodologiya. Moskva: SIN-TEG: 375 - 389.

3. Paustovskij K.G. Zolotaya roza. Moskva: AST, 2017.

4. Ushinskij K.D. O kameral'nom obrazovanii. Sobranie sochinenij: v 11 t. Moskva - Leningrad: APN RSFSR, 1948; T. 1: 121 - 252.

5. 'Elkins Dzh. Pochemu nel'zya nauchit' iskusstvu: posobie dlya studentov hudozhestvennyh vuzov. Moskva: Ad Marginem Press, 2017.

6. Fedotova O.V. Nasmotrennost' kak odno iz uslovij sozdaniya tvorcheskogo obraza v professional'nom obrazovanii tradicionnyh hudozhestvennyh promyslov. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvoiobrazovanie. 2021; № 3: 82 - 91. Available at: https://www.dpio.ru/stat/2021_3/2021-03-16.pdf

7. Kopenkina O. Akademii i fabriki hudozhestvennogo vospitaniya v SShA. Hudozhestvennyjzhurnal. 2003; № 50. Available at: http://moscowartmagazine.com/issue/58/article/1169

8. Drakina I.K. Aktualizaciya problemy formirovaniya regional'noj sistemy professional'no-obschestvennoj ocenki kachestva. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 1 (74): 288 -289.

9. Koncepciya hudozhestvennogo obrazovaniya v Rossijskoj Federacii: utverzhdena Prikazom Ministerstva kul'tury Rossijskoj Federacii ot 28.12.2001 № 1403.

10. Maksimovich V.F., Vanyushkina L.M., Tihomirov S.A. Osnovnye napravleniya strategicheskogo razvitiya Vysshej shkoly narodnyh iskusstv (akademii) - 2030. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. 2021; № 4: 40-74. Available at: https://www.dpio.ru/stat/2021_4/2021-04-11.pdf

11. Lebedev S.V. Glokalizaciya i vozvrat 'etnichnosti v vek globalizacii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 2(69): 257 - 261.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Shapovalova I.A. Psihologo-pedagogicheskaya podderzhka razvitiya interpretacionnoj deyatel'nosti studentov instituta tradicionnogo prikladnogo iskusstva. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. 2021; № 2: 79 - 89. Available at: https://www.dpio.ru/stat/2021_2/2021-02-10.pdf

Статья поступила в редакцию 30.05.22

УДК 378.16

Kurakina I.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of History of Art, High School of Folk Arts (Academy) (St. Petersburg, Russia),

E-mail: [email protected]

THE COURSE OF THE THEORY OF TRADITIONAL ARTISTIC CRAFTS IN THE PROFESSIONAL EDUCATION OF FUTURE ARTISTS: ESSENCE, CONTENT, MEANING. The article reveals the content of a course of theory on traditional arts and crafts in the higher education system of future artists in the field of traditional applied arts, studying in the direction of training 54.04.02 Decorative and applied arts and crafts. The author defines priorities of training students at the master's level, identifies the place of the designated course in the structure of training artists in this field, reveals its mission and essential dominants. The study identifies features of the development and the content of the course on the theory of traditional arts and crafts and the analysis of their impact on the formation and development of students' own research experience. The materials of the article are prepared on the basis of understanding the practice of teaching at the Higher School of Folk Arts (Academy).

Key words: traditional artistic crafts, content of education, theory of traditional artistic crafts, research activities, Higher School of Folk Frts, artist, master's degree.

И.И. Куракина, канд. пед. наук, доц., Высшая школа народных искусств (академии), г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]

КУРС ТЕОРИИ ТРАДИЦИОННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ

В статье раскрыто содержание курса теории традиционных художественных промыслов в системе высшего образования будущих художников в области традиционного прикладного искусства, обучающихся по направлению подготовки 54.04.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Автор определяет приоритеты подготовки студентов на уровне магистратуры; выявляет место курса в структуре подготовки художников в этой сфере; раскрывает его сущностные доминанты. В исследовании определены особенности разработки и наполнения тем содержания курса теории традиционных художественных промыслов. Представлен анализ их влияния на формирование опыта научно-исследовательской деятельности студентов. Материалы статьи подготовлены на основе осмысления практики обучения в Высшей школе народных искусств (академии).

Ключевые слова: традиционные художественные промыслы, содержание образования, теория традиционных художественных промыслов, научно-исследовательская деятельность, Высшая школа народных искусств (академия), художник, магистратура.

Актуальность темы статьи обусловлена вызовами современной эпохи и тенденциями образования XXI в., ключевая из которых - ориентация не только на практико-ориентированную подготовку будущих художников, но на формирование и развитие опыта самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области традиционных народных художественных промыслов как значимого условия сохранения, возрождения и развития культурного наследия [1; 2].

Цель данной работы - выявить сущность и специфику содержания курса теории традиционных художественных промыслов как фактора совершенствования научно-исследовательской деятельности студента (на уровне магистратуры). Цель диктует задачи исследования: определение места обозначенного курса в системе непрерывного профильного профессионального образования в области традиционных художественных промыслов; выявление основных доминант содержания курса; формулировка его миссии в профессиональном образовании будущих магистров и - шире - обеспечения органичного бытования традиционных художественных промыслов в XXI в.

Научная новизна исследования обусловлена разработкой содержания курса, не имеющего аналогов, для магистров направления подготовки 54.04.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, осмысления результатов его апробации в практике работы Высшей школы народных искусств (академии).

Теоретическая значимость заключена в определении доминант разработки содержания курса, позиционируемых в качестве основополагающих «вех» в теории традиционных художественных промыслов, изучение и осознание которых

станет фундаментальными основами, базой для приращения собственного опыта научно-исследовательской деятельности студентов.

Основой осмысления этапов формирования и бытования художественно-образной системы видов традиционного прикладного искусства при обучении художников в бакалавриате по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы является курс истории традиционных художественных промыслов. Его роль, процесс разработки содержания, особенности, организационно-педагогические условия, специфика учебно-методического обеспечения неоднократно становились предметом осмысления в исследованиях автора статьи [3; 4].

Сущностной особенностью подготовки магистров по направлению 54.04.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, в сравнении с бакалаврами, выступает приоритет видов деятельности, ориентированных на обогащение профессионального капитала выпускника новыми качествами. Среди них - способность выработки стратегии собственной научно-исследовательской работы, ее поэтапная реализация и последующая рефлексия; навыки взаимодействия с профессиональным сообществом; возможность реализации экспертной работы, осуществления профессиональных консультаций. Все это нашло отражение в расширении и уточнении типов задач профессиональной деятельности (в сравнении с бакалавриатом), что зафиксировано в ФГОС 3++ [5]. Изменение приоритетов и конечного результата подготовки художника традиционных художественных промыслов в магистратуре (доминанта научно-исследовательской деятельности) спровоцировали переосмысление содержания профессио-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.