Карамян Мариэтта Хачатуровна, доцент кафедры психологии Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека, доктор психологических наук, доцент
СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА КЕЙС-СТАДИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК: 378.1
карамян м.х. психологик олий таълим тизимида кейс-стади методини цуллашнинг узига хос хусусиятлари
Мак,ола олий укув юртида психолог мутахассисларини тайёрлашда кейс-стади методини куллашнинг тах,лилига баFишланган. Кейс методи таълим жараёнида ривожлантирувчи ва муаммоли метод сифа-тида талкин этилади. Бунда Кейс методининг таълимий ва ривожлантирувчи имкониятлари, психология сох,аларини укитишда кейслар танлаш ва уларни ишлаб чикишнинг усуллари очиб берилган.
Таянч суз ва тушунчалар: кейс-стади, таълимнинг фаол методлари, ривожлантирувчи таълим, муаммоли таълим, психологик амалиёт, укув мотивацияси, мустакил тафаккур.
карамян м.х. специфика применения метода кейс-стади в системе
высшего психологического образования
Статья посвящена анализу особенностей применения метода кейс-стади при подготовке психологов в высших образовательных учреждениях. Специфика применения кейс-стади как метода обучения рассматривается в контексте проблемного и развивающего обучения. Показан обучающий и развивающий потенциал кейс-метода, раскрываются способы разработки и подбора кейсов для преподавания учебных дисциплин по психологии.
Ключевые слова и понятия: кейс-стади, активные методы обучения, развивающее обучение, проблемное обучение, психологическая практика, познавательная мотивация, самостоятельное мышление.
karamyan м.кн. the specifics of case-study method implementation in the system of higher psychological education
The article is devoted to analysis of peculiarities of case study method application in psychologists training in higher educational institutions. The specificity of using the case as a learning tool is considered in the context of problem oriented and developing learning. The teaching and developing potential of the case method is shown. The ways of working out and selection of cases for teaching psychology disciplines are revealed.
Keywords: case study, active teaching methods, developing learning, problem learning, psychological practice, cognitive motivation, independent thinking.
Введение. Высшее профессиональное образование представляет собой важнейший социальный институт, обеспечивающий сохранение и накопление человеческого капитала, экономический, социальный и культурный рост страны, ее инновационное развитие и конкурентоспособность. Именно поэтому современное образование ориентировано на формирование профессионала, способного к деятельности в конкурентной среде, на создание условий для профессионального роста человека и реализации его творческого потенциала. Это с необходимостью ставит перед педагогическими кадрами задачи применения таких методов преподавания, которые создадут атмосферу развития у студентов умений использовать полученные в ходе обучения знания в реальной профессиональной ситуации. Особенно остро эти задачи стоят при подготовке кадров в системе высшего психологического образования.
Профессиональная деятельность психолога относится к общественно значимым сферам. Она отвечает на конкретные практические запросы в различных сферах жизни, связанных с образованием, охраной здоровья, социальной защитой семьи и детей, спортом, и предпринимательством. «Радикальное изменение соотношения между теорией и практикой в психологии»1 требует поиска и применения не только эффективных способов диагностики и оказания психологической помощи, но и действенных методов обучения будущих профессионалов. В связи с этим несомненный интерес представляет рассмотрение содержательных и методических вопросов преподавания в системе высшего профессионального психологического образования.
Целью настоящей статьи является анализ особенностей применения кейс-стади как активного метода обучения в процессе подготовки психологов в системе высшего образования. Реализация этой цели требует обсуждения теоретико-методологических основ использования кейс-стади в контексте развивающего и проблемного обучения психологии.
Анализ активных методов обучения психологии в контексте проблемного и разви-
1 Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во УРАО, 2000. -С. 128.; Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии.: Учеб.-метод. пособие для преподават. и аспирантов вузов. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. -С. 304; Сапогова Е.Е. Профессиональное психологическое сознание: рефлексия вслух. // Журнал практическое психолога, 1997, № 6. -С. 3-12.
вающего обучения в психологической науке.
Рассмотрение проблематики методов активного обучения в системе профессиональной подготовки психологов обусловлено, с одной стороны, особенностями психологии как области гуманитарного познания, а с другой стороны, характеристиками целевой студенческой аудитории как аудитории взрослых.
Специфика психологии как области гуманитарного познания раскрывается в работах В.Я.Ляудис, Б.Ц.Бадмаева, Е.Е.Сапоговой2. Она заключается в особом отношении субъекта познания к познаваемому, в субъект-субъектном взаимодействии, в диалогическом общении, в реализации при обучении психологии установки на «вчувствование и переживание психических феноменов»3.
Преподавание психологии как гуманитарной дисциплины, по мнению В.Я.Ляудис (2000), предполагает инновационную стратегию управления учебно-воспитательным процессом, суть которой в признании ценности личности всех его участников. Культура инновационного образования позволяет выстраивать учебно-воспитательный процесс на основе групповых форм учения, сотрудничества и сотворчества участников образовательного процесса. Так, Е.Е.Сапогова (2003) считает ключевым умением профессионального психолога способность к экзистенциальному диалогу, находящему свое выражение в «искусстве разговора», в процессе диалогического общения преподавателя и студентов4.
Для развития этой способности важным представляется использование методов активного обучения, которые посредством его проблематиза-ции, выстраивают основу для профессионального развития студентов, их личностной самореализации и рефлексивного приобретения профессиональных умений.
Специфика применения активных методов обучения в системе высшего образования связана с особенностями студенческой аудитории как аудитории взрослых. В психолого-педагогической литературе рассмотрение проблематики обучения взрослых включает в себя обсуждение социаль-
2 Сапогова Е.Е. Концепты и ориентиры современного психологического образования. // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2003. № 10. С. 8-13. URL: http://www. esapogova.narod.ru/texts/almamat.htm (дата обращения: 18.07.2017).
3 Там же.
4 Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб.- метод. пособие для преподавателей и аспирантов вузов. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. -С. 304.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2019, 11(84)
ных и психологических особенностей взрослых, принципов построения образовательного процесса.
Развивающее обучение в высшем образовательном учреждении и, соответственно, развивающее обучение взрослых, предполагает, по мнению Б.Ц.Бадмаева (1999),
- переход студентов в своей учебной деятельности от обучения под руководством и повседневным контролем преподавателя к самостоятельному освоению научной картины мира, к овладению методами обучения и самообучения;
- такое взаимодействие преподавателя со студентами, которое ведет не только к информированию и накоплению различного рода сведений, но и к развитию личности студента и преподавателя;
- подбор преподавателем такого теоретического материала и таких методов обучения, которые будут способствовать развитию самостоятельности мышления студентов1. К примеру, теоретическое содержание учебного материала помогает студенту мыслить теоретически, вникать в сущность наблюдаемых явлений, устанавливать их внутренние связи и отношения.
В преподавании психологии важным представляется «организация совместной деятельности обучающего и обучаемых. Потому что теоретические знания лучше усваиваются, когда помощь преподавателя проявляется в форме его участия в коллективной дискуссии по выявлению теоретического вывода из обсуждения различных вариантов анализа жизненной ситуации, объективных фактов проявления психического»2. При этом, фундаментальный принцип проблемного обучения - исследовательский подход. Он как нельзя лучше совпадает и с идеями развивающего обучения, так как способствует развитию у студентов чувства ответственности, умений самостоятельной постановки и реализации целей и командной работы. В зарубежной научной периодике отмечается ценность проблемного обучения
1 Wiggins S., Chiriac E.H., Abbad G.L., Pauli G., Worrell M. Ask not only 'What Can Problem-Based Learning Do for Psychology?' But 'What can Psychology do for Problem-Based Learning?' A Review of the Relevance of Problem-Based Learning for Psychology Teaching and Research// Psychology Learning & Teaching. 2016. Vol. 15(2). P.136-154.
2 Штроо В.А. Методы активного социально-психологического обучения: учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: «Юрайт2, 2015. -С. 277.
при преподавании клинической, педагогической и юридической психологии3.
Таким образом, применение активных методов обучения находит свой отклик в специфике психологии как гуманитарной дисциплины, в ключевых принципах развивающего и проблемного обучения.
Методы активного обучения характеризуются переносом активности обучающегося с усвоения знаний на их «добывание» и взаимодействие преподавателя и студентов, студентов между собой. Эти методы реализуются при соблюдении принципов проблемности, обеспечения адекватности содержания обучения практическим задачам, взаимообучения, приоритетности понимания над знанием. Создавая условия для активизации учебно-познавательной деятельности студентов, методы активного обучения основываются на формировании профессиональных интересов, эмоциональной вовлеченности, использовании творческого потенциала всех участников образовательного процесса4.
Обзор специальной литературы показывает, что специалисты сравнивают активные методы обучения с традиционной моделью обучения психологии. Так, студенты факультетов психологии в ходе опросов указали на недостаточное применение при обучении психологии активных методов обучения и в связи с этим сложности применения ими теоретических знаний к решению профессиональных задач5.
Мнение студентов совпадает с критикой учеными традиционной модели обучения. В частности, Е.П.Кринчик (2008) подчеркивает такие особенности традиционной модели обучения как пассивность студента как получателя информации, создание условий лишь для развития мотивации достижения, а не познавательной мотивации. Традиционная модель обучения строится на основе фронтального обучения, что противоречит идеям диалогического общения и принципу построения индивидуальной траектории становления в
3 Кринчик Е.П. К вопросу об активных формах обучения в профессиональной подготовке психологов. // Психология в вузе, 2008, № 6. -С.73-92.
4 Кринчик Е.П. Некоторые проблемы профессионального становления студентов на факультете психологии МГУ. // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2006. № 1. -С.82-89.
5 Например, см.: Мухаметжанова А.О., Айдарбекова К.А., Мухаметжанова Б.О. Интерактивные методы обучения в вузе. // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2016. № 2. -С.84-87.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2019, 11(84)
пространстве культуры, в системе общего и профессионального образования.
Проблематика методов активного обучения в системе профессионального становления психологов раскрывается в противоречии между высоким уровнем базового теоретического образования и слабой подготовкой к реальной профессиональной деятельности во всех сферах психологической практики1. Другими словами, специфика обучения психологии такова, что не всегда дает возможность для приобретения опыта самостоятельного решения профессиональных задач.
Опыт преподавания автором данной статьи учебных дисциплин по психологии в рамках высшего психологического образования показывает, что:
- во-первых, развивающий и проблемный подход к организации предметного содержания обучения психологии является ключевым. Иными словами, важным представляется обсуждение в процессе обучения психологии реальных жизненных ситуаций, которые будут связаны с будущей профессиональной деятельностью психологов. Этот подход предполагает применение активных методов обучения;
- во-вторых, применяемые методы активного обучения должны носить диалогический (ориентация на взаимодействие студентов между собой и с преподавателем) и аналитико-рефлексивный (ориентация на осознание студентами и преподавателем жизненных ситуаций, своих переживаний) характер;
- в-третьих, применяемые методы активного обучения должны способствовать глубокому осмыслению психологической действительности, особенно в сфере межличностного и интимно-личностного общения, на примере таких ситуаций и случаев, которые возникают в профессиональной практической деятельности психологов.
Специфика применения кейс-стади при преподавании психологических дисциплин. Методом, который имманентно соотносится и с особенностями психологии как сферы гуманитарного знания, и с диалогичностью, герменевтично-стью, полисемантичностью, феноменальностью профессионального психологического сознания, и со спецификой преподавания психологии как
1 Например, см.: Стрекалова Н. Д., Беляков В. Г. Разработка и применение учебных кейсов: практическое руководство. - Санкт-Петербургский филиал Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики». СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ. - Санкт-Петербург, 2013. -С. 80.
учебной дисциплины в рамках развивающего и проблемного обучения, является метод «Кейс-стади» (метод изучения случая).
Являясь одним из ведущих активных методов и технологий коллективного обучения, кейс «интегрирует другие технологии. Прежде всего, это технологии развивающего, личностно-ориентированного обучения, включающие в себя процедуры индивидуального, группового и коллективного развития»2. В специализированной литературе анализируются особенности двух - американской и европейской - школ кейс-стади3, приводятся параметры сравнения учебных и исследовательских кейсов4, подчеркиваются сложности и положительные стороны использования этого метода в обучении5.
Анализ литературы показывает, что положительными сторонами применения кейса как активного метода обучения психологии являются:
1) возможность оживления и интенсификации учебного процесса, побуждение к творческому участию в нем студента;
2) возможность самостоятельной работы студента по получению знаний и для поиска студентом ответов на важные вопросы;
3) возможность приобретения студентом собственного опыта решения задач, его анализа и выработки соответствующих концептуальных (теоретических: понимание принципов закономерностей и связей) и инструментальных (практических: модели поведения и их следствия) выводов;
4) возможность для формирования у студента навыка рефлексии, самопознания.
Заслуживает внимание мысль Н.В.Лебедевой (2016), что кейс-стади максимально полно отражает компетентностью подход в современной системе непрерывного образования. Кроме этого,
2 Например, см.: Mostert M.P. Challenges of Case-Based Teaching// The Behavior Analyst Today. 2007. Vol.8 (4). P.436-442; Психология конфликта. Компендиум кейсов: учеб. пособие. / Под ред. Т.И.Короткиной. - СПб.: СПбГУП, 2016. -С. 116.
3 Плотников М.В., Чернявская О.С., Кузнецова Ю.В. Технология case-study. Учебно-методическое пособие. Нижний Новгород, 2014. -С. 208.
4 Лебедева Н.В. Кейс-стади: метод обучения в системе дополнительного профессионального образования работников социальной сферы. // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2016. Том 25. № 1. -С. 121-127.
5 Смолянинова О. Г. Кейс-метод обучения в подготовке педагогов и психологов. // Информатика и образование, 2001, №6. -С. 52-57.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2019, 11(84)
по мнению О.Г.Смоляниновой, кейс-стади формирует у психологов различные профессиональные навыки: аналитические (классифицировать, выделять, анализировать), творческие (креативно мыслить), коммуникативные и социальные (слушать и слышать, взаимодействовать и общаться, убеждать), а также практические умения (использовать на практике академические теории, методы и принципы).
Таким образом, метод «Кейс-стади» занимает ключевое место среди активных методов развивающего и проблемного обучения студентов в системе высшего психологического образования. При этом полноправное присутствие кейс-стади среди методов обучения связано и особенностями психологической практики. Фактически, метод кейс-стади по своей сущности полностью отражает теоретико-методологические положения практико-ориентированных направлений психологического знания и является «распространенным жанром в психотерапии» (Н.П.Бусыгина, 2009)1.
Н.П.Бусыгина подчеркивает, что исследования случаев (case study) имеет научный потенциал в психологическом познании и замечательны тем, что связаны с реальными жизненными ситуациями, описывают целостные типажи человеческого поведения. Не останавливаясь на детальных описаниях применения анализа случая в классической литературе по консультированию и психотерапии, в качестве примеров можно отметить современные публикации на страницах профессиональной психологической периодики. К примеру, это статьи Э.С.Бурчаганова (2001), О.В.Лукьянова и К.В.Волынец (2015), Н.С.Бурлаковой и Ю.Н.Федоровой (2016)2.
Опыт применения кейс-стади автором статьи при преподавании психологических дисциплин. Рассмотрим потенциал кейс-стади как метода обучения на примере преподавания автором статьи учебной дисциплины «Психология
1 Бусыгина Н.П. Научный статус методологии исследования случаев. // Московский психотерапевтический журнал, 2009, № 1. -С. 9.
2 Бурчаганов Э.С. Случай с драчливостью мальчика. // Консультативная психология и психотерапия. 2001, № 3. -С. 151-161; Лукьянов О.В., Волынец К.В. Инициативность и вовлеченность в экзистенциальном консультировании. Анализ случая. // Вестник Томского государственного университета, 2015, № 400. -С. 277-281; Бурлакова Н.С., Федорова Ю.Н. Метод формулирования случая в практико-ориентированном исследовании. // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Том 24. № 1. С. 109-129. doi:10.17759/cpp.2016240108.
семейных отношений». Его применение в рамках указанной дисциплины связано с постановкой следующих методических вопросов, а именно:
1) вопроса о видах кейсов;
2) вопроса о требованиях к подбору и разработке кейсов;
3) вопроса об этапах совместной работы преподавателя и студента над кейсом (случаем).
В рамках преподавания учебной дисциплины «Психология семейных отношений» представляется возможным использование как иллюстративных, так и учебных кейсов. Как правило, по мнению И.В.Гладких (2005), иллюстративный (описательный) кейс напоминает профессионально описанную ситуацию, представляющую собой практический пример, раскрывающий отдельные положения теории, удачные или ошибочные решения3. Учебные кейсы могут быть разработаны на основе иллюстративного кейса для проведения обсуждения, самостоятельного анализа и поиска. Важным при этом является, как указывает И.В.Гладких (2005), отсутствие в кейсе готового решения, организация работы для самостоятельного его поиска студентами.
И, наконец, вопрос об этапах работы над кейсом представляется особенно важным в процессе обучения. Корректная работа с кейсом позволяет актуализировать определенный комплекс знаний, необходимых при разрешении данной проблемы. Этапы решения кейсов подробно раскрыты в специализированной литературе, например, М.Л.Ивлевой, Н.Р.Саенко4.
Опыт преподавания автором учебной дисциплины «Психология семейных отношений» показывает, что предпочтительным является использование мини-кейсов, объем которых занимает от 2 до 10 страниц максимум. Достоинствами мини-кейса в данном случае является наличие в кейсе ключевой информации, имеющей непосредственное отношение к описанию проблемной ситуации, и возможности проведения дискуссии в аудитории на основе раскрытого «здесь и сейчас» теоретического материала.
При использовании кейсов в процессе преподавания возникает закономерный вопрос о
3 Гладких И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Менеджмент. 2005. Выпуск 2. -С. 169-194.
4 Ивлева М.Л., Саенко Н.Р. Особенности применения кейс-метода в курсе «Педагогика и психология высшей школы» для аспирантов. // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2016. Том 10. № 2. -С. 59-67.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2019, 11(84)
требованиях к их разработке. При разработке и подборе учебных кейсов по психологии семейных отношений автор считает, что кейсы должны быть ориентированы на конкретную аудиторию, написаны понятным языком, на основе достоверных теоретико-исследовательских данных, но без прямых авторских комментариев. В кейсе обязательно должна быть отражена проблемная ситуация, приближенная к реальным жизненным обстоятельствам.
Вопрос об источниках кейсов является одним из ключевых для каждого преподавателя. Фактически, кейс представляет собой результат интеллектуально-рефлексивной деятельности преподавателя. Банк кейсов автора статьи по учебной дисциплине «Психология семейных отношений» включает в себя:
1. Кейсы, разработанные на основе клинических случаев современных известных психотерапевтов и семейных консультантов (например, Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис, А.Варга). Эти кейсы описываются в текстовом формате.
2. Исторически известные случаи, описанные в специальной психологической литературе в виде кейсов и рассматриваемые различными психологами с точки зрения своих научно-теоретических и научно-практических позиций. Например, случай маленького Ганса (З.Фрейд) или случай Эленн Вест1.
3. Случаи, описываемые в психологической периодике. Несомненным достоинством этих кейсов выступает их исследовательско-практический характер2. В частности, в статье Э.С.Бурчаганова приводятся подробное описание случая, работа консультанта, анализ генограмм в начале консультирования и на заключительной сессии.
4. Видео-кейсы, подобранные автором из художественных фильмов. В частности, для иллюстрирования с элементами развивающего и проблемного обучения используются небольшие, как правило, до 10 минут отрывки из художественных фильмов. Например, «Свекровь» (режиссер Г.Сеидзаде, 1978), «Бунт невесток»
1 Арутюнян М.Ю. «Маленький Ганс» как случай семейной терапии // Консультативная психология и психотерапия. 1996. № 2. URL: http://psyjournals.ru/mpj/1996/ n2/25504.shtml (дата обращения: 3.10.2017); Бинсвангер Л., Мэй Р., Роджерс К. Три взгляда на случай Эллен Вест: Л.Бинсвангер, Р.Мэй, К.Роджерс. // Московский психотерапевтический журнал, 1993, № 3. -С.25-74.
2 Например, см.: Бурчаганов Э.С. Случай с драчливостью мальчика. // Консультативная психология и психотерапия, 2001, № 3. -С. 151-161.
(реж. М.Абзалов, 1984), «Не сошлись характерами» (реж.Н.Александрович, 1989), «Гордость и предубеждение» (реж.С.Лэнгтон, 1995), «Звездочки на небе» (реж. Аамир Хан, 2007), «Дневник мамы первоклассника» (реж. А.Силкин, 2014). При этом для видео-кейсов намеренно используются как современные фильмы, так и фильмы, снятые несколько десятилетий назад, как исторические фильмы, так и фильмы о современной жизни. Это дает возможность демонстрации наличия одних и тех же психологических и социально-психологических закономерностей функционирования семьи как системы, влияния на нее исторических и этнокультурных факторов.
5. Кейсы, формулируемые студентами самостоятельно на основе проведения психодиагностической работы с помощью использования методик «Генограмма» и «Семейная социо-грамма». Несомненным достоинством такого рода кейсов выступает не только их аналитический, но и исследовательский характер, возможность отработки навыков работы по сбору информации от человека, рефлексия студентами особенностей функционирования своих собственных семей.
6. Кейсы, формулируемые студентами в процессе отработки своих собственных переживаний с помощью метафорических ассоциативных карт посредством рассказа или истории.
Выводы. Таким образом, анализ особенностей применения метода кейс-стади в преподавании учебных дисциплин по психологии в системе высшего психологического образования показывает следующее:
1) теоретико-методологической и практической основой использования метода кейс-стади являются развивающее обучение взрослых и проблемное обучение, ориентированные на формирование у студентов самостоятельности мышления, навыков индивидуальной и групповой работы, принятия решений;
2) применение метода кейс-стади ставит методические вопросы, связанные с требованиями к подбору или разработке кейсов, этапами совместной работы;
3) в процессе преподавания психологических дисциплин рекомендуется использование небольших иллюстративных и учебных кейсов как в текстовом формате, так и в формате видео.
Предложения. Для дальнейшего совершенствования преподавания психологических дисциплин в системе высшего психологического образования предлагается:
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2019, 11(84)
1) соединение в преподавании методологии исследования случаев в психологии и принципов развивающего и проблемного обучения;
2) разработка и подбор кейсов, отражающих социокультурные и этнокультурные особенности психологических феноменов;
3) обсуждение опыта преподавания психологических дисциплин с целью создания банка кейсов.
Обозначенные в статье в порядке обсуждения вопросы применения кейс-стади как метода обучения в системе высшего психологического образования требуют от преподавателя постоянного рефлексивного поиска, направленного на повышение качества обучения студентов профессии.
Использованная литература:
1. Арутюнян М.Ю. «Маленький Ганс» как случай семейной терапии. // Консультативная психология и психотерапия, 1996, № 2. и^: http://psyjournals.ru/mpj/1996/ п2/25504^т1 (дата обращения: 3.10.2017)
2. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии.: Учеб.-метод. пособие для преподават. и аспирантов вузов. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. -С. 304.
3. Бинсвангер Л., Мэй Р., Роджерс К. Три взгляда на случай Эллен Вест: Л.Бинсвангер, Р.Мэй, К.Роджерс. // Московский психотерапевтический журнал, 1993, № 3. -С.25-74.
4. Бурлакова Н.С., Федорова Ю.Н. Метод формулирования случая в практико-ориентированном исследовании. // Консультативная психология и психотерапия, 2016, том 24, № 1. -С. 109-129.
5. Бурчаганов Э.С. Случай с драчливостью мальчика. // Консультативная психология и психотерапия, 2001, № 3. -С. 151-161.
6. Бусыгина Н.П. Научный статус методологии исследования случаев. // Московский психотерапевтический журнал, 2009, № 1. -С. 9-34.
7. Василюк Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории. // Консультативная психология и психотерапия, 1992, том 1, № 1. -С. 15-32.
8. Гладких И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Менеджмент. 2005. Выпуск 2. -С. 169-194.
9. Ивлева М.Л., Саенко Н.Р. Особенности применения кейс-метода в курсе «Педагогика и психология высшей школы» для аспирантов. // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса, 2016, том 10, № 2. -С. 59-67.
10. КЕЙС-СТАДИ: принципы создания и использования. - Тверь: «СКФ-офис», 2015. -С. 114.
11. Кринчик Е.П. К вопросу об активных формах обучения в профессиональной подготовке психологов. // Психология в вузе, 2008, № 6. -С. 73-92.
12. Кринчик Е.П. Некоторые проблемы профессионального становления студентов на факультете психологии МГУ. // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология, 2006, № 1. -С. 82-89.
13. Лебедева Н.В. Кейс-стади: метод обучения в системе дополнительного профессионального образования работников социальной сферы. // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2016. Том 25. № 1. С. 121-127.
14. Лукьянов О.В., Волынец К.В. Инициативность и вовлеченность в экзистенциальном консультировании. Анализ случая. // Вестник Томского государственного университета, 2015, № 400. -С. 277-281.
15. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во УРАО, 2000. -С. 128.
16. Мухаметжанова А.О., Айдарбекова К.А., Мухаметжанова Б.О. Интерактивные методы обучения в вузе. // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2016. № 2. -С. 84-87.
17. Плотников М.В., Чернявская О.С., Кузнецова Ю.В. Технология case-study. Учебно-методическое пособие. - Нижний Новгород, 2014. -С. 208.
18. Психология конфликта. Компендиум кейсов: учеб. пособие. / Под ред. Т.И.Короткиной. - СПб.: СПбГУП, 2016. -С. 116.
19. Сапогова Е.Е. Концепты и ориентиры современного психологического образования. // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2003. № 10. С. 8-13. URL: http://www. esapogova.narod.ru/texts/almamat.htm (дата обращения: 18.07.2017).
20. Сапогова Е.Е. Профессиональное психологическое сознание: рефлексия вслух. // Журнал практическое психолога, 1997, № 6. -С. 3-12.
21. Смолянинова О. Г. Кейс-метод обучения в подготовке педагогов и психологов. // Информатика и образование, 2001, №6. -С. 52-57.
22. Стрекалова Н. Д., Беляков В. Г. Разработка и применение учебных кейсов: практическое руководство. Санкт-Петербургский филиал Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики». СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, 2013. -С. 80.
23. Штроо В.А. Методы активного социально-психологического обучения: учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: «Юрайт», 2015. -С. 277.
24. Mostert M.P. Challenges of Case-Based Teaching// The Behavior Analyst Today. 2007. Vol.8 (4). P.436-442.
25. Wiggins S., Chiriac E.H., Abbad G.L., Pauli G., Worrell M. Ask not only 'What Can Problem-Based Learning Do for Psychology?' But 'What can Psychology do for Problem-Based Learning?' A Review of the Relevance of Problem-Based Learning for Psychology Teaching and Research//Psychology Learning & Teaching. 2016. Vol. 15(2). P.136-154.