Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций и экспектаций у студентов через интерактивные формы и методы обучения'

Формирование профессиональных компетенций и экспектаций у студентов через интерактивные формы и методы обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙС / МЕТОД КЕЙС-СТАДИ / CASE STUDY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE FORMS OF LEARNING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ / EDUCATIONAL OBJECTIVES / РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ / EDUCATIONAL GOALS / METHOD OF CASE STUDY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ленская Ирина Юрьевна, Шиндряева Ирина Викторовна

Рассматриваются интерактивные методы обучения, обеспечивающие формирование у будущих специалистов профессиональной компетенции основного комплексного результата профессиональной подготовки в вузе. Интерактивные методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач. В статье особенно отражена значимость методики преподавания в режиме «кейс-стади», как важнейшей составляющей качественного образования, способствующей формированию и «воспитанию» первоклассных, высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов. Использование методики преподавания в режиме «кейс-стади» позволяет реализовывать в учебном процессе образовательные, развивающие и воспитательные цели. Анализируются преимущества и недостатки «полевых» и «кресельных» кейсов. Перечислены правила и обязательные условия организации интерактивного обучения. Авторы применяли интерактивные методы обучения для оценки их влияния на результативность обучения. Сделан вывод о том, что вышеназванные методы позволяют улучшить результативность обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ленская Ирина Юрьевна, Шиндряева Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of professional competencies and expectations of students through interactive forms and methods of teaching

Deals with interactive methods of training providing formation of the future specialists professional competence the main result of comprehensive training at the University. Interactive teaching methods allow to intensify the process of understanding, digestion and creative applying of knowledge in solving practical tasks. The article particularly reflects the importance of teaching methods in the "case study" as an essential part of quality education, contributing to the formation and "education" first-class, highly qualified, competitive specialists. The use of teaching methods in the "case study" allows us to implement in educational process of educational, developmental and educative aims. It analyses the advantages and disadvantages of the "field" and "chair" cases. The following are the rules and necessary conditions for the organization of interactive learning. The authors used interactive teaching methods to assess their impact on the effectiveness of the training. It is concluded that the aforementioned methods enable to improve the effectiveness of the training.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций и экспектаций у студентов через интерактивные формы и методы обучения»

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 4 (июль - август) http ://mir-nauki.com/vol4-4. html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/28PDMN416.pdf Статья опубликована 22.08.2016 Ссылка для цитирования этой статьи:

Ленская И.Ю., Шиндряева И.В. Формирование профессиональных компетенций и экспектаций у студентов через интерактивные формы и методы обучения // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 4 http://mir-nauki.com/PDF/28PDMN416.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 378.147

Ленская Ирина Юрьевна

ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации» Филиал в г. Волгоград, Россия, Волгоград Кандидат социологических наук, доцент E-mail: lenskaya.irina@bk.ru

Шиндряева Ирина Викторовна

ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации» Филиал в г. Волгоград, Россия, Волгоград Старший преподаватель E-mail: i.shindryaeva@yandex.ru

Формирование профессиональных компетенций и экспектаций у студентов через интерактивные формы и методы обучения

Аннотация. Рассматриваются интерактивные методы обучения, обеспечивающие формирование у будущих специалистов профессиональной компетенции - основного комплексного результата профессиональной подготовки в вузе. Интерактивные методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач. В статье особенно отражена значимость методики преподавания в режиме «кейс-стади», как важнейшей составляющей качественного образования, способствующей формированию и «воспитанию» первоклассных, высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов. Использование методики преподавания в режиме «кейс-стади» позволяет реализовывать в учебном процессе образовательные, развивающие и воспитательные цели. Анализируются преимущества и недостатки «полевых» и «кресельных» кейсов. Перечислены правила и обязательные условия организации интерактивного обучения.

Авторы применяли интерактивные методы обучения для оценки их влияния на результативность обучения. Сделан вывод о том, что вышеназванные методы позволяют улучшить результативность обучения.

Ключевые слова: метод кейс-стади; кейс; образовательный процесс; интерактивные формы обучения; образовательные цели; воспитательные цели; развивающие цели

На сегодняшний день качество образовательного процесса является ключевой проблемой в развитии человеческого потенциала в России. Образование должно

соответствовать потребностям общества, а современному рыночному обществу требуются специалисты, обладающие не только теоретическими знаниями, но и готовые к реальной трудовой деятельности, способные быстро адаптироваться к требованиям рынка труда.

Внедрение новых образовательных технологий в практику высшей школы в настоящее время является весьма значимым и обусловлено тенденцией формирования профессиональной компетентности будущего специалиста. Профессиональная компетентность является важнейшей компонентой профессионального образования, как интегральная характеристика личностных и деятельных качеств будущего специалиста, отражающая не только уровень его знаний, умений и опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально-нравственную позицию личности. Профессиональная компетентность является значимым фактором, позволяющим выпускнику адекватно интегрироваться в социальное пространство и, занимаясь определенного рода деятельностью, направить свое воздействие на окружающую природную, социальную среду и различные общественные отношения.

Таким образом, в процессе обучения необходимо обращать внимание в первую очередь на методы, при которых слушатели идентифицируют себя с учебным материалом, включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение. Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечают интерактивные методы обучения.

Интерактивный («inter» - это взаимный, «act» - действовать) - означает взаимодействовать, находиться в режиме диалога. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы [10].

Таким образом, интерактивное обучение - является диалоговым занятием, в процессе которого происходит коммуникация не только между студентами и преподавателем, но и в кругу студентов.

Задачами интерактивных форм обучения являются:

• мотивация у студентов заинтересованности;

• результативное приобретение знаний учебного материала;

• самостоятельный анализ студентами возможных вариантов решения поставленной учебной задачи (избрание одного из предлагаемых вариантов или поиск своего варианта решения и его обоснование);

• определение взаимодействия между студентами, получение навыков командной работы, формирование толерантности к различным мнениям, уважение права каждого на свободу слова;

• развитие у студентов собственного мнения;

• развитие жизненных и профессиональных навыков.

В современных условиях повышаются требования к учебному процессу, что вызывает необходимость вооружения студентов методами и приемами самостоятельной и групповой учебной работы, выработки умений самостоятельного добывания знаний, проведения анализа, формулирования и аргументирования выводов, принятия решений, представления

собственной точки зрения. Одним из методов, который способен повысить эффективность обучения является кейс-стади, или метод конкретных ситуаций (от английского case - случай, ситуация) - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов).

К сожалению, этот метод пока еще не получил должного распространения в российской системе образования. Однако следует отметить, что со второй половины 2000-х гг. интерес к методу кейс-стади возрастает - появились вузовские кейс-клубы, на базе таких высших учебных заведений как: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Московский физико-технический институт, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Московский государственный институт международных отношений, Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина и др.

Использование методики преподавания в режиме «кейс-стади» позволяет реализовывать в учебно-воспитательном процессе следующие образовательные и воспитательные цели [2].

Образовательные цели:

1) проконтролировать степень усвоения основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих занятиях;

2) обеспечить более глубокое усвоение основных задач по изученному материалу;

3) продолжить формирование и закрепление профессиональных умений и навыков по изученному материалу.

Развивающие цели:

1) развивать у студентов умения выделять главное, сравнивать, делать выводы в изучаемом материале;

2) развивать у студентов навыки анализа и критического мышления, синтезировать теорию и практику;

3) развивать культуру речи;

4) формировать у студентов умения преодолевать трудности в учении, закалять волю;

5) развивать у студентов познавательный процесс;

6) развивать интеллектуальные способности и умение применять полученные знания в жизненных ситуациях.

Воспитательные цели:

1) Первое, осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе занятий изучение таких вопросов как гуманизм, товарищество, этические нормы поведения;

2) Второе, решать задачи развития работоспособности, профилактики утомления;

3) Третье, решать задачи эстетического воспитания.

Для того чтобы внести ясность, рассмотрим историю возникновения и содержательные характеристики метода обучения кейс-стади. Метод кейсов был разработан в 20-е годы ХХ века в Гарварде. Сейчас существуют две классические школы кейс-стади - Гарвардская

(американская) и Манчестерская (западноевропейская). Их принципиальное отличие в следующем:

1. Американские (Гарвардские) кейсы больше по объему (20-25 страниц текста плюс 8-10 страниц иллюстраций в виде таблиц, диаграмм, схем и др.). Западноевропейские составляются, как правило, объемом 10-15 страниц.

2. Американские кейсы предполагают поиск единственно верного решения, а западноевропейские многовариантны, поэтому они сложнее. Обучающиеся должны обосновывать свою точку зрения, опираясь на теорию, защищать и аргументировать ее [3].

Наиболее распространенная структура кейса включает следующие разделы: историю становления и организационного развития фирмы (организации, предприятия, компании); необходимость изменений (в технике, продукте, рабочей силе, процессе); источники изменений; методы изменений; результаты изменений; основные вопросы и задачи по кейсу.

Названия кейса, как правило, отражает его основную идею и содержание, оно должно быть коротким, но в то же время ярким и легко запоминающимся (например, «Нравится ли Вам у нас работать?», «Коллектив - наш главный капитал», «Женщина руководитель: за или против?» и др.). Кейсы должны быть интересными, захватывающими, иметь свой сюжет и действующих лиц. Важно помнить, что они пишутся для обучения, поэтому должны содержать учебные цели и задачи.

Хорошо написанный кейс обеспечивает синтез теории и практики. Следовательно, обсуждению кейса должен предшествовать теоретический блок по проблемам, которые в нем присутствуют.

Кейс-стади метод партисипативного обучения, то есть вовлекающий студентов в проблемы управленческих дисциплин. Он широко утвердился во всем мире, но имеет много вариантов, что требует рассмотрения видов кейсов.

Так, например, кейсы, написанные на реальном фактическом материале - «полевые». Они считаются более правдоподобными, их можно разработать с использованием материалов исследований, документов, технических средств.

Реже встречаются «кресельные» кейсы. Их сюжеты являются вымыслами авторов. Рассмотрим преимущества и недостатки «полевых» и «кресельных» кейсов на рис. 1.

Преимущества «полевых» кейсов: содержат информацию, основанную на реальных фактах; предлагают описание реальных внутриорганизационных проблем; предоставляют возможность разработки с использованием элементов технических средств,

например, видео, ЭВТ и др.; предоставляют уникальную возможность исследования в целях построения теории. * <

Преимущества «кресельных» кейсов: низкие материальные и временные затраты; не возникает проблемы сотрудничества и выпуска информации, кейсы могут быть составлены по организациям, которые в ином случае на это не дали бы согласия; в настоящее время огромное количество материала по многим аспектам управления в организациях; доступность информации составителям кейсов общей публике, и таким образом, доступно тому, кто составляет кейсы; возможность создания эффекта правдоподобия при помощи публичных высказываний важных исполнительных лиц.

Недостатки «полевыгх» кейсов: большие временные и материальные затраты часто являются барьером; учебные моменты должны быть найдены в интересных ситуациях; должны быть выбраны таким образом, чтобы соответствовали требованиям структуры курса, так как курс выстраивается вокруг имеющейся информации; как правило, они больше по объему.

Недостатки «кресельных» кейсов: искусственный, вымышленный материал; им не хватает богатства внутренней информации; они не дают полного ощущения реальности описанных организаций; часто основаны на анализе, проведенном кем-то другим, например, журналистами, аналитиками и др.

Рисунок 1. Преимущества и недостатки «полевых» и «кресельных» кейсов В работе с кейсами можно выделить два важнейших этапа анализа изложенного материала:

1. Индивидуальная подготовка студента - преподаватель обязан ознакомить студентов с тем, как они должны осуществлять самостоятельную работу с кейсом;

2. Обсуждение и дискуссия в группе - результативность этого этапа зависит от действий преподавателя.

Поэтому преподавателю, работающему с методикой кейс-стади необходимо руководствоваться следующими рекомендациями.

Кейсы должны обсуждаться в атмосфере, позволяющей свободно обмениваться идеями и взглядами. Задача преподавателя следить за ходом обсуждения и создать атмосферу дискуссии. Он должен подавлять в себе искушение постоянно вмешиваться в дискуссию по поводу высказываний, которые ему кажутся неточными или неверными, так как возражать или критиковать мнения обсуждающих должны сами студенты.

Однако преподаватель может вмешиваться в обсуждение с целью прояснить что-либо, приобщить застенчивых членов группы к участию в дискуссии. Он должен по окончании дискуссии указать важные моменты, которые были упущены при обсуждении, и показать их связь с материалом, изложенным в лекциях и учебниках.

Задача преподавателя подготовить и заинтересовать участников дискуссии (студентов) для того чтобы они были активны в процессе обсуждения, а не пассивно присутствовали на обсуждении. Хорошо подготовленные студенты, активно принимающие участие в дискуссии, получают возможность не только повысить свое умение общаться и развивать аналитические способности, но и повысить свой творческий потенциал.

Преподаватель должен уберечь студентов от зацикливания на поисках одного верного решения проблемы, так как не бывает единственно верных решений или простых ответов на поставленные в кейсе вопросы. Не следует также ограничивать дискуссию по поводу кейса критикой его персонажей. Студенты должны выяснить, что было правильным, а что нет и почему; после этого важно предложить свое решение на базе знаний и приобретенного опыта.

Иногда от преподавателя требуется сглаживать конфликтные ситуации в аудитории разными способами, в том числе юмористически. В этом случае проявляется умение и талант преподавателя как педагога, психолога и менеджера.

Следуя рекомендациям отечественных и зарубежных специалистов, преподаватель сможет достичь не только поставленных учебных целей, но и помочь студентам в осмыслении учебного материала, в приобретении навыков оперирования категориями своей специальности, поиска противоречий, проблем, и способов их разрешения.

Приведем пример мини кейса, разработанного авторами для занятий по курсу «Управление персоналом».

Предприятие ООО «Янтарь» специализируется на торговле ювелирными изделиями. В составе компании 10 магазинов и 5 торговых точек. Кадровую службу на предприятии возглавляет - молодой и креативный руководитель Антонова Ирина Ивановна. Не так давно Антонова Ирина Ивановна вернулась с курсов повышения квалификации по современным вопросам управления персоналом, которые включали в себя, в том числе и вопросы планирования и развития карьеры персонала. Именно эти вопросы больше всего заинтересовали Антонову И.И., и неё был подготовлен план реализации своих идей для руководителя предприятия. В первый же день после возвращения с курсов повышения квалификации И.И. Антонова направилась к директору компании и рассказала о своих новаторских идеях и задумках. Руководитель компании очень заинтересовался мероприятиями предложенными Ириной Ивановной и попросил её подготовить и провести

тренинг в первую очередь с руководителями предприятия, а именно: директором предприятия; заместителями директора; заведующими магазинами; старшими менеджерами торговых точек. В течение недели Ирина Ивановна подготовила тренинг и провела его с руководителями предприятия. Однако сам руководитель ООО «Янтарь» в последний момент решил отказаться от участия в тренинге, сославшись на свою чрезмерную занятость. Тренинг прошёл успешно и продуктивно. Все участники тренинга были очень активны, задавали много вопросов, проявили особый интерес к методам и способам развития карьеры, которые были представлены в рамках тренинга. На следующий день после того как директор ООО «Янтарь» ознакомился с результатами проведенного тренинга счел необходимым отдать распоряжение в соответствии с которым всем руководителям необходимо было подготовить свои предложения по планированию и развитию карьеры сотрудников своих структурных подразделений и представить их руководителю кадровой службы. Однако ситуация сложилась таким образом, что руководители предприятия не торопились с выполнением распоряжения, а те, что всё же подготовили предложения по планировании и развитию карьеры своих подчиненных можно было бы классифицировать как «отписку». Намеченная работа по реализации кадровых мероприятий в направлении управления карьерой зашла «в тупик».

Внимательно ознакомьтесь и проанализируйте информацию в предложенной ситуации. Выявите проблемные моменты в сложившейся кадровой ситуации на предприятии. Ответьте на следующие вопросы:

1. Почему Антовой И.И. не удалось реализовать запланированные кадровые мероприятия по планированию и развитию карьеры?

2. Почему руководители ООО «Янтарь» не среагировали должным образом на распоряжение директора предприятия?

3. Кем и какие ошибки были допущены в ходе реализации намеченных кадровых мероприятий по планированию и развитию карьеры?

4. Каким образом можно преодолеть сложившуюся проблемную кадровую ситуацию? Аргументируйте свои ответы и предложения.

В заключение отметим, что метод кейс-стади предлагает широкие образовательные возможности. Использование методики кейс-стади как интерактивной формы обучения позволит внести значительный вклад в подготовку бакалавров, специалистов и магистров в процессе изучения дисциплин управленческого блока.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анненкова Н.В. Интерактивные методы обучения как фактор развития профессиональных компетенций / Н.В. Анненкова // Научный вестник МГИИТ.

2010. Т. 6. №4. С. 74-76.

2. Базульфо, Д. Кейс-стади как краеугольный камень западного обучения в бизнес - школах / Д. Базульфо // TheCareerForum. №15 - 16. - 1998.

3. Волгин, Н.А. Кейс-стади в подготовке экономистов и менеджеров: Учебник для вузов / Н.А. Волгин, Ю.Г. Одегов, О.Н. Волгина. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко». - 2004.

4. Корнеева Л. Интерактивные методы обучения / Л. Корнеева // Высшее образование в России. 2004. №12. С. 105-108.

5. Ленская, И.Ю. Кейс-стади как метод реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения / И.Ю. Ленская // Актуальные вопросы преподавания в высшей школе: внутривузовская науч.-метод. конф. (2013; Волгоград): Ведомственная научно-методическая конференция «Актуальные вопросы преподавания в высшей школе», 26 сентября 2013 г.: [материалы]. - Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2013. - С. 74- 80.

6. Садыкова, Р.Ш. Интерактивные методы обучения в вузе - требование времени / Р.Ш. Садыкова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. №5-2. С. 168-170.

7. Стрельникова, Т.Д. Интерактивные методы обучения в вузе / Т.Д. Стрельникова, Е.А. Некрасова, А.А. Пучнина, Н.В. Иванова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. №1. С. 47-49.

8. Чуланова, О.Л. Кейс-метод как эффективный инструмент в системе обучения управленческого персонала организации / О.Л. Чуланова, М.М. Мухамедова // Мир науки. 2015. №1. С. 13.

9. Шиндряева, И.В. Повышение мотивации учебной деятельности студентов через активные методы и технологии обучения / И.В. Шиндряева // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». №2 (45). Апрель 2016. Режим доступа: http://www.grani.vspu.ru.

10. Яковлев, Е.В. Интерактивные методы обучения в современном вузе / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева // Современная высшая школа: инновационный аспект. -

2011. №3. - С. 56-62.

Lenskaya Irina Jurievna

The Russian Presidential academy of national economy and public administration

Volgograd branch, Russia, Volgograd E-mail: lenskaya.irina@bk.ru

Shindrjaeva Irina Viktorovna

The Russian Presidential academy of national economy and public administration

Volgograd branch, Russia, Volgograd E-mail: i.shindryaeva@yandex.ru

The formation of professional competencies and expectations of students through interactive forms and methods of teaching

Abstract. Deals with interactive methods of training providing formation of the future specialists professional competence - the main result of comprehensive training at the University. Interactive teaching methods allow to intensify the process of understanding, digestion and creative applying of knowledge in solving practical tasks. The article particularly reflects the importance of teaching methods in the "case study" as an essential part of quality education, contributing to the formation and "education" first-class, highly qualified, competitive specialists. The use of teaching methods in the "case study" allows us to implement in educational process of educational, developmental and educative aims. It analyses the advantages and disadvantages of the "field" and "chair" cases. The following are the rules and necessary conditions for the organization of interactive learning.

The authors used interactive teaching methods to assess their impact on the effectiveness of the training. It is concluded that the aforementioned methods enable to improve the effectiveness of the training.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: the method of case study; case study; educational process; interactive forms of learning; educational objectives; educational goals; educational objectives

REFERENCES

1. Annenkova N.V. Interaktivnye metody obucheniya kak faktor razvitiya professional'nykh kompetentsiy / N.V. Annenkova // Nauchnyy vestnik MGIIT. 2010. T. 6. №4. S. 74-76.

2. Bazul'fo, D. Keys-stadi kak kraeugol'nyy kamen' zapadnogo obucheniya v biznes -shkolakh / D. Bazul'fo // TheCareerForum. №15 - 16. - 1998.

3. Volgin, N.A. Keys-stadi v podgotovke ekonomistov i menedzherov: Uchebnik dlya vuzov / N.A. Volgin, Yu.G. Odegov, O.N. Volgina. - M.: Izdatel'sko-torgovaya korporatsiya «Dashkov i Ko». - 2004.

4. Korneeva L. Interaktivnye metody obucheniya / L. Korneeva // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2004. №12. S. 105-108.

5. Lenskaya, I.Yu. Keys-stadi kak metod realizatsii federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov tret'ego pokoleniya / I.Yu. Lenskaya // Aktual'nye voprosy prepodavaniya v vysshey shkole: vnutrivuzovskaya nauch.-metod. konf. (2013; Volgograd): Vedomstvennaya nauchno-metodicheskaya konferentsiya «Aktual'nye voprosy prepodavaniya v vysshey shkole», 26 sentyabrya 2013 g.: [materialy]. - Volgograd: Izd-vo FGOU VPO VAGS, 2013. - S. 74- 80.

6. Sadykova, R.Sh. Interaktivnye metody obucheniya v vuze - trebovanie vremeni / R.Sh. Sadykova // Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk. 2014. №5-2. S. 168-170.

7. Strel'nikova, T.D. Interaktivnye metody obucheniya v vuze / T.D. Strel'nikova, E.A. Nekrasova, A.A. Puchnina, N.V. Ivanova // Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovaniy. 2014. №1. S. 47-49.

8. Chulanova, O.L. Keys-metod kak effektivnyy instrument v sisteme obucheniya upravlencheskogo personala organizatsii / O.L. Chulanova, M.M. Mukhamedova // Mir nauki. 2015. №1. S. 13.

9. Shindryaeva, I.V. Povyshenie motivatsii uchebnoy deyatel'nosti studentov cherez aktivnye metody i tekhnologii obucheniya / I.V. Shindryaeva // Elektronnyy nauchno-obrazovatel'nyy zhurnal VGSPU «Grani poznaniya». №2 (45). Aprel' 2016. Rezhim dostupa: http://www.grani.vspu.ru.

10. Yakovlev, E.V. Interaktivnye metody obucheniya v sovremennom vuze / E.V. Yakovlev, N.O. Yakovleva // Sovremennaya vysshaya shkola: innovatsionnyy aspekt. - 2011. №3. - S. 56-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.