Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ'

СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование (уровень бакалавриата) / профессиональная подготовка государственных и муниципальных управленцев / студент бакалавриата / higher education (bachelor’s degree level) / professional training of state and municipal managers / bachelor’s degree student

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г.С.-Х. Дудаев

В статье изложены методические вопросы преподавания в вузе дисциплины «Управление персоналом» студентам, проходящим обучение по направлению «Государственное и муниципальное управление». Данная дисциплина является ведущей в процессе профессиональной подготовки студентов данного направления обучения, поэтому требует тщательной проработки методики её преподавания. В статье делается вывод о том, что в целях повышения эффективности обучения по программе дисциплины «Управление персоналом» представляется целесообразным привлекать к занятиям практиков со стороны заказчиков; применять опыт практической деятельности студентов-заочников; чаще использовать на занятиях тематические презентации и видеоролики. Необходимо также разработать и периодически актуализировать электронные образовательные ресурсы учебной дисциплины на сайте вуза, состоящие из лекций, презентаций, автоматизированных тестов и веб-ссылок на полезные интернет-ресурсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Г.С.-Х. Дудаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF TEACHING PROFESSIONAL DISCIPLINES TO FUTURE BACHELORS OF STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT

The article outlines methodological issues of teaching the discipline “Personnel Management” at a university to students undergoing training in “State and Municipal Management.” This discipline is the leading one in the process of professional training of students in this area of education, therefore it requires a thorough study of its teaching methodology. The article concludes that in order to increase the effectiveness of training under the program of the discipline “Personnel Management” it seems expedient: to involve practitioners from customers in the classes; use the experience of practical activities of part-time students; more often use thematic presentations and videos in the classroom. It is also necessary to develop and periodically update electronic educational resources of the academic discipline on the university’s website, consisting of lectures, presentations, automated tests and web links to useful Internet resources.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

- человеческие;

- стимульные;

- информационные [3, с. 33].

Развитие этих навыков может быть достигнуто путём использования различных образовательных методов. К таковым относятся:

- мозговой штурм;

- тренинг креативности;

- проблемный метод [2, с. 46-47].

Результаты проведенного исследования показали, что категория soft skills объединяет множество вариантов поведения современного профессионала, которые помогают бакалаврам и магистрам творческих профессий добиваться успеха в профессиональной и других видах деятельности.

Библиографический список

Они включают:

- навыки, связанные с постановкой и реализацией целей и задач профессиональной и иных видов деятельности;

- навыки адаптации;

- коммуникативные навыки;

- социальные навыки.

В настоящее время работодатели отдают предпочтение кандидатам, которые характеризуются высокой профессиональной мобильностью, системным мышлением, широкой осведомлённостью в разных областях жизни.

Таким образом, формирование soft skills в процессе профессиональной подготовки является крайне важной проблемой в современной теории и практике высшего образования.

1. Беркович М.И., Кофанова T.A., Тихонова С.С. Soft skills (мягкие компетенции) бакалавра: оценка состояния и направления формирования. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2018; № 4: 63 - 68.

2. Ганпанцурова О.Б., Помагаева A.H. Коммуникативная компетентность как основа профессиональных «soft skills» педагога-психолога. Смальта. 2021; № 1: 38 - 49.

3. Ганпанцурова О.Б. Профессионально-важные качества и индивидуализация как результат формирования компетенций soft-skills у студентов разных профессиональных направлений. Смальта. 2019; № 1: 31 - 35.

4. Раицкая Л.К., Тихонова Е.В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2018; Т. 15, № 3: 350 - 363.

5. Aлиева AP Возможности формирования soft skills в процессе профессиональной подготовки будущих магистров направления педагогическое образование. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 6 (91): 273 - 275.

6. Хижная A.B., Быстрова Н.В., Шарыгина E.H. Развитие soft skills («гибких навыков») для успешной карьеры выпускников вуза. Проблемы современного педагогического образования. 2019; № 65-2: 261 - 264.

7. Сорокопуд Ю.В., Aмчиславская Е.Ю., Ярославцева A.B. Soft skills («мягкие навыки») и их роль в подготовке современных специалистов. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 1 (86): 194 - 196.

8. Сорокопуд ЮБ., Козьяков PB., Матюгин Н.Е., Aмчиславская Е.Ю. Гибкость мышления как востребованный «мягкий навык» (soft skills) современных специалистов. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 6 (85): 400 - 402.

9. Бацунов С.Н, Дереча И.И., Кунгурова И.М., Слизкова E.B. Современные детерминанты развития soft skills. Концепт. 2018; № 4: 198 - 207.

10. Bетошкина TA., Полянок O.B. Роль «жестких» (hard skills) и «мягких» (soft skills) компетенций в профессиональной деятельности. Агропродовольственная политика России. 2017; № 12 (72): 58 - 62.

11. Колесник Н.Б. Развитие образного мышления студентов как основа профессиональной подготовки в средовом дизайне. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 6 (91): 27 - 30.

12. Сайдаматов Ф.Р Развитие творческих способностей студентов в процессе профессиональной подготовки. Молодой ученый. 2012; № 8 (43): 374 - 375.

References

1. Berkovich M.I., Kofanova T.A., Tihonova S.S. Soft skills (myagkie kompetencii) bakalavra: ocenka sostoyaniya i napravleniya formirovaniya. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: 'Ekonomika i upravlenie. 2018; № 4: 63 - 68.

2. Ganpancurova O.B., Pomagaeva A.N. Kommunikativnaya kompetentnost' kak osnova professional'nyh "soft skills" pedagoga-psihologa. Smal'ta. 2021; № 1: 38 - 49.

3. Ganpancurova O.B. Professional'no-vazhnye kachestva i individualizaciya kak rezul'tat formirovaniya kompetencij soft-skills u studentov raznyh professional'nyh napravlenij. Smal'ta. 2019; № 1: 31 - 35.

4. Raickaya L.K., Tihonova E.V. Soft skills v predstavlenii prepodavatelej i studentov rossijskih universitetov v kontekste mirovogo opyta. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psihologiya i pedagogika. 2018; T. 15, № 3: 350 - 363.

5. Alieva A.R. Vozmozhnosti formirovaniya soft skills v processe professional'noj podgotovki buduschih magistrov napravleniya pedagogicheskoe obrazovanie. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 6 (91): 273 - 275.

6. Hizhnaya A.V., Bystrova N.V., Sharygina E.N. Razvitie soft skills («gibkih navykov») dlya uspeshnoj kar'ery vypusknikov vuza. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019; № 65-2: 261 - 264.

7. Sorokopud Yu.V., Amchislavskaya E.Yu., Yaroslavceva A.V. Soft skills ("myagkie navyki") i ih rol' v podgotovke sovremennyh specialistov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 1 (86): 194 - 196.

8. Sorokopud Yu.V., Koz'yakov R.V., Matyugin N.E., Amchislavskaya E.Yu. Gibkost' myshleniya kak vostrebovannyj «myagkij navyk» (soft skills) sovremennyh specialistov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 6 (85): 400 - 402.

9. Bacunov S.N, Derecha I.I., Kungurova I.M., Slizkova E.V. Sovremennye determinanty razvitiya soft skills. Koncept. 2018; № 4: 198 - 207.

10. Vetoshkina T.A., Polyanok O.V. Rol' «zhestkih» (hard skills) i «myagkih» (soft skills) kompetencij v professional'noj deyatel'nosti. Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2017; № 12 (72): 58 - 62.

11. Kolesnik N.B. Razvitie obraznogo myshleniya studentov kak osnova professional'noj podgotovki v sredovom dizajne. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 6 (91): 27 - 30.

12. Sajdamatov F.R. Razvitie tvorcheskih sposobnostej studentov v processe professional'noj podgotovki. Molodojuchenyj. 2012; № 8 (43): 374 - 375.

Статья поступила в редакцию 05.08.22

УДК 378

Dudaev G.S-Н., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Management, Kadyrov Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: ataginec88@mail.ru

SPECIFICS OF TEACHING PROFESSIONAL DISCIPLINES TO FUTURE BACHELORS OF STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT. The article outlines methodological issues of teaching the discipline "Personnel Management" at a university to students undergoing training in "State and Municipal Management." This discipline is the leading one in the process of professional training of students in this area of education, therefore it requires a thorough study of its teaching methodology. The article concludes that in order to increase the effectiveness of training under the program of the discipline "Personnel Management" it seems expedient: to involve practitioners from customers in the classes; use the experience of practical activities of part-time students; more often use thematic presentations and videos in the classroom. It is also necessary to develop and periodically update electronic educational resources of the academic discipline on the university's website, consisting of lectures, presentations, automated tests and web links to useful Internet resources.

Key words: higher education (bachelor's degree level), professional training of state and municipal managers, bachelor's degree student.

Г.С.-Х. Дудаев, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный,

E-mail: ataginec88@mail.ru

СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

В статье изложены методические вопросы преподавания в вузе дисциплины «Управление персоналом» студентам, проходящим обучение по направлению «Государственное и муниципальное управление». Данная дисциплина является ведущей в процессе профессиональной подготовки студентов данного направления обучения, поэтому требует тщательной проработки методики её преподавания. В статье делается вывод о том, что в целях повышения эффективности обучения по программе дисциплины «Управление персоналом» представляется целесообразным привлекать к занятиям практиков со стороны заказчиков; применять опыт практической деятельности студентов-заочников; чаще использовать на занятиях тематические презентации и видеоролики. Необходимо также разработать и периодически актуализировать электронные образовательные ресурсы учебной дисциплины на сайте вуза, состоящие из лекций, презентаций, автоматизированных тестов и веб-ссылок на полезные интернет-ресурсы.

Ключевые слова: высшее образование (уровень бакалавриата), профессиональная подготовка государственных и муниципальных управленцев, студент бакалавриата.

Дисциплина «Управление персоналом» является ключевой в процессе подготовки будущих бакалавров государственного и муниципального управления [1]. Для повышения её эффективности необходимо скорректировать методику ее преподавания в соответствии с современными реалиями.

Как показала практика, проблема повышения эффективности преподавания профессиональных дисциплин является крайне актуальной, так как не всегда работодатели удовлетворены качеством профессиональной подготовки, в том числе кадров управленцев [2-6].

В связи с вышесказанным целью исследования является рассмотрение методических основ повышения эффективности преподавания учебного курса «Управление персоналом».

Задачи исследования:

- на основании анализа результатов изучения нормативной литературы и эмпирических исследований охарактеризовать проблемы преподавания дисциплины «Управление персоналом»;

- предложить формы, методы, приёмы и средства преподавания, способствующие повышению эффективности обучения в процессе преподавания дисциплины «Управление персоналом».

Научная новизна заключается в том, что на основе личного опыта и опыта преподавания других авторов рассмотрена специфика преподавания профессиональных дисциплин у будущих бакалавров государственного и муниципального управления.

Теоретическая значимость заключается в освещении общих теоретических подходов повышения эффективности преподавания дисциплины «Управление персоналом».

Практическая значимость исследования: исходя из опыта преподавания, проведённых опросов показаны подходы эффективной организации обучения студентов различных форм обучения в процессе изучения дисциплины «Управление персоналом».

На изучение дисциплины «Управление персоналом» учебными планами отводится 108 часов [7]. В этой связи важно сформировать в первую очередь базовое представление о следующих вопросах:

- управление персоналом как важнейший фактор в системе эффективного управления предприятия;

- основные задачи кадровой политики предприятия;

- особенности найма, отбора и приема персонала. Источники поиска кандидатов;

- основные требования к организации системы обучения персонала;

- схема управления деловой карьерой персонала;

- мотивационный менеджмент: место и роль в менеджменте;

- необходимость делегирования: объекты делегирования, виды;

- понятие конфликта, виды и уровни конфликтов персонала. Вертикальные и горизонтальные конфликты, их особенности и др. вопросы.

Цель курса «Управление персоналом» - сформировать знания, умения и навыки эффективного воздействия на коллектив работников с целью повышения эффективности хозяйственной деятельности компаний.

Задачи курса «Управление персоналом» состоят в следующем:

- бакалавр должен иметь представление об управленческом труде руководителей;

- бакалавр должен уметь рационально организовать труд сотрудников;

- бакалавр должен приобрести навыки организации деловых переговоров, телефонных разговоров и т. д. [7].

Обучение будущих бакалавров государственного и муниципального управления осуществляется по очной, заочной и дистанционной формам, в рамках которых реализуются программы бакалавриата.

Несомненно, что студенты-заочники уже имеют социальный и профессиональный опыт практической деятельности, в то время как бакалавры-очники, большинство из которых вчерашние школьники, таким опытом не обладают.

Однако студенты очной формы обучения располагают достаточным временным потенциалом для освоения дисциплины и в большей степени рассчитывают на педагогическое мастерство преподавателя, в то время как для сту-

дентов-заочников основной метод формирования необходимых знаний, умений, навыков и компетенций - это самостоятельная работа.

Как показал анализ опроса студентов - будущих бакалавров государственного и муниципального управления, повышению результативности обучения способствует:

- практико-ориентированное содержание лекционных и практических занятий (93,7% и 72,7%),

- обучение студентов самостоятельному поиску необходимой информации в Интернете, а также разработка и внедрение системы заданий, связанных с поиском студентами информации (77,3%);

- наличие необходимых электронных образовательных ресурсов учебной дисциплины на сайте вуза (53,6%).

В целях повышения эффективности педагогического процесса при изучении предмета наиболее оптимальным представляется усовершенствовать уже сложившуюся методику обучения предмету. Владея методикой, практически любой преподаватель, имеющий базовое образование либо опыт практической деятельности в сфере управления персоналом, способен будет сформировать у обучающихся необходимый первоначальный уровень знаний, умений, навыков, который позволит им после выпуска делать первые уверенные шаги в деятельности по управлению персоналом в государственном (муниципальном) секторе и других организациях.

Проблемы методического характера могут быть связаны и с личностью преподавателя. Он может быть профессиональным педагогом, имеющим учёную степень, учёное звание и педагогический стаж, но при этом не иметь практического опыта в сфере государственного и муниципального управления персоналом. При подготовке к проведению занятий преподаватель может испытывать определённые затруднения в поиске практических примеров реализации правовых институтов и механизмов контрактной системы при достаточно хорошей осведомлённости с теорией вопроса.

Выход из данной проблемной ситуации - это консультации со специалистами, имеющими опыт работы в сфере управления персоналом, ознакомление с материалами, представляемыми справочно-правовыми системами, в частности системой Гарант.

Преподаватель может быть и практиком, работающим в вузе по совместительству, но при этом не владеющим в необходимом объёме методикой проведения занятий - формами, методами и средствами обучения, приёмами повышения познавательной активности на занятиях и т. д., что не позволяет создать условия для наиболее эффективной реализации учебной программы.

При этом преподаватель-практик, как правило, имеет опыт работы либо со стороны заказчика, либо со стороны его контрагента (поставщика, подрядчика, исполнителя), либо со стороны органа контроля (Федеральная антимонопольная служба - прим. автора).

В идеале на кафедре необходимо иметь в штате как преподавателей, в большей степени занятых научной работой, так и преподавателей- практиков, которые могли бы дополнять друг друга в процессе профессиональной подготовки будущих управленцев.

Как показал анализ практики, наиболее востребованными методами обучения представляются:

- по очной форме - методы устного изложения учебного материала, в том числе организация открытых лекций с привлечением практикующих специалистов, методы иллюстрации, демонстрации, практической работы;

- по очно-заочной форме, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, - методы видеолекции (электронного образовательного курса, включающего видеолекции по темам и контрольные тесты к ним), самостоятельной работы и консультации специалистов, использование дополнительных учебных материалов, таблицы.

При проведении занятий со студентами, проходящими обучение по очно-заочной форме, следует также определить наличие в учебной группе лиц, имеющих практический опыт в сфере управления персоналом.

В дальнейшем при подготовке и проведении практических занятий и семинаров данной категории студентов целесообразно давать персональные задания

по подготовке выступлений с анализом личного опыта работы в сфере управления персоналом.

Такой приём будет способствовать поддержанию познавательного интереса группы и повысит эффективность занятий. Целесообразно периодически проводить открытые лекции путём привлечения (по предварительной договорённости) представителей контролирующих органов в сфере управления персоналом, государственных (муниципальных) заказчиков и др.

В качестве промежуточных форм контроля необходимо активно применять тестирование будущих бакалавров с целью формирования у них необходимых знаний.

Тестирование является одним из основных средств формального контроля качества обучения. Это метод, основанный на стандартизированных заданиях, которые позволяют измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.

Основные принципы тестирования следующие [7] (табл. 1):

В процессе преподавания мы активно применяли все подходы, методы и приёмы, описанные выше, постоянно осуществляли контроль знаний при помощи тестирования. По завершении прохождения курса «Управление персоналом» 73,3% опрошенных высказали общее понимание о системе управления персоналом и выразили готовность к работе в данной сфере, 56,7% опрошенных выразили готовность к работе в сфере управления персоналом при условии прохождения дополнительного обучения и прохождения производственной практики на предприятиях в PR-службах.

Таким образом, в целях повышения эффективности обучения по программе дисциплины «Управление персоналом» представляется целесообразным:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- постоянно мониторить и обобщать педагогический опыт преподавания дисциплины в единстве его положительных и отрицательных сторон;

- привлекать к занятиям практиков со стороны заказчиков;

- использовать опыт практической деятельности студентов-заочников;

- использовать тематические презентации в Power Point и видеоролики;

- своевременно актуализировать учебные материалы.

Необходимо также разработать и периодически актуализировать электронные образовательные ресурсы учебной дисциплины на сайте вуза, состоящие из лекций, презентаций, автоматизированных тестов и веб-ссылок на полезные интернет-ресурсы.

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата): Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2014 г № 1567. Available at: https://base.garant. ru/70863450/

2. Генкин Б.М., Никитина И.А. Управление человеческими ресурсами: учебник. Москва: Норма: ИНФРА-М, 2013. Available at: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=405393

3. Дейнека А.В., Беспалько В.А. Управление человеческими ресурсами: учебник для магистров. Москва: Дашков и К, 2013. Available at: http://znanium.com/catalog. php?bookinfo=415041

4. Самарская А.В., Дудаев ГС.-Х. Роль информального образования в повышении уровня методической компетентности педагогов в рамках республиканского проекта «Региональная система учительского роста». Мир науки, культуры, образования. 2021; № 1 (86): 109 - 111.

5. Шумакова А.В., Яшуткин В.А., Дудаев Г.С.-Х. Методологические основы осуществления брендинга в вузе. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 322 - 324.

6. Цибиков В.А. Повышение эффективности обучения студентов вуза основам контрактного законодательства. Проблемы современного педагогического образования. 2022; № 76: 212 - 214.

7. RP_Upravlenie_personalom.pdf. Available at: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1659532777&tld=ru&lang=ru&name=RP_Upravlenie_personalom.pdf

References

1. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 38.03.04 Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie (uroven' bakalavriata): Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 10 dekabrya 2014 g. № 1567. Available at: https://base.garant.ru/70863450/

2. Genkin B.M., Nikitina I.A. Upravlenie chelovecheskimiresursami: uchebnik. Moskva: Norma: INFRA-M, 2013. Available at: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=405393

3. Dejneka A.V., Bespal'ko V.A. Upravlenie chelovecheskimi resursami: uchebnik dlya magistrov. Moskva: Dashkov i K, 2013. Available at: http://znanium.com/catalog. php?bookinfo=415041

4. Samarskaya A.V., Dudaev G.S.-H. Rol' informal'nogo obrazovaniya v povyshenii urovnya metodicheskoj kompetentnosti pedagogov v ramkah respublikanskogo proekta "Regional'naya sistema uchitel'skogo rosta". Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 1 (86): 109 - 111.

5. Shumakova A.V., Yashutkin V.A., Dudaev G.S.-H. Metodologicheskie osnovy osuschestvleniya brendinga v vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 322 - 324.

6. Cibikov V.A. Povyshenie 'effektivnosti obucheniya studentov vuza osnovam kontraktnogo zakonodatel'stva. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2022; № 76: 212 - 214.

7. RP_Upravlenie_personalom.pdf. Available at: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1659532777&tld=ru&lang=ru&name=RP_Upravlenie_personalom.pdf

Статья поступила в редакцию 03.08.22

УДК 371

Zembatova L.T., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North Ossetian State University n.a. K.L. Khetagurov (Vladikavkaz, Russia), E-mail: 21lala@mail.ru

Kirichenko K.N., postgraduate, North Ossetian State University n.a. K.L. Khetagurov (Vladikavkaz, Russia), E-mail: kirichenkokn95@gmail.com

WAYS TO INCREASE THE MOTIVATION OF SCHOOLCHILDREN TO STUDY MATHEMATICS. The article discusses issues related to the formation of motivation of students' learning activities, which is one of the central and intractable problems of anthropological sciences. Despite the great importance of the results achieved in this area, a significant part of them was not sufficiently demanded by the general pedagogical community until recently due to a number of objective and subjective factors. In the mass practice of teaching mathematics, the orientation towards full accounting and purposeful formation of motivation for teaching mathematics has not taken any stable character. The spontaneous nature of the formation of subject motivation, as evidenced by the results of the conducted ascertaining experiment, has a negative impact on the attitude of a significant part of schoolchildren to mathematics, which is expressed in the predominance of external motivational factors over internal motivations caused by the presence of a deep interest in the studied content. Having studied the scientific and methodological sources on the presented topic, the authors express their own point of view on the existing problem, offering a number of activities.

Key words: educational activity, motive, motivation, motivational sphere, external motivational factors, internal motivations, interest.

Таблица 1

Основные принципы тестирования

№ Принципы Их реализация

1. связь с целями обучения цели тестирования должны отвечать критериям социальной полезности и значимости, научной корректности и общественной поддержки

2. гуманность и этичность тестовые задания и процедура тестирования должны исключать нанесение какого-либо вреда обучающимся, не допускать ущемления их по национальному, этническому, материальному, расовому, территориальному, культурному и другим признакам

3. объективность использование в педагогических измерениях этого принципа призвано не допустить субъективизма и предвзятости в процессе этих измерений

4. справедливость и гласность одинаково доброжелательное отношение ко всем обучающимся, открытость всех этапов процесса измерений, своевременность ознакомления обучающихся с результатами измерений

5. систематичность систематичность тестирований и самопроверок каждого учебного модуля, раздела и каждой темы; важным аспектом данного принципа является требование репрезентативного представления содержания учебного курса в содержании теста

Библиографический список

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.