Научная статья на тему 'ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ'

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебная деятельность / мотив / мотивация / мотивационная сфера / внешние мотивационные факторы / внутренние побуждения / интерес / educational activity / motive / motivation / motivational sphere / external motivational factors / internal motivations / interest

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.Т. Зембатова, К.Н. Кириченко

В статье обсуждаются вопросы, связанные с формированием мотивации учебной деятельности обучающихся, которая является одной из центральных и трудноразрешимых проблем антропологических наук. Невзирая на значительные результаты, которых удалось достичь в данной сфере, до недавних пор практически все они оставались невостребованными со стороны широкого круга педагогов. Это произошло по причинам как объективного, так и субъективного характера. Если рассматривать массовую практику обучения математике, то здесь направленность на то, чтобы в полной мере учитывать и целенаправленно развивать мотивацию к изучению данного предмета, не стала достаточно устойчивой. Проведенный нами констатирующий эксперимент показывает, что несистематизированное формирование такой мотивации отрицательно сказывается на отношении большинства учащихся к предмету. В частности, внешние мотивационные факторы у них доминируют над внутренними мотивами, связанными с большой заинтересованностью к изучаемой дисциплине. Рассмотрев научно-методические источники по представленной теме, авторы высказывают собственную точку зрения на имеющуюся проблему, предлагая ряд мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO INCREASE THE MOTIVATION OF SCHOOLCHILDREN TO STUDY MATHEMATICS

The article discusses issues related to the formation of motivation of students’ learning activities, which is one of the central and intractable problems of anthropological sciences. Despite the great importance of the results achieved in this area, a significant part of them was not sufficiently demanded by the general pedagogical community until recently due to a number of objective and subjective factors. In the mass practice of teaching mathematics, the orientation towards full accounting and purposeful formation of motivation for teaching mathematics has not taken any stable character. The spontaneous nature of the formation of subject motivation, as evidenced by the results of the conducted ascertaining experiment, has a negative impact on the attitude of a significant part of schoolchildren to mathematics, which is expressed in the predominance of external motivational factors over internal motivations caused by the presence of a deep interest in the studied content. Having studied the scientific and methodological sources on the presented topic, the authors express their own point of view on the existing problem, offering a number of activities.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ»

по подготовке выступлений с анализом личного опыта работы в сфере управления персоналом.

Такой приём будет способствовать поддержанию познавательного интереса группы и повысит эффективность занятий. Целесообразно периодически проводить открытые лекции путём привлечения (по предварительной договорённости) представителей контролирующих органов в сфере управления персоналом, государственных (муниципальных) заказчиков и др.

В качестве промежуточных форм контроля необходимо активно применять тестирование будущих бакалавров с целью формирования у них необходимых знаний.

Тестирование является одним из основных средств формального контроля качества обучения. Это метод, основанный на стандартизированных заданиях, которые позволяют измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.

Основные принципы тестирования следующие [7] (табл. 1):

В процессе преподавания мы активно применяли все подходы, методы и приёмы, описанные выше, постоянно осуществляли контроль знаний при помощи тестирования. По завершении прохождения курса «Управление персоналом» 73,3% опрошенных высказали общее понимание о системе управления персоналом и выразили готовность к работе в данной сфере, 56,7% опрошенных выразили готовность к работе в сфере управления персоналом при условии прохождения дополнительного обучения и прохождения производственной практики на предприятиях в PR-службах.

Таким образом, в целях повышения эффективности обучения по программе дисциплины «Управление персоналом» представляется целесообразным:

- постоянно мониторить и обобщать педагогический опыт преподавания дисциплины в единстве его положительных и отрицательных сторон;

- привлекать к занятиям практиков со стороны заказчиков;

- использовать опыт практической деятельности студентов-заочников;

- использовать тематические презентации в Power Point и видеоролики;

- своевременно актуализировать учебные материалы.

Необходимо также разработать и периодически актуализировать электронные образовательные ресурсы учебной дисциплины на сайте вуза, состоящие из лекций, презентаций, автоматизированных тестов и веб-ссылок на полезные интернет-ресурсы.

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата): Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2014 г № 1567. Available at: https://base.garant. ru/70863450/

2. Генкин Б.М., Никитина И.А. Управление человеческими ресурсами: учебник. Москва: Норма: ИНФРА-М, 2013. Available at: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=405393

3. Дейнека А.В., Беспалько В.А. Управление человеческими ресурсами: учебник для магистров. Москва: Дашков и К, 2013. Available at: http://znanium.com/catalog. php?bookinfo=415041

4. Самарская А.В., Дудаев ГС.-Х. Роль информального образования в повышении уровня методической компетентности педагогов в рамках республиканского проекта «Региональная система учительского роста». Мир науки, культуры, образования. 2021; № 1 (86): 109 - 111.

5. Шумакова А.В., Яшуткин В.А., Дудаев Г.С.-Х. Методологические основы осуществления брендинга в вузе. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 322 - 324.

6. Цибиков В.А. Повышение эффективности обучения студентов вуза основам контрактного законодательства. Проблемы современного педагогического образования. 2022; № 76: 212 - 214.

7. RP_Upravlenie_personalom.pdf. Available at: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1659532777&tld=ru&lang=ru&name=RP_Upravlenie_personalom.pdf

References

1. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 38.03.04 Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie (uroven' bakalavriata): Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 10 dekabrya 2014 g. № 1567. Available at: https://base.garant.ru/70863450/

2. Genkin B.M., Nikitina I.A. Upravlenie chelovecheskimiresursami: uchebnik. Moskva: Norma: INFRA-M, 2013. Available at: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=405393

3. Dejneka A.V., Bespal'ko V.A. Upravlenie chelovecheskimi resursami: uchebnik dlya magistrov. Moskva: Dashkov i K, 2013. Available at: http://znanium.com/catalog. php?bookinfo=415041

4. Samarskaya A.V., Dudaev G.S.-H. Rol' informal'nogo obrazovaniya v povyshenii urovnya metodicheskoj kompetentnosti pedagogov v ramkah respublikanskogo proekta "Regional'naya sistema uchitel'skogo rosta". Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 1 (86): 109 - 111.

5. Shumakova A.V., Yashutkin V.A., Dudaev G.S.-H. Metodologicheskie osnovy osuschestvleniya brendinga v vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 322 - 324.

6. Cibikov V.A. Povyshenie 'effektivnosti obucheniya studentov vuza osnovam kontraktnogo zakonodatel'stva. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2022; № 76: 212 - 214.

7. RP_Upravlenie_personalom.pdf. Available at: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1659532777&tld=ru&lang=ru&name=RP_Upravlenie_personalom.pdf

Статья поступила в редакцию 03.08.22

УДК 371

Zembatova L.T., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North Ossetian State University n.a. K.L. Khetagurov (Vladikavkaz, Russia), E-mail: 21lala@mail.ru

Kirichenko K.N., postgraduate, North Ossetian State University n.a. K.L. Khetagurov (Vladikavkaz, Russia), E-mail: kirichenkokn95@gmail.com

WAYS TO INCREASE THE MOTIVATION OF SCHOOLCHILDREN TO STUDY MATHEMATICS. The article discusses issues related to the formation of motivation of students' learning activities, which is one of the central and intractable problems of anthropological sciences. Despite the great importance of the results achieved in this area, a significant part of them was not sufficiently demanded by the general pedagogical community until recently due to a number of objective and subjective factors. In the mass practice of teaching mathematics, the orientation towards full accounting and purposeful formation of motivation for teaching mathematics has not taken any stable character. The spontaneous nature of the formation of subject motivation, as evidenced by the results of the conducted ascertaining experiment, has a negative impact on the attitude of a significant part of schoolchildren to mathematics, which is expressed in the predominance of external motivational factors over internal motivations caused by the presence of a deep interest in the studied content. Having studied the scientific and methodological sources on the presented topic, the authors express their own point of view on the existing problem, offering a number of activities.

Key words: educational activity, motive, motivation, motivational sphere, external motivational factors, internal motivations, interest.

Таблица 1

Основные принципы тестирования

№ Принципы Их реализация

1. связь с целями обучения цели тестирования должны отвечать критериям социальной полезности и значимости, научной корректности и общественной поддержки

2. гуманность и этичность тестовые задания и процедура тестирования должны исключать нанесение какого-либо вреда обучающимся, не допускать ущемления их по национальному этническому материальному, расовому территориальному, культурному и другим признакам

3. объективность использование в педагогических измерениях этого принципа призвано не допустить субъективизма и предвзятости в процессе этих измерений

4. справедливость и гласность одинаково доброжелательное отношение ко всем обучающимся, открытость всех этапов процесса измерений, своевременность ознакомления обучающихся с результатами измерений

5. систематичность систематичность тестирований и самопроверок каждого учебного модуля, раздела и каждой темы; важным аспектом данного принципа является требование репрезентативного представления содержания учебного курса в содержании теста

Библиографический список

Л.Т. Зембатоеа. д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ,

E-mail: 21lala@mail.ru

К.Н. Кириченко, аспирант, ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ,

E-mail: kirichenkokn95@gmail.com

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ

В статье обсуждаются вопросы, связанные с формированием мотивации учебной деятельности обучающихся, которая является одной из центральных и трудноразрешимых проблем антропологических наук. Невзирая на значительные результаты, которых удалось достичь в данной сфере, до недавних пор практически все они оставались невостребованными со стороны широкого круга педагогов. Это произошло по причинам как объективного, так и субъективного характера. Если рассматривать массовую практику обучения математике, то здесь направленность на то, чтобы в полной мере учитывать и целенаправленно развивать мотивацию к изучению данного предмета, не стала достаточно устойчивой. Проведенный нами констатирующий эксперимент показывает, что несистематизированное формирование такой мотивации отрицательно сказывается на отношении большинства учащихся к предмету. В частности, внешние мотивационные факторы у них доминируют над внутренними мотивами, связанными с большой заинтересованностью к изучаемой дисциплине. Рассмотрев научно-методические источники по представленной теме, авторы высказывают собственную точку зрения на имеющуюся проблему, предлагая ряд мероприятий.

Ключевые слова: учебная деятельность, мотив, мотивация, мотивационная сфера, внешние мотивационные факторы, внутренние побуждения, интерес.

Одним из основных направлений обновления школьного образования, как считают многие ученые, является разработка такой педагогической системы, которая будет обеспечивать личности ученика возможность самоопределения, самораскрытия и самосовершенствования. Характерным признаком такой системы является, прежде всего, мотивационная сфера человека, проявляющаяся в ходе деятельности. Вопросы, связанные с повышением мотивации к обучению, являются важными и трудноразрешимыми проблемами антропологических наук. До сих пор, как утверждают многие исследователи (В.А. Иванников, Е.П. Ильин, В.И. Ковалев, Н.И. Мешков, X. Хекхаузен, Л. Хьюел, Д. Зигле), отсутствует единый подход к природе термина «мотив», к возможности его осознания и направленного развития [1-6]. Так, по мнению когнитивных психологов, мотивацию следует рассматривать как итог взаимодействия между целевыми ориентирами человека и условиями окружающей среды. По мнению гуманистической психологии, в мотивации проявляется сугубо внутренняя характеристика личности; при этом мотивация ассоциируется со сферой идеалов, интересов и ценностей человека. В бихевиористской концепции в принципе отсутствует такое понятие, как мотив. Бихевиористы полагают, что мотив представляет собой акт стимуляции, производимой извне [1].

На основании деятельностного подхода может быть сформулировано наиболее верное толкование двойственного характера в определении мотивации (наличие ситуативного побуждения, с одной стороны, и неизменное личностное формирование, с другой) как результата действия закона, устанавливающего единство личности и деятельности, реализуемой ею. Различные российские и зарубежные исследования в сфере педагогики и психологии, изучающие данный вопрос, выработали свое толкование термина «учебная мотивация». В частности, этот вид мотивации рассматривается как многогранное и многоаспектное формирование, для развития которого не просто должно измениться отношение к обучению: должна развиться и усложниться система мотивационной сферы. Для этого необходимо развивать и совершенствовать имеющиеся связи между ее составляющими и вырабатывать новые связи. Данный подход позволяет конкретизировать ряд вопросов, связанных с анализируемым термином. В частности, это вопросы касательно классификации, роли и содержания мотивов, вопросы двоякого характера мотива и пр. [2-6].

Если рассматривать школьный курс математики, то причины эти заключаются в следующем. Понятийный аппарат математики является в большой степени абстрактным; дефиниции и конструкция теорем обладают достаточно сложной логической структурой. Кроме того, в математике имеет место диалектическое единство логических умозаключений и кажущихся правдоподобными размышлений. Основное значение отводится задачам, в процессе решения которых, как правило, необходимо пользоваться разнородными элементами поисковой деятельности, в частности бывает нужным преобразовывать формальные математические конструкции, выстраивать геометрические конфигурации, приводить доказательные рассуждения и пр. Указанные свойства способствуют появлению специфического «мотивационного фона», который, взаимодействуя с остальными составляющими мотивации, значительно воздействует на активность учащихся в образовательном процессе, позволяя выработать глубокую внутреннюю заинтересованность в изучаемом предмете.

Цель статьи - исследование проблемы повышения мотивации школьников к изучению математики путем использования различных методов и методических приемов.

Задачи исследования:

- на основании анализа научно-методической литературы доказать актуальность обсуждаемого вопроса, а также показать влияние мотивации на качество изучения любой дисциплины, в частности математики;

- рассмотреть потенциал использования различных методов и методических приемов на повышение мотивации школьников к изучению математики.

Методы исследования: в ходе исследования были использованы общенаучные методы: а) теоретические: анализ научно-методической информации по проблеме развития мотивационной сферы школьников к учебной деятельности и использование различных методов и методических приемов на уроках математики; б) эмпирические - опрос школьников.

Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении различных трактовок таких понятий, как «мотив», «мотивация».

Практическая значимость исследования определяется тем, что предложенные методы и методические приемы для использования на уроках математики могут быть полезны учителям.

Научная новизна исследования заключается в том, что предложены и теоретически обоснованы методы и методические приемы, положительно влияющие на мотивационную сферу школьников к изучению математики.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что в широкой практике обучения математике процесс развития мотивации к постижению этого предмета не стал постоянным и систематичным. На это указывают, в том числе, итоги опроса педагогов. В большинстве своем они высказывают точку зрения, что школьник, начиная осуществлять математическую деятельность, уже имеет достаточно мотивации, а значит, может эффективно трудиться на протяжении всего занятия. Есть педагоги, которые говорят о важности определенного стимулирующего влияния на школьника, но используют его лишь на первых стадиях преподавания предмета.

Многолетние наблюдения за работой учителей математики и изучение опыта продуктивных педагогов в этом направлении позволяют нам констатировать, что деятельность в сфере развития мотивации к изучению предмета - это в основном непостоянное и разрозненное применение наиболее распространенных педагогических способов и приемов, позволяющих стимулировать учебно-познавательную активность (проблемный подход, элемент занимательности, задания найти ошибку в заведомо ложных утверждениях, исторические справки и пр.). Тот факт, что этот процесс не является регулярным, отрицательно сказывается на восприятии математики как предмета основной массой учащихся. Так, внешние факторы мотивации доминируют у школьников над внутренними, связанными с глубокой заинтересованностью в изучаемой дисциплине. Выработка мотивации к обучению - это на сегодняшний день одна из главных проблем, с которыми столкнулась школа. Ключевой фигурой в указанном процессе становится учитель, эффективность его труда зависит от его профессионализма, методической подготовки.

Задача учителя - показать ученику значимость математики в его жизни, убедить его в том, что знания по математике, даже если они минимальны, способны поднять его на ступень выше в глазах всего общества.

Педагогическая деятельность должна быть направлена на то, чтобы анализировать и грамотно использовать все имеющиеся мотивы, создавать соответствующие условия для того, чтобы развивать самостоятельность школьников.

Педагогическая теория и практика с давних пор занималась исследованием вопросов мотивации в образовании. В свое время Я. Коменский отмечал, что необходимо использовать все доступные средства для разжигания в ребенке стремления к получению новых знаний и учению [4].

Мотивация представляет собой комплекс всех способов деятельности. Таким образом, мотивацию можно рассматривать как структуру мотивов. При этом мотивация по природе своей является более широким понятием по сравнению с мотивом. В отличие от мотивации под мотивом принято понимать все, чем обладает сам субъект поведения, при этом мотив представляет собой основную характеристику этого субъекта.

Мотив является побуждением к достижению поставленной цели. Если не знать мотив человека, невозможно объяснить, что заставляет его достигать именно эту, а не какую-либо иную цель, а значит - невозможно понять, в чем заключается смысл тех или иных действий.

Мотив в обучении представлен всеми факторами, которые обусловливают возникновение познавательной активности. Эти факторы включают в себя различные сферы: чувство долга; сферу установок; сферу целей; потребностную сферу; сферу интересов и пр.

Мотивация реализует определенные функции: придание поведению значимости и личностного смысла; функцию ориентирования и организации поведения; функцию побуждения поведения личности.

Школа должна решить важную задачу: обучить школьника, дать ему возможность получить знания, способствовать развитию его природных талантов, духовному и эмоциональному воспитанию ребенка.

На этом основании основная задача состоит в том, чтобы выработать и развить учебно-познавательную мотивации к изучению такой дисциплины, как математика.

Активизация мышления у школьника происходит, когда у него появляется желание размышлять, получать новые знания, когда у него зарождается интерес к образовательной деятельности. В этот момент он выступает в роли соучастника образовательного процесса. Школьник начинает учиться и получать от этого удовольствие, если уроки проходят интересно и нравятся ему.

В связи с этим выработать интерес к изучению предмета и не позволить школьнику утратить его - важная задача, стоящая перед педагогом, которую он должен решать на каждом занятии. Для этого необходимо пользоваться разными методами и способами выстраивания рабочего процесса. Это позволит подготовить школьника к изучению материала. Также важно, чтобы каждый школьник был заинтересован в том, чтобы осуществлять самостоятельную деятельность и работать в классе. Педагог должен обучать школьников различным способам решения задач и сделать так, чтобы они не боялись ошибиться или дать неправильный ответ [5].

Исходя из сказанного, следует подчеркнуть, что школьник должен быть подготовлен к тому, чтобы вести активную познавательную деятельность, быть заинтересованным в ней, осознавать, что и почему он делает. Если не будут реализованы указанные мотивы учения и будет отсутствовать мотивация к образовательной деятельности, цель учебного процесса достигнута не будет.

Развивать мотивацию к изучению учебной дисциплины возможно различными способами, например, с помощью беседы, создания проблемной ситуации, использования творческих заданий и т. д. Рассмотрим на примерах.

Формирование мотивации к образовательному процессу через беседу

В самом начале беседы следует указать на вопросы, которые будут рассмотрены в ходе урока, задействовать знания, которые уже имеются у школьников. Следует приводить интересные примеры, указывающие на взаимосвязь новой темы с ранее пройденной. Педагог должен сказать, в том числе, о практической важности нового материала. К примеру, когда изучается тема «Окружность, описанная около треугольника» (7 класс), школьникам приходится столкнуться с понятием окружности. Педагог задает ряд вопросов:

1. В чем разница между окружностью и кругом?

2. Как определяется длина окружности?

3. Что такое радиус окружности?

Когда учащиеся ответят, учитель начинает объяснять новую тему.

Выработка мотивации к образовательной деятельности через формирование проблемных ситуаций

Как говорил американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи (18591952), индивид способен начать мыслить при встрече со сложностями, которые ему очень важно преодолеть. Позже сложности, которые человек преодолевает, пытаясь найти решение, стали называть проблемой [2].

Рассмотрим проблемное обучение на занятиях по математике как важную технологию развивающего обучения. О проблемном обучении речь идет в случае, когда учитель не предоставляет готовых сведений, а выстраивает деятельность таким образом, чтобы школьники самостоятельно могли получить новые знания. Педагог должен лишь грамотно пользоваться ресурсами, скрытыми в дисциплине.

Главные способы формирования проблемной ситуации:

Библиографический список

- педагог приводит школьникам некое противоречие, предлагая им разрешить его самостоятельно;

- педагог приводит несколько мнений по одной и той же проблеме;

- заставляет школьников обобщать и сопоставлять, делать умозаключения, сравнивать факты;

- задает конкретные вопросы, при ответе на которые необходимо мыслить логически, конкретизировать, обобщать, обосновывать;

- предлагает проблемные задачи, в которых присутствуют избыточные либо недостающие исходные данные, противоречащие друг другу данные, заведомо сделанные ошибки и пр.;

- предлагает школьникам самим придумать задачу.

Изучим данные приёмы, приведя в качестве примера конкретные задания.

1. Пример (8 кл.). Тема: «Квадратный корень» (Я. Перельман)

Докажем, что 2 х 2 = 5.

К обеим частям тождества 16 - 36 = 25 - 25 добавим равные числа:

16 - 36 + 20,25 = 25 - 45 + 20,25,

Откуда (4 - 2,25)2 = (5 - 2,25)2

Извлекая корень из обеих частей равенства, получим 4 - 2,25 = 5 - 2,25,

Откуда 4 = 5, или 2 х 2 = 5. Где ошибка?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выработка мотивации к образовательной деятельности посредством заданий творческого характера

Если школьник сталкивается с чем-то, что впечатляет и удивляет его, в нем пробуждается стремление к творческим поискам, формируется понимание того, как решать творческие задачи. Для того чтобы выработать эту способность, ребенок должен каждый день активно работать. Разработка проектов дает возможность для наиболее полного проявления своих творческих задатков. Эта деятельность способствует формированию устойчивого интереса, желания заниматься творческим поиском. Отметим, что за рамками деятельности потребности и интересы появиться не могут.

Анализ литературы и нормативных документов по теме исследования позволяет нам сделать вывод о важности и необходимости повышения мотивации к изучению математики. На практике мы убедились, что перечисленные приёмы и методы обучения эффективны, положительно влияют на мотивационную сферу ученика.

Образовательная деятельность может стать для школьника увлекательной и приносящей радость и удовольствие лишь в том случае, если он может самостоятельно обучаться проектированию, исследованию, открытию нового - познанию окружающей действительности. Для этого познания ребенку потребуется напрягать все силы, как умственные, так и духовные и физические. Это станет возможным только тогда, когда он начнет сам осуществлять познавательную деятельность, а педагог, в свою очередь, будет использовать инновационные педагогические технологии. Какие бы знания у нас ни были, какие методики мы бы ни использовали, всегда должна быть в первую очередь позитивная мотивация, ситуация успеха на занятиях. В противном случае урок не будет эффективным, школьники не запомнят и не усвоят новый материал [6].

Наиболее значимой следует назвать такую проблему, как взаимодействие между внешней и внутренней мотивацией. Очевидно, что разным школьникам требуется разный подход к формированию у них мотивации. Кто-то может привлекаться к образовательному процессу как бы «за компанию», кому-то очень важны похвалы педагога, кому-то требуется свобода в деятельности. Однако бесспорным является тот факт, что, формируя мотивацию школьников, важно говорить на одном языке с каждым из них. Нельзя делить детей на успевающих и неуспевающих, нужно хвалить каждого за его, пусть и пока незначительные, достижения. Чувство страха и тревога у ребенка не позволяют выработать должную мотивацию. Мотивация является залогом эффективной образовательной деятельности. Если уменьшается позитивная мотивация, уменьшается и успеваемость ребенка. Поэтому педагогу следует использовать в процессе обучения приемы и методики инновационных педагогических технологий, чтобы у школьника была сформирована позитивная мотивация. Кроме того, это позволяет выработать ключевые умственные способности, коммуникативную компетенцию, сформировать активную, творческую, мыслящую личность.

1. Божович Л.И., Благонадёжина Л.В. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка. Изучение мотивации поведения детей и подростков. Москва: Педагогика, 2015.

2. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. Берлин, 1922.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Санкт-Петербург: Питер, 2006.

4. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Москва, 1982.

5. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Санкт-Петербург: Евразия, 1999.

6. Патрахина Т.Н. Сущность и содержание понятия «мотивация» в системе управления. Молодой ученый. 2015; № 7 (87): 461 - 464. References

1. Bozhovich L.I., Blagonadezhina L.V. Problema razvitiya motivacionnoj sferyrebenka. Izuchenie motivaciipovedeniya detejipodrostkov. Moskva: Pedagogika, 2015.

2. D'yui Dzh. Psihologiya i pedagogika myshleniya. Berlin, 1922.

3. Il'in E.P. Motivaciya imotivy. Sankt-Peterburg: Piter, 2006.

4. Komenskij Ya.A. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya: v 2 t. Moskva, 1982.

5. Maslou A.G. Motivaciya i lichnost'. Sankt-Peterburg: Evraziya, 1999.

6. Patrahina T.N. Suschnost' i soderzhanie ponyatiya «motivaciya» v sisteme upravleniya. Molodoj uchenyj. 2015; № 7 (87): 461 - 464.

Статья поступила в редакцию 05.08.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.