го, так и с внешнего сайта Барнаульского юридического института МВД России [9, с. 255]. Воспользовавшись компьютером, который подключён к общеинститутской сети, курсанты и преподаватели получают возможность просматривать информацию в реальном масштабе времени.
В методике определены следующие направления реализации мониторинга в системе образования МВД России, они включают:
- программное обеспечение для реализации методов оценки профессиональных компетенций в компетентностном формате, таких как метод оценки по событийному интервью, метод оценки ценностных ориентаций и метод описательного заключения;
- внедрение программ, обеспечивающих выбор рациональных управленческих решений в образовательном процессе для решения задач обучения, воспитания и развития личности обучающихся;
- оценку решения воспитательных задач с помощью тестирования и аттестации в процессе проведения имитационных и ролевых игр с будущими сотрудниками полиции [10, с. 95];
- создание предписаний алгоритмического типа по выбору оптимальных методов, подходов, содержания дисциплин, реализуемых в учебно-воспитательном процессе;
- использование информационно-программного обеспечения для повышения качества образовательных услуг, мотивации обучающихся к получению образования и самообразования;
- реализация отечественных образовательных программ на международном уровне через научно-исследовательские проекты для поднятия на них спроса и повышения конкурентоспособности.
В методике формируются специализированные рабочие места для различных субъектов образовательного процесса, которые обеспечивают осуществление процесса мониторинга учебно-воспитательного процесса по периодам и этапам профессиональной подготовки, а также реализуют дополнительные условия для обучения в дистанционном режиме, оценки и самооценки обучающихся сотрудников полиции.
В качестве условий интеграции различных подходов образовательных систем в юридических институтах МВД России определены следующие: реализация системного подхода в педагогической деятельности; проектирование оптимального содержания профессиональных компетенций; комплексное применение традиционных и инновационных обучающих, воспитывающих и развивающих методик; индивидуализация и дифференциализация образования;
Библиографический список
формирование внутренних структур, обеспечивающих личностную и профессиональную направленность сотрудника; применение в образовательной деятельности алгоритмических компонентов для разработки образовательных программ и схем, реализующих интеграционные процессы при обучении и воспитании; включение будущих сотрудников в активную служебную и общественную деятельность; всесторонний мониторинг всех компонентов педагогической деятельности; всесторонний мониторинг всех компонентов педагогического процесса в образовательной системе МВД России.
Для проверки результативности предлагаемой методики был организован педагогический эксперимент в Барнаульском юридическом институте МВД России. Контрольная группа включала 83 курсанта и экспериментальная - 85. Оценка профессиональных компетентностей определялась по следующим уровням: оптимальный, допустимый, критический, недопустимый. В качестве критериев сформированности были определены аксиологический, эмотивный, когнитивный и конативный.
Оценка уровня профессионально-личностного развития обучающихся осуществлялась комплексно по данным успеваемости, полученным в ходе учебно-воспитательного процесса, разработанным квалиметрическим характеристикам, стандартным тестам, аттестаций, проводимым отделом психологического обеспечения, и социальных самоаттестаций в учебных группах. Анализ полученных результатов показал увеличение количества курсантов с высшим уровнем в экспериментальной группе. Так, по аксиологическому критерию он составил 32-34%, эмотивному - 28-30%, когнитивному - 30-32%, конативному - 24-26%. Эти данные свидетельствуют о достаточно высокой эффективности предлагаемой методики на уровне статистической значимости, определенной посредством использования метода «Хи-квадрат».
В качестве вывода следует отметить, что предложенная методика программно-информационного обеспечения мониторинга образовательной деятельности на основе интерационных процессов обеспечивает:
- повышение объективности оценки качества педагогической деятельно- получение в реальном масштабе времени информацию об уровне успеваемости и воспитанности субъектов учебно-воспитательного процесса;
- оптимизацию процесса учета, хранения и анализа данных о ходе образовательной деятельности;
- автоматизацию обмена актуальной информацией между отделами, службами и кафедрами в образовательных организациях МВД России.
1. Хуторской AE. Компетентностный подход в обучении. Институт образования человека. Москва: Издательство «Эйдос», 2013: 73.
2. Новиков ДА Введение в теорию управления образовательными системами. Москва: Эгвес, 2009.
3. Дьячко A.r., Муратова С.Ю. Информационные технологии в планировании учебного процесса высшего образовательного учреждения. Москва, 2000.
4. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: Ноу-Хау в образовании. Москва: Высшее образование, 2007.
5. Литвак Б.Г. Управленческие решения: ассоциация авторов и издателей «Тандем». Москва: Издательство «ЭКМОС», 1998: б8 - 88.
6. Заречнев Д.О., Левченко A.A., Федулов БА Особенности реализации активных методов при обучении личной безопасности сотрудников полиции. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017; № 7-3 (73): 204 - 20б.
7. Калинин С.В., Левченко A.A., Федулов БА Формирование профессиональных компетенций, обеспечивающих личную безопасность сотрудников полиции при выполнении служебных обязанностей. Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2018; № 18-2: 89 - 91.
8. Литвинов ВА AРМ «Кафедра». Вестник Барнаульского юридического института. Барнаул: БЮИ МВД России, 2004; Выпуск б: 108 - 114.
9. Федулов БА, Тарасов Н.Г. Особенности программно-информационного обеспечения разработки управленческих решений в образовательном процессе. Мир науки, культуры, образования: международный научный журнал. 2013; № 1 (38): 254 - 25б.
10. Калинин С.В., Федулов БА, Чернов Ю.Н. Применение ролевых игр в воспитательной работе с будущими сотрудниками полиции. Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2014; № 1 (2б): 94 - 9б.
References
1. Hutorskoj A.V. Kompetentnostnyj podhod v obuchenii. Institut obrazovaniya cheloveka. Moskva: Izdatel'stvo «'Ejdos», 2013: 73.
2. Novikov D.A. Vvedenie v teoriyu upravleniya obrazovatel'nymi sistemami. Moskva: 'Egves, 2009.
3. D'yachko A.G., Muratova S.Yu. Informacionnye tehnologii v planirovanii uchebnogo processa vysshego obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Moskva, 2000.
4. Simonov V.P. Pedagogicheskijmenedzhment: Nou-Hau v obrazovanii. Moskva: Vysshee obrazovanie, 2007.
5. Litvak B.G. Upravlencheskie resheniya: associaciya avtorov i izdatelej «Tandem». Moskva: Izdatel'stvo «'EKMOS», 1998: б8 - 88.
6. Zarechnev D.O., Levchenko A.A., Fedulov B.A. Osobennosti realizacii aktivnyh metodov pri obuchenii lichnoj bezopasnosti sotrudnikov policii. Filologicheskienauki. Voprosy teorii i praktiki. 2017; № 7-3 (73): 204 - 20б.
7. Kalinin S.V., Levchenko A.A., Fedulov B.A. Formirovanie professional'nyh kompetencij, obespechivayuschih lichnuyu bezopasnost' sotrudnikov policii pri vypolnenii sluzhebnyh obyazannostej. Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami. 2018; № 18-2: 89 - 91.
8. Litvinov V.A. ARM «Kafedra». Vestnik Barnaul'skogo yuridicheskogo instituía. Barnaul: BYul MVD Rossii, 2004; Vypusk б: 108 - 114.
9. Fedulov B.A., Tarasov N.G. Osobennosti programmno-informacionnogo obespecheniya razrabotki upravlencheskih reshenij v obrazovatel'nom processe. Mir nauki, kultury, obrazovaniya: mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal. 2013; № 1 (38): 254 - 25б.
10. Kalinin S.V., Fedulov B.A., Chernov Yu.N. Primenenie rolevyh igr v vospitatel'noj rabote s buduschimi sotrudnikami policii. Vestnik Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2014; № 1 (2б): 94 - 9б.
Статья поступила в редакцию 22.06.22
УДК 51(07): 373
Kolobov A.N., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University n.a. V.P. Chkalov; Orenburg State University (Orenburg, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION OF COGNITIVE INTEREST IN MATHEMATICS IN MIDDLE SCHOOL STUDENTS. The article discusses features of forming cognitive interest in mathematics for students in grades 7 - 8. The modern system of school education has a clear goal, which is to improve the quality of education. The fundamental condition for such an approach is the development of the intellectual abilities of students. To create comfortable conditions for the development of creative abilities and
increase the level of motivation, the participation of students in various mathematical events plays an important role. The problem of developing cognitive interest is one of the important tasks of teaching mathematics. Under the influence of cognitive interest, even weak students begin to work more productively. The methodological features of the study of this issue presented in the article were implemented in a specific educational process on the basis of the MOAU "Lyceum No. 4" in Orenburg and allowed students to increase the level of cognitive interest in mathematics.
Key words: mathematics, cognitive interest, educational activity, extracurricular activities.
А.Н. Колобов, канд. техн. наук, доц., Оренбургский государственный педагогический университет имени В.П. Чкалова, доц.
Оренбургского государственного университета, г. Оренбург, Е-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
В данной статье рассмотрены особенности исследования формирования познавательного интереса к математике у обучающихся 7-8 классов. Современная система школьного образования имеет четкую цель - повысить качество образования. Соответственно, принципиальным условием такого подхода является развитие интеллектуальных способностей учащихся. Для создания комфортных условий развития творческих способностей и повышения уровня мотивации важную роль играет участие обучающихся в различных математических мероприятиях. Проблема развития познавательного интереса является одной из важных задач обучения математике. Под воздействием познавательного интереса даже слабые ученики начинают работать более продуктивно. Представленные в статье методические особенности изучения данного вопроса были реализованы в конкретном учебном процессе на базе МОАУ «Лицей № 4» г Оренбурга и позволили повысить у обучающихся уровень познавательного интереса к математике.
Ключевые слова: математика, познавательный интерес, учебная деятельность, внеклассные мероприятия.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном мире у школьников пропадает интерес к изучению предмета «Математика». Это происходит из-за низкой мотивации. В настоящее время достаточно остро стоит задача повышения качества школьного образования. Поэтому можно сказать, что задача современного учителя в большей степени заключается не столько в передаче знаний, сколько в мотивировании к их получению.
Из того, что именно мотивация ответственна за активную позицию школьника в обучении и личностном развитии, следует, что современному учителю необходимо знать, как повысить мотивацию обучающихся к изучению математики и выяснить, какие внутренние и внешние факторы пробуждают мотивы личности к достижению определенной цели.
Проблема развития познавательного интереса является одной из важных в комплексе воспитательных задач обучения математике. Проблематикой мотивации деятельности стали заниматься еще в 30-х гг. ХХ в., это были такие ученые, как Б.В. Зейгарник, К. Левин, а начиная с 50-х - Д. Макклеланд, Дж. Аткинсон, Х. Хекхаузен и др. [0].
Познавательный интерес - это одно из личностных свойств школьника, черта его характера, он проявляется как пытливость, любознательность, активность [2].
Познавательный интерес - это важнейший для нас мотив учения школьников. [3]. Он является залогом успешного обучения учеников, а значит, его необходимо не только вызвать, но и постоянно поддерживать [4].
Целью данного исследования стала разработка, внедрение и апробация программы формирования познавательного интереса к математике у обучающихся 7-8 классов на базе МОАУ «Лицей № 4», а также определение итоговых результатов реализации данной программы.
Для достижения цели исследования необходимо решить ряд задач на трех этапах:
1 этап. Констатирующий эксперимент. Задачей данного этапа является определение исходного уровня познавательного интереса у обучающихся.
2 этап. Формирующий эксперимент. Апробация программы формирования познавательного интереса к математике.
Цель методики: выявление относительной распространенности различных мотивов, побуждающих детей к учению.
Содержание методики: школьники приняли участие в тестировании, которое позволило отметить личное отношение к школе, одноклассникам, а также распознать уровень мотивации к обучению. Тестирование проводилось среди обучающихся 7-8 классов в количестве 57 человек в течение третьей четверти 2022 года.
Затем следовала обработка результатов. Однако такая индивидуальная работа в очной форме будет достаточно затруднительной, если в классах 25-35 человек. Поэтому диагностика может быть проведена с использованием современных технологий.
1 вариант. Работа с интернет-сервисами. Создание дистанционной формы опроса с целью проведения диагностики будет удобна как ученикам, так и учителю. Такой вариант позволяет ученикам пройти диагностику в удобное для них время, а учителю - уменьшить время обработки результатов.
2 вариант. Работа в компьютерном классе. Следует попросить помощи у учителя информации и пройти диагностику с использованием программ тестирования. Такой формат будет интересен школьникам. И так же, как и в первом случае, поможет учителю с обработкой результатов.
Обработка результатов тестирования: Ответы учащихся (а именно - выбранные иллюстрации) оформляются в сводную таблицу. Каждому ученику проставляется определенное количество баллов (табл. 1), соответствующих конкретному мотиву.
Мотив Балл
Учебный 5
Социальный 4
Позиционный 3
Получение отметки 2
Игровой 1
Внешний 0
Таблица 2
Определение ведущего мотива деятельности обучающихся 7 класса
Мотив Учебный мотив Учебный мотив в сочетании с социальным/ оценочным Социальный в сочетании с учебным или оценочным Позиционный в сочетании с социальным или оценочным Оценочный в сочетании с игровым
Количество учащихся 4 8 11 4 2
Процентное соотношение 13,8 27,6 37,9 13,8 6,9
3 этап. Контролирующий эксперимент. Диагностика первых результатов работы, выявление уровня перспективности данной программы.
Научная новизна исследования состоит в разработке программы формирования познавательного интереса к математике у обучающихся 7-8 классов.
Для реализации первого этапа исследования были выбраны три методики, позволяющие выполнить широкий анализ уровня познавательного интереса у школьников.
Методика № 1. Изучение учебной мотивации
Авторы данной методики И.П Антонова, И.Л. Финько. При подготовке к проведению диагностической работы использовались методические материалы М.Р. Пинсбурга [5, с. 24].
Таким образом, диагностика в 7 классе дала следующие результаты (табл. 2). Для каждого обучающегося определяются уровни мотивации в соответствии с табл. 3.
Таблица 3
Уровни мотивации Общий балл
I - очень высокий 13-15
II - высокий 10-12
III - нормальный 7-9
IV - сниженный 4-6
V - низкий до 3
Согласно распределению обучающихся 7 класса по уровню мотивации получим следующий результат (табл. 4):
Таблица 4
Уровень Очень высокий Высокий Нормальный Сниженный
Количество учащихся 8 13 6 2
Процентное соотношение 27,6 44,8 20,7 6,9
Проанализировав полученные данные, мы выяснили, что в данном классе мотивационная составляющая имеет свои особенности. Приоритетным мотивом обучения у школьников является социальный в сочетании с учебным. Учебная же мотивация в ее чистом проявлении наблюдается лишь у малой части обучающихся. Достаточное количество учеников замотивированы получением хорошей оценки или похвалой в различных ее проявлениях.
Однако в классе чуть меньше 30% учеников имеют нормальную или сниженную мотивацию к обучению, что говорит о необходимости проведения работы по ее развитию.
Диагностика в 8 классе дала следующие результаты (табл. 5).
плин, как «Физическая культура», «Английский», «Искусство». Средний уровень мотивации к изучению «Технологии», «Математика».
Обработка результатов показала, что в 7 классе мотивация к изучению математики у обучающихся находится на низком уровне, у обучающихся 8 класса -на среднем уровне. Необходимо предпринять меры по повышению мотивации школьников к изучению математики.
Методика № 3. Уровень состоятельности
Цель методики: выявление уровня самостоятельности мышления при изучении математики на уроке.
Описание методики: наблюдение за обучающимися в течение недели в период проведения уроков математики. По итогам наблюдения выставляются баллы. Данные баллы соответствуют определенному уровню развития:
0 баллов - низкий уровень - задания базового уровня сложности не выполняются самостоятельно / вызывают сложности;
1 балл - средний уровень - задания базового уровня сложности выполняются самостоятельно;
2 балла - высокий уровень - задания высокого уровня сложности выполняются при условии помощи педагога;
3 балла - очень высокий уровень - задания высокого уровня сложности выполняются обучающимся самостоятельно.
Таблица 5
Определение ведущего мотива деятельности обучающихся 8 класса
Мотив Учебный мотив Учебный мотив в сочетании с социальным/ оценочным Социальный в сочетании с учебным или оценочным Позиционный в сочетании с социальным или оценочным Оценочный в сочетании с игровым
Количество учащихся 4 9 8 5 2
Процентное соотношение 14,2 32,1 28,6 17,9 7,1
Согласно распределению обучающихся 8 класса по уровню мотивации получили следующий результат (табл. 6).
Таблица 6
Уровень самостоятельности мышления на уроках математики среди обучающихся 7 и 8 классов (табл. 8).
Таблица 8
Уровень Очень высокий Высокий Нормальный Сниженный
Количество учащихся 5 12 8 3
Процентное соотношение 17,8 42,9 28,6 10,7
Очень высокий Высокий Нормальный Сниженный
7 класс 12,1 35,4 41,8 10,7
8 класс 18,3 37,6 36,3 7,8
Проанализировав результаты диагностики в 7 и 8 классах, заметим, что в 8 классе доминирующим мотивом является учебный в сочетании с социальным или оценочным, в то время как в 7 классе таким мотивом является социальный.
Методика № 2. Приоритетные предметы
Цель методики: выявление школьных дисциплин, которые вызывают наибольший интерес у школьников.
Содержание методики: каждому ученику необходимо составить учебное расписание на один день. Количество уроков не регламентируется правилами. Выбор предметов предполагает исключение нежелательных. Допускается повторение того или иного предмета несколько раз.
Получив от каждого из учеников такое расписание, была составлена таблица результатов выбора (табл. 7), в которых отражаются итоги 7 и 8 класса.
Таблица 7
Анализируя результаты, представленные в таблице, можем сказать, что у обучающихся 7 класса высокая мотивация к изучению таких дисциплин, как «Искусство», «Физическая культура». Средний уровень мотивации к изучению следующих предметов: «Технология», «Биология» и «Литература». Результаты в 8 классе серьезно отличаются. Там высокая мотивация к изучению таких дисци-
Заметим, что на уроках математики в 7 и 8 классах преобладают нормальный и высокий уровни самостоятельности мышления.
Подводя итог после проведения трех диагностических работ, приходим к выводу о том, что в данных классах на уроках математики преобладает высокий уровень познавательной активности. Однако процент с очень высоким уровнем познавательной активности мал и практически равен проценту обучающихся с низкой активностью.
После обработки результатов первого этапа диагностики было решено перейти к следующему - формирующему эксперименту.
Его цель: формирование познавательного интереса к математике школьников среднего звена.
На данном этапе были проведены внеклассные мероприятия, упражнения подбирались так, чтобы показать детям нестандартные и не встречающиеся в учебнике задания.
Использование широкого спектра заданий на занятиях является хорошим фактором повышения мотивации к обучению у школьников. Однако внимание нужно уделять и самостоятельной работе. Поэтому стоит разнообразить и домашнюю работу. Сделать так, чтобы школьник видел пользу от ее выполнения, был заинтересован, а не откладывал ее выполнение на крайний случай. Одним из интересных вариантов закрепления изученного материала будут «математические раскраски». Они обладают широким спектром возможностей относительно математического материала. Достаточное количество тем может лечь в основу для разработки заданий. Благодаря таким раскраскам можно улучшить работу с вычислениями, закрепить решение задач и уравнений, логарифмов. Кроме этого, важен метапредметный аспект. Благодаря раскраскам школьники могут узнать об известных деятелях страны и мира, о культурных достопримечательностях, кино, литературе и не только. Все зависит от фантазии учителя. Нами были разработаны варианты таких раскрасок.
Кроме решения отдельных олимпиадных и подводящих к олимпиадам заданий на внеклассных мероприятиях использовались и другие формы работы, направленные на формирование познавательного интереса. При составлении плана занятий и отбора задач использовалась энциклопедическая литература, сборники задач и математических упражнений.
В ходе реализации второго этапа на занятиях наблюдалась повышенная активность школьников, прослеживалась заинтересованность в изучении предмета. В процессе работы ученики самостоятельно составляли задачи и ребусы, делились с одноклассниками и совместно решали авторские задания.
Учебная дисциплина Выбрана в 7 классе (количество раз) Учебная дисциплина Выбрана в 8 классе (количество раз)
Искусство 24 Физическая культура 23
Физическая культура 22 Английский 20
Технология 19 Искусство 20
Биология 16 Технология 17
Литература 15 Математика 16
Русский язык 12 Русский язык 13
Математика 10 Музыка 10
Английский 7 Литература 8
Музыка 7 Биология 5
Третьим этапом исследования стал итоговый эксперимент. Он проводился в форме анкетирования. Для выявления уровня развития интереса к внеклассной работе по математике и к математике в целом использовалась анкета.
Ребята отвечали без дополнительной подготовки, устно, а также не имели заранее предложенных им ответов.
Согласно ответам ребят, их привлекают нестандартные формы работы, в том числе игровые. Ребятам было интересно попробовать себя в роли составителей заданий. Большой интерес они проявляют к математическим загадкам, ребусам и логическим задачам. Однако были и те ученики, которые ответили «не знаю» на вопрос «Стало ли вам интереснее изучать математику?», таких учеников было существенно меньше, чем тех, чей интерес к математике повысился.
По итогам третьего этапа исследования у обучающихся наблюдаются следующие показатели уровня познавательного интереса к математике (табл. 9).
Исходя из данных таблицы, делаем вывод о том, что у обучающихся повысился уровень познавательного интереса к математике.
Для того чтобы уровень познавательного интереса к математике не снижался, необходимо выполнять следующие рекомендации:
1. Проводить регулярные внеклассные математические мероприятия.
2. При изучении со школьниками математических дисциплин использовать разнообразные формы работы и методы проведения занятий;
3. Использовать на уроках и внеклассных мероприятиях интересные сведения о великих математиках и истории развития математики.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что оно может быть полезно педагогам, планирующих работать над повышением познавательного интереса обучающихся к математике или ввести в систему учебно-воспитательной деятельности внеклассные математические мероприятия.
Библиографический список
Таблица 9
Сравнительный анализ данных до эксперимента и после его реализации
Критерии Уровень До эксперимента После эксперимента
Когнитивный Высокий 10 31
Средний 42 48
Низкий 48 21
Эмоционально-мотивационный Высокий 15 37
Средний 48 53
Низкий 37 10
Деятельностный Высокий 35 43
Средний 53 50
Низкий 12 7
В заключение представим следующие выводы: повышению познавательного интереса к математике способствует систематическое проведение внеклассных мероприятий по предмету, а также использование дополнительных образовательных материалов, что расширяет кругозор школьников. Отметим, что учащиеся получают практические навыки по использованию дополнительной литературы, чтобы разработать собственные задания и ребусы. Такая работа позволяет развить у школьников способность анализировать, делать выводы, а также их предметную наблюдательность.
Перспективным направлением исследования представляется разработка программы формирования познавательного интереса к математике для обучающихся 5-6 классов.
1. Гордеева Т.О. Мотивация: новые подходы, диагностика, практические рекомендации. Сибирский психологический журнал. 201б; № б2: 38-53.
2. Далингер ВА Познавательный интерес учащихся и его развитие в процессе обучения математике. Вестник ВятГУ. 2011; № 3-1. Available at: http://cyberleninka.ru/ article/n/ poznavatelnyy-interes-uchaschihsya-i-ego-razvitie-v-protsesse-obucheniya-matematike
3. Щукина Г.И. Педагогическая проблема формирования познавательных интересов учащихся. Москва: Педагогика, 1988.
4. Сапогова И.В. Культурно-педагогические факторы развития познавательного интереса. Культура педагогического труда в XXI веке: материалы Всероссийской научной конференции. Хабаровск, 2004; Т. 2: 1б8 - 172.
5. Финько И.Л. Психолого-педагогические показатели результативности образовательного процесса. Учебная мотивация школьников: методическое пособие. Ульяновск: 2010; Ч. 2.
References
1. Gordeeva T.O. Motivaciya: novye podhody, diagnostika, prakticheskie rekomendacii. Sibirskij psihologicheskij zhurnal. 201б; № б2: 38-53.
2. Dalinger V.A. Poznavatel'nyj interes uchaschihsya i ego razvitie v processe obucheniya matematike. Vestnik VyatGU. 2011; № 3-1. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/ poznavatelnyy-interes-uchaschihsya-i-ego-razvitie-v-protsesse-obucheniya-matematike
3. Schukina G.I. Pedagogicheskaya problema formirovaniya poznavatel'nyh interesov uchaschihsya. Moskva: Pedagogika, 1988.
4. Sapogova I.V. Kul'turno-pedagogicheskie faktory razvitiya poznavatel'nogo interesa. Kul'tura pedagogicheskogo truda v XXI veke: materialy Vserossijskoj nauchnoj konferencii. Habarovsk, 2004; T. 2: 1б8 - 172.
5. Fin'ko I.L. Psihologo-pedagogicheskie pokazateli rezul'tativnosti obrazovatel'nogo processa. Uchebnaya motivaciya shkol'nikov: metodicheskoe posobie. Ul'yanovsk: 2010; Ch. 2.
Статья поступила в редакцию 06.07.22
УДК 51(07): 373
Kolobov A.N., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University n.a. V.P. Chkalov; Orenburg State University
(Orenburg, Russia), E-mail: [email protected]
FEATURES OF TEACHING SOLVING OLYMPIAD PROBLEMS IN THE SCHOOL COURSE OF MATHEMATICS. The article discusses features of teaching solving Olympiad problems in a school course on mathematics, in particular, the need to use an elective course "Olympus Will Submit To Us." Indeed, the issue of solving the problem, which is connected with the absence of the necessary methodological tools for teaching schoolchildren to solve Olympiad problems, is becoming relevant. One of the possible solutions to the problem, in the author's opinion, can be the development of the elective course "Olympus Will Submit To Us," as well as the study of this section of mathematics through gaming technologies, in particular, using quizzes - team games aimed at qualitative assimilation of the material. Thus, students can appreciate the importance of mathematics in professional life and get acquainted with examples of applications of mathematics that go beyond the scope of the subject being studied. The methodological features of the study of this issue presented in the article were implemented in a specific educational process at the elective course at the MOAU "Lyceum No. 4" in Orenburg and made it possible to increase the efficiency of mastering the studied material by students.
Key words: Olympiad problems, elective course, quiz, educational activity, gaming technologies.
А.Н. Колобов, канд. техн. наук, доц., Оренбургский государственный педагогический университет имени В.П. Чкалова,
доц. Оренбургского государственного университета, г. Оренбург, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ
В данной статье рассмотрены особенности обучения решению олимпиадных задач в школьном курсе математики, в частности необходимость использования элективного курса «Олимп нам покорится». Действительно, приобретает актуальность проблемный вопрос, заключающийся в отсутствии необходимого методического инструментария при обучении школьников решению олимпиадных задач. Одним из возможных решений поставленной проблемы, на наш взгляд, может быть разработка элективного курса «Олимп нам покорится», а также изучение данного раздела математики посредством игровых технологий, в частности с использованием квизов - командных игр, направленных на качественное усвоение материала. Таким образом, обучающиеся