Научная статья на тему 'FEATURES OF TEACHING SOLVING OLYMPIAD PROBLEMS IN THE SCHOOL COURSE OF MATHEMATICS'

FEATURES OF TEACHING SOLVING OLYMPIAD PROBLEMS IN THE SCHOOL COURSE OF MATHEMATICS Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
олимпиадные задачи / элективный курс / квиз / учебная деятельность / игровые технологии / Olympiad problems / elective course / quiz / educational activity / gaming technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.Н. Колобов

В данной статье рассмотрены особенности обучения решению олимпиадных задач в школьном курсе математики, в частности необходимость использования элективного курса «Олимп нам покорится». Действительно, приобретает актуальность проблемный вопрос, заключающийся в отсутствии необходимого методического инструментария при обучении школьников решению олимпиадных задач. Одним из возможных решений поставленной проблемы, на наш взгляд, может быть разработка элективного курса «Олимп нам покорится», а также изучение данного раздела математики посредством игровых технологий, в частности с использованием квизов – командных игр, направленных на качественное усвоение материала. Таким образом, обучающиеся могут оценить значение математики в профессиональной жизни и познакомиться с примерами приложений математики, которые выходят за рамки изучаемого предмета. Представленные в статье методические особенности изучения данного вопроса были реализованы в конкретном учебном процессе при реализации элективного курса в МОАУ «Лицей № 4» г. Оренбурга и позволили повысить эффективность усвоения изучаемого материала обучающимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ

The article discusses features of teaching solving Olympiad problems in a school course on mathematics, in particular, the need to use an elective course “Olympus Will Submit To Us.” Indeed, the issue of solving the problem, which is connected with the absence of the necessary methodological tools for teaching schoolchildren to solve Olympiad problems, is becoming relevant. One of the possible solutions to the problem, in the author’s opinion, can be the development of the elective course “Olympus Will Submit To Us,” as well as the study of this section of mathematics through gaming technologies, in particular, using quizzes – team games aimed at qualitative assimilation of the material. Thus, students can appreciate the importance of mathematics in professional life and get acquainted with examples of applications of mathematics that go beyond the scope of the subject being studied. The methodological features of the study of this issue presented in the article were implemented in a specific educational process at the elective course at the MOAU “Lyceum No. 4” in Orenburg and made it possible to increase the efficiency of mastering the studied material by students.

Текст научной работы на тему «FEATURES OF TEACHING SOLVING OLYMPIAD PROBLEMS IN THE SCHOOL COURSE OF MATHEMATICS»

Третьим этапом исследования стал итоговый эксперимент Он проводился в форме анкетирования. Для выявления уровня развития интереса к внеклассной работе по математике и к математике в целом использовалась анкета.

Ребята отвечали без дополнительной подготовки, устно, а также не имели заранее предложенных им ответов.

Согласно ответам ребят, их привлекают нестандартные формы работы, в том числе игровые. Ребятам было интересно попробовать себя в роли составителей заданий. Большой интерес они проявляют к математическим загадкам, ребусам и логическим задачам. Однако были и те ученики, которые ответили «не знаю» на вопрос «Стало ли вам интереснее изучать математику?», таких учеников было существенно меньше, чем тех, чей интерес к математике повысился.

По итогам третьего этапа исследования у обучающихся наблюдаются следующие показатели уровня познавательного интереса к математике (табл. 9).

Исходя из данных таблицы, делаем вывод о том, что у обучающихся повысился уровень познавательного интереса к математике.

Для того чтобы уровень познавательного интереса к математике не снижался, необходимо выполнять следующие рекомендации:

1. Проводить регулярные внеклассные математические мероприятия.

2. При изучении со школьниками математических дисциплин использовать разнообразные формы работы и методы проведения занятий;

3. Использовать на уроках и внеклассных мероприятиях интересные сведения о великих математиках и истории развития математики.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что оно может быть полезно педагогам, планирующих работать над повышением познавательного интереса обучающихся к математике или ввести в систему учебно-воспитательной деятельности внеклассные математические мероприятия.

Библиографический список

Таблица 9

Сравнительный анализ данных до эксперимента и после его реализации

Критерии Уровень До эксперимента После эксперимента

Когнитивный Высокий 10 31

Средний 42 48

Низкий 48 21

Эмоционально-мотивационный Высокий 15 31

Средний 48 53

Низкий 31 10

Деятельностный Высокий 35 43

Средний 53 50

Низкий 12 1

В заключение представим следующие выводы: повышению познавательного интереса к математике способствует систематическое проведение внеклассных мероприятий по предмету, а также использование дополнительных образовательных материалов, что расширяет кругозор школьников. Отметим, что учащиеся получают практические навыки по использованию дополнительной литературы, чтобы разработать собственные задания и ребусы. Такая работа позволяет развить у школьников способность анализировать, делать выводы, а также их предметную наблюдательность.

Перспективным направлением исследования представляется разработка программы формирования познавательного интереса к математике для обучающихся 5-6 классов.

1. Гордеева Т.О. Мотивация: новые подходы, диагностика, практические рекомендации. Сибирский психологический журнал. 2016; № 62: 38-53.

2. Далингер В.А. Познавательный интерес учащихся и его развитие в процессе обучения математике. Вестник ВятГУ. 2011; № 3-1. Available at: http://cyberleninka.ru/ article/n/ poznavatelnyy-interes-uchaschihsya-i-ego-razvitie-v-protsesse-obucheniya-matematike

3. Щукина Г.И. Педагогическая проблема формирования познавательных интересов учащихся. Москва: Педагогика, 1988.

4. Сапогова И.В. Культурно-педагогические факторы развития познавательного интереса. Культура педагогического труда в XXI веке: материалы Всероссийской научной конференции. Хабаровск, 2004; Т. 2: 168 - 172.

5. Финько И.Л. Психолого-педагогические показатели результативности образовательного процесса. Учебная мотивация школьников: методическое пособие. Ульяновск: 2010; Ч. 2.

References

1. Gordeeva T.O. Motivaciya: novye podhody, diagnostika, prakticheskie rekomendacii. Sibirskij psihologicheskij zhurnal. 2016; № 62: 38-53.

2. Dalinger V.A. Poznavatel'nyj interes uchaschihsya i ego razvitie v processe obucheniya matematike. Vestnik VyatGU. 2011; № 3-1. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/ poznavatelnyy-interes-uchaschihsya-i-ego-razvitie-v-protsesse-obucheniya-matematike

3. Schukina G.I. Pedagogicheskaya problema formirovaniya poznavatel'nyh interesov uchaschihsya. Moskva: Pedagogika, 1988.

4. Sapogova I.V. Kul'turno-pedagogicheskie faktory razvitiya poznavatel'nogo interesa. Kul'tura pedagogicheskogo truda v XXI veke: materialy Vserossijskoj nauchnoj konferencii. Habarovsk, 2004; T. 2: 168 - 172.

5. Fin'ko I.L. Psihologo-pedagogicheskie pokazateli rezul'tativnosti obrazovatel'nogo processa. Uchebnaya motivaciya shkol'nikov: metodicheskoe posobie. Ul'yanovsk: 2010; Ch. 2.

Статья поступила в редакцию 06.07.22

УДК 51(07): 373

Kolobov A.N., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University n.a. V.P. Chkalov; Orenburg State University

(Orenburg, Russia), E-mail: KolobovAN@ya.ru

FEATURES OF TEACHING SOLVING OLYMPIAD PROBLEMS IN THE SCHOOL COURSE OF MATHEMATICS. The article discusses features of teaching solving Olympiad problems in a school course on mathematics, in particular, the need to use an elective course "Olympus Will Submit To Us." Indeed, the issue of solving the problem, which is connected with the absence of the necessary methodological tools for teaching schoolchildren to solve Olympiad problems, is becoming relevant. One of the possible solutions to the problem, in the author's opinion, can be the development of the elective course "Olympus Will Submit To Us," as well as the study of this section of mathematics through gaming technologies, in particular, using quizzes - team games aimed at qualitative assimilation of the material. Thus, students can appreciate the importance of mathematics in professional life and get acquainted with examples of applications of mathematics that go beyond the scope of the subject being studied. The methodological features of the study of this issue presented in the article were implemented in a specific educational process at the elective course at the MOAU "Lyceum No. 4" in Orenburg and made it possible to increase the efficiency of mastering the studied material by students.

Key words: Olympiad problems, elective course, quiz, educational activity, gaming technologies.

А.Н. Колобов, канд. техн. наук, доц., Оренбургский государственный педагогический университет имени В.П. Чкалова,

доц. Оренбургского государственного университета, г. Оренбург, Е-mail: KolobovAN@ya.ru

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ

В данной статье рассмотрены особенности обучения решению олимпиадных задач в школьном курсе математики, в частности необходимость использования элективного курса «Олимп нам покорится». Действительно, приобретает актуальность проблемный вопрос, заключающийся в отсутствии необходимого методического инструментария при обучении школьников решению олимпиадных задач. Одним из возможных решений поставленной проблемы, на наш взгляд, может быть разработка элективного курса «Олимп нам покорится», а также изучение данного раздела математики посредством игровых технологий, в частности с использованием квизов - командных игр, направленных на качественное усвоение материала. Таким образом, обучающиеся

могут оценить значение математики в профессиональной жизни и познакомиться с примерами приложений математики, которые выходят за рамки изучаемого предмета. Представленные в статье методические особенности изучения данного вопроса были реализованы в конкретном учебном процессе при реализации элективного курса в МОАУ «Лицей № 4» г Оренбурга и позволили повысить эффективность усвоения изучаемого материала обучающимися. Ключевые слова: олимпиадные задачи, элективный курс, квиз, учебная деятельность, игровые технологии.

Актуальность исследования обусловлена тем, что формирование у обучающихся потребности в реализации творческого потенциала учебного материала с возможностью овладения новым знанием посредством осуществления учебного процесса - важнейшая задача образовательной организации. Лишь в случае, когда обучающийся занимается интересной для него деятельностью, мы можем наблюдать успешный процесс формирования познавательной активности.

Для создания комфортных условий развития творческих способностей и повышения уровня мотивации важную роль играет участие обучающихся в различных соревнованиях.

В школах развивается система участия школьников в предметных олимпиадах. Предметная олимпиада - разновидность соревнований интеллектуальной направленности, в которой упор делается на демонстрацию знаний в рамках конкретной дисциплины. Содержание предметного испытания определяется задачами.

Говоря о задачах различных олимпиад, имеются в виду задания, обладающие нестандартными условиями, а также методами решения. Ключевым фактором для таких задач выступают находчивость и изобретательность испытуемого. Следуя такому определению, сформулированы требования, предъявляемые к содержанию задач - соответствие программе учебного курса; нестандартность условия и способа решения; вариативность и доступность решений.

Учитывая современную эпидемиологическую ситуацию, наблюдается тенденция к участию в дистанционных образовательных соревнованиях.

Дистанционная олимпиада - один из способов выявления одаренных детей и развития их интеллектуальных способностей. Такая деятельность предоставляет возможность неуверенным, застенчивым и нерешительным ученикам проявить себя. Для подобных соревнований есть ряд преимуществ: независимость участия от места проживания, свободный график, отсутствие ограничений по количеству соревнующихся, совмещение с учебным процессом.

Олимпиадное движение школьников - это особая система выявления и поощрения талантливых обучающихся. Ребята имеют возможность получить дополнительные баллы при поступлении, гранты на обучение, да и дипломы в портфолио могут быть большим плюсом для участников олимпиад.

Однако большинство школьников воспринимают олимпиады как способ отбора самых способных учеников от общего количества и не рассматривают их как возможность развития способностей. Вероятность того, что школьник с самооценкой ниже среднего заинтересуется задачами олимпиадного уровня и начнет их решать, мала, поскольку, по собственному опыту, его способностей недостаточно для данной работы. В связи с этим значительная часть учеников, имеющих способности к решению олимпиад, отсеивается, даже не воспользовавшись возможностью попробовать.

Еще одной проблемой олимпиадного движения является ограниченное использование материалов олимпиад учителем. Большая часть учителей также рассматривает олимпиады как способ поиска талантливых учеников. Олимпиад-ные материалы выглядят устрашающе для большинства школьников, и нередко причиной этому является учитель. Ведь из его уст можно услышать о том, что олимпиада - это очень сложно, это не для всех, что негативно сказывается на мотивации школьников. Однако педагогам стоит рассмотреть возможности использования олимпиадных заданий как способ развития интеллектуальных способностей.

Цель данного исследования заключается в необходимости выстроить такую систему работы, при которой уже на первых этапах интерес к олимпиадам по математике будут проявлять не только дети из категории «одаренные», но и другие способные ученики.

Для достижения цели исследования необходимо решить ряд задач:

- анализ структуры математических олимпиад, виды и уровень заданий;

- разработка и реализация элективного курса «Олимп нам покорится» в образовательном процессе;

- диагностика первых результатов работы, выявление уровня перспективности данной программы.

Научная новизна исследования состоит в разработке программы организации подготовки к математическим олимпиадам для обучающихся 7-8 классов.

Каждый год в России проводится несколько туров олимпиады школьников: школьный, муниципальный, областной, республиканский, всероссийский. У победителей всероссийского уровня есть возможность попасть на завершающий этап олимпиады - международный.

Успех участников будет зависеть от верной организации подготовки к олимпиадам и соблюдения некоторых условий:

1. Систематическое проведение всей внеклассной работы по математике.

2. Обеспечение регулярности проведения олимпиад.

3. Серьезная, содержательная подготовительная работа перед проведением каждой олимпиады.

4. Хорошая организация проведения олимпиад.

5. Интересное математическое содержание соревнований.

Проведение олимпиад было бы затруднительным без определения организационного комитета и членов жюри. Их миссия - подготовительная работа. В том числе - определение содержания конкурсных заданий, проверка работ, а также определение победителей и вручение призов. При проведении школьного этапа олимпиад чаще всего задания составляют сами члены жюри, далее же задания получают от ответственных оргкомитетов.

Достигнуть основной цели олимпиады можно при условии, что содержание работы соответствует регламентируемым требованиям:

- общее количество заданий 4-7. Меньшее количество может ввести в затруднительное положение при подсчете баллов и определении победителей, большее количество затруднительно для обучающихся [1];

- требуется учитывать трудность заданий, и поэтому необходимо располагать задачи в порядке возрастания сложности [2];

- уровень сложности заданий должен быть различен. Задачи пониженной сложности не будут вызывать интереса у школьников ввиду их быстрого решения. А задачи чрезмерной сложности способны снизить желание школьников принимать участие в подобных соревнованиях. Поэтому, определяя сложность и количество заданий, необходимо соблюдать баланс.

Так, первая пара задач на олимпиаде должна обладать трудностью от 10 до 30 процентов и быть доступной для решения большинству участников [3].

Такие задачи вполне могут быть включены в раздел «продвинутых» задач, которые встречаются школьникам в контрольных работах. Сюда также должны быть отнесены задачи, которые не изучаются в школе, но имеют высокую вероятность решения. Данный аспект важен, поскольку на первом этапе олимпиады участниками могут стать все желающие. Чрезмерная сложность задач, а впоследствии - ни одно правильно решенное задание увеличивают вероятность потери школьником интереса к олимпиадам, а иногда речь идет и об учебном предмете в целом. Согласно этим аспектам 1-2 задачи являются доступными для большинства школьников, но содержат в своей структуре «изюминку», позволяя при решении выявить наиболее сильных учеников.

Далее следуют несколько задач повышенной трудности. В их число входят задачи «продвинутого» уровня, а также задания, используемые в контрольных работах, однако их содержание должно претерпевать изменения. Их сложность должна возрасти до 40-60%. В таком случае решить такие задачи сможет примерно половина всех участников. На данном этапе уже могут быть выявлены призеры олимпиады. Это участники, решившие правильно более третьей части от всех заданий.

Завершают олимпиаду задания особой сложности, рассчитанные на решение только узким кругом участников. Трудность решения таких задач приравнивается к 80-95 процентам. Встречаются подобные задачи на математических олимпиадах муниципального этапа и выше.

Анализ структуры математических олимпиад позволил сделать следующие выводы:

- выявляя общие закономерности содержания олимпиад, отметим, что все задания подбираются из разных разделов. Упор делается на материал, изученный во втором полугодии прошлого года, и материал, осваиваемый в новом учебном году;

- в текстах математических олимпиад могут встречаться задачи прикладного характера, занимательные задачи, а также софизмы и задачи-шутки;

- при создании математических кружков с целью подготовки к олимпиадам стоит включать в учебный материал задачи, подобные конкурсным;

- особенно запоминаются задачи, в которых встречается год проведения данной олимпиады;

- в содержании олимпиадных заданий исключается использование сложных для запоминания и выведения формул, использование справочных материалов, а также задачи с длительными выкладками;

- для разных классов на олимпиадах могут использоваться одни и те же задания [4].

Математическое олимпиадное движение школьников - один из вариантов развития воспитательной системы. Рассматривая олимпиадные соревнования именно в таком ключе, стоит использовать задачи прикладного характера, задания экономического содержания, задачи, описывающие развитие современных технологий промышленности и сельского хозяйства. Задания такого рода особенно интересно включать в олимпиады школьного и муниципального уровней, поскольку есть возможность рассмотреть местные особенности.

На базе МОАУ «Лицей № 4» проводилась исследовательская работа. Ее целью стала разработка, внедрение и апробация программы организации подготовки к математическим олимпиадам для обучающихся 7-8 классов, а также определение итоговых результатов реализации данной программы.

Идеи олимпиадной математики в школьном курсе не изучаются, используются лишь элементы данного направления. Первопричина данной ситуации - нехватка кадров с высокой квалификацией. Во-вторых, для усвоения данных идей школьникам требуются некоторые способности и усвоенные базовые знания ма-

тематики. В-третьих, материал олимпиадного курса не подвластен всем школьникам, поэтому нецелесообразно изучать его привычными классными коллективами. Требуется разбиения на группы по определенным характеристикам. Однако олимпиадная математика - это прогрессивная площадка по развитию интеллекта школьников, которая в последние годы набирает популярность в образовательных организациях. Идеи, использующиеся в математических олимпиадах, находят место в общеобразовательных программах. Как результат, в некоторых учебниках и пособиях можно найти задачи на принцип Дирихле, комбинаторные и логические задачи, задачи на системы счисления и другие интересные темы, не встречающиеся в базовом курсе школьной математики.

Данные факторы являются предпосылками для создания элективного курса с целью подготовки к математическим олимпиадам и изучению нестандартных задач в рамках программы дополнительного образования.

Программа данного элективного курса позволит изучить основные виды олимпиадных заданий, расширить базовые навыки решения математических задач и уравнений, познакомиться с нестандартными заданиями, объединяющими с математикой различные области человеческой деятельности.

Отличительной особенностью данной программы от уже существующих образовательных программ является наличие классических разделов олимпи-адной, нестандартной математики, а также глобальная роль метапредметных связей при изучении предмета. Элективный курс предметный и его основная мысль - расширение математических компетенций.

Занятия планируется проводить 2 раза в неделю. Основные типы занятий: урок изучения нового материала, урок-практикум, математическое соревнование. Занятия включают в себя как теоретическую, так и практическую части. Но основную роль играют именно практические занятия.

Программа предназначена для обучающихся 7-8 классов и соответствует возрастному пониманию и восприятию школьников. Выбрана форма работы, в которой школьники занимаются в коллективе своих сверстников, проявляющих интерес к изучению математики.

Промежуточные итоги изучения курса определяются благодаря проведению математических соревнований, индивидуальных практических работ и участию в пробных математических олимпиадах. Текущий контроль уровня усвоения изученного на курсе материала осуществляется по результатам выполнения практических заданий.

Цель данного курса: формирование интеллектуально развитой личности в процессе освоения нестандартных задач и задач повышенной трудности в рамках идей олимпиадного математического движения.

Задачи курса:

1. Развить интерес школьников к изучению математики.

2. Способствовать развитию логического мышления и самообразования обучающихся.

3. Показать связь математических методов с практической деятельностью человека через решение нестандартных математических задач.

4. Расширить математический и общенаучный кругозор.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Привлечь обучающихся к участию в математических олимпиадах различного уровня.

Уровень программы: углубленный. Обучающимися данного элективного курса могут быть дети 12-15 лет. Численность обучающихся в группе 10-15 человек.

Содержание курса рассчитано на 150 тематических часов в год при занятиях 4 часа в неделю. При необходимости количество может быть сокращено за счет редактирования рассматриваемого материала или сокращением объема тематического материала. При приближающихся математических боях, олимпиадах и соревнованиях занятия в рамках курса могут проводиться чаще.

Программа элективного курса реализуется в течение всего учебного года с 1 сентября по 31 мая, включая каникулярные периоды. Общий период реализации 9 месяцев, т. е. 36 недель обучения.

Группа занимается 4 раза в неделю по два академических часа (90 минут).

Форма обучения: лектории, практикумы, математические соревнования,

квиз.

Завершающим этапом в реализации элективного курса «Олимп нам покорится» стало внедрение данной разработки в образовательный процесс 7-8 классов МОАУ «Лицей № 4». Необходимо было определить, способствуют ли повышению качества знаний и уровню познавательного интереса включенные в методическую разработку образовательные материалы.

Задачами при подведении итогов апробации разработки стали:

1. Проверка качества содержания предметного материала и тематических тренажеров.

2. Выявление материала, вызывающего трудности у школьников.

3. Определение уровня эффективности материала по результатам итоговой диагностики.

4. Установления уровня заинтересованности школьников в изучении математики.

В период, предшествующий внедрению элективного курса, было отмечено, что школьники без труда усваивали темы школьного курса математики, однако,

соприкасаясь с олимпиадными заданиями на данную тему, испытывали трудности с их решением. Происходило это в связи со слабым развитием навыков исследовательской деятельности и логического мышления и умением действовать по заданному алгоритму.

Именно поэтому при внедрении курса «Олимп нам покорится» были созданы условия для развития данных качеств, учитывающие возрастные и психологические особенности данного возрастного периода школьников.

Первым шагом при внедрении элективного курса была входная диагностическая работа, включающая в себя задачи школьного этапа олимпиады школьников прошлых лет. Ребятам было разрешено не сдавать работу в случае неуверенности в своих решениях или при их полном отсутствии.

По итогам входного испытания 10% школьников приняли решение не сдавать свои работы, 20% справились менее чем с половиной заданий, 13% решили задания в полном объеме, 57% школьников справились с заданиями, не решив задания повышенной сложности или задачи с нестандартным решением.

Такой входной контроль позволил подтвердить идеи о неуверенности школьников в своих силах относительно математических олимпиад, а также показал, на какие аспекты стоит обратить внимание при введении конкретных элементов курса.

При реализации элективного курса «Олимп нам покорится» обучающимся предлагались задания, раскрывающие суть окружающего мира через математические объекты и символы. На занятиях ученики были сосредоточены и внимательны, проявляли особую активность на зачетных мероприятиях. На протяжении занятий осуществлялся контроль деятельности обучающих, работающих как на местах, так и у доски.

Занятия в рамках курса позволили школьникам овладеть некоторыми приемами и методами решения олимпиадных задач математики. Однако первоначально испытывали сложности при необходимости самостоятельного поиска решения нестандартной задачи. Впоследствии, опираясь на данную деятельность, ребята смогли проявить себя, стали анализировать условия задач и предлагать идеи по их решению.

Аудиторная работа предполагала деятельность по овладению приемами и методами решения математических задач, в то время как домашнее задание должно было помочь школьниками развить вычислительные навыки, навыки анализа и моделирования. Выполнение домашнего задания в рамках элективного курса выполнялось школьниками с большим желанием и интересом, ребята отмечали, что при выполнении домашнего задания они успевают и закрепить изученный материал, и расширить свой кругозор. Также улучшились показатели относительно вычислительных навыков, что стало заметно и при проверке промежуточных работ обучающихся.

В период реализации курса обучающиеся принимали участие в математических олимпиадах и соревнованиях различного уровня. Зарабатывали баллы в личный рейтинг, что было их дополнительным стимулом для развития интеллектуальных способностей. Динамика образовательной деятельности обучающихся оказалась положительной. Материал, изучаемый на занятиях, усваивался школьниками, а также использовался в практической деятельности.

Чтобы повысить интерес учащихся к исследуемой теме, в качестве итогового занятия был разработан квиз по олимпиадным задачам. Игровые технологии делают современный процесс обучения не только интересным, но и повышают качество усвоения пройденного материала. Квиз по олимпиадным задачам учитель может менять на своё усмотрение: убирать или добавлять задания, заменять их и объединять в разные группы (раунды). Мы предлагаем дополнительные задания для свободного изменения квиза [5].

Заключительная экспериментальная работа показала, что 5% учеников также сомневаются в своих силах или не способны решать предлагаемые задачи, 11% справляется менее чем с половиной предложенных заданий, 21% справились с заданиями в полном объеме, 63% школьников справились с заданиями, не решив задания повышенной сложности или задачи с нестандартным решением.

Согласно новым требованиям стандарта второго поколения, применение информационных технологий помогает перейти из традиционного урока к современному уроку. Поэтому разработка элективного курса в веб-сервисе «Google Класс» может помочь изменить методику преподавания учителя, тем самым повысить интерес ученика к изучению олимпиадных задач [5].

Практическая значимость результатов исследования может быть полезна для педагогов, планирующих работать над повышением интереса обучающихся к олимпиадам по математике не только среди детей из категории «одаренные», но и среди других учеников.

В заключение на основе полученных данных представим следующие выводы:

1. Элективный курс «Олимп нам покорится» оптимален для освоения школьниками 7-8 классов.

2. Формы работы и содержание математических заданий интересны обучающимся.

3. Результаты курса эффективны.

4. Курс может быть использован как при подготовке к математическим олимпиадам, так и для интеллектуального развития в целом.

Таким образом, элективный курс позволяет активизировать учебную деятельность, формирует знания и способности к деятельности, которые не только помогут при подготовке к экзаменам, но и пригодятся в обычной жизни. Учеб-

Библиографический список

ный процесс курса построен таким образом, чтобы школьники обновили знания прошлых лет, получили новые, а также выработали умения и навыки, которые необходимы для решения задач.

Перспективным направлением исследования представляется разработка программы организации подготовки к математическим олимпиадам для обучающихся 5-6 классов.

1. Лебедева С.В. Олимпиадная математика: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, профиль - Математическое образование. Саратов, 2019.

2. Нечаева О.С. Дополнительная образовательная программа технической направленности «Олимпиадная математика». Ижевск, 2019.

3. Олимпиадная математика. Лекториум. 2021. Available at: https://project.lektorium.tv/olympmath#rec247114424

4. Феоктистова Ю.А. К вопросу об оценке сложности задач. Мультиурок. 2018. Available at: https://multiurok.ru/index.php/files/k-voprosu-ob-otsenki-slozhnosti-zadach.html

5. Колобов А.Н. Особенности обучения элементам теории вероятностей в школьном курсе математики. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 4: 128 - 130.

References

1. Lebedeva S.V. Olimpiadnaya matematika: uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov, obuchayuschihsya po napravleniyu 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie, profil'-Matematicheskoe obrazovanie. Saratov, 2019.

2. Nechaeva O.S. Dopolnitel'naya obrazovatel'naya programma tehnicheskoj napravlennosti «Olimpiadnaya matematika». Izhevsk, 2019.

3. Olimpiadnaya matematika. Lektorium. 2021. Available at: https://project.lektorium.tv/olympmath#rec247114424

4. Feoktistova Yu.A. K voprosu ob ocenke slozhnosti zadach. Mul'tiurok. 2018. Available at: https://multiurok.ru/index.php/files/k-voprosu-ob-otsenki-slozhnosti-zadach.html

5. Kolobov A.N. Osobennosti obucheniya 'elementam teorii veroyatnostej v shkol'nom kurse matematiki. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 4: 128 - 130.

Статья поступила в редакцию 07.07.22

УДК 376.112.4

Muskhadzhieva T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: tiana-00@mail.ru

Arskieva Z.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, A.A. Kadyrov Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: zaliya66@mail.ru

TemirsultanovR.A., postgraduate, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: rajab.temirsultanov@mail.ru

FORMATION OF INCLUSIVE COMPETENCE AMONG PARENTS OF CHILDREN WITH ATYPICAL DEVELOPMENT. Contradictions that have arisen between the growing requirements for the effective implementation of inclusive practice and the insufficient theoretical and practical elaboration of the issue of the content of the competence of the subjects of the educational process, parents, in particular, determined the relevance of this study. The article highlights the need to form competencies reflecting the ownership of inclusive practice by parents raising children with various types of disabilities and diseases. In this regard, a number of issues related to the concepts "competence" and "inclusive competence" are being considered. Issues of forming inclusive competence in the parent are the starting point in the formation of an inclusive society, contribute to the successful integration of the child into the educational environment and create a favorable emotional background in the family, which is the driving force in the further development of the abnormal child.

Key words: inclusive practice, competence, education of parents, development, family, atypical children, children with disabilities (HIA).

Т.А. Мусхаджиева, канд. пед. наук, доц., Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, E-mail: tiana-00@mail.ru

З.А. Арскиева, канд. пед. наук, доц., Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова, г. Грозный, E-mail: zaliya66@mail.ru

Р.А. Темирсултанов, аспирант, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, E-mail: rajab.temirsultanov@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У РОДИТЕЛЕЙ РЕБЕНКА С АТИПИЧНЫМ РАЗВИТИЕМ

Противоречия, возникшие между растущими требованиями к эффективной реализации инклюзивной практики и недостаточной теоретической и практической разработанностью вопроса содержания компетентности субъектов образовательного процесса, родителей в частности, определили актуальность данного исследования. В статье говорится о необходимости формирования компетенций, отражающих владение инклюзивной практикой родителями, воспитывающими детей с различными видами отклонений и заболеваний. В этой связи рассматривается ряд вопросов, связанных с понятиями «компетенция», «инклюзивная компетентность». Вопросы развития инклюзивной компетентности у родителя являются отправной точкой в формировании инклюзивного общества, способствуют успешной интеграции ребенка в образовательную среду и создают благоприятный эмоциональный фон в семье, что является движущей силой в дальнейшем развитии аномального ребенка.

Ключевые слова: инклюзивная практика, компетентность, образование родителей, развитие, семья, атипичные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Актуальность данного исследования определена противоречием между требованиями к эффективной реализации инклюзивной практики и недостаточной теоретической и практической разработанностью вопроса содержания компетентности субъектов образовательного процесса, в частности родителей.

В последнее время российское общество испытывает растущую потребность в повышении психолого-педагогической компетенции родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, расширении спектра их знаний в сфере дефектологии, формировании ответственного родительства.

Реализация образовательного потенциала семьи сталкивается с определенным спектром проблем, обусловленным отсутствием информированности родителей о возможностях развития их ребенка, в частности и специального образования в целом: низкий уровень компетентности родителей, выражающийся в недоверии к образовательным учреждениям как площадки для решения образовательных проблем, низком уровне знаний особенностей развития аномального ребенка, отсутствии интереса к выполнению воспитательных функций. Исключение или пассивное участие родителей, воспитывающих аномального ребенка, в образовательном процессе чревато переходом семей в деструктивный характер развития.

Цель исследования заключается в аргументировании необходимости формирования инклюзивной компетентности у родителей ребенка с нарушениями развития. В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

- анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;

- рассмотрение возможности формирования инклюзивной компетентности родителей, воспитывающих детей с аномалиями развития.

Научная новизна выполненной работы состоит в акцентировании внимания на необходимости повышения компетентности родителей в инклюзивной практике как основного звена в развитии аномального ребенка, так как именно семья является первым общественным институтом, где каждый начинает свой путь в приобретении жизненного опыта.

Теоретическая значимость исследования состоит в аргументировании необходимости формирования инклюзивной компетентности у родителей как значимого фактора в положительной динамике развивающей (образовательной) траектории аномального ребенка.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования изложенного материала в теоретических исследованиях специалистов, зани-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.