Научная статья на тему 'ОЦЕНКА АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЯХ ОБУЧЕНИЯ: ИЗ ОПЫТА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»'

ОЦЕНКА АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЯХ ОБУЧЕНИЯ: ИЗ ОПЫТА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модели обучения / дистанционное обучение / смешанное обучение / академическая успеваемость / подготовка бакалавров по направлению «сестринское дело» / learning models / distance learning / blended learning / academic performance / bachelor’s degree in nursing

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.Н. Морозова

В статье поставлена цель – на основе результатов опытно-экспериментальной работы выявить эффективность различных форм организации обучения (традиционного, дистанционного, смешанного) в развитии академической успеваемости студентов. Использовались в сочетании и взаимосвязи эмпирические (опрос (студентов и преподавателей), изучение учебно-программной документации) и теоретические (анализ, синтез, обобщение, сравнение) методы исследования. Результаты исследования показали, что при подготовке бакалавров по направлению «Сестринское дело» важную роль играет учет специфики дисциплин и компетенций, за освоение которых данная дисциплина отвечает, введение методик преподавания и выбор модели обучения. Установлено, что академическая успеваемость студентов при традиционном формате обучения ниже, чем при дистанционном и смешанном форматах. Смешанная модель обучения дает более устойчивые, по сравнению с традиционными и дистанционным формами, высокие результаты академической успеваемости студентов медицинского вуза по направлению «Сестринское дело».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О.Н. Морозова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE ACADEMIC PERFORMANCE OF STUDENTS WITH DIFFERENT MODELS OF EDUCATION: FROM THE EXPERIENCE OF PREPARING BACHELORS IN THE DIRECTION OF “NURSING”

The aim of the article is to reveal the effectiveness of various forms of organization of education (traditional, distance, mixed) in the development of students’ academic progress based on the results of experimental work. Empirical (survey (of students and teachers), study of educational and program documentation) and theoretical (analysis, synthesis, generalization, comparison) research methods were used in combination and interrelationships. The results of the study show that in the preparation of bachelors in the direction of “Nursing”, an important role is played by taking into account the specifics of the disciplines and competencies for the development of which this discipline is responsible, the introduction of teaching methods and the choice of a learning model. It has been established that the academic performance of students in the traditional format of education is lower than in the distance and mixed format. The blended learning model gives more stable, compared to traditional and distance forms, high academic performance of medical students in the direction of “nursing”.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЯХ ОБУЧЕНИЯ: ИЗ ОПЫТА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»»

- близкие родственники (дети, внуки) - 83 человека;

- сиделки- 13 человек;

- дальние родственники - 21 человек;

- другие (соседи, знакомые) - 8 человек.

2. С родственниками совместно проживают 48 получателей социальных услуг (38%), раздельно - 77 пожилых людей (62%), из которых 32 человека (41%) родственники посещают дома, а 45 человек (59%) общаются с родственниками по телефону. Наилучшие показатели по социальной адаптации с использованием метода арт-терапии отмечены у пожилых людей, которые занимались совместно с близкими родственниками (внуки, дети). Уменьшилось ощущение ненужности, невостребованности, беспомощности, чувство одиночества - на 30%, хотя слишком активное включение близких в процесс проведения занятий увеличило на 40% ощущение неуважения со стороны молодых.

3. Одной из важных проблем, которые испытывали пожилые люди со снижением КФ, был дефицит общения. После проведенного курса арт-терапии была отмечена положительная динамика - его уменьшение на 50% (табл. 3). Выявлен высокий уровень удовлетворенности данной психолого-педагогической методикой как со стороны лиц с когнитивными нарушениями, так и их родственников и сиделок.

Выводы.

1. Опыт использования психолого-педагогических методов при работе отделения «Служба сиделок» в условиях МБУ КЦСОН Центрального округа показал, что они способствуют повышению качества жизни у лиц пожилого возраста

Библиографический список

с когнитивными нарушениями, формированию позитивного отношения к жизни, улучшению межличностных отношений в семье.

2. Одним из наиболее востребованных психолого-педагогических методов оказался метод арт-терапии с привлечением к занятиям близких родственников.

3. Огромное значение использования психолого-педагогических методов в процессе обслуживания пожилых людей имеет и для семьи пожилого человека. Применение метода арт-терапии способствует налаживанию взаимоотношений между пожилым человеком, родственниками и сиделками, которые осуществляют уход за ним.

Таким образом, психолого-педагогический метод арт-терапии может успешно использоваться в процессе поддержки граждан пожилого возраста с когнитивными нарушениями в системе долговременного ухода и повысить качество жизни, успокаивает их, помогает сохранить адаптацию в обществе, благоприятно влияя на взаимоотношения не только между пожилым человеком и сиделкой, но и между пожилым человеком и родственниками. Практический опыт показал, что ежедневная посторонняя помощь со стороны сиделки в процессе занятий является эмоциональной поддержкой и позволяет избежать многих стрессов, связанных с пожилыми людьми, способствует налаживанию взаимоотношений с родственниками. Предложенный алгоритм занятий показал высокую эффективность в условиях МБУ КЦСОН Центрального округа г Новосибирска в отделении «Служба сиделок». Методика может быть использована как модель для проведения дальнейших исследований других психолого-педагогических методов (библиографического, мемуаротерапии, музыкотерапии и др.).

1. Айзман РИ., Мельникова М.М., Чернышев В.М. Основы социальной медицины: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. Москва: Издательский центр «Академия», 2021.

2. Нагорнова А.Ю. Теория и технология социальной работы с пожилыми людьми: учебное пособие для среднего профессионального образования. Москва: Издательство Юрайт, 2020.

3. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: учебник для бакалавров. Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2019.

4. Руководство по гериатрической психиатрии. Москва: Пульс, 2014.

5. Воевода М.И., Суханов А.В., Дума С.Н., Обласов М.В. Раскраски MED. Раскраски для тренировки когнитивных способностей у пожилых людей. М.В.-1. Новосибирск: Атлас, 2021.

6. Гусева М.Е. Арт-терапия. Цветотерапия. Москва, «Квадратон», 2018.

У. Дума С.Н., Мельникова М.М. Инновационные технологии в изучении деменции у геронтов в подготовке специалистов по социальной работе. Проблемы и перспективы развития образования в социокультурном пространстве: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Горно-Алтайск, 2014: 123 - 130.

8. Мельникова М.М., Дума С.Н. Формирование элементов профессиональных компетенций у студентов по специальности «социальная работ» в курсе «Содержание и методика социально-медицинской работы». Вестник педагогических инноваций. 2014: № 1 (33): 27 - 34.

9. Долговременный уход: сущность, организация, технологии и средства реализации: учебно-методическое пособие. Москва: Дашков и К, 2020.

10. Сахарова Т.Н., Уманская Е.Г., Цветкова Н.А. Геронтопсихология: учебник с практикумом. Москва: МПГУ 2018.

References

1. Ajzman R.I., Mel'nikova M.M., Chernyshev V.M. Osnovy social'nojmediciny: uchebnik dlya studentov uchrezhdenij srednego professional'nogo obrazovaniya. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2021.

2. Nagornova A.Yu. Teoriya i tehnologiya social'noj raboty s pozhilymi lyud'mi: uchebnoe posobie dlya srednego professional'nogo obrazovaniya. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2020.

3. Holostova E.I. Social'naya rabota s pozhilymi lyud'mi: uchebnik dlya bakalavrov. Moskva: Izdatel'sko-torgovaya korporaciya «Dashkov i K», 2019.

4. Rukovodstvo po geriatricheskoj psihiatrii. Moskva: Pul's, 2014.

5. Voevoda M.I., Suhanov A.V., Duma S.N., Oblasov M.V. Raskraski MED. Raskraskidlya trenirovkikognitivnyh sposobnostejupozhilyh lyudej. M.V.-1. Novosibirsk: Atlas, 2021.

6. Guseva M.E. Art-terapiya. Cvetoterapiya. Moskva, «Kvadraton», 2018.

7. Duma S.N., Mel'nikova M.M. Innovacionnye tehnologii v izuchenii demencii u gerontov v podgotovke specialistov po social'noj rabote. Problemyiperspektivyrazvitiyaobrazovaniya v sociokul'turnom prostranstve: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Gorno-Altajsk, 2014: 123 - 130.

8. Mel'nikova M.M., Duma S.N. Formirovanie 'elementov professional'nyh kompetencij u studentov po special'nosti «social'naya rabot» v kurse «Soderzhanie i metodika social'no-medicinskoj raboty». Vestnikpedagogicheskih innovacij. 2014: № 1 (33): 27 - 34.

9. Dolgovremennyj uhod: suschnost', organizaciya, tehnologii i sredstva realizacii: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: Dashkov i K, 2020.

10. Saharova T.N., Umanskaya E.G., Cvetkova N.A. Gerontopsihologiya: uchebnik s praktikumom. Moskva: MPGU, 2018.

Статья поступила в редакцию 29.03.22

УДК 378

Morozova O.N., Dean of Department, senior teacher, Kazan State Medical University (Kazan, Russia),

E-mail: aon77@mail.ru

EVALUATION OF THE ACADEMIC PERFORMANCE OF STUDENTS WITH DIFFERENT MODELS OF EDUCATION: FROM THE EXPERIENCE OF PREPARING BACHELORS IN THE DIRECTION OF "NURSING". The aim of the article is to reveal the effectiveness of various forms of organization of education (traditional, distance, mixed) in the development of students' academic progress based on the results of experimental work. Empirical (survey (of students and teachers), study of educational and program documentation) and theoretical (analysis, synthesis, generalization, comparison) research methods were used in combination and interrelationships. The results of the study show that in the preparation of bachelors in the direction of "Nursing", an important role is played by taking into account the specifics of the disciplines and competencies for the development of which this discipline is responsible, the introduction of teaching methods and the choice of a learning model. It has been established that the academic performance of students in the traditional format of education is lower than in the distance and mixed format. The blended learning model gives more stable, compared to traditional and distance forms, high academic performance of medical students in the direction of "nursing".

Key words: learning models, distance learning, blended learning, academic performance, bachelor's degree in nursing.

О.Н. Морозова, декан факультета, ст. преп., ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» МЗ РФ, г. Казань,

E-mail: aon77@mail.ru

ОЦЕНКА АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЯХ ОБУЧЕНИЯ: ИЗ ОПЫТА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»

В статье поставлена цель - на основе результатов опытно-экспериментальной работы выявить эффективность различных форм организации обучения (традиционного, дистанционного, смешанного) в развитии академической успеваемости студентов. Использовались в сочетании и взаимосвязи эмпирические (опрос (студентов и преподавателей), изучение учебно-программной документации) и теоретические (анализ, синтез, обобщение, сравнение) методы исследования. Результаты исследования показали, что при подготовке бакалавров по направлению «Сестринское дело» важную роль играет учет специфики дисциплин и компетенций, за освоение которых данная дисциплина отвечает, введение методик преподавания и выбор модели обучения. Установлено, что академическая успеваемость студентов при традиционном формате обучения ниже, чем при дистанционном и смешанном форматах. Смешанная модель обучения дает более устойчивые, по сравнению с традиционными и дистанционным формами, высокие результаты академической успеваемости студентов медицинского вуза по направлению «Сестринское дело».

Ключевые слова: модели обучения, дистанционное обучение, смешанное обучение, академическая успеваемость, подготовка бакалавров по направлению «сестринское дело».

Еще в начале XXI века, когда информационно-компьютерные технологии только начали активно использоваться в системе образования, задача поиска форм сочетания учебы студентов с их работой решалась в основном в формате заочного обучения. Очный формат обучения таких возможностей не предоставлял. Однако ситуация существенно изменилась с появлением Интернета и последующим использованием его огромных возможностей в системе образования. Это привело не только к развитию потенциала традиционного очного формата обучения, но и к появлению новых форматов. Речь, прежде всего, о дистанционном обучении с применением современных информационно-компьютерных технологий и интернет-технологий.

Современная информационно-образовательная среда дает студентам разного формата источники информации и методы ее восприятия и осмысления. Обучающийся может получить необходимую учебную информацию и без непосредственного личного общения с преподавателем, другими студентами. На этом фоне часть студентов отдают предпочтение удаленным форматам обучения, позволяющим им в удобное время и практически независимо от места пребывания получать необходимые знания и формировать соответствующие умения.

К особенностям современной ситуации в высшем образовании, в том числе и высшем сестринском образовании, можно отнести смещение акцентов в целе-полагании не столько на освоение студентами заданного объема учебной информации, сколько на развитие у них навыков самостоятельного поиска, осмысления и применения новых знаний [1; 2].

Изучение опыта развития высшей школы в современных условиях показывает, что она адекватно реагирует на обозначенные выше вызовы. Об этом можно судить по тому, что в вузах сегодня имеет место такая организация обучения, которая предполагает сочетание, а иногда и интеграцию разных форматов: традиционного, дистанционного и смешанного [3-8].

Под традиционной формой организации обучения мы имеем в виду такую организацию обучения, когда студенты осваивают образовательную программу полностью в режиме «лицом к лицу», то есть очно в рамках сочетания аудиторных, внеаудиторных занятий и самостоятельной работы (офлайн-обучение). Информационно-компьютерные технологии применяются преподавателями для решения задач обучения, воспитания и развития студентов по мере необходимости и имеющихся возможностей.

Дистанционная форма организации обучения представляет собой формат обучения, при котором оно осуществляется полностью в режиме удаленного взаимодействия с использованием сети Интернет и дистанционных образовательных технологий (онлайн-обучение). Живое общение участников процесса обучения полностью заменяется общением посредством информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет [7].

Смешанное обучение является формой организации образовательного процесса, включающей сочетание традиционного и дистанционного методов обучения, которое может быть организовано в различных вариантах. Например, на уровне учебного плана оно предполагает, что часть дисциплин учебного плана изучаются в онлайн-формате (асинхронное дистанционное обучение), т. е. полностью самостоятельно, используя выставленные и рекомендованные преподавателем учебные онлайн-материалы (лекции, задания к различным видам занятий, тесты и др.), а другие дисциплины - в традиционном формате. Другой вариант - понедельное (четная, нечетная недели) сочетание в рамках учебного семестра синхронного дистанционного обучения и традиционного формата. На уровне отдельной дисциплины смешанное обучение также может быть реализовано в различных вариантах: например, выведение лекций в онлайн-формат (видеолекции), а остальные виды занятий проводятся в традиционном формате с применением всего богатства возможностей цифровых технологий [3, с. 165].

Важный вопрос в смешанном обучении - роль и место традиционного и дистанционного форматов. В этой связи отметим, что в реальной практике имеют место разные сочетания. Например, утверждается, что смешанным считается обучение, в котором доля электронного формата в общем образовательном про-

цессе составляет от 30% до 80%; до 30% - традиционное обучение с компьютерной поддержкой; от 80% и выше - полное электронное обучение [5].

В медицинских образовательных организациях особенность смешанной формы обучения состоит в том, что интернет-технологии используются в качестве поддержки традиционного очного образования. Студенты получают доступ к системе дистанционного обучения (СДО) университета, в которой находится весь учебный материал, встроена система тестирования, практические задания, ситуационные задачи, видеолекции, демонстрации через видеоурок практических манипуляций и т. п., есть доступ к различным онлайн-библиотекам и источникам.

Научная новизна работы заключается в том, что учебный процесс в современной высшей школе отличается некоторыми существенными особенностями условий, в которых он протекает. Важным фактом является то, что, начиная со 2-3 курсов бакалавриата, а для магистратуры и аспирантуры уже с первого курса, основная часть обучающихся сочетает учебу с трудовой деятельностью на условиях полной или частичной занятости. Современные условия жизни диктуют необходимость в первую очередь зарабатывать деньги и только потом учиться, данный факт ведет к снижению активности посещения аудиторных занятий. Попытки преподавателей заинтересовать студентов аудиторным обучением в ущерб работе ни к чему не приводят, так как для студентов работа - это не только источник минимального дохода (хотя бы для оплаты за обучение), но и возможность по окончании вуза приобрести опыт профессиональной деятельности, без которого работодатели, как правило, неохотно берут выпускников. Кроме того, работа (особенно если она по специальности) выступает как эффективное средство развития профессиональных и общекультурных компетенций студентов.

Поскольку ни преподаватели, ни администрация вузов не в силах изменить ситуацию, постольку одним из наиболее вероятных и практически реализуемых выходов из этой ситуации является поиск таких форм организации обучения, которые позволяли бы студентам как-то совмещать учебу с работой.

Цель исследования: на основе результатов опытно-экспериментальной работы выявить эффективность различных форм организации обучения (традиционного, дистанционного, смешанного) в развитии академической успеваемости студентов.

Для достижения цели поставлены соответствующие задачи:

- изучить академическую успеваемость студентов бакалавров по направлению «Сестринское дело» КазГМУ,

- оценить взаимодействие академической успеваемости студентов и модели обучения (традиционного, дистанционного, смешанного).

Практическая значимость результатов исследования. Исследование проводилось среди студентов бакалавриата Казанского государственного медицинского университета, обучавшихся по направлению «Сестринское дело» в 20172020 учебном годах, в том числе и в период пандемии коронавируса COVID-19. Использовались в сочетании и взаимосвязи эмпирические (опрос (студентов и преподавателей), изучение учебно-программной документации) и теоретические (анализ, синтез, обобщение, сравнение) методы исследования. Опрос проводился весной 2021 года. Опрошенные преподаватели были задействованы в образовательном процессе бакалавров по направлению подготовки «Сестринское дело» с 2017 по 2021 гг. согласно действующим учебным планам.

С целью проведения оценки педагогической эффективности смешанного образования была проведена оценка академических показателей за весенне-летний экзаменационный период по дисциплинам, после освоения которых у обучающихся формируются компетенции из блока профессиональных, универсальных и общепрофессиональных, по одной дисциплине по каждому блоку. Дисциплины закачиваются промежуточной аттестацией - экзаменом.

В 2018-2019 учебном году реализовывалась полностью традиционная модель обучения. Весной 2020 года в период начала пандемии коронавируса (с марта по июнь) обучение велось полностью в формате дистанционного образования. В 2020-2021 учебном году использовалась модель смешанного обучения.

Особенностью медицинских вузов является то, что при преподавании у студентов бакалавриата по направлению «Сестринское дело» до 2019 учебного

года ряд дисциплин практически не использовали формат дистанционного образования, и они преподавались только в традиционной форме. И таких дисциплин было более восьмидесяти процентов.

Для полноценной оценки нами было проведено сравнение среднего балла в целом по сессии за выбранный период по следующим дисциплинам:

- анатомия человека, которая изучается на первом курсе и отвечает за усвоение компетенции ОПК 5 - способен оценивать морфофункциональные, физиологические и патологические состояния и процессы в организме человека на индивидуальном, групповом и популяционном уровнях для решения профессиональных задач;

- эпидемиология, изучаемая на четвертом курсе и отвечающая за усвоение ПК-2 - способен обеспечивать санитарно-эпидемиологические требования для медицинских организаций;

- иностранный язык, обучение по данной дисциплине проходит на первом курсе и отвечает за усвоение компетенции УК-4 - способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах).

Результаты исследования. В табл. 1 представлены данные академической успеваемости студентов по результатам весенне-летней сессии по курсам курсы и годам обучения (2019 г, 2020 г., 2021 г).

Таблица 1

Средний балл по курсам обучения (весенне-летняя сессия)

2019 г. весна Традиционная форма обучения с применением на некоторых дисциплинах методов дистанционного обучения Модель 1 2020 г. весна Дистанционная форма обучения, модель 2 2021 г. весна Смешанная форма обучения Модель 3

1 1 курс 3,7 3,8 3,7

2 2 курс 4,1 4,3 4,5

3 3 курс 3,7 4,5 4,5

Как видно из таблицы, студенты первого курса имеют одинаковые результаты среднего балла (3,7) в традиционном и смешанном форматах, и немного выше (3,8) - в дистанционном формате обучения. На втором курсе показатели везде выше, однако наибольший рост наблюдается в смешанном обучении (4,5), а наименьший - при традиционном формате (4,1). Примечательно, что на третьем курсе средний балл при традиционном формате обучения снизился (до 3,7), а в двух других моделях имеет место либо небольшой рост (4,5, модель 2), либо средний балл остался на прежнем уровне (4,5, модель 3).

Это объясняется тем, что, во-первых, преподаватели не все были готовы к полному переходу на дистанционный контроль знаний у студентов; во-вторых, фонды оценочных средств не адаптированы на дистанционный формат; в-третьих, при дистанционной форме у студентов больше возможности выполнять контрольные задания самостоятельно, и по срокам выполнения выделяется больше времени, чем при традиционном экзамене по билетам и т. п.

Средний показатель успеваемости при смешанной модели обучения, которая использовалась в 2021 году, либо сохранился, либо повысился. На первом курсе стабильность среднего показателя объясняется тем, что у студентов ведутся дисциплины, отвечающие за освоение универсальных компетенций. А на старших курсах начинаются практико-ориентированные курсы, преобладают профессиональные компетенции, что влияет на академические показатели. Смешанный формат предполагал следующую организацию учебного процесса: лекции - онлайн, практические занятия - офлайн, текущий и итоговый контроль в смешанном формате (например: тестирование - оценка первого уровня знаний на образовательном портале; второй уровень знаний очно или через видеодемонстрацию; третий уровень - очно). Что касается среднего балла, то он складывался из общего рейтинга за весь период изучения дисциплины, т. е. это оценка не только промежуточной аттестации, но и учет всех текущих контрольных точек, что позволяет объективно оценить модель обучения.

В табл. 2 представлены данные академической успеваемости по дисциплине «Иностранный язык», изучаемой на первом курсе и аттестуемой в форме экзамена. Выборка - 88 студентов.

Таблица 2

Академическая успеваемость студентов по дисциплине «Иностранный язык» (выборка 88 чел.)

Из табл. видно, что наибольшее число студентов (40%), получивших по иностранному языку отличные оценки, имеет место при традиционном формате, а наименьшее (10%) - при дистанционном формате. Удовлетворительные знания имеют 20% студентов при традиционном формате, столько же - при смешанном и 70% - при дистанционном формате обучения. Отсюда следует, что изучение иностранного языка наиболее эффективно при очном, традиционном формате обучения и наименее успешно - при дистанционной форме обучения. Что касается смешанной модели обучения, то она предпочтительнее для студентов, обучающихся на «хорошо» (таких 60%).

В табл. 3 отражены показатели по дисциплине, освоение которой отвечает за общепрофессиональную компетенцию и является основной и базовой для студентов медицинского вуза. И важным элементом при преподавании анатомии человека является наглядность и способность студентами демонстрировать полученные навыки и умения.

Таблица 3

Академическая успеваемость студентов по дисциплине «Анатомия человека» (выборка - 86 чел.)

2019 г. 2020 г. 2021 г.

(весна) (весна) (весна) Средний

оценки тради- дистанци- смешан- балл

ционная онная ная (весна)

модель модель модель

1. отлично 8% 25% 40% 2019/3,4

2. хорошо 43% 70% 40% 2020/4,2

3. удовлетворительно 39% 5% 10% 2021/4,1

4. неудовлетворительно 18% нет 10% -

Важным показателем является то, что при введении смешанной модели обучения количество студентов, получивших итоговый результат «хорошо» (40%) и «отлично» (40%), преобладающее большинство, при традиционной форме на «отлично» завершили только 8% студентов. Количество студентов, получивших «неудовлетворительно», уменьшилось с 18% (при традиционной модели) до 10% при смешанной модели. Если анализировать дистанционную модель, то по итоговым результатам она имеет лучшую характеристику, но преподавание в медицинском вузе невозможно только в дистанционном формате и по требованиям ФГОС, и в целом с учетом специфики дальнейшей специальности. А также специфика самой дисциплины «Анатомия человека» опускает такую возможность, 2019 год (весна) был исключением из-за пандемии, вызванной новой коронавирусной инфекцией СШЮ-19.

Дисциплина «Эпидемиология» отвечает за освоение профессиональных компетенций и является важной в медицинском вузе, особенно при современной эпидемиологической обстановке. В табл. 3 продемонстрированы показатели успеваемости при использовании трех моделей обучения и средний балл по курсам.

Таблица 3

Академическая успеваемость студентов по дисциплине «Эпидемиология» (выборка - 84 чел.)

2019 г. 2020 г. (вес- 2021 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(весна) на) (весна) Средний

оценки тради- дистанци- смешан- балл

ционная онная ная (весна)

модель модель модель

1. отлично 36% 75% 71% 2019/3,8

2. хорошо 25% 25% 25% 2020/4,8

3. удовлетворительно 35% нет 4% 2021/4,8

4. неудовлетворительно 4% нет нет -

Из показателей, представленных в табл. 3, четко наблюдается, что смешанная модель обучения сохраняет свое преимущество в академической успеваемости студентов по дисциплине.

Таким образом, оценивая введенные модели обучения при подготовке бакалавров по направлению «Сестринское дело», можно констатировать, что важную роль играет учет специфики дисциплин и компетенций, за освоение которых данная дисциплина отвечает, введение методик преподавания и выбор модели обучения. При этом наблюдается, что академическая успеваемость студентов при традиционном формате обучения ниже, чем при дистанционном и смешанном форматах. Можно также констатировать, что смешанная модель обучения дает более устойчивые, по сравнению с традиционными и дистанционным формами, высокие результаты академической успеваемости студентов медицинского вуза по направлению «Сестринское дело».

Года 2019 г. традиционная модель 2020 г. дистанционная 2021 г. смешанная Средний балл

1. отлично 40% 10% 20% 2019/4,2

2. хорошо 40% 20% 60% 2020/3,8

3. удовлетворительно 20% 70% 20% 2021/3,9

Библиографический список

1. Абросимова Г.А. Новые технологии образования в вузе: смешанное обучение. Alma mater (Вестник высшей школы). 2019; № 6: 65 - 69.

2. Гафуров И.Р, Ибрагимов Г.И., Калимуллин А.М., Алишев Т.Б. Трансформация обучения в высшей школе во время пандемии: болевые точки. Высшее образование в России. 2020; № 10: 101 - 112.

3. Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М. О понятии и моделях смешанного обучения. VI Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности: сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Казань: Издательство Казанского университета, 2021: 162 - 166.

4. Мартынова И.А. Развитие комплексного навыка беглого чтения вслух в рамках курса смешанного обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Казанский педагогический журнал. 2020; № 1 (138): 128 - 136.

5. Семенова И.Н., Слепухин А.В. Дидактический конструктор для проектирования моделей электронного, дистанционного и смешанного обучения в вузе. Педагогическое образование в России. 2014; № 8: 68 - 74.

6. Стрекалова Н.Б. Учебный процесс в открытых информационно-образовательных средах. Высшее образование в России. Москва: Московский политехнический университет, 2014; № 1: 93 - 97.

7. Трофимова Н.Н. Перспективы профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов на основе дистанционного обучения в цифровом формате. Инновации в образовании. 2020; № 6: 136 - 146.

8. Шабанов ГА. Педагогические проблемы обеспечения качества онлайн-образования. Высшее образование сегодня. Москва: Логос, 2017; № 5: 9 - 12.

References

1. Abrosimova G.A. Novye tehnologii obrazovaniya v vuze: smeshannoe obuchenie. Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). 2019; № 6: 65 - 69.

2. Gafurov I.R., Ibragimov G.I., Kalimullin A.M., Alishev T.B. Transformaciya obucheniya v vysshej shkole vo vremya pandemii: bolevye tochki. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2020; № 10: 101 - 112.

3. Ibragimov G.I., Ibragimova E.M. O ponyatii i modelyah smeshannogo obucheniya. VI Andreevskie chteniya: sovremennye koncepcii i tehnologii tvorcheskogo samorazvitiya lichnosti: sbornik statej uchastnikov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Kazan': Izdatel'stvo Kazanskogo universiteta, 2021: 162 - 166.

4. Martynova I.A. Razvitie kompleksnogo navyka beglogo chteniya vsluh v ramkah kursa smeshannogo obucheniya inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2020; № 1 (138): 128 - 136.

5. Semenova I.N., Slepuhin A.V. Didakticheskij konstruktor dlya proektirovaniya modelej 'elektronnogo, distancionnogo i smeshannogo obucheniya v vuze. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014; № 8: 68 - 74.

6. Strekalova N.B. Uchebnyj process v otkrytyh informacionno-obrazovatel'nyh sredah. Vysshee obrazovanie v Rossii. Moskva: Moskovskij politehnicheskij universitet, 2014; № 1: 93 - 97.

7. Trofimova N.N. Perspektivy professional'noj podgotovki vysokokvalificirovannyh specialistov na osnove distancionnogo obucheniya v cifrovom formate. Innovacii v obrazovanii. 2020; № 6: 136 - 146.

8. Shabanov G.A. Pedagogicheskie problemy obespecheniya kachestva onlajn-obrazovaniya. Vysshee obrazovanie segodnya. Moskva: Logos, 2017; № 5: 9 - 12.

Статья поступила в редакцию 09.04.22

УДК 378.2

Morozova O.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: mop@mail.asu.ru

TRAINING OF "ELITE" TEACHING STAFF AT THE CLASSICAL UNIVERSITY AS A GUARANTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGION.

The urgency of the problem, which is considered in this article, is due to the innovative nature of the tasks that will ensure the sustainable development of the region at the present time and the significance of the contribution that modern educational leaders, so-called "elite" teachers, graduates of the classical university, can make in their region. The article reveals the heuristic potential of classical university education in the training of elite teachers who are able to educate the intellectual elite of the region from the school family, ensuring its needs for innovative personnel and thereby successful development in all spheres of economy, business, socio-cultural life. Special attention is paid in the article to the identified organizational and pedagogical conditions, the implementation of which makes it possible to effectively solve tasks of preparing graduates of a classical university to work in schools in a new reality, taking into account the challenges of the time. Among such conditions, the most significant are the fundamentalization of the professional training of future teachers, the problematization of the content of pedagogical education, taking into account the innovative development of science and practice, the implementation of the principle of advanced learning, the organization of scientific and pedagogical co-creation of teachers and students. The article describes the results of the implementation of these conditions, which are of particular importance for the sustainable development of the region.

Key words: elite teaching staff, sustainable development of the region, innovative pedagogical education, organizational and pedagogical conditions, training of education leaders for region, heuristic potential of classical university education.

О.П. Морозова, д-р пед. наук, проф., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: mop@mail.asu.ru

ПОДГОТОВКА «ЭЛИТНЫХ» ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

КАК ГАРАНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Актуальность проблемы, которая рассматривается в настоящей статье, обусловлена инновационным характером тех задач, которые позволят обеспечить устойчивое развитие региона в настоящее время, и значительностью вклада, который могут внести современные лидеры образования, т.н. «элитные» педагоги, - выпускники классического университета. Статья раскрывает эвристический потенциал классического университетского образования в подготовке «элитных» педагогов, которые способны осуществить воспитание интеллектуальной элиты региона еще со школьной семьи, обеспечив его потребности в инновационных кадрах и тем самым - успешное развитие во всех сферах экономики, бизнеса, социально-культурной жизни. Особое внимание в статье уделяется выявленным организационно-педагогическим условиям, реализация которых позволяет эффективно решить задачи подготовки выпускников классического университета к работе в школе в условиях новой реальности с учетом вызовов времени. Среди таких условий наиболее значимыми являются следующие: фундаментализация профессиональной подготовки будущих учителей; проблематизация содержания педагогического образования с учетом инновационного развития науки и практики; реализация принципа опережающего обучения; организация научно-педагогического сотворчества преподавателей и студентов. В статье описаны результаты реализации данных условий, которые представляют особую значимость для устойчивого развития региона.

Ключевые слова: элитные педагогические кадры, устойчивое развитие региона, инновационное педагогическое образование, организационно-педагогические условия, подготовка лидеров образования для региона; эвристический потенциал классического университетского образования.

Работа поддержана средствами программы развития ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» «Приоритет - 2030»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.