Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ'

СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
литература / образование / учебный процесс / чтение / культура / literature / education / educational process / reading / culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д А. Ызабекова, С Р. Абдыкадырова

В статье акцентируется внимание на методах и приемах изучения литературного произведения в средних профессиональных учебных заведениях. При этом обращается особое внимание на приобщение студентов СПУЗов к литературному творчеству. В работе также речь идет о вопросах, касающиеся содержания учебного материала урока литературы, основная задача которого заключается главным образом в формировании и повышении интереса к чтению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Д А. Ызабекова, С Р. Абдыкадырова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF TEACHING LITERATURE IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article focuses on topics such as methods and techniques for studying literary works in secondary vocational schools. At the same time, special attention is paid to introducing students of secondary educational institutions to literary creativity. The work also deals with issues related to the content of the educational material of a literature lesson, the main task of which is mainly to form and increase interest in reading.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ»

СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Д.А. Ызабекова, канд. филол. наук С.Р. Абдыкадырова, канд. филол. наук Ошский государственный университет (Кыргызстан, г. Ош)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-3-4-28-31

Аннотация. В статье акцентируется внимание на методах и приемах изучения литературного произведения в средних профессиональных учебных заведениях. При этом обращается особое внимание на приобщение студентов СПУЗов к литературному творчеству. В работе также речь идет о вопросах, касающиеся содержания учебного материала урока литературы, основная задача которого заключается главным образом в формировании и повышении интереса к чтению.

Ключевые слова: литература, образование, учебный процесс, чтение, культура.

По мере того как трансформируются все аспекты нашей жизни усложняется и возрастает социальная роль учителя. В связи с этим усложняются социальные и профессиональные функции преподавателей, становятся более серьезными проблемы их методического мастерства и умения творчески подходить к организации учебного процесса. Многие исследователи связывают данную проблему в Кыргызстане с глобализацией и влиянием «западной» культуры, которая оказала сильное негативное влияние на духовно-нравственный мир и сознание молодежи, с чем связано резкое снижение интереса к чтению и, в частности, к произведениям художественной литературы. Это широко раскрыто в Указе Президента Кыргызской Республики С.Н. Жапарова «О духовно-нравственном развитии личности и физическом воспитании» от 29 января 2021 года [1].

Как показывает мониторинг исследования достижений учащихся (англ. Programme for International Student Assessment, PISA), проводимого каждые три года Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и проверяющего функциональную грамотность и умение применять знания на практике 15-летних школьников со всего мира, школьники Кыргызстана в 2017 году заняли 57-е место из 57 стран-участниц мониторинга, а в 2109 году - 65-е место из 65 стран. По заключению международных

экспертов, только 16,8% 15-летних школьников понимают прочитанное и могут его объяснить. Остальные либо не умеют читать вообще, либо не могут объяснить прочитанное в соответствии со стандартами [2].

Литературное образование в сфере профессиональной подготовки на уровне средней школы имеет определенные особенности, учитывая профиль дисциплины. Ведь литература - это уникальный предмет, в котором педагогическая и воспитательная функции выполняются в равной степени, но интерес к этой области за последнее десятилетие и здесь значительно снизился.

Старшее поколение помнит как в советское время чтение заполняло значительную часть времени многих советских граждан, а самому процессу чтения придавалось особенное значение. Обучение способности понимать и пересказывать тексты художественной литературы считалось воспитанием необходимого для социализации культурного человека. Традиционно родители рано приобщали детей с раннего возраста к чтению, знакомство с книгами входило также в программы детских садов, литература была обязательным значимым предметом в средней школе. В общую образовательную программу входило чтение довольно сложных текстов из русской, кыргызской и мировой классики, а любые попытки упростить процедуру

чтения с помощью хрестоматий, печатающих тексты «в отрывках», комиксов, дайджестов неизменно встречались советской педагогической общественностью «в штыки» и считались недостойными.

Сегодня мы видим, что современная киноиндустрия накопила достаточное количество различных экранизаций классики, чтобы дать поверхностное, но непосредственное представление о содержании обязательного чтения. Развлекательные программы, интернет-игры и видеоролики перетягивают на себя внимание молодежи. Проблема и в том, что школьные программы, особенно по литературе, принципиально не изменились с начала 90-х годов XX века [3].

Опыт преподавания обусловил то, что библиографическая поддержка в этой области в основном опирается на методические работы российских вузов (С. Смирнова, Ю.Г. Фокина,

B. Загвязинского, О.Ю. Богдановой и др.). Заслуживают внимания специальные труды, посвященные теоретическим и практическим вопросам обучения литературы в Кыргызстане, К. Иманалиева, Б. Алымова,

C. Байгазиева, А. Муратова, С. Рысбаева, Б.Б. Акматов, Ж. Чыманов, А. Мукамбетова, К. Акматова и др. По мнению большинства вышеназванных методистов, главная идея курсов литературы должна измениться.

Дети должны научиться любить чтение, получать удовольствие от процесса и получать от чтения такое же удовольствие, как от просмотра фильмов, прослушивания любимой музыки и других приятных и любимых занятий. Однако это невозможно при существующих программах, ориентированных исключительно на чтение классиков литературы. Несмотря на то, что для многих детей и взрослых классическая литература кажется вечной - священной, нестареющей и никогда не теряющей своей актуальности, для современных юных читателей язык этих произведений редко понятен и часто кажется архаичным. Дети охотно читают о своих современниках и интересуются современной жизнью. Если мы хотим, чтобы молодое поколение начала читать, нужно дать учителям и учени-

кам возможность составлять программу в соответствии с их собственными вкусами, с небольшим «ядром» из великих произведений классической литературы [4].

Изучение литературы основано на умении читать, понимать прочитанное и устанавливать причинно-следственные связи. Этому учат с начальной школы. Однако изучение литературы вызывает трудности. Почему?

1. Список литературы, необходимой для чтения, достаточно велик, особенно для студентов. Перегруженность программы среднего профессионального образования.

2. Небольшое количество часов, отведенных в программах среднего профессионального образования, приводит к отказу от предмета: невозможно за один урок (90 минут) узнать о жизни и творчестве писателя, его чтении и анализе.

3. На уроке дается только одно домашнее задание. Поэтому возникает следующая проблема - обзорное изучение большинства произведений: как учащиеся могут познакомиться с жизнью, творчеством, чтением и анализом автора?

3. Студенты воспринимают все с чужих слов (например, учителя, готовые работы, взятые из интернета) и выдают чужое мнение за свое. Объем работы настолько велик, что они не могут ее прочитать, если у них нет внутреннего желания ее читать.

4. Чтению противодействует Интернет.

5. Распространенной проблемой при обучении первокурсников является период адаптации, который может длиться от двух до шести месяцев. К концу учебного года все эти неудобства должны исчезнуть, но к этому периоду курс литературы заканчивается. Поэтому задача педагога - помочь первокурснику преодолеть адаптационный период и сделать его менее дискомфортным.

Минимальное количество времени, отведенное на изучение литературы (обычно два часа в неделю), и стремительно растущий объем изучаемых произведений заставляют учителей делать жесткий выбор. Можно научить студентов «знать» литературу, то есть механически запоминать факты, связанные с ней [5].

Безусловно, знание хронологии биографии автора, истории создания и функционирования произведения, основных событий произведения важно. Исходя из этого, можно определить цели деятельности учителя литературы на уроках и во внеурочной деятельности. Это создание условий для развития личности выпускников, обладающих общими компетенциями, в том числе способностью понимать характер и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес:

- анализировать свою деятельность, нести ответственность за результаты работы;

- находить информацию, необходимую для эффективного выполнения работы;

- использовать информационно-коммуникационные технологии в процессе подготовки уроков;

- управлять личным и профессиональным развитием;

- адаптироваться к изменениям в обществе.

Для решения поставленных задач разработать рабочие программы по литературе, которые станут частью общеобразовательной подготовки студентов в колледже. Для активизации учебно-воспитательного процесса использовать различные типы уроков, основанные на совместной деятельности педагога и студента: урок-конференция, урок - литературная гостиная, урок творчества, урок-экскурсия или онлайн-экскурсия и т.д.

Здесь мы имеем в виду также использование приемов, уже укоренившихся в со-

Библиографический список

1. «Об утверждении Концепции «О духовно-нравственном развитии и физическом воспитании личности». Указ Президента Кыргызской Республики от 29 января 2021 года УП № 1. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gov.kg/ru/npa/s/3075.

2. Музулманов М.У. Objectives and tasks of organizing and conducting extraordinary learning / М. Музулманов // Alatoo academic studies - 2021. - №2.

3. Шутан М.И. Актуальные проблемы преподавания литературы в современной школе. Нижегородское образование. - 2020. - C. 93.

4. Мамырова, А.Ю. Вопросы развития творческой деятельности учащихся младших классов на уроках литературного чтения / А.Ю. Мамырова, Г. Курбаналиева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2023. - № 2-1(77). -С. 129-133. - DOI 10.24412/2500-1000-2023-2-1-129-133. - EDN DYQFRD.

5. Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - Нижний Тагил: НТГСПА, 2021. - 164 с.

временной культуре: создание комиксов по прочитанным произведениям, буктрей-леров к ним, организацию литературных флешмобов и использование всевозможных слайд-шоу, которые очень нравятся современным студентам.

Однако мы считаем, что самый важный аспект урока литературы - это личность педагога, владеющего языком чтения, готового поделиться своей личной жизнью и читательским опытом. Второй ключевой элемент успешного урока литературы -художественные тексты, которые читают и понимают студенты. Только триада «учитель - текст - ученик» может привести к конструктивному решению обозначенного нами комплекса проблем.

В педагогике, как и в преподавании литературы, наука и творчество тесно переплетаются. Однако творчество учителя возможно только на основе адекватного знания методологических основ и методических умений надежно организовывать деятельность учащихся. Вместе с этим для осуществления масштабных задач, поставленных перед предметом кыргызская литература, необходимо разработать современную методологическую основу, новые, понятные, эффективные, логически последовательные способы подачи соответствующих материалов, имеющих обучающий и воспитательный потенциал, которые реализуются в воспитании коллективизма, нравственности, эстетических и душевных качеств, а также социализации молодого поколения.

SPECIFICS OF TEACHING LITERATURE IN SECONDARY VOCATIONAL

EDUCATIONAL INSTITUTIONS

D.A. Yzabekova, Candidate of Philological Sciences S.R. Abdykadyrova, Candidate of Philological Sciences Osh State University (Kyrgyzstan, Osh)

Abstract. The article focuses on topics such as methods and techniques for studying literary works in secondary vocational schools. At the same time, special attention is paid to introducing students of secondary educational institutions to literary creativity. The work also deals with issues related to the content of the educational material of a literature lesson, the main task of which is mainly to form and increase interest in reading.

Keywords: literature, education, educational process, reading, culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.