Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В СИСТЕМЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В СИСТЕМЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
речь / литература / образование / чтение / воспитание / speech / literature / education / reading / upbringing

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д А. Ызабекова, С Р. Абдыкадырова

В статье описываются методические основы развития речи, формирующая тип речевой деятельности студентов на уроках литературы. Современное образование в средних профессиональных учебных заведениях требует развития у учащихся способности реализовать себя в новой социальной среде и адаптироваться к различным жизненным ситуациям. В работе отмечена важность развития коммуникативной компетенции, которая является расширением и углублением языковой и лингвистической компетенции, их неразрывным единством. В частности, представлены основные методы, связанные с развитием речи на уроках литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF SPEECH DEVELOPMENT IN THE SYSTEM OF LITERARY EDUCATION IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article describes the methodological foundations of speech development, which shapes the type of speech activity of students in literature lessons. Modern education in secondary vocational schools requires students to develop the ability to realize themselves in a new social environment and adapt to various life situations. The work notes the importance of developing communicative competence, which is the expansion and deepening of language and linguistic competence, their inextricable unity. In particular, the main methods related to the development of speech in literature lessons are presented.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В СИСТЕМЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В СИСТЕМЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Д.А. Ызабекова, канд. филол. наук С.Р. Абдыкадырова, канд. филол. наук Ошский государственный университет (Кыргызстан, г. Ош)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-3-4-23-27

Аннотация. В статье описываются методические основы развития речи, формирующая тип речевой деятельности студентов на уроках литературы. Современное образование в средних профессиональных учебных заведениях требует развития у учащихся способности реализовать себя в новой социальной среде и адаптироваться к различным жизненным ситуациям. В работе отмечена важность развития коммуникативной компетенции, которая является расширением и углублением языковой и лингвистической компетенции, их неразрывным единством. В частности, представлены основные методы, связанные с развитием речи на уроках литературы.

Ключевые слова: речь, литература, образование, чтение, воспитание.

Изменения в образовательных системах Кыргызстана, особенности нового образования будущих поколений совпало началом 2000 года третьего тысячелетия. Они были обусловлены изменением всего мирового общества и его глобализацией. И, конечно же, система образования выступило в новом формате, где основными приоритетами стали:

1) повышение у молодежи интереса к образованию,

2) способствование созданию эффективной системы образования.

Основная цель этих направлений - воспитание человека как личность, формирование успешной коммуникации у подрастающего поколения с обществом и окружающим миром. Так как в нашей работе речь пойдет о студентах среднего профессионального педагогического учебного заведения, то нужно отметить что основными целями данной системы является подготовка конкурентоспособных специалистов среднего звена и создания условий для их всестороннего развития в процессе обучения. При этом необходимо подготовить студента не только к работе на современных предприятиях, но и к продолжению непрерывного образования.

Анализ профессиональной подготовки студентов в процессе обучения в педагогических колледжах показывает, что су-

ществуют серьезные проблемы. Например, большинство студентов не собираются работать в сфере образования. Студенты лишены возможности играть активную роль на уроках чтения, хотя изучение литературы открывает перед студентами новые перспективы, позволяющие им стать активными участниками социума. Междисциплинарные связи не используются в учебном процессе. В результате выпускники не умеют анализировать литературный материал и объяснять причины поведения, эмоций и чувств героев в тех или иных ситуациях.

Мы считаем, что подготовка будущих учителей может стать условием профессионального развития студентов на основе знакомства с мировой литературой. И выявление психологических особенностей персонажей, являющихся главными героями произведений, послужит основой для лучшего понимания будущими учителями психологии детей дошкольного, младшего и подросткового возраста, а также для формирования у них собственного педагогического подхода к обучению детей.

В нашем исследовании подробно рассматривается вопрос создания условий для становления студентов, будущих учителей, как профессионалов. Помимо обучения студентов чтению литературных текстов, мы предлагаем проявить интерес к

чтению. Поэтому важным условием является использование детской художественной литературы в образовательном процессе.

Необходимость теории и практики литературного образования заключается в эффективном решении проблемы совершенствования речевой деятельности учащихся. Содержание и структура занятий по развитию речи заключается в решении общей образовательной задачи обучения и воспитания подрастающего поколения, передачи национальных культурных традиций, знакомстве с мировой, русской и отечественной классикой литературы, развитием творческой личности, приобщением к культуре устной и письменной речи. Это во многом связано с утверждением В.В. Голубкова о том, что «развитие языка и культуры должно быть делом всей образовательной системы и что особое место в этой работе должно быть отведено учителям-словесникам» [1].

Кроме того, образцовые художественные произведения, которые используются в качестве учебников на уроках литературы, дают учащимся яркие, образцовые и не имеющие аналогов примеры, что имеет важное значение в воспитании подрастающего поколения. Невозможно переоценить значение чтения в жизни человека и общества в целом - и как средства передачи накопленных человечеством знаний и опыта, и как средства духовного роста, и развития речевой культуры. Как утверждал А.А. Леонтьев «важность чтения всегда признавалась обществом. Способность к чтению, если она не поддерживается более или менее постоянным обучением, быстро разрушается, и все усилия научиться читать оказываются напрасными» [2].

Огромный объем информации, содержащийся в текстах, которые приходится читать современному человеку, требует гибкого подхода к чтению. Это означает развитие способности получать информацию разной глубины и полноты в зависимости от поставленной коммуникативной задачи. Несмотря на то, что современные образовательные стандарты не прописывают прямую роль кыргызской литературы

в развитии коммуникативной компетенции школьников, роль кыргызской литературы в нашем обществе очевидна, если учитывать определенные компетенции в использовании языка в реальной жизни, которые учащиеся развивают с помощью литературы [3].

Известно, что развитие речи имеет два направления: письменное и устное. В основе речевого развития лежит речевая деятельность - процесс целенаправленного создания и восприятия речи. Речевое развитие зависит от ряда факторов: общая система образования, деятельность учителя, окружение ученика и мотивация ребенка к самообразованию [4].

В гуманитарном образовании появилось множество методов, призванных помочь студентам лучше понять и запомнить материал, быть в курсе последних событий в области литературы и языка, а также сделать процесс обучения более интересным и увлекательным:

- использование источников (чтение классических произведений, статей и литературных эссе, анализ текстов разных жанров и эпох);

- использование игровых методов (кроссворды, викторины, задания) также мотивирует к обучению;

- интерактивные форматы (дискуссия, дебаты): выражение собственных идей, отстаивание своей точки зрения и построение аргументов, основанных на понимании литературного произведения;

- использование личных блогов, где ученики могут выразить свое мнение об изучаемых произведениях и языковых явлениях;

- групповые проекты, выпуск медиаре-лизов, совместная разработка проектов, связанных с изучением литературных произведений (проекты по созданию спектакля по произведению), языковых явлений;

- ролевые игры и инсценировки, в ходе которых студенты берут на себя роли персонажей литературных произведений и разыгрывают сюжет произведения, что позволяет им глубже понять мотивы и поведение героев изучаемых произведений;

- проектная работа, в ходе которой студенты создают собственное литературное

произведение, рассказ, стихотворение или пьесу (в ходе процесса студенты учатся использовать языковые средства и развивают навыки письма;

- интерактивное обучение (онлайн-платформа с интерактивными учебниками, видеоуроками, тестами, заданиями и коллекцией литературных сайтов).

В преподавании литературы чтение рассматривается как самостоятельный вид речевой деятельности. Поэтому понимание прочитанного играет важную роль в учебном процессе.

Среди методических исследований в области литературного чтения и развития речи можно выделить книгу С.К. Рысбаева «Речевая и письменная деятельность учащихся начальных классов», которая считается одной из выдающихся работ и творческого овладения письмом. В данном труде известного кыргызского методиста раскрыты философско-эстетические, лингвистические и практические проблемы языка и культуры, проанализирована культура композиции устной и письменной речи, обучение видам письменной речи и приемам их совершенствования, описаны пути и средства совершенствования творческой деятельности учащихся через чтение и письмо [5]. Следуя данному исследованию можно выделить следующий метод работы на уроках литературы: метод и способ совершенствования творческой компетентности учащихся посредством написания сочинений.

При работе над сочинением студент проводит анализ литературного произведения. Текст анализируется дословно и по предложениям в соответствии с алгоритмом. Литературные категории могут быть проанализированы в зависимости от вопроса, цитаты, которую необходимо прояснить, и литературных категорий, которые являются важными единицами художественного текста. Письменный пересказ художественных текстов способствует развитию языковых навыков, повышению культурной грамотности, развитию чувства эстетики. Простое пересказывание не способствует развитию самостоятельности, творчества и способности обмениваться мыслями и знаниями [6].

В области преподавания кыргызской литературы студентам средних профессиональных учебных заведений в последнее время предлагается этнопедагогический метод. Основными инструментами народной педагогики являются: народные традиции и обычаи, песни, народные танцы, народный театр, праздники и устное народное творчество.

Так, например, сравнивая обычаи, традиции и жанры устного народного творчества русского и кыргызского народов, найти их общие черты. К примеру, Коляда и Алас. Встреча Весны и новой жизни «Нооруз» в месяц Рамазан кыргызы поют алас ( слово, которое произносится во время обряда сжигания можжевельника в новогодний праздник или в обычные дни, окутывая своим дымом дом, отгоняя болезни и разные несчастья). А на «Рождество» русские поют коляды. В этих песнях все желают благополучия и благоденствия каждому дому, а хозяева выносят им угощения. Можно заметить удивительные сходства назначения и содержания Колядок и Алас:

Алас, алас, Ар балээден калас, Эски жыл кетти, Жацы жыл келди. Алас, алас, Айдан аман, Жылдан эсен, Жакшылыкты тецир берди, Жарык кYндY кецири берди. Орообуз данга толсун, Оозубуз нанга тол-сун! (досл. Пусть беды обходят стороной! Старый год ушел, Новый год наступил. Миновали месяцы, миновал год, Бог дал добро, светлый день. Пусть наши мешки наполнятся зерном, а рот наш - хлебом!) .

Счастья будет вам горой! Урожая воз большой! Уродись пшеничка, И горох, и чечевичка. На столе всегда пирог, Легких вам везде дорог! Жить Вам, хозяева, вместе лет двести! - обрядовые песни русского народа во время колядования - ритуального обхода домов на Зимние Святки.

Выявление и понимание общих черт и взаимодействия двух народов может научить их уважать другие народы и сблизить их. Это необходимо для мирного сосуществования народов планеты. При этом можно учитывать соответствующие прецедентные тексты, феномены или паре-миологические единицы, в которых ярко

отражаются народные традиции, обычаи и обряды, имеющие непосредственное отношение к этнопедагогическим основам воспитания личности [7].

Все приемы этнопедагогики, используемые на уроках киргизской литературы, служат для реализации одной масштабной стратегической цели, суть которой заключается в воспитании у кыргызских юношей и девушек высокого идеала служения народу и толерантности в отношении других народов.

Таким образом, все упомянутые выше методы должны активно использоваться в процессе преподавания кыргызской литературы, играя ключевую роль в формиро-

компетенции, которая является важным показателем. Важно отметить, что в практике нет других предметов, занимающиеся развитием речи, кроме таких предметов, как родной язык и литература [7].

На наш взгляд, преподавание кыргызской литературы в средних профессиональных учебных заведениях ведется согласно традициям, заложенным еще в советское время, что свидетельствует о преемственности и устойчивости основных научно-теоретических положений в содержании учебного плана, и внедрения современных принципов, форм, способов, средств и технологий обучения литературы.

вании у каждого ученика навыков речевой

Библиографический список

1. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. 3-е изд. - М.: Учпедгиз, 1962. -495 с.

2. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М., 1969.

3. Нишанбаева, Ж.М. Литературно-художественные тексты как материал для развития творческой активности учащихся / Ж.М. Нишанбаева, С.Р. Абдыкадырова, А.Ю. Мамырова // Бишкек мамлекеттик университетинин жарчысы. - 2023. - № 1 (63). -P. 304-308. - DOI 10.35254/bhu/2023.63.55. - EDN PRIDWT.

4. Закирова Г.М. Развитие устной речи в литературном образовании // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. - 2016. - Т. 5. №1. - С. 126-129.

5. Рысбаев С. Педагогика кыргызского детского фольклора. - Бишкек, 2006. - С. 13-64.

6. Мамырова, А.Ю. Вопросы развития творческой деятельности учащихся младших классов на уроках литературного чтения / А.Ю. Мамырова, Г. Курбаналиева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2023. - № 2-1(77). -С. 129-133. - DOI 10.24412/2500-1000-2023-2-1-129-133. - EDN DYQFRD.

7. Насырова М.Б. Этнопедагогический подход в воспитании культуры межнационального общения студентов: монография. - Оренбург: Агентство «Пресса», 2007. - 283 с.

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF SPEECH DEVELOPMENT IN THE SYSTEM OF LITERARY EDUCATION IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

D.A. Yzabekova, Candidate of Philological Sciences S.R. Abdykadyrova, Candidate of Philological Sciences Osh State University (Kyrgyzstan, Osh)

Abstract. The article describes the methodological foundations of speech development, which shapes the type of speech activity of students in literature lessons. Modern education in secondary vocational schools requires students to develop the ability to realize themselves in a new social environment and adapt to various life situations. The work notes the importance of developing communicative competence, which is the expansion and deepening of language and linguistic competence, their inextricable unity. In particular, the main methods related to the development of speech in literature lessons are presented.

Keywords: speech, literature, education, reading, upbringing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.