Научная статья на тему 'Специфика правовых основ деятельности хозяйственного партнерства'

Специфика правовых основ деятельности хозяйственного партнерства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1159
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ / АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО / ИНВЕСТИЦИОННОЕ ТОВАРИЩЕСТВО / ЗАКОН О ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПАРТНЕРСТВАХ / ПРАВОСПОСОБНОСТЬ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА / ПРАВА / ОБЯЗАННОСТИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Семенова Ю. А.

В данной статье проведен общий анализ правовых основ деятельности хозяйственных партнерств в Российской Федерации. В работе рассмотрены отличия партнерств от обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ и инвестиционных товариществ. Сделана попытка выявления исключительных черт хозяйственных партнерств, как специфического субъекта хозяйственного права. Выявлены противоречия законодательства, требующие дальнейшего совершенствования нормативных основ деятельности хозяйственных партнерств в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS LEGAL BASES OF THE ECONOMIC PARTNERSHIP

This article provides an overview of the legal framework of economic partnerships in the Russian Federation. The paper discusses the differences between partnerships of limited liability companies, joint stock companies and investment partnerships. An attempt was made to identify the exceptional traits of economic partnerships as a specific subject of commercial law. Revealed the contradictions of legislation that require further improvement of the regulatory framework of economic partnerships in Russia.

Текст научной работы на тему «Специфика правовых основ деятельности хозяйственного партнерства»

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА

Семенова Ю.А.

3.9. СПЕЦИФИКА ПРАВОВЫХ ОСНОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА

Семенова Ю.А., аспирантка. Место учебы: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. Подразделение: кафедра предпринимательского права. E-mail: [email protected]

Аннотация: В данной статье проведен общий анализ правовых основ деятельности хозяйственных партнерств в Российской Федерации. В работе рассмотрены отличия партнерств от обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ и инвестиционных товариществ. Сделана попытка выявления исключительных черт хозяйственных партнерств, как специфического субъекта хозяйственного права. Выявлены противоречия законодательства, требующие дальнейшего совершенствования нормативных основ деятельности хозяйственных партнерств в России.

Ключевые слова: хозяйственное партнерство, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, инвестиционное товарищество, Закон о хозяйственных партнерствах, правоспособность хозяйственного партнерства, права, обязанности, ответственность.

SPECIFICS LEGAL BASES OF THE ECONOMIC PARTNERSHIP

Semenova Y.A., postgraduate student. Place of study: Financial University under the Government of the Russian Federation. Department: chair of business law. E-mail: [email protected]

Annotation: This article provides an overview of the legal framework of economic partnerships in the Russian Federation. The paper discusses the differences between partnerships of limited liability companies, joint stock companies and investment partnerships. An attempt was made to identify the exceptional traits of economic partnerships as a specific subject of commercial law. Revealed the contradictions of legislation that require further improvement of the regulatory framework of economic partnerships in Russia.

Keywords: business partnership, limited liability company, joint stock company, investment partnership, the Law on business partnerships, capacity economic partnership, the rights, duties, responsibilities.

До недавнего времени в российском законодательстве отсутствовали соответствующие специфическим требованиям к участникам инновационной (в том числе венчурной) деятельности, а также установленные организационно-правовые формы юридического лица, в достаточной мере учитывающие особенности реализации венчурных (особо рисковых) бизнес-проектов. Но с 1 июля 2012 года на территории Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон от 03.12.2011 № 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах» [5] (далее - Закон о хозяйственных партнерствах), направленный на устранение этого недостатка.

Согласно законодательных требований хозяйственным партнерством (далее - партнерство) является коммерческая организация, которая создается двумя или более лицами, и управление деятельностью которой осуществляют участники партнерства, а также

иные лица (пределы и объем их участия предусматривается соглашением об управлении партнерством).

Здесь прослеживается четкое отличие партнерств от акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.

Так, согласно п. 1 от. 2 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон об акционерных обществах), акционерным обществом «... признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу» [1].

Согласно Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон об обществах с ограниченной ответственностью), обществом с ограниченной ответственностью «.признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли» [2].

Целью создания партнерств является предоставление услуг в области воспроизведения объектов интеллектуального труда. В этой форме могут быть созданы организации, которые занимаются венчурным бизнесом, т.е. имеют высокий уровень риска, юридические компании, предоставляющие услуги в области искусства или медиа компании.

Согласно п. 3 от. 1 Закона о хозяйственных партнерствах, оно «.может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным уставом партнерства и соглашением об управлении партнерством» [5].

Здесь прослеживается связь с правовыми подходами, применяемыми для обществ с ограниченной ответственностью (п. 2 от. 2 Закона об обществах с ограниченной ответственностью), но в отличие от них деятельность партнерства может быть ограничена также кроме устава еще и соглашением об управлении партнерством.

В отличие от партнерств, акционерные общества несут «.обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами» (п. 4 от. 2 Закона об акционерных обществах) [1]. При этом акционерные общества могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), которая может носить исключительный характер и в соответствии с этим акционерное общество может в течение срока действия специального разрешения (лицензии) не может осуществлять иные виды деятельности, за исключением видов деятельности, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и им сопутствующих.

Исходя из логики законодателя, партнерство должно выступать в роли проектной компании, которая будет использоваться при осуществлении инновационной (в том числе и венчурной) деятельности. При этом разработчики исходили из того, что существующие до принятия Закона о хозяйственных партнерствах организационно-правовые формы хозяйственных товариществ и хозяйственных обществ не соответствуют запросам современного хозяйственного оборота в данной сфере деятельности.

Согласно диспозитивных норм, изложенных в Законе о хозяйственных партнерствах, партнерство может

115

5'2014

Пробелы в российском законодательстве

осуществлять любые незапрещенные законом виды деятельности, если это не противоречит предмету и целям деятельности организации, а также не ограничено соглашением об управлении партнерством и его уставом.

Хозяйственное партнерство выступает сочетанием некоммерческой и коммерческой организационноправовых видов деятельности организации. Форма хозяйственного партнерства аналогична англосаксонской системе права и оптимальна для компаний, оказывающих юридические, консалтинговые услуги, а также производящих продукты интеллектуального труда.

Необходимо отметить, что по замыслу разработчиков Закон о хозяйственных партнерствах призван выполнить ту же роль, что и Федеральный закон от 28 ноября 2011 г. № 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе» (далее - Закон об инвестиционном товариществе) [4], который подразумевает создание российского аналога правовой конструкции ограниченного партнерства. Однако в данном случае способы осуществления этой цели в названных законах серьезно различаются.

Закон о хозяйственных партнерствах предполагает достижение такого результата через использование нового вида юридического лица, а Закон об инвестиционном товариществе - через особые договорные формы [7].

Инвестиционное товарищество образуется на основе договора двух или нескольких лиц (товарищей) о соединении своих вкладов для осуществления совместной инвестиционной деятельности без образования юридического лица для извлечения прибыли (п. 1 от. 3 Закона об инвестиционном товариществе).

Широкий объем правомочий отличает хозяйственные партнерства от инвестиционных товариществ (которые вправе вести лишь инвестиционную деятельность) и приближает их к другим формам хозяйствующих субъектов, например к обществам с ограниченной ответственностью. Таким образом, по объему правоспособности хозяйственное партнерство можно было бы условно поместить между инвестиционным товариществом, обладающим меньшим набором правомочий, и обществом с ограниченной ответственностью, объем правомочий которого несколько шире.

В более широком смысле необходимо отметить особый, промежуточный характер хозяйственного партнерства как связующего звена между простыми товариществами («объединениями лиц»), не имеющими собственной правоспособности и хозяйственными обществами (объединениями капиталов), обладающими статусом юридического лица.

Законодатель предусмотрел для партнерства, как особого вида юридического лица, общую правоспособность, но при этом ввел и некоторые ограничения. Правоспособность партнерства ограничена в том смысле, что:

- партнерство не вправе осуществлять эмиссию облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

- партнерство не вправе выступать учредителем (участником) других юридических лиц, за исключением союзов и ассоциаций;

- партнерство не может размещать рекламу своей деятельности.

Если по поводу первых двух требований все выглядит достаточно ясным и понятным, то в отношении третьего ограничения, по нашему мнению, ситуация спорна и данный запрет выглядит неоправданным.

Действительно, согласно от. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», под рекламой понимается «... информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке» [3].

Как отмечает А.М. Маркович, «.целью рекламы, распространения рекламной информации является, как правило, получение имущественной выгоды (за исключением социальной рекламы) продвижения товара на рынке» [8, с. 1858].

В свою очередь, по мнению Е.В. Измайловой, задачей рекламы выступает «.не просто информирование покупателей, а целенаправленное формирование, поддержание и удовлетворение спроса на товары, работы и услуги» [6, с. 42].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что реклама неразрывно связана с коммерческой деятельностью организации, выступая необходимым маркетинговым инструментом проведения ее экономической политики в современных условиях.

Партнерство является коммерческой организацией, выступает субъектом предпринимательской деятельности, и при этом цель создания партнерства состоит в извлечении прибыли его участниками.

Важно отметить, что большинство коммерческих организаций активно рекламируют свои товары, работы и услуги, имея при этом за счет рекламы стабильный и эффективный источник доходов. Таким образом, по нашему мнению, партнерства должны иметь полное право на рекламу своей деятельности, а введение законодательных ограничений на использование рекламы в деятельности партнерств не способствует динамичному и поступательному развитию этой новой формы юридического лица.

Для устранения обозначенного противоречия, по нашему мнению, необходима отмена п. 5 от. 2 Закона о хозяйственных партнерствах, в котором обозначен запрет на использование рекламы деятельности партнерства.

Таким образом, в деятельности партнерств присутствует ряд серьезных отличий, выделяющих их из ряда других хозяйственных обществ. Необходимо отметить, что не все законодательные требования в отношении деятельности партнерств выглядят бесспорными и безупречными. Во многом это связано с недостаточным опытом использования данной организационно-правовой формы в российской практике, и следует ожидать дальнейшего совершенствования законодательства, направленного на обеспечение возможности удовлетворения требований, предъявляемых к организационно-правовым формам, используемым для реализации венчурных и инновационных бизнеспроектов.

Список литературы

1. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об акционерных обществах» // Собрание законодательства РФ, 1996, № 1, от. 1.

2. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 29.12.2012, с изм. от 23.07.2013) «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Собрание законодательства РФ, 1998, № 7, от. 785.

3. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О рекламе» // Собрание законодательства РФ, 2006, № 12, от. 1232.

116

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА

Семенова Ю.А.

4. Федеральный закон от 28.11.2011 № 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе» // Собрание законодательства РФ, 2011, № 49 (ч. 1), от. 7013.

5. Федеральный закон от 03.12.2011 № 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах» (ред. от 23.07.2013) // Собрание законодательства РФ, 2011, № 49 (ч. 5), от. 7058.

6. Измайлова, Е. В. Договор на оказание рекламных услуг / Е. В. Измайлова // Актуальные проблемы коммерческого права. Сборник статей / под ред. Б. И. Путинского. - М. : ИКД «Зерцало-М», 2007. - С. 42-43.

7. Комментарий к Закону РФ от 03.12.2011 г. № 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах» [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.torglocman.com /node/4610.

8. Маркович, А. М. Гражданско-правовые аспекты соотношения понятий «реклама» и «рекламная деятельность» / А. М. Маркович // Право и политика. - 2010. -№ 10. - С. 1857-1863.

Рецензия

На статью Семеновой Ю.А. «Специфика правовых основ деятельности хозяйственного партнерства»

Актуальность темы настоящей статьи не вызывает сомнений и обусловливается необходимостью совершенствования законодательства о хозяйственных партнерствах. Научно-практическая значимость положений и выводов, содержащихся в статье, проявляется в том, что автору удалось выявить отличия хозяйственного партнерства от общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества и инвестиционного товарищества, а также исключительные черты хозяйственного партнерства как специфического субъекта хозяйственного права.

Несомненным достоинством статьи является разработка научно-практических рекомендаций по совершенствованию законодательства, регламентирующего основы правового положения хозяйственного партнерства. Предложенные рекомендации заслуживают внимания и одобрения и могут быть полезны как ученым, так и практикам.

Настоящая статья Семеновой Ю.А. развивает общие теоретические положения доктрины о юридическом лице и обусловливает актуальность дальнейших исследований в сфере формирования системы юридических лиц.

Вывод: статья Ю.А. Семеновой «Специфика правовых основ деятельности хозяйственного партнерства» может быть рекомендована к печати в журнале «Пробелы в российском законодательстве».

Рецензент:

Профессор кафедры предпринимательского права Финансовой академии при Правительстве РФ, доктор юридических наук, профессор Барков А. В.

117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.